Определение парламентская монархия. Парламентарная монархия

  • 03.08.2019

Парламентарная монархия

Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям.

Парламентарная монархия - один из двух видов конституционной монархии, наряду с дуалистической монархией, который характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально.

Коренное отличие парламентарной монархии заключается в том, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в первую очередь, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статут, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Примерами подобной формы монархии могут служить: Великобритания, Канада, Австралия, Япония и многие другие страны.

Законодательная власть в этих государствах полностью принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому, парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией - одной из характерных черт современных республик. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром. Для стран с парламентарной монархией характерен следующий принцип: «монарх правит, но не управляет». Остановимся подробнее на ключевых чертах и особенностях парламентарной монархии.

Суверенитет принадлежит народу, а король и парламент лишь реализуют его.

Монархия может быть как наследственная, так и выборная.

Политический режим, как правило, характеризуется как демократический.

В условиях достаточно последовательного проведения принципа разделения властей правительство обычно обладает правом предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы, так как король в таких монархиях может иметь право роспуска парламента. Однако в конституциях обычно определяются достаточно узкие рамки возможных вариантов, при которых это может иметь место.

В парламентарных монархиях центральная, а также решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти: монарх -- парламент -- правительство, принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации. В ряде случаев монарх формально не назначает правительство. К примеру, Конституция Японии прямо запрещает участие монарха в управлении страной, а конституции и конституционная практика Швеции, Норвегии, Великобритании, Японии и других стран не наделяют монарха никакими управленческими полномочиями. Конституции ряда парламентарных монархий (Бельгии, Дании) формально возлагают исполнительную власть в пределах, определенных конституцией, на короля, но фактически она осуществляется правительством, а роль монарха в этом случае сводится лишь к формальному подписанию актов правительства.

Монарх обычно не имеет права отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов, а если и обладает формально таким правом, то практически не использует его (например, в Великобритании, Бельгии), либо использует, но на основании решения правительства. Также в силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх обычно в подписании принятых парламентом законопроектов.

Обычно в парламентарных монархиях король не действует самостоятельно. Его акты подготавливаются правительством и скрепляются, контрассигнуются главой правительства или тем или иным министром, не имея, в противном случае, юридической силы. Такой принцип установлен в Швеции.

Судебную власть осуществляют независимые суды, но приговоры и постановления приводятся в исполнение именем короля.

Подводя итог, следует заметить, что все вышесказанное не должно вести к одностороннему мнению, будто институт монарха в парламентарных монархиях всегда носит чисто архаический и номинальный характер. Отстраненность монарха от управления страной и политических перипетий вовсе не означает, что его роль здесь и в иных отношениях (например, как символа единства нации, морально-политического авторитета, арбитра между ветвями и органами государственной власти и др.) близка к нулевой. Достаточно сослаться на опыт Испании, где в феврале 1981 г. именно король Хуан Карлос как Верховный главнокомандующий остановил попытку военного переворота в стране. А также на опыт Великобритании с ее традицией, согласно которой «король не может быть неправ». Кроме того, в ряде таких монархий, как Малайзия и Таиланд, главы государств имеют существенно более широкие права и полномочия. Вместе с тем, как это вытекает из сказанного, реальная государственная власть в парламентарных монархиях принадлежит не монарху, а парламенту и подчиненному ему правительству. Из этого следует сделать вывод, что существование парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами.

В заключение поговорим о преемственности парламентарной монархии в современном мире. Посмотрим на политическую карту мира. Что же мы наблюдаем? Подобная форма правления уступает только республике. Все остальные виды монархии «остались далеко позади». Преимущество парламентарной многократно. Почему? Написав данную работу, проанализировав определенную литературу, и, имея личные монархические убеждения и взгляды на окружающий мир, я пришел к выводу, что ни один народ не желает жить под властью и давлением однообразной государственной системы, которая заставляет каждое новое поколение мыслить старыми стереотипами. Л. Тихомиров здесь указывает: «значение государства состоит в том, что оно дает место сознательному человеческому творчеству», то есть не навязывает свою волю.

Ведь почему произошла «арабская весна» в 2011 году? А вы представьте себе, что будет, когда один человек бессменно находится у руля государства на протяжении 30-40 лет. В стране никогда не будет никого «движения». А молодое поколение, которое выросло, не хочет жить так, как жило поколение их родителей. Молодому поколению надоела однотипность всего происходящего. Ему надоела старая система, им нужна новая и т. д. И тут как раз-таки и проявляется важнейшая особенность парламентарной монархии. Она одним своим существованием «убивает двух зайцев». То есть она утверждает монарха в качестве формально-юридического правителя государства, а также одновременно лишает его всякого фактического управления тем же государством. В этом и заключается весь секрет большого количества таких монархий на нашей с вами политической карте мира.

Парламентская монархия - конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Признаки парламентской монархии:

1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;

2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства;

3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен);

4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом.

Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

4. Внутренняя структура конституционных судов в зарубежных стран.

Существует две основные модели структуризации конституционных судов:

1) конституционный суд выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей;

2) конституционный суд состоит из специальных структурных подразделений - коллегий (палат, сенатов, секций судей и др.).

Наличие коллегий позволяет повысить оперативность в работе конституционного суда и таким образом решить насущные для большинства конституционных судов проблемы, вызванные все нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков их рассмотрения, медлительностью в прохождении дел.

Пленарные заседания конституционного суда - ведущая организационно-правовая форма его деятельности. Это обусловлено тем, что в полном составе суд рассматривает наиболее важные и сложные категории дел. Коллегии в ряде случаев обязаны передавать дела на рассмотрение пленума. Если в структуре конституционного суда предусмотрены коллегии, то считается, что заседание коллегии тоже есть деятельность конституционного суда: каждая коллегия выступает как конституционный суд. Это подтверждается правилом, согласно которому решения, принятые в пленарных заседаниях коллегий, юридически равнозначны: они выносятся от имени государства и являются решениями конституционного суда.

Наличие коллегий не подрывает статус конституционного суда как единого органа конституционного правосудия. Заседания коллегий и пленарные заседания - организационно-правовые формы осуществления конституционным судом своей единой компетенции.

Коллегии конституционного суда, как правило, равноправны. Порядок формирования коллегий, предусматривающий, в частности, периодическое изменение их состава, позволяет избегать влияния каких-либо интересов и пристрастий на распределение судей между коллегиями.

5. Выборы Президента сша (косвенные выборы, выборы согласно XII поправке к Конституции).

Порядок выборов президента США:

Высшим должностным лицом страны, а также главой исполнительной власти является президент США.

Президент США избирается на 4-летний срок путем двухступенчатых косвенных выборов. В ходе выборов формируется особый орган - коллегия выборщиков, которая затем избирает президента.

В данную коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей.

Число выборщиков от каждого штата различно.

Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование идет за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список

Для избрания президента необходимо набрать270 голосов выборщиков или больше, то есть больше половины от их общего числа.

ПрезидентомСШАможетбытьизбран:

гражданин США по рождению;

достигший 36 лет;

обладающий избирательным правом;

проживший в стране не менее 14 лет.

В одной паре с президентом избирается вице-президент. Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Вице-президент председательствует в Сенате и помогает президенту в его деятельности.

Выборы непрямые: победитель определяется Коллегией выборщиков, голосующие в каждом штате выбирают один из списков выборщиков, обозначенных каким-либо кандидатом. Выборщики обычно заранее обещают проголосовать за кандидата от их партии

Непрямые выборы (также косвенные или многостепенные выборы) - избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами -выборщиками или специальными органами.

В системе косвенных выборов избиратели выбирают выборщиков или специальный орган, которые, в свою очередь, избирают должностное лицо на соответствующую должность.

Коллегия выборщиков, предусмотренная Конституцией США 1789 года, состоит из граждан США, избранных (по штатам) в ходе первичных всеобщих выборов с единственной задачей – обеспечить избрание Президента и Вице-президента США. Всего в Коллегии выборщиков 538 выборщиков. Для избрания Президентом США и Вице-Президентом США необходимо получить не менее 270 голосов выборщиков.

Президент США хотя и избирается Коллегией выборщиков в ходе проведения косвенных выборов, однако в основе косвенных выборов лежит институт всеобщего голосования избирателей, на основе которого (по мажоритарной или пропорциональной системе) и формируется состав Коллегии выборщиков.

8. Нетрадиционные монархии .

1, В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе:

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Север­ной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия; Люксембург; Дания; Норвегия; микрогосударства - Андорра, Монако, Лихтенштейн, Ватикан.

Саудовская Аравия; Кувейт; Объединенные Арабские Эмираты; Оман; Катар; Бахрейн; Непал; Бутан; Бруней; Таиланд; Малайзия; Япония.

В Африке:

Марокко; Свазиленд; Лесото.

Ряд монархий находится в Океании (Фиджи, Тонга, иные островные государства).

Монархиями также являются: Канада; Австралия; Новая Зеландия. Гла­вой данных государств являе1гся МОНарх Великобритании (в настоящее время королева).

2. Монархия отличается следующими признаками:

ü главой государства является Монарх;

ü власть монарха передается по, наследству;

ü деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно"

ü монарх не избирается народом;

ü монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме слу­чаев антимонархической революции, переворота и т. д.);

ü монарх, как правило, является главнокомандующим вооруженными силами;

ü существует особая процедура принятия власти монархом и сопровож­дающий его деятельность церемониал.

3. Монархия может быть

ü абсолютной;

ü ограниченной.

4 . При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью (издает законы, назначает Должностных лиц и др.) - "Государство - это Я" (Людовик XIV).

5. Разновидностями ограниченной монархии являются:

ü дуалистическая;

ü парламентарная.

6. Дуалистическая монархия - Промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначи­тельно. Можно выделить сле/1ующие признаки дуалистической монар­хии:

ü наличие, наряду с монархом иных высших органов государственной власти - парламента и правительства (что несвойственно абсолютной монархии);

ü назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается на­родом);

ü назначение членов правительства монархом и ответственность прави­тельства лично перед монархом;

ü монарх выполняет функции реального главы государства.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX - начале XX в. (в период буржуазно-демократических революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсо­лютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Примеры дуалистической монархии сегодня: Кувейт; Непал.

До 1990 г. оба эти государства являлись абсолютными монархиями, од­нако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта против Ирака совместно с международными силами 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монар­хиям.

7. Парламентарная (конституционная) монархия отличается следующими признаками:

ü наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти -парламент, правительство и др.;

ü парламент избирается народом;

ü правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте, в результате выборов правительство ответственно перед парламентом (также и в парламентарной республике);

ü имеет место разделение властей;

ü монарх принимает участие в политической жизни, однако его власт­ные функции минимальны и носят церемониальный характер (приня­тие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т. д.);

ü лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является гла­вой судебной власти, главой церкви - Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяют­ся.

В настоящее время парламентарными монархиями являются практи­чески все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, а также Япония и др.

8. Особой разновидностью монархий являются нетрадиционные монархии; Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия.

Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий -Эмиратов (Шаржи, Дубай и др.), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ. Малайзия состоит одновременно из республик и монархий. Главы мо­нархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сро­ком на 9 лет.

ВОПРОС 15. Республика как форма правления

Парламентская монархия

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции номинально. Правительство при П.м. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. П.м. сложилась в Великобритании в XVIII в., а в других европейских странах в XIX - начале XX в. В настоящее время П.м. существует в Великобритании, Нидерландах, Испании, Бельгии, Норвегии, Дании, Швеции, Японии и некоторых других странах.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ При парламентской форме правления исполнительная ветвь власти формируется из состава законодателей и коллективно подотчетна в своих действиях законодательной власти. Должности главы государства и главы исполнительной власти разделены,

Из книги Все о Великобритании автора Иванова Юлия Анатольевна

14. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ И ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Отличительными чертами парламентской республики являются образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.Парламент формирует и поддерживает

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Монархия МОНАРХИЯ (греч. monarchia - единовластие) - наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государства является единоличный правитель - монарх: власть монарха, как правило, является пожизненной и

Из книги автора

Парламентская республика ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА - разновидность государства с республиканской формой правления. Другой является президентская республика. Зачастую существуют смешанные варианты. Специфическая черта П.р. - ведущая роль парламента в государстве.

Из книги автора

Парламентская неприкосновенность см. Иммунитет

Из книги автора

Парламентская этика см. Депутатская этика.

Из книги автора

Сессия парламентская СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (лат. sessio - заседание) - период времени. в течение которого парламент (палаты парламента) проводит пленарные заседания и принимает правомочные решения.Сессионный порядок работы парламента исторически сложился в период

Из книги автора

Фракция парламентская ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ - в парламенте или его отдельной палате объединение депутатов, принадлежащих к одной партии, движению. Они либо избраны по их списку на основе пропорциональной избирательной системы, либо выдвинуты (поддержаны) партией,

Из книги автора

Монархия Британия - страна традиций, и одна из самых сильных традиций - это монархия. Вглядываясь в современную британскую монархию, мы сталкиваемся с явным противоречием между основным законом и реальностью.Подданные Ее Королевского ВеличестваЕсли формально

Из книги автора

Возможна ли в России парламентская республика? СТИВЕН КОЭНИсторик, почетный профессор Принстонского и Нью-Йоркского университетовЯ считаю, что парламентская республика представляет собой наиболее демократичную и репрезентативную форму правления. Однако она

Парламентская монархия – один из видов конституционной формы правления. Данная политическая система в настоящее время является самой распространенной среди государств монархического типа. Чем же обусловлена эта распространенность? Давайте выясним, что представляет собой конституционная парламентская монархия, и какой путь прошли отдельные страны для её установления.

Сущность

Парламентская монархия – форма правления, при которой номинальной главой государства является монарх (король, князь, император и т. д.), но фактически функции управления страной выполняет парламент и сформированный им кабинет министров. Таким образом, зачастую номинальный правитель играет декоративную роль.

С другой стороны, монарх может выполнять представительские функции за рубежом, и даже в экстренных ситуациях брать всю полноту власти в свои руки. Правда, последних случаев, хотя они теоретически возможны, история ещё не знала.

Признаки

Из всего вышесказанного можно сформулировать основные признаки парламентской монархии.

Главный критерий, который отличает данную форму правления от остальных систем, заключается в том, что монарх царствует, но не правит. Другие признаки заключаются в том, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того, насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единолично сформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этом кабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится фактическим главой государства.

Монарх подписывает законы, принятые в парламенте, но практически никакого влияния на исполнительную, законодательную или судебную власть не имеет.

Вот такие главные признаки парламентской монархии.

Сравнение с другими формами правления

Парламентская монархия и парламентская республика имеют очень много общих черт. Схожего между ними гораздо больше, чем между первой из них и другими формами монархии.

Главной чертой, объединяющей парламентские монархию и республику, является то, что у обеих форм источником законодательной власти служит выборный парламент. Он же формирует исполнительный орган власти – кабинет министров во главе с премьер-министром. Парламент имеет право роспуска правительства. Для сравнения: в абсолютной монархии решения обо всех назначениях принимает лично монарх. При президентско-парламентской республике кабинет министров назначается президентом, но при условии утверждения его парламентом.

Впрочем, зачастую в парламентской монархии тоже требуется утверждение решения законодательного органа о назначении правительства монархом. Но в большинстве случаев оно носит чисто формальный характер.

Как видим, абсолютная и парламентская монархия имеют мало общих точек соприкосновения, кроме того, что в обоих случаях главной государства считается монарх. Но во втором случае он фактически не правит страной, а только царствует.

Государства с парламентской монархией

В настоящее время во многих государствах мира практикуется использование такой формы правления как парламентская монархия. Страны с подобным способом устройства имеются в Европе, Азии, Австралии и Океании, Северной Америке и Африке.

Наиболее типичный пример государства с парламентской монархией – Великобритания. В настоящее время королевой этой страны является Елизавета II. Наименование её должности стало крылатым выражением, обозначающим руководителя, который фактически ничем не управляет. Хотя в отношении самой Елизаветы данный фразеологизм верен только отчасти. Она, хотя и не вмешивается в политические дела, но тем не менее принимает активное участие в жизни общества. Кроме Великобритании Елизавета считается главой ещё 15 стран Содружества, которые ранее входили в состав Британской империи, в том числе Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Существуют и другие европейские государства парламентской монархии. Среди них можно выделить Нидерланды, Бельгию, Испанию, Данию, Швецию, Норвегию, а также некоторые карликовые страны.

Подобную форму правления имеет и ряд государств Азии, а именно Япония, Камбоджа и Малайзия. Среди африканских стран парламентской монархией является Лесото.

Зарождение парламентаризма

Путь к парламентской монархии у большинства стран был долог и сложен, он лежал через эпохи средневековья и абсолютизма. Поворот к парламентаризму в одних странах происходил сравнительно спокойно, а в других был последствием кровавых революций.

Одним из старейших парламентов мира является законодательный орган Великобритании. Правда, он далеко не сразу получил те функции и права, которыми обладает сейчас, а обрел их в долгой борьбе с абсолютизмом. Только после завершения этой борьбы о Великобритании можно было говорить как о парламентской монархии.

Начало действия английского парламента связано с нежеланием феодалов терпеть поборы короля, который стремился за счет них увеличить поступления в казну. Это, естественно, не нравилось представителям знати, которые не раз поднимали восстание. В 1215 году им удалось добиться от короля подписания Великой хартии вольностей, которая гарантировала ряд важных прав феодалам. В частности король не мог назначать новых налогов без согласия специального совета, который стал прообразом парламента.

В 1264 году началось новое восстание знати против короля. Монарх даже был схвачен и заключен под стражу. Был организован совет из девяти крупнейших феодалов, который фактически стал управлять страной. В помощь этому парламенту глава мятежа и фактический правитель Англии Симон де Монфор собрал парламент, куда кроме рыцарей и других феодалов входили представители высшего духовенства.

Так, с 1265 года стал функционировать английский парламент, но до полноценной парламентской монархии было ещё очень далеко.

Дальнейшее развитие

Позже парламент собирался в основном когда королю требовалось введение новых налогов для обеспечения жизнедеятельности государства, ведения войн и т. д. Несмотря на то что король Эдуард I победил де Монфора, он понимал, что если введет налоги в единоличном порядке, не спрашивая согласия у представителей высшей знати, то это вызовет новое восстание. С 1295 года он стал регулярно созывать парламент.

Со временем полномочия парламента все больше расширялись. С 1322 года его представители стали обсуждать не только финансовые дела, но и вопросы престолонаследия.

По причине того, что в парламент стали приниматься новые сословия, он разделился на две палаты: лордов и общин. В Палате лордов было представлено высшее духовенство и феодалы. Их называли пэрами. Членство в Палате лордов было пожизненным и передавалось по наследству. Представители в Палату общин избирались от каждого графства страны в заранее предусмотренном количестве. Вначале избранными могли быть в основном мелкие рыцари, но затем в доступ парламент получили и представители зарождающейся буржуазии.

С приходом к власти династии Тюдоров королевская власть в Англии значительно укрепилась, а это означало ослабление влияния парламента на государственные дела. Монарх был настолько силен, что мог в единоличном порядке принимать практически все решения. Парламенту отводилась в основном совещательная функция. Но вместе с тем король не спешил отнимать те привилегии, которые получил парламент в предыдущие века. В своих действиях он опирался на Палату общин против ослабевшей аристократии. Наступила пора абсолютизма.

Но, как показала история, это ослабление роли парламента было временным.

Усиление

После прекращения династии Тюдоров и восшествия на престол Стюартов роль парламента в стране значительно возросла.

Вначале Стюарты пытались править единолично, значительно ограничив парламентариев в правах. Король Карл I даже предпринял попытку полностью распустить законодательный орган. Но эффективно управлять страной и собирать налоги без парламента уже не получалось.

В 1640 году Карлом, которому нужны были деньги для восстановления контроля над Шотландией, поднявшей мятеж, был созван так называемый Длинный парламент. Было принято решение, которое заключалось в том, что данный орган не может быть распущен королем или другим лицом. Роспуск был возможен только с согласия самих парламентариев. Ими же была упразднена Палата лордов.

Король вступил в открытую конфронтацию с представителями парламента, которая в конце концов вылилась в Гражданскую войну. В ходе этого противостояния Карл потерпел поражение и был казнен.

В Англии провозгласили республику, а один из лидеров революции, Оливер Кромвель, который фактически стал диктатором, распустил парламент в 1653 году, но уже в следующем году был вынужден созвать новый. Впрочем, это не разрешило внутренних противоречий нового строя, и Кромвель ещё несколько раз распускал и созывал данный орган.

В 1660 году, после смерти Кромвеля, произошла Реставрация Стюартов. Тогда же была снова возобновлена работа Палаты лордов.

Установление парламентской монархии

Тем временем назрело новое противостояние короля из династии Стюартов и парламента. Оно было вызвано желанием короля накладывать вето на решения законодательного органа. Это противостояние вылилось в так называемую Славную революцию.

В 1688 году династия Стюартов была вновь смещена, а королем стал Вильгельм Оранский, женившийся на дочери предыдущего правителя. Уже через год был издан Билль о правах, который существенно расширял полномочия парламента. Именно от него ведет отсчет парламентская монархия в Англии. Теперь король не мог ограничивать действия законов, принятых этим законодательным органом страны.

В 1707 году произошло окончательное объединение Англии и Шотландии в государство под названием Великобритания, что привело к созданию общего парламента. К середине XVIII века роль короля в управлении государством была сведена к минимуму, что говорило о том, что парламентская монархия полностью сформировалась. Практически в неизменном виде она существует в Великобритании до нашего времени.

Современный этап парламентаризма

В настоящее время парламентская монархия в Великобритании является своеобразным эталоном данной формы власти. Королева в этой стране практически не вмешивается в политику, а государством управляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты лордов и Палаты общин.

Право находиться в Палате лордов передается по наследству, но роль этой части парламента в управлении государством в настоящее время существенно ограничена.

Депутаты в Палату общин избираются всенародным демократическим голосованием. Именно победившая на выборах партия получает право формировать правительство страны.

Парламентская монархия в других странах мира

Формирование парламентских монархий в других странах мира имело свои нюансы.

Предтечей современного парламента во Франции стали Генеральные штаты, впервые созванные королем в 1302 году. В 1791-м, после буржуазной революции, предпринята попытка создания конституционной парламентской монархии, но она потерпела крах. Было ещё несколько более успешных попыток идти данным путем развития, но в конце концов народ Франции выбрал республиканскую форму правления.

Но далеко не всегда установление парламентской монархии было следствием войны или революции. Вполне бескровно парламентаризм сменил абсолютизм в Швеции, Дании, Норвегии и во многих других странах мира.

Значение парламентской монархии

Парламентская монархия является своеобразным компромиссом между веками существующими традициями и демократической формой развития. Вернее, данная форма правления помогает объединить эти, казалось бы, несовместимые вещи в одно целое. Монарх продолжает царствовать, но основными процессами в государстве управляет демократически избранное правительство.

Именно это объясняет тот факт, что парламентская монархия как форма правления не теряет свою актуальность даже в наши дни.