Вытеснение советов и роспуск учредительного собрания. Роспуск учредительного собрания

  • 12.08.2019

Текущая страница: 5 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 17 страниц]

§ 8–9. Российская революция 1917 г.
Падение монархии

В истории найдется не много событий, которые оказали бы столь сильное влияние на весь ход развития человечества, как российская революция 1917 г. Реформы Александра II поставили на повестку дня вопрос о замене абсолютной монархии конституционным строем. Однако проведение насущных преобразований затягивалось – это стало одной из основных причин революции 1905–1907 гг. Но и она не решила проблему до конца. Очевидно, что режим переходного типа, который возник в 1907 г., мог просуществовать в России и дольше, но война ускорила назревание общественных противоречий. В эпоху военных потрясений общественное сознание приходило к тому, что грядут неизбежные перемены. Более того, в 1916 г. многие в России, даже в самых верхах, говорили о будущей революции. Но никто не мог предположить, в каких формах она воплотится и каковы будут ее последствия. Февраль 1917 г. подвел черту под почти тысячелетней историей российской монархии.

23 февраля 1917 г. в Петрограде начались массовые забастовки и демонстрации, вскоре они переросли в вооруженное выступление. Но войска столичного гарнизона отказались стрелять в народ, город вышел из-под контроля царских чиновников. Начались революционные волнения в Москве, а также на Балтийском флоте. 27 февраля был сформирован Временный комитет Государственной думы, куда вошли руководители думских фракций. Этот орган явился основой для сформированного вскоре либерального правительства во главе с Г. Е. Львовым. В тот же день, 27 февраля, начал действовать Петроградский Совет рабочих депутатов. Вскоре к нему присоединились и представители гарнизона. Рабочие и солдаты использовали революционный опыт 1905 г. Советы стали возникать по всей стране, преобладали в них, как правило, меньшевики и эсеры. Председателем Петроградского Совета стал меньшевик Н. С. Чхеидзе. Возникло, по выражению В. И. Ленина, двоевластие – Временного правительства и Советов.


2 марта Николай II подписал акт об отречении от престола в пользу своего младшего брата Михаила, который вскоре тоже отказался от власти. Пал вековой бастион российской монархии. Очевидно, страна уже «созрела» для перемен. Народ был озлоблен бедами затянувшейся войны, запас патриотического энтузиазма иссяк. Верхи осознавали необходимость замены недееспособного правительства – даже в либеральных кругах шли разговоры о подготовке переворота. Не случайно практически никто не выступил в поддержку монарха. В 1917 г. не было ничего подобного черносотенному движению времен первой революции.

Решающую роль в развитии февральских событий сыграла армия – как рядовой состав, так и генералитет. Солдаты отказались выполнять карательные функции. Стало ясно, что если конфликт между народом и властью углубится, они повернут штыки против трона. Генералы «ради спасения независимости страны» призвали царя отречься от престола. Надо отдать должное и Николаю – в критические часы он не стал предпринимать лихорадочных усилий для удержания своей власти, сохранив жизнь большого количества людей.

Временное правительство объявило об амнистии по политическим и религиозным делам, провозгласило свободу слова, союзов, собраний и стачек, отменило смертную казнь, а также все сословные, религиозные и национальные ограничения. Царская полиция заменялась народной милицией, подчинявшейся местным органам власти. Наряду с ними управление на местах осуществляли назначенные Временным правительством комиссары. Было объявлено о подготовке к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

На пути к Учредительному собранию

Плавной трансформации политического строя в России не произошло – абсолютная монархия не превратилась в конституционную. Фактически установился республиканский строй (правда, официально республика была провозглашена лишь 1 сентября). Несмотря на всеобщее воодушевление, почти сразу после ухода династии Романовых с исторической сцены рост революционных ожиданий начал раскалывать общество. Неискушенным в политических баталиях массам хотелось быстрых и простых решений.

Особенно остро стоял вопрос о прекращении войны. Поэтому когда 18 апреля новый министр иностранных дел П. Н. Милюков заверил союзников России в том, что Временное правительство будет вести борьбу до победного конца, в воздухе запахло грозой гражданской войны. В этих условиях, стремясь предотвратить катастрофу, либералы и умеренные социалисты (меньшевики и эсеры) выдвинули лозунг «объединения всех живых сил страны». Он стал основой для создания коалиционного правительства, которое было сформировано 5 мая. Месяц спустя это решение было одобрено большинством делегатов I Всероссийского съезда Советов. Гражданскую войну на время удалось оттянуть.

Но и коалиция не смогла завоевать у масс прочного авторитета. К тому же правительство, составленное из представителей предпринимательских кругов, кадетов, эсеров и меньшевиков, не отличалось слаженностью действий. Многим людям казалось, что новая власть делает слишком мало для того, чтобы решить основные проблемы, волновавшие страну. Солдаты хотели домой, но война не прекращалась. Крестьяне мечтали о земле, но угодья помещиков им не отдавали. Подготовка нового наступления на фронте вызвала массовый всплеск недовольства политикой правительства. 18 июня в Петрограде, Москве, Киеве и многих других городах прошли демонстрации под антивоенными лозунгами.

Неужели правительство не понимало важности решения самых насущных проблем? Напротив, именно осознание этой важности и задерживало принятие этих решений. Правительство не случайно называлось Временным. Его главной задачей была подготовка страны к Учредительному собранию. За этим стояло очень многое: требовалось в сложнейших условиях обеспечить свободное волеизъявление десятков миллионов людей, имевших самые смутные представления о парламентаризме. Временное правительство считало, что именно Учредительное собрание будет вправе принимать окончательные решения по ключевым вопросам политического, экономического и национального устройства государства. Вожди Февраля не хотели присваивать себе это право. При этом они готовили законодательную базу нового строя (особенно много работы шло по аграрным вопросам), ведь казалось, что она на столетия вперед обеспечит функционирование российской демократии.

Коалиционное правительство пережило ряд кризисов, состав его менялся несколько раз. С июля 1917 г. главой кабинета стал популярный думский деятель – юрист эсер А. Ф. Керенский. Постепенно в его руках сосредоточивалось все больше властных полномочий. Однако это происходило на фоне продолжавшегося падения популярности коалиционной политики.

При всей остроте политической борьбы в 1917 г. среди всех более-менее видных ее участников практически не было таких, кто не выступал бы за демократические идеалы. Даже двинувший в конце августа на столицу войска главнокомандующий генерал Л. Г. Корнилов вовсе не был их врагом. Напротив, «сын казака-крестьянина» обещал сделать все возможное, чтобы довести страну до Учредительного собрания, которое и определит «уклад новой государственной жизни». В его действиях была своя логика: надо навести порядок, закончить войну, а потом уж спокойно решать внутренние проблемы. Покушение генерала на «революционное правительство» встретило решительный отпор со стороны дружно выступивших социалистов. Поход Корнилова на столицу завершился провалом.


Присяга женского «батальона смерти», сформированного Временным правительством. Москва, 1917 г.


Подавление «корниловщины» – едва ли не единственный в 1917 г. пример совместных действий эсеров, меньшевиков и большевиков. Сразу после победоносного Февраля в низовых организациях социал-демократов предпринимались попытки объединиться, а некоторые из них даже и не раскалывались на большевиков и меньшевиков. Но борьба руководителей двух частей РСДРП (фактически двух самостоятельных партий) сделала объединение несбыточным. Более того, противоречия в рядах социалистов обострялись. Часть меньшевиков и эсеров все настойчивей требовала отказа от «прогнившей» политики коалиции. В результате из эсеровской организации вышла партия левых эсеров (ПЛСР), в рядах меньшевиков все громче заявляла о себе группа «интернационалистов», выступавших не только против коалиции, но и против войны.

Но главный рубеж в спорах социалистов, ставших, безусловно, ведущей политической силой страны (это подтвердили выборы в Учредительное собрание), находился на линии, разделявшей их представления о характере революции и будущем политическом строе России. Все они – большевики, меньшевики, эсеры – были революционерами, мечтали о социализме. Но при этом суть эпохи оценивали по-разному.



3 апреля 1917 г. после многолетней эмиграции вернулся в Россию В. И. Ленин. На митинге, организованном большевиками и Петроградским советом, он призвал рабочих и солдат к совершению социалистической революции. В своих «Апрельских тезисах» Ленин говорил о возможности передачи власти в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства. Надежды на победу социализма большевики связывали с распространением революции во всемирном масштабе. Западный пролетариат, по их мысли, оказал бы помощь отсталой России в создании передовой экономики. Ведь обобществление производства на социалистических началах, как полагали марксисты, было возможно лишь при наличии высокоразвитой промышленности и многочисленного рабочего класса. Победу нового строя в России должна была обеспечить диктатура пролетариата в форме Советов – она будет означать истинную демократию для трудящихся и даст возможность провести экономические преобразования. Ленин подчеркивал: «Не парламентская республика, – возвращение к ней от Советов рабочих депутатов было бы шагом назад, – а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху».

Меньшевики утверждали, что уровень развития российского капитализма еще не позволяет говорить о зрелости предпосылок для перехода к социализму. Значит, власть сохранит буржуазия, а пролетариату нужно бороться за демократический строй (они, как и большевики, ссылались на Маркса, но в другой его трактовке). Приблизительно так же мыслили и эсеры. Поэтому умеренные социалисты, хотя и стояли у колыбели Советов и активно в них работали, выступали против передачи им государственной власти. Ведь это означало бы демократию не для всех, а для части народа – а это уже не демократия. От такой власти один шаг к кровавой диктатуре. Советы виделись меньшевикам и эсерам строительными лесами, надобность в которых отпадет, когда будет построено здание парламентской демократии.

Большевики приходят к власти

Под лозунгом «Вся власть Советам!» 3–4 июля в столице состоялись массовые вооруженные демонстрации. На помощь демонстрантам прибыли матросы Кронштадта. Несмотря на внушительную поддержку своих позиций, Ленин не решился призвать рабочих и солдат к свержению правительства – полной уверенности в победе у него тогда еще не было.

Иначе обстояло дело осенью 1917 г. В Петроградском, Московском и ряде других Советов большевики заняли руководящие позиции. В ходе вооруженного восстания 24–25 октября вооруженные отряды созданного столичным Советом Военно-революционного комитета (ВРК) заняли в городе ключевые позиции. Созданный по инициативе умеренных социалистов Временный совет Российской республики (Предпарламент) был разогнан, в Зимнем дворце арестованы члены правительства. Коалиционный политический режим рухнул почти столь же легко, как в феврале – царский. Штурвал государственного корабля перешел в руки большевиков. Их победа в столице была безоговорочной, 3 ноября власть Советов победила и в Москве. В провинции эсеры и меньшевики кое-где сумели оказать сопротивление, но на общий ход событий это не повлияло. Рабочие поддержали большевиков, даже вождь меньшевиков-интернационалистов Л. Мартов был вынужден признать, что за большевиками идет значительная часть пролетариата. Решающим условием победы партии Ленина явилось участие солдат в перевороте.

Призыв немедленно покончить с «империалистической» войной находил поддержку на фронте, еще большую популярность он приобрел в тыловых гарнизонах. Их солдаты не торопились идти на фронт. Они и стали главной опорой большевиков в столице и крупных провинциальных городах.

Осенью 1917 г. ленинцы оказались на самом гребне волны народного недовольства. Они безошибочно скоординировали свои лозунги (мир – народам, земля – крестьянам, власть – Советам) с теми настроениями «стихийного большевизма», которыми были пропитаны массы. В сознании революционных масс, не замутненном тонкостями политических доктрин, партия Ленина представала чудотворцем, который выведет страну на дорогу счастья. К тому же РСДРП(б) была единственной крупной партией, никак не скомпрометировавшей себя участием в послефевральскои власти. Ведь сразу после возвращения на родину Ленин заявил: «Никакой поддержки Временному правительству!» Большевики постоянно критиковали правительственную политику, а сами не несли ответственности за то, что происходило в стране.

Не слишком напугало массы появившееся в ходе июльских событий сообщение о том, что большевики разваливают фронт на деньги германских властей. Идея защиты «революционного отечества» не вызывала массового энтузиазма, да и само обвинение не выглядело слишком доказательным, оно больше напоминало политическую «подножку».


Штурм Зимнего. Художник П. П. Соколов-Скаля


Одной из причин победы партии большевиков стала характерная для РСДРП(б) дисциплина, отсутствие в ее рядах серьезных внутренних противоречий. Группа «умеренных» большевиков, не веривших в возможность победы вооруженного восстания, была незначительной. Авторитет ее лидеров Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева не шел ни в какое сравнение с популярностью В. И. Ленина. Его роль в победе РСДРП(б) переоценить невозможно. Вождь большевиков обладал колоссальной жаждой политической власти, был виднейшим партийным лидером своего времени. Даже в самых, казалось бы, проигрышных ситуациях он мог повести партию за собой, убедить сомневающихся, «подавить» своим авторитетом оппонентов. Была в рядах большевиков и еще одна сильная личность – Л. Д. Троцкий, избранный в сентябре 1917 г. председателем Петроградского Совета. Именно он, талантливый оратор и администратор, взял на себя укрепление «боевого духа» солдат и рабочих, а также организационные вопросы октябрьского восстания.

Новый политический режим

На II съезде Советов, проходившем 25–27 октября, большевики получили численный перевес. Это позволило делегатам съезда законодательно закрепить результаты вооруженного восстания. Власть в стране перешла в руки Советов, были приняты написанные Лениным декреты о мире и о земле. В течение нескольких месяцев во многих частях страны большевикам удалось разогнать прежние органы местной власти. Происходило становление нового политического строя. Его оболочкой явилась система Советов снизу доверху – от местных (сельских и городских) до Всероссийского съезда Советов. Именно он и стал главным законодательным органом власти. В промежутках между съездами работал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В октябре его председателем стал Л. Б. Каменев, а позже – Я. М. Свердлов. Исполнительная власть сосредоточилась в руках нового правительства – Совета народных комиссаров, – которое возглавил В. И. Ленин.

Система Советов стала камуфляжем для власти реальной – большевистской. В верхах РСДРП(б) принимались все важнейшие государственные решения. Не изменило ситуации и то, что в Совнарком в ноябре 1917 г. вошли представители партии левых эсеров. Новая коалиция на непродолжительное время создала лишь видимость какого-то демократизма в советских верхах.

В первые послеоктябрьские недели страна была охвачена преобразованиями. На фронте удалось заключить перемирие, открылись мирные переговоры. В соответствии с Декретом о земле помещичьи угодья передавались крестьянам. На предприятиях вводился рабочий контроль, началась национализация транспорта, банковской системы, промышленности. Состоялись откладывавшиеся в течение долгого времени выборы в Учредительное собрание. Несмотря на саботаж со стороны чиновников, налаживалась работа обновленных министерств – наркоматов. Для слома сопротивления «классовых врагов» была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В процесс управления государством активно включались рабочие и солдаты.


Результаты выборов в Учредительное собрание


Итоги выборов в сельской местности и в городах


Сбывались надежды широких масс населения веками угнетаемой страны на свободу и достойную жизнь. Обращать ли тут внимание на разогнанный Совет, где окопались «соглашатели»-меньшевики, или на двух кадетов – «врагов народа», которых в больнице закололи матросскими штыками? Ведь победила истинно народная власть, правит «рабоче-крестьянское правительство». Не вызвал социального взрыва и разгон Учредительного собрания 6 января 1918 г. Немногочисленные демонстрации рабочих и интеллигенции в его поддержку были рассеяны солдатами и красногвардейцами. Получившие относительное большинство в собрании эсеры не имели ни сил, ни политической воли, чтобы оказать вооруженное сопротивление. Многие солдаты и рабочие шли за большевиками, верили в успех их преобразовательных планов.

Спустя несколько дней после роспуска Учредительного собрания открылся III Всероссийский съезд Советов. Одобрив деятельность ВЦИК и Совнаркома, делегаты приняли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она провозглашала уничтожение эксплуатации человека человеком, ставила задачу построения социализма.

Точки зрения на революционные события 1917 г.

Из томов, написанных историками и политологами нашей страны и всего мира о событиях 1917 г., можно соорудить, пожалуй, приличную горную вершину. Еще не меньше будет написано, но вряд ли когда-нибудь исследователи придут к единой точке зрения.

Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. С уходом династии Романовых прервалась традиция российской государственности, власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду нации.

Либералы и социалисты (эсеры и меньшевики) полагали, что Февраль открыл путь к свободе, к демократии. Большевиков они считали «контрреволюционерами слева». Советская власть снова закабалила народ – установилась не диктатура пролетариата, а «диктатура над пролетариатом».

Сами большевики считали Февраль прологом Октября. Они видели в ходе событий отражение своей правоты – революция «расширялась» и «углублялась», от первого этапа – буржуазно-демократического она шла ко второму – социалистическому.

Только советская власть, утверждали большевики, отвечала коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.


На одной из московских улиц после боев в октябре – ноябре 1917 г.


Сегодня многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять Февральскую и Октябрьскую революции. Очевидно, целесообразнее говорить о Российской революции 1917 г. (точнее, она закончилась в целом в январе 1918 г., когда было распущено Учредительное собрание и III Всероссийский съезд Советов декларировал окончательное и бесповоротное утверждение новых порядков). Наша Родина стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента. Впервые в истории к власти пришли люди, которые поставили своей целью ликвидировать частную собственность, «построить» новый общественный строй – социализм. Они положили начало новому государству – советскому.

Революция стала началом новой эры не только для России. Коренной перелом в жизни крупнейшей страны мира не мог не отразиться на всем человечестве. Для революционных сил борьба и победа большевиков явились будоражащим воображение примером, противники радикализма насторожились – поднималось зарево «мировой революции».

Подведем итоги

Российская революция 1917 г. ликвидировала монархический государственный строй. После недолгого пребывания у власти либералов и умеренных социалистов к власти пришли большевики – сторонники республики Советов и социализма.

Вопросы

1. Как вы думаете, почему в январе 1905 г. войска беспрекословно выполнили приказ и расправились с демонстрантами в столице, а в феврале 1917 г. перешли на сторону народа?

2. В чем причина возникновения коалиционного либерально-социалистического правительства?

3. Почему летом и в начале осени 1917 г. партии, входившие во Временное правительство, теряли свои позиции, а большевики, напротив, их укрепляли?

4. Какие изменения в политическом строе России произошли в период с февраля 1917 по январь 1918 г.?

5. Чем можно объяснить то, что роспуск Учредительного собрания не вызвал массового недовольства в стране?

Задания

1. Вот какую телеграмму прислал в период выборов в Учредительное собрание один из армейских комитетов в Московское областное бюро Советов: «…Мы не знаем, как и кого выбирать. Товарищи! Не оставьте нас в такой темноте. Вышлите нам программы каждой социалистической партии, в особенности большевистской, так мы с ней мало знакомы, т. е. раньше мы были запуганы большевиками, нам их рисовали как каких-либо предателей, а теперь, насколько мы поняли, они есть защитники революции. ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОЛЬШЕВИЗМ».

На основании документа объясните содержание понятия «стихийный большевизм».

2. Проанализируйте данные о выборах в Учредительное собрание. Представители каких идейно-политических течений получили преимущество? Чем это можно объяснить? Чем отличалась расстановка партийных сил в городе и в деревне? О чем это свидетельствует?

3. Философ Ф. А. Степун отмечал: «Противопоставлять «Февраль» «Октябрю» как два периода революции, как всенародную революцию – партийно-заговорщическому срыву ее… нельзя. «Октябрь» родился не после «Февраля», а вместе с ним, может быть, даже раньше его».

Как вы понимаете это высказывание?



Цели урока

формирование представления о новом политическом режиме,

рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы.

Основные знания

причины роспуска Учредительного собрания.

Основные понятия :

декреты,

Учредительное собрание,

коалиционное правительство.

Оборудование урока :

учебник О.В. Волобуева “Россия и мир в XX веке”,

ПК с акустическими колонками,

диапроектор,

компьютерный учебник,

презентация для урока,

индивидуальные распечатки с заданиями.

Школьники знакомятся с материалом по учебному пособию, анализируют документы, делают выводы,обобщения, в том числе в ходе самостоятельной работы.

Этапы урока:

1.Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока.

2.Входной контроль.

3.Большевики приходят к власти.

4.Первые декреты Советской власти.

5.Судьба Учредительного собрания

6.Завершающий контроль.

7. Рефлексия.

1. Мотивационная беседа.

Формулировка интегрирующей цели урока.

Основное внимание на уроке необходимо обратить события осени 1917 года. Почему Россия не пошла по пути либерально-буржуазной альтернативы,рассмотреть новый политический режим.

В процессе работы вам предстоит узнать:

какие первые декреты были приняты Советами крестьянских и рабочих депутатов после прихода к власти;

судьбу Учредительного собрания.

Вам предстоит также развивать уже имеющиеся у вас навыки работы и научиться:

обобщать материал и делать выводы;

работать с картой;

правильно распределять время работы над заданиями;

оценивать свою работу и работу товарищей.

Выполняя задания, используйте учебник “Россия и мир” автор О.В. Волобуев.

2. Входной контроль

На этом этапе урока наша задача проверить ваше домашнее задание “Февральская революция”.

Для этого вам предлагается выполнить одно из предложенных заданий:

За выполнение задания А – 3 баллов, письменно.

За выполнение задания Б – 4 баллов, устно.

За выполнение задания В – 5 баллов, устно.

На выполнение задания время – 4 минуты.

Задание А.

1. Кто был председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 г.?

А) И.Г.Церетели
Б) Л.Д. Троцкий
В) Н.С. Чхеидзе.

2. Кому принадлежат слова: “Кругом измена,трусость и обман”?

А) Л.Г. Корнилову
Б) А.И. Керенскому
В) Николаю II.

3. Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса?

А) Потому что в его составе были крупные землевладельцы;
Б) потому что оно боялось массового дезертирства крестьян с фронта;
В) потому что этому препятствовали страны Антанты.

4. Какой политический лозунг выдвинул В.И.Ленин в “Апрельских тезисах”?

А) Немедленное свержение Временного правительства;
Б) передача всей власти Советам;
В) передача всей власти Учредительному собранию.

5. Система двоевластии существовала в стране в1917 году в:

А) марте - июне
Б) феврале – сентябре
В) феврале – октябре
Г) марте – августе

Задание Б

Каковы причины Февральской революции?

Какими причинами обусловлено установление двоевластия в стране?

Задание В

Какие реальные альтернативы развития страны существовали в феврале – октябре 1917 года?

3. Большевики приходят к власти.

Политическая ситуация к осени 1917 года меняется.Меняется и тактика Советов. Мы сейчас с вами посмотрим отрывок из лекции компьютерного учебника “Большевики приходят к власти”. Во время лекции обратите особое внимание на события Октября 1917 года. После окончания лекции мы с вами выполним задание.

Показ отрывка лекции – 4 минуты. Во время лекции краткое сообщение о биографии Л.Д. Троцкого.

По окончании лекции показ слайда № 2

Выполнение заданий:

За выполнение задания А – 3 баллов,

За выполнение задания Б – 5 баллов.

Задание А.

Соотнесите события и даты:

А. 9 сентября 1. Штурм Зимнего дворца. Арест Временного правительства.
Б. 10 сентября 2. Создание ВРК, выполнявшего тролль штаба по подготовке восстания.
В. 12 октября 3. Восставшие овладели всей столицей кроме Зимнего дворца.
Г. 24 октября 4. Большевики берут под свой контроль Петроград.
Д. 25 октября 5. Принятие резолюции о восстании.
Е. ночь с 25 на 26 октября 6. Начало восстания. Захват почты, телеграфа, вокзала.
Задание Б.

В чем причина победы большевиков в октябре 1917года?

4. Первые декреты Советской власти

Работа с содержанием первых декретов.

Показ слайда № 3

5. Судьба Учредительного собрания

Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из лекции компьютерного учебника “Судьба Учредительного собрания”. Обратите особое внимание на результаты выборов в Учредительное собрание. И как изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию. После окончания лекции мы с вами выполним задание.

Показ отрывка лекции – 2 минуты.

Просмотр слайда № 9

Выполнение заданий

За выполнение задания А – 3 балла,

За выполнение задания Б – 4 балла,

За выполнение задания В – 6 баллов.

На выполнение задания время – 3 минуты.

Задание А.

Как и почему изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию?

Задание Б.

Чем можно объяснить то, что роспуск Учредительного собрания не вызвал массового недовольства в стране?

Задание В.

Проанализируйте данные о выборах в учредительное собрание

Представители каких идейно-политических течений получили преимущество? Чем это можно объяснить? Чем отличалась расстановка партийных сил в городе и деревне? О чем это свидетельствует?

6. Завершающий контроль

Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима.

Сегодня существует много точек зрения на революционные события 1917 года.

Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду.

Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть снова закабалила народ –установила не диктатуру пролетариата, а“диктатуру над пролетариатом”.

Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа,только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую”революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.

В завершении нашей работы, для закрепления ваших знаний выполним задания:

1. Установите соответствие:

1) ноябрь 1917 г. А) разгон Учредительного собрания
2) январь 1918 г. Б) принятие “Декларации прав народов России”
3) октябрь 1917 г. В) принятие Декрета о земле
4) март 1918 г.
2. Отречение Николая II от престола произошло: 3) Роспуск Учредительного собрания в России произошел:
1) в 1918 г. 3) в 1922 г.
2) в 1920 г. 4) в 1924 г.
4) Главой последнего Временного правительства был: 5) Декрет о мире был принят:

1) первым Временным правительством

2) I съездом Советов

3) Учредительным собранием

4) II съездом советов

6. Какой представительный орган, избранный на основе всеобщих выборов, должен был решить вопрос о политическом устройстве России?

1) Учредительное собрание

2) Всероссийский земский союз

3) Всероссийский съезд Советов

4) Земский собор

7. Какая политическая партия получила большинство голосов на выборах в Учредительное собрание?

8. Прочтите фрагмент из обращения “Рабочим,солдатам, крестьянам!”. Назовите дату (число,месяц, год) его принятия.

“Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов”.

8. Рефлексия

И. С. Девивье, ТСШ№1, с.Топчиха Топчихинского района, Алтайский край

Вопрос 01. Каковы причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.? Можно ли говорить о том, что это событие было неизбежно? При подготовке ответа используйте материалы предыдущего параграфа и документы.

Ответ. Причины:

1) составы Временных правительств сменялись без участия органов народного представительства, в глазах многих правительство потеряло легитимность;

2) решение самых важных для российского общества Вопросов Временное правительство откладывало до созыва Учредительного собрания, выборы в которое откладывались вместе с решением животрепещущих проблем;

3) рост популярности большевиков из-за их обещания сразу же вывести Россию из войны;

4) в борьбе с выступлением Л. Корнилова Временное правительство оперлось на большевиков;

5) большевики по двум вышеназванным причинам получили большинство в Советах;

6) несмотря на открытую подготовку большевиков к перевороту в течении нескольких дней, правительство не предприняло против них решительных мер;

7) казачьи части 3-го кавалерийского корпуса П.Н. Краснова и юнкера, выступившие против власти большевиков, потерпели военное поражение.

Как видно из всего вышесказанного, приход большевиков к власти не был предопределён. Он стал возможен благодаря тактическим и стратегическим ошибкам в политике Временного правительства, а также военному счастью, оказавшемуся в боях против юнкеров и казаков на стороне Красной гвардии.

Вопрос 02. Перечислите преобразования, которые провели большевики. Определите их характер (буржуазно-демократический, социалистический).

Ответ. Преобразования:

1) «Декрет о власти» передавал всю власть советам, а правительством сделал Совет народных комиссаров;

2) «Декрет о мире» предлагал всем странам немедленно прекратить войну, подписать мир без аннексий и контрибуций;

3) «Декрет о земле» отменял частную собственность на землю и передавал её в пользование крестьянам;

5) название «Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов» говорит само за себя;

6) крупные банки и предприятия были национализированы.

Часть преобразований были направлены просто на захват и удержание власти большевиками (пункты 1 и в условиях того времени 2), часть носила общедемократический характер (пункт 5 и в определённой степени 4), но другие носили ярко выраженных социалистический характер (пункты 3 и 6).

Ответ. События февраля уничтожили старый государственный строй, но не привели к созданию стабильных властных структур, чередующиеся кризисы власти, в которых последующие были следствием предыдущих, привели к событиям октября, потому всё это можно считать единой революцией. Данная революция стала переломным моментом в истории России. Именно тогда решалось, каким будет её государственный строй, кто станет во главе страны и будет определять всю её внутреннюю и внешнюю политику, облик страны в целом. История России пошла бы по абсолютно другому сценарию, если бы в 1917 году победили не большевики.

Вопрос 04. Какое значение имел роспуск Учредительного собрания?

Ответ. Роспуск Учредительного собрания означал окончательный переход власти к Советам и установление диктатуры пролетариата, а также этот разгон собрания и последующий расстрел демонстрации показал невозможность бороться с властью большевиков иными способами, кроме вооружённого выступления, гражданской войны.

Вопрос 05. Расскажите о создании РСФСР, дайте оценку первой Конституции Советского государства.

Ответ. V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 года провозгласил создание Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Это было логичным продолжением политики большевиков. Благодаря принципу федеративности формально соблюдалось право народов на самоопределение, но фактически полный контроль над всеми территориями сохранял Совет народных комиссаров. Принятая на том же съезде конституция провозглашала следующее:

1) конституция официально закрепляла переход России к диктатуре пролетариата в форме советской власти;

2) было закреплено право всех и каждого трудиться, провозглашена борьба с нетрудовыми доходами;

3) высшим органом власти признавался Всероссийский съезд Советов;

4) определялись группы населения, которые лишались избирательных прав.

Вопрос 06. Сформулируйте различные точки зрения в партии большевиков на Брестский мир. Какую роль его заключение сыграло в развитии событий в России?

Ответ. От заключения мира зависело, можно ли распустить армию, или она ополчиться против большевиков как не выполнивших обещание. В.И. Ленин стал ратовать за заключение скорейшего мира с Германией любой ценой. Н.И. Бухарин выступал против мира на германских условиях, надеясь, что продолжение войны спровоцирует мировую революцию, которой в то время бредило всё руководство партии. Л.Д. Троцкий предложил не подписывать унизительного мира, а армию распустить. Противники Ленина отстаивали изначальное решение партии, зафиксированное в декрете о мире, Ленин воспринимал заключение мира как средство остаться у власти любой ценой.

Вопрос 07. Охарактеризуйте социально-экономическое положение Советской России в начале 1918 г. К каким последствиям вело его ухудшение?

Ответ. Положение России, особенно экономическое, значительно ухудшилось по сравнению с началом 1917 года, однако это не поколебало власти большевиков. Во всех бедах они обвинили контрреволюционеров и использовали ухудшение положения в стране для того, чтобы усилить борьбу с ними, то есть чтобы упрочить свою власть. Социальная напряжённость после прихода к власти большевиков усилилась, что стало прямой предпосылкой вскоре начавшейся Гражданской войны.

За выполнение задания Б – 4 баллов,

За выполнение задания В – 5 баллов.

На выполнение задания время – 4 минуты.

Задание А.

1. Кто был председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 г.?

2. Кому принадлежат слова: « Кругом измена, трусость и обман»?

А) Б) В) Николаю II.

3. Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса?

А) Потому что в его составе были крупные землевладельцы;

Б) потому что оно боялось массового дезертирства крестьян с фронта;

В) потому что этому препятствовали страны Антанты.

4. Какой политический лозунг выдвинул в «Апрельских тезисах»?

А) Немедленное свержение Временного правительства;

Б) передача всей власти Советам;

В) передача всей власти Учредительному собранию.

5. Система двоевластии существовала в стране в 1917 году в:

А) марте – июне В) феврале – октябре

Б) феврале – сентябре Г) марте – августе

Задание Б.

Каковы причины Февральской революции? Какими причинами обусловлено установление двоевластия в стране?

Задание В.

Какие реальные альтернативы развития страны существовали в феврале – октябре 1917 года?

За выполнение задания А – 3 баллов,

За выполнение задания Б – 5 баллов.

Задание А.

Соотнесите события и даты:

1. Штурм Зимнего дворца. Арест Временного правительства.

2. Создание ВРК, выполнявшего тролль штаба по подготовке восстания.

3. Восставшие овладели всей столицей кроме Зимнего дворца.

4. Большевики берут под свой контроль Петроград.

5. Принятие резолюции о восстании.

6. Начало восстания. Захват почты, телеграфа, вокзала.

Задание Б.

В чем причина победы большевиков в октябре 1917 года?

За выполнение задания А – 3 балла,

За выполнение задания Б – 4 балла,

За выполнение задания В – 6 баллов.

На выполнение задания время – 3 минуты.

Задание А.

Как и почему изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию?

Задание Б.

Чем можно объяснить то, что роспуск Учредительного собрания не вызвал массового недовольства в стране?

Задание В.

Проанализируйте данные о выборах в учредительное собрание (стр. 62 учебника). Представители каких идейно-политических течений получили преимущество? Чем это можно объяснить? Чем отличалась расстановка партийных сил в городе и деревне? О чем это свидетельствует?

1. Установите соответствие:

2. Отречение Николая II от престола произошло:

3.Роспуск Учредительного собрания в России произошел:

1) в 1918 г. 3) в 1922 г.

2) в 1920 г. 4) в 1924 г.

4. Главой последнего Временного правительства был:

1) первым Временным правительством

2) I съездом Советов

3) Учредительным собранием

4) II съездом советов

6. Какой представительный орган, избранный на основе всеобщих выборов, должен был решить вопрос о политическом устройстве России?

1) Учредительное собрание

2) Всероссийский земский союз

3) Всероссийский съезд Советов

4) Земский собор

7. Какая политическая партия получила большинство голосов на выборах в Учредительное собрание?

1) большевики 3) эсеры

2) меньшевики 4) кадеты

8. Прочтите фрагмент из обращения «Рабочим, солдатам, крестьянам!».

Назовите дату (число, месяц, год) его принятия.

« Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов».

Рефлексия – 5 минут.

На отдельных листках попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.

Для этого ответьте на вопросы:

а) - как я усвоил материал:

Узнал ли больше

получил глубокие знания – 9-10 баллов

усвоил материал частично – 7-8 баллов

мало что понял и запомнил – 4-5 баллов

б) - как я работал?

Где допустил ошибки

Удовлетворен ли своей работой?

везде справился самостоятельно – 9-10 баллов

допустил ошибки – 7-8 баллов

работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо – 4-5

Мое мнение:

было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?

с какими трудностями столкнулся?

какие пожелания могу дать?

19 января 1918 года завершилось первое и последнее заседание Всероссийского учредительного собрания. Его история наглядно продемонстрировала: либерализм в России привить непросто.

Документы

За первый и единственный день работы Всероссийского Учредительного собрания делегаты успели принять 3 документа.
Постановление: Будущее России - это федеративная демократическая республика, «объединяющая в неразрывном союзе народы и области..».
Закон о земле: Вся земля переходила в распоряжение республиканских и муниципальных властей. Отчуждение должно было пройти без каких-либо выплат собственникам.
Международное обращение: Завершить войну и подписать мирные договоры.

Фальсификации

Какие выборы без фальсификаций? В нечестной игре участвовали все партии. Самой популярной технологией было уничтожение партийных списков до начала голосования. Например, в Красногородской волости вообще не были выданы списки большевиков.

Также могли быть изменены списки голосовавших: в Астрахани избирательные удостоверения не получили 20 тысяч человек.
В глубинке было место и угрозам, и поножовщине. В селе Дмитриево Владимирской губернии несколько лесорубов топорами вскрыли урны, запугав при этом комиссию, и заменили эсеровские записки большевистскими. В Саратовской губернии священник подсовывал своим безграмотным прихожанам кадетские списки.
По результатам выборов было не признано 1,58% голосов. Однако все нарушения в статистику, как и принято, не вошли.

Не без бандитов

В Учредительное собрание было избрано 715 человек: более половины - это эсеры, четверть за большевиками, кадеты и меньшевики получили примерно по 2%. Принимали участие в выборах и другие партии, союзы и национальные группы. В заветный список попал и Симон Петлюра, который был избран на Румынском фронте от объединения украинских социалистов. На Украине он обвинялся в погромах. Была в списке и террористка Вера Фигнер, которая была более известна как Вера-«топни-ножка». До выборов она участвовала в покушение на военного прокурора Стрельникова в Одессе.

Матрос Железняк

Единственное заседание УС проходило в Таврическом дворце, который охранялся матросами с той самой «Авроры». Работа собрания началась в 16 часов, а закончилось уже под утро - в 4:40, когда было решено продолжить работы на следующий день в 17:00. Прения могли продолжиться, но матрос Железняков заявил: «Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому караул устал». На следующий день вход в дворец был закрыт и находился под охраной пулеметчиков. А через пару дней ВЦИК постановил распустить собрание.

Расстрел

18 января перед началом заседания в Петрограде состоялось две манифестации. Одни вышли поддержать работу собрания, другие вышли с плакатами «Долой Учредительное собрание!», «Да здравствует безначалие!». Первая демонстрация была расстреляна войсками: 21 человек погиб, десятки ранены. Официальная версия применения оружия: провокации. Второе шествие по Николаевской улице анархистов-коммунистов прошло без эксцессов. Видимо, уже до начала заседания ВЦИК был готов любой ценой прекратить работу собрания.

Несбывшиеся планы

Председатель собрания В. Чернов созвал в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч). Туда вошли некоторые члены бывшего представительного органа. Еще один комитет появился в Омске. В Уфе бывшие делегаты сформировали Директорию. Но восстановить работы Учредительного собрания больше не удалось. С мечтами о втором дне работы бывшие делегаты отправились в эмиграцию. А государственным строительством занялись большевики.