Музей кораблей викингов — реальные экспонаты из средневековья. Музей кораблей викингов.

  • 25.08.2019

Музей кораблей викингов в Осло представляет собой историческую экспозицию, которая повествует о средневековых скандинавских мореплавателях, их морских суднах и быте. В здании музея находятся реальные корабли викингов, которые были подняты с морского дна.


Викингами являются древние племена мореходов, которые жили на землях Скандинавии. Согласно историческим сведениям, именно они впервые добрались до американского континента, за долго до того, как это сделал Христофор Колумб. Доказательство этого, в своих трудах приводит учёный Х.М. Ингстад.

Именно благодаря этому историческому факту, каждого туриста перед главным входом в музей кораблей викингов встречает скульптура историка Ингстада и его жены.

Описание музея и экспозиций

Данное заведение начало свою работу в Осло более чем 90 лет назад, в 1926 году. Основными экспонатами являются три прекрасно сохранившееся корабля викингов, которые были подняты на поверхность во время раскопок на местных фьордах.

Музей кораблей викингов в Осло построен в форме креста. В трёх из них, как раз расположено по одному из морских судов, а в четвёртом находятся предметы быта мореплавателей, путешествовавших на данных кораблях.

По уточнённым данным, все драккары были построены в период с 9 по 10 века. Примерно в это же время они и затонули. Исходя из этого, каждое из них пролежало на морском дне не менее 1000 лет. Их современные названия основываются на том районе, вблизи которого они были обнаружены – это:

  • Тюнский;
  • Гокстадский;
  • Осебергский.


Был найден самым первым. Это произошло в 1867 году. По историческим сведениям, этот драккар был спущен на воду в районе 900 года и предназначался для перевозки и погребения усопших.

К сожалению, до наших дней корабль сохранился не полностью. Однако ученые утверждают, что он имел длину в 22 метра и был оборудован 11 рядами вёсел. Кроме этого, судно имело массивные весовые характеристики и было обшито дубовыми досками. В музее кораблей викингов он занял место в заднем крыле.

Был построен несколько раньше предыдущего, а найден, наоборот, позже – в 1880 году. Использовалось судно также в качестве погребального.

Данный корабль был построен полностью из дуба, поэтому при обнаружении он сохранился в прекрасном состоянии. Его борта были украшены резьбой. Кроме вёсельной системы на судне использовались и паруса, которые позволяли ему передвигаться в ветряную погоду. В это время вся команда могла отдыхать. В последствии было установлено, что на подобном корабле скандинавские мореплаватели могли спокойно пересечь океан и доплыть до Нового света.

Кроме самого судна, на поверхность были подняты многочисленные предметы быта моряков того времени:

  • деревянная посуда;
  • боевые щиты, выполненные из дерева и обшитые металлом;
  • резные шесты, необходимые для возведения шатров;
  • различные металлические предметы.

Кроме этого, в трюмах корабля были обнаружены скелеты животных, в основном, лошадей и собак, которых викинги брали с собой в морское путешествие. Однако есть и одна довольно необычная находка – это останки павлина. По предположениям историкам, её викингам подарили знатные особы с южных земель.

Но самой ценной находкой, при подъёме гокстадского драккара является найденный скелет человека. Он находился в отдельной каюте с большим количеством различных ценных предметов. После проведённой экспертизы выяснилось, что данный господин умер в возрасте 50 лет. По одной из версий, он являлся правителем одного из районов Скандинавии, а звали его – Олаф Гудредссон.
Гокстадское судно располагается в восточной части музея кораблей викингов Норвегии.


Был обнаружен в 1904 году. По предположениям историков, изначально его использовали, как разведывательный корабль, который курсировал возле берегов Норвегии и сообщал о приближении врага. Однако в дальнейшем его переформатировали под погребальное судно.

Корабль, по тем меркам, считался довольно массивным. В длину он достигал 21 метра, а одна мачта имела высоту – 10 метров. Судно приводилось в движение 30-ью гребцами и развивало максимальную скорость до 19 км/час.


Во время крушения на корабле проводился обряд по погребению двух женщин. По найденным останкам учёные установили, что обе они были не европейского происхождения, а скорее всего относились к населению Персии. Кроме скелетов, в усыпальнице находились различные хозяйственные предметы (посуда, ковры, прялки и т.д.), а также четырёхколёсная повозка и зимнее сани.

Больше предметов быта на Осебергском корабле найдено не было. По сведениям учёных, его несколько веков назад уже разграбили местные жители и забрали с собой все ценности.

Информация для туристов

Музей кораблей викингов находится в Осло на острове Бюгде. Добраться из центра столицы Норвегии до него можно на автобусе №30. Кроме этого, существует специальный водный маршрут, который больше всего подходит для туристов. И хотя он занимает значительно больше времени, но во время путешествия можно будет насладиться видами замечательных норвежских фьордов.

Работает музей кораблей викингов Осло практически каждый день, кроме праздников. Часы работы в летнее время: с 9-00 до 18-00 часов, а в зимнее с 9-00 до 16-00 часов по местному времени.

Видео-обзор музея на русском языке

Музеи, рассказывающие об истории викингов, в Норвегии являются одними из самых посещаемых. Особенной популярностью у туристов пользуется Музей кораблей викингов на полуострове Бюгдей, который находится в окрестностях Осло.

В историческую атмосферу, пропитанную тайнами и загадками, посетители попадают еще задолго до созерцания впечатляющих артефактов. Еще у входа их встречает памятник отважному путешественнику, который уверенно доказывает всему миру, что Христофор Колумб прибыл в Америку по давно знакомым викингам путям. Одна из исторических теорий, которая имеет множество подтверждений, гласит: викинги знали о существовании Северной Америки задолго, а именно – на 4 века раньше – до покорения ее испанским мореплавателем.


Видео Корабль викингов в музее Осло

Музей кораблей викингов выглядит как уникальное крестообразное строение, крыша которого выложена красной черепицей. Поводом к его созданию стали очередные раскопки недалеко от Осло, которые проводились в 1962 году. Археологам и реставраторам пришлось долго и кропотливо потрудиться, чтобы из тысяч разрозненных фрагментов воссоздать величественные корабли, принадлежавшие древним воинам. Построенные еще в 9 веке, они воплощают лучшие традиции судостроения того времени. Прочные материалы (дуб, ясень), богатая резьба, интересная форма весел подчеркивают их неоспоримую значимость для периода активной торговли и многочисленных военных походов.

В ходе восстановления артефактов выяснились и важные исторические сведения. Оказывается, корабли были затоплены искусственно тысячу лет тому назад с целью преградить путь вражеским кораблям.

Первый корабль, находящийся сразу около входа в музей, называется «Осебергский», в честь места, где он был поднят со дна пучины. Было выдвинуто предположение, что этот корабль некогда был собственностью жены одного из вождей воинственного племени. На такой вывод подтолкнула отлично сохранившаяся ладья, украшенная великолепным резным узором. Скорее всего, этот корабль применялся для навигации в прибрежной зоне. Осебергский корабль считается небольшим – до 23 метров в длину и около 5 метров в ширину. Параметры водоизмещения судна составляют примерно 35-40 тонн.

Гокстадский корабль размещен в восточной части музея. Он считается более мощным, длина его больше на два метра, чем у Осебергского корабля. На таком судне викинги свободно покоряли просторы океана.

Панорама в Музее кораблей викингов

Третий, Тюнский корабль, находится в западном крыле, он считается самым маленьким из всех кораблей викингов. К сожалению, Тунский корабль сегодня представлен только небольшими фрагментами.

В южном крыле музея удобно расположились все найденные предметы морского обихода: санки, трости с наконечниками в виде голов различных животных, бубенчики, детали от суден. То, что все эти артефакты сохранились даже после тысячелетнего нахождения под водой, – настоящее чудо. И поэтому сегодня, можно только догадываться об уникальной и захватывающей истории каждой ладьи, судна и судьбе отважных участников морских походов.

Коллекция музея не ограничивается предметами старины. Мини-верфь, находящаяся во дворе, служит для работы талантливых мастеров, которые создают деревянные лодки, используя технологии древних кораблестроителей.

Киноцентр, расположенный на территории музея, предоставляет возможность каждому туристу углубиться в факты и события, связанные с историей найденных судов и легендарными раскопками.

Музее кораблей викингов на карте

Любители кулинарной экзотики непременно оценят необычное путешествие, во время которого можно почувствовать себя коком и приготовить рыбный суп по старинному рецепту.

Музей кораблей викингов совсем недавно, в 2012 году, стал партнером уникального проекта, цель которого – определять местонахождение и обеспечивать сохранность затонувших артефактов.

Адрес: Huk Aveny 35, 0287 Осло, Норвегия
Часы работы: Открыто: с 10:00 до 4:00
Телефон: +47 22 85 19 00

Неудивительно, что самыми посещаемыми музеями Норвегии являются те, что освещают историю викингов, морских путешествий, а также морскую жизнь во всех ее проявлениях. Одним из таких музеев является Музей кораблей викингов на полуострове Бюгдой (Bygdoy), недалеко от Осло.


Статья: Музей кораблей викингов

Музей кораблей викингов (Vikingskipshuset) - крестообразное строение с красной черепичной крышей. Здесь с 1926 года выставлены знаменитые корабли викингов. В экспозицию музея входят три судна викингов, найденных при раскопках на побережье фьорда Осло. Тунский корабль, Гокстадский корабль и Осебергский корабль – сохранившиеся до наших дней суда легендарных воинов морей.
Все три корабля, представленные в музее, были построены в IX веке и пролежали на морском дне не менее тысячи лет.
Первый корабль, что находится прямо у входа, называется Осебергским, в честь местечка Осеберг, где он был найден и поднят со дна. Ладья с удивительно хорошо сохранившимся резным узором, предположительно, предназначалась для жены вождя племени викингов. Предполагается также, что это судно использовалось для навигации в прибрежных водах. Корабль считается легким - 22 метра в длину и 5 метров в ширину. Водоизмещение судна - 30 тонн.
Гокстадский корабль, который располагается в восточном крыле музея, на 2 метра длиннее и значительно крепче по постройке. На таких судах викинги могли пересекать даже океан. Известно, что в 1893 году точно такой же корабль, как Гокстадский, дошел из Норвегии до самой Америки.
В третьем, западном, крыле находится самый маленький, Тунский корабль, который, к сожалению, представ""лен лишь отдельными фрагментами.
В южном крыле музея Vikingskipshuset выставлены предметы, найденные на кораблях: санки, бубенчики, трости с наконечниками в форме звериных голов, детали оснастки судов.
То, что эти экспонаты, пролежавшие под водой целое тысячелетие, сохранились – уже чудо. А потому, можно только догадываться о том, какое назначение было у каждой ладьи, какая судьба постигла эти суда и их легендарных пассажиров. Возможно, какой-то из трех кораблей стал жертвой морской стихии, а, возможно, был потоплен в ожесточенной морской баталии. А, может быть, суеверные викинги потопили судно в качестве погребальной ладьи одного из своих вождей, ведь именно так древние скандинавские моряки хоронили своих вождей. Но об этом остается лишь мечтать, глядя на древние корабли викингов, выставленные в этом необычном морском музее.
Vikingskipshuset является частью Музея истории культуры при университете Осло. В 1969 году аналогичный музей открылся и в датском Роскилле.







  • Адрес: Vindebader 12, Roskilde, Дания
  • Телефон: +45 46 300 200
  • Сайт: www.vikingeskibsmuseet.dk/
  • Время работы: 10.00 - 16.00
  • Стоимость посещения: взрослый - 115 крон, студентам - 90 крон, детям до 18 лет - бесплатно

Что за музей?

Музей кораблей викингов находится в , на берегу города Роскилле. Это самое популярное место для посещений и времяпровождения у взрослых и детей. Сюда обязательно приезжают любители истории и поклонники северных мужей, чтобы воочию увидеть те ценности, что дошли до наших дней.

Все началось в 1962 году, когда местные рыбаки обнаружили на дне фьорда пять древних кораблей: два военных, два торговых и одно рыбацкое судно. Самый длинный из них был 30 метров вдоль борта. Когда стало понятно, что находке около 1000 лет, корабли со дна аккуратно подняли, отреставрировали и на их базе создали музей. Как оказалось, суда были затоплены специально, чтобы защитить бухту от вражеских атак с моря. Сегодня музей кроме тематики о временах викингов объединяет в себе находки и знания об азах мореходства и культуре судостроения с древности и до Средних веков. Здесь установлен небольшой кинотеатр, где можно посмотреть документальные фильмы о раскопках затонувших судов.

Чем интересен Музей кораблей викингов?

Зал древних кораблей стал первым из музейных сокровищ. Сюда в дальнейшем стали помещать все артефакты, найденные подводными археологами. Также в музее появилась коллекция моделей судов, карты, картины, некоторые предметы, дошедшие до наших времен – все то, что так или иначе связано с поклонниками Одина. Кстати, в 1990 году коллекция музейных кораблей возросла за счет девяти новых найденных экспонатов, причем, самый большой корабль имеет длину уже 36 метров. Это самый крупный артефакт викингов за все время поисков.

В 1997 году Музей кораблей викингов в Роскилле был расширен, к нему присоединили так называемый Музейный полуостров, где расположена верфь и археологическая мастерская. Здесь же размещается на якоре линейка традиционных датских судов. Мастера с верфи в тандеме с археологами создают суда, которые невозможно отличить от тех, на чем плавали сами викинги. При создании каждого корабля используются воссозданные древние инструменты и старинные технологии, никакого прогресса.

Модели военных кораблей и простых грузовых разместили отдельно так, чтобы можно было детально подойти и рассмотреть каждый из них. А база археологов ведет единый архив всех найденных предметов эпохи. Кстати, для смельчаков существует возможность прокатиться на одном из древних кораблей по окрестностям города.

Как попасть и посетить Музей кораблей викингов?

До одноименной с музеем остановки вас доставит , например, автобусный маршрут № 203, после чего чрез 5-7 минут неспешной ходьбы вы окажетесь перед Музеем кораблей викингов. К самому входу вас сможет довезти и автомобиль, который можно .

Взрослый билет стоит 115 датских крон, лицам до 18 лет вход бесплатный, а вот студентам – 90 крон. Путешествие на старинном корабле независимо от возраста будет стоить для каждого 80 крон. С июня по август музей рад своим гостям ежедневно с 10 утра до 17:00 вечера, а с сентября по май – до 16:00. Выходной день музея - понедельник.

Корабли, некогда принадлежавшие знатным викингам, по праву считаются одними из самых масштабных находок археологов. Три из них можно увидеть в норвежском музее кораблей викингов, и сегодня мы с вами пройдемся по его залам.

Сам музей, который норвежцы называют Vikingskipshuset, построен на полуострове Бюгдё в пределах Осло. Он относится к Музею истории культуры при университете норвежской столицы, то есть максимально тесно соприкасается с наукой.

Помимо кораблей здесь можно увидеть и вещи, которые были найдены на кораблях-экспонатах. Это резные санки, деревянные телеги, обувь, кухонные принадлежности, украшения, фрагменты тканей, конская сбруя.

Мы начнем с корабля, который нашли в кургане на ферме Хауген, что в норвежской деревне Рольвсей.

Корабль был построен приблизительно в 900 году – то есть он ровесник победы конунга Харальда Прекрасноволосого в войне за власть над Норвегией. В память об этом эпизоде в стране воздвигнут памятник в виде 3 каменных мечей. Мы уже как-то .


Судно сохранилось лишь частично. Скорее всего, в длину оно достигало 22 метра, и двигалось по воде благодаря 11 или 12 рядам весел. В ширину тюнский корабль не превышал 4,35 метров.

1880 год – гокстадский корабль (гокштадтский)

Спустя 13 лет в другом кургане, расположенном на берегу норвежского Саннефьорда (губерния Вестфолл) был найден еще один погребальный корабль . Считается, что Гокстадский корабль был захоронен в кургане в IX веке.

Он так же был построен из дуба, и по размерам лишь немного превышал тюнский корабль. Его длина примерно 23 метра, а ширина 5,1 метра.


Корабль передвигался с помощью паруса, и лишь в отдельных случаях его команда использовала весла, длиной более пяти метров каждое. Сиденья для гребцов на судне отсутствовали, поэтому они, скорее всего, сидели на морских сундуках.

Вдоль бортов корабля были найдены скелеты убитых животных — 12 лошадей и 6 собак. Одна из собак имела бронзовый ошейник.


На корабле удалось найти фрагмент весьма странной игральной доски. Одна ее сторона похожа на доску для игры в шашки, а другая, с линиями, - для игры мюле.

А вот что еще удалось найти археологам:
шатер и шесты для шатра, покрытые черной и желтой красками, украшенные резьбой и стилизованными головами драконов,
32 круглых боевых щита, примерно по метру в диаметре,
кухонную утварь и деревянную посуду,
пуговицы и застежки из бронзы, свинца или позолоченного серебра,
деревянные сани и три лодки.

Самой же неожиданной оказалась находка скелета, принадлежавшего павлину. Как жилось южной птице в холодной Скандинавии нам, увы, неизвестно, однако покойный явно не жаловался на плохое материальное положение.


Отверстия для весел в бортах

Все это имущество, а так же люди и животные должны были сопровождать на том свете высокого человека, чьи останки были обнаружены на корабле. Он сидел на высоком деревянном стуле посреди корабля.

Есть версия, что в гокстадском корабле похоронили норвежского конунга Олафа Гудрёдссона, умершего в возрасте 50 лет. Как потом выяснили медики, покойный страдал артритом…

1904 – осебергский (усебергский) корабль

Осебергский корабль нашли позже других экспонатов музея, в 1904 году. Кстати, в той же самой земле, которой довелось править и выше упомянутому Олафу Гудрёдссону.


Согласно результатам экспертиз, судно целых 14 лет ходило вдоль побережья, пока в 834 году не превратилось в погребальный корабль. Размерами он не сильно отличается от своих соседей по музею. Его длина 21,6 метра, ширина 5,1 метра, а высота мачты могла достигать 10 метров.


30 гребцов приводили судно в движение, сидя вдоль бортов. В ветреную погоду корабль поднимал парус и разгонялся до 10 узлов. В пересчете на сухопутные меры скорости, это 18,52 км/час.

В корабле похоронили двух женщин высокого социального положения. Интересно, что младшая из них, после анализа ДНК, оказалась обладательницей гаплогруппы U7, которая особенно характерна для иранцев, тогда как среди европейцев не встречается.


К сожалению, многие вещи, которые были положены в корабль при захоронении женщин, пропали еще в Средние века силами местных жителей. Неизвестные грабители оставили после себя аж 14 деревянных лопат и трое носилок. Но при этом унесли с собой все, что было сделано из благородных металлов и до чего они смогли добраться.

Впрочем, до всего они не добрались. Археологи обнаружили котлы и другую утварь, топоры и ножи, а также ручную мельницу для размола зерна.

Поскольку хоронили женщин, то и вещи в корабль положили женские: три прядильных станка, долбленые ящики и деревянные ведра, а так же шерстяную материю и шелковые ленты, плюс ковер. Разумеется, все это дошло до нас порядком истлевшим.


Также покойных снабдили украшенными резьбой четырехколесной повозкой и четверкой саней. Примечательно, что дерево красили уже тогда.


Рядом с судном лежали скелеты 10 лошадей, запряженных по двое, и четырех собак.

И закончим мы сегодняшнюю статью роликом от российских реконструкторов — морской дружины «РУС».
Мы увидим как они спустили в реку Волхов изготовленную собственными руками ладью. Произошло это в самом правильном для таких дел месте — у стен древней крепости Старая Ладога.

А у вас есть интересные фоторепортажи про историю — музеи, крепости, замки,
которые вам довелось посетить?
В нашей стране или за рубежом — неважно.
Присылайте их нам.
Лучшие работы мы обязательно опубликуем в нашей рубрике «Фотоблог».

Фото

Arild Nybø, Broman, BeateL, mike dillon, Helen Simonsson, zug55, edie.wolf, Yipski