Жена геракла в древнегреческой мифологии. Рождение героя

  • 12.09.2019

Зевс (древнегреческое божество, ведающее небом, громом и молнией, а также всем миром) прослыл, кроме прочего, еще и любовной ненасытностью. В очередной раз поддавшись женским чарам, пожелал громовержец обладать прекрасною Алкменой. Прибегнув к ухищрению в виде перевоплощения в героя Амфитриона (супруга вышеупомянутой) и заблаговременно приостановив движение солнца, возлежал громовержец в вожделенных объятьях на протяжении троих суток, в кои был зачат Геракл.

Первое проявление недюжинной силы героя имело место быть еще в младенческом возрасте, когда малыш удушил собственными ручонками двух змей, подосланных зловредной Герой с коварным умыслом. Все последующие прославленные деяния Геракла, так или иначе, связаны с его легендарной физической силой и неподражаемым мужеством. Основная сюжетная линия начинается с момента, когда в припадке ревности (насланном Герой) герой прибегает к детоубийству, страшнейшему из грехов. Далее идет описание всемирно известных двенадцати искупительных подвигов, совершенных по велению аргосского царя (Эврисфея).

О подвигах Геркулеса в нескольких словах

Немейский лев. Сие животное считалось неуязвимым для стрел и копий, поэтому Гераклу пришлось задушить чудище голыми руками. Содранная шкура стала частью атрибутики героя.

Лернейская гидра. Гидра обитала в скалистой пещере, скрытой от глаз, откуда время от времени выползала нападать на жителей окрестностей. Геракл выкурил чудовище из логова горящими стрелами. На месте отрубленной головы тут же вырастало две новые, отчего герою пришлось прибегнуть к помощи Иолая. Пока тот прижигал головы, Геракл поразил существо косой. Отрубив бессмертную голову, он тут же зарыл ее и навалил булыжник.

Стимфалийские птицы. Хищные твари с медными крыльями, клювами и когтями держали в страхе всю округу. Уничтожали урожаи и питались человеческой плотью. В этом подвиге герою посодействовала Афина, посоветовав, оглушив птиц ударом медных тимпанов, заставить взмыть в воздух и стрелять из лука. Выжившие птицы улетели к берегам Черного моря.

Керинейская лань - животное с золотыми рогами и медными копытами, принадлежавшее некогда Артемиде. Спустя год охоты, Геракл все-таки преуспел в поимке лани.

Эрифманский вепрь. Герою удалось заманить вепря в глубокий снег, после чего животное было связано и перемещено в Микены.
Авгиевы конюшни. Как гласило предание, конюшни царя Авгия простаивали десятки лет без намека на вывоз навоза. Гераклу же удалось очистить их за один день при помощи плотин и изменения направлений течений двух рек (Алфеи и Пенеи).

Критский бык. Бык должен был быть принесенным в жертву Посейдону. Однако Минос пожалел быка и подменил его обычным животным из своего стада . По одним источникам, Минотавр появился на свет от связи Пасифии с этим уцелевшим животным. По другим, разгневанный Посейдон послал на остров обезумевшего быка, уничтожавшего все на своем пути. Геракл же изловил животное и добрался на нем вплавь до Пелопоннеса.

Кобылицы царя Диомеда. Геркулес укротил кобылиц, питающихся человеческой плотью, благополучно доставив их к Эврисфею.

Пояс Ипполиты (царицы Амазонок). Гераклу было велено добыть сей пояс, подаренный Ипполите Аресом. Она согласилась отдать пояс, однако, Гера ложью надоумила воительниц напасть на героя. Во время схватки Геракл убил Ипполиту и завладел поясом.

Коровы Гериона. Геракл убил трехглавого великана Гериона и добыл для Эврисфея желанное стадо.

Яблоки Гесперид. Геспериды – нимфы, охранявшие золотые яблоки, дарующие вечную молодость . Гераклу пришлось победить стоглавого дракона, дабы выкрасть искомое и принести в дар Эврисфею.

Кербер (Цербер). Пес о трех головах, охранявший вход в преисподнюю. Выведя существо из Аида, Геракл показал его Эврисфею, после чего благополучно вернул в обитель смерти. После этого заключительного подвига Геркулес наконец был отпущен Эврисфеем на волю.

На закате жизни отчаявшийся от нескончаемых страданий, вызванных ядом, Геркулес сооружает погребальный костер на вершине Эты. Когда пламя практически полностью охватило его некогда могучее героическое тело, с неба спустилась колесница, посланная громовержцем. Вознесшись на Олимп, Геракл занял заслуженное место в древнегреческом пантеизме.

Следует заметить, что разделение подвигов именно на двенадцать не относится ко временам отдаленной античности, а произошло гораздо позже, в эпоху, когда Геракла стали отождествлять с солнечным божеством. С этого периода подвиги стали рассматриваться в соответствии с зодиакальной символикой.

На вершине Олимпа, где среди неприступного утеса разбит заповедный сад богов, под кронами вечнозеленых деревьев пировали небожители.

Зевс смотрел вдаль, где в далекой Беотии, в священном городе Фивы, должен был в этот день родится его любимый сын. Любимейший из любимых.

"Боги и богини Олимпа, внимайте моему слову,- сказал Зевс,- тот младенец моей крови, который вскоре родится в потомстве Персея, получит от меня власть над всей Арголидой и всеми народами окрест".

Дрогнул кубок нектара в руках Геры, и священный напиток пролился на белый мрамор пиршественного стола. "Не верю твоему слову, Олимпиец,- сказала она,- не сдержишь ты его!" О, если бы оглянулся Зевс, то заметил за своей спиной богиню умопомрачения Ату. Но он не оглянулся.

"Нет, Гера,- ответил Зевс,- хотя ты и умна, но все же и от твоего ума многое скрыто, и ты напрасно мне прекословишь. Слово свое я исполню. Клянусь водами Стикса".

После этих слов едва уловимая улыбка промелькнула на на устах Геры - эта клятва и была ей нужна. Ни слова не ответив супругу, она покинула пиршественный стол. Знала Гера, что в этот день две женщины должны были родить: Никиппа, жена царя Микен Сфенела, и Алкмена, жена Амфитриона. Знала Гера и то, что Алкмена родит двойню, двух мальчиков-близнецов - одного от Зевса, другого от мужа, Амфитриона.

День, объявленный Громовержцем днем рожденья будущего величайшего героя, клонился к закату, и властью своей Гера задержала роды у Алкмены и ускорила их у Никиппы.

Так, когда колесница Гелиоса опускалась в воды Западного моря, с жалобным криком появился на свет хилый младенец - сын Никиппы, а сыновья-близнецы Алкмены родились, когда занималась заря следующего дня.

Утром боги Олимпа вновь собрались за пиршественным столом. Радость светилась в глазах Геры. Она подняла кубок с нектаром и сказала: "Поздравляю тебя, мой божественный супруг, вчера родился в доме Сфенела, сына твоего сына Персея, будущий царь Арголиды и всех народов окрест. Эврисфеем назвали его родители. Смотри же, сдержи свою клятву - клятву страшной водой Стикса".

Понял Зевс коварство своей супруги. Черной мглой заволоклось светлое лицо Тучегонителя. Страшась его гнева, притихли, ожидая грозы, даже гости - боги Олимпа. Только Ата злобно хихикнула за спиной владыки мира.

"Это ты, гнусная обманщица,- воскликнул Зевс,- помогла Гере так ловко провести меня! Любишь ты порождениями своего коварного ума смущать не только смертных, но и богов! Ты посмела обмануть даже меня! Но этот обман будет последним твоим обманом здесь, на Олимпе!"

Обрушился Громовержец на богиню Ату. Сбросил он ее с Олимпа на землю и навсегда запретил ей появляться среди богов. Потом обратился Зевс к Гере и сказал ей: "Я знаю, теперь ты будешь преследовать сына Алкмены, многие козни ты ему уготовишь… Но он одолеет все препятствия, все испытания, а твои усилия только возвеличат его и приумножат его славу. Когда он закончит свой земной путь, я вознесу его на Олимп, и ты сама примешь сына Алкмены в круг бессмертных".


Геракл — античный герой, сын Зевса и Алкмены, верховного божества греческого пантеона и земной женщины. В латинской транскрипции имя героя звучит как Геркулес, но пусть вас это не смущает — Геркулес и Геракл являются одним и тем же персонажем. Будучи полубогом, Гекарл всю свою жизнь добивался расположения своего отца-громовержца и возможности попасть на Олимп, для чего ему пришлось осуществить 12 подвигов, которые и увековечили имя героя в веках. Данный миф не стоит воспринимать буквально. Все жизнеописание Геракла — это шифр, разгадав который человек сможет найти путь, ведущий к познанию его божественной природы.

В младенческом возрасте Геракл одолел двух змей, которые заползли в его колыбель. Этот символ можно понимать, как проявление силы чистого, детского сознания, обладающего контролем энергии кундалини или сексуальной энергией, изображаемой в виде двух змей. Следует также понимать, что самые судьбоносные победы случаются спонтанно, бессознательно, без страха и сомнений. Именно они являются определяющими в нашей судьбе, как победа над змеями стала определяющей в судьбе маленького Геракла — узрев силу своего пасынка, Амфитрион, муж Алкмены, принял решение дать малышу всестороннее образование, которое в будущем станет фундаментом для рационального и сознательного использования своих способностей.

В жизни Геракла ключевую роль играют Зевс и Гера, символизирующие, соответственно, мужское и женское начала. Мужское начало несет в себе гармонию, желание учиться, стремление к познанию, олицетворяет порядок. Женское — напротив, сеет разрушение и хаос, пробуждает животное в человеке и толкает его на глупые, опрометчивые поступки.

Геракл совершил множество героических деяний, в основном ратных, но их можно списать на слухи и легенды, коими оброс первоначальным миф о полубоге. Основными же являются 12 подвигов, совершенных Гераклом на службе у царя Эврисфея. Их можно окрестить «подвигами духа», потому что герой наверняка осознавал никчемность своего повелителя, и несмотря на это все равно смиренно принимал вызовы, бросаемые ему. Служение — один из краеугольных столпов всех религий, именно оно проявляется в упорстве Геракла на службе у Эврисфея, в отказе от собственной гордыни в пользу накопления внутренней силы и мудрости, искупления былых ошибок и духовного роста.

В юности Геракл был щедро одарен богами, что тоже несомненно является актом символизма. Каждый из этих подарков можно понимать исходя из черт, приписываемых божествам дарителям. Так, Гермес преподнес Гераклу острый меч — острое слово, красноречие; Аполлон преподнёс лук и стрелы — изящность, эстетизм, артистизм или просто солнечный, благотворный настрой; Гефест подарил панцирь — физическую искусность и силу; Афина соткала одежды, наделив героя мудростью, духовностью, решительностью, бесстрашием и здравомыслием, без которых остальные дары окажутся бесполезными.

В юном возрасте Гераклу довелось защитить родной город от врагов, после чего он женился и стал жить как обычный человек, в тепле и уюте, довольствуясь тем, что называют «обычное человеческое счастье». Но разве для этого были дарованы ему божественные способности? Не находя выхода, сила Геракла привела к его помешательству — в неконтролируемом приступе ярости герой убивает свою жену и детей, после чего, по совету богов, поступает на службу к Эврисфею, дабы искупить свои деяния и раскрыть свой потенциал, познав таинства своего высшего «Я».

Его первым подвигом стала победа над Немейским Львом. Победив льва, Геракл подчинил себе свои глубинные, подсознательные, животные силы и овладел солнечной энергией, которую символизировал лев. Шкура льва, которая в будущем служит Гераклу защитой, указывает на то, покоренные страсти служат верной защитой человеку, делая его невосприимчивым к внешним враждебным выпадам.

Вторым подвигом Геракла была победа над Лернейской Гидрой, которая, как и Немейский Льв, была порождением Ехидны, образа тьмы, кроющейся в человеческом бессознательном. Гидра олицетворяет сразу целый ряд человеческих пороков, «имя им Легион». Это иллюзорность, фобии и такие пороки, как зависть, самомнение, лень, гнев, чревоугодие — их невозможно поставить на собственную службу, а ушедшему неизменно приходит на смену другой, или даже несколько, что изображено в виде голов Гидры. Геракл и отступал, и вяз в трясине, и подвергался нападению рака, и даже прибегал к помощи своего племянника Иолая, что намекает на важность родственных уз и младшего поколения в попытках совладать с темными сторонами своей души.


Рак иллюстрирует генетические предрасположенности и наследственность, но Геракл просто раздавливает его — даже самые тяжелые, неминуемые проблемы рода не могут отвлечь истинного стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Победить Гидру Гераклу удается с помощью огня, символизирующего активное действие, добродетель, созидание. То есть путь к победе над своими слабостями лежит в смещении позиции с «не делать плохого» на позицию «делать хорошее». Но одна из голов Гидры бессмертна и ни отсечь, ни прижечь ее нельзя — Геракл придавливает эту голову осколком скалы — символом твердости, верности, постоянства. Избавиться от порока окончательно нельзя, но лишь неустанная бдительность способна уберечь от него.

Третьим подвигом Геракла стала ловля Керинейской лани, любимицы богини Артемиды. Охота здесь — это не убийство, а приобретение. Ее золотые рога и медные копыта — символ материального богатства, а неутомимость и игривость — страстей и эмоций. После длительной подготовки Геракл преследовал лань до самой Гипербореи. Это погоня за радостями жизни, как эмоциональными, так и материальными, столь заманчивыми и искушающими. Геракл в различных интерпретациях ловит лань по-разному, но в каждом из представленных способов, коих подразумевается множество, таятся терпение, усердие и самоконтроль.


Четвертый подвиг Геракла заключался в том, чтобы изловить Эриманфского вепря. Специфика подвига в том, что путь на гору Эриманф, где и обитало чудовище, лежал через дубовую рощу, где жили кентавры и миновать встречи с ними не было никакой возможности. Именно встреча с кентаврами играет тут основную роль, а не ловля кабанчика. И это урок о сути легкомыслия, которое приходит после победы над пороками, покорении страстей и обретении материальных благ. Геракл принимает приглашение Фола, самого милого из кентавров, погостить у него. Но дружеские посиделки превращаются в кровавое побоище, спровоцированное другими кентаврами, обиженными на то, что их не позвали. В пылу драки, разгоряченный вином Геракл смертельно ранит фола и Хирона, мудрейшего из кентавров, учителя Ахиллеса и своего друга.

Кентавры, спутники Дионисия, символизируют, помимо прочего, пьянство. А лес, роща — священное пространство души, в котором бродят искушения, и разряда тех, что причиняют вред не другим, но самому себе. Да и вепрь является символом неумеренности, нисхождения, плотских утех, вредящих духу. И Геракл поддается соблазну, что оборачивается гибелью Хирона, целителя — поддаваясь соблазнам то, что должно исцелять, оказывается уничтоженным. Самого вепря меч не брал, и Геракл ослепил его солнечным лучом, отраженным от щита, испугал криками и шумом и загнал на горную вершину, где тот увяз в снегу. Это является практической подсказкой — грубая сила не одолевает слабости, но возможность «ослепить» их, лишиться источника искушения и дать возможность выйти эмоциям, по-детски крича и валяя дурака может оказаться эффективным решением. Геракл принес живого кабанчика Эврисфею, но дальнейшая судьба его неизвестна, что можно понимать как намек на неистребимость внутренних слабостей и искушений. Тут, как и с Гидрой, поможет лишь несгибаемое намерение.


Поймав вепря Геракл получил задание перебить свирепых и кровожадных гигантских птиц, обитающих на болотистом озере близ Стимфала. Птицы эти символизируют низменные, похотливые человеческие помыслы. Сперва Геракл поражает птиц стрелами, подарком Аполлона, символизирующим ясные мысли. Но птиц много и такой метод оказывается недейственен. Их необходимо изгнать. Афина, символизирующая интеллект и практицизм, приходит на помощь Гераклу — дарует ему трещотки, изготовленные Гефестом, звук которых изгоняет птиц из долины. Негативные мысли способна изгнать продуктивная творческая деятельность, поскольку возможность творить является, сама по себе, даром богов.


Авгиевы конюшни — шестой подвиг Геракла. Тридцать лет копился навоз в конюшнях царя Авгия и убрать его поручили герою. Но это урок рационального мышления — Геракл вычистил конюшни, но сделал это, направив на скотный двор поток реки, который и смыл все нечистоты. В ментально-эмоциональном плане данный подвиг является символом очищения. Гераклу, кстати, за работу полагалась десятая доля стад Авгия, но тот пожадничал и воспользовавшись нестандартным подходом Геракла лишил его награды. Обман также является частью жизни и предвидеть его не дано, порою, даже героям. В последствии, правда, Геракл отобрал у Авгия все его богатства, но это было уже потом.

Седьмой подвиг — бык с острова Крит, которого необходимо было победить. Бык был даром самого Посейдона, но Минос, царь Крита, не принес быка в жертву, как следовало бы, в следствии чего Посейдон наслал на быка бешенство. Страсть, желание, вожделение, чувственный инстинкт, — все эти качества воплощены в символе быка, традиционном архетипе коллективного бессознательного. О также символизирует смесь женского и мужского начал, стихий огня и воды. Постичь единство этих разностей, а также укротить страсть и обрести господство над своими желаниями — истинный мотив подвига. Гераклу следовало не уничтожить, а укротить быка, для чего необходимо было познать и изучить его. Как Гераклу удалось укротить быка — остается загадкой, что можно понимать как намек на индивидуальный путь для каждого — конкретные рекомендации тут бессильны.


Восьмой подвиг — получения пояса Ипполиты. Тут затрагивается щекотливая тема отношений мужчины и женщины. Ипполита, предводительница амазонок, владеет поясом Ареса, бога войны. Тут кроются сложные взаимосвязи мужского и женского. Мужчина без женщины, как и женщина без мужчины — несколько неполноценны, негармоничны. В разных версиях мифа Геракл по-разному завладевает поясом: в одном он получает его в награду или заслуживает, в другом — отнимает силой. Но оба варианта иллюстрируют, что мужчина получает от женщины именно то, что дает ей. И только интриги Геры, а также мнительность, подозрения, страхи и эго Ипполиты приводят к тому, что битва все-таки случается, а Ипполита, поддавшись голосу темного начала, либо погибает, либо остается в проигрыше. Урок данного подвига ясен: мужчине не стоит идти на поводу у опасных бездумных порывов своей агрессии, а женщине следует сознательно работать со своими тайными страхами и неуверенностью.


Диомедовы кони — девятый подвиг Геракла. Диомед кормил своих коней плотью врагов и животные, олицетворяющие обычно светлые стороны, представлены тут в противоположном образе. Судя по всему, они олицетворяют время, пожирающее человеческую плоть, а также нематериальные страсти, такие как жажда власти. Геракл взнуздывает коней и побеждает самого Диомеда, но в процессе гибнет его друг, что символизирует неизбежность жертв на пути познания. Лошади, в результате, были успешно доставлены Гераклом в Микены. Их принесли в жертву богам или, по другой версии, выпустили в лесные чащи, где их растерзали другие хищные звери. Моральность и духовность в человеке способны укротить и подчинить себе жажду нематериальных благ, которые, впрочем, могут быть уничтожены иными желаниями и страстями в дебрях человеческой души. Рассматривая лошадей как символ времени можно прийти к выводу, что человек, умеющий распределять и управлять своим временем, либо жертвует его на благо собственного совершенствования и развития, либо направляет его в активную жизнь вовне, в результате чего время, что пожирает человека, само оказывается пожираемо деятельностью.

Десятым подвигом Геракла было задание выкрасть целое стадо красных коров у монстра-великана Гериона, жившего далеко на Западе, традиционно ассоциирующимся с царством смерти. Сей подвиг можно рассматривать как умерщвление стереотипного мышления и обретения свежего просветленного сознания. Стражи коров — слуги Гериона: великан Эвритиона и собакоголовый Ортр, порождение Ехидны. Вместе они олицетворяют бесформенную первобытную природу, дикость и двойственность, которая является источником темных глубин бессознательного, агрессивно отторгая наше сознание от спокойствия и гармонии единства. Герион же приходится братом Ехидне. Он очень уродлив — у него три сросшихся туловища, три головы, и по шесть рук и ног. Очевидна аллюзия на библейское зловещее число зверя — 666, которая подчеркивает могущество этого дьявольского порождения. Возможно, тело Гериона — метафора закоснелости ментального, чувственного и физического миров человека; его головы, отдельные, и все-таки соединены — метафора дифференцированного, не универсального сознания, а ноги и руки — противоречивые и несогласованные действия.


По пути к Гериону Геракл достигает края земли, где сооружает вход, точнее, границу между мирами, известную как Геркулесовы столпы. Эти ворота как бы отделяют бытовое сознание от медитативного, необходимого для особого рода познания. Это свидетельствует, что герою, перед выполнением самого задания, необходимо было дистанцироваться от мира и суетливой поспешности обыденной жизни и обрести знание, но не тот набор функциональных способностей, которыми подменено знание в современном мире, но истинное, сокрытое и доступное лишь истинно страждущим его постижения.

Что бы добраться до острова Гериона, Гераклу одалживает свою ладью сам Гелиос. Солнечное божество, явившееся Гераклу, источало столь яркий свет, что герой хотел было пустить в него стрелу, но такое немыслимое для античного сознания поведение приводит к совершенно неожиданному результату: бог одалживает ему свою же ладью. Это ли не символ, призывающий бросить вызов солнечному рациональному сознанию, и, вопреки ожидаемому поражению неожиданно получить средство свободного беспрепятственного прохождения по водам бессознательного? Самих монстров на острове Геракл побеждает достаточно легко, но во всем неизменно присутствует принцип тройственности. Победа над великанами символизировала победу над хаосом, но хрупкость приобретенного знания демонстрируется в обратном пути — Гераклу предстояло не только получить знание, но и уберечь его, минуя множество препятствий.

Одиннадцатый подвиг Геракла заключался в том, чтобы отыскать чудесный сад Гесперид, и добыть оттуда три золотых яблока, дарующих бессмертие. Но на самом деле — это урок Божественной любви, в поисках которой Геракл преодолел множество преград и даже чуть было не вступил в схватку с самим Аресом. Но в результате, добытые плоды оказались неподвластны простому человеку — Эврисфея попросту не сумел удержать их в руках. Тогда Геракл вернул яблоки в сад Гесперид, принеся тем самым жертву Афине, богине мудрости. В этом подвиге Гераклу не пришлось никого убивать, воровать или чистить — Геспериды сами даровали ему плоды, Атлант передал сей дивный дар герою и лишь для того, чтобы тот вернул их обратно. Божественная любовь всегда даруется и сведущее сознание возвращает эту любовь к источнику. Именно в этой плоскости сокрыты тайны бессмертия.


Последний, двенадцатый подвиг Геракла — победа над Цербером, его пленение. Цербер, сам по себе, не представлял собой отрицательного персонажа — он сторожил врата в царство мертвых, не позволяя душам выбраться из преисподней. Три его головы являлись символом тройственности времени — будущее, настоящее и прошлое. Прежде чем спуститься в царство Аида, Геракл прошел таинство Элевсинских мистерий, в ходе которого познал посмертные состояния, избавившись от страха смерти. Кроме того, герой входит в особое взаимодействие с материей времени. Спутником в путешествии в царство мертвых стал Гермес, того, который известен как Тот-Гермес-Трисмегист, основатель алхимии. Гермес помогает Гераклу успешно пройти аудиенцию у Аида, который дал свое разрешение на то, чтобы герой забрал Цербера, но с условием, что Геракл не будет применять оружия. Хотя он в оружии уже и не нуждается, побеждая Цербера голыми руками, как в самом первом своем подвиге его родного брата, Немейского льва. Круг замыкается.

В будущем Цербер был возвращен на свое место, поскольку герой познал главный закон мироздания — закон целесообразности. Пример Геракла, который спрашивал позволения и вернул, в будущем, Цербера на его пост, учит: даже в познании самой смерти и других миров надо уважать высший замысел, распределившие бытие. Говоря иначе, истинная цель пути, истинное предназначение человека — это познание, воссоединение со своим сознанием и архетипами подсознания, гармоничное взаимодействие с их образами. Включиться в круговорот жизни, обрести гармонию в сосуществовании с ритмами и закономерностями природы предполагает изменение собственного сознания, а не изменение действительности согласно ограниченным представлением своего ума.


Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека. Герой проходит внутреннюю самоидентификацию, определяет свою проекцию на внешнюю жизнь и социальную идентификацию, а после — познает сакральные тайны самого мироздания. Подвиги Геракла — практическое руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. Фактически — это дорожный указатель, разглядеть который способен тот, кто истинно жаждет двигаться вперед не только по карьерной лестнице, но и по ступеням развития собственного существа, сокрытого в мясном скафандре.

Рождение героя

Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил богам, что в этот час на земле среди людей родится величайший герой, который будет одарён могучей силой, совершит великие дела и прославится на все времена.

Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему! - сказал Зевс.

Гера, супруга Зевса, обиделась, что такую силу и славу Зевс хочет дать сыну смертной женщины. Мгновенно у неё возник коварный план. Она сказала Зевсу:

Поклянись же, что тот, кто первый родится в этот час, получит власть над всей Грецией и другие герои должны будут служить ему!

Если бы Зевс взглянул в тот миг на свою божественную супругу, он понял бы, что она задумала недоброе, потому что ни у кого на земле и на небе не могло быть тайн от владыки мира ни в делах, ни в мыслях. Но в эту минуту Ата, богиня обмана, отвлекла его внимание, и Зевс не заметил хитрости Геры. Он поднял свою золотую чашу и сказал:

Клянусь! Так будет!

Две женщины на земле ожидали в тот час ребёнка: в Фивах царица Алкмена, которую Зевс выбрал в матери великому герою, и в Микенах аргосская царица. Тогда Гера своей властью задержала рождение одного и ускорила появление второго. И вот сначала явился на свет с жалобным плачем хилый и слабый аргосский царевич Еврисфей, а уж после него сын Алкмены. Как только родился Еврисфей, Гера объявила Зевсу:

Радуйся, Громовержец: сейчас на земле родился тот, кого ты обещал сделать господином всей Греции!

Зевс понял злую проделку Геры. Лицо его потемнело от гнева. Все смолкли, ожидая грозы.

Тогда Громовержец обрушился на богиню обмана Ату. Он сбросил её с Олимпа на землю и навсегда запретил появляться среди богов в своём светлом небесном доме. С тех пор богиня обмана живёт среди людей на земле и своими злыми выдумками сеет вражду между ними.

Потом владыка мира обратился к Гере и сказал ей:

Я знаю, теперь ты будешь преследовать сына Алкмены, подвергать его многим опасностям. Но он выдержит все испытания, одолеет все препятствия, а твои усилия помешать ему только увеличат его славу. Он совершит подвиги, каких до него не совершал никто, и одержит много славных побед. А когда он закончит свои земные дела, я подыму его на Олимп, и ты сама примешь его в круг бессмертных. И пусть будет имя ему Геракл, что значит «прославленный Герой».

Рождение Геракла и хитрость Геры. Жена героя Амфитриона по имени Алкмена славилась своей красотой на всю Элладу. Так прекрасна была она, что сам Зевс обратил на нее внимание. Однажды, когда был Амфитрион в дальнем походе, явился громовержец к ней под видом мужа. Ничего не заподозрила Алкмена, а вскоре родила она двух мальчиков-близнецов. Один из них был сыном Зевса, другой — Амфитриона.

Незадолго до того, как родились они, собрал Зевс на Олимпе богов и сказал: “Случится сегодня на земле великое событие! Родится герой, который славой своей превзойдет всех смертных; будет он силен и благороден, и дам я ему власть повелевать другими героями!”

Услышала эти слова ревнивая Гера и поняла, что не простой родится ребенок, а сын Зевса; снова изменил он ей со смертной женщиной! Решила она перехитрить Зевса и потребовала от мужа клятву, что он поступит именно так, как обещал. Зевс ничего не подозревая, подтвердил клятвой свои слова. Тогда Гера поспешила в Фивы, где жили Амфитрион и Алкмена, и волшебством задержала появление на свет детей Алкмены. Одновременно в Микенах она ускорила рождение хилого и болезненного Эврисфея, сына царя Сфенела.

Как ни в чем не бывало, пришла она к Зевсу и воскликнула: “Радуйся, громовержец! Все случилось по твоему слову! Родился великий Эврисфей, которому будут служить остальные герои Эллады!” В неописуемый гнев пришел Зевс, когда понял, что его обманули.

Зевс пытается сделать Геракла бессмертным. Не мог Зевс нарушить клятву, а потому решил, что лишь двенадцать лет его сын будет служить Эврисфею, а потом получит свободу и в конце своего земного существования будет включен в число богов-олимпийцев. Хотел Зевс сделать сына бессмертным, а для этого должен был ребенок напиться молока Геры. Незаметно для Алкмены забрал Зевс ребенка, отнес его на Олимп и приложил к груди спящей Геры. Проснулась богиня и оттолкнула от себя мальчика; расплескалось по небу ее молоко, образовав на нем белую дорогу, хорошо видимую ночью, — Млечный путь. Так и не получил бессмертия сын Зевса, а его земные родители дали мальчику имя Геракл, что означает “Прославленный Герой”. Брата Геракла назвали Ификл.

Малыш Геракл и змеи. Когда Гераклу было девять месяцев, послала Гера в дом Амфитриона двух огромных змей, чтобы они уничтожили мальчика. Сами собой открылись перед ними двери, заползли змеи по мраморному полу в детскую; пламя вырывалось из их глаз, капал с зубов смертельный яд. Спокойно спали Геракл и Ификл в бронзовом щите Амфитриона, служившим им колыбелью. Но разбудил их Зевс при приближении змей. Ификл громко заплакал, а Геракл, смеясь, схватил змей и задушил их. Вбежал в детскую спальную Амфитрион с обнаженным мечом в руке и увидел, что миновала опасность. Гордо бросил Геракл к его ногам задушенных змей.

Геракл

Воспитание Геракла. Когда Геракл немного подрос, стал Амфитрион учить его всему, что подобает знать и уметь истинному герою. Лучшие наставники показывали ему, как владеть оружием, как побеждать в кулачном бою, как метко стрелять из лука; сам Амфитрион научил его управлять колесницей. Геракла обучали петь и играть на музыкальных инструментах, узнавать звезды, мудро рассуждать о делах божественных и человеческих. Научился Геракл многому, стал он прекрасен физически, благороден душой. Никто не мог с ним сравниться. Был Геракл аккуратен в одежде и умерен в еде, всегда предпочитал спать на улице под открытым небом, а не в душном доме. Никогда не употреблял он во зло свою непомерную силу и не нападал первым до тех пор, пока его не оскорбляли; всегда готов был оказать помощь тем, кто в ней нуждался.

Дары богов Гераклу. Любили Геракла люди, угоден он был и богам-олимпийцам, одарили они его всем необходимым: от Гермеса герой получил меч, от Аполлона — лук и стрелы с орлиными перьями. Гефест подарил Гераклу панцирь, а Афина выткала прекрасные одежды. Даже Зевс и Посейдон удостоили его своими подарками: Посейдон подарил упряжку быстроногих коней, а Зевс — великолепный несокрушимый щит. С благодарностью принял Геракл эти подарки, но пользовался ими редко, — предпочитал он всякому оружию простую дубинку, лук и стрелы.

Гера насылает на Геракла безумие. Только одна Гера по-прежнему ненавидела Геракла. Из страха перед гневом Зевса не осмеливалась она погубить юношу, но вредила ему, как могла. Уже женился Геракл, родились у него сыновья, горячо любил он жену и детей. Но наслала на него Гера безумие, — и вот в безумии, думая, что уничтожает врагов, убил Геракл своих детей и жену. Когда же спала пелена безумия с его глаз, и понял он, что натворил, то заперся он в темной комнате и много дней не показывался людям. Только слуги слышали, как рыдает там могучий герой.

Геракл у пифии. Когда же немного поутихла боль утраты, отправился Геракл в Дельфы, чтобы спросить у пифии, как искупить страшное, хотя и невольное, злодеяние. Ответила ему пифия: “Должен ты идти в Микены, к царю Эврисфею, совершишь ты у него на службе десять подвигов, какие он прикажет, и тем искупишь свое преступление; совершив же подвиги, сопричислишься ты к богам-олимпийцам”.

Тяжело вздохнул Геракл. Слышал он об Эврисфее, знал, что слаб и труслив этот царь, что во многом превосходит Эврисфея он сам, но ничего не поделаешь, должен был Геракл подчиниться воле бессмертных богов. Отправился он в Микены. Обрадовалась Гера: уж теперь-то сумеет она найти подвиг, который будет не под силу Гераклу! С тех пор выискивала она задание одно труднее другого, а Эврисфей отправлял Геракла на их исполнение.