Расследование РБК: на что живет церковь. Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви

  • 30.08.2019

Бывшего патриарха Алексия II, которое он дал в ноябре 2006 года, в 1986 году в стране насчитывалось лишь 6800 православных храмов, а в 2006-ом их стало 27 тыс., было лишь 18 монастырей, а в 2006-ом - 680.

Схема взята

Количественный рост храмов и монастырей продолжился. И уже в 2010-ом патриарх Кирилл читая доклад о состоянии РПЦ, сказал: " Сегодня в нашей Церкви 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов. Действуют 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских. В истекшем году образованы две новых епархии (Калининградская и Бурятская), совершены 7 архиерейских хиротоний, в том числе 5 в России и 2 на Украине".

Прошло еще шесть лет и патриарх заявляет : "За последние только шесть лет наша Церковь увеличилась на 5 тысяч храмов и на 10 тысяч представителей духовенства, а это значит, что миссия Церкви востребована людьми".
Это, по мнению патриарха Кирилла, свидетельствует "о вере нашего народа, о его духовной силе, о том векторе духовного, и даже общественного, развития, которое связывает материальное благополучие с духовным процветанием".
Так что в настоящее время у РПЦ где-то примерно 35 тысяч храмов. Много это или мало для России? Нужно отметить, согласно данным
sdelanounas.ru , в 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч церквей и 1253 монастыря . Таким образом, чтобы достичь дореволюционного уровня, нужно еще РПЦ построить 43 тысячи храмов. Интересно, что население Российской империи в 1913-ом году было больше чем население России в настоящее время, а именно: 166,7 млн человек .
Но вернемся к настоящей арифметике. Если взять все население России сегодня, которое составляет 146 544 710 и разделить его на количество храмов, то на каждый храм получается по 4070 человек. Однако, как свидетельствует православный сайт pravmir.ru в России воцерковленных людей всего 5 - 7 %, что составляет примерно 8 792 682 человека . В результате получается, что на каждый храм приходится 251 человек .
Скажем так, что это немало для обычного среднего храма. Так что большинство православных храмов должно быть переполнены воцерковленными людьми. Я понимаю, что есть храмы, вмещающие в себе тысячи человек, но есть также храмы только на пару десятков человек.
Было бы интересно узнать насколько на самом деле заполнены православные храмы людьми по воскресеньям. Знаю, что протестантских храмах в последнее время стало не так густо, как в 90-е годы.
В России также есть люди, которые возмущаются строительством такого большого количества храмов и, приведенная схема красноречиво говорит об этом. Люди пишут, что количество школ уменьшилось с 1991 года на 23 тысячи, а количество храмов выросло и это, на их взгляд, ненормальная тенденция.
Но на то они и разные люди, чтобы иметь разные взгляды.
Теперь ко всему этому нужно сказать, что всех протестантантов в России, если верить статье в Википедии , максимум 3 миллиона человек, католиков - примерно 700 тысяч человек (Католицизм в России). Если сложить все эти цифры, то вместе с православными получится где-то 13 миллионов человек. Это всего 9 % населения России . Так что путь к достижению Евангелием всего населения этой страны достаточно еще длинный и непростой. Если хотя бы половина населения России пошла в одночасье в храмы, то надо было бы около 300 тысяч храмов вмещающих в себе по 250 человек.

Демьян, если люди будут строить на свои деньги школы и больницы, то сразу возникает резонный вопрос — куда идут их миллиардные суммы налогов, частично из которых, по идее, должны строиться школы и больницы?
И куда деваются сверхдоходы от продажи углеводородов за границу, из которых тоже, вроде бы, должны строиться эти учебно-лечебные учреждения?

Еще вопрос. Если все люди, а они в большинстве сейчас — бедные, будут отдавать свои последние гроши на лечение больных людей, а приближенные к президенту господа будут на свои «»честно заработанные» миллиарды продолжать строить за границей (именно — за границей) роскошные виллы с огромными бассейнами и вертолетными площадками — зачем простым людям такое государство? То, которое обслуживает интересы богатых воров, а не народ и больных детишек этого государства.
Про увеличение количества баров и ресторанов — вообще написана полная глупость. Это родители больных детей их построили, Демьян, или те же воры во власти и около неё? Почему претензия предъявляется не по адресу?

Вы профессионально умеете выстраивать смысловые подлоги. Один из них, например, состоит в вашем указании, что храмы, как бы строятся на пожертвования верующих. С намеком, что государственный бюджет на это не тратится. Откровенная ложь, хоть не высказанная явно.

По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Я не против веры, и не против строительства храмов. Но не за счет моих налогов. Вера и места ее отправления — дело личное и понуждать всех оплачивать ее развитие и содержание — как бы это мягче сказать — неправильно.

И я против неоднократных попыток захвата РПЦ, например, высокодоходного объекта — Исакиевского Собора в Питере, всемирно известного музея, под предлогом, что он принадлежит РПЦ. Он никогда ей не принадлежал, а денежки, как вы пишете, попам «захапать» хочется. Еще бы — около 800 000 рублей чистого дохода в год! А содержать этот памятник культуры по прежнему будем мы, на свои налоги, но не церковь в лице своих торговцев, чьих предшественников еще Иисус Христос бичом выгонял из храма.

Про патриарха Кирилла и говорить не хочется. Или вы уже забыли, как он истребовал через суд с Юрия Шевченко — врача, священника 19,7 миллионов за удаление мифической «»нанопыли» в своей квартире? И как он наотрез отказался отдать Ю. Шевченко свою якобы безнадежно «испорченную пылью» мебель, стоимость которой Ю. Шевченко ему полностью возместил?

Как заявил позже Кирилл,простить Шевченко было бы «некорректно». А корректно было отказать Ю. Шевченко в передаче ему фактически купленной им у патриарха мебели? А ведь Ю. Шевченко хотел просто продать эту мебель, и хоть частично компенсировать свои огромные траты по этому очень некрасивому делу..

Я, как написал ваш админ — сторонник разума. И для меня то, что сделал в этой ситуации Кирилл — поступок, недостойный порядочного человека. Хотел бы написать жестче, но не буду — не хочу давать повод модератору для удаления этой записи.

Резюме. Выражаясь вашим сленгом, Демьян, «подловатенько » писать такие статьи, в которых вина за что-то перекладывается с больной головы на здоровую, и в которой фактам дается совершенно ложная и оскорбительная для простых людей интерпретация.
Типа вот этой вашей инсинуации «Или быть может количество школ уменьшается потому что светские россияне больше думают о том, где бы пополоскать свои телеса летом, чем о больницах для бедных нищих детей?»
Вам самим-то, Демьян, не стыдно за такую подловатенькую статейку?

Вычитал, что Константинопольский патриарх - главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория - Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из -древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.

Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».

Когда стартовала Программа «200 храмов»?

Впервые о программе заговорили после встречи Святейшего Патриарха Кирилла с мэром Москвы Юрием Лужковым, которая состоялась в московской мэрии 6 февраля 2009 года, через 5 дней после патриаршей интронизации. "Мы будем строить церкви в новых районах, чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности, чтобы в нашей Москве, как и раньше, было сорок сороков церквей", - сказал тогда Лужков.

Фонд Поддержки строительства храмов города Москвы был создан 26 января 2010 года по благословению Святейшего Патриарха.

При Юрии Лужкове распоряжение, регулирующее выделение участков под строительство храмов, было подготовлено, но так и не было подписано из-за его отставки. 20 октября 2010 года, за день до вступления в должность нового мэра Москвы Сергея Собянина, временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин подписал Распоряжение № 2367-РП "Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы" . Оно и регулирует выделение участков под храмы.

Официальной датой начала программы считается 29 апреля 2011 года. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви и мэр Москвы Сергей Собянин заложили первый камень в основание церкви около театрального центра на Дубровке. В тот же день в Храме Христа Спасителя прошло первое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы.

Где строятся храмы?

Храмы строятся во всех административных округах Москвы, кроме Центрального. На официальном сайте программы можно посмотреть карту с адресами храмов.

Сколько храмов в Москве сейчас?

894 храма открыто в Москве сейчас, регулярное богослужение совершается в 383.

«Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы - 894. Из них: Кремлевских соборов - 6, кафедральных соборов - 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях - 18, храмов при представительствах Православных Церквей - 8, крестильных храмов - 22, часовен - 79, храмов Патриарших подворий - 82, монастырских храмов - 84, монастырских часовен - 2, приходских храмов - 475, храмов в стадии строительства - 90, временных храмов на территориях строительства храмов по «Программе-200» - 26. При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют приходские общины, - 383. В это число входят кафедральные соборы, храмы при представительствах Православных Церквей, монастыри, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы. 23 храма еще не освобождены прежними арендаторами» (Из Доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы , 28 декабря 2012 года).

Сколько храмов действовало в 1990-2000-х гг.?

872 храма и часовни было в Москве на конец 2008 года, т.е. ко времени смерти Патриарха Алексия II (в список включены 108 монастырских подворий, не все из которых находятся в черте Москвы).

«Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят: 7 Кремлевских соборов; 2 Кафедральных собора; 5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях; 335 приходских храмов; 140 Патриарших подворий; 108 монастырских подворий; 88 монастырских храмов; 17 крестильных храмов; 88 часовен; 82 храма и часовен в состоянии строительства. Не возобновлено богослужение в 22 храмах. Не освобождены прежними арендаторами 20 храмов». (Протокол Епархиального собрания города Москвы , 12 декабря 2008 года)

В 2000 году было 519 храмов и часовен. «В Москве 519 православных храмов и часовен. Богослужения совершаются в 410 храмах, не считая 45 часовен и 18 монастырских храмов; в 39 храмах богослужения еще не возобновлены; 35 храмов не освобождены от прежних арендаторов.» (из Доклада Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2000 года).

В 1992 году в Москве было 254 храма и часовни. «На сегодняшний день в Москве в ведении Московской Патриархии имеются 197 православных приходов, многие из которых имеют приписные храмы. Всего приходских православных храмов на сегодняшний день 222. Богослужения совершаются в 132 храмах, остальные или не имеют крыши, находясь в руинированном состоянии, или не освобождены еще прежними арендаторами. В это число не входят 7 кремлевских храмов, 7 храмов патриаршего подворья в Китай-городе, 7 храмов при учреждениях Московской Патриархии, 10 храмов при государственных учреждениях - больницах и тюрьмах, 4 строящихся храма, 2 колокольни и одна часовня. Не входят в это число и храмы четырех мужских монастырей - Данилова, Донского, Новоспасского и Николо-Угрешского с 23 храмами» (из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы 11 декабря 1992 года).

Таким образом темп роста числа храмов в 1990-2000-х годах был примерно 250 храмов за 10 лет. Нужно учесть, что в 1990е гг. храмы в основном не строились, а восстанавливались. Правда, зачастую восстановление храма в 1990-е по степени сложности выполнения задачи вполне можно сопоставить со строительством нового храма в 2000-е. Государство возвращало здания церквей, закрытых при советской власти, порой в состоянии руины, без кровли, со снесенной колокольней, с провалившимся полом. У приходов редко сразу находилась необходимая сумма на восстановление. Поэтому многие церкви приходилось отстраивать дважды: вначале строились временные конструкции, копились деньги, конструкции сносились, и храм отстраивался.

Сколько храмов построено по Программе «200 храмов»?

Пределы епархий, по общему правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66; из них 64 в пределах России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием японской православной церкви, в Японии. Вне епархии, как части церкви, взаимно одна от другой независимы и самостоятельны в административно-судебных отправлениях, и состоят непосредственно в ведении Святейшего Синода, за исключением епархий Закавказского края (их 4), которыми заведует Грузино-имеретинская Синодальная контора. Каждая епархия находится под непосредственной властью епархиального архиерея и имеет, определенное правилами церкви и законами государства, устройство. Епархиальный архиерей назначается, при соучастии Святейшего Синода, властью Государя. Русские епархиальные архиереи носят титул митрополитов (их 4), архиепископов (неопределенное число) и епископов, но в пределах своих епархий обладают, независимо от титула, равной властью. Епархиальный архиерей - главный в епархии учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и правитель по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления всеми предметами, учреждениями и должностными лицами.
Приходов во всех епархиях ныне числится около 37 000; соборных церквей, с прихожанами и без них - 720; церквей при общественных и государственных учреждениях - около 2000. Монастырей, штатных и заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500 послушников, женских - 250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц.

Содержание церкви и духовенства получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления, обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах, процентами с капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов. "Причты более бедных приходов получают (весьма ограниченное) содержание от казны, но, к сожалению, еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и 1895 г., стр. 427). Святейший Синод располагает специальными средствами, годовой итог которых достигает 7 000 000 рублей. Эти средства - процентный сбор с доходов всех церквей Империи, проценты с типографского и духовно-учебного капиталов, составившихся также от церквей, и пособие от казны на духовно-учебные заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные заведения и на типографии. Из государственного казначейства, по государственной росписи, в последние годы ассигнуется на содержание центральных учреждений при Святейшем Синоде, архиерейских домов, кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей, городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов рублей. См. "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1890 - 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 - 98); Иван Преображенский, "Отечественная церковь по статистическим данным, 1840 - 1891" (Санкт-Петербург, 1897); И. Покровский, "Русские епархии в XVI - XIX веках" (Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (выпуск 4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва, 1893 г.: статьи и ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах - "Церковных Ведомостях", "Церковном Вестнике" и прочих.

М. Горчаков .


Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона "Россия". Санкт-Петербург 1898. Стр. 167-171.