Реализация направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование» - Государственная поддержка талантливой молодежи. Тема: Государственная поддержка талантливой молодежи

  • 04.08.2019

> Реализация направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование»

Направление приоритетного национального проекта "Образование" по государственной поддержке талантливой молодёжи призвано обеспечить условия для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Участие в нацпроекте талантливой, способной молодёжи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества; её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развития как отдельному региону, так и стране в целом.

Приоритетный Национальный проект «Образование» (пнпо) ставит своей целью стимулирование системных изменений по основным направлениям развития образования в России и эффективное содействие становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Участие в проекте талантливой, способной молодежи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. Направление «Государственная поддержка талантливой молодежи» обеспечивает условия для реализации инновационного потенциала российской молодежи.

Молодежь в рамках национального проекта рассматривается как один из стратегических ресурсов общественного развития, и ее деятельностное включение в образовательные, экономические, политические, социальные, процессы способно придать дополнительные импульсы развития как отдельному региону, так и стране в целом. Реализация направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование» стала логическим продолжением многолетней работы Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию и органов управления образованием субъектов российской Федерации, комитетов по молодежной политике по выявлению, развитию и поддержке юных талантов в различных областях знаний, культуры и спорта в рамках подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России». В рамках реализации проекта Федеральным оператором (АПК и ППРО) была организована группа экспертов по пяти номинациям конкурса: олимпиады; социально значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество; учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство, художественное творчество, спорт.

Данное направление приоритетного национального проекта предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России. В соответствии с указом Президента России 1250 ребят - победители российских и призёры международных олимпиад - получают премии по 60 тыс. руб., и 4100 молодых дарований - победители региональных и призёры российских олимпиад - получают премии по 30 тыс. руб.

Часть лауреатов премии отбирается федеральным центром из числа призёров международных и победителей всероссийских олимпиад среди школьников, учащихся профобразования, студентов, а также из числа победителей и призёров общероссийских мероприятий с молодёжью, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими (международными) общественными объединениями. 1250 кандидатам из их числа присуждена премия в 60 тыс. рублей и 2500 - по 30 тыс. рублей.

Вторая часть лауреатов премии талантливой молодёжи определяется субъектами Российской Федерации. Количество премий для каждого региона определяется пропорционально численности молодёжи в возрасте 14-25 лет. По результатам региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий определяются 1600 человек на присуждение премии. В соответствии с правилами присуждения премий талантливой молодёжи отбор кандидатов второй группы производится по пяти номинациям: социально-значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство; художественное творчество; а также любительский спорт.

Выплата премий осуществляется путём перечисления финансовых средств на личный счёт каждого молодого человека. Данные средства ребята могут использовать по своему усмотрению. Также все лауреатам вручаются диплом установленного образца и выписка из приказа Минобрнауки России.

Премия для поддержки талантливой молодёжи - вид государственной поддержки одарённых молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет, осуществляемой в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» . Учреждена Указом Президента Российской Федерации № 325 от 6 апреля 2006 года .

Почему премия включена в национальные проекты

Реализация национального проекта в части поддержки талантливой молодежи позволит:
- выявлять и продвигать талантливую молодежь;
- существенно улучшить качество проводимых мероприятий по отбору талантливой молодежи;
- развивать систему поддержки талантливой молодежи на федеральном и региональном уровнях с участием всего общества;
- создать кадровый резерв для социально-экономического развития страны.

Учреждение премий для поддержки юных талантов является важным элементом государственной молодёжной политики .

Кто может быть кандидатом на получение премии

Схема присуждения премий в 2006 году

5350 молодых граждан России ежегодно в 2006-2008 годах получают премии в размере 60 тысяч и 30 тысяч рублей. Чтобы стать кандидатом на получение премии необходимо стать победителем или призёром всероссийского или международного конкурсного мероприятия (предметной олимпиады учащихся, студентов, фестиваля, чемпионата, конкурса и т. п.), включенного в ежегодный перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, утверждаемых Минобрнауки России, либо победителем регионального конкурсного мероприятия, включенного в список региональных мероприятий.

Победитель всероссийского или призёр международного мероприятия получают 60 тысяч руб., призёр всероссийского мероприятия - 30 тыс. рублей. 1350 победителей региональных мероприятий получают 30 тысяч рублей.

Для получения премии необходимо помимо этого и еще ряд условий:

  • кандидат должен быть на момент получения премии не старше 25 лет и не моложе 14 лет;
  • кандидат должен быть гражданином России;
  • кандидат должен быть победителем или призёром в индивидуальном зачете (командные виды в перечень мероприятий для награждения не включаются). Иными словами, футболист или участник хора и танцевального коллектива (не солист!) не может претендовать на премию.
  • кандидат может получить только одну премию в год, даже если он станет дважды или трижды победителем указанных в перечне всероссийских мероприятий.
  • кандидат не может получить премию по совокупности достижений или за созданный им творческий продукт (литературное, художественное или музыкальное произведение, изобретение, кинофильм, фотография и т. д.), а только по итогам мероприятия, проходящего на конкурсной основе.

Порядок выплаты премии

Премии выплачиваются Министерством Образования и науки Российской Федерации на личные счета награждённых, открытые в отделениях Сбербанка России после утверждения Министром образования и науки Российской Федерации списка награждённых. Списки публикуются на официальном сайте Минобрнауки России и портале приоритетных национальных проектов . Помимо денежной части премии награждённый получает диплом, который вручается в праздничной обстановке губернатором или вице-губеранатором региона.

Место премии в системе поддержки талантливой молодёжи

Премия для поддержки талантливой молодёжи - лишь один из важных стимулов и форм поддержки юных талантов. Существуют и другие виды поддержки талантов:

  • На федеральном уровне:
    • Гранты, премии, стипендии Президента РФ, Правительства РФ, министерств
    • Гранты, стипендии фондов, бизнес-сообществ, общественных и некоммерческих организаций
    • ФЦП «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»)
  • На региональном уровне:
    • Гранты, стипендии губернатора (высшего административного лица субъекта Российской Федерации)
    • Поддержка бизнес-сообщества, общественных структур

Премии для поддержки талантов - самые массовая форма федерального стимулирования одарённой молодёжи, и охватывает такие сферы творчества как социально-значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство;художественное творчество; любительский спорт.

Поддержка талантливой молодежи является одним из приоритетных направлений в образовательной сфере. Такое направление, предусмотренное в рамках проекта «Образование», необходимо для обеспечения надлежащих условий, в которых российская молодежь сможет реализовать свой инновационный потенциал.

Отметим, что оказание поддержки молодежи рассматривается и с точки зрения перспективы: предполагается, что участие молодых людей в тех или иных процессах образовательного, политического, экономического и социального характера придаст дополнительные толчки развитию отдельных регионов и всей России в целом.

Отбор лауреатов

Направление по поддержке талантливой молодежи предусматривает определение свыше 5 тысяч талантливых молодых людей по всей территории страны каждый год. Все эти ребята премируются на основании указа Президента: победители общегосударственных олимпиад, а также призеры международных получают по 60 тысяч рублей, победители же региональных олимпиад и призеры общегосударственных – по 30 тысяч.

Кроме того, часть лауреатов определяется Центром поддержки талантливой молодежи. Здесь отбор также происходит среди победителей и призеров олимпиад. Лауреаты отбираются и из числа призеров и победителей общегосударственных мероприятий с молодежью.

Наконец, каждый субъект РФ определяет тех молодых людей, которые премируются. Общее количество возможных премий определяется с учетом численности молодежи в конкретном субъекте России. В субъектах отбор юных дарований проводится по ряду номинаций:

  • профессиональное мастерство;
  • научно-техническое творчество, а также учебно-исследовательская деятельность;
  • общественная деятельность, социально-значимая деятельность;
  • художественное творчество;
  • любительский спорт.

В отборе участвуют молодые люди, возраст которых составляет 14-25 лет, средства, выделенные для поддержки талантливой молодежи, перечисляются на личный счет каждого из них и могут свободно расходоваться.

Некоторые особенности отбора

Список молодых людей, достойных присуждения премии, ежегодно направляется организаторами олимпиад и других мероприятий на конкурсной основе не позднее 5 сентября. К такому списку прилагается определенная документация. Все эти документы до 5 октября тщательно изучаются, после чего в Министерство образования представляется итоговый перечень кандидатов на премирование. Приказы о премировании издаются Министерством не позднее 15 октября.

О Центре поддержки талантливой молодежи

С 2010 года функционирует уже упомянутый выше Центр поддержки талантливой молодежи, которые организует проведение дистанционных предметных олимпиад по всей стране. По итогам таких олимпиад наиболее отличившиеся учащиеся получают соответствующие денежные премии.

Масштабы деятельности Центра поддержки талантливой молодежи постепенно расширяются. Так, два года назад впервые были организованы общегосударственные олимпиады для учеников начальных школ.

Таким образом, поддержке талантливой молодежи государство действительно уделяет достаточное внимание. С учетом дальнейшего развития Центра поддержки талантливой молодежи, расширения сферы его деятельности и продолжения реализации проекта «Образования» можно однозначно утверждать, что молодежь и в последующем будет поощряться со стороны государства.

Прежде чем публично предлагать какие-то решения для популяризации науки и отбора молодых людей, способных к занятию наукой, полезно было бы рассмотреть ситуацию с точки зрения психологии - как на теоретическом уровне (с учётом современных знаний по этологии человека, меметике, работоспособных моделей психики человека и технологий влияния), так и мысленным экспериментом - через проигрывание разного рода проблемных ситуаций на уровне отдельного человека, чтобы отобрать среди разных возможных вариантов действий оптимальные по соответствию ожидаемых результатов поставленным целям.
Проиграем ситуации, начав с хорошо знакомой мне личной, пусть уже и из другой эпохи. Когда был школьником, я поучаствовал в трех областных химических олимпиадах и в одной физической районной (на которой грамот не выдавали) - во всех первое место, а учась в МИТХТ - в олимпиаде по инженерной графике (1 место, грамот не выдавали, только плакат на кафедре и у входа в институт), по неорганической химии дважды (оба раза 1 место, грамот не выдавали, только "плакатили"), по высшей математике дважды (1 место и 2 место, грамот не выдавали, тоже только "плакатили"), по процессам и аппаратам химической технологии (2 или 3 место, надо в грамоту глянуть какое), провалил только олимпиаду по органической химии (13 место). В студенческих научных конференциях выступал только со своими от начала и до конца работами - по секциям высшей и прикладной математики (два раза первое место - "за велосипедные" исследования: вывод двумерно-периодических комплексных функций разной симметрии, и за вывод и изучение четырехмерных правильных выпуклых и невыпуклых политопов [только недавно узнал, что выпуклые вывел Шлефли в середине 19-го века, а кто невыпуклые и полуправильные и искали ли их вообще, до сих пор не знаю - зарубежные книги по теме мне недоступны, а у нас не издавалось ничего], и один раз второе - за методы продолжения и формульного выражения числовых рядов, видимо - тоже "велосипедные") и неорганической химии (первое место - за предсказание новых каркасных форм углерода с геометрическим расчетом их кристаллических структур [это было в 1989 - до получения фуллерена, в 2005 мне стал доступен интернет и я узнал, что одну из этих форм - polybenzene - предсказал Riley еще в конце 1940-х годов, в 2007, взяв и БЕНе несколько статей по ссылкам из интернета, узнал, что ещё две из этих форм - обе из этиленовых фрагментов - незадолго до меня придумал Иван Вячеславович Станкевич из ИНЭОСа, и лишь четвёртую - тоже из этиленовых фрагментов, самую низкосимметричную, я придумал первым, но так ещё и не опубликовал]), во всех случаях грамоты вручались ректором на собрании, других случаев моего участия не было - в том числе выступать по темам, предлагавшихся преподавателями, отказывался.
Если бы о школьных олимпиадах не объявляли в школе учителя, я бы о них не узнал и поэтому на них обошлись бы без меня. У нас в школе был мощный химик (упор делал на обучение решению задач на уровне приемных экзаменов в химвузы и медвузы, интересующимся химией давал свои личные книги почитать), и нашей школе предоставлялось право выставлять участников на химическую олимпиаду сразу на областной уровень - трёх человек по каждому классу, когда я участвовал - трое отличников нашего класса все три и выигрывали, я всегда первое. Один раз учителя публично объявили о физической олимпиаде - один раз и поехал, причем, поскольку областные по всем предметам шли в один день, в физической областной я уже не смог участвовать - не откажусь же я от химической? О математических олимпиадах в школе я слыхом не слыхивал. На всероссийской особых успехов не достигал - в восьмом классе занял 4-е место (и поехал на всесоюзную, где занял четвёртое групповое - "кукурузу", личных мест там уже не давали), в десятом 6-е, а в девятом ещё ниже, уже и не помню какое.
В МИТХТ о проведении олимпиад узнавал из объявлений лекторов или из кафедральной доски объявлений, на олимпиады, от которых своих успехов не ожидал (вроде физики, программирования, иностранного языка), ходить даже не пытался. На олимпиады вузовские следующего уровня я ходил только дважды, сразу понял, что задачи там явно подогнаны под, как сказали бы сейчас, владеющих инсайдерской информацией, и больше на них не ездил, даже когда преподаватели с кафедры просили.
Подогнанные задачи - это я вот о чём: первый раз я столкнулся с этим в 8-м классе, увидев задачки со словечком "аликвотный" - уже тогда я догадывался (а сейчас я это знаю точно), что многие не только всю жизнь проработавшие химиками, но и основательно остепенённые за всю свою жизнь ни разу не сталкивались с этим словом и не знают, что оно значит. То есть они не смогут решить задачу не потому, что не знают химии - они могут знать ее в совершенстве, а потому, что не знают подобного рода словечек. Особенно много возможностей для профанации олимпиад дают задачи практического характера, жестко отбраковывающие не имеющих опыта пользования тем или иным редким прибором, или тоже получившим подсказку, в то время как обучение многим важным тонкостям по книжкам неэффективно - по аналогии с тем, что при любых физических данных невозможно научиться прыгать с вышки в бассейн, в который не запущена вода. Поэтому есть основания ожидать, что с переходом к премированию за места в олимпиады станет массовым применение задач подобного рода - когда не знающим "ключика" никакие другие знания не помогут, и родственники и знакомые составителей, или просто лица из узкого круга, могут спокойно получать места. Когда обычный талантливый студент столкнется с парочкой случаев таких задач, он всё поймёт и на олимпиады ходить перестанет, ну разве что если другого пути для поступления не оставят (например, в знакомых местах Воронежской области большинство из лучших по ЕГЭ его просто купили) - так, на всякий случай, от безысходности попробует. Пока эта практика распространена преимущественно в формировании тем федеральных целевых программ и прочих грантоопасных направлений, но скоро станет применятся гораздо шире, и в первую очередь этим озаботятся уже имеющие соответствующий бесценный опыт. А жертвами станут действительно талантливые школьники и студенты - на этом празднике жизни снова обойдутся без них...
Все мои выступления на студенческих конференциях - результаты моей абсолютно самостоятельной деятельности, начиная с постановки идеи и кончая полным отсутствием доступной литературы по теме и даже информации о ней, причём мои математические исследования начались ещё с 8 класса школы (полный скан своего сохранившегося творческого дневника 1984-1985 г. выложил на своей странице вконтакте http://vkont.../id65633720).
Кроме упомянутой возможности превращения олимпиад в заказной фарс специальным формулированием задач, какие из этого моего личного опыта ещё можно сделать выводы?
Во-первых, необходимо договариваться (1) с ведущими мировыми издательствами научной литературы, (2) с разработчиками важнейших тематических научных баз данных, (3) с разработчиками качественного программного обеспечения для проведения квантовохимических, конструкторских и других расчётных симуляторов реальности с приемлемым для непрограммистов графическим интерфейсом, о дотируемом государством свободном онлайн-доступе граждан страны к их продукции - если не через простую территориальность IP-адреса, то хотя бы через государственный бесплатный ресурс-посредник с бесплатной, но максимально персонализованной регистрацией (может быть, даже по скайпу через веб-камеру). Дотирование свободного доступа через IP-адреса образовательных и научных учреждений существенно поможет только научным сотрудникам, а студентам и школьникам ничего не даст - к этим компьютерам для свободного поиска их просто не пустят. Качество и количество данных, содержащихся в учебниках, а то и в вузовских лекциях (см. мои комментарии к лекциям курса Неорганическая химия для первого курса МГУ), недостаточно для профильного образования. Без баз данных с невербальными поисковыми возможностями самостоятельное обучение даже при полнотекстовой подписки на большинство ведущих мировых научных журналов по теме, самостоятельное образование будет весьма затруднительно - хотя бы потому, что большинства специальных терминов, а тем более их переводов на английский и немецкий, учащиеся ещё не успели узнать. О полнотекстовой доступности научной литературы на русском языке нужно позаботиться в первую очередь, а то сейчас, например, у меня в ИМЕТе трагикомическая ситуация - полнотекстовая подписка на издательство Springer, где издаются переводные версии большинства российских научных журналов, есть (даже на старые статьи и на многие книги), а на сами российские научные журналы на русском - практически нет (только за последний год через elibrary, и то лишь где-то на половину наших тематических журналов). Причем через Springer тоже доступны переводы только за те несколько последних лет, когда фирма МАИК Наука/Интерпериодика сотрудничала с этим издательством. Необходимо пойти по пути Wiley, ACS и RSC - полностью отсканировать и сделать онлайн-доступным для подписчиков весь архив научных журналов на русском языке за прошлые годы, а заодно и их переводных версий. Многие недоисследованные, но перспективные темы отражены только в старых томах журналов, недоступных для scholar.google.com и других специализированных поисковых систем научного контента в интернете. Если академическое издательство Наука (у которого даже сайт давно неактуален) и бизнесмены из МАИК скажут, что у них на это нет денег, государство должно им целенаправленно помочь. Как и в организме, который заболевает и гибнет при плохом кровообращении, питании, пищеварении, дыхании и т.д., для результативной работы таких ключевых отраслей государства, как образование, фундаментальная наука, прикладная наука и промышленность, главное - достаточно функциональная и надёжно работающая инфраструкткра.
Во-вторых, очень важным становится владение ведущими иностранными языками научной литературы - английским и немецким, а в особенности - знание написаний переводов специальных терминов на эти языки. Разумеется, качество образования будет наивысшим, если продолжать вести его на родном для большинства преподавателей и студентов языке - русском (попытки насаждения обучения на английском снизили бы IQ студентов и преподавателей на 10-30 единиц, то есть сделали бы их просто тупицами по сравнению с тем, кем они будут, продолжая учиться на своем языке, даже при хорошей отдрессированности такого преподавания, что уже труднодостижимо). Поэтому надо стремиться к тому, чтобы во вновь выпускаемых учебниках, при первом употреблении каждого специального термина в скобках давалась его запись на английском. Надо добиваться и того, чтобы применяемые поисковыми системами автоматические переводчики распознавали эти термины, в том числе словосочетания, и переводили (возможно, через использвание меню выбора тематики текста - автоматическое ее распознавание может быть слишком сложной задачей), для этого может потребоваться некоторое сотрудничество с администрациями поисковых систем - например, через дотирование разработки соответствующих приложений.

Если бы о школьных олимпиадах не объявляли в школе учителя - Это учителям вменялось в обязанность, причем они должны были привозить на районные олимпиады учеников всех классов (учитель по химии - с 7 по 10).
А олимпиадные задачи прошлых лет публиковались в соответствующих журналах, например, "Химия в школе" (а также в журнале "Химия и жизнь").
В СССР учителя поощрялись, если их ученики (которые решали задачки практически 24 часа в сутки) занимали первые места на Всесоюзных, республиканских, международных олимпиадах (им присваивалось звание "Заслуженный учитель РСФСР/СССР").

А это так было?
Сейчас, к сожалению, не всегда удаётся узнать, а когда узнаёшь об олимпиаде, на неё не всегда попадёшь, в том числе и по причине "косых" взглядов некоторых школ. Последнее особенно ощущается, если олимпиада среди недели или же не один день... Вот так и живём сейчас мы - школьники.

... полностью отсканировать и сделать онлайн-доступным для подписчиков весь архив научных журналов на русском языке за прошлые годы... - это давно нужно сделать, тогда заодно бы и посчитали действительные импакт-факторы отечественных журналов

Про задачи (и не только олимпиадные): "...Задача - есть первое приближение к небольшой научной работе. .. Вы можете показать [при решении задачи] свои знания и [свое] понимание физики в самых разных степенях. <...> Это зависит от вас самих, где остановиться при решении задачи. Это зависит и от глубины анализа, который вы сами даете. Все задачи составлены так, что вы их можете и в двух-трех словах приблизительно решить и, углубляясь дальше, до неограниченного предела. Одну и ту же задачу можно, продолжая ее разбор, разложить в ряды Фурье, интегрировать и т.д., и довести до [уровня] кандидатской диссертации..." - П.Л. Капица. ФИЗТЕХ. 1948 г.

если ты решил эти задачи.Куда отправлять решения Наталья Алексеевна?

Не знаете когда выплатят грант, почему о еще не получил его. Хотя в конце 2014 получил. Подскажите пжл) или куда обратиться)