Цыганские подвижные игры для детей. Детские подвижные игры разных народов

  • 21.07.2019

Январь 30, 2016

Яркие наряды, смуглая кожа, характерные гордость и любовь к свободе. А еще постоянные танцы, развлечения и никакой скучной работы. Да, это цыгане!

Они живут во множестве стран Европы и мира. Это единая не территориальная нация. Существует множество недоказанных фактов происхождения этой этнической группы. Однако согласно генетическим и лингвистическим исследованиям предками цыган являлись жители Индии.

Вместо герба, этот народ использует определенные символы: колода карт, подкова, колесо кибитки. Флаг: две полосы, обозначающие синее небо и зеленый луг. В центре – красное колесо.
Такие атрибуты украшают журналы, сайты и любую литературу, повествующую о цыганском свободолюбивом народе.

В результате влияния окружающих национальностей цыгане разных стран отличается друг от друга, некоторые даже не знают родной язык. Историк и этнограф Николай Бессонов считает, что есть только один четкий маркер, присущий каждому представителю кочующего народа – «противопоставление». Точнее, психологическое разделение мира на цыган и нецыган.

Забудьте распланированный образ жизни современных деловых людей. Время почувствовать всю прелесть авантюризма, беззаботности, страсти и экспрессии! И поможет в этом организация очень оригинальной, веселой и зажигательной цыганской вечеринки !

Подобное гуляние предполагает романтичный настрой, раскрепощенность участников и воссоединение с природой. Готовы? Тогда вашему вниманию сценарий цыганской вечеринки по порядку.

1. День и время

Несомненно, для организации веселья необходимо выделить целый день, а то и сутки. Так как начало праздника планируется на дневное время, идеальным днем будет суббота. Время сбора: около 14.00. На более раннее время звать не стоит – дайте людям выспаться и спокойно собраться.

2. Приглашение

Здесь несколько вариантов.

Можете сделать пригласительные в виде свернутой в трубочку старинной бумаги. Подписываете черной ручкой, желательно гелевой или чернильной. Бумага делается очень просто: возьмите необходимое количество листов А4, оставьте их в емкости с заранее разбавленным кофе и корицей (по 1 ст. ложке на 2 литра воды), на 1-2 часа. Или настоявшимся раствором прокрасьте листы с двух сторон кисточкой для рисования. Оставьте в теплом месте до полного высыхания. Старая затертая бумага готова! Сверните в узенький сверток, завяжите тоненькой ленточкой либо крученой веревкой.

Второй вариант изготовления пригласительных: вырежьте подкову из фольги или сделайте открытку в форме веера. В тексте: сделайте ударение на важном. Гости должны прийти вовремя в соответствующих костюмах. Если место сбора будет незнакомым, подробно укажите адрес и как добраться. Можете даже дорисовать нехитрую карту. Отметьте красным крестиком местом встречи: добавьте колорит своей идее!

А почему бы не оформить пригласительную в виде гадальной карты Таро: укажите на обратной стороне предсказание о том, что гостю суждено попасть на веселье, на зеленом просторе или в шикарном доме, с указанием где, когда, с кем. Лучше всего, выбрать карту с изображением символа-солнца (везение, удача, благополучие).

3. Встреча гостей

Делайте это громко и задорно. Можно, предлагая распростёртые объятья, говорить: «Проходи, дорогой! Как же долго я тебя ждал!». Женщины, встречая приглашенных, могут бесцеремонно просить позолотить ей ручку, чтоб те могли погреться у большого семейного костра и познать настоящее веселье, да, такое веселье, чтоб «душа развернулась»! Заранее попросите гостей взять мелочь или шоколадные монетки (таких полно на кассах супермаркетов).

4. Дресс-код

Одежда цыган не имеет строгих критериев в отношении длины рукава или юбки. Привычный вариант: юбка из тяжеленной волочащейся по полу ткани и мужские широкие сорочки с расклешенными рукавами. Но, в домашнем гардеробе вряд ли сможете отыскать много подходящих вещиц. Самый простой вариант – арендовать костюмы в домах культуры, театре или заказать в Интернете.

Если будете искать, шить и комбинировать сами, вот небольшие подсказки:

Женщины: длинные юбки в пол. Современной цыганке можно юбку и покороче, если остальные элементы образа будут соответствовать задуманному. Например, Дженнифер Лопес в своем клипе Ain’t It Funny была одета далеко не в традиционный костюм, но все получилось очень даже эффектно!

Блузы открывающие плечи, но не очень откровенным декольте — цыганки дерзкие, но не вульгарные! Волосы распущенные. За ухо – яркий цветок или цветную ленту в волосы. Обувь: спрячьте под юбкой удобные балетки, или наденьте открытые сандалии. Самые отчаянные могут ходить босиком, но предварительно проверьте местность на наличие острых камней и битого стекла. Макияж неброский. Но приветствуется сочная красная помада. Подберите массивные бусы, браслеты, кольца и крупные серьги кольцами: теперь вы настоящая цыганка!

Мужчины: свободного кроя брюки и рубашки. Можете надеть широкий атласный пояс. Хорошие сочетания: белая или красная рубашка, черные брюки, красный пояс. Или же атласная яркая рубашка и черный жилет. Дополнят образ черная шляпа и клипсы в ухе.
Обувь: сапоги или туфли. В первом случае обязательно заправьте брюки в сапоги, во втором – наоборот, потому брюки должны быть свободного кроя, а туфли – классические. Если среди мужчин будет главный барон, позаботьтесь о том, чтобы он был один. Или сделайте из этого занимательное зрелище: главным бароном будет тот, кто пройдет испытание (к примеру, бороться на руках). Побежденный должен покорно принять вожака!

Для эффектного появления можете приклеить себе усы и приехать на вечеринку на вороном коне. Но подумайте заранее, как дальше быть со скакуном!

Эксклюзивные роли: Оракул/гадалка, медведь, конь. Здесь проявите фантазию. Если вы найдете первоклассный костюм медведя для прирожденного заводилы – хорошее настроение обеспечено!

5. Место проведения. Оформление

Оптимальным местом для вечеринки в цыганском стиле является открытая местность. Лучше зеленая лужайка на живописном побережье реки: настоящий табор под открытым небом!

Дача или частный дом с большим земельным участком отлично подойдут. И природа, и все удобства рядом, и затраты невысокие.

Конечно же, это должно быть теплое время года.

Огородите большую площадь следующим образом: по периметру необходимого участка земли поставьте палки из сухих деревьев, лучше кривые, так более реалистично, между ними натяните старую веревку. На эти веревки развесьте разноцветные лоскуты ткани и элементы одежды: блузы, майки, полотенца (все яркое или белое). Это вещи, которые сушатся после стирки – некий опознавательный признак разбитого табора для случайных прохожих.
Повяжите цветные платки на деревянные палки. И вообще, цветные платки с бахромой должны украшать всех и все: чем больше вы их отыщите, тем лучше!

По центру лужайки – большой костер. Приготовьте чугунные котелки. В одном из них сварите кашу или уху прямо во время праздника.

Организуйте 1-2 палатки. Украсьте вход бахромой, монетками, гирляндами, если будет возможность зажечь их. Прицепите распечатанные картинки с кибитками и табором прямо к ткани ваших палаток. Это должны быть качественные яркие снимки настоящих колоритных цыган, гадалок, актеров из тематических фильмов, артистов.

Можете сделать из пенопласта или картона декоративные кибитки, повозки, телеги (отличное место для фото!).

В отдаленном уголке поставьте маленький раскладной столик с «волшебным шаром», причудливыми баночками, пробирками с высушенными травами и специями. Украсьте стол перышками и маленькими чашечками для гадания на кофейной гуще! Там посадите предсказательницу, которая заранее подготовит самые интересные пророчества каждому гостю! Этот образ может быть поистине оригинальным. Гадалкой должна стать хорошая актриса, которая не будет выходить из томного образа с пронизывающим взглядом. Либо же это будет парень, переодетый в бабку-гадалку. В последнем случае все то же, только добавить юморные фразы.

Положите пестрые покрывала на землю: такое количество, чтобы все гости могли свободно посидеть вразвалочку или даже полежать. Хорошим дополнением декора станут музыкальные инструменты: бубны, гитары, скрипки.

Столом может послужить как отдельное покрывало, расстеленное по центру, так и настоящий стол, к которому подставите деревянные лавки (второй вариант более хлопотный, да и менее уместен, если праздник делать не в частном дворе, а на природе). Как бы там ни было, по центру праздничного стола поставьте огромный букет с полевыми цветами. Можете предварительно высушить опустошенную тыкву (мякоть необходимо вынуть за 2-3 дня), которая превратится в креативную вазу для цветов. Хорошо, если найдете латунную или медную посуду. Можно использовать обычную с золотистыми ободками (но не берите дорогие вещи – полевые условия не предполагают излишней аккуратности).

Подготовьте мангал – шашлык всегда уместен на день рождения летом.

6. Меню

Можно приготовить все блюда заранее. Но лучше несколько угощений состряпать прямо во время празднования на костре. Цыгане – народ кочевой, потому часто готовят на огне разное мясо: баранину, курицу, телятину. Можно стушить мясо в чугунном казане, с перцем и зеленью и сладким перцем! Или просто пожарить шашлык. Отварите молодую картошку с укропом, добавьте сливочного масла и зелени! Можно приготовить любимый суп цыган «хабе», с луком, зеленью, на мясном бульоне. Возьмите на заметку, что этот народ любит томаты и острые приправы. Вместо хлеба – хлебные лепешки (можно с кунжутом) и пирожки. Дабы не сильно заморачиваться, приберегите железный аргумент для себя и гостей, что цыгане едят ту еду, которая популярна в стране, где они пребывают! Но акцент, несомненно, ставьте на мясо. Деликатес – рыбные блюда.

Алкоголь: конечно же, красное вино! На усмотрение организатора, можно добавить сладкие ликёры и горючее покрепче.

На десерт: творожный пирог «сывьяко», с изюмом, курагой, черносливом и маком. Положите в плетеные корзинки конфеты в ярких обертках!

7. Музыка и развлечения

Можете пригласить настоящий ансамбль, который часок-два поиграет вам на бубнах и скрипках, да споет песен цыганских! Но если у вас веселая компания танцующих и поющих, гораздо интереснее исполнять песни самим, пусть даже и под фонограмму.

Главный хит, конечно, «Спрячь за высоким забором девчонку». Вот видео, где, кстати, и хорошо показана знаменитый танец – цыганочка.

Можно взять современные песни, но с подходящим характером: Елена Ваенга «Абсент», Потап и Настя Каменских «Разгуляй», «Хуторянка», или более лирические, душевные: «Спасибо за дочь», «Дорогой длинною, да ночкой темною», «А цыганская дочь» Мохнатого Шмеля. Цыганочка «с выходом» — обязательный пункт программы. Не стесняйтесь поддерживать колоритные, классически-цыганские песни и танцы! Цыгане знают толк веселью, перевоплотитесь на все 100!
Конь, как атрибут праздника, может стать настоящей изюминкой. В качестве развлечений можете организовать поездку на телеге или верховую езду.

Конкурс «за танец с красавицей!». Два мужчины-конкурента перечисляют, что могут сделать для того, чтобы получить согласие красавицы-цыганки потанцевать с ним. Она определяет то, что ей было бы интересно оценить, и после 2-3 выполненных обещаний с каждой стороны, она должна определить, с кем потанцует. К примеру, мужчины демонстрируют умения: выпить бокал вина за 3 секунды, перепрыгнуть через костер, побороть медведя, исполнить цыганский танец и т. д. Вознаграждение – обещанный медленный с красавицей.

Конкурс «было вашим, стало нашим». Цыгане народ принципиальный только в собственном кругу. Вне его они часто крали коней у жителей поселка. Перекрасив их в другой цвет, они умудрялись продать коня, иногда даже истинному хозяину! Ваша задача обеспечить конкурсантам по коню (деревянные детские качалки, или просто ватманы с нарисованным конем). Команде даются краски и кисточки. На преображение объектов – 2 минуты. Чей вариант будет более перспективным для продажи, тот победил.

Конкурс всего праздника «ловкачи». На протяжении всей вечеринки каждый старается стащить незаметно как можно больше мелочей. Предупредите заранее, что в 21.00 (или другое время на ваше усмотрение) будет определяться лучший ловкач по количеству украденных мелочей. Важно! Поставьте ударение на том, что дорогие вещи брать нельзя, это может вызвать негатив и беспокойство у гостей.

Конкурс «пришей кобыле хвост». К лошадям из первого конкурса необходимо прикрепить пышный хвост из ниток или волос куклы — так коня можно гораздо дороже продать. К смастеренному хвосту приделайте дротик или липкую ленту (зависит от того, на какого коня придется крепить хвост). Конкурсантов раскручиваем вокруг своей оси, останавливаем лицом к «коню», они крепят хвост. Оцениваем, кто оказался ближе к цели.

Конкурс «Фанты». Красавица-цыганка закидывает большую часть длинной юбки на свой локтевой изгиб, образуя тканевую нишу. Подходит к гостям, заглядывает глубоко в глаза, просит положить туда самое ценное, что у него есть. Это может быть сережка, часы, телефон, шнурок из туфли… Напарник цыганки не видит, какие предметы были собраны. Ему, с завязанными глазами, та самая цыганка дает по одной вещи, спрашивая, что должен сделать этот «фант». Владелец вещи обязан выполнить задание. Такими заданиями могут быть:
спародировать танец Элвиса без музыки;
спеть «Антошка, пошли копать картошку!» в стиле хэви-металл;
рассказать, почему он сегодня не надел нижнее белье;
станцевать сексуальный танец с нелепым предметом: сковорода, деревянный конь, сапог;
изобразить верховую езду, используя подушку вместо седла…

Еще варианты заданий для фантов читайте .

Также, в качестве развлечений можете просто поиграть в карты или кости!

Подарки для победителей в конь курсах: колода красивых игральных карт или карт Таро, сувенирная подкова с теплыми пожеланиями, бусы и яркие платки.

В завершение

Вспомните о том, что фото нужны не только для обновления «аватарки» в социальных сетях. Пополните фотоальбом яркими, живыми снимками с родными людьми и веселыми друзьями. Не поскупитесь на профессионального фотографа. Кадры, сделанные на смартфоны, хороши, только если их смотреть на этих же смартфонах.

Сценарий общешкольного спортивного мероприятия

Праздник народных игр

28.12.2015 года

Цели и задачи:

Популяризация народных игр среди школьников и их родителей;

Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;

Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

Приобщение детей и родителей к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Ознакомление детей с русскими народными играми и народов Поволжья;

Разучивание считалок, жеребьевок,

Изготовление атрибутов к народным играм;

Действующие лица: Скоморох, скоморошка, дети, родители.

Оформление зала: Зал оформлен с интерером «деревня скоморошкино».

Ход праздника

(В фойе встречают гостей скоморох со скоморошкой, трубят в дудочку, бьют в барабан).

Скоморох.

Здравствуйте родители!

В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Скоморошка.

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

веселое настроение!

(Родители занимают места в зале. В фойе находятся дети в народных костюмах.

Скоморох.

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

Скоморошка.

Какие вы все ладные да нарядные.

Катюшка-Катюшка

златовласая девчушка.

А Андрюша-молодец.

А Кирюша-удалец!

И татары и башкиры,

и чуваши и мордва.

Всех мы рады сегодня видеть,

и праздник открывать пора!

Общий выход: скоморохов всех группы девчонок «веночек» и гостей «папуасов».

Скоморох.

Праздник наш не простой народных игр и развлечений.

Ребенок.

А разве бывает такой праздник?

Скоморох.

Еще как бывает.

Собирайся народ, становись в хоровод.

Танец «Веночек». (выступают девочки в русском народом костюме).

Скоморошка.

Ой, хорошо танцевали!

А маменьки и тятеньки немного заскучали.

Давайте вместе с ними поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

(Игра «Ручеек». Под музыку «Кадриль» дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим).

Много нас разных:задорных, веселых,

Светлых, и темных, красивых и проворных.

Сколько же вместе дорог будет пройдено.

Край у нас общий и общая Родина.

И чтобы Россия могла процветать

душою и сердцем должны мы понять

Что мир от отцов нам достался в наследство

Все дети планеты давайте дружить.

И землю родную беречь и любить.

Скоморошка.

А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость.

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и народ.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у н ас у всех одна.

Представляет цыганскую народную игру девчонки с цыганским танцем «босоногая девчонка».

А теперь поиграем в цыганскую народную игру «Бояре»

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта не вкратце,

Дайте, как цветку открыться

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите.

Ни родитель, ни учите

Дайте детству наиграться,

Насмеяться наскакаться.

Ребята! А хотите побывать на необитаемом острове и поиграть с папуасами? Тогда закройте глаза и не открывайте без команды.

Танец «папуасы»

А сейчас поиграем в папуасскую народную игру « сантики,сантикилимпопо». А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Ребенок.

Игралия, Игралочка,

Чудесная страна.

Каждый здесь не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки.

Насмеяться, наскакаться.

Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

Ребенок.

И пусть мальчишки и девочки.

Вся озорная детвора.

Сегодня скажут громко-громко.

Да здравствует Игра! (произносят хором).

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Спортивный праздник в котором используются игры народов представители которых обучаются в нашей школе.

«Человек познаётся в беде, а ребёнок – в игре».

Народная мудрость

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет».

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

В период с октября 2016 года по январь 2017 года совместно с учеником 6 «В» класса Рожковым Вадимом мы провели исследовательскую работу «Игры нашей школы». Нами было установлено, что в нашей школе обучаются представители 6 народов: русские, армяне, курды, цыгане, молдоване, украинцы.

На первом этапе нашей работы мы составили картотеку подвижных игр, в которые играли представители разных народов.

Вторым этапом нашей работы мы планируем провести в рамках Всемирного дня здоровья спортивный праздник «Игры нашей школы».

Праздник будет проводится для учащихся начальных классов в два потока. Первый поток– 1-2 классы, второй поток– 3-4 классы.

На стадионе будут расположены станции, отмеченные названием государств и изображением флагов: России, Молдовы, Армении, Украины, Краснодарского края.

  1. Русские подвижные игры
  2. Армянские подвижные игры
  3. Молдавские подвижные игры
  4. Украинские подвижные игры
  5. Подвижные игры цыган и курдов
  6. Кубанские казачьи подвижные игры.

Организаторами на каждой станции будут по два подготовленных учащихся 7-8 классов.

Спортивный праздник

Тема: «Игры нашей школы».

Цель: воспитание у учащихся осознанной потребности в занятиях физической культурой.

Задачи:

  1. Развитие физических качеств через подвижные игры.
  2. Патриотическое, гражданское, духовное воспитание учащихся.
  3. Приобщение учащихся к культуре разных народов через национальные подвижные игры.

Место проведения: стадион

Форма проведения: спортивно-игровая программа.

Ход проведения праздника

  1. Построение на стадионе. Приветственное слово учителя физической культуры, в котором он поздравляет ребят с проведением праздника, говорит о том, что наше государство многонационально и в нашей школе, в частности обучаются представители 6 народов. Выражает уверенность, что данное мероприятие привлечёт их интерес к культуре и традициям своего народа, своей семьи.
  2. Разминка. Ходьба (50 м.), бег (1-2 кл.-300м.; 3-4кл.-400м.), комплекс общеразвивающих упражнений. (Классы по очереди отправляются на беговую дорожку с интервалом движения 50 метров).
  3. Каждая команда получает путевой лист, где расписан порядок их передвижения по станциям.
  4. Движение по станциям.

Армянские народные подвижные игры

«Армянский народ – один из древнейших народов, имеющих многовековую историю. Подвижные игры являлись одним из средств воспитания молодого поколения. В играх отражены трудовая деятельность сельских тружеников, ремесленников, быт людей, военное дело. И сегодня мы поиграем в игру «Крепость».

«Крепость» («Берд»)

Играют две команды.Игроки одной команды-защитники берутся за руки, образуя круг. В середину круга кладут палку, камень– это и есть «крепость», которую надо защищать. У нас «крепостью» будет конус. Игроки второй команды– нападающие. По сигналу они расходятся в разные стороны и пытаются пробраться внутрь круга и коснуться конуса. А защитники стараются им помешать. «Крепость» считается завоёванной, когда кто-то из нападающих коснётся конуса.

Молдавские народные подвижные игры

«Молдавская республика отличается преобладанием сельских жителей. Основные занятия молдаван в прошлом, как, впрочем, и сегодня, – это земледелие и животноводство. Естественно, что народные игры отражают эти виды труда, кроме того на характер игр накладывает свой отпечаток природа республики. Мы с вами сыграем в игру «Яблоко».

«Яблоко» («Де-а мэрул»)

Взявшись за руки, игроки образуют круг. Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и говорит: «Яблоко, червивое яблоко. Ветер дует, оно падает». Когда водящий произносит эти слова, дети бегут по кругу. Руки разъединять нельзя. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Кто не смог этого сделать (упал или сделал лишний шаг) выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор пока в кругу не останутся трое игроков – они и считаются победителями.

Украинские народные подвижные игры

«История украинских игр связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями, обычаями. Эти игры включают в себя элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. Есть игры, которые носят охотничий или сельскохозяйственный сюжет, а также сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов. В одну из таких игр мы с вами и поиграем».

«Колдун» («Чаклун»)

Перед началом игры выбирают «колдуна». Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, а все остальные подставляют под неё по указательному пальцу. По команде игрок с вытянутой рукой пытается схватить чей– нибудь палец, а остальные стараются палец отдернуть. Чей палец будет пойман, тот и становится «колдуном».

Все разбегаются в стороны, а «колдун» старается догнать и коснуться рукой играющих. Пойманый замирает на месте и разводит руки в стороны. Его могут расколдовать другие игроки, дотронувшись до него рукой. Но «колдун» следит за своей жертвой и если кто-то попытается его расколдовать он повторным ударом снова его заколдовывает. Кроме того, он старается заколдовать и тех, кто пытается помочь своему товарищу. Игра может ограничиваться временем, либо играть до тех пор пока «колун» не поймает всех.

Русские народные подвижные игры

«Русский народ был основной движущей силой развития многонационального российского государства. Всё это отразилось на различных сторонах культуры, включая народные игры. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов. В играх подражали животным, кроме того в них отражаются трудовые процессы, быт, социальные отношения, воинское искусство».

«Два мороза»

На расстоянии 15 м. друг от друга фишками отмечаются две линии – два «дома». Играющие располагаются в одном из «домов». В середине между «домами» – два водящих – два «мороза»: один «мороз– синий нос», другой: «мороз– красный нос». Оба «мороза» обращаются к играющим со словами: «Мы два брата молодые, два мороза удалые».

Один, указывая на себя, говорит: «Я мороз – красный нос».

Другой: «Я мороз – синий нос».

И вместе «Кто из вас решится в путь– дороженьку пуститься?»

Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки и выстраиваются за линией «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих ребят и «замораживают» их. Кого заморозили остаются на месте. Затем «морозы» снова обращаются к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, стараясь выручить по дороге «замороженных» (дотронуться до них рукой). «Морозы» ловят игроков и мешают им освободить своих товарищей. Играют так несколько раз, затем меняют водящих. В конце– определяют какая пара «морозов» заморозила больше игроков.

Подвижные игры курдов и цыган

«Цыгане всегда считались кочевниками. Но на территории нашей станицы они проживают давно, поэтому и игры они позаимствовали у местного населения. То же самое можно сказать и о представителях курдского народа. Курды– кочевой народ. В настоящее время почти 2,5 млн. курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В нашей стране большая часть курдов проживает на территории Краснодарского края и Адыгеи».

«Бравондие»

Играют несколько человек. Игроки стоят в кругу, один из них считает считалку, указывая на каждого. На кого последнего укажет водящий, тот начинает догонять всех играющих. Кого поймают первым, становится водящим на следующую игру.

Кубанские казачьи подвижные игры

«Мы живём на Кубани, где на протяжении многих лет в среде казачества формировались самобытные народные игры и забавы, которые передавались из поколения в поколение. Эти игры доступны, для их проведения не требуется специально оборудованного места и дорогостоящего инвентаря: играть можно на лужайке, открытой площадке, а инвентарём служить камешки, палки, верёвки, набитые опилками тряпичные мячи. В них заложены огромные возможности для благоприятного воздействия на духовный мир ребёнка, его гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие».

«Четыре угла» («По уголкам»)

В игре участвуют пять человек. На земле чертится квадрат. Четверо игроков становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей-нибудь угол. Игрок, оставшийся без угла, становится «мышкой».

А. М. Каламеэс, А. М. Тийк, М. Э. Хийемяэ

(Вступительный текст написан А. М. Тийком и М. Э. Хийемяэ, игры отобраны и переведены А. М. Каламеэсом, общая редакция текста осуществлена А. М. Каламеэсом и М. Э. Хийемяэ )

Эстония находится на северо-западе европейской части СССР, на побережье Балтийского моря. Столица - Таллин. Коренное население республики - эстонцы. Живут здесь также русские, украинцы, белорусы, финны и др.

Эстонские народные игры являются неотделимой частью всей культуры и быта народа. Особенно тесно они были связаны с традиционными праздниками народного календаря. На Иванов день проводились игры и состязания в силе и ловкости («Горелки», бег взапуски, бег в мешке, разные приемы борьбы, перетягивание палки, перетягивание пальцем, влезание на столб, метание дуги и др.). Много народных игр было приурочено ко времени смены года- с 21 декабря по 6 января. Существовал обычай играть в это время на внесенной в комнату соломе: «Игра в сапожника», «Цыганская борьба», «Ужение ерша», «Лисий силок», «Стрельба в тетерева», «Поворачивание судна», «Лизание меда», «Экзамен портного» и др. С постепенным исчезновением обычая устилать комнату соломой на рождество эти игры потеряли связь с календарным обрядом и стали проводиться все реже. Подвижные игры наряду с другими развлечениями организовывались также на свадьбах (игры беговые, силовые и на ловкость). Они не потеряли своего значения и на современных летних свадьбах.

Игры проходили на сельских выгонах и сельских дорогах, площадках у качелей, у корчмы. Они были любимым развлечением для пастухов на пастбище. Играла молодежь на посиделках и во время толок (коллективный обмолот снопов).

Местоположение Эстонии на перекрестке исконных путей распространения европейской культуры было благоприятным фактором для взаимного влияния народных игр прибалтийско-финских, балтийских, германских и славянских народов. Это одна из причин сходства многих эстонских игр с играми других народов. Примером может служить игра «Метание колеса» («Раттавискаминэ»), которая была одной из наиболее популярных в Эстонии, но столь же широкое распространение имеет (под разными названиями) и среди латышей, литовцев, была известна в Белоруссии, на Украине, в Мордовии. (Описание этой игры дано под названием «Рипка» в разделе «Литва».)

Среди эстонских народных игр важное место занимают подвижные игры. О соотношении их с играми других типов можно судить исходя из материалов эстонских фольклорных архивов, где 2/3 из общего числа записанных игр являются подвижными или близкими к подвижным по своему содержанию.

Именно народные подвижные игры послужили исходным материалом для разработки игровых средств физического воспитания в Эстонии. При сравнении игр, включенных в программы начальных классов, с народными подвижными играми обнаруживается немало общего между ними. Особенно много в программу введено игр с бегом («Салки», «Волк и овцы», «Поезд», «День и ночь» и др.). Народные игры встречаются также среди игр с прыжками, с мячом.

Во внеклассных и внешкольных занятиях используются игры более спортивного характера («Народный мяч», «Лапта» и др.). По этим играм проводятся межклассные и межшкольные соревнования.

Наиболее простые народные игры используются в дошкольных детских учреждениях (в детских садах и яслях), а также в школах на переменах между уроками, на экскурсиях в сельские местности и т. д. (с целью отдыха и развлечения). Само собой разумеется, что усвоенные в школе игры переносятся детьми во дворы, на игровые площадки у домов. Чем меньше возраст детей, тем чаще встречаются в их игровом репертуаре сюжеты народных игр. С увеличением возраста детей их игровые интересы все больше переключаются на спорт.

В детских коллективах распространены народные игры, развивающие преимущественно быстроту и ловкость; у взрослых же на первом месте игры и физические упражнения, развивающие силу (перетягивание каната и палки, борьба, поднимание гирь и т. д.).

Собирание фольклора, включая народные игры, началось в Эстонии во второй половине XIX в., причем благодаря энергии организатора этого дела Якоба Хурта (1839-1907 гг.) к данной работе примкнули 1400 местных добровольных собирателей. В материалах, собранных Я. Хуртом и видным исследователем эстонского фольклора проф. М. И. Эйзеном (1857-1934 гг.), опиравшимся на 1500 местных добровольных собирателей, широко представлены народные игры. Значительные результаты дало соревнование по собиранию народных игр, проведенное в 1934-1935 гг. в период существования Эстонского фольклорного архива. Составителем вопросника для собирателей был Р. Я. Вийдалепп. Соревнование предназначалось для местных взрослых собирателей и школьников. Архив получил около 15000 описаний игр. К 1937 г. в фонде архива насчитывалось 17706 описаний народных игр.

В Советской Эстонии продолжается изучение народных игр, начатое прогрессивными деятелями прошлого. В помощь собирателям издается специальный бюллетень «Собиратель народных преданий» и распространяются вопросники. В последние годы проводилась в школах работа по записи игр, которой на местах руководили учителя. В республиканских газетах печаталась программа по изучению игр. Организатором изучения игр стал фольклорный отдел Литературного музея им. Ф. Р. Крейцвальда Академии наук Эстонской ССР. В настоящее время картотеки музея содержат более 21500 тематически систематизированных описаний народных игр.

Елена Ганюшкина
«Фестиваль народных игр» для детей подготовительной к школе группы

Бюджетное дошкольное образовательное учереждение

муниципального образования Динской район

«Детский сад общеразвивающего вида №66»

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА

«ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ИГР »

(подготовительная группа )

Составила : инструктор по физической культуре

Ганющкина Е. Н.

Цели :

Формирование положительной мотивации для развития

динамической активности детей ;

Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Задачи :

1. Формировать творчески развитую,активную личность.

Приобщать к истокам игрового фольклёра.

Предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребёнка, а также способствовать оздоровлению его организма.

Развитие физических качеств (ловкость,быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремлённость, самоконтроль) ; совершенствование моторного аппарата.

Предварительная работа :

Воспитателей с детьми :

1. Беседы о народных играх ;

2. Разучивание считалок, жеребьёвок, закличек;

3. Изготовление атрибутов к народным играм ;

4. Подвижные игры на участке детского сада.

Инструктора с детьми :

1. разучивание подвижных игр;

2. Сюжетные занятия по физкультуре;

3. Праздники и развлечения.

Инструктора с воспитателями :

2. Организация подвижных игр.

Оборудование : магнитофон, флэшка с записями, народные костюмы , ленточки, «карусель» , шашки, два платочка, обручи, расписные платки,корова.

Технологии : здоровьесберегающие :

Ритмопластика, технология спортивного досуга, подвижные игры;

Технология личностно ориентированного подхода.

Ход праздника.

Звучит музыка-выходит ведущий.

Ведущий : Мы рады приветствовать на фестивале народных игр .

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд

Но поиграть в игру любую был рад.

Фестиваль мы начинаем ,

И споклоном приглашаем,

Всех, кто любит поиграть,

И себя испытать!

Звучит музыка, дети выполняют перестроения из колонны по одному, в колонну по два, по четыре.

Выполняется ритмическая композиция «Разноцветная игра» .

Перестроение в 2 шеренги.

Ребёнок : На Кубани весь народ

Дружно, весело живёт

Здесь цыгане и адыги

Украинцы и армяне,

Есть татары, белорусы

Здесь живёт много русских.

Ребёнок : Ну-ка, все долой смешки

Покупайте-ка горшки.

Дети образуют круг выбирают покупателя считалкой :

Тары-бары-растабары,

К нам приехали татары,

Теперь будут с нами жить,

Выходи!-тебе водить.

Игра «Горшки» .

Дети делятся на две равные команды. Одна команда- «горшки» . Они садятся на землю в кружок. Другая команда- «хозяева» . Они становятся за каждым «горшком» . Один из детей изображает «покупателя» . Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает :

Почём горшок?

По денежке,-отвечает «хозяин» .

А он не с трещиной?

Попробуй!

«Покупатель» легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит :

Крепкий! Давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая :

Чичары, чичары, По кусту, по насту, по лебедю горазду.

Собирайтесь, гончары,- Вон!

Со словом «Вон!» и «хозяин» , и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг

«горшков» . Кто первым прибежит к купленному «горшку» , тот становится его

«хозяином» .

Перестроение в две шеренги (по бокам) .

На середину зала выходят дети и читают стихи :

Ребёнок : На Кубани Мы живём,

На родной Кубани.

В игры классные играем,

Славим край делами.

Ведущий : Есть кубанские игры с соревнованием нескольких команд.

Ребёнок : Ну-ка, наши казаки

На подьём вы все легки?

Заплетай скорей плетень!

Игра «Плетень» .

Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.

По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (подскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По окончании музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест, выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.

Дети опять строятся в две шеренги по бокам зала.

Выходит на середину зала ребёнок, в белорусском костюме,и говорит слова :

Вы сказали белорусы,

На Кубани тоже есть,

Ну, тогда желанье наше

Тоже просим мы учесть,

Поиграем в белорусскую игру «Михасик»

Перестроение в 2 колонны напротив конусов.

Команды выстраиваются и произносят закличку :

Ты, Михасик не зевай,

Лапоточки надевай!

Команды оббегают кубики «змейкой» в галошах до фишки, обратно по прямой и передают эстафету.

После игры в колоннах дети уходят переодеваться, мальчики в кубанский костюм, а девочкам завязываются платки на поясе.

Ведущий : Это кто в красивых платьях

Словно пламенный узор

У реки сегодня ставит

Расписной, большой шатёр?

Цыганская игра «Шатёр» дети садятся на стулья

Участники игры делятся на 4 подгруппы . Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешаают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют и приговаривают :

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр» ) дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши) . Выигрывает подгруппа детей , которая первая построит «шатёр» .

После игры девочки уходят за кулисы и переодеваются в кубанский наряд (все, кроме 8 гр.)

Выходит на середину зала ребёнок говорит слова :

Гей, ребята-казачата!

Не пристало нам скучать,

А давайте нынче вместе

Бегать, прыгать, да играть.

Под музыку с шашками галопом выбегают казаки.

Кубанская игра «Достань платок!»

Двое ведущих держат в руках шашки, на которых висят платки. В колонне по 2

стоят мальчики : по очереди, прыжком, сбивают шашкой платок и передают эстафету следующему.

Вед.:Молодцы, ребята! А сейчас собирайся народ , становись хоровод!

Хоровод с коровой.

Дети цепочкой уходят за кулисы, кроме девочек 8 группы и переодеваются в спортивную форму.

Вед.:. Дорогие гости, выходите, вместе с нами поиграйте в игру «Дружба» .

Малоподвижная игра «Дружба» .

Дети со взрослыми встают в круг, идут по кругу с лентами разных цветов и произносят слова :

Мы идём по кругу,

Найдём себе друга,

Найдём себе друга,

Найдём себе дружка.

По команде ведущего : 1,2,3,-пару себе найди! Ищут пару по цвету лент (по2, по4) и выполняют несколько движений взявшись за ленты (руки вверх, наклоны, приседания и т. п.) .

Дети садятся на стулья в зале.

Вед.: Если хочешь ловким быть,

Если хочешь сильным быть,

Познакомься ты с игрой.

Даже очень не простой.

Игра «Колдун» .

Ребята становятся по кругу и считалкой выбирается «Колдун» .

Считалка :

Вздыхает Бабка-ёжка

Разболелась ножка,

Ёжик из лесу пришёл

Сделал бабушке укол.

Теперь выбирается «Сторож» ;

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду

Все вместе говорят закличку :

1,2,3,4,5-начинаем колдовать!

Дети увёртываются от колдуна и сторожа, стараясь, чтобы они

их не осалили. Кого задели, тот останавливается и кричит «Чай, чай, выручай!» . Ребята,которые не осаленные, стараются дотронуться до заколдованных, тем самым их расколдовывают. А сторож им мешает. Игра прекращается после слов :

1,2,3-конец игры.

Вед.: Молодцы, ребята! А сейчас садимся по-турецки.

Пальчиковая игра «Котик ниточки мотает» .

Котик ниточки мотает на клубочек навивает,

Котик ниточки мотает на клубочек навивает! (Наматываем ниточки)

Калачики, калачики, калачики печёт! (Вращаем кулачки)

Пышки, пышки, пышки, пышки! 4 хлопка в ладоши

Калачики,калачики,калачики печёт! То же

Пышки, пышки, пышки, пышки!

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! (вращаем кулачки)

Колотушки колочу кулачками хлопаем об колени)

Приколачиваю! Кулачки друг о друга

Заколачиваю! Ладошки стучат по полу.

Вед.: А сейчас приглашаем детвору,

На интересную игру!

Игра «Горелки» .

Дети стоят по кругу, выбирается считалкой водящий :

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи,

И замочек отопри.

Водящий стоит в центре круга, а дети идут по кругу напевая :

Гори,гори-ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Водящий проходит между 2 детьми и все вместе говорят :

1,2,3- беги!

Дво детей бегут по кругу в разных направлениях. Кто быстрее заберёт платок у водящего, тот становится на его место.

Упражнение на дыхание «Сдуй пушинку» .

Ведущий : Приглашаю на игру, карусель я заведу. А то наша карусель простаивает, никто на ней не катается.

Ну-ка дети, сели

На качели карусели,

1,2,- подхватили

3,4,- раскрутили.

Игра «Карусель» .

Еле-еле,еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом,потом,

Все бегом,бегом,бегом.

Тише,тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз,два,раз,два

Вот и кончилась игра!

Все вместе говорят : Хорошо мы покатались,

Очень любим мы играть.

Время всё же наступает

Нам домой пора бежать.

Убегают друг за другом за кулисы.

Слова Галины Викторовны : С малых лет игрою каждый увлечён,

И стар, и млад-каким бы ни был он!

Игра-здоровье! По праву скажем мы :

«Игры разные нужны! Игры разные важны!»

В нашем садике с утра начинается игра.

Любим игры, любим шутки,

Не скучаем ни минутки

Мы хотим всем пожелать

С игрой дружить и никогда не унывать!

Заключительная спортивная композиция «Моя Кубань»

Ведущий :И пусть мальчишки и девчонки

Вся озорная детвора

Сегодня скажут громко-громко

Да здравствует ИГРА! (хором) .