Святой патрик в православии икона. Святой патрик ирландская легенда, покровитель, праздник

  • 22.07.2019

Многие западные и европейские праздники для постсоветских стран являются незнакомыми и непонятными. К ним можно отнести и день святого Патрика, с которым связано много интересных традиций. Святой, которому посвящено это торжество, известен многими чудесами.

Кто такой святой Патрик?

Христианский святой, который считается главным покровителем Ирландии – Патрик. Согласно существующим свидетельствам, благодаря его действиям христианство распространилось на территории этого полуострова. Почитают его в разных религиях и общинах. Святой Патрик – покровитель ирландского народа сам описал свою жизнь в двух произведениях: «Послания к воинам короля Коротика» и «Исповедь».

  1. Родился в IV веке в Британии, которая была под управлением Рима. Семья Патрика была состоятельной.
  2. Настоящее имя – Магон. Патриком он был назван своим хозяином, когда его украли пираты и привезли в Ирландию.
  3. Во время нахождения в рабстве Патрик стал верить в Господа. Через шесть лет он решил бежать, но Бог явился к нему во сне и приказал вернуться в места, где он был в рабстве.
  4. В 432 году он вернулся в Ирландию, но уже, как проповедник христианства.
  5. Место, где умер и захоронен святой Патрик точно неизвестно, но днем его смерти считают 17 марта.

Как выглядит святой Патрик?

Чтобы понять, как выглядел святой, необходимо обратить внимание на иконы. На них Патрик представлен мужчиной в возрасте с бородой. Он одет в одежды зеленого цвета и держит в руках трилистник, но есть и варианты, где он складывает пальцы в жест для благословения людей. Многих интересует, почему святой Патрик зеленый. Цвет имеет непосредственное отношение к одному из основных символов этого праздника – трилистник зеленого цвета.

Святой Патрик – легенда

С персоной святого Патрика связано много легенд, которые помогают узнать больше о жизни этого человека:

  1. Описывая, чем знаменит святой Патрик, вспоминают старинную ирландскую легенду, в которой рассказывается о том, что он изгнал всех змей с полуострова. Якобы своими молитвами он сначала собрал всех гадов на вершине горы Кроу, а затем приказал им броситься в море. На самом деле историки говорят о том, что пресмыкающихся на этой земле в древности вообще не было.
  2. Описывая, кто это святой Патрик, вспоминают еще одну легенду о друидах. Ирландцы считают, что благодаря своим молитвам он смог победить темных магов.
  3. В другой истории описано, что в одном городе находился великий идол Ирландии – Кром Круах. Его считали главным божеством, но когда пришел Патрик и коснулся идола своим посохом, то тот рассыпался и превратился в пепел.

Святой Патрик в православии

Мнение о том, что святой Патрик относится только к католической церкви, является неверным. Связано это с тем, что Патрик жил в VI веке, когда христианская Церковь не была разделена. Святой Патрик – православный святой, а еще его почитают в отдельных протестантских церквях. Он всю свою взрослую жизнь посвятил распространению христианства. К нему обращаются, чтобы обратить неверующих людей к Господу. День святого Патрика в православии приходится на 30 марта.

Святой Патрик – молитва

Самым известным молитвенным текстом, который использовался святым, является «Щит святого Патрика». Согласно легенде он вместе со своими товарищами направлялись в столицу Ирландии, чтобы проповедовать королю. Друиды хотели напасть на них и сделали засаду, но Патрик почувствовал неладное и начал петь молитву, что позволило им пройти незамеченными, поскольку вместо людей враги видели стадо оленей. Святой Патрик в православной церкви является неоднозначной личностью, поэтому многие историки сомневаются, что представленная молитва относится к святому.


Символ святого Патрика

С днем этого святого связано много разных символов, которые имеют свою историю появления.



Как отмечают день святого Патрика?

Впервые праздник в честь этого святого начали отмечать в X‑XI веке, причем торжество распространено не только в Ирландии, но и в других местах, где есть большая диаспора. Практически во всех странах светский праздник отмечают 17 марта. В Ирландии с 1903 года это официальный выходной. Стоит отметить, что в этом же году государство издало закон, что в этот день должны быть закрыты все пабы и бары, поскольку народ сильном напевался, но в 1970 году его отменили. С тем, как праздную день святого Патрика, связано много разных традиций.

  1. Христианский паломники каждый год осуществляют восхождение на гору Croagh Patrick, где святой Патрик молился.
  2. В этот день люди одеваются во все зеленое и крепят на одежду трилистник.
  3. Обязательным является утреннее посещение церкви.
  4. Отмечают праздник и в Америке, где живет много ирландцев. 17 марта обязательно реку Чикаго окрашивают в зеленый цвет. Кроме этого, во многих городах проходят парады.
  5. В древности существовал ритуал распивания виски в день Патрика. На дно бокала клали трилистник, и после того, как алкоголь выпивали, его доставали и бросали через левое плечо.
  6. Что касается лепреконов, то исторически с этим днем они никак не связаны. Предпринимателям просто нужно было придумать коммерческий символ этого дня, и строгий Патрик на эту роль не подходил, поэтому решили использовать это сказочное существо.

День святого Патрика – интересные факты

Существует информация, которая не является распространенной и может заинтересовать многих.

  1. Есть свидетельства, что святой Патрик носил синие одежды, а зеленый цвет с этим днем стали ассоциировать в конце 18 века.
  2. Среди известных личностей есть поклонники этого праздника. Торжество отмечает семья Мэрайи Кери, и все члены семьи наряжаются в зеленые одежды. Королева Елизавета II осуществляет торжественный выход, надевая зеленый костюм, а принц и герцогиня принимают участие в параде.
  3. Описывая факты о дне святого Патрика, следует упомянуть и о праздничных блюдах. Хоть торжество выпадает на период Великого поста, в этот день разрешено есть мясо. Согласно легенде сам святой мясные продукты превращает в рыбу. Традиционные блюда – баранина с , запеканки с беконом и хлеб из картофеля.
  4. Согласно поверью, если человек в день праздника найдет лист клевера с четырьмя листиками, то он обретет счастье.

Алексей Михеев

Небесный покровитель Ирландии святой Патрик ассоциируется во всем мире с шумными уличными гуляньями, сопровождаемыми употреблением традиционных для страны алкогольных напитков. Парады и музыкальные фестивали в его честь уже много лет проходят и в российской столице. А недавно просветитель Ирландии был включен в святцы Русской православной церкви. Прибавило ли это ему популярности и как православным верующим отмечать его день — в материале РИА Новости.

"Патрик наш!" — бурно отреагировали соцсети на прошлогоднее решение Священного синода. До этого в Русской церкви святого Патрика почитали лишь отдельные общины. Теперь вместе с ним канонизировали еще 14 святых, живших в Европе до раскола единой христианской Церкви на западную и восточную.

Нерусские корни

"А зачем нам вообще западный святой?" — этот вопрос задавали многие. "Он же католик!" — возмущались некоторые. Все точки над i постарался расставить митрополит Калужский и Боровский Климент. Он объяснил, что при принятии решения Синод руководствовался свидетельствами о безупречном исповедании этими святыми православной веры, отсутствием их имен в спорах между христианами Запада и Востока и современным их почитанием в зарубежных епархиях Русской церкви.

"Святой Патрик крестил тысячи людей и приводил к вере ирландских королей. Мы воспринимаем его, как грузины воспринимают свою святую Нину. Апологеты так называемого русского христианства почему-то совершенно забывают, что святитель Николай был совсем не русским человеком", — говорит священник русского собора Петра и Павла в Дублине отец Николай Евсеев.

Ирландцы, по его мнению, вообще очень близки русским по духу — с ними легко общаться и сразу находятся темы для разговора, добавляет он.

Не пивом единым

В России пока нет ни храма, посвященного апостолу Ирландии, ни даже его иконы. Да и сам день его памяти Русская церковь празднует не 17 марта, как западный мир, а спустя две недели — по юлианскому календарю. Но в любом случае обе эти даты приходятся на строгие у православных дни Великого поста. Впрочем, по выходным церковный устав разрешает выпить немного вина.

"Купим "Гиннесса" (знаменитое ирландское пиво. — Прим. ред.), сварим креветок и посидим после службы. Все остальное — на Пасху", — рассказывает настоятель одного из подмосковных храмов, попросивший не называть его имени. Креветки, как и прочие морепродукты, церковный великопостный устав также не запрещает по выходным.

"Большинство из тех, кто отмечает этот день пивом и гуляньями, — люди нецерковные. А для церковных людей важнее всего молитвенное почитание святого. К сожалению, именно это забывается в светской традиции: столько снято роликов и написано статей о Дне святого Патрика, но в них ничего нет о том, почему он стал святым", — сетует отец Николай.

Русские на вершине горы

Впрочем, нравится это кому-то или нет, День святого Патрика давно стал своего рода "днем Ирландии". Отчасти, по словам православного священнослужителя, это связано с продолжающейся секуляризацией Европы и всего западного мира. Но Церковь, традиционно сильная на ирландской земле, рук не опускает.

В РПЦ уважают День святого Патрика, но соблюдают пост Ко дню святого Патрика относиться нужно с уважением как к дню памяти святого, который совершается в западной традиции, и как к национальному ирландскому празднику, но к веселью в этот день православные присоединиться не могут, так как у них это время Великого поста.

"На вершине горы Крох стоит небольшая часовня, летом мы служим там литургию. С каждым годом с нами поднимается все больше людей, хотя многим это нелегко. Но все же уже три года мы поддерживаем такую благочестивую традицию — молимся там, где, по преданию, святой Патрик 40 дней провел в молитве перед тем, как принести островитянам христианство", — рассказывает отец Николай.

По другому преданию, на вершине Кроха просветитель Ирландии молился перед своей смертью, а в последний час бросил в воздух колокол, прося Бога, чтобы в стране не иссякла вера. Колокол подхватили ангелы. И они же охраняли могилу святого в первую ночь.

"Великий пост заканчивается, скоро Пасха. Наш храм не всегда может вместить всех, кто приходит в этот день. Очень хочется пожелать, чтобы верующие в России по возможности чаще обращали свои молитвы к замечательным святым ирландской земли", — заключает священник.

Тем временем один из ведущих производителей ирландского виски ко Дню святого Патрика анонсировал закрытую вечеринку в Москве с участием рэпера из Австралии. Главной темой станет "бархоппинг" — поход по питейным заведениям в компании друзей.

Я просыпаюсь сегодня
Великою силою
Призыва Троицы Святой
И верю в Триединство
И исповедую Творца…
Лорика (гимн) Св. Патрика

17 марта западный христианский мир отмечает День Св. Патрика, Просветителя Ирландского. В православных календарях празднование приходится на 31 марта и третью неделю по Пятидесятнице, когда совершается память Всех Святых, в земле Британской Просиявших, и оно никак не связано с привычными в Европе и США весёлыми карнавалами. Св. Патрик во второй половине XX века объединил многих христиан различных конфессий, для которых принципиальным остается почитание Христа Спасителя.

Всё дело в личности этого святого и тех людей, что необъяснимым образом чувствуют связь с ним, и в том, что с XIX века стало принято называть «кельтским христианством» и наследием кельтской Церкви.

Жизнь каждого человека, особенно если исторически он отдалён, интересна, а учитывая специфику отдаления, - неожиданно интересна. (Как предложение, в котором хочется поставить точку с запятой (;), - поскольку того требует «высший синтаксис».) По-видимому, это связано с тем, что она не похожа на нашу (не «совпадает»), но всегда хочется узнать, как другой человек использовал «шанс её прожить», предоставленный всем. Чем наполнил «часов и дней неумолимый бег» (Киплинг), какие люди, вожди, книги, поэты его окружали, куда и как далеко «заводила речь» (Бродский).

Читая жития святых, мы, конечно же, запоминаем яркие события, мистические потрясения, пророческие слова, восхищаемся чудесами, но самое главное - пытаемся разгадать, «сколько Христова» было в почитаемом человеке, как Небо отразилось в его личности и Промысел блистал в судьбе. Слова Псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих» - не восклицание (по форме - да), но прежде всего - Свидетельство.

О таких, как Св. Патрик, блаженный Августин говорил: «Они призваны не потому, что святые, но святы, потому что призваны». А Патрик был призван крестить Ирландию, хотя прежде он успел побывать там как раб. История его жизни словно предречение об ирландских земных драматических путях, наполненных борьбой, верой, стремлением к независимости, свободе. И это первая причина горячей любви ирландцев к Патрику. Она и объясняет смысл национальной поговорки: «В День Св. Патрика все жалеют, что они не ирландцы».

«Самый некельтский из кельтских святых», Патрик родился в 389 году в Британии, в священнической семье. Шестнадцатилетним его украли пираты и продали в рабство ирландцам. Лишённый свободы, юноша некоторое время пас овец в горах «Изумрудного Острова»; затем, ведомый ангелом, однажды удачно бежал на континент. Подвизался в европейских монастырях, учился у великих подвижников острова Лерин. Вдохновлённый христианской аскетикой (в т.ч. и восточной), принял монашество; был посвящён в епископский сан римским первосвященником и в 432 г. вернулся в Ирландию, но не как раб, а как Пастырь. Он говорил: "Я поступился своей свободой, которой обладал от рождения, ради блага других, и если бы был найден достойным, то отдал бы даже жизнь за имя Божие" ("Исповедь").

Ему предстояло в течение 30-ти лет проповедовать Евангелие, основывать монастыри, школы, библиотеки, строить храмы. Он объединил языческий кельтский народ верой во Христа так, что в краткие сроки ирландцы, поклонявшиеся солнцу-светилу, обратили свои молитвы к Солнцу - Правды, Христу Спасителю. Друиды засыпали свои костры, барды переиначили старые легенды на новый лад; трилистник стали почитать как символ Св. Троицы; и даже змеи навсегда покинули ирландские болота. Захолустная провинция Европы, «могила, заросшая бурьяном» (Каванах), начала, благодаря Патрику, превращаться в «Остров Покаяния», а «сумрачная прелесть кельтских легенд» (Честертон) проросла в религиозный романтизм Средневековья. Эйре (древнее наименование Ирландии) стала землёй Церкви, хранилищем Культуры. И это - вторая причина любви-благодарности.

Выше упоминаемая поговорка, без сомнения, несколько наивна, если не сказать, самодовольна, но фокус в том, что русского аналога у неё и вовсе не существует. Дело, конечно, не в нашей напыщенности и псевдосерьёзности, а, скорее, в специфическом чувстве юмора, побаивающемся косых взглядов и недомолвок. Но Св. Патрика Россия в последние 20 лет искренне полюбила. За что?

Быть может, потому, что, во-первых, он святой, причём какой-то "не вполне католический". Празднование его Дня - это попытка сказать про Истину Радости христианства ярко, свежо, по-весеннему. Приходит Патрик - и бежит зимняя нежить: «Я иду в этот день со Св. Троицей! Хэй-хэй». Ирландскость просыпается в русской душе.

Во-вторых, он дарит карнавал, исполненный христианского смысла, а это уж точно наша традиция масленичных шествий, и дело не в «Гиннесе» и пестроте нарядов, а, скорее, в том любимом и подзабытом чувстве свободы. Ирландцы, как нация, универсальнее в чём-то нас. Они называют свою родину: «Остров Покаяния», «Земля Святых», но не «Святая Ирландия». Они скромнее. И здесь дело в том, что у кельтов вообще никогда не было своего государства, имперский червь их души не точил. Они не знали искушений Византийского деспотизма или римской «политичности». Их самый известный христианский король Артур сидел за круглым рыцарским столом как равный, а не возглавлял всякие конклавы. И Патрик, перемешавший в этом "котле Мерлина" кельтские племена, был терпимым миссионером-проповедником V века. И ещё Патрик - один из тех, кому посвящены слова Честертона: «Свеча, осветившая Европу».

В-третьих, Св. Патрик объединил нацию, придав её существованию христианский смысл, а это очень важно, поскольку любить народ только за то, что он именно этот народ, а другого не случилось, - натяжка и ложь. Народ следует любить за то, сколько в нём сокрыто христианского, вечного… «Одно, должно быть, дело - нацию крестить, а крест нести - совсем другое…» (Бродский). Так вот он и крестил нацию и нёс свой крест - и это ещё одна причина любви к нему во всём верующем мире.

Будь во мне и будь повсюду!
За спиной и пред очами!
Будь и там, где завтра буду,
И развей мои печали!
Будь и выше, будь и ниже!
Будь в тиши и ратной брани!
Будь в сердцах меня любивших!
Будь в устах прохожих ранних!
Лорика. Гимн Св. Патрика (7 век)

(кон. IV в. – V в.)

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного - зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея - когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедью Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, - это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему - об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание . Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину , который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в вождя того или иного клана, - по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.

Святому, утверждавшему , приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, - сказали королю жрецы-друиды, - он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные - не всем, но несомненно одно - Бог всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого - наследником его епископской кафедры.

17 марта – это праздник в честь любимого святого ирландского народа – праздник святого Патрика. Этот праздник – настоящее переплетение христианских и языческих традиций. В Ирландии, и по всему миру в этот радостный день проводятся карнавалы, играют во всю волынки и все присутствующие, распивают на улице и по пабам пиво. Участники карнавала одеваются в яркие экстравагантные костюмы всех оттенков зеленого, на голову надевают медно-рыжие парики, а в петлицу вставляют листочек клевера.

Каждый год 17 марта весь мир отмечает День святого Патрика — главного покровителя всех ирландцев. Такой экстравагантный праздник давно уже перешел за границы Изумрудного острова, и каждый год все люди на планете имеют возможность превратиться в немножко ирландцев.

Ни один национальный праздник не добился настолько широкого признания за пределами своей страны, как День святого Патрика. Маленький европейский остров дал миру самое большое количество иммигрантов – рыжеволосых и веселых. Каждый ирландец с горсткой родной земли увозил вместе с собой и самый дорогой, самый «ирландский» и важный сердцу праздник. Но не смотря на это, теперь этот День святого Патрика неофициально празднуют в разных странах, да еще и с немалым размахом.

Святой Патрик ирландская легенда

С этим великим праздником связано сразу несколько интересных легенд.

Одна из самых известных говорит, что именно Святого Патрика стоит благодарить за обращение Ирландии в христианство. Причем, в отличии, от многих стран по всему миру, произошло это невероятно быстро и без кровопролитий, так как харизме и ораторскому искусству Патрика может позавидовать самый дерзкий и выдающийся политик.

Согласно второй – Святой Патрик сумел изгнать всех змей с острова. Согласно преданию он повелел гадам ползучим ирландским собраться на высокой горе (сейчас это место паломничества), а когда все послушно сползлись, приказал им убираться вон из страны. Одна большая змея отказалась покидать родину, тогда Патрик хитростью заманил ее в большой ящик и сбросил в море со скалы. И в легенду можно не верить, но в Ирландии днем с огнем не сыщешь.

Еще одна легенда гласит, что на этой горе святой Патрик держал пост 40 дней. Господь испугался, что Патрик может помереть, не выполнив своего жизненного предназначения. Всевышний обратился к Патрику с просьбой прекратить свой пост, но тот ответил, что согласится на это только при трех условиях:

  • ирландцы должны обрести свободу,
  • Ирландия уйдет под воду за семь лет перед концом света, чтобы избежать бедствий и разрушений,
  • чтобы сам Патрик мог судить людей в час Великого Суда.

В этот день во многих странах Мира проходят карнавалы, звучат волынки и пьется пиво. Участники карнавала одеваются в экстравагантные зеленые костюмы, на голову надевают рыжие парики, а в петлицу вставляют листок клевера.

Святой Патрик покровитель

Настоящее имя ирландского героя совсем не Патрик. Родители дали ему имя Мэйвин Суккат. Во всяком случае, так принято считать. Он был римлянином, родился в конце 4-го века в римской Британии. Мэйвину было 16 лет, когда его похитили ирландские разбойники и продали в рабство. Он был приставлен пасти овец, бежал обратно в Британию и смог укрыться в монастыре. Годы спустя служителем церкви Суккат уже сам едет в Ирландию, где стал миссионером. Имя Патрик (Патриций), означающее примерно “отец своим людям”, он принял вместе с саном.

Святой Патрик – покровитель Ирландии. Считается, что именно он будет вершить справедливость над ирландцами в день Страшного Суда. Ведь так он договорился с Госполом.

Лепрекон, герой ирландского народного фольклора, рыжий человечек в зеленом одеянии, он стал одним из символов Дня святого Патрика относительно недавно. По преданию, этот небольшой коренастый человечек в зеленой шляпе и костюмчике хранит горшочки с золотом, зарытые на конце радуги. В каждом горшочке – 1000 монет, всего около 30 килограммов золота.

Святой Патрик праздник

17 марта считается днем кончины святого Патрика. Касаемо самого места и даты его смерти данные источников расходятся. Неизвестно и место могилы святого. По легенде, в повозку с телом святого специально запрягли двух неукрощённых быков, и хоронить его нужно было там, где они прекратят идти.

День святого Патрика – национальный ирландский праздник. Но такую колоссальную популярность он получил не на родине, а благодаря ирландцам, которые поехали искать лучшей жизни в США. Именно их община в память о родине, по которой тосковали, решили отмечать день смерти любимого святого с небывалым размахом и масштабом. Именно в Америке 17 марта 1762 года прошел и первый парад на День святого Патрика. А первый парад в Ирландии, в Дублине состоялся лишь в 1931 году.

На сегодняшний день число в США проживает около 33,3 млн (10,5% населения страны) американцев с ирландскими корнями. Тогда как население самой Ирландии – всего около 4,2 млн. Ирландцы особенно массово уезжали с Изумрудного острова во времена Картофельного голода на острове в 40-х годах 19-го века.

Есть традиция, что нужно выпить, как минимум, одну рюмочку спиртного в каком-нибудь классическом ирландском баре. Существует так называемая "Чарка Патрика" — единица измерения выпиваемого виски. По традиции, нужно положить в бокал лист клевера перед тем, как выпить бокал виски. В народе так и говорят — "осушим трилистник".

В День святого Патрика все ирландцы и все те, кто этот праздник чтят, распивают пиво. Во всем мире выпивается около 13 миллионов пинт Гиннеса.

Из Ирландии пришла традиция прикреплять к наряду трилистник, символизирующий крест, символ католицизма, да и символьный цвет самой «изумрудной страны». В честь Патрика сложен даже церковный гимн, в котором поется о том, что святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии того времени.

Уже традиционно в День святого Патрика устраиваются просто грандиозные парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные костюмы в зеленых тонах и ярких париках рыжего цвета, надевают шляпы. Подготовка всегда серьезная, и, непременно, со всеми необходимыми атрибутами. Повсеместно гремят духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Люди веселятся, много танцуют и радуются, слегка опьянев от традиционного пива и духа «изумрудного острова», немного сказочного и волшебного.