В каких спектаклях играет этуш. Владимир этуш переоделся женщиной на сцене вахтанговского театра

  • 12.10.2021

Делом чести. Пьесу искали долго: то она не соответствовала масштабу актера, то его образу, то в целом задачам театра. Пока, наконец, , будущему режиссеру постановки, на глаза не попалась достаточно облюбленная театрами, особенно антрепризными, вечная история с названием «Пока она умирала» .



Дочь (в блистательном исполнении ), по всем параметрам закрепившая за собой статус «старой девы», ради минутного счастья умирающей матери готова практически на любую ложь и выдумки. А именно: уверить маму в собственном счастье в личной жизни, да еще и подарить скрываемую многие годы внучку. Сюжет мелодраматичен, банален, прост - но тем и прекрасен: легко цепляет нужные струнки души и трогает сердце. Выдуманный жених (ироничный и интеллигентный ) внезапно сам ошибочно появляется на пороге квартиры - и уже никогда не уйдет. Вызванная за гонорар внучка (дерзкая и нарочито отвязная ) действительно находит с этой семьей счастье - хэппи-энд царит и на сцене и в зрительном зале.


фото: Пресс-служба театра Вахтангова


Предполагалось, что роль матери исполнит, конечно же, Этуш , и в Вахтангова не пошли по пути модного нынче в искусстве травести-шоу, а изменили пьесу, сохранив актеру мужской пол, хотя и облачив в красивое женское платье. По версии Иванова, персонаж Этуша - бывший актер, ныне пожарный, отвечающий за безопасность в театре, знающий все спектакли наизусть и единоличным решением директора утвержденный на роль матери, когда актриса, игравшая ее, не успела вернуться с гастролей. От того комичность ситуации еще более усиливается - Этуш играет пожарного, который играет старушку. Этакий театр в театре. Сам театр Вахтангова, на чьих подмостках идет спектакль, в некоторых сценах изрядно иронизирует над собой и нынешними проблемами любого репертуарного театра, чем подкупает зрителя еще больше. То делится своими сокровенными тайнами, показывая закулисье в некоторых эпизодах, то добавляет внутренние шутки в реплики актеров, давая возможность не только посмеяться, но и прикоснуться к доныне непознанному.


фото: Пресс-служба театра Вахтангова


В итоге получился уникальный и абсолютно теплый, ламповый, как говорят меломаны, спектакль. В нем наконец-то снова задействован так давно отвергаемый современными режиссерами-поставщиками театра «круг», сразу создающий какое-то особое настроение, использованы очень простые и в то же время уютные декорации и главное, самое главное, что есть в нем - потрясающая, искренняя игра актерской труппы. Умение поставить незамысловатую историю так просто и легко - это большая удача и длительный, безусловный успех.


фото: Пресс-служба театра Вахтангова


Многие лета Владимиру Абрамовичу и спасибо, что, благодаря его таланту и образу, рождаются вот такие невероятно душевные истории.

Список спектаклей с участием Владимира Этуша в Москве. Где и в каких спектаклях работает Владимир Этуш

Истинный вахтанговец Владимир Этуш больше 60 лет выходит на сцену в постановках знаменитого театра. Художественный руководитель Театрального училища имени Щукина, ветеран Великой Отечественной войны - Владимир Абрамович актер, который всегда "держит" зал.

Родился Владимир Этуш в Москве в 1922-м году, но в документах значится 1923-й. Была такая практика, записывать мальчиков годом позже, так и получилось, что у народного артиста СССР - два года рождения. Театром Этуш увлекся еще в школе. Поступал на режиссерский факультет в ГИТИС - не прошел, зато стал вольнослушателем первого курса Щукинского училища.

Как и у всех студентов, у Владимира Абрамовича была бронь, но он ушел добровольцем на фронт. Его направили в школу военных переводчиков в Ставрополе, потом были тяжелые бои в составе стрелкового полка в горах Осетии и Кабарды, освобождение Ростова-на-Дону, Украины. За мужество, Этуш награжден орденом Красной звезды, медалями. В 1943-м году он был тяжело ранен под Запорожьем, получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944-восстановился в театральном училище.

Сам актер называет себя "комическим трагиком и трагическим комиком". Свой театральный путь он начал с исполнения характерных возрастных ролей, таких как слуга Лунс в спектакле "Два веронца" по Шекспиру. Большой удачей актера стала роль полная драматизма роль Купо в "Западне" Золя. Всеми гранями сверкал талант Этуша в мольеровском "Мещанине во дворянстве". Сегодня зрители аплодируют мастеру в спектаклях Театра имени Вахтангова "Потерпевший Гольдинер", "Пристань", "Окаемовы дни" - Владимир Абрамович играет великолепно, до "мурашек", вкладывая в своих героев необыкновенную силу и мудрость.

Как в театре, так и в кино, Этуш подтвердил, что "нет маленьких ролей". Фразы его персонажей стали крылатыми. Товарищ Саахов из "Кавказской пленницы", жуликоватый Шпак в "Иван Васильевич меняет профессию" Леонида Гайдая, Карабас-Барабас в "Приключениях Буратино" Леонида Нечаева - Этуш влюбил в себя зрителей своим блестящим чувством юмора и стопроцентным попаданием в образ и невероятным отрицательным обаянием.

Его обожают женщины - импозантный, яркий, он всегда был в центре внимания. Со своей женой, Ниной Крайновой, Владимир Абрамович прожил 48 счастливых лет. Но до знакомства с ней актер дважды был женат, на Нинель Мышковой и Елене Измайловой, увлекался своей студенткой Людмилой Чурсиной. Четвертой супругой актера стала учитель английского Елена Этуш, его преданная поклонница, с которой он познакомился в театре.

Дочь и внук Владимира Этуша живут в Америке.

Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РФ, Народный артист республики Северная Осетия - Алания Художественный руководитель Театрального института имени Бориса Щукина, Профессор .
Ветеран Великой Отечественной войны . 22 мая 1922 года - 9 марта 2019 года.

Любовью к театру Владимир Этуш «заразился» еще в школе, где занимался в театральном кружке, которым руководил Павел Тихонович Свищев.

В 1940 году был зачислен вольнослушателем в Театральное училище имени Бориса Щукина.

Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, Владимир Этуш добровольцем уходит на фронт. Он был направлен в школу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. В 1943 году под Запорожьем был тяжело ранен, получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован.

В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Бориса Щукина.

Окончил училище (курс А.А. Орочко) в 1945 году и был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где вскоре стал одним из ведущих актёров.

В том же году начал преподавать в Щукинском училище в качестве ассистента педагога по мастерству актера.

С 1987 года — ректор Театрального училища имени Бориса Щукина, профессор (1976), с 2003 года - его художественный руководитель.

Творческий путь в Вахтанговском театре Владимир Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути - слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». Благодаря блистательным интермедиям Н. Эрдмана, роль сверкала и искрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Эта роль стала одной из самых его любимых.

Среди ранних работ артиста - мягкий, интеллигентный Дорогомилов (Кирилл Извеков ), полицейский Меньос (Ангела ) и знаменитая маска Бригеллы (Принцесса Турандот ).

Творческая судьба В.А. Этуша - прекрасное подтверждение знаменитой формулы К. Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Однако от филигранно сыгранных эпизодов артист постепенно переходит к созданию сложных, разноплановых характеров.

В комедии Б. Шоу «Миллионерша» с невероятным блеском и изящной иронией Этуш играет незадачливого любовника Блендербленда.

В 1965 году с роли Купо (Западня ) начинается новый этап в творчестве В.А. Этуша. В начале спектакля Купо - добрый и нежный, великодушный и робкий, влюбленный и очень надежный. Но судьба оказывается безжалостной к нему, наносит страшный удар. Артист с подлинным, глубоким драматизмом играл момент перехода своего героя от силы и уверенности к полному безволию и зависимости от обстоятельств, от бесстрашия к полному нравственному и физическому краху.

В 1968 году Александра Ремизова поставила спектакль - монолог «Голос», где итальянский портной Джулио Фератера рассказывает, как он стал обладателем чудесного голоса и как лишился этого дара. Это была выдающаяся работа Владимира Этуша.

И вновь комедия: чванливый, тщеславный, упрямый и, в тоже время, по-детски доверчивый Журден (Мещанин во дворянстве ). Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией.

А в комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» В.А. Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях - реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, нахлебниками-родственниками и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья - чародей, волшебник, маг, и нет ему равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.

В спектакле «Будьте здоровы» Этуш вновь невероятно ярок и смешон в острохарактерной роли обанкротившегося писателя Мерикура.

В спектакле «Белый кролик» его герой попадает в ситуацию, когда реальная жизнь невыносима в силу столкновения с глухими, алчными, черствыми и жестокими родственниками. И, для того, чтобы сохранить свой собственный мир, герой придумывает его и рассказывает о нем только своему другу, тоже выдуманному - белому кролику Чарли. Этуш использует для характеристики своего образа такие чистые, наивные краски, что зритель не может остаться к нему равнодушным, он всегда на его стороне.

И еще одна встреча с драматургией Эдуардо де Филиппо - спектакль «Цилиндр». С невероятной элегантностью и изяществом обыгрывает актер нелепейшую ситуацию, в которую попадает его герой Аттилио.

20 ноября 2000 года режиссер Владимир Иванов впускает спектакль «Дядюшкин сон» - своеобразный бенефис Владимира Этуша в роли старого Князя К. Такого Владимира Этуша и такого Князя не приходилось видеть никогда! За эту работу актер был удостоен Государственной премии России.

С 2011 года играет роль Грегори Соломона (Цена ) в спектакле «Пристань», поставленном Римасом Туминасом к 90-летию Вахтанговского театра. Острохарактерный, гротескный Владимир Этуш играет старого еврея, торговца мебелью Соломона мягко. Кажется, никогда суперпрофессионал, знаменитый, успешный, уверенный в себе «мастер» не играл так проникновенно и душевно, вводя в роль щемящую ноту человеческого одиночества.

В 2013 году к юбилею В.А. Этуша был выпущен спектакль «Окаемовы дни» (по пьесе А. Афиногенова «Машенька»), где Владимир Абрамович исполнил главную роль - академика Окаемова.

В 2016-м Владимир Абрамович вновь порадовал своих горячих поклонников премьерой - спектаклем «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» в постановке В.В. Иванова, где легендарный артист пошел на рискованный эксперимент с одним желанием - испытать себя в иной ипостаси и впервые сыграл женскую роль.

Дебютом в кино стала роль Сеида-Али в картине «Адмирал Ушаков» в 1953 году. Любовь многомиллионных зрителей принесли Этушу его работы в комедиях Леонида Гайдая - Саахов (Кавказская пленница ), инженер Брунс (Двенадцать стульев ), Шпак (Иван Васильевич меняет профессию ).

В фильмографии народного артиста картины: «Председатель», «Старая, старая сказка», «Миссия в Кабуле», «Тень», «Дела давно минувших дней…», «Цирк зажигает огни», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «31 июня», «По улицам комод водили…», «Не будите спящую собаку», «Мечты идиота», «Классик», «Поворот ключа», «1-й Скорый», «Парк советского периода», «Три мушкетера» и др.

Имя Владимира Этуша - эпоха в советском кинематографе, а фильмы с его участием - подлинная классика мирового культурного наследия.

В.А. Этуш - полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», имеет множество наград и званий за вклад в развитие отечественной культуры и за высочайшее актерское мастерство.

Владимир Абрамович Этуш ушел из жизни 9 марта 2019 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в семейной могиле.

Официальный сайт В.А. Этуша:

Владимир Этуш родился в Москве 6 мая 1922 года. Отец - Абрам Этуш - был владельцем небольшого галантерейного производства, мама - Раиса Этуш - не работала до тех пор, пока отца не арестовали. Через несколько лет заточения отца отпустили. Театром Владимир Этуш "заразился" еще в школе. На школьных вечерах он читал чеховскую "Маску". Потом стал заниматься в самодеятельности - в кружке при школе, которым руководил Павел Тихонович Свищев. Однако по окончании школы Владимир решил стать не актером, а режиссером. Совершенно ничего не понимая в этой профессии, он подал документы в ГИТИС. Владимир Абрамович вспоминает: "С меня потребовали письменный план постановки. Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: "Режиссерский план постановки "Воспитанницы" Островского". Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору - и получил тройку". После неудачи в ГИТИСе Этушу помог главный режиссер Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признается Владимир Абрамович, он в то время дружил с племянницей режиссера. Ничего серьезного у них не было - просто приятельские отношения, но видимо у Симонова было другое мнение. Так благодаря Рубену Николаевичу Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища. Владимир Этуш иногда рассказывает, что он первым из москвичей стал свидетелем начала Великой Отечественной войны, хоть сразу и не понял этого. В ночь с 21 на 22 июня он шел с затянувшейся вечеринки. Было около 5 часов утра, улицы безлюдны, машин почти нет. И тут мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война. Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь. Но во время спектакля "Фельдмаршал Кутузов", он увидел, что в зале сидят всего 13 человек, и понял, что стране не до театра. Утром он пошел и попросился добровольцем на фронт. Владимира Этуша направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь. Но на фронте он попал в стрелковый полк. Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Воевал героически, за что был награжден орденом Красной Звезды, медалями. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта. В 1944 г. Этуш был тяжело ранен и после госпиталя, получив вторую группу инвалидности, демобилизовался. В 1945 году Владимир Этуш окончил театральное училище и был приглашен преподавать в нем. В том же году он начал работать в Московском театре им. Евг. Вахтангова. В театре Вахтангова свой творческий путь Владимир Абрамович начал с характерных, комедийных эпизодов. Причем возрастных. Первой заметной ролью актера стал слуга Лаунс в комедии Шекспира "Два веронца". Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Все это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль до сих пор - одна из самых любимых. Казалось амплуа комика-импровизатора - уже в кармане. Но вот на сцене появился совсем иной Этуш. Было это в 1965 году в спектакле "Западня" по роману Золя. Этуш играл своего героя Купо с подлинным, глубоким драматизмом. После этого спектакля стало ясно, что родился по-настоящему большой и разнообразный артист. И все же в его репертуаре комедии преобладали всегда. Был в его творческой биографии знаменитый чванливый, тщеславный, упрямый и, в то же время, по-детски доверчивый Журден в "Мещанине во дворянстве" Ж.Б. Мольера. А в комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях - реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, алкоголичкой-женой и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья - чародей, волшебник и маг, которому нет равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.