Редактором какого журнала был плеханов. Участие во ii съезде рсдрп

  • 10.08.2019

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(род. в 1856 г. – ум. в 1918 г.)

Основатель русского марксистского движения и социал-демократической партии, лидер меньшевизма и теоретик марксизма.

Плеханова заслуженно считают «отцом» марксизма в России. Он родился в мелкопоместной дворянской семье в поместье Гудаловка Тамбовской губернии 29 ноября 1856 года. В 1873 году окончил Воронежскую военную гимназию и был зачислен в юнкерское училище в Петербурге, однако уже через год разочаровался в военной карьере и поступил в Петербургский горный институт.

В 1875 году Плеханов вступил в народнический кружок. Он вел революционную пропаганду среди рабочих, выступал на собраниях, писал прокламации, руководил стачками. В 1876 году, во время первой политической демонстрации в России, Георгий произнес антимонархическую речь. Боясь преследований, он перешел на нелегальное положение и бросил институт. Вскоре Плеханов принял участие в «хождении в народ», став одним из руководителей революционной организации «Земля и воля». В 1878 году – он один из редакторов одноименного журнала, составитель программы группы «Земля и воля».

В 1879 году Плеханов выступил против тактики террора, призывая революционеров из «Земли и воли» к пропагандистской деятельности. После раскола группы на Воронежском съезде он стал во главе организации «Черный передел». В 1880 году, спасаясь от ареста, эмигрировал из России.

Плеханов прожил за границей 37 лет, получив известность как революционный теоретик, литературный критик и талантливый журналист-публицист. Он учился в Сорбонне и в Женевском университете, вел дружбу с лидерами социал-демократии, перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии», участвовал в создании Второго Интернационала, стал его видным деятелем.

Порвав с народничеством в 1883 году, Плеханов основал за границей (совместно с Аксельродом, Засулич, Дейчем и Игнатовым) первую русскую социал-демократическую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда». Теперь он считал, что движущей силой русской революции является пролетариат, и остро критиковал народничество за мечты о крестьянской общине. «Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих», – утверждал Плеханов. Плехановская критика народничества приводит к враждебному отношению марксистов к крестьянству как к реакционному классу. За 20 лет существования группы Плеханов написал и издал 147 работ. На его теоретических трудах было воспитано несколько поколений российских марксистов. В 1895 году Плеханов выпустил свою самую известную книгу – «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которой развивал идеи исторического материализма. В конце 1890-х годов он принял участие в журнале легальных марксистов «Новое слово», тогда же выступал против «бернштейнианства» и «экономизма».

В конце 1894 – начале 1895 года Плеханов создает «Союз русских социал-демократов за границей», а в 1901 году – «Заграничную Лигу русской социал-демократии». В начале XX века он – один из основателей РСДРП.

В 1900 году Плеханов редактирует «Искру», выступает с проектом программы партии. Он принимает активное участие во II съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), выступает вместе с Лениным против меньшевиков. Однако после съезда он порвал с Лениным и перешел к меньшевикам.

Выступая против большевистской тактики, он развенчивал ленинские идеи о руководящей роли пролетариата в революции, о перерастании буржуазной революции в социалистическую, о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства. Считая, что революция 1905 года была общенациональной и буржуазной, Плеханов призывал марксистов ориентироваться на буржуазные и либерально настроенные слои населения.

В 1887 году он заболел туберкулезом, и обострение болезни не дало возможности вернуться в Россию во время революции 1905–1907 годов. В начале 1905 года Плеханов призывал народ к вооруженному восстанию против самодержавия. В то же время он возражал против неподготовленного декабрьского восстания в Москве 1905 года и призывал социал-демократов войти в блок с кадетами во время выборов в Государственную думу в 1906–1907 годах.

Плеханов стал во главе меньшевиков, хотя выступал не только против ленинцев, но и против богостроительства и богоискательства, против «ликвидаторов», призывавших вывести марксистскую партию из подполья на легальную почву. В период реакции он был готов блокироваться с большевиками. Плеханов сотрудничал с общепартийной газетой «Социал-демократ», с большевистской газетой «Звезда», опубликовал серию статей против «ликвидаторов».

Во время Первой мировой войны он – руководитель группы меньшевиков и газеты «Единство» – оказался во главе социалистов-«оборонцев». Большевистский призыв солдатам брататься на фронте Плеханов назвал «бесстыдной провокацией».

После Февральской революции 1917-го, вернувшись из эмиграции в Россию, он поддержал Временное правительство, выступил против «Апрельских тезисов» Ленина, назвав эти тезисы «бредом», характеризуя как «…безумную и крайне вредную попытку посеять анархическую смуту в Русской земле». В «Открытом письме к петроградским рабочим» Плеханов предупреждал, что преждевременное взятие власти одним классом или одной партией может привести к печальным последствиям.

С весны 1917-го Плеханов становится главным оппонентом Ленина. Он высказывается за продолжение войны для защиты Родины и революции «от немцев», против развязывания гражданской войны, заявляет, что Россия страдает не от капитализма, а от недостатка развития капитализма, призывает «сплотиться вокруг Временного правительства». Главная идея Плеханова: социалистическая революция в России преждевременна. В своем выступлении в августе 1917-го на Государственном совещании он призывает буржуазию пойти на соглашение с революционной демократией.

Некоторые политические силы прочили Плеханова в премьеры Временного правительства, к нему поступали предложения стать министром этого правительства. Но Плеханов оставался над схваткой и возглавил… лишь Комиссию для выработки новых ставок оплаты труда железнодорожников.

В дни анархии летом 1917-го Плеханову захотелось «твердой власти», однако на предложение Савинкова стать главой будущего правительства он ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, не я буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути». Плеханов осудил мятеж генерала Корнилова и призвал к союзу демократических сил перед лицом переворота, анархии и коллапса. Незадолго до Октября он пророчески заявил, что если Ленин станет главой России, «.. это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесет с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернется спиной к революционерам».

К Октябрьской революции Плеханов отнесся крайне враждебно; однако, оставаясь противником большевиков, категорически отказался представлять враждебные им силы и практически отошел от политической деятельности. В декабре 1917-го он серьезно заболел и был перевезен в санаторий в Финляндию. 30 мая 1918 года Георгий Валентинович скончался в Питкеярви (Финляндия), проклиная «отступника» Ленина и разуверившись в мудрости российского пролетариата.

В год 150-летия со дня рождения Плеханова решением декабрьского (2005 г.) Политсовета СДПР 2006 год был объявлен годом его имени. В рядах нынешней Социал-демократической партии России состоит праправнучка Плеханова – Ирина.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ЮМАТОВ ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ ГЕОРГИЙ (актер кино: «Весна», «Рядовой Александр Матросов» (оба – 1947), «Ночь полководца», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» (все – 1948), «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» (оба – 1953), «Герои Шипки» (1954), «Крушение эмирата»,

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

Г. В. ПЛЕХАНОВ ИЗ ПИСЬМА Приехал сюда (в Женеву в мае - июне 1895 г. Ред.) молодой товарищ (Ленин. Ред.), очень умный, образованный и даром слова одаренный. Какое счастье, что в нашем революционном движении имеются такие молодые люди.Исторический архив 1958. №

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 автора Раззаков Федор

Георгий БУРКОВ Г. Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 он поступил на юридический факультет Пермского университета, однако проучился в нем всего два года и бросил. Параллельно с учебой стал посещать театральную студию при Доме офицеров. Студия была

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Георгий ЖЖЕНОВ Г. Жженов родился 22 марта 1915 года в простой семье. Как гласит семейное предание, один из прадедов артиста парился в русской печке (беднота тогда использовала вместо бани печи) и сжегся в ней. Отсюда и фамилия - Жженов.Родители Жженова были из крестьян

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Георгий ЮМАТОВ Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве в простой семье. Еще будучи подростком, будущая звезда советского кино увлекся мечтой о море и решил во что бы то ни стало поступить в мореходное училище. Однако, чтобы эта мечта осуществилась, Юматову

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Георгий ВИЦИН По свидетельству многих очевидцев, в молодые годы Вицин был сексуально неотразим. В артистической богеме тех лет ходили разговоры о том, как он увел жену, Дину Тополеву, у знаменитого мхатовца Николая Хмелева, чем поверг того в сильное уныние. Правда,

Из книги Плеханов автора Иовчук Михаил

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Из книги Троцкий. Характеристика (По личным воспоминаниям) автора Зив Григорий Абрамович

М. Иовчук, И. Курбатова Плеханов Пролог 9 июня 1918 года в Петрограде в зале Народного собрания, где сейчас помещается Большой зал Филармонии, состоялось торжественно-траурное заседание, посвященное памяти умершего несколько дней назад Георгия Валентиновича Плеханова.

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

БУРКОВ Георгий БУРКОВ Георгий (актер театра, кино: «Зося» (1967; Семенов), «Зигзаг удачи» (1969; фотограф Петя), «Старики-разбойники» (1971; следователь прокуратуры Федор Федорович Федяев), «Печки-лавочки» (1973; вор в поезде Виктор Александрович), «Калина красная» (1974; вор Губошлеп),

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

ВАСИЛЬЕВ Георгий ВАСИЛЬЕВ Георгий (кинорежиссер: «Чапаев» (1934), «Фронт» (1943) и др.; скончался 18 июня 1946 года на 47-м году жизни). Васильев серьезно заболел в декабре 1945 года. Подвело его самое слабое место – горло. Вероятно, это было наследственное предрасположение. От

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Глава пятая Заграницей II-ой съезд Р. С. Д. Р. П. и раскол в партии. - Большевики и меньшевики. - Бронштейн-Троцкий, Плеханов и Ленин В ноябре 1902 года я, окончив, срок ссылки, вернулся в Николаев. Там, мне скоро пришлось с головой окунуться в дела местной социал-демократической

Из книги Притяжение Андроникова автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

ГЕОРГИЙ Охвачена жарким и светлым пожаром Забуду ль о прошлом, о темном, о старом? О звоне серебряных колец кольчуги, О князе, о храбром забуду ли, други! Всегда в горделивом и нежном восторге Я имя твое повторяю - Георгий! На фоне Российских алеющих зарев - Мой храбрый

Из книги автора

Амфитеатров Александр Валентинович (1862–1938) Фельетонист, беллетрист, драматург; начинал свой писательский путь в юмористических журналах, с Чеховым познакомился в 1882 году в редакции «Будильника»; позднее время от времени встречался и переписывался с ним. Посвятил Чехову

Из книги автора

Из книги автора

ГЕОРГИЙ ТОВСТОНОГОВ Ираклий Луарсабович Андроников сыграл в моей жизни огромную роль. Не силой обстоятельств, которые нас сталкивали, а просто фактом его существования в моей жизни. Он из тех людей, которые создают критерии и жизни, и искусства. Вот почему то, что он

(1856-1918) русский философ и писатель

Будущий основатель русского революционного марксизма происходил из небогатой дворянской семьи и родился в небольшом имении неподалеку от Тамбова. Его отец, Валентин Петрович, штабс-капитан в отставке, был человеком образованным, и соседи даже считали его «вольтерьянцем», как называли тогда последователей французского философа и писателя Вольтера. Мать Плеханова была внучатой племянницей Белинского. Она сама учила детей русскому и французскому языкам, математике, географии.

По семейной традиции Георгий избрал себе военную карьеру, поступив в Воронежскую военную гимназию. Она считалась одной из лучших в России. В гимназии убеждения молодого человека коренным образом изменились, и его идеалом стал Николай Гаврилович Чернышевский . Георгий Плеханов стал задумываться над тем, стоит ли ему посвящать себя военной карьере.

Тем не менее после окончания гимназии он поступил в Константиновское артиллерийское училище в Петербурге, но всего через три месяца после этого подал рапорт об освобождении от военной службы. Принять такое решение ему было нелегко. К этому времени у Плеханова умер отец, имение находилось в запущенном состоянии, и семья ждала от него помощи. Но он уже твердо решил изменить свою жизнь и избрал для себя тот путь, по которому прошла большая часть интеллигентов-разночинцев.

Увлечение химией и естествознанием привело Георгия Валентиновича Плеханова в Петербургский горный институт, куда он поступил осенью 1874 года, блестяще выдержав конкурсные экзамены. Он с удовольствием учился и зарекомендовал себя аккуратным и способным студентом. Однако, несмотря на интерес к естественным наукам, Плеханов вскоре понял, что у него «общественные интересы преобладают над всеми прочими».

Юноша вступает в кружок народников, где знакомится с видными революционерами - С. Перовской, А. Михайловым, С. Степняком-Кравчинским. Вскоре он начинает вести пропагандистские занятия среди рабочих. После выступления на демонстрации 6 декабря 1876 года ему пришлось перейти на нелегальное положение и на некоторое время уехать из России. Вернувшись летом 1877 года, он становится активным деятелем народничества - печатается в нелегальной газете «Земля и воля», выступает на различных собраниях. Во время похорон Н. Некрасова, Георгий Плеханов смело вступил в полемику с Достоевским, доказывая, что Некрасов был выше Пушкина.

Движение народников было направлено против политики правительства, и власти, естественно, всячески препятствовали их деятельности. Над Плехановым тоже вскоре нависла угроза ареста, и ему пришлось эмигрировать. Уезжая из России, он не знал, что вернется сюда только в 1917 году.

Период эмиграции стал для него огромной жизненной школой. На его долю выпали тяжелые испытания. Скрываясь от преследований, он постоянно переезжал с места на место, бывали времена, когда он оставался совершенно без денег и голодал. Однако физические лишения не повлияли на его целеустремленность. Именно в это время Георгий Плеханов получил всеобщее признание как политический вождь, завоевал славу серьезного литературного критика, сделал научные открытия в социологии, истории, эстетике.

Плеханов Георгий Валентинович первым из русских революционеров заинтересовался идеями марксизма, а вскоре окончательно порвал с народниками и даже стал их убежденным противником. С 1882 года, когда Ленину было еще только 12 лет, он уже стал марксистом. Тогда же он впервые перевел некоторые труды Маркса и Энгельса на русский язык, а также написал ряд собственных работ, в которых отстаивал и развивал марксистские взгляды. Плеханова больше считают теоретиком, но он занимался и практической деятельностью. Так, в 1883 году Георгий Плеханов создал в Женеве первую русскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда» - и был автором ее программных документов.

Георгий Валентинович Плеханов также установил и поддерживал тесные связи с другими деятелями рабочего движения в Европе, а с момента основания Второго Интернационала в 1889 году активно участвовал в его работе и был знаком с Энгельсом. Несмотря на свою активную политическую деятельность, Плеханов чувствовал свою оторванность от России, поэтому с радостью принимал приехавших оттуда революционеров. В 1895 году он встретился с Лениным, а позже принял участие в работе ленинской газеты «Искра». Однако между ними почти сразу же возникли разногласия по поводу реализации идей марксизма в России. Георгий Плеханов считал, что революция в стране возможна только тогда, когда там разовьется капитализм, а поскольку капитализм в России находился, как он писал, в «младенческом возрасте», то она, конечно, еще не готова к революции. Причем он считал, что должна произойти буржуазно-демократическая, а не пролетарская революция. Ленин же придерживался прямо противоположных взглядов. Поэтому в 1903 году, когда Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) разделилась на два лагеря - большевиков и меньшевиков, Плеханов и Ленин оказались по разные стороны баррикад.

Случилось так, что во всех своих надеждах Георгию Плеханову довелось пережить жесточайшее разочарование. Русская революция произошла задолго до того, как в стране развился капитализм. Поэтому он и называл тактику Ленина «беспочвенной политической импровизацией». Он основал собственную газету «Единство» и на ее страницах вел полемику с большевиками. Но Плеханов не мог оставаться в стороне, когда революция в России все-таки произошла.

Поздно вечером 31 марта 1917 года он приехал в Петербург. Поскольку в то время он принадлежал к так называемым «оборонцам», призывавшим вести войну до победного конца, то с большевиками, которые придерживались противоположного взгляда, у него сразу же установились напряженные отношения. Деятели Временного правительства, напротив, стали посещать его, пытаясь склонить на свою сторону. У Георгия Плеханова побывали В. Пуришкевич, М. Родзянко, Александр Колчак . Но он не спешил ни с кем сотрудничать, не желая поддерживать воинствующие политические группировки. Октябрьскую революцию он также не принял, считая, что она ведет страну по ложному пути.

Когда войска Керенского потерпели поражение, большевики произвели у Плеханова обыск. Он тяжело переживал это событие. Возможно, оно косвенным образом сказалось на состоянии его здоровья. Спустя всего семь месяцев после этого, 30 мая 1918 года, Плеханов Георгий Валентинович умер.

Деятель российского и международного социал-демократического движения.

Дво-ря-нин. Окон-чил Во-ро-неж-скую во-енную гим-на-зию (1873), учил-ся во Втором военном Кон-стан-ти-нов-ском училище (1873-1874) и в Гор-ном институте (1874-1876) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Всту-пил в «Се-вер-ную ре-во-лю-ци-он-но-на-род-ни-че-скую груп-пу», став-шую ядром организации «Зем-ля и во-ля» 1870-х годов. Один из ор-га-ни-за-то-ров по-ли-тических де-мон-ст-ра-ции ра-бо-чих и сту-ден-тов у Ка-зан-ско-го со-бо-ра в декабре 1876 года. В 1877 году в связи с уг-ро-зой аре-ста несколько ме-ся-цев про-вёл за гра-ни-цей, по воз-вра-ще-нии уво-лен из института, пе-ре-шёл на по-ло-же-ние рево-лю-цио-не-ра-под-поль-щи-ка. Вёл про-па-ган-ду сре-ди ра-бо-чих в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Са-ра-то-ве, Рос-то-ве-на-До-ну, счи-тал в этот пе-ри-од, что ра-бо-чий ва-жен не сам по се-бе, а пре-ж-де все-го как со-юз-ник главной ре-во-люционной си-лы - кре-сть-ян-ст-ва. Один из ре-дак-то-ров окон-чательного ва-ри-ан-та про-грам-мы «Зем-ли и во-ли» (1878) и жур-на-ла с тем же на-зва-ни-ем. Опуб-ли-ко-вал в нём статью «За-кон эко-но-ми-че-ско-го раз-ви-тия об-ще-ст-ва и за-да-чи со-циа-лиз-ма в Рос-сии» (1879, № 3-4), ко-то-рая сра-зу вы-дви-ну-ла Плеханова в чис-ло ве-ду-щих тео-ре-ти-ков на-род-ни-че-ст-ва . При-зна-вая от-кры-тую К. Мар-ксом за-ко-но-мер-ность сме-ны об-щественно-эко-но-мических фор-ма-ций и ре-шаю-щую роль со-ци-аль-но-эко-но-мических фак-то-ров в этом про-цес-се, Плеханов ут-вер-ждал, что Рос-сия по-ка не под-чи-ня-ет-ся этой за-ко-но-мер-но-сти, по-сколь-ку кре-сть-я-не дер-жат-ся за об-щи-ну. По-это-му основные уси-лия российских ре-во-лю-цио-не-ров долж-ны быть на-прав-ле-ны на пол-ное раз-ру-ше-ние вся-ко-го го-су-дар-ст-ва и обес-пе-че-ние кре-сть-я-ни-ну воз-мож-но-сти раз-ви-вать кол-лек-ти-ви-ст-ские на-ча-ла, за-ло-жен-ные в об-щи-не. Уст-ра-не-ние са-мо-дер-жа-вия, по мне-нию Плеханова, при-ве-ло бы в ко-неч-ном счё-те к тор-же-ст-ву в Рос-сии об-щин-но-го со-циа-лиз-ма. В свя-зи с пе-ре-хо-дом зем-ле-воль-цев к тер-ро-ри-стической дея-тель-но-сти Плеханов по-ки-нул в знак про-тес-та их съезд (июнь 1879).

По-сле окон-ча-тель-но-го рас-ко-ла ор-га-ни-за-ции во-шёл в «Чёр-ный пе-ре-дел» , стал идей-ным ру-ко-во-ди-те-лем ор-га-ни-за-ции. Жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге по фаль-ши-во-му пас-пор-ту. На-пи-сал ма-ни-фест «Чёр-но-го пе-ре-де-ла», в ко-то-ром кре-сть-я-нам пред-ла-га-лось со-би-рать схо-ды и по-сы-лать хо-до-ков к на-след-ни-ку пре-сто-ла с прось-ба-ми: пе-ре-де-лить ме-ж-ду кре-сть-я-на-ми по-ров-ну и без вся-ко-го вы-ку-па все ка-зён-ные и по-ме-щи-чьи зем-ли, лу-га и ле-са; пре-до-с-та-вить на-ро-ду пра-во сво-бод-но и бес-по-шлин-но за-ни-мать-ся лю-бы-ми про-мыс-ла-ми; умень-шить по-да-ти и по-вин-но-сти и про-стить не-до-им-ки; ли-к-ви-ди-ро-вать долж-но-сти уряд-ни-ков, ста-но-вых, ис-прав-ни-ков и др. В слу-чае от-ка-за цар-ских вла-стей удов-ле-тво-рить эти прось-бы кре-сть-я-нам ре-ко-мен-до-ва-лось не пла-тить по-да-тей, от-ка-зы-вать-ся от во-енной служ-бы и при-ся-ги на вер-ность ца-рю, а ес-ли на них пой-дут си-лой - «сто-ять друж-но». Изу-чая тру-ды ста-ти-сти-ков, по-свя-щён-ные кре-сть-ян-ской об-щи-не и сви-де-тель-ст-во-вав-шие о про-цес-се её раз-ло-же-ния и по-яв-ле-нии в ней со-ци-аль-но-го не-ра-вен-ст-ва, Плеханов на-чал со-мне-вать-ся в ос-но-вах на-род-нической док-три-ны.

В 1880 году был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать в свя-зи с мас-со-вы-ми аре-ста-ми на-род-ни-ков, на-чав-ши-ми-ся по-сле по-ку-ше-ния на императора Алек-сан-д-ра II в но-ябре 1879 года. До 1917 года жил в Ев-ро-пе (в Швей-ца-рии, Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ита-лии), по-се-щал лек-ции в Же-нев-ском университете и Сор-бон-не, ус-та-но-вил лич-ные кон-так-ты с ли-де-ра-ми западноев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии. Из-вес-тие о смер-тельном ра-не-нии 1(13) мара 1881 года императора Алек-сан-д-ра II чле-на-ми «На-род-ной во-ли» Плеханов вос-при-нял как ко-нец на-ро-до-воль-че-ст-ва.

В начале 1880-х годов, раз-оча-ро-вав-шись в идео-ло-гии и прак-ти-ке на-род-ни-че-ст-ва и пе-ре-жив в этой свя-зи глу-бокий идей-ный кри-зис, Плеханов пе-ре-шёл на по-зи-ции мар-ксиз-ма . Пе-ре-вёл на русский язык «Ма-ни-фест Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии» К. Мар-кса и Ф. Эн-гель-са (опубликован в 1882 году в Же-не-ве с пре-ди-сло-ви-ем ав-то-ров и Плеханова, ти-раж не-ле-галь-но пе-ре-прав-лен в Рос-сию). Один из ос-но-ва-те-лей пер-вой российской мар-к-си-ст-ской груп-пы «Ос-во-бо-ж-де-ние тру-да» (1883). В сво-их пер-вых марк-си-ст-ских ра-бо-тах «Со-циа-лизм и по-ли-ти-че-ская борь-ба» (1883), «На-ши раз-но-гла-сия» (1885; обе опубликованы в Же-не-ве), первом (1883) и втором (1885; опубликован в 1888 году в Же-не-ве) ва-ри-ан-тах «Про-ек-та про-грам-мы рус-ских со-ци-ал-де-мо-кра-тов» Плеханов бли-жай-шее бу-ду-щее Рос-сии свя-зы-вал с раз-ви-ти-ем ка-пи-та-лиз-ма и ра-бо-че-го дви-же-ния. На-ро-до-воль-че-ской мо-де-ли со-циа-ли-стического пе-ре-во-ро-та он про-ти-во-пос-тав-лял идею двух сле-дую-щих друг за дру-гом с от-но-си-тель-но не-боль-шим (позд-нее при-шёл к вы-во-ду, что зна-чи-тель-ным) ин-тер-ва-лом ре-во-лю-ций - бур-жу-аз-но-де-мо-кра-ти-че-ской и со-циа-ли-сти-че-ской. Главной дви-жу-щей си-лой этих ре-во-лю-ций счи-тал про-ле-та-ри-ат, ру-ко-во-ди-мый мар-кси-ст-ской пар-ти-ей. Плеханов ви-дел в кре-сть-ян-ст-ве, как и в на-ро-ж-дав-шей-ся ли-бе-раль-ной бур-жуа-зии, ре-аль-ных со-юз-ни-ков ра-бо-чих в их борь-бе с са-мо-дер-жа-ви-ем. Рус-ская бур-жуа-зия, по мне-нию Плеханова, за-по-зда-ла в сво-ём со-ци-аль-но-по-ли-тическом раз-ви-тии, по-это-му её гос-под-ство не смо-жет быть про-дол-жи-тель-ным. Под-го-тов-ку ус-ло-вий для со-циа-ли-стического (ком-му-ни-стического) пе-ре-во-ро-та (с це-лью ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-та-риа-та, пе-ре-хо-да средств про-изводства в об-щественную соб-ст-вен-ность) Плеханов, вслед за Мар-ксом, свя-зы-вал с бы-ст-рой про-ле-та-ри-заци-ей кре-сть-ян-ст-ва и городского ме-щан-ст-ва, пре-вра-ще-ни-ем на-ём-ных ра-бо-чих в са-мый мно-го-численный слой об-ще-ст-ва.

В 1889 году Плеханов вы-сту-пил на уч-ре-дительной кон-грес-се Ин-тер-на-цио-на-ла Второго (Па-риж), зая-вил, что за-да-ча российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов - ус-во-ить взгля-ды на-учного со-циа-лиз-ма, рас-про-стра-нить их в ра-бо-чей сре-де и с по-мо-щью ра-бо-чих «при-сту-пом взять твер-ды-ню са-мо-дер-жа-вия». Стал од-ним из при-знан-ных ли-де-ров ев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии, поль-зо-вал-ся у них боль-шим ав-то-ри-те-том как один из ве-ду-щих тео-ре-ти-ков марк-сиз-ма. Уча-ст-во-вал в Цю-рих-ском (1893), Па-риж-ском (1900; из-бран членом Ме-ж-дународного со-циа-ли-стического бю-ро от Рос-сии), Ам-стер-дам-ском (1904), Ко-пен-га-ген-ском (1910) кон-грес-сах Второго Ин-тер-на-цио-на-ла. В конце 1890-х годов Плеханов од-ним из пер-вых вы-сту-пил про-тив по-пы-ток Э. Берн-штей-на пе-ре-смот-реть не-ко-то-рые фун-даментальные по-ло-же-ния марк-сиз-ма. Плеханов ка-те-го-ри-че-ски от-вер-гал его мысль о «за-ту-ха-нии» клас-со-вой борь-бы, вы-смеи-вал те-зис о воз-мож-но-сти пре-одо-ле-ния про-ти-во-ре-чий ка-пи-та-лиз-ма по-сред-ст-вом ре-форм, счи-тал прин-ци-пи-аль-но не-вер-ным от-каз от на-силь-ст-вен-ных спо-со-бов ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-тариа-та , хо-тя и под-чёр-ки-вал, что не-об-хо-ди-мо све-сти к ми-ни-му-му по-тря-се-ния при пе-ре-хо-де к со-циа-лиз-му. Не ста-вя под со-мне-ние ос-но-во-по-ла-гаю-щий вы-вод Мар-кса об ис-то-рической об-ре-чён-но-сти бур-жу-аз-но-го спо-со-ба про-изводства, Плеханов всё же не отри-цал, что Маркс за-бе-жал впе-рёд, пред-ска-зы-вая ско-рый крах ка-пи-та-ли-стической сис-те-мы.

Член ре-дак-ции газеты «Ис-кра» (1900-1905; опуб-ли-ко-вал в ней свыше 50 ста-тей и за-ме-ток) и журнала «За-ря». Один из ос-но-ва-те-лей Рос-сий-ской со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской ра-бо-чей пар-тии и основных ав-то-ров её про-грам-мы (при-ня-та II съез-дом РСДРП, 1903). Не-од-но-крат-но по-ле-ми-зи-ро-вал по по-во-ду её со-дер-жа-ния с В.И. Ле-ни-ным , од-на-ко на II съез-де под-дер-жал его по всем во-про-сам. По-сле рас-ко-ла пар-тии на боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков примк-нул пер-во-на-чаль-но к пер-вым, од-на-ко вско-ре пе-ре-шёл на про-ти-во-по-лож-ную сто-ро-ну, при этом ос-та-вал-ся цен-три-стом, не раз-де-ляя край-них по-зи-ций боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков. В русско-японскую вой-ну 1904-1905 годов счи-тал, что по-бе-да Рос-сии ук-ре-пит по-зи-ции са-мо-дер-жа-вия, а по-ра-же-ние - ос-ла-бит их и при-бли-зит ре-во-лю-цию в Рос-сии. Из-да-вал в Же-не-ве «Днев-ник со-ци-ал-де-мо-кра-та» (1905-1916; с пе-ре-ры-ва-ми). С на-ча-лом Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов рас-смат-ри-вал шан-сы на ус-пех вос-ста-ния как дос-та-точ-но вы-со-кие, при-зы-вал российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов ус-ко-рить по-ли-тическое вос-пи-та-ние про-ле-та-риа-та, сде-лать всё воз-мож-ное, что-бы в ре-шаю-щий мо-мент на-род был воо-ру-жён и обу-чен, ко-ор-ди-ни-ро-вать дей-ст-вия всех «вра-гов цар-ско-го са-мо-дер-жа-вия», вклю-чая ли-бе-ра-лов, под ло-зун-гом «врозь ид-ти, вме-сте бить».

На IV (Объ-е-ди-ни-тель-ном) съез-де РСДРП (Сток-гольм, 1906) Плеханов вы-сту-пил как один из док-лад-чи-ков по аг-рар-но-му во-про-су, под-дер-жал пред-ло-жен-ную мень-ше-ви-ка-ми про-грам-му «му-ни-ци-па-ли-за-ции» зем-ли (пе-ре-да-чу круп-ных и средних по-ме-щичь-их име-ний в рас-по-ря-же-ние ор-га-нов ме-ст-но-го са-мо-управ-ле-ния для по-сле-дую-щей раз-да-чи этих зе-мель в арен-ду кре-сть-я-нам), ка-те-го-ри-че-ски от-верг боль-ше-ви-ст-скую про-грам-му на-цио-на-ли-за-ции зем-ли. По-сле по-ра-же-ния Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов вы-сту-пал за ис-поль-зо-ва-ние ле-галь-ных воз-мож-но-стей ре-во-люционной ра-бо-ты, в ча-ст-но-сти три-бу-ны Государственной ду-мы , при-да-вал боль-шое зна-че-ние раз-ви-тию проф-со-юз-но-го дви-же-ния, под-дер-жи-вал идею со-зы-ва «ра-бо-че-го съез-да». В то же вре-мя счи-тал не-до-пус-ти-мым от-каз от не-ле-галь-ной дея-тель-но-сти, к че-му при-зы-ва-ли пра-вые мень-ше-ви-ки (так называемые ли-к-ви-да-то-ры). Воз-гла-вил те-че-ние ре-во-люционной час-ти мень-ше-ви-ков , вы-сту-пав-ших за со-хра-не-ние не-ле-галь-ной пар-тии (мень-ше-ви-ки-«пар-тий-цы»). В 1910 году на ко-рот-кое вре-мя вновь сбли-зил-ся с Ле-ни-ным, од-на-ко с 1911 года на-чал ак-тив-но при-зы-вать к объ-еди-не-нию боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков, кри-ти-куя Ле-ни-на и его сто-рон-ни-ков за рас-коль-ни-че-ст-во, из-да-вал га-зе-ты «За пар-тию» и «Един-ст-во» (1912-1914). Од-но-вре-мен-но ра-бо-тал над мно-го-том-ной «Ис-то-ри-ей рус-ской об-ще-ст-вен-ной мыс-ли» (т. 1-3, 1914-1917, ра-бо-та не за-вер-ше-на).

В Первую ми-ро-вую вой-ну за-нял обо-рон-че-скую по-зи-цию, счи-тал, что ло-зунг ми-ра, с ко-то-рым вы-сту-пи-ли уча-ст-ни-ки ме-ж-ду-народной со-циа-ли-стической кон-фе-рен-ции в Цим-мер-валь-де (Швей-ца-рия, 1915), рав-но-си-лен пре-да-тель-ст-ву национальных ин-те-ре-сов Рос-сии и вы-го-ден толь-ко Гер-ма-нии и её со-юз-ни-кам. По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года вер-нул-ся в Пет-ро-град, воз-гла-вил не-боль-шую внеф-рак-ци-он-ную груп-пу «Един-ст-во». Под-дер-жи-вал по-ли-ти-ку Временного пра-ви-тель-ст-ва, три-ж-ды по-лу-чал при-гла-ше-ние вой-ти в его со-став, од-на-ко вы-ну-ж-ден был от-ка-зать-ся в свя-зи с тем, что Ис-пол-ком Пет-ро-со-ве-та не под-дер-жал его кан-ди-да-ту-ру. При-зы-вал к пат-рио-тическому еди-не-нию всех клас-сов российского об-ще-ст-ва. Ка-те-го-ри-че-ски от-ри-цал воз-мож-ность осу-ще-ст-в-ле-ния в тот пе-ри-од в Рос-сии со-циа-ли-стической ре-во-лю-ции, не-га-тив-но оце-ни-вал дея-тель-ность боль-ше-ви-ков и лич-но Ле-ни-на (тре-бо-вал его аре-ста, но не счи-тал германским шпио-ном) по под-го-тов-ке во-оруженного вос-ста-ния с це-лью свер-же-ния Временного пра-ви-тель-ст-ва. Осу-дил ор-га-ни-зо-ван-ное боль-ше-ви-ка-ми воо-руженное свер-же-ние Временного пра-ви-тель-ст-ва в Пет-ро-гра-де, рос-пуск Уч-ре-ди-тель-но-го со-б-ра-ния и за-клю-че-ние Бре-ст-ско-го ми-ра 1918 года с Гер-ма-ни-ей. С января 1918 года в свя-зи с ухуд-ше-ни-ем здо-ро-вья на-хо-дил-ся в са-на-то-рии в Фин-лян-дии. По-хо-ро-нен на Ли-те-ра-тор-ских мос-тках Вол-ко-ва клад-би-ща (Санкт-Пе-тер-бург).

В 1999 году опуб-ли-ко-ва-но (При-ло-же-ние к «Не-за-ви-си-мой га-зе-те» за 1 декбря) «По-ли-ти-че-ское за-ве-ща-ние» Плеханова, яко-бы про-дик-то-ван-ное им в апреле 1918 дру-гу Л.Г. Дей-чу, ко-то-рый за-тем пе-ре-дал его пле-мян-ни-ку Плеханов - С.Г. Пле-ха-но-ву. В хо-де на-учной дис-кус-сии ав-тор-ст-во Плеханова не под-твер-жде-но.

Па-мят-ник Плеханову ус-та-нов-лен в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1925, скульп-то-ры И.Я. Гинц-бург, М.Я. Хар-ла-мов, архитектор Я.Г. Ге-вирц). Имя Плеханова но-сят Российский эко-но-мический университет, Санкт-Пе-тербургский государственный гор-ный институт, ули-цы в ря-де го-ро-дов (Харь-ков, Ни-ко-ла-ев, Во-ро-неж и др.), на-се-лён-ные пунк-ты в Ле-нинградской, Ли-пец-кой, Туль-ской, Тю-мен-ской об-лас-тях.

Сочинения:

Год на ро-ди-не. Па-риж, 1921. Т. 1-2;

Со-чи-не-ния. М., 1923-1927. Т. 1-24;

Из-бран-ные фи-ло-соф-ские про-из-ве-де-ния. М., 1956-1958. Т. 1-5;

Фи-ло-соф-ско-ли-те-ра-тур-ное на-сле-дие Г.В. Пле-ха-но-ва. М., 1973-1974. Т. 1-3;

Из-бран-ные тру-ды. М., 2010.

Г.В. Плеханов

Георгий Валентинович Плеханов – философ, известный деятель российского и международного социалистического движения, теоретик и пропагандист теории марксизма.

Биография

Г.В. Плеханов родился в семье отставного военного в декабре 1856 г. в селе Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Был способным юношей: военную гимназию в Воронеже окончил с золотой медалью. Затем также успешно окончил юнкерское училище в Петербурге и поступил в Петербургский горный институт, где за особые успехи в учебе получал Екатерининскую стипендию, но был исключен из института за неуплату за обучение.

Деятельность

В 1876 г. вступил в организацию «Земля и воля». «Земля и Воля» - это тайное революционное общество, существовавшее в России с 1861 по 1864 годы, а с 1876 по 1879 годы восстановилось как народническая организация. Вдохновителями первого общества были Герцен и Чернышевский. Их целью была подготовка крестьянской революции. Во втором составе «Земли и Воли» были А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Всего в организация насчитывалось около 200 человек.

Логотип организации "Земля и воля"

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующем:

  • передача всей земли крестьянам;
  • введение полного общинного самоуправления;
  • введение свободы вероисповеданий;
  • предоставление нациям права на самоопределение.

Их деятельность предполагала : пропаганду, агитацию среди крестьян и других сословий и групп, индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки. Организация имела собственный устав. Г.В. Плеханов был теоретиком, публицистом и одним из руководителей организации.

В 1879 году организация распалась. Образовалась новая организация «Народная воля» с террористическими методами действий и «Черный Передел». В этой организации сохранились народнические тенденции. Организатором и руководителем «Черного передела» стал Г.В. Плеханов. «Черный передел» — это тайное общество, в которое входило не более 100 человек. Кроме Плеханова, в него входили также В. Засулич, Аксельрод, Стефанович. Организация издавала одноименный журнал. Их идеология была направлена в сторону крестьянского вопроса: в русской общине они видели исходную точку социалистического развития; они верили, что, благодаря общине, «экспроприация крупных поземельных собственников» приведет Россию «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» . К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением.

Г.В Плеханов

В 1879 г. Плеханов эмигрировал в Швейцарию, где занялся переводом на русский язык книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии». В 1883 г. он создал в Женеве первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда» . Плеханов считал, что Россия уже стала на путь капиталистического развития, поэтому теория марксизма вполне для нее подходит. Он пишет ряд книг, излагавших марксистские идеи применительно к России: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), где дает развёрнутую критику теории и тактики народничества, обосновывает вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывает, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат , выдвигает задачу создания рабочей социалистической партии в России. Большое значение для основания российской социал-демократии имели два проекта программы группы «Освобождение труда», написанных Плехановым: первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству, а второй (1885) – основные элементы программы марксистской партии:

  • общедемократические преобразования;
  • меры в интересах рабочих;
  • меры в интересах крестьян.

Позже им был создан «Союз русских социал-демократов за границей».

Создание газеты «Искра»

Редакция газеты "Искра"

«Искра – революционная нелегальная газета, основанная Лениным в 1900 г. Плеханов в ней сотрудничал до 1903 г.

Целью газеты было сплочение раздробленного революционного движения в России на основе марксизма. Редакция «Искры» находилась в Мюнхене. Членами редакции, кроме Плеханова, были Ленин, Мартов, Аксельрод, Засулич, Парвус и Потресов. Через некоторое время Ленин покинул членство в редакции. До 1902 г. газета издавалась ежемесячно, а с 1902 г. - каждые две недели. Тираж — около 8 тысяч. В 1902 г. немецкое правительство запретило издавать газету на своей территории, поэтому редакция переехала в Лондон, а затем по той же причине в Женеву.

Участие во II съезде РСДРП

IIсъезд РСДРП состоялся в 1903 г. в Брюсселе, затем в связи с преследованием бельгийской полиции был перенесен в Лондон. На нем присутствовали 57 делегатов. Съезд открылся вступительной речью Плеханова. На съезде произошел раскол между «искровцами», «экономистами» и бундовцами. Возник раскол также и среди «искровцев». Так как членов редакции было 6, то иногда возникало тупиковое положение с голосованием, когда результат голосования был 3:3. Решили ввести седьмого члена редакции – Троцкого. Но Плеханов был категорически против него. Тогда Ленин принимает решение исключить тех членов редакции, которые написали меньше статей (Засулич, Потресов, Аксельрод).

Но и между Лениным и Плехановым наметились разногласия. В результате Плеханов стал лидером меньшевистской фракции РСДРП. Позже эта фракция стала самостоятельной Российской социал-демократической партией (меньшевиков).

Деятельность Плеханова между революциями

В 1905-1907 гг. Плеханов был в эмиграции, поэтому фактически не принимал никакого участия в революционных событиях в России. Но в одной из статей в газете «Искра» он призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.

Г.В. Плеханов

С началом Первой мировой войны разногласия между Г. В. Плехановым и лидером большевиков Лениным по поводу отношения к войне стали настолько острыми, что Плеханов образовал свою собственную социал-демократическую группу, в которую вошли, главным образом, меньшевики-оборонцы. Организационно оформиться группа смогла после победы Февральской революции. Отделения группы вели работу в Москве, Петрограде, Баку и других городах. С начала 1917 года и вплоть до января 1918 года группа издавала в Петрограде газету «Единство».

Политические взгляды сводились к отрицанию возможности построения социализма в такой капиталистически неразвитой стране как Россия; поддерживали войну «до победного конца»; требовали установления твёрдой государственной власти.

Октябрьский переворот группа встретила враждебно. Он считал, что «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он опубликовал в «Единстве» «Открытое письмо к петроградским рабочим», в котором указывал, что социалистическая революция в России преждевременна, т.к. пролетариат составляет в стране меньшинство и не готов к такой миссии: «наш рабочий класс ещё далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политтческой власти. Навязать ему такую власть, значит вытолкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России». Плеханов предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Б.В. Савинков предложил ему возглавить антибольшевистское правительство, но он ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его» расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Группа распалась к лету 1918 года.

После 37 лет изгнания Плеханов, наконец, вернулся в Россию в 1917 г. в результате Февральской революции. Но поскольку он был на стороне союзных стран, против Германии, и призывал бороться с немецким империализмом, то он не вошел в состав Исполкома Петроградского совета, не был допущен туда деятелями с антивоенной позицией. В этот период времени он занимался только редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом» . Он считал, что захват власти «одним классом или - ещё того хуже - одной партией» может иметь печальные последствия. Резко осуждал стремление большевиков взять в свои руки политическую власть. Считал, что Россия ещё не созрела для социальной революции и для перехода к социализму. Опасался, что, если В.И. Ленин займёт место А.Ф. Керенского, «это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесёт с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернётся спиной к революционерам».

Г. В. Плеханов умер в результате болезни 30 мая 1918 года в Ялкала (Финляндия) и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Наиболее известные произведения Г.В. Плеханова :

  • «Социализм и политическая борьба»
  • «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»
  • «О материалистическом понимании истории»
  • «К вопросу о роли личности в истории»
  • «Основные вопросы марксизма»
  • «Наши разногласия»
  • «Скептицизм в философии»
  • «Анархизм и социализм»
  • «Основные вопросы марксизма» и другие.

В своем труде «К вопросу о роли личности в истории» он писал: «В общественных отношениях есть своя логика: пока люди находятся в данных взаимных отношениях, они непременно будут чувствовать, думать и поступать именно так, а не иначе. Против этой логики тоже напрасно стал бы бороться общественный деятель: естественный ход вещей (т. е. эта же логика общественных отношений) обратил бы в ничто все его усилия. Но если я знаю, в какую сторону изменяются общественные отношения, благодаря данным переменам в общественно-экономическом процессе производства, то я знаю также, в каком направлении изменится и социальная психика; следовательно, я имею возможность влиять на нее. Влиять на социальную психику — значит влиять на исторические события. Стало быть, в известном смысле я все-таки могу делать историю, и мне нет надобности ждать, пока она «сделается».

Книги Г.В. Плеханова

И далее: «И не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя».

Именно так и жил Плеханов.

(1856--1918) - один из первых русских марксистов. В его деятельности различаются три этапа: с 1875 по 1883 г. Плеханов - народник; с 1883 по 1903 г.- марксист;. с 1903 г. происходит поворот Плеханова вправо - он становится меньшевиком, лидером меньшевизма, изменяет революционному марксизму. В эмиграции (уехал за границу в 1880 г.) он порвал с народничеством и в 1883 г. организовал за границей первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда».

Участники группы перевели на русский язык ряд работ Маркса и Энгельса, печатали их за границей и тайно распространяли в России. К восприятию научного социализма Плеханов был подготовлен революционными идеями (см), (см.), (см.), (см.). Теоретические работы Плеханова, относящиеся к этому периоду.принесли огромную пользу русскому рабочему движению. Свои дарования, свои исключительные литературные способности Плеханов отдал обоснованию и защите марксизма, распространению его в России.

Такие работы Плеханова, как «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», расчистили почву для победы марксизма в России. Плеханов первый из русских марксистов выступил против народнической теории. Своими трудами он нанёс серьёзный удар народничеству. На основе анализа экономических отношений пореформенной России он показал всю вредность и беспочвенность теорий народников о переходе России к социализму через крестьянскую общину, о некапиталистическом пути развития России. Но у Плеханова, у группы «Освобождение труда» в целом, были серьёзные ошибки. В программе группы были ещё остатки народнических взглядов. Так, она, например, допускала тактику, индивидуального террора.

Окончательный идейный разгром народничества завершил в 90-х годах Ленин. Плеханов не понимал, что только в союзе с крестьянством пролетариат одержит победу над царизмом. Крестьянство он в некоторых своих работах совсем не принимал во внимание. «Кроме буржуазии, и пролетариата,- говорил он,- мы -не видим других общественных сил», на которые можно было бы опираться в революции. Плеханов считал либеральную буржуазию силой, которая может оказать поддержку революции. Эти ошибки были зародышем его будущих меньшевистских взглядов, исходным пунктом отрицания им гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической русской революции.

Когда вырабатывался проект программы партии внутри. «Искры», Плеханов пытался лозунг диктатуры пролетариата, выдвинутый Лениным, заменить расплывчатым лозунгом «диктатуры трудящихся и эксплуатируемых». После II съезда РСДРП Плеханов стал на позиции примиренчества к оппортунистам, а затем сам скатился к, оппортунизму, примкнул к меньшевикам. В 1905 г. он стоял на либеральных позициях в вопросе о революции и боролся против ленинской тактики большевиков. В годы столыпинской реакции он был в блоке с большевиками против антипартийного «августовского» блока. В дальнейшем Плеханов окончательно перешёл в лагерь оппортунизма.В годы мировой империалистической войны (1914-1918) он защищал меньшевистскую тактику оборончества. К Великой Октябрьской революции отнёсся враждебно. Несмотря на всю популярность Плеханова в прошлом, рабочие решительно отмежевались от него, когда они убедились в отходе Плеханова от пролетарской линии.

Политическая эволюция Плеханова отразилась на его теоретических работах. Всё лучшее, что было написано Плехановым по философии марксизма, относится к периоду 1883-1903 гг., до его поворота к меньшевизму. «Его личные заслуги громадны и прошлом. За 20 лет, 1883- 1!;03, он дал массу превосходных сочинений, особенно против оппортунистов, махистов, народников». большой заслугой Плеханова является его борьба за философский материализм, против идеализма, против многочисленных попыток соединить марксизм с. кантианством. Плеханов резко критиковал ревизионизм (см.). В трудах Плеханова имеется серьёзная марксистская разработка отдельных вопросов материалистического понимания истории, как, например, вопроса и роли личности в истории. Ленин указал и на крупные недостатки и ошибки в философских работах Плеханова.

Плеханов, например, допустил грубую ошибку, поддержав идеалистическую (см.), противостоящую марксистской теории познания, отделял теорию познания от диалектики, не видя их единства, не понимая, что диалектика и есть теория познания марксизма; нечётко проводил различие между материалистическим и идеалистическим пониманием опыта, оставляя лазейку для идеализма; сводил законы диалектики к сумме примеров; переоценивал роль географической среды в общественно-историческом процессе; изображал нередко великих русских мыслителей XIX в., революционных демократов как простых подражателей западноевропейским философам.

Его критика махистов была отвлеченной. Он не видел связи махизма с кризисом в естествознании. Теоретические корни ошибок Плеханова заключались в недооценке им того качественно нового, что внесли в философию основоположники марксизма. Социальные корни его ошибок - влияние на него буржуазного либерализма и западноевропейского оппортунизма. Плеханов не стоял на позиции творческого марксизма, он подходил к марксистской теории догматически, не * видел перемещения центра революционного движения в Россию, не учитывал особенностей развития страны в новых конкретно-исторических условиях эпохи империализма и пролетарских революций.

Плеханов был талантливейшим литературным критиком и многое сделал для разоблачения идеалистического, антинаучного представления о литературе и искусстве. Воззрения Белинского и Чернышевского оказали большое влияние на развитие эстетических взглядов Плеханова. Плеханов разработал ряд вопросов марксистской эстетики. Он боролся против идеалистического понимания искусства, против декадентского лозунга «искусство для искусства» и в своих литературно-критических статьях отстаивал требование идейности в художественном творчестве. Важнейшие труды Плеханова: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «О материалистическом понимании истории» (1897), «К вопросу о роли личности в истории» (1898).