Сборники российская академия наук институт философии. Институт философии ран

  • 10.08.2019

ИФАН (Волхонка, 14). Создан в 1929 в результате преобразования философской секции Коммунистической академии, с 1936 в системе АН СССР (РАН). Ведёт исследования в области онтологии, гносеологии, логики, этики, эстетики, социальной философии,… … Москва (энциклопедия)

- (ИС РАН) Прежнее название ИКСИ АН СССР, ИСИ АН СССР Основан [] Директор Михаил Константинович Горшков … Википедия

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Институт психологии Российской Академии Наук учреждение, входящее в состав секции философии, психологии, социологии и права … Википедия

Координаты: 55°42′38.86″ с. ш. 37°34′40.13″ в. д. … Википедия

- (ИС РосАН) основан в 1968 г. на базе отдела социологич. исследований Ин та философии АН СССР (зав. Г.В. Осипов) как Ин т конкретных социальных исследований (ИКСИ АН СССР). В 1972 г. изменил название на Ин т социологич. исследований (ИСИ АН СССР) … Российская социологическая энциклопедия

Институт философии и права УрО РАН научно исследовательский институт Уральского отделения Российской академии наук. Расположен в Екатеринбурге. Содержание 1 История 2 Структура 3 Межд … Википедия

- (ИФиПр СО РАН) научно исследовательское учреждение Сибирского отделения РАН, ведущее исследования по философии и праву. Директором ИФиПр СО РАН является доктор философских наук, профессор Виталий Валентинович Целищев Адрес: ул. Николаева, д … Википедия

Содержание 1 История института 2 Структура 2.1 Руководство … Википедия

Содержание 1 История института 2 Структура 2.1 Руководство … Википедия

Книги

  • Психологические исследования проблем современного российского общества , . Научные статьи, вошедшие в эту книгу, посвящены изучению новых и острых проблем современности: представлений о стихийных бедствиях (на примере аномальной жары и еепоследствий), отношения к…

Создан Институт научной философии (руководитель с осени 1921 до весны 1923 года - Г. Г. Шпет), с 1924 года находившийся в составе .

  • 23 октября 1928 года - объединение возглавляемых A. M. Дебориным вышеупомянутых секции и института при Коммунистической академии.
  • 12 апреля 1929 года - постановлением Президиума ЦИК Союза ССР № 90 о слиянии секции и института создан самостоятельный Институт философии Коммунистической академии, который возглавил A. M. Деборин.
  • 1936 год - вхождение Института философии в систему Академии наук СССР (на базе Института философии Комакадемии был создан Институт философии АН СССР ).
  • Зимой 1941 года Институт философии был эвакуирован в Алма-Ату , в Москве оставались несколько человек.
  • 30 сентября 1955 года в составе института по постановлению Президиума АН № 492 был создан сектор психологии , на основе которого впоследствии был учреждён (1971).
  • С конца 1991 года учреждение входит в систему Российской академии наук .
  • Скандал с выселением

    Осенью 2009 года в новостях появилась информация о выселении Института философии из здания на Волхонке (Усадьба Голицыных в Знаменском переулке). Переезд связан с тем, что юридически здание принадлежит ГМИИ им. А. С. Пушкина , который намерен расширить свои выставочные площади за счёт Института философии (Музейный городок) . Однако коллектив Института философии во главе с А. А. Гусейновым выразил несогласие с этим . 23 июня 2009 года были разосланы письма на имя президента и премьер-министра РФ. Однако директор музея И. А. Антонова заявила, что руководство Института философии ведет «себя излишне нервно, понятно, что они не хотят уезжать из центра Москвы» .

    Переезд

    25 сентября 2015 года коллектив Института философии РАН прощался со своим домом на Волхонке. С 1 октября 2015 года институт официально размещается и начал работу в здании по адресу ул. Гончарная, д. 12, стр. 1 .

    Структура

    В структуру ИФ РАН входят следующие подразделения:

    • Администрация Института
    • Отдел эпистемологии и логики
      • Сектор теории познания
        • Исследовательская группа философии самосознания
      • Сектор логики
      • Сектор эволюционной эпистемологии
      • Сектор социальной эпистемологии
    • Отдел философии науки и техники
      • Сектор философских проблем истории науки
      • Сектор философских проблем междисциплинарных исследований
        • Исследовательская группа философии техники
      • Сектор философии естествознания
      • Центр методологии и этики науки
      • Центр био- и экофилософии
    • Отдел социальной и политической философии
      • Сектор социальной философии
      • Сектор философских проблем политики
      • Сектор истории политической философии
      • Сектор философии российской истории
      • Сектор философии хозяйства
      • Центр изучения социокультурных изменений
      • Центр методологии социального познания
    • Отдел аксиологии и философской антропологии
      • Сектор этики
      • Сектор философии религии
      • Сектор эстетики
      • Сектор аналитической антропологии
      • Сектор истории антропологических учений
        • Исследовательская группа философских проблем человека
      • Центр междисциплинарных исследований общественного сознания
    • Отдел историко-философских исследований
      • Сектор истории западной философии
      • Сектор современной западной философии
      • Сектор истории русской философии
      • Сектор восточных философий
      • Сектор философии исламского мира
    • Библиотека
    • Научный архив
    • Отдел аспирантуры и докторантуры
    • Государственный академический университет гуманитарных наук
    • Журнал «Вопросы философии »
    • Журнал «Личность. Культура. Общество ».
    • Подразделения, непосредственно подчинённые дирекции
      • Группа по организации связей с философской общественностью
      • Группа комплексных проблем национальной политики
      • Группа организационного обеспечения исследований института
      • Издательский отдел

    В 2005 году в Институте работало около 300 научных сотрудников.

    Директора

    Годы Директор
    1936-1938 акад. В. В. Адоратский
    1939-1944 акад. П. Ф. Юдин
    1944-1946 д.филос.н. В. И. Светлов
    1946-1947 д.филос.н. Г. С. Васецкий
    1947-1954 акад. Г. Ф. Александров
    1955-1962 акад. П. Н. Федосеев
    1962-1967 акад. Ф. В. Константинов
    1968-1971 член-корр. АН СССР П. В. Копнин
    1971-1973 д.филос.н. Ф. Т. Архипцев (и. о.)
    1973-1974 акад. Б. М. Кедров
    1974-1983 д.филос.н. Б. С. Украинцев
    1983-1985 акад. Г. Л. Смирнов
    1986-1988 член-корр. РАН Н. И. Лапин
    1988-2006 акад. В. С. Стёпин
    2006-2015 акад. А. А. Гусейнов
    c 2015 акад. А. В. Смирнов

    Сотрудники института

    Известные сотрудники института в прежние годы

    • Батищев, Генрих Степанович (1932-1990)
    • Белецкий, Зиновий Яковлевич (1901-1969)
    • Зиновьев, Александр Александрович (1922-2006)
    • Ильенков, Эвальд Васильевич (1924-1979)
    • Иовчук, Михаил Трифонович (1908-1990)
    • Келле, Владислав Жанович (1920-2010)
    • Михайлов, Феликс Трофимович (1930-2006)

    Напишите отзыв о статье "Институт философии РАН"

    Примечания

    Литература

    • Философии институт // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
    • // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. А. Л. Нарочницкий . - М .: Советская энциклопедия , 1980. - 688 с. - 200 000 экз.

    Ссылки

    • Портал создан при содействии сотрудников Института философии.

    Координаты : 55°44′47″ с. ш. 37°36′15″ в. д.  /  55.746444° с. ш. 37.604250° в. д.  / 55.746444; 37.604250 (G) (Я)

    Отрывок, характеризующий Институт философии РАН

    – Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
    Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
    Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
    – Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
    Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
    Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
    Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
    Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
    Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
    Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
    Он улыбнулся и протянул ей руку.

    Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
    Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
    – Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
    – Я здесь, ваше сиятельство.
    – Как рана?
    – Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
    – Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
    – Какую книгу?
    – Евангелие! У меня нет.
    Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
    – И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
    Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
    – Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
    – Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
    В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.

    Создан Институт научной философии (руководитель с осени 1921 до весны 1923 года - Г. Г. Шпет), с 1924 года находившийся в составе .

  • 23 октября 1928 года - объединение возглавляемых A. M. Дебориным вышеупомянутых секции и института при Коммунистической академии.
  • 12 апреля 1929 года - постановлением Президиума ЦИК Союза ССР № 90 о слиянии секции и института создан самостоятельный Институт философии Коммунистической академии, который возглавил A. M. Деборин.
  • 1936 год - вхождение Института философии в систему Академии наук СССР (на базе Института философии Комакадемии был создан Институт философии АН СССР ).
  • Зимой 1941 года Институт философии был эвакуирован в Алма-Ату , в Москве оставались несколько человек.
  • 30 сентября 1955 года в составе института по постановлению Президиума АН № 492 был создан сектор психологии , на основе которого впоследствии был учреждён (1971).
  • С конца 1991 года учреждение входит в систему Российской академии наук .
  • Скандал с выселением

    Осенью 2009 года в новостях появилась информация о выселении Института философии из здания на Волхонке (Усадьба Голицыных в Знаменском переулке). Переезд связан с тем, что юридически здание принадлежит ГМИИ им. А. С. Пушкина , который намерен расширить свои выставочные площади за счёт Института философии (Музейный городок) . Однако коллектив Института философии во главе с А. А. Гусейновым выразил несогласие с этим . 23 июня 2009 года были разосланы письма на имя президента и премьер-министра РФ. Однако директор музея И. А. Антонова заявила, что руководство Института философии ведет «себя излишне нервно, понятно, что они не хотят уезжать из центра Москвы» .

    Переезд

    25 сентября 2015 года коллектив Института философии РАН прощался со своим домом на Волхонке. С 1 октября 2015 года институт официально размещается и начал работу в здании по адресу ул. Гончарная, д. 12, стр. 1 .

    Структура

    В структуру ИФ РАН входят следующие подразделения:

    • Администрация Института
    • Отдел эпистемологии и логики
      • Сектор теории познания
        • Исследовательская группа философии самосознания
      • Сектор логики
      • Сектор эволюционной эпистемологии
      • Сектор социальной эпистемологии
    • Отдел философии науки и техники
      • Сектор философских проблем истории науки
      • Сектор философских проблем междисциплинарных исследований
        • Исследовательская группа философии техники
      • Сектор философии естествознания
      • Центр методологии и этики науки
      • Центр био- и экофилософии
    • Отдел социальной и политической философии
      • Сектор социальной философии
      • Сектор философских проблем политики
      • Сектор истории политической философии
      • Сектор философии российской истории
      • Сектор философии хозяйства
      • Центр изучения социокультурных изменений
      • Центр методологии социального познания
    • Отдел аксиологии и философской антропологии
      • Сектор этики
      • Сектор философии религии
      • Сектор эстетики
      • Сектор аналитической антропологии
      • Сектор истории антропологических учений
        • Исследовательская группа философских проблем человека
      • Центр междисциплинарных исследований общественного сознания
    • Отдел историко-философских исследований
      • Сектор истории западной философии
      • Сектор современной западной философии
      • Сектор истории русской философии
      • Сектор восточных философий
      • Сектор философии исламского мира
    • Библиотека
    • Научный архив
    • Отдел аспирантуры и докторантуры
    • Государственный академический университет гуманитарных наук
    • Журнал «Вопросы философии »
    • Журнал «Личность. Культура. Общество ».
    • Подразделения, непосредственно подчинённые дирекции
      • Группа по организации связей с философской общественностью
      • Группа комплексных проблем национальной политики
      • Группа организационного обеспечения исследований института
      • Издательский отдел

    В 2005 году в Институте работало около 300 научных сотрудников.

    Директора

    Годы Директор
    1936-1938 акад. В. В. Адоратский
    1939-1944 акад. П. Ф. Юдин
    1944-1946 д.филос.н. В. И. Светлов
    1946-1947 д.филос.н. Г. С. Васецкий
    1947-1954 акад. Г. Ф. Александров
    1955-1962 акад. П. Н. Федосеев
    1962-1967 акад. Ф. В. Константинов
    1968-1971 член-корр. АН СССР П. В. Копнин
    1971-1973 д.филос.н. Ф. Т. Архипцев (и. о.)
    1973-1974 акад. Б. М. Кедров
    1974-1983 д.филос.н. Б. С. Украинцев
    1983-1985 акад. Г. Л. Смирнов
    1986-1988 член-корр. РАН Н. И. Лапин
    1988-2006 акад. В. С. Стёпин
    2006-2015 акад. А. А. Гусейнов
    c 2015 акад. А. В. Смирнов

    Сотрудники института

    Известные сотрудники института в прежние годы

    Напишите отзыв о статье "Институт философии РАН"

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    • Портал создан при содействии сотрудников Института философии.

    Координаты :

    Отрывок, характеризующий Институт философии РАН

    – Это клятва, Изидора. Клятва вечной мести... Они поклялись кровью Магдалины – самой святой для них кровью – отомстить за её смерть. Именно с тех пор и носили Рыцари Храма белые плащи с красными крестами. Только почти никто из посторонних никогда не знал их истинного значения... И все почему-то очень быстро «позабыли», что рыцари Храма до гибели Магдалины одевались в простые тёмно-коричневые балахоны, не «украшенные» никакими крестами. Рыцари Храма, как и катары, ненавидели крест в том смысле, в котором «почитает» его христианская церковь. Они считали его подлым и злым орудием убийства, орудием смерти. И то, что они рисовали у себя на груди кровью Магдалины, имело совершенно другое значение. Просто церковь «перекроила» полностью значение Рыцарей Храма под свои нужды, как и всё остальное, касающееся Радомира и Магдалины....
    Точно так же, уже после смерти, она во всеуслышание объявила погибшую Магдалину уличной женщиной...
    – так же отрицала детей Христа и его женитьбу на Магдалине...
    – так же уничтожила их обоих «во имя веры Христа», с которой они оба всю жизнь яростно боролись...
    – так же уничтожила Катар, пользуясь именем Христа... именем человека, Вере и Знанию которого они учили...
    – так же уничтожила и Тамплиеров (Рыцарей Храма), объявив их приспешниками дьявола, оболгав и облив грязью их деяния, и опошлив самого Магистра, являвшегося прямым потомком Радомира и Магдалины...
    Избавившись от всех, кто хоть как-то мог указать на низость и подлость «святейших» дьяволов Рима, христианская церковь создала легенду, которую надёжно подтвердила «неоспоримыми доказательствами», коих никто никогда почему-то не проверял, и никому не приходило в голову хотя бы подумать о происходящем.
    – Почему же нигде об этом не говорилось, Север? Почему вообще нигде ни о чём таком не говорится?!..
    Он ничего мне не ответил, видимо считая, что всё и так было предельно ясно. Что здесь не о чём больше говорить. А у меня поднималась в душе горькая человеческая обида за тех, кто так незаслуженно ушёл... За тех, кто ещё уйдёт. И за него, за Севера, который жил и не понимал, что люди должны были всё это знать! Знать для того, чтобы измениться. Для того, чтобы не убивать пришедшего на помощь. Чтобы понять, наконец, как дорога и прекрасна наша ЖИЗНЬ. И я точно знала, что ни за что не перестану бороться!.. Даже за таких, как Север.
    – Мне пора уходить, к сожалению... Но я благодарю тебя за твой рассказ. Думаю, ты помог мне выстоять, Север... Могу ли я задать тебе ещё один вопрос, уже не относящийся к религии? – Он кивнул. – Что это за такая красота стоит рядом с тобой? Она похожа, и в то же время совсем другая, чем та, которую я видела в первое посещение Мэтэоры.
    – Это Кристалл Жизни, Изидора. Один из семи, находящихся на Земле. Обычно его никто никогда не видит – он сам защищается от приходящих... Но, как ни странно, он показался тебе. Видимо, ты готова к большему, Изидора... Потому я и просил тебя у нас остаться. Ты могла бы достичь очень многого, если бы захотела. Подумай, пока ещё не поздно. Я не смогу по-другому помочь тебе. Подумай, Изидора...
    – Благодарю тебя, Север. Но ты прекрасно знаешь мой ответ. Поэтому не будем всё начинать снова. Быть может, я ещё вернусь к тебе... А если нет – счастья тебе и твоим подопечным! Возможно, им удастся изменить к лучшему нашу Землю... Удачи тебе, Север...
    – Да будет покой с тобой, Изидора... Я всё же надеюсь, что увижу тебя ещё в этой жизни. Ну а если же нет – прошу тебя, не держи на нас зла и там, в другом мире... Когда-нибудь ты, возможно, поймёшь нашу правду... Возможно, она не покажется тебе столь уж злой... Прощай, дитя Света. Да будет Мир в твоей Душе...
    Грустно напоследок ему улыбнувшись и закрыв глаза, я пошла обратно «домой»...
    Вернувшись прямиком в «свою» венецианскую комнату, я потрясённо уставилась на открывшееся там зрелище!.. Ощетинившись, как попавший в капкан молодой зверёк, перед Караффой стояла взбешённая Анна. Её глаза метали молнии, и, казалось, ещё чуть-чуть и моя воинственная дочь потеряет над собой контроль. Моё сердце почти что остановилось, не в состоянии поверить в происходящее!.. Казалось, вся моя, долгими месяцами копившаяся тоска тут же вырвется наружу и затопит мою милую девочку с головой!.. Только сейчас, видя её перед собой, я наконец-то поняла, как же беспредельно и болезненно я по ней скучала!.. Анна была сильно повзрослевшей и выглядела ещё красивее, чем я могла её вспомнить. На её мягкие детские черты теперь наложилась суровая жизненная печать потерь, и от этого её милое лицо казалось ещё привлекательнее и утончённее. Но что меня больше всего поразило, это было то, что Анна совершенно не боялась Караффы!.. В чём же тут было дело? Неужели ей удалось найти что-то, что могло нас от него избавить?!..
    – А! Мадонна Изидора! Очень кстати!.. Объясните, пожалуйста, Вашей упёртой дочери, что в данный момент Вам ничего не грозит. Она стала по-настоящему невозможной!.. Думаю, Мэтэора только лишь испортила её мягкий характер. Но мы это исправим. Ей не придётся возвращаться туда более.
    – Что Вы хотите этим сказать, ваше Святейшество? Вы ведь желали сделать из неё ведьму «от Бога», или Ваши планы изменились?
    Меня трясло от возбуждения и боязни за Анну, но я знала, что ни в коем случае не должна показать это Караффе. Стоило ему понять, что его план оказался правильным, и тогда уж точно – Ад покажется нам с Анной отдыхом... по сравнению с подвалами Караффы. Поэтому, из последних сил стараясь выглядеть спокойной, я в то же время не спускала глаз с моей чудесной девочки. Анна держалась так уверенно, что мне оставалось лишь гадать – чему же они успели её научить там, в Мэтэоре?...
    Анна кинулась мне в объятия, совершенно не обращая внимания на недовольство Караффы. Её огромные глаза сияли, словно две яркие звезды в ночном итальянском небе!
    – Мама, милая, я так рада – они мне лгали!!! С тобой всё в порядке, правда же? Они не пытали тебя? Не причинили тебе зла?..
    Она хватала меня за руки, быстро ощупывала плечи, внимательно всматривалась в лицо, будто желая удостовериться, что со мной и правда было всё хорошо... Хотя бы пока...
    – Мамочка, я так за тебя боялась!.. Так боялась, что не застану тебя живой!..
    – Но я ведь звала тебя! Я хотела предупредить тебя, чтобы не шла. Почему ты не говорила со мной, милая?.. – обнимая мою храбрую девочку, тихо шептала я. – Он ведь обманул тебя, радость моя!..
    Анна лишь счастливо улыбалась, сжимая меня в своих крепких объятиях, и мне не оставалось ничего другого, как только лишь делать то же самое – она явно не собиралась слушать меня, твёрдо веря, что была права...
    – Что ж, думаю на сегодня хватит объятий! – недовольно каркнул Караффа. – Не кажется ли Вам, Изидора, что теперь Вам придётся стать чуточку посговорчивее?... Анна стала чудесной девушкой, которой любая мать могла бы гордиться. Вам ведь должна быть очень дорога её жизнь, не так ли?.. – и, сделав умышленную паузу, добавил: – Она теперь зависит только от Вас, моя дорогая Изидора... С этого момента всё зависит только от Вас.
    И довольно потирая руки, Караффа встал, чтобы удалиться.
    – Я говорила с моим отцом, Ваше Святейшество... Он мне рассказывал про ту другую, далёкую жизнь. Думаю, Вы ужаснулись бы, если б услышали, что приготовлено там для таких, как Вы... Для преступников. Одумайтесь, Святейшество, возможно у Вас ещё осталось время, чтобы начать раскаиваться... Возможно, Вы ещё можете как-то сохранить Вашу скверную, никчемную жизнь!