Зачем нам нужны поезда. «зачем нужны поезда? II

  • 04.07.2020

1. На станции перепутались части поездов- пассажирского и товарного. Вырежи картинки из Приложения и собери поезда. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей детали. Расскажи, какие грузы везёт товарный поезд.

Товарный поезд везёт автомобили, песок, лес, химические вещества, различные товары.

2. Знаете ли вы, что такое детская железная дорога? Это замечательное место! Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой. Если возможности нет, узнайте о ней с помощью Интернета или других источников информации. Приготовьтесь рассказать на уроке о том, что увидели и узнали.

Детские железные дороги

Детские железные дороги - это специальные учебные кружки, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу - железным дорогам общего пользования. Поэтому на детских железных дорогах, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах.
Иногда детскими железными дорогами называют расположенные в парках культуры и отдыха аттракционы, представляющие собой поезд, катающий детей по кругу. Однако такие аттракционы не являются детскими железными дорогами. Во-первых, они обслуживаются взрослыми, во-вторых, настоящие детские железные дороги являются организациями, обучающими детей основам железнодорожных профессий, что к аттракционам не относится.
Первая детская железная дорога была построена в Москве в 1932 году. К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог. Сейчас в России работает 25 детских железных дорог в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?» Тип урока: изучение нового материала. Цель: Формировать у детей представление о поездах и железной дороге. Задачи: уточнить и систематизировать представления учащихся о назначении поездов; об устройстве железной дороги; выполнять задания в группах на основании информации учебника Планируемые результаты: Предметные: определять назначение поездов; классифицировать поезда в зависимости от назначения; знать устройство железной дороги Личностные: определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, оценивать свои достижения на уроке; Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности,извлекать информацию из рисунка­схемы, проводить взаимопроверку; Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь, развивать познавательный интерес. Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», компьютер, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, презентация «Зачем нужны поезда?», песня «Мы едем, едем, едем…» видео «Российские железные дороги», детская железная дорога.

У детей: Учебники, листы­помощники, конверты с материалами из приложения, клей, светофоры, смайлы для рефлексии. Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный момент – У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь. II. Мотивация к учебной деятельности. – Начинаем урок окружающего мира. – Как называется раздел, который мы изучаем? – Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что­то новое? ­ Вы готовы? – Я хочу пожелать вам удачи. Девиз нашего урока: III. Актуализация знаний Итак, вместе с Муравьишкой и Мудрой Черепахой мы продолжаем открытие новых знаний. ­ Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор 2­х людей: Возле сада 2 шофера Увлеклись серьезным спором: Чья машина всех новее, Чья сильнее и быстрее, Чья, как солнышко блестит И, как перышко, летит… ­Слушал, слушал Муравьишка этот спор и задумался: « А зачем нужны автомобили?» ­Давайте поможем Муравьишке Вопросику найти на него ответ! 1. Автомобиль является наземным видом транспорта. 2. Современный автомобиль заправляется углём. 3. Двигатель называют «сердцем автомобиля» 4. Автомобили с бензиновым двигателем сильно Приветствуют гостей Почему и зачем Да Всё получится! Работают сигнальными светофорами

+ ­ + + + ­ да загрязняют воздух. 5. Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят пассажиров. 6. Автомобиль ­ единственный транспорт, который может перевозить пассажиров и грузы. Итак, мы выяснили, что кроме автомобиля и другие виды транспорта могут перевозить пассажиров и грузы. Интересно узнать какие? IV. Постановка учебной задачи. 1) – Однажды Муравьишка увидел интересную машину и сочинил про неё загадку. Попробуйте её отгадать: Что за чудо? Вот машина! Сто колёс! А где же шины? По стальной дороге мчится. Приглашает прокатиться. ­ Желаете прокатиться? Сели ровно, поехали. ­ Какой это поезд? ­ А бывают ли настоящие поезда? – Кто видел поезда? Где? – А кто из вас путешествовал на поезде? поезд – Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ­Ребята, скажите, пожалуйста, без чего мы не можем начать урок? ­ Откройте учебники с.62, найдите Муравьишку, поставьте вместе с ним учебную задачу урока. V. Открытие нового знания. Отгадайте загадки и вы узнаете, какие бывают поезда? 1) Я в любое время года И в любую непогоду Очень часто в час любой Провезу вас под землёй. ­ Подумайте, для чего нужны поезда метро? Исполняют песню «Мы едем, едем, едем…» игрушечный да о поездах без цели чтение задачи с.62 В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах

строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт­Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор. 2) Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровоза сестричка Кто такая? ­ Предположите, для чего нужна электричка? На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления. 3) Я зашёл в зелёный дом Больше суток пробыл в нём Оказался этот дом В дальнем городе другом. ­ Подумайте, для чего нужен поезд дальнего следования? В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона. ­ Чтобы узнать название следующего поезда, вам нужно поезд метро ответы детей, выступление электричка ответы детей, выступление

собрать мозаику. 4) Сам железный, Путь железный, Сам бежит И груз полезный По пятам за ним бежит, И земля под ним дрожит. ­Для чего нужны товарные поезда? VI. Первичное закрепление. 1) Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90. 2) Работа с картинками поездов. – Посмотрите на фотографии (у детей картинка с изображением поездов) и скажите, на какие 2 группы мы можем разделить все поезда? Почему? VII. Физминутка. VIII. Продолжение работы по теме урока 1) Ответы на вопросы: – Ребята, ответьте на вопрос: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? – На каком поезде Муравьишка поедет в музей? – Летом, возможно кто­то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? 2) Работа в группах ­Ребята, помогите Муравьишке Вопросику разобраться, что приводит поезда в движение, кто управляет поездом и как устроена железная дорога? ­ Для чего нужен локомотив поезду? ­ А что такое вагон? Какие бывают вагоны? 3) Работа с раздаточным материалом: «Собери поезд» Поезд дальнего следования (перевозить людей на небольшие расстояния от города) ответы детей, выступление Работа в группах Товарный поезд Чтение текста Работа в группе 1.наземный транспорт и подземный транспорт 2. грузовой и пассажирский Ответы детей

(листы вывешиваются на доску.) – Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда. Проверьте работу своих товарищей. Оцените работу с помощью «светофора». – Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны) (на электричке) (поезд метро) (поезд дальнего следования) ­ Что представляет собой железная дорога? (рельсы и шпалы) ­ Предположите, что такое рельсы, шпалы? Найдите на листах ­ помощниках слова рельсы, шпалы. Рельс - это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов. Рельсы лежат на шпалах - деревянных или бетонных брусах, укладываемых поперек железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам. 3). Работа с учебником. – Рассмотрите схему на с. 91 ­ Какие слова вы слышали и они вам понятны? – Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум) 4) Игра «Помоги Муравьишке вопросику исправить ошибки» 5). Работа с учебником. История железной дороги. – Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога? – Давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что….) 6). Рассказ учителя. ­ Ребята, а интересно ли вам узнать, что из себя представляли предки современного поезда? Сначала железная дорога появилась в городах в 17­18 в. Это силач, который тянет за собой вагоны. Пассажирские, грузовые работа в группах на листах Работа с листами ­ помощниками Эстакада, туннель, шлагбаум Чтение текста вслух с.63

Дети исправляют ошибки, 1 работает за компьютером с электронным приложением. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка». – В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном). Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн. Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране. Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50­х годов 20 столетия. Самым знаменитым поездом в истории России стал поезд, который привёз солдат победителей из Германии в июне 1945 года в Москву. В этом году 9 мая мы отмечаем 70 – летие Великой Победы. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт­Петербургом. 7) Работа с учебником с.63 ­ Используя информацию, расскажите, что изображено на старинной картинке и современной фотографии. IX. Рефлексия. Какое задание больше всего понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднения? Почему? Что нового узнали на уроке? Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания? (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)

Зачем нужны поезда?

Поезда на железных дорогах движутся по гладким металлическим рельсам, более удобным, чем обычные дороги. Для передвижения вагонов с пассажирами или грузами используются локомотивы (двигатели на колесах). Один локомотив способен тянуть состав, весящий многие тысячи тонн.
Пригородные поезда перевозят большое число пассажиров на работу и с работы. В Европе и Японии широкое распространение получили скоростные поезда, скорость которых - около 300км/ч.

Скоростной поезд


Товарные поезда перевозят грузы. Они приспособлены для перевозки различных материалов, в частности нефти, химикатов и др. Длина некоторых товарных составов достигает 500 метров, и для их перемещения порой требуется несколько локомотивов. Один из самых длинных товарных поездов был сделан в Южной Африке. Он состоял из 660 вагонов, занимавших в длину 7км.
Прежде чем отправить в дорогу товарные поезда, на сортировочных станциях формируют длинные составы. Здесь объединяют вагоны с грузами, идущие в разные пункты назначения. Вагоны классифицируются, дальше их распределяют на различные пути. Там они ждут, когда их прицепят к локомотиву.

Вагоны пассажирского поезда

Вагоны товарного поезда

Наиболее долгий путь, который можно проделать на одном поезде, проходит через всю Россию, самую большую страну мира. Транссибирская магистраль начинается в столице России Москве, пересекает просторы сибирской равнины и достигает Владивостока, расположенного на берегу Тихого океана. Линия покрывает около 9300 км только по российской территории. Одно ответвление соединяет Москву со столицей Китая Пекином. Первые путешествия на паровозах по Транссибирской магистрали продолжались в течение минимум двух недель. Сегодня поездка из Москвы во Владивосток на электровозах и дизельных локомотивах занимает шесть с половиной дней.

В будущем поезда смогут использовать явление магнитной левитации. Поезда магнитопланы не касаются рельс. Они двигаются по магнитному полю, поэтому практически не издают никаких шумов. Уже запущено несколько таких машин. Поезда на магнитной подвеске в Германии и Японии развивали скорость около 500 км/ч.

Тема: Зачем нужны поезда?

Цель. Познакомить детей с видами и назначением железнодорожного транспорта.

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока.

  1. Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

Не одна, а с кем – нибудь.

Я люблю кричать: «Гляди!

Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько!...»

И с обрыва, с высоты

Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво!»

Ребята, а вы любите путешествовать?

Как вы думаете, зачем люди отправляются в путешествия?

Приходилось ли вам выезжать за пределы Воронежа?

На каком виде транспорта вы это делали?

Понравилось ли вам совершать путешествие на поезде?

Кто понял, о каком транспорте мы будем говорить на уроке?

Кто–то уже может назвать тему нашего урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о поездах и ответим на вопрос Муравьишки:

«Зачем нужны поезда?

Итак, отправляемся в путешествие по железной дороге.

(Отрывок из мультфильма)

(Слайд с составом поезда)

Рассмотрите наш поезд.

О нем говорят:

Земля дрожит, силач бежит;

Тянет он за собой

Хвост огромный стальной.

Что же это за силач? (Локомотив)

Локомотив – это машина, движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов.

А что же за хвост везет локомотив? (Это вагоны)

Вагон - транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Кто может сказать из чего состоит поезд? (Из локомотива и вагонов?

Как называется этот поезд? (Пассажирский или поезд дальнего следования?)

Куда на нем можно отправиться на таком поезде?

(В дальний город)

Кто ездил на таких поездах?

Что необходимо сделать заранее, чтобы стать пассажиром?

(Выбрать маршрут. Купить билет.)

Вот маршрут выбран, билет куплен. Настал день отправления. Куда мы приходим, чтобы сесть в поезд? (На вокзал).

Есть ли в нашем городе Воронеже железнодорожный вокзал?

(Да)

(Фото вокзала)

Мы подходим к нужному нам вагону, и кто нас встречает у вагона?

(Проводник)

В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.

Давайте немного поиграем.

Слайд (пассажир показывает билет проводнику). Озвучьте фотографию.

Что говорит проводник, а что пассажир?

Итак, мы садимся в поезд и отправляемся в дорогу. Я очень люблю смотреть в окно поезда.

А кто из вас любит смотреть в окно?

Когда поезд движется - в окне всё постоянно меняется. Меняются сочетания перелесков, домов, дорог, проезжающих мимо автомобилей, солнца и облаков. И меняется всё очень стремительно. Как будто ты смотришь в постоянно вращающийся калейдоскоп.(Видео из мультика)

Но самое интересное в дороге, как мне кажется - это закат. Вы хотя бы раз наблюдали в поезде закат?

Расскажите.

Фото заката

Ну как? Правда, красиво?

Физкультминутка.

На дальние расстояния мы отправляемся в поездах дальнего следования,

а на каком пассажирском поезде можно добраться на близкое расстояние от города?

(на электричке)Слайд.

Чем отличается поезд дальнего следования от электрички?

(В поезде дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны, рестораны)

На каком пассажирском поезде можно доехать из одного района города в другой?

(На метро)Слайд.

Где ездят поезда метро?

(В подземных коридорах, туннелях).

Назначение поездов.

Электричка. – для перевоза людей на ближние расстояния от города;

Поезд метро – Для перевозки пассажиров под землей из одного района города в другой

Скоростной поезд – для перевозки пассажиров на дальние расстояния из одного города в другой.

А какой нам нужен поезд, если мы переезжаем в другой город и перевозим вещи из своего дома?

(Товарный поезд)

А какие поезда ходят между Москвой и Санкт – Петербургом?

(Скоростные поезда «Сапсаны»)

Мы знаем, что поезда движутся по железной дороге, а как она устроена?

(Заслушиваются ответы детей)

А кто руководит движением поездов на каждом участке дороги?

(Дежурный диспетчер)

Он отвечает за выполнение расписания и безопасность движения.

А вы, ребята хотите сами побывать в роли дежурного диспетчера?

Тогда нам самое время отправиться в школу № 40.

Там есть замечательный тренажер, где можно увидеть и устройство железной дороги и даже самим отправить поезд с одной станции на другую.

Показ слайдов.

Рассмотрите рисунок и скажите:

Какие слова вам понятны?

Какие нужно объяснить?

Но теперь вернемся к главному вопросу: «Зачем нужны поезда?»

Ребята, вы любите сказки?

В последнее время мне очень нравится писать сказки. В сказках самая необузданная фантазия. И нет ничего проще, чем писать сказки. Вы берете ручку и лист бумаги - или садитесь за клавиатуру компьютера и – пишите.

Вы в поезде.

Перед вами сказочный и фантастический закат. Закат и люди, которые не хотят на него смотреть. И вам хочется… Вам хочется… Написать такую сказку, чтобы они никогда не пропускали ни одного заката.

Отрывок из мультика (А если вы попустите закат… и т д.)

Понравился ли вам урок? Если понравился, нарисуйте поезду улыбку, а если нет – покажите, что он грустит. Урок окончен.


Класс: 1

Цель: Формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог.

Задачи:

  1. Познакомить с видами, назначением и устройством поездов; формировать представления об устройстве и назначении железных дорог, о профессияхлюдей работающих в этой сфере;познакомить с историей развития железной дороги, назначением детской железной дороги.
  2. Развивать интерес к технике; развивать монологическую речь и фантазию, умение классифицировать, обобщать и делать выводы.
  3. Воспитывать уважение к профессиям родителей, патриотизм.

Планируемые результаты : учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.

Оборудование : Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация , электронное приложение к учебнику.

У детей: Учебники, рабочие тетради, разрезные цифры, конверты с материалами и приложения, клей, «светофор».

Ход урока

I. Организационный момент.

– У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь.

II . Мотивация к учебной деятельности.

– Начинаем урок окружающего мира.

– Как называется раздел, который мы изучаем? (Почему и зачем ).

– Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое? Вы готовы?

– Я хочу пожелать вам удачи. Давайте прочитаем девиз этого урока: (на доске)

Всё получится!

III. Актуализация знаний.

– О чём мы говорили на прошлом уроке?

– Зачем люди создали автомобили?

– Какие бывают автомобили?

– Какую работу вы выполнили дома? (склеили модель автомобиля)

– Давайте повторим устройство автомобиля (Один учащийся работает с электронным

приложением к учебнику, остальные находят на своих моделях.)

IV. Постановка учебной задачи.

1) – Муравьишка принёс нам загадку:

Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатится. (поезд) (слайд 2)

2) – Посмотрите на фотографии и скажите, что здесь лишнее. Почему? (слайд 3)

– Кто видел поезда? Где?

– А кто из вас путешествовал на поезде?

– Назовите тему сегодняшнего урока.

– Ребята, Муравьишка просит ему помочь. Он находится в городе и решил поехать на дачу.

На каком поезде ему нужно ехать? Покажите цифрой.

– А мудрая Черепаха в большом городе решила посетить музей. Может ли она поехать на поезде? На каком?

– У нас получились разные мнения. Что нам делать? (разобраться)

– Какие задачи мы перед собой поставим?

– Продолжите предложения: (слайд 4 )

Научиться объяснять …(назначение поездов )

Научиться различать… (основные виды поездов)

– Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и задачи урока. Откройте с. 62, прочитайте тему и задачи.

V. Открытие нового знания.

1. Работа с учебником

Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте подписи. Расскажите о назначении поездов.

2. Отгадывание загадок:

– Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро под землёй
Провезу вас под землёй. (поезд метро)(слайд 5)

– В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги– метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы.(слайд 6 ) К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.

О каком поезде следующая загадка:

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая? (электричка) (слайд 7)

– Для чего нужны электрички? (пригородные поезда) (перевозить людей на небольшие расстояния от города)

– Теперь отгадайте ещё одну загадку:

Я зашёл в зелёный дом,
Больше суток пробыл в нём.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом. (поезд дальнего следования) (слайд 8)

– Для чего нужны такие поезда?

– Послушайте ещё одну загадку:

Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Вагоны с углём и бензин дорогой. (товарный поезд) (слайд 9)

3. Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90.

– Прочитайте текст.

4. Просмотр сюжета с электронного приложения к учебнику.

VI . Первичное закрепление .

– Давайте вернёмся к вопросу: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? (на электричке) (слайд 10)

– На каком поезде поедет Сова в музей? (поезд метро)

– Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (поезд дальнего следования)

– Ребята, а чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (ответы учащихся)

Слайды 11, 12

5 . Работа в парах.

– А как же устроена железная дорога? Подумайте об этом, порассуждайте в парах. (Ответы учащихся) (слайды 13, 14)

6. Работа с учебником .

– Рассмотрите схему на с. 91. (слайд 15)

– Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум – слайды 16, 17, 18, 19)

– В черте нашего села тоже есть железнодорожный переезд. Как он устроен?

7. Работа с учебником. История железной дороги.

– Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога?

– давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что….)

8. Рассказ учителя.

– В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).

Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.(слайды 20, 21)

Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране.(слайды 22, 23) В паровые тихоходы забирались пешеходы. (слайд 24) И могли они в пути на ходу легко сойти. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.(слайд 25)

9. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. Взаимооценка.

– Откройте с.42. Что здесь изображено? (Локомотивы .)

– Для чего локомотив нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны)

– А чего здесь не хватает? (вагонов)

Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда.

– Сверьтесь с эталоном.(слайд 26) Проверьте работу своего соседа по парте. Оцените его работу с помощью «светофора».

– Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны)

10. Знакомство с профессиями .

– Ребята, а поезда сами по себе идут по рельсам? Автомобилем управляет шофёр, а кто ведёт поезда? Люди каких профессий заняты на железной дороге?

– Мы живём рядом с городом Белогорском, в котором находится крупная узловая железнодорожная станция (слайд 27). Отсюда идут поезда в разных направлениях. Есть вокзал, локомотивное депо и др. подразделения.

– В нашем классе есть ребята, родители которых работают мастером пути, помощником машиниста, осмотрщиком, проводником. Давайте послушаем их рассказы. (Рассказы учащихся в сопровождении слайдов с фотографиями.)

11. Детская железная дорога.

– А как вы думаете. Могут ли дети управлять поездами?

В некоторых городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и др. есть детские железные дороги.(слайд 28) . Работают они в летнее время и обслуживают их только школьники: проводники, машинисты, ревизоры – это дети.(слайды 29 – 32)

Есть такое замечательное место и в нашей Амурской области – в городе Свободном более 70 лет работает малая Забайкальская железная дорога. Она является самой длинной из всех детских трасс России. Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой.

А пока вы можете найти информацию в Интернете, рассказать нам на следующем уроке и нарисовать детскую железную дорогу в тетради на с. 43.

VII . Рефлексия.

(слайд 33)

– Зачем люди создают поезда?

– Какие бывают поезда?

– Как устроена железная дорога? (ж.д. полотно, туннели, эстакады, переезды…)

VIII . Подведение итогов.

– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»

– Какие открытия вы сделали на уроке?