Отходы животноводства и их утилизация закон. Обращение с отходами животноводства

  • 03.03.2020

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
(утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469)

С изменениями и дополнениями от:

1. Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

1.2. Биологическими отходами являются:

Трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

Абортированные и мертворожденные плоды;

Ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

Другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п.1.9. настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

Сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

Энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, виснамаэди перерабатывают на мясо-костную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

Болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1х10-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

1.11. Настоящие Правила определяют условия:

Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

Предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

Охраны окружающей среды от загрязнения.

2. Уборка и перевозка

2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

С утверждением настоящих Правил не действуют на территории Российской Федерации "Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов", утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 6 апреля 1951 года и согласованные со Всесоюзной государственной санитарной инспекцией 14 марта 1951 года.

Утверждаю

Согласовано

Регистрационный N 1005

Приложение
к Ветеринарно-санитарным Правилам сбора,
утилизации и уничтожения биологических отходов
от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) N _______ 1. Местонахождение__________________________________________________ (республика в составе Российской Федерации, край, _________________________________________________________________________ область, автономная область, автономный округ, район, _________________________________________________________________________ населенный пункт) 2. Расположение скотомогильника (биотермической ямы) на местности (прилагается выкопировка из карты землепользования в масштабе не менее 1:5000 (в 1 см 50 м), с привязкой к постоянному ориентиру (тригонометри- ческая вышка, дорога с твердым покрытием, линия электропередачи и т.д.). 3. Удаление от ближайшего населенного пункта и его наименование _______________________________________________________________________м; -.-.-.-.-.- фермы (комплекса)__________________________________________м; -.-.-.-.-.- пастбища___________________________________________________м; -.-.-.-.-.- водоема____________________________________________________м; -.-.-.-.-.- дороги_______________________________________________________ (между какими _________________________________________________________________________ населенными пунктами и ее характеристика) 4. Описание местности: характеристика окружающей территории _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ почва_________________глубина залегания грунтовых вод__________________м, направление стока осадков_______________________________________________. 5. Какие населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фер- мерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермичес- кой ямой) _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 6. Площадь скотомогильника______________________________________кв.м 7. Ограждение скотомогильника_______________________________________ 8. Санитарная характеристика скотомогильника: а) первое захоронение биологических отходов было в 19_____ г. б) животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в_______ гг.; в) животные, павшие от эмкара и других болезней, вызываемых спорооб- разующими микроорганизмами, перечисленными в п.1.9 настоящих Правил, бы- ли захоронены в_______________________________________________________гг. Оборотная сторона карточки _________________________________________________________________________ Дата Выявленные Указания по устранению Контроль Исполнение. про- недостатки (перечень работ, что выполнения Дата проверки, верки нужно сделать). Срок работ ФИО, должность исполнения. Исполнитель. проверяющего _________________________________________________________________________ Главный государственный ветеринарный инспектор района (города) ________________________ Фамилия И О (подпись) Ветеринарно-санитарную карточку получил _______________________ ________________________ _________________ (Должность) (Фамилия Имя Отчество) (Подпись) Ветеринарно-санитарная карточка составлена в 3 экземплярах и передана по экземпляру: 1._______________________________________________________________________ (организация, хозяйство) 2._______________________________________________________________________ (государственная ветеринарная организация) 3._______________________________________________________________________ (орган государственного санитарного надзора) Консультация
  • Являются ли отходы переработки рыбы твердыми бытовыми отходами? Консультация
  • Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) Образцы документов и формы отчетности
  • На него ссылается
  • установить закладку

    установить закладку

    Материал актуален на 04.08.2014

    Обращение с биологическими отходами

    В Российской Федерации до сих пор не решена проблема законодательного и технологического обеспечения обращения с биологическими отходами, хотя наличие в стране системы мер по упорядочению обращения и утилизации биологических отходов является одним из условий обеспечения эпидемиологического благополучия населения.

    Биологическими отходами являются (п.1.2 Правил):

    • трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
    • абортированные и мертворожденные плоды;
    • ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясорыбоперерабатывающих организациях, на рынках, в организациях торговли и на других объектах;
    • другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

    На сегодняшний день не существует утвержденной классификации биологических отходов.

    Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

    • переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с Правилами ;
    • обеззараживания в биотермических ямах;
    • уничтожения сжиганием;
    • захоронения в специально отведенных местах (в исключительных случаях).

    Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями (п.1.9 Правил):

    • сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках ;
    • энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, виснамаэди перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки, подлежат сжиганию ;
    • болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают .

    При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 0,000001 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

    Уборка и перевозка биологических отходов

    Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3 %-й раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 % активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв.м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.

    Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2%-м растворе формальдегида в течение 2 ч.

    Утилизация биологических отходов

    Биологические отходы, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, на ветеринарно-санитарных заводах, в цехах технических фабрикатов мясокомбинатов, утилизационных цехах животноводческих хозяйств подвергают сортировке и измельчению (п.3.1 Правил).

    Со свежих трупов разрешается съем шкур, которые дезинфицируют в порядке и средствами согласно действующим правилам.

    Утилизационные цеха животноводческих хозяйств перерабатывают биологические отходы, полученные только в данном хозяйстве. Завоз биологических отходов из других хозяйств и организаций категорически запрещается.

    Биологические отходы, допущенные ветеринарным специалистом к переработке, кроме указанных в п.3.4 Правил , после тщательного измельчения могут быть проварены в открытых или закрытых котлах в течение 2 ч. с момента закипания воды.

    Полученный вареный корм используют только внутри хозяйства в течение 12 часов с момента изготовления для кормления свиней или птицы в виде добавки к основному рациону.

    Уничтожение биологических отходов

    Захоронение в земляные ямы

    • при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах - по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта РФ;
    • в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

    На выбранном месте выкапывают траншею глубиной не менее 2 м. Длина и ширина траншеи зависят от количества трупов животных. Дно ямы засыпают сухой хлорной известью или другим хлорсодержащим дезинфицирующим средством с содержанием активного хлора не менее 25 %, из расчета 2 кг на 1 кв.м площади. Непосредственно в траншее, перед захоронением, у павших животных вскрывают брюшную полость, с целью недопущения самопроизвольного вскрытия могилы из-за скопившихся газов, а затем трупы обсыпают тем же дезинфектантом. Траншею засыпают вынутой землей. Над могилой насыпают курган высотой не менее 1 м и ее огораживают ее в соответствии с требованиями п.5.6 Правил . Дальнейших захоронений в данном месте не проводят.

    Уничтожение трупов экспериментально зараженных животных

    Трупы лабораторных животных, зараженных при диагностическом исследовании патологического материала, утилизируют в зависимости от результатов исследования (п.4.2.1 Правил):

    • при выделении возбудителей болезней, перечисленных в п.1.9 Правил , трупы лабораторных животных сжигают или обеззараживают автоклавированием при 2,0 атм. в течение 2 ч. с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму;
    • в случае выделения возбудителей других болезней и при отрицательных результатах исследования, трупы перерабатывают на ветеринарно-санитарных заводах, сбрасывают в биотермическую яму или сжигают.

    Трупы животных, экспериментально зараженных возбудителями болезней, указанных в п.1.9 Правил , а также другими возбудителями, отнесенными к 1-й и 2-й группам, при проведении работ с культурами патогенных микроорганизмов, и впоследствии павших или умерщвленных, сжигают, обеззараживают автоклавированием при 1,5 атм. в течение 2 ч., с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму.

    Трупы павших или умерщвленных лабораторных животных, экспериментально зараженных возбудителями других групп микроорганизмов, сжигают, сбрасывают в биотермические ямы или перерабатывают на мясокостную муку (п.4.2.3 Правил).

    Сжигание биологических отходов

    Сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка (п.4.3.1 Правил).

    Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов:

    • выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине, на стыке траншей (крестовина) накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают;
    • роют яму (траншею) размером 2,5х1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы, и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три - четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова;
    • выкапывают яму размером 2,0х2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0х1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы и ее заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15-20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.

    Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают (п.4.3.3 Правил).

    Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.

    Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв.м.

    Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.

    Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до (п.5.4 Правил):

    • жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1 000 м;
    • скотопрогонов и пастбищ - 200 м;
    • автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории 50-300 м.

    Биотермические ямы, расположенные на территории государственных ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений. Расстояние между ямой и производственными зданиями ветеринарных организаций, находящимися на этой территории, не регламентируется.

    Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

    Через траншею перекидывают мост.

    Строительство скотомогильников и биотермических ям

    Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.

    Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

    Эксплуатация скотомогильников и биотермических ям

    Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет (п.6.1 Правил).

    Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

    Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом проверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов (п.6.3 Правил).

    После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают.

    При разложении биологического субстрата под действием термофильных бактерий, создается температура среды порядка 65-70 градусов С, что обеспечивает гибель патогенных микроорганизмов.

    Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю.

    После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна, и в случае необходимости они подвергаются ремонту.

    • в биотермическую яму прошло не менее 2 лет;
    • в земляную яму - не менее 25 лет.

    Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.

    Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гумированного остатка на сибирскую язву.

    В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами, его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

    Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

    История ветеринарной службы России насчитывает почти два века и своими корнями уходит к началу 19-го века, когда в каждом губернском городе была учреждена врачебная управа и введена должность ветеринарного врача.

    При врачебной управе Казанской губернии должность ветеринарного врача была введена в 1822 году, а спустя 60 лет, в 1882 году, была создана земская ветеринарная служба как отдельная организационная структура при губернской управе.

    В начале 20-го века в Казанской губернии функционировало несколько обособленных ветеринарных служб: правительственная ветеринария, в которую входили губернские и уездные ветинспекторы, городская, земская, уездная, губернская, военная, заводская, вольнопрактикующая и другие службы при различных ведомствах. Все они были разрозненны, и в их работе не было согласованности.
    К 1913 году Казанская городская ветеринария в своей структуре имела ветлечебницу, станцию осмотра мяса, ветеринарно-санитарный контрольный пункт и диагностический кабинет. При ветслужбе находились скотобойня, утильзавод и кузница от пожарной службы.

    В советское время городская ветеринарная служба претерпела ряд изменений и преобразований, и в настоящее время входит в систему государственной ветеринарной службы Республики Татарстан. ГБУ «Государственное ветеринарное объединение г. Казани» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и Гражданским законодательством Российской Федерации, федеральными Законами «О ветеринарии», «О некоммерческих организациях», Законом «О ветеринарном деле в Республики Татарстан», иными нормативно – правовыми актами РФ И РТ, а так же приказами, указаниями и распоряжениями Главного управления ветеринарии при Кабинете министров Республики Татарстан.

    В структуру объединения входят: лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарные пункты, участковые ветеринарные лечебницы, дезинфекционный отряд, отдел безопасности и качества продукции и сырья животного происхождения, аптека, отдел организации ветеринарного дела, т.д.

    Лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы и контрольными пунктами на продовольственных рынках проводятся экспертизы
    продукции животного и растительного происхождения. Основной деятельностью лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы является уберечь человечество от страшных болезней, являющихся общим для человека и животных, распространителями которых могут стать больные животные. Ветеринарная служба стоит на страже качества ввозимой на территорию г. Казани продукции животного и растительного происхождения. Имеется передвижная лаборатория, которая обслуживает сельскохозяйственные ярмарки, выставки.

    Участковые ветеринарные лечебницы и ветеринарные пункты занимаются профилактикой, диагностикой и лечением болезней животных.

    Отходы от деятельности животноводства, как и бытовые, и промышленные виды мусора, нуждаются в утилизации. Навоз и помет – это не только неприятно пахнущие экскременты животных, но еще и ценное сырье. Поэтому сегодня существует множество способов переработки таких отходов, которые позволяют получать нужные для жизнедеятельности человека продукты.

    Отходы животноводства – это многокомпонентная смесь, включающая в себя твердые и жидкие продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (экскременты), технологическую и смывную воду, кормовые остатки и газы. По сути, данный вид отходов представляет собой полидисперсную суспензию, которая состоит из органических компонентов и минеральных веществ.

    Классификация продуктов жизнедеятельности птицы и скота не включает множество наименований и содержит главным образом два вида:

    • навоз (крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов, лошадей и пр.), который рассматривается в двух формах – свежей и перепревшей;
    • помет (куриный, гусиный и т.д.), так же различающийся по степени свежести.

    Навоз и птичий помет относят к нестабильным органическим загрязнениям, характеристика которых определяется возможным присутствием лекарственных препаратов, разных химических соединений и тяжелых металлов.

    Обратите внимание! В соответствии с данными ВОЗ указанные виды «продукции» животноводства, а также навозопометные стоки – это потенциальные источники около 100 разновидностей человеческих и животных заболеваний.

    Обращение с отходами животноводства

    Обращение с отходами животноводческих ферм связано с определенной проблемой. Вопрос заключается в том, чем являются навоз и помет. Если экскременты птицы и скота классифицировать как отходы, то на них распространяются все требования закона. А в случае, когда навоз и помет рассматриваются в качестве ценного сырья для получения удобрений, применение закона об обращении с отходами становится неправомерным.

    Согласно сведениям ФККО экскременты от разных видов животных в зависимости от свежести относятся к 3-5 классам опасности. В связи с этим обращение с животными продуктами жизнедеятельности регулируется законами №89-ФЗ и №99-ФЗ РФ. Последний предусматривает обязательное получение лицензии для совершения всех видов работ с опасными отходами 1-4 классов.

    Фермеры рассматривают навоз и птичий помет все-таки как важнейший сырьевой ресурс. Жидкие экскременты направляются в специальные хранилища, где перепревают в течение определенного времени. Полученный высушенный навоз (или помет) может вноситься как удобрение.

    Утилизация отходов животноводства

    Отходы животноводческих и птицеводческих комплексов являются очередными источниками загрязнения природной среды. По этой причине навоз и помет нужно перерабатывать.

    Основные способы утилизации (переработки) отходов животноводства:


    Существуют и другие способы хранения и переработки навоза и помета, однако в нашей стране большинство из них направлено на получение удобрений органических на основе отходов животноводства.

    Видео о том, как в России получают биогаз и концентрированное комплексное органическое удобрение из навоза в биогазовой установке.

    Государственная поддержка переработки отходов животноводства

    Государственные программы поддержки переработки отходов животноводства в нашей стране развиты недостаточно хорошо. Однако опыт реализации таких проектов есть. Например, государством была осуществлена поддержка (на 2010-2014 гг.) в Удмуртии, направленная на создание и развитие систем переработки разных видов отходов, в том числе помета и навоза. Цель данной программы касательно фекальной продукции сельскохозяйственных животных – снижение негативного воздействия на окружающую среду навоза и помета путем сокращения площадок для их складирования и применения современных способов утилизации.

    Государственное субсидирование производится в Красноярском крае и других регионах Сибири, подразумевающее компенсацию части денежных средств, потраченных на постройку или модернизацию предприятий по переработке отходов животноводства.

    Кто контролирует обращение с отходами животноводства

    В нашей стране контролирующими органами в сфере обращения с отходами животноводческих комплексов являются Роспотреб-, Россельхоз- и Росприроднадзор. В их полномочия входят регулирование всех видов деятельности (сбор, транспортировка, переработка и т.д.), осуществляемых с пометом и навозом, и контроль над отходами.

    В 2017 г. Министерством природных ресурсов РФ было выдвинуто предложение по установлению административной ответственности за отходы, т.е. за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при работе с экскрементами птицы и скота. Проект предполагает следующие размеры штрафов: для физических лиц (граждан) – 1,5-2 тыс. руб., для должностных и юридических лиц – 25-35 тыс. и 150-300 тыс. руб. соответственно.

    Обратите внимание! Взаимодействие с государственными органами необходимо, однако вопрос обращения с навозом и пометом сегодня – это камень преткновения между контролирующими службами и фермерами.

    Отходы животноводства не должны без дела лежать «на задах» фермерских хозяйств. Ведь из навоза и птичьего помета можно получать качественные органические удобрения, кормовые добавки, топливо. Чтобы экскременты стали активнее перерабатываться предприятиями, нужно развивать субсидирование и другие государственные программы поддержки.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее – отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

    В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

    Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

    Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

    Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

    Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

    По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

    • при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
    • при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,
    • при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
    • при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

    Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

    Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.