Рецензия на Grand Ages: Medieval. Как построить Римскую империю в средние века

  • 07.09.2019

Пошла на «дно»? Скорее всего, так и есть, потому что после того, как игрок берёт второй город, бюджет резко начинает уходить в минус. Да, есть обучение, где разработчики постарались рассказать о торговцах и как с ними лучше всего взаимодействовать, но это лишь малая доля всей системы. К примеру, разработчики не указали о том, как сделать правильное построение путей?.

Товары, производство, процесс, торговля

Пожалуй, начать стоит с самого основного - количество любого вашего товара будет измеряться в бочках. В специальной вкладке «Производство» (которую имеет каждый город) есть информация по всем построенным предприятиям в городе: количество работников, мощность работы вашего предприятия, стоимость его содержания, плата за неделю, количество производимого за неделю и цена производства каждой вашей бочки.

Итак, как и в реальной жизни - создав предприятие, вы тем самым создаёте новые рабочие места и привлекаете в свой город людей из сельской местности. Каждое предприятие может вмещать 25 рабочих, так как вместе с собой они ещё берут семью - то есть, вместе с рабочим в город прибывает до трёх жителей. В итоге, каждое созданное предприятие в общей сложности увеличивает число людей в городе на 100 душ.

Вся экономика строится вокруг производства, транспортировки и конечно, потребления товаров, которых в игре всего двадцать. Всего в игре: 6 видов основных игровых товаров, 6 видов игрового сырья, 6 видов игровых готовых изделий и 2 вида игровых предметов роскоши. В итоге, количество всех известных товаров в общей сложности начисляет двадцать видов.

Для некоторых видов сырья, приходится использовать основные игровые товары. Для того чтобы производить все готовые товары и предметы роскоши, необходима исходная продукция.

Из-за того, что каждый город может производить лишь 5 разных видов товаров, без активной торговой части между городами тут не обойтись. Сам процесс торговли в и даже сами торговцы, имеют свою собственную логику. Логика торговцев и процесс торговли:

Любое предприятие производит товары, которые продают по текущей цене на городском рынке. Естественно, вы получаете кое-какой доход от продажи этих товаров.

Часть любого товара потребляется в любом случае в вашем городе (где производится товар). Остальное (то, что осталось) может прикупить ваш торговец. Расходы вычисляться будут из суммы ваших денежных средств.

Ваш торговец будет продавать приобретённые товары уже в другом городе, причём по более высокой цене.

Запасы, торговые пути, скупка

Итак, уровень запасов товаров показан в специальном торговом окне. Отображается, как указывалось выше, в виде количества бочек: 0-1 - это уже у вас нехватка товара, то есть будет высокая цена; 2 - товаров становится больше, чем требовалось, соответственно, цена падает до самого приемлемого уровня, но всё же, цена остаётся выше цены производства; 3-4 - это когда уже доступны излишки товара, цена на городском рынке теперь ниже себестоимости, то есть вы начинаете нести убытки.

Нанимать торговцев можно на своём постоялом дворе. Кстати, там же, во вкладке по соседству вы можете заказать строительство повозок для того, чтобы сформировать торговые караваны. Как только ваш торговец окажется в городе, выбирайте его и жмите на кнопку, где указана иконка телеги, после чего отдаёте ему повозки в таком количестве, которое посчитаете нужным.

Пришло время, перейти и к торговым путям. В первую очередь необходимо уяснить то, что торговый путь - это последовательность городов. Для того чтобы проложить торговый путь, выбирайте нужного торговца и воспользуйтесь функцией под названием «Планировать путь». Максимальная длина торгового пути торговца может оставлять 14 городов. Причём он - торговец, будет стараться везде поддерживать баланс в плане количества товаров: скупка товаров, которых в городе слишком много и продажа их там, где они больше всего нужны.

И необходимо запомнить то, что после каждого пройденного круга, в информации о вашем купце появится пункт под названием «Прибыль от торговли». Там появится та сумма денег, которую ему удалось заработать, занимаясь покупкой и продажей товаров по всему кругу. После того, как торговец делает уже два круга, появляется кнопочка под названием «Анализ смены маршрута». В новом окне вы можете теперь просмотреть то, какие товары (на торговом пути) находятся в избытке и каких товаров не хватает (в определённом городе).

Важно так же запомнить ещё то, что торговец скупает только те товары, которых в городе будет больше, чем необходимо, при этом так же и не учитывается потребность остальных городов. Достаточно часто возникает такая ситуация, когда повозки движутся с большим количеством товара, который сейчас требуется в каком-нибудь другом городе, но путь торговца через этот город не лежит. Вот чтобы такого не происходило, необходимо будет изменить торговый маршрут, чтобы город с избытком этого товара, посетил торговец с таким товаром (запутано, конечно, но всё именно так).

Еще одно отличное решение в этой всей производственной, торгово-экономической хераборе - организация производственных цепочек. Основывая города в тех местах, где есть все необходимые ресурсы, вы сможете выбирать предприятия так, что ваша готовые изделия и предметы роскоши производились в одном и том же городе, где производятся основные товары для сырья и сырьё для них.

Если у вас появляется такой промышленный город, тогда лучше для него выделить своего собственного торговца и назначить ему не огромный тур по городам, а поездку максимум к двум городам и обратно, чтобы он вновь мог закупится и отправиться к другим городам. Такая схема будет просто отлична в том плане, что производимые городом товары смогут очень быстро распродаваться. Вам не придётся больше ждать момента, пока торговец сделает огромный круг между городами, чтобы потом вновь взять товар и отправиться по новому кругу. В этом случае торговец в основном занимается сбытом вашего товара, а не торговлей между остальными городами.

Хорошей тактикой будет запустить сразу же несколько торговцев по одним и тем же городам, но при этом с разными порядками посещения городов. Таким образом, вы уменьшите время получения требуемых товаров в каждом своём городе.

Если у вас имеются города, где будет сильное производство, тогда выделяйте (назначайте) для них отдельных торговцев, торговый путь который будет позволять через два или же один город вернуться обратно в ваш главный город. Именно такие маршруты и торговцы смогут вам приносить весьма большие деньги, благодаря продаже товаров, а не торговли товарами между городами.

Всегда старайтесь заглядывать в информацию по торговцам и анализам вашего маршрута. Старайтесь корректировать свой маршрут, если доход ниже остальных, либо у вас есть избыток какого-либо товара (чтобы не «уплыть» в минуса).

По мере прохождения игры, увеличения количества городов не избежать. Так что если вы хотите, чтобы у вас было всё нормально с экономикой, тогда следите за тем, чтобы каждый город снабжался необходимыми товарами. Если вы будете иметь много городов - денег будет предостаточно.

Каждый товар производится из чего-то. К примеру, пиво будет производиться из пшеницы, которая выросла в определённом городе. Изделия из металла производится из добытого угля и того же металла в городе, который имеет эти ресурсы.

Дорогие друзья, если у вас есть ещё советы по игре , либо у вас есть какие-либо замечания, тогда пиши в комментариях!

Их очень мало – по одному на город. Не будь столь надуманного барьера, была бы совсем уж примитивной. Хотя хитростей и так нет: игравшие в приметят не только знакомые иконки, но и принцип «купить дешевле, продать дороже».

Чтобы скорее приумножать капитал, стоит нанять стройотряд – эти ребята мгновенно проложат дорогу между соседними городами, а при возможности и необходимости – улучшат ее (правда, не мгновенно). Если повозки носятся по трассам как по автобанам – не забудьте поставить десятикратное ускорение, не то умрете с тоски, – можно идти ужинать или смотреть кино. Деньги сами запрыгнут в сундуки.

Последний довод торгашей

На количестве предпринимателей завязана численность населения. Император – это не тот, кто захватил соседей и уничтожил всех врагов, а тот, кому удалось построить десятки однотипных домиков. Превратите селения в средневековые мегаполисы, и тогда вместе с титулами вы будете получать научные баллы. Их можно вложить в открытие новых товаров/зданий или в развитие вооруженных сил, но без крепкого тыла наполеоновские амбиции надо усмирять, иначе от одного-единственного пехотного отряда платежный баланс ухнет в крутое пике.

Впрочем, было бы из-за чего надрываться. Лаконичное и четкое описание в Steam («Создайте армию и отправьте рыцарей, лучников и кавалерию сражаться с соперниками») наиболее полно раскрывает механику конфликтов: наклепать побольше войск да бросить их на врага. Две толпы автоматически сцепятся друг с другом, а над ними появится специальный индикатор, по которому видно, кто кого одолевает. При равенстве сил обе стороны месяцами будут посылать армии в бесконечную мясорубку. К вашим услугам целых три бестолковых приказа — по убогости бои в не уступят худшим RTS 90-х.

Осады работают по той же схеме, однако гораздо проще купить соседа, а не устраивать очередное шоу Бенни Хилла . Сначала влюбляем в себя население (сбываем на рынке самые необходимые товары), потом заваливаем правителя подарками и под конец делаем предложение, от которого невозможно отказаться. Занятие это долгое, запросы взяточников постоянно растут, но из двух зол пародия на дипломатию оказалась, пожалуй, меньшим.

Хотя вояки тоже найдут где применить мечи и топоры, ведь любит приключения: то нарисует на карте какой-нибудь объект (там бывает клад размером с половину вашего месячного бюджета), то натравит бандитов на торговые пути. Особый шик – леопарды, грабившие мои караваны и на Балканах, и даже в морозной Скандинавии. Авторы вообще очень вольно обращаются с историей — вероятно, именно поэтому ничего средневекового в их проекте не ощущается.

В «русских» городах сидит император Игорь Жуков, мэр града Минска – Владимир Лукашенко. Привычные имена для XI-XII веков, ага. После таких откровений шведский Санкт-Петербург в – пустяки. Огромные пространства поделены между кучкой пассивных царьков: если в всегда кипит жизнь, то в мало кто шевелится.

Отдельно можно было бы похвалить графику – панорамы, пейзажи, солнце, только здесь все это почти не попадает в кадр, потому что для нормальной игры за страной надо следить с высоты птичьего полета. Осло и Старая Ладога превращаются в плашки с названиями, мельтешащие юниты – в маленькие иконки. Очень удобно, крайне некрасиво, невероятно скучно. Хорошо если где-то вспыхнет пожар или произойдет извержение вулкана – на них хотя бы приятно посмотреть, но роль катастроф сильно преувеличена.

«Теплых» слов заслуживает интерфейс: с прошлого раза он стал немного лучше, но лишних телодвижений по-прежнему предостаточно. Игра, основанная на возне с табличками и меню, не должна раздражать, когда дело доходит до, собственно, табличек и меню. Неожиданный удар в спину порой наносят подданные: не удивляйтесь, если вы настроили все процессы на автоматическую работу, а подсказка все равно советует больше не продавать что-то себе в убыток. Такой уж тут ИИ.

Признаюсь, мне понравились стильные ролики между заданиями в одиночной кампании, выполняющей функцию затянутого обучения. Возможно, это из-за того, что люди в них куда симпатичнее уродливых говорящих голов в самой игре. Впрочем, достижение в любом случае сомнительное, так как похожие заставки были и в . А вот сетевой режим попробовать не удалось — желающие на вес золота. Жаль, ведь, судя по редким отзывам, мультиплеер – тот еще цирк.

* * *

Попытки разом угодить игрокам-градостроителям, игрокам-негоциантам и игрокам-полководцам привели к тому, что усыпляет их всех. Не говоря уже о любителях истории.

Хорошо быть королем! Власть сулит сказочное богатство, пышные празднества, пиры и интрижки с придворными красавицами. Однако жизнь на широкую ногу заканчивается, едва вспыхнет война с варварами-захватчиками, бунт обнищавших крестьян или эпидемия «Черной смерти».

Как показали бы себя на месте владыки вы, окажись вы в одна тысяча пятидесятом году от Рождества Христова? Это и предлагают выяснить разработчики .

Трижды римлянин, один раз - европеец

С такого маленького поселения начнется история величественного средневекового города.

Новая игра развивает идеи градостроительного симулятора . Тот вышел без малого девять лет назад и стал основоположником умеренно успешной серии, позднее пополнившейся играми и . Ничего особенно выдающегося они не продемонстрировали, но отличались симпатичной картинкой и проработанными сюжетными миссиями. Трижды нам приходилось трудиться на благо Римской империи, трижды мы отвоевывали для ее народа новые земли и застраивали их храмами и прочими общественными заведениями.

Но в Medieval Kalypso резко сдвинули временные рамки. В этот раз мы начнем свой путь правителем маленького средневекового поселения. «Темные века» сменило высокое средневековье, люди принялись исследовать и осваивать окружающие земли: появляется большое количество новых деревушек, развивается торговля, раздвигаются границы государств.

Задача игрока - не прозевать благоприятный момент и распространить свое влияние на всю Европу, как можно эффективнее используя имеющиеся властные рычаги. Нам предстоит пройти путь от мелкого феодала до владыки обширных земель.

Крепко царство казною

Судя по мини-карте, эта деревушка расположена где-то на границе современной Норвегии и Швеции.

Разработкой Grand Ages: Medieval занимаются немцы из Gaming Minds Studios ( , ), тогда как за «Рим» в свое время отвечала Haemimont Games, у которой лучше всего получается градостроительная составляющая. Новая команда обещает сделать все по-другому и, конечно, лучше, уделив особое внимание экономической части.

Игрок должен внимательно следить за тем, чтобы его подданные были сыты и счастливы, а торговля спорилась. Авторы обещают двадцать видов товаров с «полной экономической симуляцией» - уголь, фрукты, керамика и прочее. То бишь можно будет лично проследить путь винограда от французской плантации до рынка восточной Германии.

Развивать мы будем не только внутреннюю, но и международную торговлю, налаживая связи между народами и обеспечивая, что называется, логистику. Большую часть времени торговыми караванами управляет, конечно, ИИ, но при необходимости разрешается взять бразды правления в собственные руки. Скажем, если нужно направить торговца более безопасным путем.

Заявлен сетевой режим на восемь человек.

Дороги традиционно имеют особое стратегическое значение. В отсутствие разветвленной и безопасной дорожной сети (бродячие разбойники постоянно высматривают толстосумов-торговцев) ваш город окажется в экономической изоляции, а многие продукты и технологии станут недоступны.

Всякий город способен производить не больше пяти уникальных типов товаров. Для некоторых требуется подвоз составных материалов, а определенные товары не появятся, если не провести предварительно научные изыскания. Так, например, мы будем изобретать инновационный ткацкий станок и большой лук, а также открывать для себя эффективность системы трехполья . Всего предстоит совершить полсотни открытий, которые вскоре скажутся на развитии подконтрольной территории и благосостоянии подданных. А потребности у народа со временем будут только расти.

Туман войны

Со сменой высот меняется и климат. Зимние пейзажи разработчикам однозначно удались.

Жители соседних деревень, прознав о том, как здорово жить под вашим руководством, могут попроситься в разрастающийся полис. Так начинается внешняя экспансия. Правда, если внутренние дела идут из рук вон плохо, уговорить соседей присоединиться окажется непросто. И если дипломатия и мирные переговоры не помогают, приходится расчехлять оружие, ведь если не завоевывать других, они рано или поздно завоюют вас.

Армия - наиважнейшая вещь для правителя в средние века, однако содержать боеспособные отряды весьма хлопотно. Чаще всего войско будет состоять из наемных солдат. Очень удобно призывать на службу городских нищих - но их тоже придется кормить. Провизию отряды выкачивают из городов, близ которых квартируют. Именно поэтому держать всю армию в одном месте не выйдет - один город не прокормит столько ртов, а крестьяне начнут роптать.

Если масштабные наступательные операции не планируются, ратники будут самостоятельно охранять подступы к городам и пресекать попытки варваров пересечь границу. Восполнять поредевшие в локальных стычках ряды они тоже смогут в ближайших поселениях.

Замок на вершине утеса становится почти неприступным, и без передового оружия его не захватить.

Но долго скучать армии не придется. Общая площадь игрового мира - больше тридцати миллионов квадратных километров: от Скандинавии и Северной Африки до Кавказа, Португалии и Ближнего Востока! Настоящее раздолье для странствий и захватнических войн.

Священная цель правителя - привести свой народ к величию на всем континенте, а начальное поселение превратить в экономический, политический и духовный центр известного мира. По сути, реконструировать Римскую империю, только в средневековых декорациях.

Первоначально вся Европа скрыта «туманом войны», и в прощупывании незнакомых земель помогут переселенцы. В своих странствиях они натыкаются на города и села, прежде не отмеченные на картах. Правители вновь открытых земель могут воспринять ваше существование спокойно или объявить войну за влияние и ресурсы. Вот тогда и придется готовить армию к походу.

У природы есть плохая погода

Так начинается горнодобывающая промышленность.

Очень часто приходится воевать на два фронта, и не только с другими армиями, но и со стихиями. Ваш собственный город может охватить пожар и уничтожить добрую половину всех построек. Продолжительная засуха способна погубить урожай и спровоцировать голод. Недоедание становится благодатной почвой для распространения болезней.

«Черная смерть» в средние века буквально выкашивала города, и в игре, если очень не повезет, на подконтрольных вам землях может распространиться чума. Как мы будем с ней бороться, авторы пока не рассказывают, но однозначно будет туго.

Ну а поселение у подножия действующего вулкана рискует повторить судьбу Помпей - извержение и землетрясение в одночасье похоронят всех жителей, - поэтому всегда нужно учитывать географические особенности региона, прежде чем строить. Разработчики вообще гордятся игровой картографией. Они говорят, что при моделировании ландшафта использовались реальные карты высот и береговых линий. А еще нам обещают разные климатические зоны на всей территории Европы. Что немаловажно, все это будет ощутимо влиять на игровой процесс.

* * *

Grand Ages: Medieval отнюдь не выглядит новаторской. Gaming Minds Studios хватило смелости перенести действие из Древнего Рима в средневековую Европу, но на этом их решимость как будто иссякла. Во всем остальном авторы лишь осторожно развивают заложенные ранее идеи и добавляют декоративные штрихи от себя. Хотя мы были вполне готовы и к кардинальным переменам.

Но вместо этого получается обыденно. Тем не менее игру мы ждем хотя бы ради новой эпохи, в которую будут разворачиваться события.

В этой игре на первом месте торговля, и торговля составляет большую часть геймплэя.
Про торговлю:
Если вам нравился старый негоциант, вам может понравится и эта игра. Ходим между городами и торгуем все время. Купил мясо за 360, продал за 600. Готовтесь, что по этому маршруту вам придется пройти мнооооого раз.
Несколько торговцев можно автоматизировать, но они создают незначительный приток денег.
Как минимум одного нужно все время возюкать по карте и торговать.

Про армию:
Пара отрядов по 10 чел с вилами, требуют постоянного притока денег. Если все время не торговать упешно, готовтесь уйти в минуса.
Бой и сражения до минимумма примитивны и схематичны. Два отряда сцепляются и все. Добавить третий в бой, не получается... И вы просто смотрите на кружок, на котором написанно скольок ваших и врага осталость wtf?
Пока не ощутил стратегического потенциала в боевой части этой игры.

Про строительство и города:
Строительство линейно и максимально простое. Выбираете 5 товаров которые может произодить город и все. Похже вы кликаете на + в том направлении товаров, что хотите произодить больше и все. Все строительство сводится к 6 постройкам с неочевидными преймуществами и большинство закрыты и открываются в технологиях.
Один город дает одного торговца, поселенца и строителя (он сразу ставит дорогу и может ее улучшить и все)

Технологии:
Очки в компании начисляют так медленно, что поиграв пару вечеров вы едва научитесь производить в 2 раза больше зерна и угля. Список в принципе неплохой, но скорее ближе к total war чем к цивилизации. Выбор настолько очевиден, что кроме рекомендаций сюжета качать особо нечго.

Дипломатия:
Двухнопочная и сложно этот функционал назвать дипломатией. Все взаимодействия в ней: дать 10 000, чтоб получить право прохода, потом еще 10 000 чтоб получить разрешение на торговлю с новым городом.

Сюжет:
Начинается интерено, но настолько медленно идет повествование, что за продажей куска мяса иногда забываешь ради чего ты вообще всю эту деятельность разводишь. Минимум историчности, максимум полулюбовный тинэйджерский роман в неплохом комикс-стиле.

Графика:
Эта игра не про графику. Глаз не раздражает. Не понраилось, что юниты - это квадратики 10 на 10 пикселей, которые теряются на карте, сливаются с ней и плохо идентифицируются.

Звук:
Лучше играть под свою музыку и иногда слушать болтовню королевы.

Заключение:
Не скажу, что сильно ждал эту игру, но перед покупкой повелся на видео и отзывы. Ошибочно искал за этой простой во всех смыслах игрой, которую едва стратегией назвать можно, конкурента цивилизации и тотал вара. Массовки из видео, либо постановочные, либо на позднем этапе игры, куда я еще не добрался и не знаю доберусь ли. Мультиплеер еще не пробовал, но учитывая динамику игры, полагаю на него можно не расчитывать и смело ждать эту игру на раздачах.

Масштабная стратегия в реальном времени, события которой берут начало в 1050 году. Геймеры пройдут путь от простого землевладельца до владыки всей Европы.

Первые шаги

Вы начинаете игру владельцем небольшого средневекового поселения. В этот период государства активно раздвигают собственные границы, новые деревушки вырастают словно грибы после дождя, быстрыми темпами развивается торговля, люди начинают интересоваться окружающим миром и собирать знания о нем. В этот благоприятное время главное для игрока - не упустить момент и укрепившись в регионе, распространить свое влияние на всю территорию Европы.

Геймплей

Чтобы границы вашего поселения постепенно расширялись, важно следить за благополучием граждан. Если подданные сыты и счастливы, то вы все делаете правильно. Очень важно развивать внутренние и внешние торговые отношения, т.к. торговля принесет денег в казну и повысит благосостояние граждан. Создатели введут в игру порядка 20 разновидностей товаров, таких как керамика, уголь, фрукты и т.д.

Необходимым является строительство дорог, т.к. именно они будут являться связующим звеном между вашими подданными и их торговыми партнерами. Без путей сообщения город окажется в экономической и культурной изоляции, что исключит возможность получения некоторых товаров и изучение определенных технологий. А ведь один город может производить не более 5 видов товаров. Кстати, разработчики предусмотрели возможность изучения порядка 50 технологий, которые изменят жизнь ваших подданных к лучшему.

Экспансия

Если подданные не нарадуются на ваше правление, всем довольны и сыты, то жители окрестных деревень и сел будут стремиться попасть в ваш разрастающийся город. А если не захотят, вы всегда сможете привести их к повиновению силой. Дабы иметь возможность привести в качестве аргумента оружие, вы должны вербовать воинов и собрать большую армию. Она будет состоять преимущественно из наемников, но можно призвать на службу и нищий сброд. Армия питается за счет городов, близ которых останавливается.

Бездействовать вашим войскам не придется, так как общая площадь карты огромна: порядка 30 млн. квадратных километров, каждый из которых должен принадлежать вам. Так что развивайтесь, заручайтесь поддержкой наемников и атакуйте близлежащие города.

Особенности

  • Огромные игровой мир, который простирается на 30 млн. квадратных километров от Скандинавии и Северной Африки до Португалии, Ближнего Востока и Кавказа;
  • Увлекательная и довольно сложная сюжетная кампания;
  • Технологический прогресс и экономическое развитие: порядка 50 технологических достижений того времени и около 20 разновидностей товаров, которые могут быть использованы для внутренней и внешней торговли;
  • Мультиплеерный режим, рассчитанный на 8 игроков;
  • Стихийные бедствия и эпидемии: землетрясения, извержения вулканов, ураганы и засухи, а также эпидемии чумы.