Презентация - несклоняемые существительные. Презентация по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные" (6 класс) Употребление несклоняемых имен собственных презентация

  • 04.07.2020

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Несклоняемые имена существительные 6 класс.

Цель: знакомство с несклоняемыми существительными, их группами. Оборудование: компьютер, проектор. Задачи: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся; формирование навыков самостоятельной работы; обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Повторим пройденное. «Буквы Е, И в окончаниях существительных» 1.стоять у знамен… 2. находиться в вестибюл … 3. постареть от времен… 4. участвовать в экспедици … 5. заботиться об урожа … 6. в пламен … костра 7. отвечать по истори … 8. звать по имен… 9. проходить по алле… 10. нога в стремен … И Е И И Е И И И Е И

Повторим пройденное. Перечислите разносклоняемые существительные. Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь, дитя. Какой суффикс в этих словах прибавляется к корню? Суффикс – ен - .

Знакомство с новым материалом. Как – то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашна и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура Бродит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян, Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать Будут польта выдавать. (А.Хайт) Прослушайте и прочитайте. Что вызывает улыбку?

Склонение существительных именительный львы кенгуру родительный львов кенгуру дательный львам кенгуру винительный львов кенгуру творительный львами кенгуру предложный о львах кенгуру

Несклоняемые существительные. Группы несклоняемых сущ. Примеры. 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и. Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри. 2. Русские и украинские фамилии на –о,–их (- ых) . Семченко, Долгих, Толстых. 3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, и с опорным словом среднего и женского рода. СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН. 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Знакомая мисс, писательница Войнич.

Решите лингвистическую задачу. Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера. ? Когда видел сестру, а когда брата?

Найди несклоняемые существительные. Вечером мы собрались с другом в кино. На улице было прохладно, поэтому приятель был в новом сером пальто. Я завязал на шее кашне. По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе и эскимо. В фойе кинотеатра было много народа. Фильм был про огромного шимпанзе. Возвращались мы домой на такси.

Запишите несклоняемые существительные по картинкам. Какао, фойе, радио, манто, пианино, кашне, кофе, какаду, алоэ, трюмо, метро, рагу, пальто, кафе, домино. Составьте и запишите предложения с любыми 3 словами Кашне – шейный платок или шарф. Манто – широкое дамское пальто, обычно меховое.

Вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные: Выйти из _______________, гулять без ___________________, ехать по ___________________, приехать на ______________________, вынуть из ______________________, слушать по ___________________, пойти в ___________________, работать в ___________________, играть на _______________, бутерброд с ___________________, кататься на ___________________ метро пальто шоссе такси портмоне радио ателье фортепиано салями кино пони

Запишите слова, распределив их по темам. Одежда – Животные – Пища - Слова для справок: к о ала, кешью, а в о кадо, к и м о но, какаду, бро кк оли, м о нпасье, кашне, с а лями, м а нто, спаге тт и, пальто, кашпо, гу пп и, кур а бье, гризли.

Проверка. Одежда: кимоно, кашне, манто, пальто Животные: коала, какаду, гуппи, гризли Пища кешью, бро кк оли, а в о кадо, м о нпасье, с а лями, спаге тт и, кур а бье

В чём особенность несклоняемых имён существительных? Чтобы грамотным стать И писать отлично Никогда нельзя менять В падежах различных Ни кино, ни домино, Ни бюро, и ни метро, Ни кашне, и ни пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать При честном народе, Если только не менять Ни в числе, ни в роде Ни какао, ни депо, Ни кафе, и ни пальто, Ни колибри, какаду, Ни жюри, ни кенгуру.

Рефлексия. Что нового узнали? - Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным, трудным? Почему? - Определите ключевые слова урока (не изменяются, несклоняемые, нет окончания, из других языков). - Какой вывод вы можете сделать по теме урока? Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Это в основном слова из других языков.

Домашнее задание § 39 Упр.219 (по заданию)

Спасибо за урок. 17


Горячева Ирина Викторовна

МОУ «Средняя школа №27» г.о.Саранск РМ

Урок + презентация по русскому языку по теме: «Несклоняемые имена существительные»

для 6 класса

Для создания презентации были использованы иллюстрации, взятые по адресу:

Стихотворение: http://berhofer.ru/279155/52/

Тема: «Несклоняемые имена существительные».

Цель: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные».

Задачи: 1) формировать навыки грамотного письма;

2) развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, процессы анализа, синтеза, творческие способности;

3) воспитывать доброе отношение к животным, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

1.Организационный момент.

У .: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

2.Лингвистическая разминка.

У .: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк. СЛАЙД №1

Давайте запишем предложение.

В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.

1 ученик делает синтаксический разбор предложения у доски с объяснением,

одновременно второй – фонетический разбор слова львы (самостоятельно),

третий – морфологический разбор существительного в зоопарке (самостоятельно).

Проверка учащимися заданий.

У .: Назовите в этом предложении все известные вам орфограммы.

3.Актуализация опорных знаний.

У .: Давайте просклоняем существительные львы и кенгуру .

Учащиеся устно склоняют эти существительные.

У .: Сделайте вывод. СЛАЙД №2

Слово кенгуру не склоняется.

У .: А какие еще слова в предложении не склоняются?

Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.

У .: Попробуйте сформулировать тему урока.

4.Формулирование темы и цели урока.

Запись темы урока. СЛАЙД №3, СЛАЙД №4 .

5.Изучение нового материала.

Этимологическая справка.

У .: Из каких языков пришли эти слова? (Сообщение учащегося о происхождении этих слов)

Составление таблицы.

У .: Какие еще несклоняемые существительные вы знаете? Ребята, давайте наши выводы запишем в таблицу. СЛАЙД№5

Комментарий учителя:

Итак, слова кенгуру, метро, кино, колибри, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет.

1) Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.

СЛАЙД №6

У .: В зоопарк пришли школьники. Вите Семченко понравился яркий колибри,

а Яне Долгих – проворный кенгуру. СЛАЙД №7

У .: Назовите фамилии детей. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.

2) Русские и украинские фамилии на –о и –их (-ых) не склоняются. СЛ.№8

У .: А у нас в классе есть ребята с несклоняемыми фамилиями? Назовите их.

У .: СМИ сотрудничают с ООН , чтобы привлечь всемирное внимание к биологическому разнообразию и необходимости защиты исчезающих видов диких животных и мест их обитания. СЛАЙД №9

У .: Как называются подчеркнутые слова? (Аббревиатура, или сложносокращенные слова звукового, буквенного характера).

У .: Расшифруйте их. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.

3) Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, а также аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода не склоняются. СЛАЙД №10

У .: Прочитайте правило на странице 91 и дополните таблицу.

4) Не склоняются иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный (к знакомой мисс, роман писательницы Войнич). СЛАЙД №11

У .: - Пользуясь составленной таблицей, назовите еще раз группы несклоняемых существительных.

6.Закрепление.

1.Полминутки для шутки.

У .: А теперь послушайте стихотворение: СЛАЙД №12

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

У .: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

Д.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.

У .: Исправьте текст. Назовите несклоняемые существительные.

2.Творческая работа в группах.

У .: Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника (стр.92-93).

Задания для сильных учащихся: сочините стихотворение, используя несклоняемые существительные.

3.Самостоятельная работа . СЛАЙД №13

Тест.

1.Выберите несклоняемые существительные.

А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн.

2.В каком слове нет и не может быть окончания.

А) пол е Б) гор е В) каф е Г) ребр о .

3. В каком предложении допущена ошибка.

А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.

Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.

В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Взаимопроверка. СЛАЙД №14

7.Итоги. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)

Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)

Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово - основа.)

Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной.)

Что показалось трудным на уроке?

Домашнее задание.

Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных.

Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными.

Для сильных учащихся – рассказ об охране окружающей среды, используя несклоняемые существительные. СЛАЙД №15

У .: А напоследок я хочу рассказать вам анекдот. Послушайте и попробуйте догадаться, какова будет тема следующего урока.

Образованная девушка стоит за прилавком. К ней по очереди подходят покупатели и просят: «Дайте одно кофе». Девушка ждет, когда же появится кто-нибудь грамотный. И вот наконец она слышит: «Дайте один кофе». Увы, следующая фраза была: «И один булка».

Буховец Татьяна Алексеевна

МОУ-СОШ № 3 г. Унеча Брянской области

Урок + презентация по русскому языку по теме: «Несклоняемые имена существительные»

для 6 класса

Для создания презентации были использованы иллюстрации, взятые по адресу: http://images.yandex.ru

Стихотворение: http://berhofer.ru/279155/52/

Тема: «Несклоняемые имена существительные».

Цель: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные».

Задачи: 1) формировать навыки грамотного письма;

2) развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, процессы анализа, синтеза, творческие способности;

3) воспитывать доброе отношение к животным, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

1.Организационный момент.

У .: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

2.Лингвистическая разминка.

У .: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк. СЛАЙД №1

Давайте запишем предложение.

В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.

1 ученик делает синтаксический разбор предложения у доски с объяснением,

одновременно второй – фонетический разбор слова львы (самостоятельно),

третий – морфологический разбор существительного в зоопарке (самостоятельно).

Проверка учащимися заданий.

У .: Назовите в этом предложении все известные вам орфограммы.

3.Актуализация опорных знаний.

У .: Давайте просклоняем существительные львы и кенгуру .

Учащиеся устно склоняют эти существительные.

У .: Сделайте вывод. СЛАЙД №2

Слово кенгуру не склоняется.

У .: А какие еще слова в предложении не склоняются?

Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.

У .: Попробуйте сформулировать тему урока.

4.Формулирование темы и цели урока.

Запись темы урока. СЛАЙД №3, СЛАЙД №4 .

5.Изучение нового материала.

Этимологическая справка.

У .: Из каких языков пришли эти слова? (Сообщение учащегося о происхождении этих слов)

Составление таблицы.

У .: Какие еще несклоняемые существительные вы знаете? Ребята, давайте наши выводы запишем в таблицу. СЛАЙД№5

Комментарий учителя:

Итак, слова кенгуру, метро, кино, колибри, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет.

1) Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.

СЛАЙД №6

У .: В зоопарк пришли школьники. Вите Семченко понравился яркий колибри,

а Яне Долгих – проворный кенгуру. СЛАЙД №7

У .: Назовите фамилии детей. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.

2) Русские и украинские фамилии на –о и –их (-ых) не склоняются. СЛ.№8

У .: А у нас в классе есть ребята с несклоняемыми фамилиями? Назовите их.

У .: СМИ сотрудничают с ООН , чтобы привлечь всемирное внимание к биологическому разнообразию и необходимости защиты исчезающих видов диких животных и мест их обитания. СЛАЙД №9

У .: Как называются подчеркнутые слова? (Аббревиатура, или сложносокращенные слова звукового, буквенного характера).

У .: Расшифруйте их. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.

3) Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, а также аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода не склоняются. СЛАЙД №10

У .: Прочитайте правило на странице 91 и дополните таблицу.

4) Не склоняются иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный (к знакомой мисс, роман писательницы Войнич). СЛАЙД №11

У .: - Пользуясь составленной таблицей, назовите еще раз группы несклоняемых существительных.

6.Закрепление.

1.Полминутки для шутки.

У .: А теперь послушайте стихотворение: СЛАЙД №12

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

У .: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

Д.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.

У .: Исправьте текст. Назовите несклоняемые существительные.

2.Творческая работа в группах.

У .: Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника (стр.92-93).

Задания для сильных учащихся: сочините стихотворение, используя несклоняемые существительные.

3.Самостоятельная работа . СЛАЙД №13

Тест.

1.Выберите несклоняемые существительные.

А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн.

2.В каком слове нет и не может быть окончания.

А) пол е Б) гор е В) каф е Г) ребр о .

3. В каком предложении допущена ошибка.

А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.

Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.

В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Взаимопроверка. СЛАЙД №14

7.Итоги. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)

Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)

Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово - основа.)

Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной.)

Что показалось трудным на уроке?

Домашнее задание.

Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных.

Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными.

Для сильных учащихся – рассказ об охране окружающей среды, используя несклоняемые существительные. СЛАЙД №15

У .: А напоследок я хочу рассказать вам анекдот. Послушайте и попробуйте догадаться, какова будет тема следующего урока.

Образованная девушка стоит за прилавком. К ней по очереди подходят покупатели и просят: «Дайте одно кофе». Девушка ждет, когда же появится кто-нибудь грамотный. И вот наконец она слышит: «Дайте один кофе». Увы, следующая фраза была: «И один булка».

Тема: «Несклоняемые имена существительные».

Цель: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные».

Задачи: 1) формировать навыки грамотного письма;

2) развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, процессы анализа, синтеза, творческие способности;

3) воспитывать доброе отношение к животным, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

1.Лингвистическая разминка.

У .: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк. СЛАЙД №1

Давайте запишем предложение.

В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.

1 ученик делает синтаксический разбор предложения у доски с объяснением,

одновременно второй – фонетический разбор слова львы (самостоятельно),

третий – морфологический разбор существительного в зоопарке (самостоятельно).

Проверка учащимися заданий.

У.: Назовите в этом предложении все известные вам орфограммы.

2.Актуализация опорных знаний.

У .: Давайте просклоняем существительные львы и кенгуру .

Учащиеся устно склоняют эти существительные.

У .: Сделайте вывод. СЛАЙД №2

Слово кенгуру не склоняется.

У .: А какие еще слова в предложении не склоняются?

Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.

У .: Попробуйте сформулировать тему урока.

3.Формулирование темы и цели урока.

Запись темы урока.СЛАЙД №3, СЛАЙД №4 .

4.Изучение нового материала.

Этимологическая справка.

У .: Из каких языков пришли эти слова? (Сообщение учащегося о происхождении этих слов)

Составление таблицы.

У .: Какие еще несклоняемые существительные вы знаете? Ребята, давайте наши выводы запишем в таблицу. СЛАЙД№5

Комментарий учителя:

Итак, слова кенгуру, метро, кино, колибри, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет.

1) Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.

СЛАЙД №6

У .: В зоопарк пришли школьники. Вите Семченко понравился яркий колибри,

а Яне Долгих – проворный кенгуру. СЛАЙД №7

У .: Назовите фамилии детей. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.

2) Русские и украинские фамилии на –о и –их (-ых) не склоняются. СЛ.№8

У .: А у нас в классе есть ребята с несклоняемыми фамилиями? Назовите их.

У .: СМИ сотрудничают с ООН , чтобы привлечь всемирное внимание к биологическому разнообразию и необходимости защиты исчезающих видов диких животных и мест их обитания. СЛАЙД №9

У .: Как называются подчеркнутые слова? (Аббревиатура, или сложносокращенные слова звукового, буквенного характера).

У .: Расшифруйте их. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.

3) Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, а также аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода не склоняются. СЛАЙД №10

У .: Прочитайте правило на странице 91 и дополните таблицу.

4) Не склоняются иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный (к знакомой мисс, роман писательницы Войнич). СЛАЙД №11

У .: - Пользуясь составленной таблицей, назовите еще раз группы несклоняемых существительных.

5.Закрепление.

1.Полминутки для шутки.

У .: А теперь послушайте стихотворение: СЛАЙД №12

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

У .: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

Д.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.

У .: Исправьте текст. Назовите несклоняемые существительные.

2.Творческая работа в группах.

У .: Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника (стр.92-93).

Задания для сильных учащихся: сочините стихотворение, используя несклоняемые существительные.

3.Самостоятельная работа . СЛАЙД №13

Тест.

1.Выберите несклоняемые существительные.

А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн.

2.В каком слове нет и не может быть окончания.

А) пол е Б) гор е В) каф е Г) ребр о .

3. В каком предложении допущена ошибка.

А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.

Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.

В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Взаимопроверка. СЛАЙД №14

6.Итоги. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)

Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)

Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово - основа.)

Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной.)

Что показалось трудным на уроке?

Домашнее задание.

Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных.

Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными.

Для сильных учащихся – рассказ об охране окружающей среды, используя несклоняемые существительные. СЛАЙД №15

У .: А напоследок я хочу рассказать вам анекдот. Послушайте и попробуйте догадаться, какова будет тема следующего урока.

Образованная девушка стоит за прилавком. К ней по очереди подходят покупатели и просят: «Дайте одно кофе». Девушка ждет, когда же появится кто-нибудь грамотный. И вот наконец она слышит: «Дайте один кофе». Увы, следующая фраза была: «И один булка».