Коррупционные риски в системе государственного управления. Методология оценки коррупционных рисков

  • 18.08.2019

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЕСТРОВ КОРРУПЦИОННО ОПАСНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ С ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

(в редакции постановлений администрации НАО от 07.05.2010 N 69-п , от 21.02.2011 N 24-п , от 30.09.2011 N 211-п , от 24.02.2012 N 34-п , от 21.03.2012 N 72-п , от 27.07.2012 N 206-п , от 07.02.2013 N 39-п , от 04.09.2013 N 338-п , от 20.09.2013 N 350-п , от 05.03.2014 N 77-п , от 01.07.2015 N 213-п)

В целях реализации программы "Противодействие коррупции в Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.12.2009 N 252-п , Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Реестр коррупционно опасных сфер деятельности;

2) Реестр должностей в органах государственной власти Ненецкого автономного округа и других должностей с повышенной степенью коррупционных рисков.

(пп. 2 в ред. постановления администрации НАО от 01.07.2015 N 213-п)

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Ненецкого автономного округа
И.Г.ФЕДОРОВ

РЕЕСТР КОРРУПЦИОННО ОПАСНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Утвержден
постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 09.04.2010 N 56-п

от 01.07.2015 N 213-п)


1. Формирование, исполнение и контроль за исполнением окружного бюджета.

2. Осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Ненецкого автономного округа.

3. Государственное регулирование цен (тарифов).

4. Управление имуществом, находящимся в собственности Ненецкого автономного округа.

5. Управление в области охраны окружающей среды, недропользования, землепользования, лесопользования и водопользования, охраны и использования объектов животного мира, а также обеспечения экологической безопасности.

6. Строительство, архитектура, градостроительство, жилищно-коммунальное хозяйство.

7. Здравоохранение, труд, занятость и социальная защита населения.

8. Образование.

9. Культура.

10. Поддержка самобытного, социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, защита их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

11. Управление в сфере региональной политики.

12. Управление в области ветеринарии, агропромышленного комплекса, рыбохозяйственной деятельности и торговли.

13. Управление в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, мобилизационной подготовки экономики, формирования и исполнения государственных программ Ненецкого автономного округа, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства.

14. Финансовый контроль и контроль в сфере закупок.

15. Осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

16. Регистрация актов гражданского состояния.

17. Организация подготовки и проведения выборов, референдумов.

18. Подготовка и принятие решений по выдаче, приостановке, аннулированию лицензий и разрешений, признанию выданных лицензий и разрешений недействительными.

19. Хранение и распределение материально-технических ресурсов.

20. Лизинговая деятельность.

21. Прохождение государственной гражданской службы.

22. Обеспечение служащих и работников жилыми помещениями.

Утвержден
постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 09.04.2010 N 56-п

РЕЕСТР ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ С ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

(в ред. постановления администрации НАО от 01.07.2015 N 213-п)

Раздел I. Государственные должности Ненецкого автономного округа

1. Губернатор Ненецкого автономного округа.

2. Первый заместитель (заместитель) губернатора Ненецкого автономного округа.

Раздел II. Должности государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа

1. Первый заместитель (заместитель) руководителя Департамента Ненецкого автономного округа.

2. Заместитель руководителя Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа.

3. Начальник Управления Ненецкого автономного округа.

4. Заместитель начальника Управления Ненецкого автономного округа.

5. Начальник управления в Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа.

6. Начальник управления в Департаменте Ненецкого автономного округа.

7. Заместитель начальника управления в Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа.

8. Заместитель начальника управления в Департаменте Ненецкого автономного округа.

9. Руководитель представительства Ненецкого автономного округа.

10. Заместитель руководителя представительства Ненецкого автономного округа.

11. Председатель Комитета Ненецкого автономного округа.

12. Заместитель председателя Комитета Ненецкого автономного округа.

13. Председатель комитета в Департаменте Ненецкого автономного округа.

14. Заместитель председателя комитета в Департаменте Ненецкого автономного округа.

15. Начальник Инспекции Ненецкого автономного округа.

16. Заместитель начальника Инспекции Ненецкого автономного округа.

17. Начальник отдела Департамента, Аппарата, Управления, Инспекции, Комитета.

Раздел III. Должности в учреждениях, предприятиях Ненецкого автономного округа, а также в организациях с долей участия Ненецкого автономного округа, превышающей 25%

1. Руководитель.

2. Первый заместитель (заместитель) руководителя.

3. Главный бухгалтер.

Раздел IV. Другие должности, замещение которых связано с повышенными коррупционными рисками

Должности, исполнение обязанностей по которым предусматривает:

1) осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

2) предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

3) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участков недр и др.);

4) управление государственным имуществом;

5) осуществление государственных закупок;

6) выдачу лицензий и разрешений;

7) хранение и распределение материально-технических ресурсов.

В настоящей работе изложение системы антикоррупционного комплаенса в компании было начато с анализа антикоррупционных программ. Вместе с тем создание системы такого комплаенса должно включать последовательное прохождение следующих этапов.

Рис. 4.

в компании

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИОННОГО РИСКА

В современной науке концепция и теория финансовых, экономических и управленческих рисков достаточно разработаны, в то время как проблема правовых (юридических) рисков незаслуженно не получила должного внимания в доктрине .

Специалисты по управлению рисками используют два определения риска, часто без четкого разграничения между ними. Первая идея заключается в том, что риск - это вероятность, что случится что-то плохое. Риск в этом смысле - нечто, чего надо избегать. Вторая идея риска не ограничивается опасностью неблагоприятных событий. Традиционное понятие определяет риск как вероятность чего-то плохого .

В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре под риском (англ, risk, фр. risque, ит. risico - восходит к греч. rixikon - утес: первоначально рисковать, лавировать между скалами) понимается: 1) вероятность наступления события с негативными последствиями; 2) опасность возникновения непредвиденных потерь, убытков, недополучения доходов, прибыли по сравнению с планируемым вариантом . В исследованиях современных западных специалистов также часто можно встретить аналогичный подход к определению сущности риска. Причем риски определяются весьма широко - как любое событие, вследствие которого финансовые результаты деятельности компании могут оказаться ниже ожидаемых.

В целях характеристики экономических процессов, происходящих в деятельности хозяйствующих субъектов, наиболее полным, по мнению В.И. Авдийского, является следующее определение риска - «это потенциальная возможность возникновения управляемого события в условиях неопределенности среды осуществления экономической деятельности, которая поддается количественной и качественной оценке» .

Все виды хозяйственной деятельности несут риск, и необходимо стремится к тому, чтобы операции компании оставались в рамках требований законодательства (правовых стандартов). С точки зрения антикоррупционных норм - это антикоррупционные стандарты.

Несоблюдение антикоррупционных предписаний создает комплаенс- риски . Понятие коррупционного риска толкуется различно:

  • - «коррупционные риски - это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действия (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий» ;
  • - коррупционный риск - «высокая степень вероятности при незаконном получении материальной выгоды в личных целях, быть привлеченным к юридической ответственности, пойманным правоохранительными органами с последующим привлечением к юридической ответственности и иными негативными последствиями, предусмотренными действующим законодательством» .
  • - «коррупционные риски - риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций» и т.п.

Применительно к государственной службе В.В. Астанин рассматривает коррупционные риски, как вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для государственных служащих в связи с прохождением государственной службы; реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего

Исходя из данного определения, коррупционные риски в деятельности компаний можно рассматривать как вероятность возникновения коррупционного поведения конкретного сотрудника, или их группы (отдел). Такое коррупционное поведение в компании может быть вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для сотрудников компании и контрагентов в связи с деятельностью хозяйствующего субъекта; реализацией полномочий при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Георгиев В. коррупционный риск относит к степени вероятности того, что коррупция может возникнуть наряду с возможными расходами, связанными с коррупцией . Потенциальное воздействие коррупции отражает степень денежных, социальных или репутационных затрат или ресурсных потерь, которые могут возникнуть из-за коррупции . Другие авторы описывают коррупционный риск, как условия, благоприятные для возникновения, развития, реализации, и распространение коррупции на службе и в профессиональной деятельности .

Под коррупционным риском в сфере управления компанией предлагается понимать вероятность (возможность) проявлений коррупции и наступления таких неблагоприятных последствий, вызванных ими, как последствия в виде материального и иного ущерба, меры юридической ответственности, применяемые к организации и ее должностным лицам, снижение доверия со стороны граждан и органов власти, а также ухудшение репутации организации .

Есть и более лаконичные определения. По мнению Г.А. Сатарова: «Риск коррупции - это шанс оказаться в коррупционной ситуации, войдя в контакт с должностными лицами, представляющими наше государство»; «риск коррупции определяется коррупционным энтузиазмом взяткополучателей, создающих дефицит государственных услуг и выстраивающих бюрократические барьеры для примитивного вымогания взяток»; «риск коррупции - это оценка вероятности того, что респондент, попадая в определенную ситуацию (решая проблему), окажется в условиях коррупционной сделки» .

Исходя из изложенного под коррупционными рисками следует понимать условия, мотивирующие и открывающие возможность вступления в коррупционные отношения.

Появившееся в последнее время понятие «зона коррупционного риска» определяется аналогично понятию «коррупционные риски»: это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действия (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий. Под такими зонами следует понимать сферы общественных отношений, содержащих наиболее вероятные, опасные факторы, благоприятствующие возникновению коррупционных отношений.

Коррупциогенный фактор (риск) - явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения, или способствующие их распространению .

Исходя из определения, содержащегося в Федеральном законе от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенные факторы - это отельные правовые явления , создающие условия для проявления коррупции . Это такие правовые явления, которые сами по себе или во взаимосвязи с иными положениями с большей или меньшей степенью создает риск совершения коррупционных действий субъектами, реализующими предписания (коррупционные риски) .

Коррупционные риски в правоприменительной сфере имеют причинно-следственные связи с рядом факторов:

  • - выполнение коррумпированными сотрудниками ряда социальных функций, что обусловливает сращение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих и процессуальных решений;
  • - наличие конкретных субъектов коррупционных взаимоотношений (продавец, предоставляющий коррупционные услуги, - покупатель, пользующийся коррупционными услугами) и распределение социальных ролей (потребитель коррупционных услуг (взяткодатель); коррупционер (взяткополучатель); посредник);
  • - наличие неформальных норм , регулирующих коррупционные отношения, известных субъектам коррупционной деятельности;
  • - сложившийся «этикет» коррупционных отношений (специфическое поведение - например, символика жестов, словесный ритуал);
  • - установившийся и общеизвестный, при определенном участии СМИ, прейскурант цен на услуги.

Считается, что каждый коррупциогенный фактор создает определенные условия для совершения коррупционных правонарушений, собственный набор следующих коррупционных рисков :

  • 1) возможность органа или должностного лица принимать немотивированное управленческое решение, затрагивающее права и обязанности граждан и организаций, или необоснованно отказаться от его принятия;
  • 2) возможность органа или должностного лица при рассмотрении того или иного дела, связанного с реализацией прав граждан и организаций, отступить от установленного порядка принятия решения либо изменить его по своему усмотрению;
  • 3) возможность органа или должностного лица необоснованно предоставить преимущества, льготы или привилегии лицам определенной категории либо немотивированно отказать в их законном предоставлении;
  • 4) возможность должностного лица принимать решения, не входящие в сферу его компетенции, либо расширительно интерпретировать предоставленные ему полномочия;
  • 5) возможность должностного лица предъявлять к гражданам трудновыполнимые или обременительные требования, не основанные на положениях действующего законодательства.
  • Шахбазян А.А. Понятие и значение правовых рисков в гражданском праве и способы их минимизации // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Изд-воУрГЮА, 2011. №5 (80). С. 128.
  • Буянский С.Г., Трунцевский Ю.В. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент. М., 2016. С. 23.
  • Финансово-кредитный энциклопедичес- кий словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой М.: Финансы и статистика, 2004. С. 845.
  • Авдийский В.И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов //Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 4-5.
  • Копытин Д.А., Шанина А.А. Превенция коррупционных нарушений в деятельности российских компаний. Антикоррупционное законодательство США, Великобритании и России // Предпринимательское право. 2016. № 3. С. 42.
  • Дементьева И.Н. Исследование коррупционных рисков в региональных органахгосударственной власти // Проблемы развития территории. 2012. № 2. Т. 58. С. 77.
  • Райков Г.И., Чирков Д.К. Коррупционный риск как следствие борьбы с коррупцией на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2009.№4 (12). С. 93.

Стратегия борьбы с коррупцией в Российской Федерации включает в себя три основные элемента:

    Антикоррупционная реформа правовой системы Российской Федерации и совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией

    Профилактика коррупции путем исключения коррупционных рисков и возможностей, которые существуют в системе государственной власти и управления, в социальной сфере и экономике

    Воспитание антикоррупционной культуры в обществе и укрепление общественной поддержки борьбы с коррупцией

Совместными усилиями государства и общества необходимо добиться решения следующих задач:

    Завершение административной реформы, укрепление механизмов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью органов государственной власти и муниципального управления, стимулирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.

    Совершенствование правовой системы и укрепление диктатуры закона (совершенствование уголовного законодательства, правоохранительной и судебной системы, системы исполнения наказаний, предупреждение финансовых преступлений и укрепление контроля за отмыванием денег).

    Совершенствование системы управления государственными финансами, государственной собственностью и другими национальными ресурсами (бюджет, налоги, таможенная система, процессы приватизации, система государственных контрактов, государственный внешний и внутренний финансовый контроль и пр.).

    Повышение прозрачности отношений в бизнесе.

    Развитие антикоррупционной культуры в обществе и общественной поддержки мероприятий по борьбе с коррупцией.

Результатом этой работы должно стать создание таких институциональных и правовых условий, которые позволят не только эффективно выявлять и наказывать коррупционные преступления, но, прежде всего, обеспечивать системную профилактику и предупреждение коррупции.

3. Профилактика коррупционных рисков в сфере государственного и муниципального управления

Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам.

Идентификация, мониторинг и профилактика коррупциогенных рисков в сфере государственного и муниципального управления

Коррупционный риск - совокупность условий и факторов, определяющих возможность самостоятельного выбора государственным либо муниципальным служащим любого варианта поведения (принимаемого решения) и создающих вследствие совершения ими коррупционного правонарушения опасность наступления негативных последствий для жизненно важных интересов личности, общества, государства.

В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:

Наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;

Высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;

Высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

В сфере государственной и муниципальной службы наиболее характерны следующие виды коррупции:

    участие высших должностных лиц в бизнесе, занятие предпринимательской деятельностью;

    лоббирование (продвижение частных интересов);

    торговля инсайдерской информацией;

    взятки при реализации контрольных и надзорных функций;

    взятки за назначение на коррупционно опасные должности;

    взятки за более качественное исполнение должностных обязанностей;

    взятки за неисполнение должностных обязанностей, непринятие за вознаграждение мер к коррупционерам и др.

Повышение прозрачности государственного и муниципального управления, в том числе на обеспечение свободы информации и создание «обратной связи» с обществом с целью получения сигналов о нарушениях.

Прозрачность государственного управления и свобода информации являются важнейшими условиями для профилактики коррупции и обеспечения честного и эффективного распоряжения национальными ресурсами в интересах общества.

Очень важно обеспечивать открытость и прозрачность органов власти, чтобы граждане имели возможность узнать, на что расходуются их деньги. Информация о том, как организация функционирует, и как принимаются решения, составляет важный элемент борьбы с коррупцией. Одним из инструментов такой работы является последовательное внедрение системы «Электронного правительства».

Органы государственной власти и муниципального управления должны совершенствовать свои связи с общественностью и средствами массовой информации, в том числе использовать их для того, чтобы активно пропагандировать практические результаты своей работы, свидетельствующие об успехах в борьбе с коррупцией.

Необходимо активизировать разработку и совершенствование законодательства, касающегося сигнализирования о нарушениях. В частности, необходимо сделать ясной и простой процедуру подачи жалоб гражданами в тех случаях, когда они сталкиваются с вымогательством взяток или просьбами о «пожертвовании» со стороны государственных и муниципальных чиновников, либо когда им становится известно о сговоре или иных коррупционных действиях, как в частном, так и в государственном секторе. Одновременно важно оперативно расследовать такого рода обращения и обеспечить защиту граждан от возможного преследования со стороны коррумпированных чиновников.

Одним из эффективных инструментов может стать создание общественного объединения (ассоциации, союза) для осуществления противодействия коррупции и представления интересов лиц, столкнувшихся с фактами коррупции.

Кроме того, внутри самих организаций государственного и муниципального управления необходимо создать систему эффективной защиты и безопасности лиц, которые являются свидетелями коррупционных деяний и принимают участие в рассмотрении дел, связанных с такими деяниями.