Железная дорога вдоль моря. Как проходит железная дорога по черноморскому побережью

  • 08.02.2021

Если ночью ехать не хочется, можно воспользоваться трассой М 6. Многие водители, которые выбирают этот маршрут, довольны. Здесь замечательное асфальтное покрытие и она свободнее от машин. Если вы боитесь заблудиться, то путешествуя по этой трассе и пользуясь картой дорог Краснодарского края, это невозможно.
Когда вы приближаетесь к Краснодарскому краю, природа меняется. Берёзы постепенно исчезают и появляются вязи, ясени и холмы. Но даже здесь есть пробки на дорогах, ведь это единственное направление, которое связывает Россию с Кавказом. Многие туристы советуют не заезжать в Краснодар, а объехать его. Это связано с тем, что в городе тоже пробки и мало дорожных знаков, указывающих выезд из города, поэтому недолго и заблудиться. Оставив позади Краснодар, дороги расходятся в разные стороны. Выбор направления остаётся за вами. Всё зависит от того, какую точку на карте вы выбрали для своего отпуска.
Путешествовать на автомобиле выгодно почти так же, как по железной дороге. Существует много достопримечательностей, находящихся на вашем пути. Для того чтобы насладиться ими, вам нужно будет только выйти из машины. Есть такие, которые находятся около автомобильных стоянок.
На всём пути вам будут встречаться посты ДПС. Вас и ваш багаж будут тщательно осматривать. Всё из-за того, что рядом находятся горячие точки. Также практически на каждом посту будут задавать вопрос: «употребляли спиртное?». Если вы сядете за руль с похмелья, то будет очень много неприятностей. Эта ситуация может оставить неприятные впечатления о вашем отдыхе.
И всё же, опустив все неприятности, которые могут случиться в дороге, путешествие на автомобиле становится познавательным и увлекательным. Вы можете устроить себе поездку в любую точку Краснодарского края, и при этом не будете ограничены во времени и зависеть от автобуса. Путешествовать на автомобиле намного быстрее, потому, что вы избежите ненужных остановок, пересадок и других неприятных обстоятельств.
Практически всегда, люди, путешествующие на своём автомобиле, сталкиваются с проблемой: где остановиться на ночлег, поужинать, принять душ. Потому что оплачивать большую сумму за ночлег в гостинице, не всем по карману. Что же делать? В этом случае можно воспользоваться услугами кемпингов, которые вы найдете на карте. Кемпинг представляет собой летний лагерь для туристов, путешествующих на автомобилях.
Для путешественников, которые хотят остановиться на побережье Чёрного моря за меньшую цену, можно взять в аренду мобильный домик в кемпинге. Это прекрасный способ для отдыха с детьми. Карта автодорог Краснодарского края в этом случае тоже пригодится. Для любого туриста есть свой вариант кемпингов, различных по размерам и «начинке».
Ценовая категория разная, она зависит от комплектации. За более комфортабельные заплатить необходимо будет дороже, а кемпинги попроще будут стоить дешевле. Но несмотря на это, отдых в кемпинге намного дешевле чем в гостинице. Если вы остановитесь в кемпинге, то вы будете чувствовать себя более независимым и свободным, чем отдыхая в гостиничных номерах. Выбрав отдых в кемпинге, вы получите много положительных эмоций.

Туры на поезде на Черное море: города, курорты, маршруты и достопримечательности. Что нужно знать о турах на поезде на Черное море. Туроператоры.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Ещё во времена Российской империи была известна целебная сила курортов черноморского побережья, «на воды» съезжались жители самых дальних российских губерний, их сменили отпускники с профсоюзными путевками, затем отдых на Чёрном море стал по-настоящему массовым. Каждый год, не успевают набухнуть на деревьях почки, курортники набивают чемоданы купальниками, шортами и шлёпками и едут поправлять здоровье и настроение. Однако не всё так просто: до морского побережья ещё надо добраться, а это зачастую не самый близкий путь.

По железной дороге можно добраться практически до любого черноморского курорта, только в некоторых случаях придётся делать пересадку.

Несмотря на развитие авиасообщения, сейчас, как и десятилетия назад, многие отдыхающие предпочитают железнодорожные туры. Востребованность поездов сложно переоценить: отпускники, планируя поездку на черноморское побережье, сталкиваются с проблемой приобретения ж/д билетов. На популярные направления они расхватываются, как горячие пирожки, в течение нескольких часов после поступления в продажу. По железной дороге можно добраться практически до любого черноморского курорта, только в некоторых случаях придётся делать пересадку.

Курорты Краснодарского края

Железнодорожная сеть Краснодарского края охватывает все основные курортные города и крупные посёлки. Пути железной дороги протянулись вдоль всего берега Черного моря от Туапсе до Адлера (протяжённость основных путей составляет 2770 км); напрямую на поезде можно доехать до Анапы, Новороссийска, Сочи и многих других курортов. В летнее время перевозка пассажиров возрастает сразу в 3 раза. Если вы планируете остановиться в Анапе или Сочи, рассчитывайте, что на дорогу от Москвы в один конец у вас уйдёт примерно полтора дня, до Геленджика можно доехать где-то за день с небольшим.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Курорты Абхазии

Проходящая вдоль черноморского побережья железная дорога в Адлере не заканчивается, а уходит дальше в Абхазию, поэтому добраться до абхазских курортов не сложнее, чем до краснодарских.

После недавнего восстановления путей в селе Весёлое между Россией и Абхазией установлено стабильное железнодорожное сообщение, теперь туда идёт несколько прямых поездов: поезд № 305С Москва - Сухум, поезда № 579В Воронеж - Сухум и № 479А Санкт-Петербург - Сухум. Таможенный и паспортный контроль пассажиры проходят прямо в поезде (в Абхазии - на станции Цандрипш), на всё про всё уходит около 30 минут, затем поезд въезжает на территорию Абхазии. Надо заметить, что это довольно медлительный состав, по абхазской земле он движется особенно неспешно, так что у вас появится прекрасная возможность рассмотреть окружающую природу из окон поезда. Если изъясняться цифрами, то на дорогу от Москвы до Сухума у вас уйдёт около 43 часов.

Остановки на территории Абхазии: Цандрипш, Гагра, Гудаута, Новый Афон.

В течение всего курортного сезона поезда из Москвы в Абхазию отправляются каждый день, с октября их количество сокращается до одного рейса в несколько дней.

Если достать билеты на сухумский поезд не удалось, не отчаивайтесь: берите билеты на поезд до Адлера, оттуда по приезде на такси, маршрутке или автобусе доедете до границы. Там после пересечения двух постов вы окажетесь на территории Абхазии, а точнее на большой площади, где находится стоянка автобусов, маршрутных такси и частников. С нее открыты пути в любой курортный абхазский город.

В 1912-м году на Юге России было создано акционерное общество для постройки Черноморской железной дороги от Туапсе до станции Ново-Сенаки (Грузия). С этого же года начали производить работы по постройке железнодорожного полотна, мостов через реки и тоннелей. Предварительная стоимость проекта исчислялась в 70 миллионах рублей.


Прибытие первого поезда в Сочи. 1917 г.

В первую очередь строилась дорога до Сочи. На этом участке строительством руководил талантливый инженер В.К. . В связи с большим разнообразием тоннельных, берегоукрепительных и других сложных работ были приглашены бельгийские и французские специалисты. Для строительных работ были закуплены два мощных паровых экскаватора марки «Бьюсайрус», которые в 1914 году доставили морем из США. Прокладку путей в скальном грунте и строительство тоннелей часто производили с помощью мощных взрывов. В строительстве полотна дороги, мостов и тоннелей принимали участие тысячи рабочих, в основном из русских сельскохозяйственных губерний, где была безработица. Все придорожные земли, которые находились в частной собственности, были выкуплены государством у владельцев. Управление дороги располагалось в Сочи.

Изучая материалы сочинского архива, в одном из архивных дел за двадцатые годы мне случайно попался документ, относящийся к 1915 году, в котором приводятся некоторые сведения о строительстве дороги. К сожалению, в нашем архиве практически нет никаких документов, рассказывающих о строительстве железнодорожной ветки от Туапсе до Сочи, поэтому этот документ имеет, можно сказать, большую историческую ценность. Приведём его полностью.

«Общество Черноморской железной дороги.
Управление по сооружению железнодорожной линии Туапсе –
Ново-Сенаки. Счётный отдел.

6 июля 1915 г. № 4366.
Сочи Черноморской губернии.
В контроль по сооружению железной дороги.
Строительное управление имеет честь при сём препроводить копии журналов заседания Правления Общества Черноморской железной дороги.
1. От 4 мая с.г. за № 491, относительно подписания договора с Полуярославскою Биржевою Артелью в Петрограде, об отпуске артельщиков для исполнения денежных поручений по постройке линии.
2. От 4 мая с.г. за № 494 по вопросу об уплате обществу Николаевских заводов и Верфей 64024 руб. 58 коп. за поставленные платформы в счёт договора от 16 октября 1914 г.
3. От 13 мая с.г. за № 501, об условиях совершения сделки по отчуждению пригородного усадебного участка близ Сочи с владельцем К.П. Красниковым.
4. от 13 мая с.г. за №502, об увольнении от службы Начальника дистанции инженера К.К. Горайского.
Главный инженер
Главный бухгалтер».
На бланке значится: «Типография Л.В. Кореневича, Сочи».

Таким образом, из документа мы узнаём, что платформы для дороги изготавливались на Николаевских заводах, а денежные платежи рассчитывались и проводились петроградскими биржевыми артельщиками.

Эта дорога по временной схеме была проложена довольно быстро – к началу 1917 года и по ней даже прошли первые поезда. Но в связи с тем, что дорога была построена по временной схеме и тем, что в годы Гражданской войны она пришла в негодность и часть её имущества была разграблена, после установления в Сочи советской власти в начале двадцатых годов, производилось её новое строительство и восстановление разрушенных путей и сооружений.


Станция Сочи

В 1922 г. по ней уже ежедневно проходили по два поезда. В 1925 году проводилось строительство железнодорожных линий до Мацесты и до Адлера. В 1926 и в 1927 годах они вступили в эксплуатацию. К началу Великой Отечественной войны железную дорогу продолжили до Гагр, а в годы войны линия была соединена с Закавказской железной дорогой.

Одна из редких карт побережья от ст. Туапсе до ст. Ермоловск начала XX в., на которой трассирована Черноморская железная дорога.

Краснодарский край — часть Российской Федерации, которая известна и популярна своими курортами. В основном, люди приезжают сюда отдыхать в период с середины мая и до конца сентября. Здесь имеется около 420 санаториев, которые предлагают свои услуги. К главным морским курортам побережья Черного моря можно отнести Сочи, Анапу и Геленджик.

Населенные пункты - поселки и города на побережье Черного моря в Краснодарском крае на карте.

В этой статье речь пойдет не только о самых известных курортах, а обо всех, которые есть в Краснодарском крае.

Подробная карта побережья Черного моря

Карта очень большая и подробная. Увеличьте ее для удобного просмотра. Так выглядит на карте.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Курорты Краснодарского края на карте

Абинск

Поселок славится своим чудесным климатом, а также огромным количеством разных достопримечательностей.

Отдельного внимания заслуживают скалы Новые, которые находятся практически рядом с поселком. Здесь постоянно проводятся различные спортивные мероприятия. Абинск отлично подойдет для любителей сверхъестественного, ведь он известен наличием аномальных зон. Также здесь расположен известный Шапсугский могильник.

Анапа

Один из самых знаменитых курортных городов России на Черном море. Удивительно, но 280 дней в году в Анапе светит солнце. Здесь расположен один из самых длинных песчаных пляжей в Европе. Наибольший период наплыва туристов — с мая по октябрь. В городе огромное количество достопримечательностей и мест для отдыха. Курорт считается идеальным местом для отдыха с детьми.

Апшеронский район

Апшеронск — город, который пользуется популярностью у любителей активного отдыха в населенных пунктах района. Здесь постоянно организовываются походы в горы. Ну и конечно, в городе прекрасный воздух и чудесная природа.

Геленджик

Город относительно молодой, ему всего 115 лет. Климат способствует отдыху в летнее время года. Максимальный наплыв туристов здесь ожидается в период с мая по октябрь. В городе хорошо развита инфраструктура. Это самый популярный курорт в Краснодарском крае. По популярности с ним может сравниться только курорт Сочи.

Горячий Ключ

Один из самых старых курортов, который расположен в 60 километрах от Краснодара. Горячий Ключ популярен тем, что здесь есть более десяти минеральных источников.

Курорт также отличается чистым воздухом и шикарными пейзажами.

Ейск

Город славится очень жарким летом. В июле вода нагревается до + 25 градусов. Пляжи расположены не в городе, а на косах, которые уходят прямиком в Черное море.

Здесь расположено Ейское озеро, которое является источником лечебной грязи.

Мостовский район

Самая большая достопримечательность — биосферный заповедник, который имеет международное значение.

Мостовской район считается юго-восточными воротами всего Краснодарского края.

Тут безумно красивая природа и необычайно чистый воздух.

Новороссийск

Красивейший город, который ежегодно посещают миллионы туристов.

Инфраструктура здесь развита не хуже чем в любом современно городе Европы.

Также тут находится большое количество памятников архитектуры, потому как Новороссийск имеет статус города-героя. В городе расположен самый большой аквапарк на территории Российской Федерации.

Сочи

Этот курорт не требует большого описания, потому что о нем и так знают все. Сочи — один из самых известных курортов курортов на Черном море и в мире. Здесь невероятно развитая инфраструктура еще со времен Советского Союза, однако, зимняя Олимпиада дала дополнительный толчок в ее развитии.

Считается, что человек, который один раз приехал в Сочи, захочет вернуться сюда и в будущем, ведь здесь можно найти развлечения на любой вкус. Недаром многие звезды спорта и шоу-бизнеса предпочитают проводить каникулы не на зарубежных курортах, а именно в прекрасном Сочи.

Рядом с этим Черноморским курортом находится много населенных пунктов поменьше - Лоо, Вардане, Головинка, Хоста, Кудепста, Адлер.

Темрюкский район

Город Темрюк является, пожалуй, самым живописным курортом, ведь омывается сразу двумя морями: Черным и Азовским. Станицы Голубицкая и поселок Пересыпь — популярные места среди отдыхающих. Здесь замечательные песчаные пляжи, относительно недорогое жилье, немало интересных достопримечательностей и развлечений (долина Лотосов, грязевые вулканы, дельфинарий, винный завод Фанагория и многое другое).

Туапсинский район

Это место считается одним из самых экологически чистых на черноморском побережье.

Здесь находится огромное количество населенных пунктов Краснодарского края, курортов, баз отдыха и санаториев. Если человек желает поправить свое здоровье, а заодно отдохнуть от большого города, тогда Туапсинский район — именно то, что нужно.

Курортная зона Туапсинского района растянулась на карте более чем на шестьдесят километров.

Большое количество курортов Краснодарского края которые Вы видите на побережье Черного моря предлагает отдых на любой вкус и размер бюджета. Поэтому сделать оптимальный выбор для идеального отдыха сможет каждый.

Вариантов действительно множество - от дорогих отелей 5 звезд в Сочи (Swissоtel Resort Сочи Камелия или Radisson Rosa Khutor) до возможности недорого отдохнуть в 2016 в частном секторе небольших населенных пунктов на побережье моря - Кабардинка, Абрау-Дюрсо, Джанхот.

Сегодня речь пойдет об истории появления железной дороги на Кавказском Черноморском побережье. Обстоятельства и подробности этой грандиозной стройки, которая длилась около тридцати лет, во многом уже забыты, хотя ежедневно тысячи людей, не задумываясь, пользуются её плодами. В отличие от строительства Транссиба, Турксиба и БАМа, получивших широкое отражение на страницах героических летописей эпохи, работы по созданию Черноморской (позже Закавказской им. Л.П. Берия и Северокавказской) железной дороги, особенно в дореволюционый период, редко упоминаются в учебниках истории. Однако, в свое время, это был грандиозный проект, для осуществления которого потребовалось затратить огромные материальные, людские и финансовые ресурсы.

Но сначала хочу вернуться к обстоятельству, с которого зародился мой интерес к этой объемной теме. У меня давно в коллекции есть старая фотография гагрского железнодорожного вокзала, найденная в сети. По её сюжету мне захотелось сделать фотосравнение. И я отправился на место, чтобы подобрать похожий ракурс.

Гагрский железнодорожный вокзал - одно из тех мест в городе, где я не был. Вернее был, но очень давно, ещё в юношеские годы. Хоть от тех поездок в памяти осталось много ярких впечатлений, но вот как ехали в поезде до Гагры и сам вокзал не помню. И это кажется мне сейчас странным, потому что отчетливо помню многие детали поездки: вот в суетливой толпе загружаемся в ПАЗик, едем из Гагры до Рыбзавода. Мы с другом сидим на одноместном кресле кондуктора, у задней двери, а его отец - стоя, у чемоданов. Сначала автобус битком, но постепенно все выходят, и с нами остаются ехать только несколько человек. Отец друга волнуется, спрашивает меня, когда выходить, и я внимательно гляжу в окно, вспоминая дорогу, по которой я уже приезжал в Пицунду за несколько лет до этого.

А ведь даже самому факту, что мы ехали в Пицунду именно из Гагры, я не придавал значения и потом вообще забыл. И только спустя много лет я с удивлением осознал, что место, где мы садились в ПАЗик - это был гагрский вокзал.

Возможно, так случилось потому, что города, как такового, в районе вокзала как бы и нет: это практически восточная граница Гагры. Видимо это тогда сбило меня с толку. В моём представлении городской вокзал должен находиться ближе к центру, и быть тесно встроен в городскую инфраструктуру. А здесь - только привокзальная площадь и сразу шоссе на Пицунду.

Объяснить такое месторасположение вокзала можно скорее всего вот как. Город тянется узкой полосой между морем и горами до района Новой Гагры, и на этом участке просто нет достаточно широкого места для расположения большого здания, площади и многочисленных разъездных путей. Дальше, где горы отступают, и береговая линия начинает расширяться, местность была заболочена вплоть до шестидесятых годов. Видимо, именно поэтому и сама насыпь железной дороги была проложена на более высоком ярусе, нежели шоссе. И только в месте, где начинается расширение Пицундской низменности, ветка железной дороги пересекает автомобильную дорогу и отходит от горы, чтобы ещё через пару километров разветвиться подъездными путями у вокзала.

Станция Гагра появилась в конце пятидесятых. Тогда в Абхазии шло активное курортное строительство. Из лечебного места в Старой Гагре (бывшей Климатической станции), да нескольких рыбацких и колхозных поселков курорт Гагра становился собственно городом.

Сейчас трудно представить, что в эти годы, когда практически всё черноморское побережье уже было освоено, а страна постепенно переходила с паровозной на электровозную тягу, железная дорога всего несколько лет, как впервые пришла в эти края. То ли значительные трудности по прокладке полотна и затратность проекта, то ли негласное сопротивление внутри самой Абхазии, не желающей менять привычный уклад жизни и всегда тяготеющей к некоторой обособленности, способствовали этому, но факт остается фактом: в годы первого бурного освоения Кавказа в начале XX века, а затем и в ударные годы первых пятилеток ветки Кубано-Черноморской и Закавказской железных дорог подошли к границам Абхазии с западной и восточной сторон, но так и оставались тупиковыми ещё много лет.

Такая ситуация кажется тем более странной, что острая необходимость и экономическая обоснованность сквозного железнодорожного движения была понятна и высказывалась неоднократно ещё с конца XIX века многими исследователями Кавказа, русскими предпринимателями и чиновниками.

… можно было бы поднять благосостояние г. Сухума и всего Сухумского округа путем проведения Черноморской железной дороги, хотя бы от Гагринской климатической станции до станции Закавказской железной дороги, именно до Ново-Сенаки. Проведение такой дороги послужило бы магическим средством для оживления и расцвета всего Кавказского Восточного побережья Черного моря, которое является по своим климатическим и почвенным условиям одним из лучших уголков мира. Соединение этого района с общей сетью железных дорог империи может дать могучий толчок производительной и промышленной деятельности всей страны и создаст такие условия, когда немыслимы будут такие нормальные явления как снабжение столиц и городов империи предметами садовой и, вообще, сельскохозяйственной культуры из отдаленных мест Европы и мало-азиатских берегов Турции в то время, как в богатейшем по природным дарам уголке государства продукты местной производительности не находят сбыта и рынка.
Черноморская железная дорога, помимо поднятия промышленности, даст возможность десяткам и сотням тысяч больным слабогрудным из разных мест империи провести курортное лечение на этом благословенном побережье и в особенности в благотворном климате Сухума…

…Надо иметь в виду, что Черноморская дорога спасет не один Сухумский округ и Черноморскую губернию, но и часть Кутаисской губернии, в состав которой войдут такие изолированные уголки, как уезды: Зугдидский, часть Сенакского уезда, весь Лечхумский уезд с заброшенной несчастной Сванетией. Но только указанная дорога должна пройти через Зугдиды, затем в Хони и далее направлена Кутаису…

В конце XIX столетия к берегам Чёрного моря в пределах Кавказа железная дорога выходила лишь в одном месте - в Новороссийске. Дальше на юг, в сторону Сочи и Закавказья, можно было добраться лишь морским путём или по узкому извилистому серпантину Новороссийско-Батумскому шоссе.

Помимо всех прочих причин, которые говорили в пользу скорейшей прокладки дороги, имелось ещё и то обстоятельство, что в Тифлис (Тбилиси) и в Эревань (Ереван) из европейской части приходилось ехать на поезде через Северный Кавказ и Баку, делая немалый крюк.

Кроме различных вариантов строительства транспобережной дороги, рассматривался и менее реалистичный проект - соединить побережье с Северным Кавказом прямой веткой через перевалы с выходом к портам Поти и Сухума, построив Эльбрусско-Черноморскую дорогу. Вот что писал в 1913 году К. Мачавариани в описательном путеводителе:

Мы говорим понятным русским языком: «Дайте нам Черноморскую железную дорогу для курортов Черноморского побережья, для климатических его станций, для защиты поселенцев, положивших тут все состояние; дайте нам мало-мальски удобное сообщение, хотя бы колесное, из Сухума через Клухорский перевал на Северный Кавказ». Но нам отвечают: «на что вам та или другая дорога, живите как жили и пользуйтесь отдаленной перевальной дорогой. Нам нет дела до ваших больных, до ваших разорений!».
Мы не раз читали в разных печатных органах о желании одной компании провести из ст. Невинномыска через Баталпашинск и Клухорский перевал Эльбрусско-Черноморскую железную дорогу и что у этой компании имеется для проведения такой дороги до 38 миллионов рублей.

Мы глубоко уверены, что Эльбрусско-Черноморская железная дорога оказала бы громадную услугу не только Кавказу, но и всему населению южной России. Такие богатые области, как Кубанская и Терская нашли бы выход к Черному морю и все свои грузы направляли бы туда. А если бы устроили в Сухуме коммерческий порт, то один богатейший Баталпашинский отдел мог заполнить этот порт своим хлебом. Сколько скота Северного Кавказа погибает по ужасным тропам, прежде чем доставить их в Сухум и в разные части Кутаисской губернии.

Далее по этой же дороге сколько богатейших минеральных руд и минеральных источников! Какое богатство царства растительности! Какое богатство для будущих горных курортов! Какие живописные уголки по всей чарующей Тебердинской долине на расстоянии 80 верст! На этом огромном пространстве теперь, к сожалению, только три населенных пункта, именно: два карачаевских аула - Сенты и Тебердинский аул и в 12 верстах от этого аула Крылган.

В течение почти десяти лет шли обсуждения, проводились изыскания и делались попытки найти государственные средства на начало строительства.

Дело в том, что в начале XX века в России строительство и эксплуатация железных дорог приносили громадные прибыли, но требовались столь же невиданные по тем временам капиталовложения. Железные дороги строились либо государством, либо им же создаваемыми акционерными обществами, которые добирали недостающий капитал акциями. Так же обозначилась тенденция выкупа уже существующих частных дорог в казну. Такая политика долгое время являлась сдерживающим фактором для передачи прав собственности на постройку и владение Черноморской дорогой в руки частного капитала.

К тому же, появлению других железных дорог серьёзно противодействовало Правление Владикавказской железной дороги (АО ВлЖД) - частного регионального монополиста, к тому времени успешно действующего уже около тридцати лет. Первоначально именно этому Акционерному Обществу были отданы в ведение разработка маршрута и строительство дороги от Екатиринодара через Туапсе и Сухум до Новосенаки. Высочайшее повеление об этом состоялось 21 февраля 1900 г. по итогам собранного по инициативе Николая II особого совещания. На начальном этапе предполагалось построить ветви Армавир - Туапсе и Новосенаки - Сухум.

Однако сроки одобренного уже было строительства оказались отодвинуты русско-японской войной, а затем и первой русской революцией. Капиталы на несколько лет ушли с побережья.