Николая в толмачах расписание. Храм у третьяковской галереи

  • 29.09.2019

Храм Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе “Святитель Николай”, “Сошествие Святого Духа на апостолов”, а также заалтарные кресты, литургическая утварь (Мастер “М.О.” Потир, 1838).

Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона “Богоматерь Владимирская” (XII век). Её пребывание в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника.

Первое упоминание о деревянной “Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах” содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год.

Каменный храм был возведен в 1697 году “гостем”, прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным, и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась “Сошественскою”, а затем стала опять прописываться “Николаевской”.

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М.Демидова.

В 1834 году, по прошению прихожан и “согласно с мыслию Митрополита Филарета”, была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М.Шестакова и возведена новая колокольня.

В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

“В моем сознании встает образ человека, служившего примером трезвенной, сосредоточенной жизни.., сочетавшего владение богатством внешним с нищетой духовной. Это проявлялось в его смиренной молитве”, – так вспоминал о П.М.Третьякове диакон Федор Соловьев, прослуживший в храме 28 лет, впоследствии старец Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий.

Храм удостаивали своим посещением Первоиерархи и Иерархи церкви. В 1924 году в храме совершил богослужение Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий Зосимовский перед Владимирской иконой Богоматери.

Архиерейским Собором в августе 2000 года причислены к лику святых старец Алексий Зосимовский (1846–1928), мученик Николай Рейн (1892–1937), бывший прихожанин храма Решением Священного Синода в 2002 году был канонизирован как священномученик протоиерей Илия Четверухин (1886–1932), последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году.

Богослужения в храме возобновлены в 1993 году. 8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.

Эта Церковь располагается рядом с Третьяковской Галереей - одним из главных музеев страны. Вернее, даже, не рядом, а на самой территории музея, поэтому иногда эту церковь называют храмом в Третьяковской галерее.

Третьяковская галерея: храм

Формально - это домовый храм, что очень необычно. Потому что, как правило, под домовыми церквями подразумеваются те, которые располагаются внутри зданий (например, больниц или вокзалов) - то есть, обычные помещения, переоборудованные или изначально оформленные, как храм: алтарь, иконостас.

Реже встречаются домовые храмы в виде крошечных церквушек на территории, допустим, богатых усадеб. Но церковь у Третьяковской галереи - редкий случай, когда домовым является самый обычный по архитектуре храм. Он, в общем-то и есть, и был всегда обычной приходской церковью формально домовой она сейчас считается, потому что здание принадлежит Третьяковской Галерее располагается, как мы уже сказали, на территории, которая относится к музею.

Храм у Третьяковской галереи освящен в честь Николая Чудотворца, и официально его название: храм Николая Чудотворца в Толмачах. Толмачи - так именовался долго время весь этот район. Как память об этом - Большой и Малый Толмачевские переулки, возле- или на которых расположена церковь.

Храм у Третьяковской Галереи, история

У храма Николы в Толмачах богатая история. Большой материал - настоящий исторический труд, - опубликовал об этом храме сайт pravoslavie.ru.

Сначала - как нередко бывает, - здесь располагалась деревянная церковь. В XVII веке на этом месте возвели каменный храм, который потом несколько раз достраивался и перестраивался.

В 1812 году эта церковь оказалась единственной в округе постройкой, которая уцелела во время «наполеоновского пожара». Уцелела, но затем полгода не действовала - потому в храм было некому ходить, жилые дома все сгорели.

Также церковь у Третьяковской галереи была закрыта в советское время - с 1929 года по 1993.

Вот, так она выглядела в 20-х:

А так - за некоторое время до того, как ее начали восстанавливать.

А так она выглядит сейчас:

С каждый стороны - совершенно иной, свой облик:

Красивая высокая колокольня, которая видная издалека.

Храм у Третьяковской Галереи: расписание богослужения, как добраться

Службы в церкви у Третьяковской Галереи служатся не каждый день. Но литургии по субботам и воскресениям - всегда. Начало - как правило в 9:00.

Добраться до храма Николы в Толмачах проще всего на метро: станция «Третьяковская» оранжевой или желтой веток. Пять минут пешком до Третьяковской Галереи.

Адрес храма: Малый Толмачевский переулок, дом.9.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Храм Николая Чудотворца, что в Толмачах March 13th, 2013

При Государственной Третьяковской галерее в московском районе Замоскворечье находится храм-музей Николая Чудотворца, что в Толмачах, имеющий статус домовой церкви при музее. Значительная часть его убранства - экспонаты из собрания Третьяковской галереи. Здесь своё постоянное местонахождение обрела икона Владимирской Богоматери. На праздник Святой Троицы в храме выставляется "Троица" Андрея Рублёва. Возведение каменного храма относится к концу XVII века.

Первое упоминание о деревянной "церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах" было обнаружено в Приходской книге Патриаршего приказа и относится к 1625 году.

В 1697 году на месте деревянного храма под руководством архитектора Лонгина Добрынина было возведено каменное здание. Главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский - перенесен в трапезную.

С 1697 года по 1770 год храм в деловых бумагах и книгах именовался "Сошественским", а затем стал опять прописываться "Николаевским". В 1834 году была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М.Шестакова по прошению прихожан и "согласно с мыслию Митрополита Филарета", а также возведена новая колокольня.

В 1856 году был перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы в том числе Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями.

Первая найденная фотография храма Николая Чудотворца датируется 1882 годом:

Вид на храм из Большого Толмачёвского переулка в 1920-е годы. Дома, которые загораживали здание храма, были снесены перед приездом в 1972 году президента США Р.Никсона.

В 1929 году храм закрылся. На фотографиях первой половины 1930-х годов видно, что верхи колокольни и четверика снесли.

Вплоть до 1990-х годов здание храма занимали службы Третьяковской галереи. Храм, приспособленный под помещения музея, в 1983 году - оставшийся четверик без верхов:

Только в 1993 году богослужения были вновь возобновлены. В 1996 году главный престол храма был заново освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись. Храм незадолго до окончания восстановительных работ:

Храм Николая Чудотворца, что в Толмачах расположен по адресу: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, д.9
Официальный сайт храма.

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах

М. Толмачевский пер., 9, Б. Толмачевский пер., 14

"Толмачи - устные переводчики, которых отличали от умевших писать на иностранном языке".

"Значится с 1625 г.".

"Церковь построена гостями Добрыниными в 1697 г. на месте деревянной".

"Гость Лонгин Кондратьевич Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах, не ограничился благотворительностью на церковь своего прихода, его коштом построена и церковь Николы в Толмачах".

"Нынешний каменный храм построен в 1697 г. гостем Лонгином Добрыниным, который вместе с отцом своим Кондратом был также храмоздателем церкви Воскресения в Кадашах. С 1697 г. главный престол стал Сошествия Св. Духа, а Никольский перенесен в однобокую трапезную. В 1782 г. сделана железная четырехскатная крыша вместо позакомарного покрытия. В 1770 г. прихожанка вдова купца Е. Л. Демидова устроила придел Покрова. 11 июля 1833 г. заложена, а 25 ноября 1834 г. освящена новая колокольня и трапезная с двумя приделами - архитектор Шестаков. В 1836 г. сооружена ограда. В 1856-1857 гг. переложен главный алтарь и растесаны окна. До последнего времени сохранялся главный иконостас, освященный 5 октября 1858 г. и сделанный в стиле московского барокко по образцу прежнего 1697 г. В левом Покровском и правом Никольском приделах сохранялась прекрасная ампирная обстановка 1834 г. Было несколько икон XVII и XVIII вв.".

"Церковь обновлялась в 1887 г.".

"6 апреля 1922 г. в храме изъято 9 пудов 22 фунта 1,5 золотника золотых и серебряных изделий".

Церковь была закрыта в 1929 г. Об этом сохранился подлинный рассказ свидетеля разорения - сына последнего настоятеля церкви о. Илии Четверухина:

"На Пасхе пришли какие-то люди из Третьяковской галереи и сказали, что общее собрание сотрудников Галереи постановило потребовать закрытия Николо-Толмачевской церкви и передать это здание Галерее для расширения экспозиции. Пришедшие, вполне интеллигентного вида люди, благожелательно советовали сразу же согласиться с решением собрания и не протестовать, не заниматься бесполезными хлопотами. Они давали понять, что храм ожидает неплохая участь, ведь он попадает в культурные руки.

Среди сотрудников Галереи, живших по соседству, было немало давних прихожан нашего храма, которые плача признавались папе, что по немощи человеческой, по боязни, они тоже голосовали за...

Услыхав тягостное, но и удивительное по тем временам сообщение, отец и приходской совет решили сделать все от них зависящее, чтобы отстоять храм, а там будь воля Божья! Было подано заявление в Моссовет, потом апелляция в Президиум ВЦИКа. Каждый день усиленно молились о сохранении дорогой святыни. Приглашенный фотограф запечатлел на память вид главного иконостаса, приделов, росписи и папу, произносящего поучение, и матушку Любовь рядом. Сфотографировались всей группой прихожане во главе с папой у северной стены главного храма, сняли и вид на колокольню.

Господь решил по-своему, и хлопоты не увенчались успехом, везде было отказано...

Однажды, когда папа вернулся из храма от литургии, в дверь постучали. Вошедший сказал, что он просит папу открыть храм и достать опись имущества, так как пришла комиссия принимать храм. Папа перекрестился, послал меня к матушке Любови за ключами, взял большие конторские книги, где были записаны иконы, облачения, утварь, книги и лампады, принадлежавшие храму, и пошел на паперть.

На ступенях, ведущих к храму, стояли незнакомые люди, вошедшие вместе с нами в отпертые матушкой Любовью двери. Не все из них сняли кепки. Мы, войдя, перекрестились.

Церковь еще хранила тепло утренней молитвы. Где-то горела непотушенная лампада, пахло ладаном, маслом, воском и в солнечных лучах клубился голубоватый воздух.

Группа вошедших стояла у входа, озираясь в непривычной обстановке. Люди как будто колебались, не зная, как приступить. Они, казалось мне, жалели, что впутались в это дело, и у меня в душе затеплилась фантастическая надежда. Мне вдруг померещилось, что папа войдет в алтарь, отдернет завесу и произнесет певуче: "Слава святей и единосущней и животворящей и нераздельней Троице!", а кто-то ответит: "Аминь!", и зажгут лампады, и поставят свечи, и с души снимется невыносимый груз.

Но люди у входа стряхнули с себя минутное оцепенение, зашевелились, заговорили, что-то сказал папа, отдал им книги, а сам отпер дверцы шкафов и ящиков, открыл вход в ризницу и врата алтаря - и началось движение.

Вошедшие разбрелись по всему помещению, глядя на иконы, паникадила, подсвечники, что-то считая и отмечая в книгах. Папа то посылал меня в дом отнести его собственные богослужебные книги, находившиеся в церкви, то принести из дома церковные иконы, которые постоянно подновлял папа. Царские врата, раскрытые настежь, превратились в обыкновенные двери и за ними виделся опустевший престол, и к нему прикасались, что-то ставили на него и, облокотившись, писали чужие неблагоговейные люди.

Я с ужасом смотрел и остолбенело ждал, чем это кончится. Но вот меня позвали за чем-то в алтарь - я стоял на амвоне у Царских врат - и я вопросительно взглянул на отца. До сих пор я еще не решался пройти сквозь них. На лице папы я увидел такую тоску, и он так махнул мне рукой, что я понял: "милый, все кончено!" Я вошел, и во мне что-то оборвалось. Чуда не произошло. Произошло спокойное, чудовищное убийство бесконечно дорогого, живого... У меня судорогой сжало челюсти. Я видел, что папа бледен, отвечает на вопросы сдавленным, бесцветным голосом, глаза его потеряли блеск... Я тоже ходил, говорил, показывал, уносил, подавал что-то, совершенно машинально, не испытывая ничего, кроме крайней усталости...

Наконец, формальности закончились, и папа, матушка Любовь и я стали лишними.

На пороге я остановился. Пришлось сделать усилие, чтобы не перекреститься. Было очевидно, но в меня не вмещалось, что я все это вижу в последний, последний на земле раз. Что завтра ничего этого не будет...

Пока еще стояло на своем месте Распятие, привычно глядели глаза святых на иконах, но вместо ладана уже тянуло откуда-то табаком, постукивал молоток, скрипело отдираемое дерево и кто-то бесцеремонно окликал другого через все помещение, насвистывал и притоптывал.

Папа лежал неделю с сердечным приступом, а у меня было гадкое ощущение причастности к преступлению.

С первого года нашего устройства в Замоскворечье, когда отец поступил по совместительству на должность научного сотрудника в Галерею, она стала нам родной. Мы запросто приходили к папе в кабинет, и он водил нас по залам и показывал хранившиеся там сокровища. Иногда папа собирал целую группу из знакомых и так интересно говорил о картинах и художниках, что к нам присоединялось много чужих, которые не отходили до конца самодеятельной экскурсии.

Галерею основал усердный прихожанин нашего храма, который, может быть, даже с избыточным усердием требовал от своих служащих, чтобы они неукоснительно посещали богослужение.

Когда папа вынужден был уволиться из Галереи, мы, дети, продолжали вольготно посещать ее, потому что у нас там осталось много друзей, и билетов с нас не спрашивали.

Мы радовались, мы гордились таким знаменитым соседом.

Но после чудовищного акта, который был совершен от имени Галереи, на нее упала тень. Погасла любовь. Исчезло уважение, все перебило ощущение фальши.

А новый владелец, точнее - люди, стоявшие во главе этой гордости Москвы, быстро-быстренько, как бы боясь, что отнимут, расправились с приобретением. Опустошили внутренность, сняли не только кресты, но и купола и даже барабаны, разбили на куски певучие колокола, а они надрывно рыдали при этом, а потом разобрали до основания дивную, стройную, как перст, колокольню.

И вместо всяческой красоты остался на этом участке безобразный, ампутированный, лишенный жизни обрубок.

Толмачи закрыли. Их не стало на земле, и земля не стала от этого ни краше, ни богаче...

Папа, оправившись от болезни, вместе с верными прихожанами приютился под гостеприимный кров храма святителя Григория Неокесарийского на Полянке, приглашенный добрым другом, настоятелем его отцом Петром Лаговым".

Сам отец Илия вскоре вошел в сонм новомучеников Российских:

"Отец Илия Четверухин воистину удостоился венца исповедника Божия. Он был настоятелем московского храма Николы в Толмачах; прихожане храма его почитали и любили ("Высоко стоять будешь, только не возгордись", - предупреждал его старец Варнава). После революции это вызвало сильное недовольство властей, и на него обратили "сугубое внимание". В 20-х гг. его дважды арестовывали за "слишком большую популярность среди прихожан" - другого преступления ему вменить не могли.

В 1929 г. храм Николы в Толмачах был закрыт. В 1930 г. отец Илия Четверухин был в последний раз арестован за якобы "контрреволюционную агитацию и подготовку к восстанию" и сослан в пермские лагеря. В 1932 г. отец Илия Четверухин погиб во время пожара вместе со всеми, кто находился в здании лагерного клуба в поселке Красная Вишера".

"Две иконы из церкви Николы в Толмачах были переданы в Третьяковскую галерею в 1936 г. Это: 1. Спас Вседержитель, 1692 г., работы Николая Соломонова с надписью "Лета 7200 (т.е. 1692) года писал сей образ по обещанию гостей Кондратья Маркова да сына его Логина Кондратьева Добрыниных изограф Николай Соломонов сын Бургаров". 2. Сошествие Св. Духа, 1697 г., школа Оружейной палаты, из местного ряда иконостаса церкви Сошествия Св. Духа, или Николы в Толмачах. "Иконостас передан ХОЗО ОГПУ для смывки золота, а верхняя часть его реализовывалась по усмотрению ЦГРМ и Антиквариата".

Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены - "около 1930 г.". Внутри расположилась пристроившаяся теперь вплотную Третьяковская галерея, использующая храм как запасник отдела живописи. 10 июня 1983 г., после закладки рядом со старым зданием Третьяковки нового, предназначенного для хранения фондов (его словно в насмешку пригласили строить не своих, и финских рабочих), было также объявлено: "В плане - реконструкция памятника архитектуры XVII в., в котором затем разместится хранилище древнерусской живописи".

Здание бывшего храма стоит на гос. охране под № 11.

К 1990 г. реставрация храма шла полным ходом: поставлены главы и маковки на церкви, восстановлен второй ярус колокольни. "Предполагается устроить в храме концертный зал галереи" (! - ).