Исчезновение нежности в современном мире. Нежность — самый кроткий робкий божественный лик любви Тэффи: проявление и воплощение нежности в произведениях

  • 30.11.2021

Русский язык

22 из 24

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. – (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: – Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. – (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. – (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась. – (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался... – (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. (По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Показать текст целиком

Н. А. Тэффи, известная русская писательница, рассуждает о любви.

Что такое любовь-нежность? Вот проблема, которая находится во внимании автора.

Рассуждая над этой проблемой, Н. А. Тэффи показывает отношения пожилой пары. Писательница обращает наше внимание на то, что жена проявляет трепетное отношение к мужу. Она заботится о нем: «переворачивает газету», «взбивает подушку», «подтыкает плед», но старик принимает заботу, нежность жены «с явным отвращением».

Я полностью согласна с Н. А. Тэффи в том, что любовь-нежность это самый «божественный лик любви». Только такая альтруистическая, самоотверженная любовь может называться возвышенной.

В Русской литературе существует множе

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

(1)Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви.(2)Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь - единоборство.

- (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи - ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть - все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность - тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один - злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания.

(47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

- (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

- (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! - бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

- (52)Но ведь ты же... - растерянно лепетала она. - (53)Ведь ты же всегда интересовался...

- (54)Никогда я не интересовался! - всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. - (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(по Н. А. Тэффи*)

* Надежда Александровна Тэффи (1872-1952) - русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема понимания любви и нежности (Что такое нежность?) Нежность – одно из проявлений лика любви. Но это самый кроткий и робкий лик, в то время как любовь больше похожа на единоборство.
2. Проблема отношения к любящему человеку (Как может относиться один человек к любящему его другому человеку?) Иногда отношение человека к любящему его может выражаться в эгоистичном, грубом и даже потребительском использовании.
3. Проблема разграничения любви-страсти и любви-нежности (В чём отличие любви-нежности от любви-страсти?) В отличие от любви-страсти, которая всегда с оглядкой на себя, любовь-нежность, не ищет своего, отдаёт всё и нет ей предела; она идёт сверху, заботится о любимом, охраняет, опекает его.
4. Проблема исчезновения такого понятия как нежность (Почему в современном мире все реже встречается нежность?) Современный человек стремится во всём утвердить себя как личность. Нежность считается проявлением слабости.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.

(15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

(48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

(50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

(52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...

(54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(по Н.А. Тэффи*)

* Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Основные проблемы

1. Проблема понимания любви и нежности (Что такое нежность?)

1. Нежность – одно из проявлений лика любви. Но это самый кроткий и робкий лик, в то время как любовь больше похожа на единоборство.

2. Проблема отношения к любящему человеку (Как может относиться один человек к любящему его другому человеку?)

2. Иногда отношение человека к любящему его может выражаться в эгоистичном, грубом и даже потребительском использовании.

3. Проблема разграничения любви-страсти и любви-нежности (В чём отличие любви-нежности от любви-страсти?)

3. В отличие от любви-страсти, которая всегда с оглядкой на себя, любовь-нежность, не ищет своего, отдаёт всё и нет ей предела; она идёт сверху, заботится о любимом, охраняет, опекает его.

4. Проблема исчезновения такого понятия как нежность (Почему в современном мире все реже встречается нежность?)

4. Современный человек стремится во всём утвердить себя как личность. Нежность считается проявлением слабости.

Работа № 1


Критерий

Балл

Комментарий

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Всего

Работа №2



Критерий

Балл

Комментарий

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Всего

Работа № 1

Критерий

Балл

Комментарий

В 1 абзаце сформулирована проблема понимания нежности: Что такое нежность – на этот вопрос рассуждает…

Проблема прокомментирована, приведено 2 примера-иллюстрации: 1) цитата из текста (2 абзац), 2) описание взаимоотношений героев текста и комментарий (4 абзац).

Приведённый литературный аргумент в 5 абзаце не может быть засчитан, поскольку он не по сформулированной проблеме (человек способен ради любви изменить свою жизнь, из нигилиста превратился в романтика).

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью.

Допущена 1 логическая ошибка: вывод последнего абзаца слабо связан с рассуждениями предыдущего абзаца.

Работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. По критерию К10 выставлен 1 балл.

В работе наблюдаются графические ошибки (описки), вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания: выразъить (выразить) в 3 абзаце, белезни (болезни), безотвтной (безответной) и др. , которые не влияют на оценку грамотности.

Допущены 2 грубых орфографических ошибки: 1) однотипная ошибка расуждает (1 абзац) и расмотрим (4 абзац); 2) в помоще (4 абзац), 3) главный Герой (4 абзац).

Пунктуационных ошибок нет.

Допущено более 3 грамматических ошибок: неверное управление существительным с предлогом после глагола в 1, 3 и 4 абзацах – на этот вопрос рассуждает (1 абзац); мы можем выразить любовь своим близким (3 абзац); историю больного старика с его женой (4 абзац); нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в 5 абзаце – Но он влюбляется … и из нигилиста превратился…

Допущено 2 речевых ошибки: нарушение лексической сочетаемости слов ни на шаг не покидает (4 абзац), неоправданное повторение слов помощь, проявляется в 4 абзаце.

Этических ошибок нет.

Допущена фактическая ошибка: в рассказе Тургенева «Отцы и дети» в 5 абзаце.

Итого: 13 баллов.

Работа №2

Критерий

Сочинение ЕГЭ по тексту Н. Тэффи "Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви..." Проблема: Какую роль играет нежность в отношениях между людьми?

Какую роль играет нежность в отношениях между людьми? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте русская писательница Н. А. Тэффи.

Автор приглашает читателя поразмышлять о сущности нежности, рассказывая историю из своей жизни. Рассказчик описывает грубого старика, который с отвращением относился к единственной женщине, заботившейся о нем: "Всё что-то поправляла около своего больного. То взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство". Это была его жена, старавшаяся всеми силами угодить ему, чтобы он чувствовал себя хорошо и ни в чем не нуждался. Однако старик ругает ее, не обращая внимания на все то, что она для него сделала. Женщина сразу меняется в лице, и автор привлекает внимание читателя к этому бытовому случаю: "Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю?". Автор вызывает в читателе чувство несправедливости и обиды, показывает ужасную сторону поступка старика.

Подтверждение вышесказанному можно найти на страницах художественной литературы. Так, в произведении А. И. Куприна “Гранатовый браслет” нежность предстает читателю в непривычном свете. Желтков без памяти любит Веру, но понимая, что его любовь безответна, Желтков все равно стремится сделать своей любимой приятное. Он дарит ей подарки, сыплет бесчисленными комплементами в письмах, рассказывает о своих глупых подвигах, которые он совершает ради нее. Эта милая навязчивость является проявлением тех сильных чувств, которые Желтков испытывает к Вере. Эту нелепую заботу Куприн представляет читателю как нежность, которая побуждает Желткова ухаживать за Верой. Таким образом, нежность Желткова по отношению к Вере заставила ее задуматься о своей жизни, помогла почувствовать себя любимой.

В произведении Н. В. Гоголя “Старосветские помещики” нежности отведена особая роль. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна – пожилые супруги, которые даже в преклонном возрасте продолжают любить друг друга. Они не ссорятся, вместе занимаются хозяйством, коротают дни. Словом, их любовь проявляется в той чистой нежности, которую они дарят друг другу каждый день. Эта обоюдная забота друг о друге превратила их в единое целое, части которого не могут жить отдельно. Именно поэтому, как только Пульхерия Ивановна умирает, Афанасий Иванович теряет вкус к жизни и вскоре также отходит в мир иной. Именно нежность до конца жизни соединяла этих людей, побуждая их дарить друг другу радость и любовь к жизни.

Исходный текст

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.

– (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

– (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

– (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

– (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...

– (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Сочинение

Н.А. Тэффи пишет о человеческих взаимоотношениях. Можно ли противостоять грубости со стороны близких? Именно такую проблему поднимает автор.

Чтобы привлечь внимание читателя к данному вопросу, Н.А. Тэффи приводит эпизод из жизни немолодой супружеской пары. Автор прямо высказывается об отношениях в семье. «Нежность идет сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его», - пишет Тэффи. С одной стороны, писательница показывает нам любящую, заботливую супругу с «тревожно-счастливыми глазами», пытающуюся во всем угодить мужу. С другой - злого, ненавидящего всех окружающих больного старика, который публично проявил грубость, нанес оскорбления жене. Свое возмущение поведением мужчины Н.А. Тэффи передает читателю, описав реакцию находящегося поблизости ребенка. Автор пишет: «Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал».

Позиция автора напрямую не выражена, но вытекает из всего сказанного. Грубость со стороны близкого делают человека несчастным, беззащитным, наносят сильную душевную рану. Чаще всего противостоять такому отношению практически невозможно.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Мне искренне жалко женщину, которая не была готова к такой резкоcти со стороны мужа. Сердце ее охватили боль и отчаяние, стало трудно дышать. Я хорошо понимаю ее состояние, так как тоже оказывался в подобной ситуации.

Сильные душевные переживания из-за грубости со стороны близких людей показывают авторы литературных произведений. Так, Павел Санаев в своей автобиографической повести «Похороните меня за плинтусом» описывает детство Саши Савельева, которого бабушка постоянно ругает, обзывает, унижает при посторонних людях. Из-за этого мальчик растёт замкнутым, неуверенным, болезненным. Саша не может открыто противостоять «заботливой» бабушке-тирану и мечтает о жизни с мамой.

Душевную и физическую боль, сильные внутренние переживания испытывает и герой автобиографической повести М. Горького «Детство». В десятилетнем возрасте после смерти отца Алексей Пешков попал в дом своего деда. Из семьи, где его любили, где царил мир и покой, мальчика забрали в дом, где существовали жестокие законы: дед избивал бабушку и порол внуков до потери сознания, сыновья деда воевали не на жизнь, а на смерть из-за наследства, дети жестоко издевались над более слабыми. Алексей находит утешение в компании бабушки, которая стала мальчику настоящим другом, помогает перенести все горести и сохранить в душе любовь, вырасти добрым и неравнодушным человеком.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой Н. Тэффи, и поймут, насколько важно сдерживать свои эмоции, относиться к близкому человеку с нежностью, заботой и вниманием.

(369 слов, публикуется после небольшой стилистической правки)

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк