Порядок и инструкция обращения с отходами. Основные принципы обращения с отходами и требования экологической безопасностиотходы производства К техническим методам обращения с отходами относится

  • 04.03.2020

В ряде стран политика обращения с отходами сегодня базируется на вторичном использовании отходов. К сожалению, в России это не развито, т.к. наша полна ресурсами. Не используя вторичное сырье, мы накапливаем большое количество мусора, которое никуда при этом не девается.

Как вы помните , существуют три способа избавиться от отходов: захоронить, сжечь и переработать.

Захоронение отходов

В большинстве случаев происходит захоронение значительной части отходов, которые можно было бы при достигнутом уровне технологии переработать с большой пользой для общества. Такой подход чрезвычайно опасен для окружающей среды и здоровья человека.

Мусор обычно сваливается в карьерах или других местах. Толщина мусорного слоя (а правильнее - «свалочного тела») может достигать 80 метров и более. В процессе разложения данной смеси, поливаемой дождями, образуется фильтрат – жидкость, насыщенная продуктами отходов, которая проникает в почву и загрязняет подземные воды ядовитыми веществами и соединениями тяжелых металлов.
Поскольку в составе бытовых отходов присутствует много горючих веществ, в летнее время регулярно происходят самовозгорания свалочного тела, которые практически невозможно потушить. В результате горения в атмосферу попадают не только пожарные газы (углекислый и угарный газы, оксиды серы и фураны), но и такие чрезвычайно опасные суперэкотоксиканты как дибензофураны и диоксины. В общей сложности любая свалка выделяет в окружающую среду более ста токсичных веществ, обладающих мутагенными и канцерогенными свойствами. Также, не стоит забывать, что помимо токсичных газов в результате разложения органических отходов свалки в огромных объемах продуцируют парниковый газ метан. Он является одним из основных газов, накопление которого в атмосфере ведет к усилению парникового эффекта.

Диоксины
Действие диоксинов в 67 000 раз сильнее цианида. Вмешиваясь в процесс образования в теле новых клеток, они провоцируют развитие онкологических заболеваний; влияют на тонкую работу эндокринных желез, что в свою очередь приводит к полной разбалансировке всех жизненно важных функций организма; сильно влияют на репродуктивную функцию, часто затормаживая половое созревание или вообще приводя к бесплодию. Величина летальной дозы настолько микроскопична, что делает диоксины более опасными, чем боевые отравляющие вещества. И еще одна страшная характеристика – они слабо расщепляются и способны накапливаться как в теле человека, так и в окружающей среде, переходя из одного природного цикла в другой.

Ежегодно на полигоны и стихийные свалки России поступает более 300 млн тонн отходов. Точных данных о том, какая площадь сейчас занята мусором, нет, но даже приблизительные цифры впечатляют. Так, под мусорными полигонами страны находятся порядка 1 млн га, что составляет примерно 10 площадей Москвы! А если к этому добавить еще «неучтенные» незаконные объекты размещения отходов? Возможно, эту цифру придется увеличить в разы.
На сегодняшний день в России эксплуатируются полигоны, открытые в 30-50 гг. 20-го столетия. В подавляющем большинстве свалки располагаются в отработанных карьерах и не соответствуют природоохранным стандартам. Какой ущерб данные объекты наносят экологическим системам даже сложно вообразить. А вот касательно выбросов газообразного метана в атмосферу Земли известно, что полигоны и свалки России ежегодно выбрасывают в атмосферу до 1 млн тонн метана (около 90 млрд м3), что составляет примерно 3 % от планетарного потока.

А что же в других странах? Во всех развитых странах уже давно реализуются механизмы, уменьшающие негативное влияние полигонов на окружающую среду. Так, современные полигоны оборудуются в соответствии с жесткими требованиями, исключающими контакт мусора с почвой, предполагающими системы сбора и отведения фильтрата и биогаза.
Современный полигон должен выглядеть примерно так. Подготовленный под засыпку котлован выкладывается инертной и непроницаемой пленкой, позволяющей надежно отделить тело свалки и фильтрат от земли. Вокруг полигона создается обваловка, защищающая от ветрового уноса. Отходы при высыпании уплотняются и пересыпаются слоями инертного грунта. И наконец, еще при проектировании закладывается система контроля и сбора образующихся стоков и биогаза. В ряде стран на полигонах применяют специальные установки для сбора и утилизации выделяемого метана. Собранный газ используется для производства тепла и электроэнергии.

Сжигание


Сжигание - еще один способ утилизации отходов, который, более того, позволяет значительно уменьшить объемы отходов и даже получить выгоду – образующуюся при сжигании энергию можно использовать
.
Однако, важно отметить несколько моментов.

Технология относительно безопасного мусоросжигания, во-первых , всегда предполагает предварительную сортировку отходов. Смешанный мусор имеет низкие горючие свойства, так как может содержать большую долю негорючих фракций, в результате чего возникает необходимость поддержания процесса горения дополнительным топливом. Также предварительная сортировка позволяет исключить возможность сжигания опасных отходов. Во-вторых , сам процесс горения должен проходить при строго определенных характеристиках (температура сжигания должна составлять не менее 1000°С), что позволяет максимально снизить образование опасных для окружающей среды продуктов (в частности,диоксинов). В-третьих , завод необходимо оборудовать дорогостоящей системой вентиляции, которую необходимо правильно обслуживать на всем протяжении эксплуатации. А в-четвертых, завод должен обеспечить переработку и безопасное размещение золы, образующейся в результате сгорания отходов и составляющей около 1/5 первоначального объема отходов.
Суммируя опыт многих стран, можно подытожить, что путь сжигания отходов самый дорогой. Полностью отказаться от сжигания отходов невозможно. Однако применение данной технологии может быть оправдано только после отбора и переработки полезных фракций.
В России направление мусоросжигания развито слабо. Существует около десятка заводов по всей стране.

С ратификацией Российской Федерацией Базельской конвенции о контроле на трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением в 1994 году Федеральный закон от 25.11.1994 N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" "Собрание законодательства РФ", 28.11.1994, N 31, ст. 3200 Российская Федерация приняла на себя обязательство формирования в национальном законодательстве комплекса норм, касающихся, среди прочих, и медицинских отходов. С этого времени была начата разработка необходимых нормативных актов.

С принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» "Российская газета" N 263, 23.11.2011 г. впервые законодательно закреплено определение термина «медицинские отходы». Согласно ст. 49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», медицинскими являются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Для определения места медицинских отходов в системе объектов правового регулирования, обратимся к вопросам соотношения понятия «медицинские отходы» со смежными понятиями.

Соотношение понятий «медицинские отходы» и «отходы производства и потребления» представляет для нас наибольший интерес.

Содержание понятия отходов производства и потребления достаточно широкое, безусловно, отходы, образующиеся в процессе медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий следует признать отходами производства и потребления. Данный вывод мы делаем, поскольку медицинские отходы, как и отходы производства и потребления обладают следующими ранее выделенными нами признаками:

  • - такие объекты образуются в результате производства или потребления, а также за счет утраты теми или иными объектами своих потребительских свойств;
  • - непригодность для дальнейшего использования (извлечения полезных свойств) без переработки;
  • - общественная значимость, в силу воздействия на окружающую среду и опасность для последней, а также для общества;

Но вместе с общими чертами, следует отметить, что отходы производства и потребления нужно выделять как родовое понятие, а медицинские отходы - видовое, поскольку к медицинским отходам относятся лишь те отходы производства и потребления, которые образуются в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий. Таким образом, основным элементом для выделения медицинских отходов как особого вида отходов производства и потребления является специфический субъект, в процессе деятельности которого образуются отходы.

Гораздо сложнее обстоит дело с определением места медицинских отходов в системе классов опасности отходов производства и потребления. Как следует из ст. 49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания на следующие классы:

  • · класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
  • · класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
  • · класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
  • · класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
  • · класс "Д" - радиоактивные отходы.

То есть для медицинских отходов установлена собственная классификация классов опасности, не совпадающая с классификацией ФЗ «Об отходах производства и потребления». При этом основания классификации медицинских отходов включают не только их влияние на окружающую среду, но и другие аспекты. Критерии отнесения медицинских отходов к тому или иному классу закреплены в Постановлении Правительства РФ от «04» июля 2012 г. № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания» "Собрание законодательства РФ", 09.07.2012, N 28, ст. 3911:

  • · критерием опасности медицинских отходов класса А является отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
  • · критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (патогенных биологических агентов) В соответствии с "СП 1.2.036-95. 1.2. Эпидемиология. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности. Санитарные правила" М., Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора РФ, 1996, Понятие "патогенные биологические агенты" включает: бактерии, вирусы, риккетсии, грибы, простейшие, микоплазмы, токсины и яды биологического происхождения или материал, подозрительный на их содержание, а также новые микроорганизмы, включающие фрагменты генома названных ПБА и представляющие опасность для человека. Классификация патогенных для человека организмов по группам патогенности с 1 по 4 приведена в Приложении 5.4. СП 1.2.036-95. , а также контакт с биологическими жидкостями;
  • · критерием опасности медицинских отходов класса В является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности;
  • · критерием опасности медицинских отходов класса Г является наличие в их составе токсичных веществ;
  • · критерием опасности медицинских отходов класса Д является содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".

Медицинские отходы в большинстве стран относят к категории опасных отходов Н.К. Ефимова Отходы лечебно-профилактических учреждений как фактор медицинского и экологического риска Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 4, апрель 2011 г., однако, как следует из вышеизложенной классификации, принятой на территории Российской Федерации, медицинские отходы могут быть неопасными.

От 75 до 90% отходов, образующихся в системе здравоохранения, не относятся к отходам группы риска или являются «обычными» отходами здравоохранения, сопоставимыми с бытовыми отходами. Остающиеся 15-20% отходов здравоохранения рассматриваются как опасные отходы, и они могут становиться причинами разнообразных рисков для здоровья человека Орлов А.Ю. Обоснование санитарно-химической опасности медицинских отходов: диссертация кандидата медицинских наук: 14.02.01. Москва, 2010 .

Полагаем, следует признать, что вследствие существования в настоящее время параллельных классификаций отходов производства и потребления и медицинских отходов по классам опасности, у правоприменителей может возникнуть логичный вопрос о том, следует ли дополнительно к специальной классификации медицинских отходов по классам опасности применять к ним также общую для отходов производства и потребления классификацию. Ответ на этот вопрос мы планируем дать позднее в настоящей работе.

Вопрос соотношения понятий «биологические отходы» и «медицинские отходы» подлежит исследованию и установлению ясности, поскольку в литературе и в нормативных актах указанные понятия используются в разных комбинациях. ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ч. 2 ст. 2 разделяет понятия биологические отходы и медицинские отходы (обозначаются как отходы лечебно-профилактических учреждений), используя их в качестве двух самостоятельных понятий. Однако ряд авторов придерживается позиции, что медицинские отходы являются видом биологических.

Определение биологических отходов в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) "Российские вести", N 35, 22.02.1996 приведено в форме перечисления конкретных видов таких отходов: биологическими отходами являются:

  • · трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
  • · абортированные и мертворожденные плоды;
  • · ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
  • · другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Среди перечисленных биологических отходов особое внимание следует обратить на абортированные и мертворожденные плоды. Ввиду отсутствия уточнения природы их происхождения, такие отходы могут быть также отнесены и к медицинским, поскольку фактически в результате осуществления медицинской деятельности могут образовываться абортизированные и мертворожденные плоды человека. Полагаем, требуется уточнение формулировки, использованной в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов: вместо «абортированные и мертворожденные плоды» следует указать «абортированные и/или мертворожденные плоды животных и птиц».

Следует отметить, что биологические отходы могут быть ошибочно приравнены к отходам органическим природного происхождения (далее - «органические отходы»). Вместе с тем, как нами было отмечено выше в настоящей работе, органические отходы могут иметь как животное, так и растительное происхождение. Кроме того, образование биологических отходов, в отличие от органических, напрямую связано с осуществлением определенных видов деятельности (ветеринарные услуги, переработка животного сырья и т.д.). Медицинские отходы за счет разнообразия своего состава, могут содержать органические отходы, но не могут быть отнесены к органическим отходам целиком. Полагаем, соотношение понятий «биологические отходы», «медицинские отходы» и «органические отходы природного происхождения» можно изобразить следующим образом:

Для определения пределов регулирования отношений, связанных с обращением медицинских отходов крайне важное значение имеет соотношение терминов «отходы лечебно-профилактических учреждений» и «медицинские отходы», ведь ФЗ «Об отходах производства и потребления» оперирует термином «отходы лечебно-профилактических учреждений», а ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» - термином «медицинские отходы».

В 1999 году Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 N 2 были утверждены «СанПиН 2.1.7.728-99 Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы» М., Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ, 1999 Утратил силу, в которых было введено понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» - все виды отходов, образующихся в больницах, (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в т.ч. анатомических, патологоанатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию медицинской помощи. При этом следует отметить, что законодательство РФ не содержало и не содержит единообразного и однозначного толкования термина «лечебно-профилактическое учреждение» (далее - ЛПУ):

  • · Под учреждением в силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ, понимается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Соответствующим ГК РФ представляется определение ЛПУ, которое содержится в Приказе Ростехрегулирования от 13.10.2008 № 241-ст «Об утверждении национального стандарта» СПС «Консультант Плюс», - учреждение здравоохранения, отнесенное нормативными документами государственного органа управления здравоохранением Российской Федерации к категории лечебно-профилактических...".
  • · Согласно СанПиН 2. 1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 36, 06.09.2010 , ЛПУ - все виды организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основным видом деятельности которых является амбулаторно-поликлиническая и/или стационарная медицинская помощь. Исходя из содержания термина «отходы ЛПУ», взятого нами из СанПиН 2.1.7.728-99, приведенное толкование представляется наиболее подходящим под контекст.

В настоящее время в нормативных актах употребляется также термин «лечебно-профилактические организации» (ЛПО), который, полагаем, приходит на смену ЛПУ, однако следует отметить, что наряду с ЛПО, законодательство РФ выделяет понятие «организации, осуществляющие медицинскую деятельность» (медицинские организации) - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 11 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Во исполнение ст. 14 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Министерством здравоохранения РФ разработан проект приказа «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций», согласно которому организации, осуществляющие медицинскую деятельность предлагается делить на виды и в частности, наряду с лечебно-профилактическими медицинскими организациями предлагается также выделять медицинские организации особого типа и медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

С учетом понятия отходов ЛПУ, изложенного в СанПиН 2.1.7.728-99, представляется, что в настоящее время преемственным понятием по отношению к отходам ЛПУ является термин «отходы медицинских организаций».

На смежный характер понятий «медицинские отходы» и «отходы ЛПУ» указывает следующий факт: в 2010 году СанПиН 2.1.7.728-99 2.1.7 утратил силу в связи с введением в действие СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами". При этом СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. содержал главу 3 «Медицинские отходы», в котором была приведена классификация отходов ЛПУ на пять классов опасности по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, причем эта классификация практически без изменений была использована в СанПиН 2.1.7.2790-10.

Еще раз обратимся к законодательному определению медицинских отходов. К медицинским отходам ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» относит все виды отходов, образующиеся в процессе осуществления:

  • · медицинской деятельности;
  • · фармацевтической деятельности. Емкое понятие фармацевтической организации дано в ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). Следует добавить, что фармацевтической организацией должна признаваться организация, обладающая лицензией на фармацевтическую деятельность;
  • · деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

То есть с введением в действие ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», понятие медицинских отходов стало шире по своему содержанию. В подтверждение изложенного нельзя не обратить внимание на толкование законодательства Минприроды, содержащееся, в частности, в Письме от 16 декабря 2011 г. N 12-46/18775 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами»СПС Консультант Плюс: «в настоящее время (…) вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, и медицинскими отходами в целом, регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 …». То есть в соответствии с позицией Минприроды, отходы ЛПУ входят в группу медицинских отходов, термин «отходы ЛПУ» является более узким по своему содержанию.

Некоторые авторы, например, Орлов А.Ю., Орлов А.Ю. Обоснование санитарно-химической опасности медицинских отходов: диссертация кандидата медицинских наук: 14.02.01. Москва, 2010 используют также термин «отходы здравоохранения», при этом, полагаем, имея ввиду отходы медицинских организаций.

Свидетельством назревшей необходимости приведения к единообразию использованных в различных нормативных актах и доктрине терминов является Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым в большинстве действующих в настоящее время нормативных документов термин «лечебно-профилактические учреждения» будет заменен на «медицинские организации», а термин «отходы ЛПУ», использованный в ФЗ «Об отходах производства и потребления» будет заменен на термин «медицинские отходы». С принятием вышеописанных изменений спор относительно соотношения понятий «отходы ЛПУ» и «медицинские отходы» потеряет свою актуальность, поэтому далее в настоящей работе мы будем использовать термин «медицинские отходы» как равнозначный термину «отходы ЛПУ».

Современное законодательство России обязывает предприятия ежегодно отчитываться об образуемых ими производственных отходах. Такой строгий контроль, да еще и на уровне государства, не случаен: производственный «мусор» зачастую отнюдь не безвреден для природы и здоровья человека. Сегодня его утилизация должна проходить на высоком уровне экологической безопасности.

К отходам относятся мусор и всевозможные отбросы, неизбежно скапливающиеся на фабриках, заводах, в мастерских и т.п. Это, например, остатки сырья и исходников, продукция, потерявшая товарные качества, брак, некондиционные составные части изделий, остатки механической обработки, а также весь обычный ежедневный мусор человеческой жизнедеятельности.

Во избежание нанесения вреда природе и человеку в России действуют как федеральные, так и региональные законы, регулирующие охрану окружающей среды и необходимый порядок действий с отходами производства и потребления.

Обратите внимание! Контроль любых видов мусора на самом высоком уровне сегодня является необходимостью для любого цивилизованного государства. Такая практика распространена, например, и среди ближайших стран-соседей России: в РБ действует Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами», в Украине – Закон Украины «Об отходах» и т.д.

С учетом всех требований закона, предприятие должно разработать «Порядок осуществления контроля в области обращения с отходами». Его необходимо согласовать в региональном Управлении Росприроднадзора РФ. И только после проверки и утверждения он приобретает статус нормативного регламента организации.

Такое внимание к остаткам производственной деятельности необходимо по многим причинам:

  • во исполнение требований законов по охране биосреды;
  • чтобы не превышались установленные допустимые нормы негативного воздействия на экосистемы, а также были соблюдены допустимые лимиты размещения остатков производственной деятельности;
  • во избежание нерационального использования природных ресурсов;
  • для обеспечения полной и точной информации, поступающей от предприятий в органы госконтроля.

В качестве единой базы утильсырья создан ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов. Этот документ служит отправной точкой для классификации производственного утиля и установлению комплекса мер по работе с ним.

Инструкция по обращению с отходами производства

Основные разделы инструкции по обращению с отходами обычно следующие:


Мероприятия по технике безопасности при работе с производственным утилем должны включать:

  • организацию профподготовки с последующими экзаменами, ежегодных инструктажей работников, взаимодействующих с остатками производственной деятельности;

  • инвентаризацию отходов и их накопителей на предприятии;
  • первичный учет их образования и движения;
  • контроль наличия договоров на транспортировку отходов с лицензированными организациями;
  • своевременную передачу накопленного утиля;
  • контрольные осмотры мест накопления, использования остатков производственной деятельности;
  • их паспортизацию по классу опасности, включая заказ лабораторных исследований и испытаний при оформлении паспортов , отнесении к и т.д.

Дополнительная информация в видеоматериале: что такое паспорта отходов, для чего и каким образом они разрабатываются и утверждаются.

Ежегодно предприятия сдают отчет по остаткам производственной деятельности (сколько образовано, как использовано и размещено и т.д.) в региональные представительства Росприроднадзора и вносят плату за наносимый природе ущерб.

Особенности создания Инструкций в зависимости от вида отходов

Порядок обращения с отходами предполагает конкретные сведения, необходимые в работе именно с тем видом утильсырья, который образуется на предприятии:

  1. Например, ртутные лампы или люминесцентные ртутьсодержащие трубки запрещено хранить в открытом доступе, а также мягкой таре или совсем без нее. Это необходимо указать в инструкции. Для накопителей можно использовать закрывающуюся твердую тару (контейнеры или фанерные коробки), и складироваться они должны в специальном закрытом помещении. При хранении такие лампы подвергают ежемесячному визуальному осмотру, чтобы убедиться, что они не повреждены.
  2. Отработанные масла (моторные, дизельные, трансмиссионные) можно хранить в металлических емкостях на специально отведенных площадках в гаражах. Контрольный осмотр должен подтверждать целостность тары и отсутствие разлива масел.
  3. Для хранения остатков древесины часто достаточно площадки под навесом и отсутствие вблизи источников возможного возгорания.
  4. Отработанные покрышки допустимо хранить просто на открытой бетонированной площадке у гаража.
  5. Обтирки с остатками масел или нефтепродуктов складируют в специальные металлические контейнеры для промасленных отходов и т.д.

Необходимо указывать и должный уровень профессиональной подготовки сотрудников, требующийся для выполнения работ с определенным видом утиля: например, наличие специального образования, сертификата, свидетельства о прохождении инструктажа.

Дополнительная информация на видео: как разработать и согласовать инструкцию по обращению с отходами производства, типичные ошибки предприятий в работе с утильсырьем, как их избежать и исправить.

Разработка инструкции на предприятии

Инструкцию, как правильно поступать с остатками производственной деятельности на вашем предприятии, можно вполне разработать самостоятельно. Но важно учесть все требования действующего законодательства, как на государственном, так и на местном уровнях.

Доступный выход – заказать разработку нормативного документа на коммерческой основе у специалистов. Плюсом заказа «Порядка обращения с отходами» за плату является и то, что изготовитель берет на себя функцию согласовать и утвердить разработанный им регламент в Росприроднадзоре.

Создание и утверждение инструкции является обязательным. В КоАП РФ указаны штрафы за отсутствие «Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на предприятии». Сумма взыскания для юрлиц может достигать 250 тысяч рублей.

Все операции с отходами – сбор, хранение, перевозка для последующей вторичной переработки или утилизации — не должны наносить вред природной среде, а значит, и здоровью людей. Конечно, создание полностью безопасных с точки зрения экологии производств — это часто утопия. Но минимизация вреда от производственной деятельности благодаря систематизации сведений и контролю – вполне реальная задача сегодняшнего дня.

отходами производства и потребления принято называть остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасными отходами называются отходы, содержащие вещества, которые обладают опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, содержат возбудителей инфекционных болезней, а также представляющие опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Санитарные правила установления класса опасности токсических отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 устанавливают пять классов опасности отходов:

отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные), к ним относятся например, ртутные лампы, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки;

отходы II класса опасности (высокоопасные), например отходы, содержащие пыль и/или опилки свинца;

отходы III класса опасности (умеренно опасные): пыль цементная;

отходы IV класса опасности (малоопасные): коксовая пыль, отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка;

отходы V класса опасности (практически неопасные): отходы песка, не загрязненного опасными веществами.

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также производится сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов.

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов предусматривает содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения: полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и др.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах, исключающих попадание вредных веществ в окружающую природную среду.

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на человека и окружающую природную среду.

Каждому производителю продукции устанавливается норматив образования отходов , т.е. количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, и рассчитывается лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов в течение года.

Основными методами переработки отходов являются биоразложение, компостирование и сжигание.

Компостирование – это биологический метод обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО), содержащих большое количество органики. Сущность процесса заключается в следующем. Разнообразные, в основном теплолюбивые, микроорганизмы активно растут и развиваются в толще мусора, в результате чего происходит его соморазогревание до 60 о С. При этой температуре погибают патогенные микроорганизмы. Разложение твердых органических веществ в бытовых отходах продолжается до получения относительно стабильного материала, подобного гумусу. При этом более сложные соединения разлагаются и переходят в более простые. Недостатком компостирования является необходимость складирования и обезвреживания некомпостируемой части мусора, объем которой составляет значительную часть общего количества мусора. Эта проблема может быть решена путем сжигания, пиролиза или вывоза отходов на полигоны.


Биоразложение органических отходов считается наиболее экологически приемлемым и экономически целесообразным методом их переработки.

В настоящее время многие разбавленные промышленные отходы обрабатываются биологическими способами. Обычно используется аэробная технология, основанная на окислении , осуществляемом микроорганизмами в аэротенках, биофильтрах и биопрудах. Существенным недостатком аэробных технологий являются энергозатраты на аэрацию и проблемы утилизации образующегося избыточного активного ила – до 1,5 кг биомассы микроорганизмов на каждый удаленный килограмм органических веществ.

Анаэробная обработка методом метанового сбраживания лишена указанных недостатков: при этом не требуется затрат электроэнергии на аэрацию, уменьшается объем осадка и, кроме того, образуется ценное органическое вещество – метан. Механизм анаэробной микробиологической конверсии органических веществ весьма сложен и не до конца изучен. Тем не менее промышленные технологии анаэробной очистки получили широкое распространение за рубежом. В нашей стране интенсивные анаэробные технологии пока не используются.

Термические методы переработки отходов . Твердые бытовые отходы содержат до 30 % по массе углерода и до 4 % водорода. Теплотворная способность отходов определяется именно этими элементами. Разработаны различные технологии огневого обезвреживания отходов. Главными продуктами сгорания углерода и водорода являются соответственно СО 2 и Н 2 О.

При неполном сгорании образуются нежелательные продукты: монооксид углерода, низкомолекулярные органические соединения, полициклические ароматические углеводороды, сажа и др. При сжигании необходимо учитывать, что в составе отходов присутствуют потенциально опасные элементы, характеризующиеся высокой токсичностью и летучестью: различные соединения галогенов, азота, серы, тяжелых металлов (меди, цинка, свинца и др.).

В промышленной практике в настоящее время существует два направления термической переработки ТБО, основанные на принудительном перемешивании и перемещении материала:

Слоевое сжигание на колосниковых решетках при температуре 900 …1000 о С;

Сжигание в кипящем слое при температуре 850 … 950 о С.

Сжигание в кипящем слое обладает рядом экологических и технологических преимуществ, но требует обязательно подготовки отходов к такому процессу, поэтому распространено значительно меньше.

Наиболее экологически приемлемым представляется использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов. Для реализации этого направления необходимы по меньшей мере два условия: во-первых, наличие достаточно полной и легко доступной информации по источникам и накоплению реализуемых отходов; во-вторых, выгодная экономическая конъюнктура.

Контрольные вопросы

1. Какие процессы оказывают влияние на плодородие почвы?

2. Что такое эрозия почвы? Причины и виды эрозии почвы.

3. Назовите основные загрязнители почвы.

4. Что такое отходы производства и потребления? Какие установлены классы опасности отходов?

5. Что включает в себя понятие «обращение с отходами»?

6. Как устанавливается норматив образования отходов и лимит на размещение отходов?

7. Назовите основные методы переработки отходов.

8. Дайте краткую характеристику метода компостирования.

9. На каких процессах основано биоразложение органических отходов?

10. Назовите основные направления термической переработки отходов.

11. Какие еще способы переработки отходов вам известны?

Экологический мониторинг

Под мониторингом подразумевают систему слежения за какими-то объектами или явлениями.

Экологический мониторинг – это информационная система, созданная в целях наблюдения и прогнозов изменений в окружающей среде для того, чтобы выделить антропогенную составляющую на фоне остальных природных процессов.

Одним из важных аспектов функционирования мониторинговых систем является возможность прогнозирования состояния исследуемой среды и предупреждения о нежелательных изменениях ее характеристик.

Виды экологического мониторинга. По масштабам различают мониторинг базовый (фоновый), глобальный, региональный, импактный.

по методам ведения и объектам наблюдения : авиационный, космический, окружающей человека среды.

Базовый мониторинг выполняет слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний.

Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере, включая все их экологические компоненты (основные материально-энергетические составляющие экологических систем), и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.

Региональный мониторинг производит слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Импактный мониторинг – это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Мониторинг окружающей человека среды осуществляет слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение создающихся критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.

Реализация мониторинга требует использования достаточно широко развитого математического обеспечения, включающего комплексы математических моделей изучаемых явлений.

Разработка модели конкретного явления или природной системы связана с выбором ее концептуальной структуры и наличия замкнутого пакета машинных программ. Наиболее распространенным типом моделей являются наборы дифференциальных уравнений, отражающие биологические, геохимические и климатические процессы в изучаемой системе.При этом коэффициенты уравнений либо имеют конкретный смысл, либо определяются косвенным образом через аппроксимацию экспериментальных данных.

Моделирование реальной природной системы, в основе которой заложены экспериментальные данные, и проведение над ней многочисленных экспериментов позволяют получить количественные оценки взаимодействий различных компонентов сообществ как в природных системах, так и сформировавшихся в результате вторжения в природную среду хозяйственной деятельности человека.

Задачами системы экологического мониторинга являются:

Наблюдение за химическими, биологическими, физическими параметрами (характеристиками);

Обеспечение организации оперативной информации.

Принципы, положенные в организацию системы:

Коллективность;

Синхронность;

Регулярная отчетность.

На основе системы экологического мониторинга создана общегосударственная система наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды.

В оценку среды обитания и здоровья населения включается состояние атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания, а также ионизирующего излучения.

Экологический паспорт предприятия –это документ, который имеется на каждом предприятии, он составляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90. Охрана природы. Экологический паспорт предприятия. Общие положения.

В этом документе содержатся фактические данные о воздействии данного объекта на атмосферный воздух и водоемы и оценка этих воздействий, о загрязнении почвы, обращении с отходами.

Данные экологического паспорта обновляются два раза в год.

Процедура ОВОС

В соответствии с существующими правилами любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел «Охрана окружающей среды» и в нем – обязательный подраздел ОВОС – материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии.

ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения. ОВОС организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организаций и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания. Процедура ОВОС включает ряд последовательных этапов.

1. Идентификация источников воздействия с помощью эксперимен-тальных данных, экспертных оценок, создание установок математического моделирования, анализа литературы и т.д. В результате выявляются источники, виды и объекты воздействия.

2. Количественная оценка видов воздействия может быть проведена балансовым или инструментальным методом. При использовании балансового метода определяется количество выбросов, сбросов, отходов. Инструментальный метод – это измерение и анализ результатов.

3. Прогнозирование изменения природной среды. Дается вероятностный прогноз загрязнения среды с учетом климатических условий, розы ветров, фоновых концентраций и т.д.

4. Прогнозирование аварийных ситуаций. Дается прогноз возможных аварийных ситуаций, причин и вероятность их возникновения. По каждой аварийной ситуации предусматриваются профилактические меры.

5. Определение способов предупреждения отрицательных последствий. Определяются возможности снижения воздействия с помощью специальных технических средств защиты, технологий и т.д.

6. Выбор методов контроля над состоянием среды и остаточными последствиями. Система мониторинга, контроля должна быть предусмотрена в проектируемой технологической схеме.

7. Эколого-экономическая оценка вариантов проектных решений. Оценка воздействия производится для всех возможных вариантов с анализом ущербов, компенсационных затрат на защиту от вредного воздействия после реализации проекта.

8. Оформление результатов. Осуществляется в виде отдельного раздела проектного документа, который является обязательным приложением и содержит, кроме материалов списка ОВОС, копию согласования с Минздравом, органами государственного надзора, ответственными за использование природных ресурсов, заключение ведомственной экспертизы, заключение общественной экспертизы и основные разногласия.


Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы ().

Экологическая экспертиза предполагает специальное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов в целях обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам.

Экологическая экспертиза, таким образом, выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Согласно Закону РФ «Об экологической экспертизе» эти виды контроля и надзора осуществляются природоохранными органами.

Закон РФ «Об экологической экспертизе» (ст. 3) формулирует принципы экологической экспертизы , а именно:

Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятия мониторинга, экологического мониторинга.

2. Назовите виды экологического мониторинга.

3. Сформулируйте задачи и принципы организации системы экологического мониторинга.

4. Что такое экологический паспорт предприятия, его содержание?

5. Что представляет собой процедура ОВОС? С какой целью она проводится?

6. Перечислите последовательность этапов проведения ОВОС.

7. Что включает в себя экологическая экспертиза?

8. Сформулируйте принципы экологической экспертизы.

Виды ущербов от загрязнения окружающей среды

Наиболее объективным критерием, используемым при экологической экспертизе, является ущерб, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.

Различают ущерб трёх видов: фактический, возможный и предотвращенный.

Под фактическим ущербом понимают фактические потери и урон, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.

Возможный ущерб – это ущерб экономике, который мог бы быть в случае отсутствия природоохранных мероприятий.

Под предотвращенным ущербом понимают разность между возможным и фактическим ущербами.

Методика расчета ущерба предполагает учет ущерба, причиняемого повышенной заболеваемостью населения; ущерба сельскому хозяйству, жилищному, коммунальному и бытовому хозяйству, промышленности и другие виды
ущерба.

Расчеты носят оценочный характер вследствие недостатка достоверной естественнонаучной и социологической информации.

Безопасное обращение со всевозможными отходами относится к одной из важнейших экологических проблем. Отходы производственной сферы и потребления являются источником загрязнения окружающей нас среды. При этом происходит распространение опасных веществ, негативно влияющих на здоровье человека. Именно поэтому важно соблюдать порядок учета и обращения с отходами.

Виды отходов

Классификация материалов, представляющих собой отходы, выполняется для определения наилучших вариантов решения проблемы обращения с ними. Понимая, к какому типу относятся те или иные отходы, специалисты оптимальным образом производят их сбор и хранение, транспортировку и утилизацию, обезвреживание и переработку.

Существует множество признаков, по которым многочисленные остатки делят на различные группы. Эти самые группы во многом определяют порядок обращения с отходами. Но главным образом по цели использования материалов и оборудования, остатки которых превращаются в мусор, выделяют отходы производства и отходы потребления.

Отходами производства считаются остатки сырья, материалов, каких-либо полуфабрикатов, образующихся при производстве продукции, которые частично или полностью утратили свое качество или же не соответствуют стандартам. Часть таких остатков после специальной доработки вполне может использоваться как сырье или готовый продукт.

Отходами потребления принято называть изношенные изделия, а также отработанные материалы, восстанавливать которые экономически нецелесообразно. Небольшая часть таких отходов может без дополнительной обработки возвратиться в производственный цикл. Их принято называть возвратными отходами. Остальные, безвозвратные, отходы без специальной переработки возвратиться в производство не могут. Именно порядком обращения с отходами производства и потребления определяется дальнейшая судьба утиля.

Отходы могут классифицироваться по опасности, агрегатному состоянию, отрасли или источнику появления. Стоит также заметить, что в каждой сфере производства имеется своя система классификации отходов. Но вместе с тем даже на одном предприятии не может образовываться мусор одного вида, поскольку наряду с технологическими неизбежно образуются и твердые бытовые отходы.

Опасность отходов

Наиболее важное значение имеет порядок обращения с опасными отходами. Связано это с тем, что от токсичности, пожароопасности, содержания инфекционных возбудителей, реакционной способности некоторых веществ зависят условия сбора, порядок транспортировки, метод утилизации остатков.

Токсичность веществ определяется способностью вызвать серьезные острые или хронические заболевания, в том числе раковые. Путь попадания внутрь организма может быть различным: через дыхательные пути, систему пищеварения или при соприкосновении с кожей. При этом может иметь место острая токсичность, если произошел единоразовый контакт вещества большой концентрации, или хроническая, если человек многократно взаимодействует с тем же веществом, но меньшей концентрации.

Пожароопасность утиля определяют по его способности:

  • испускать пары огнеопасных соединений при температуре, не превышающей 60 °С в закрытой емкости или не более 65,5 °С - в открытой;
  • легко воспламеняться, а также вызывать или же усиливать пожар от трения;
  • самопроизвольно разогреваться в нормальных условиях, а также от контакта с воздухом с последующим самовозгоранием;
  • самовоспламеняться от контакта с водой или же выделять легковоспламеняющиеся вещества в опасных количествах.

Классы опасности

В соответствии с нормативными документами, определяющими порядок обращения с отходами и осуществления производственного контроля, по степени отрицательного влияния на окружающую среду отходы подразделяют на 5 классов опасности.

Классы опасности отходов
Степень вредного действия Критерии отнесения отхода к классу опасности Класс опасности
Очень высокая Экосистема нарушена необратимо, не имеет периода восстановления I - чрезвычайно опасные
Высокая Экосистема нарушена сильно, после устранения источника воздействия восстановление займет не менее 30 лет II - высокоопасные
Средняя Экосистема нарушена, ее восстановление после снижения воздействия от не устраненного источника составит около 10 лет III - умеренноопасные
Низкая Экосистема нарушена, но самовосстановится за 3 года IV - малоопасные
Очень низкая Экосистема практически не имеет нарушений V - практически неопасные

Паспортизация отходов

Порядок учета в области обращения с отходами, относящимися к I-IV классам опасности, предусматривает составление на них паспортов. Процедура паспортизации, как и типовые формы паспортов, определена Правительством Российской Федерации. Исполняется она Росприроднадзором через его территориальные органы, а также самими индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в ходе деятельности которых образовались эти отходы.

Паспорт того или иного отхода составляется на основе данных о его составе и свойствах, а также после оценки его опасности. В нем содержится следующая информация:

  • код отхода по классификационному каталогу;
  • компонентный состав;
  • название процесса, в ходе которого образовался этот отход;
  • сведения о хозяйствующем субъекте (предприятии).

Компонентный состав отхода устанавливается в результате выполнения анализов, проводимых аккредитованной лабораторией, а также основывается на технологических регламентах, технических условиях, стандартах и другой документации. В соответствии с порядком обращения с отходами копия такого документа необходима для транспортировки, обезвреживания, захоронения или использования утиля. Паспорт в обязательном порядке должен быть согласован с территориальным органом Росприроднадзора.

Производственный контроль при обращении с отходами

Порядок осуществления отслеживания соблюдения требований законодательных актов в сфере обращения с отходами должны разрабатывать сами юридические лица, в производственной деятельности которых образуется тот или иной вид мусора. В соответствии с законодательством, на предприятии должен быть разработан ряд документов и изданы необходимые приказы, в соответствии с которыми его сотрудники должны обращаться с утилем. Главным из этого списка является "Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами".

Порядок этот представляет собой локальный нормативный акт, издаваемый юридическим лицом и согласовываемый с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (обычно Росприроднадзором). Сегодня нет единых требований к его оформлению, установленных на федеральном уровне. Однако территориальные органы Росприроднадзора рекомендуют включать следующие разделы:

  • Общие положения. Здесь обычно ссылаются на законодательные акты, предусматривающие необходимость разрабатывать порядок обращения с отходами и вести производственный контроль.
  • Цели и задачи производственного контроля при обращении с отходами. Стандартный унифицированный раздел, ключевыми словами которого можно назвать "контроль", "проверка", "обеспечение" и "предоставление информации".
  • Общие сведения об организации. Помимо реквизитов юридического лица, в разделе описывают основные сферы деятельности.
  • Описание организационной системы учета и порядка обращения с отходами на площадках хозяйствующего субъекта. Здесь указываются должностные лица, на которых возлагается ответственность за проведение операций, связанных с отходами, в том числе непосредственный производственный контроль и разработка инструкций.
  • Описание объектов, которые подлежат производственному контролю при обращении с отходами. В разделе приводится характеристика основных групп отходов, образующихся в ходе различных процессов деятельности предприятия.
  • Контроль выполнения ограничений отрицательного воздействия на окружающую среду. Приводятся планы-графики осуществления экоаналитического контроля, основные запланированные мероприятия, периодичность их проведения и исполнители.
  • Контроль соблюдения требований предупреждения и/или ликвидации ЧС, возникших при обращении с отходами. В разделе указываются возможные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на любом этапе обращения с утилем, а также порядо действий работников при их возникновении.

Помимо самого положения о порядке обращения с отходами, в пакет документов производственного контроля в виде приложений входят также копии:

  • Свидетельства о регистрации юридического лица, а также о его постановке на налоговый учет.
  • Паспорта всех видов отходов, образующихся на площадках предприятия.
  • Сведений о лицах, назначенных ответственными за осуществление порядка контроля в обращении с отходами юридического лица.
  • Положения о подразделениях и лабораториях, осуществляющих производственный контроль, или должностные инструкции назначенных ответственными должностных лиц.
  • Сведений о квалификации лиц, осуществляющих контроль или его отдельные мероприятия.
  • Приказов о назначении лиц, ответственных за порядок обращения с отходами производства.
  • Документов, подтверждающих право на работу с отходами с первого по четвертый классы опасности.
  • Актуальных договоров с предприятиями, занимающимися размещением, использованием или обезвреживанием отходов, а также их лицензии.
  • Разработанных инструкций о порядке обращения с отходами на территории предприятия.

Цели и задачи производственного контроля

Как и любые другие мероприятия в сфере обращения с отходами, производственный контроль имеет четкие цели. Во-первых, он призван требовать соблюдения всех требований, предусмотренных законодательством РФ в этой сфере, а также нормативов образования мусора. Во-вторых, в ходе производственного контроля отслеживается соблюдение в ходе хозяйственной деятельности предприятия принципов рационального использования ресурсов, а также мероприятий, направленных на их восстановление. В-третьих, производственный контроль при обращении с отходами предусматривает составление и выполнение планов мероприятий в области охраны окружающей среды, как и оперативного устранения некоторых причин аварийных ситуаций. И, наконец, производственный контроль призван отслеживать полноту и достоверность сведений в сфере обращения с отходами, которые необходимы для расчета платы за негативное действие на окружающую среду.

Для достижения вышеуказанных целей перед производственным контролем в области обращения с отходами ставятся следующие задачи:

  • проверка соблюдения предусмотренных законодательством требований, условий, а также ограничений на работу предприятия;
  • контроль соблюдения нормативных значений и лимитов воздействия на окружающую среду;
  • предупреждение потенциально возможного вреда для окружающей среды из-за деятельности предприятия;
  • контролирование выполнения предписаний, составленных должностными лицами, осуществляющих государственный контроль в области экологии;
  • проверка выполнения имеющихся планов и мероприятий, нацеленных на уменьшение количества отходов;
  • предоставление информации о системе управления охраной окружающей среды, организованной на предприятии.

Строительные отходы

Под отходами строительства и сноса понимают различные отходы, образующиеся в ходе строительства зданий, дорог, инженерных коммуникаций, при их реконструкции, сносе и разборке (кроме высокоопасных). Их принято делить на габаритные, если такие отходы объемом более 2 м 3 возможно загрузить в стандартный бункер, и негабаритные.

Существует обширный перечень требований, предусмотренных порядком обращения с отходами строительства и сноса в нормативных и отраслевых документах.

Требования к отходам строительства и сноса
Сбор и хранение

Сбор выполняется раздельно в зависимости от видов, классов опасности, а также прочих признаков с целью обеспечить переработку, необходимое обезвреживание, а также использование как вторичное сырье.

Места под временное хранение строительного мусора должны оборудоваться так, чтобы исключалась возможность загрязнения почвы, воздуха и водных артерий. Они должны обноситься ограждением по периметру с целью исключения доступа посторонних лиц.

Предельные количества накопленных строительных отходов, сроки их хранения должны соответствовать экологическим требованиям, СанПиНам, а также правилам пожарной безопасности.

В местах, отведенных под хранение строительного мусора, следует предусматривать погрузо-разгрузочные механизмы, с помощью которых должны выполняться перемещение и погрузка отходов для вывоза со стройплощадки.

Транспортирование

Организации и физические лица, от деятельности которых образуется строительный мусор, должны иметь договоры с получателями и перевозчиками отходов. Самостоятельно их транс-портировку и переработку можно выполнять при наличии необходимых лицензий.

Вывоз отходов следует осуществлять такими способами, которые исключают возможность их потери, создания чрезвычайных ситуа-ций или причинения ущерба окружающей среде, людям и прочим объектам.

Утилизация, обезвреживание, захоронение

Должны осуществляться с учетом современных доступных технологий по требованию нормативных документов. Например, выбор бетона, песка, щебня и кирпичного боя как изоляции на полигонах захоронения ТБО.

Если в регионе нет предприятий и территорий для вывоза строительного мусора, то порядок обращения с отходами строительства предусматривает его удаление на полигоны захоронения твердых бытовых отходов.

Все возможные составляющие строительного мусора должны подлежать сдаче для вторичной переработки

Учет строительных отходов

Для достоверного отражения движения строительного мусора, определения его объемов и разработки потенциальных методов и путей вторичной переработки, а также составления отчетов для государственной статистики на предприятиях должен вестись учет отходов строительства.

Порядок учета в области обращения с отходами в строительной отрасли предусматривает:

  • Первичный учет. Ведется на объектах (стройплощадках) собственниками отходов. Осуществляется путем измерений и взвешиваний, полученные данные фиксируются в книге учета.
  • Единый учет. Ведется в книге общего учета отходов на основании первичного учета.
  • Инвентаризацию отходов. Нужна для определения качественных и количественных характеристик утиля. Осуществляется должностными лицами, назначенными руководителем предприятия.

Коммунальные отходы

К ним причисляют не только отходы от частных домовладений (бытовые отходы), но также и те, которые образуются в офисах, магазинах, мелких фабриках, образовательных учреждениях и прочих муниципальных предприятиях. Несмотря на то что имеют они различное происхождение, а также несколько отличаются по своим свойствам, объединяет их тот факт, что ответственность за утилизацию таких отходов возлагается на муниципальные власти.

В соответствии со списками федерального классификационного каталога к ним относят:

  • жилищные отходы;
  • уличный смет;
  • отходы производств, которые подобны коммунальным;
  • отходы в виде устройств, оборудования, изделий;
  • отходы от обработки сточных вод, образованные в ходе водоподготовки и использования воды;

Согласно порядку обращения с твердыми коммунальными отходами, все они транспортируются для захоронения на свалки бытовых отходов, так как не считаются токсичными. Однако сквозь отходы, размещенные на полигонах, просачивается до трети годовых осадков, при этом токсичные вещества, образующиеся при разложении ТБО, попадают в поверхностные и/или грунтовые воды. Доказано, что в фильтрате содержатся такие загрязнители, как фенол, роданиды, тяжелые металлы, СПАВ и прочие.

Медицинские отходы

К медицинским отходам относят разнообразный мусор, производимый любыми медицинскими учреждениями, а также отходы, образованные при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Порядок обращения с медицинскими отходами предусмотрен санитарными правилами и нормами. Он регламентирует:

  • сбор и временное размещение вредных веществ;
  • различные способы обезвреживания (по классам опасности);
  • особенности транспортировки к местам захоронения;
  • возможные виды переработки и уничтожения.

Этот порядок обязателен для соблюдения всеми лечебно-профилактическими учреждениями, вне зависимости от того, лечебное оно, диагностическое или фармакологическое. Контроль над его исполнением возложен на органы, ответственные за санитарно-эпидемиологическую обстановку муниципалитета.

Сбор и вывоз отходов

Всякий сбор и вывоз утиля предусматривает перечень технологических операций:

  • накопление мусора;
  • транспортировка наполненных контейнеров;
  • их разгрузка и очистка;
  • доставка чистых емкостей к месту сбора мусора.

В соответствии с порядком обращения с отходами система транспортировки может быть одноэтапной или двухэтапной. В первом случае отходы доставляются к месту утилизации непосредственно от точек их образования. При этом вывоз их осуществляется преимущественно мусоровозами средней и малой грузоподъемности. При двухэтапной транспортировке используются промежуточные пункты сбора отходов, или мусороперегрузочные станции.

Обе эти технологические схемы имеют свои достоинства и недостатки. Так, одноэтапная транспортировка менее затратна с точки зрения финансов, но требует строительства временных дорог и сопровождается выносом загрязнений колесами мусоровозов.