Интересные факты о зоологическом музее и кунсткамере. Здание с корнями

  • 29.06.2020

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

Во время "Великого посольства" в 1697-1698 годах, путешествуя по крупным городам Голландии и Англии, Пётр изучал не только моду и флот, но и быт. В богатых домах он заметил кабинеты "кунштов", то есть чудес. Император страшно заинтересовался этим новшеством и решил собрать у себя подобную коллекцию. Сначала под новое увлечение был отведён отдельный "государев кабинет". Экспонаты для него Пётр закупал и целыми коллекциями, и отдельными вещами. Про само здание Кунсткамеры есть легенда: однажды император прогуливался по Васильевскому острову и увидел две странных сосны. Они росли настолько близко, что ветви вросли в ствол. Петру настолько это понравилось, что он велел выпилить самый интересный фрагмент, а на месте сосен построить музей редкостей.

Император подошёл к своему увлечению с поистине русским размахом. В 1718 году он подписал указ, в котором говорилось: "Ежели кто найдёт в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, – словом, все, что "зело старо и необыкновенно", велено было приносить. Вскоре коллекция начала стремительно разрастаться и временное пристанище - дом вельможи Александра Кикина - стал маловат. Было решено построить отдельные "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". Правда, до окончания строительства Пётр не дожил.

Нынешняя Кунсткамера сильно отличается от той, что была при царе. Что-то было утеряно, что-то сгорело при пожаре, а многие экспонаты, напротив, были приобретены. Но кое-что от музея петровской эпохи всё же сохранилось. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных фактов из истории первого русского музея.

1. В первые годы существования Кунсткамеры при музее были и живые "экспонаты" : люди с уродствами, нестандартным ростом и внешностью. После смерти их скелеты не хоронили, а размещали в витринах. Например, Фома был коротышкой ростом 126 сантиметров, а на руках и ногах имел всего по два пальца, от чего его конечности напоминали клешни краба, что часто бывает при близкородственных браках. Великана Николая Буржуа монарх повстречал во Франции. Пётр и сам был немаленьким, но Буржуа, с его ростом в 2 метра 30 сантиметров, просто поразил царя. Император забрал его в Россию, сделал личным лакеем, а когда Николай умер, Пётр передал его тело в музей. С гигантским скелетом связана одна из легенд музея. При пожаре череп Буржуа пропал. Его заменили подходящим, но с тех пор ночами скелет якобы бродит по залам, разыскивая свою голову.

2. Когда предметы из царских коллекций стали доступны для всеобщего обозрения, за просмотр решили не взимать плату. Наоборот, Пётр считал, что людей, жадных до знаний, следует "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Одна из жемчужин экспозиции, то, что представляют при слове "Кунсткамера" - это, конечно, коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша . Этих самых заспиртованных младенцев, препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, так же заспиртованные или высушенные - всё это Рюйш собирал на протяжении 50 лет. Он придумал особенный способ сохранения своих экспонатов - ходит слух, что доктор был так хорош в своём деле, что Пётр при первом посещении поцеловал забальзамированного младенца, приняв его за живого. В коллекции Рюйша - стадии эмбрионального развития человека, несколько аномалий вроде сиамских близнецов и множество органов. Доктор хранил препараты сухими или в стеклянных банках со спиртом, настоянном на чёрном перце. Чтобы экспонаты выглядели красиво, он наряжал их в кружевные одежды, надевал на них бусы и иногда составлял из них композиции. Кроме того, он изобрёл окрашивающий раствор, позволявший при вскрытии разглядеть каждую венку. Купить коллекцию Рюйша оказалось непросто и только спустя 20 лет анатом согласился расстаться с экспонатами, получив за них весьма крупную сумму. Кстати, младенцев с отклонениями у анатома было не так уж много. В Россию вместе с препаратами был привезён рецепт сохранения и бальзамирования трупов. Тератологическая коллекция из монстров человеческих и звериных появилась после указа Петра в 1718 году. Император считал тератологию (науку о монстрах) очень полезной - с её помощью можно было показать, что уроды рождаются не из-за вмешательства дьявола, а вследствие естественных причин. Ценились монстры очень высоко, платили за них хорошо, а за их утаивание взымался высокий штраф, поэтому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Сросшиеся близнецы всех мастей, младенцы с циклопией или с недоразвитыми ногами, похожими на хвост, дети с двумя лицами, микроцефалы и анацефалы - они редко жили больше нескольких дней и никому не были нужны. Их препарировали в Анатомическом театре при музее и готовили из них экспонаты.

3. Рядом с заспиртованными младенцами Рюйша и монстрами размещалась коллекция голландца Альберта Себы . "Славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост- и Вест-Индии" русскому царю коллекционер задумал продать, когда узнал о Кунсткамере. Себа верил, что Пётр позаботится о сохранности его собрания, поэтому завязал с царём переписку. Будучи по профессии аптекарем, он классифицировал экспонаты по принципу, принятому в Эпоху Возрождения - принципу пользы. Растение попадало в ту или иную категорию в зависимости от того, едят его или лечатся им. Так что, гербарии и разные диковинные чучела - дело рук Себы. К сожалению, после пожара 1747 года сохранилась только небольшая часть коллекции.

4. Рассматривая экспонаты, можно обратить внимание, как мыслили люди XVIII века. Если они сортировали растения по принципу "съедобное-несъедобное", то минералогия была загадочой и малоизученной. Известный минералог И. Г. Леман утверждал, что "жилы, которые мы обнажаем во время горных работ, ничто иное, как побеги огромного ствола, коренящегося в самой глубине земли". В Кунсткамере хранится аналог минералогической коллекции, приобрётенной Петром в Германии.

5. Если естественные науки пока были освоены мало, то география и астрономия были вполне развиты. Доказательством этому служил третий этаж музея, где в круглом зале установлен Готторпский глобус. Глобус изготовили для замка на севере Германии, а Петру его преподнесли в качестве подарка. Он представлял собой огромный полный шар диаметром около трёх метров. На наружной поверхности была карта земли, а внутри - звёздного неба. Через люк можно было попасть внутрь глобуса, а специальный механизм создавал иллюзию вращения небесных тел. После пожара 1747 года глобус сгорел и его пришлось восстанавливать по металлическому каркасу. Потом глобус перемещали, его даже вывезли как трофей во время блокады Ленинграда, но сейчас он занимает свое почётное место на четвёртом этаже Кунсткамеры.

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

По легенде, однажды, прогуливаясь по берегу Невы, Петр Первый увидел не совсем обычную сосну, ветвь которой вросла в ствол. Это происшествие и подтолкнула царя к идее создания коллекции («собрание диковинок» — пер. с нем.), причем музей (Кунсткамера) должен был строиться именно на месте этой сосны (которую сохранили в виде экспоната), на Стрелке Васильевского острова.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйшаколлекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

Петербург - это не просто город белых ночей и трех революций, где безостановочно разводят мосты и пьют винишко на крышах. Настоящих ценителей изящной культуры Питер радушно встречает обилием музеев и выставочных залов, где полной грудью можно надышаться красотами. Благо имеется повод, чтобы лишний раз припасть к высокому искусству.

31 января 1714 года, 304 года назад, по указу Петра I в Санкт-Петербурге был создан «Государев кабинет», более известный как Кунсткамера. Сегодня это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, где на одном квадратном метре собрано максимальное количество удивительной дичи и поражающих воображение экспонатов со всего мира.

В честь этого знаменательного события, Отвратительные мужики собрали для вас топ-7 интересных диковинок, которые вам точно стоит увидеть. Помимо заспиртованных мутантов, разумеется.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушка
Едва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Флейта из человеческой кости
…Из бедра девственницы

В тибетской традиции флейта носит название Ганлин . Изготавливалась из бедренной человеческой кости , обработанной таким образом, чтобы можно было извлекать из нее звук. Шаманы считали, что самым лучшим материалом является часть ноги девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходящими были и кости преступников, погибших насильственной смертью.

Шаманы из Монголии использовали флейту для вызова духов трех миров, при этом дуть в инструмент просто так категорически запрещалось.

Скелет Николя Буржуа
Двухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Пропавшая голова Марии Гамильтон
…Которую Петр I поцеловал после того, как ее уже отрубили

Еще одна таинственная история, в которой фигурирует отрубленная голова… которой нет в экспозиции. Любовница Петра I Мария Гамильтон была обвинена в детоубийстве и обезглавлена, после чего, по легенде, император поцеловал отрубленную голову в губы . Череп женщины якобы остался на хранении в Кунсткамере, однако пьяные английские моряки его оттуда похитили и уплыли на родину.

Слегка идиотская интерпретация событий

Самого экспоната в музее нет, однако легенда давно уже стала частью истории о призраках в Кунсткамере.

Индонезийский кинжал крис
Инструмент черной магии и просто чудо кузнечного ремесла

Кинжал крис, национальное холодное оружие из Индонезии . Представляет из себя изогнутый несколько раз клинок с ассиметричной пятой, расширенной возле рукояти. Крис имел скорее ритуальное, нежели практическое назначение: в поздней культуре Явы кинжал не рекомендовалось вытаскивать из ножен без необходимости. А указывать острием на человека было вовсе запрещено.

Кажется, я видел такой в Dark Souls. Правда, размером с рельсу.

Готторпский глобус
Еще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри - небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет виртуальный тур по Кунсткамере . Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

Одной из архитектурных доминант центра Санкт-Петербурга является башня Кунсткамеры, увенчанная армиллярной сферой - символом познания вселенной.

Как и многое в этом городе, первый общедоступный музей был создан благодаря Петру I, неугомонному реформатору, жаждущему превратить Россию в передовую, процветающую страну. Без развития науки и образования осуществить задуманное было невозможно.

ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Создание музея – дворца науки и знания стало делом государственной важности.

«Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству чрез искусства и науки», - говорил когда-то Петр I .

Начало музейному собранию положили коллекции самого Императора. Он понимал, что коллекционирование является не только одним из способов изучения окружающего мира, но и способом сохранения и передачи знаний.

Задачей, поставленной Петром, было просвещение людей, вне зависимости от их званий, чинов и статусов. Он считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Посетители «водимы были с услужливостью суббиблиотекарем или другими знающими служителями по всем комнатам и все редкости показываемы им были с кратким объяснением». Их могли угостить «кофием, цукербродом, венгерским вином или другими напитками и закусками» в благодарность за проявленный интерес.

Что же они видели?

Слово «кунсткамера» в переводе с немецкого языка – «комната искусств». Здесь были представлены картины, статуи, костюмы, оружие, лодки, приборы и инструменты, модели и медали - то, что искусством своих рук создал человек. Было и то, что создала природа: анатомические коллекции, гербарии растений, камни и минералы, чучела животных – мир во всем его многообразии. Посетители приобщались и к достижениям науки того времени. С 1724 г. музей официально становится подразделением Академии наук. Проводятся публичные лекции, демонстрации опытов. Большой вклад в пополнение коллекций внесли академические экспедиции.

В 30-е годы XIX в. на основе преумножившихся коллекций Кунсткамеры было создано несколько самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. По-другому и не могло быть, Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана им и его сподвижниками как научный музей, а, следовательно, была живым организмом, была частью постоянно развивающейся научного знания. Значительная часть коллекций, в том числе, нумизматическая, египетская, научных приборов и инструментов, живописи, мемориальная коллекция Петра Великого в разные годы были переданы в Эрмитаж.

Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. В 1879 г. их объединили в Музей антропологии и этнографии. В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Таким образом, Музей антропологии и этнографии в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие анатомические и этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

Одним из уникальных экспонатов музея является Большой Готторпский глобус. Он поражает, прежде всего, своими размерами (его диаметр равен 3,11 м, весит он 3,5 т) и тем, что в него можно было войти и как в планетарии наблюдать за движением звёзд и созвездий. Более, чем 300-летняя история глобуса полна испытаний и приключений. Сейчас он размещён на пятом этаже башни здания Кунсткамеры.

Популярность музея как туристического объекта не гаснет, а очереди, особенно в летний сезон, частенько протягиваются до самого Дворцового моста.

Для того чтобы пробежаться по всему музею, потребуется не меньше 1,5 часов, а уж если останавливаться и внимательнее рассматривать экспонаты, знакомиться с содержанием этикеток и пояснительных текстов, то не хватит и дня.

В преддверии Дня Знаний НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили выяснить, что предлагает Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук современным школьникам.

Оказалось, что в музее имеется целый ряд увлекательных экскурсий и занятий для ребят разных возрастов.

Зенько Светлана Викторовна – старший специалист по работе с дошкольными и школьными группами экскурсионно-образовательного отдела:

«Несмотря на то, что Музей антропологии и этнографии академический, серьёзный дети к нам приходят. Как индивидуально с родителями, так и организованными группами. По данным статистики за прошлый год из 578 789 человек, посетивших наш музей, 87 441 – школьники, причём это не только петербуржцы. В каникулы, праздничные дни в музее много гостей города из разных уголков России и других стран мира. Специально для детей и подростков была создана и продолжает развиваться программа экскурсий и занятий «Моя Кунсткамера».»

БОГАТАЯ ПРОГРАММА

Все экскурсии представлены на официальном сайте музея. Просто и доступно. Сделать выбор учитель, воспитатель или родитель может самостоятельно. Для первого знакомства с музеем лучше всего подойдут обзорные экскурсии.

«Зная психологические особенности детей этого возраста, мы стараемся использовать различные педагогические приёмы так, чтобы первая встреча с музеем стала содержательной, яркой и радостной» - говорит Светлана .

Оказалось, что у местных экскурсоводов есть свой помощник по имени Глоболок. Он одновременно напоминает колобка и глобус. Эта кукла с доброжелательной улыбкой, с ней можно поздороваться за руку. Глоболок очень рад встрече с ребятами, он любит загадывать загадки, играть, рассказывать сказки. С ним легко отправляться в путь, ведь у него всегда с собой карта всего мира и он поможет разобраться, откуда прибыл в музей тот или иной занимательный предмет.

«Ещё одно очень важное предназначение Глоболка – снять эмоциональное напряжение у тех детей, которые ждут от музея чего-то ужасного и уже заранее боятся его. Эти ожидания могут быть вызваны пугающим внешним обликом экспоната на лестнице в вестибюле – фигура Ракшаса. В этом случае рассказ экскурсовода помогает понять, что таким непривлекательным видом эту фигуру наделили люди, чтобы отпугивать зло. Ракшас – хранитель входа. Но чаще всего эти ожидания обусловлены тем, что взрослые, из добрых побуждений, желая подготовить ребёнка к встрече с коллекциями нашего музея, начинают рассказывать о монстрах, «чудиках в банках» и т. п., навязывая свои личные негативные впечатления от соответствующих экспонатов или транслируя отрицательные эмоции, воспринятые от других.

Уважаемые взрослые! Детей дошкольного и младшего школьного возраста мы не водим в зал с естественнонаучными коллекциями, за исключением тех случаев, когда Вы сами упорно настаиваете на необходимости посещения этой экспозиции Вашим ребёнком. Всему своё время!», - отмечает Светлана Викторовна.

Такой помощник сопровождает ребят практически на всех игровых занятиях на этнографических экспозициях. С ним можно поиграть в индейцев или в эскимосов Северной Америки, отправиться на Японские острова вместе с Иссумбоси (японским мальчиком с пальчик) или побывать в Индии, в стране, где живут павлины и познакомиться с Ганешей – победителем .

На занятие "Ларец мудрости " древние китайские притчи и музейные экспонаты помогут учащимся 3-4 классов поразмышлять о том, что такое мудрость и как её добыть. Узнать, почему в Индии змей почитали как небожителей, как змеи помогали богам обрести бессмертие и зачем мифическим змеям множество голов ребята смогут на занятии "Почему в Индии не боятся змей ".

"Тем, кто постарше, учащимся средних и старших классов предлагаем начать знакомство с музеем с экскурсии «Чудес палата». В прежние времена Кунсткамеру называли «Палатой редкостей» или «Палатой чудес». Людям того времени многие экспонаты, которые показывал музей, казались диковинными, удивительными. А удивление – это первый шаг к знаниям и новой информации. На этой экскурсии мы хотим, и я надеюсь, у нас это получается, доказать тем, кто придет к нам в гости, что и сейчас в музее есть экспонаты, которые могут удивить даже человека 21 века. Идя по залам, мы вместе с посетителями ищем такие примеры, причём неожиданным может оказаться не только назначение, внешний вид предмета, материал, из которого он изготовлен, или уникальная технология использованная мастером, но и история того, как этот экспонат попал в музей. В эту экскурсию входит и посещение зала с естественнонаучными коллекциями, там диковинного тоже достаточно. Порой посетители чучело панголина – древнего животного, сохранившегося до наших дней – принимают за гигантскую шишку.

Большой популярностью уже многие годы пользуются экскурсии программы из раздела "История науки ", адресованные учащимся средних и старших классов.

В экскурсии «Музей, который придумал Петр» - акцент сделан на истории создания первого публичного музея. У посетителей есть возможность представить, какой была Кунсткамера XVIII века. Экскурсия включает посещение всех исторических экспозиций. В совместном обсуждении, в режиме диалога мы выясняем, для чего был создан этот музей.

Познакомиться с историей Большого Готторпского глобуса,узнать, как в XVIII веке проводились астрономические наблюдения, работали службы времени и картографии могут участники экскурсии "Первая астрономическая обсерватория и Большой Готторпский глобус "

Экскурсия "Мифы звёздного неба. От астрологии к астрономии " знакомит с традиционными представлениями разных народов о космосе, с историей астрономических наблюдений и становлением научного знания о мире.

Экскурсия "Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры" для тех, кто интересуется биологией, медициной и хочет подробнее познакомиться с уникальными коллекциями голландских исследователей XVIII века – А. Себы, Ф. Рюйша, М-С. Мериан, а также узнать, как в академическом музее осуществлялось изучение аномалий развития организмов.

Созданию и деятельности Петербургской Академия наук, жизни и научным достижениям российского учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова посвящена экскурсия "М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века ".

На экскурсии "Первобытное общество глазами этнографа "ребята узнают, как этнография помогает в изучении истории и культуры первобытного общества

Ещё один раздел программы "Моя Кунсткамера" – "По странам и континентам " включает интерактивные экскурсии для учащихся средней школы. Они призваны дополнить, развить темы включённые в школьную программу по истории и географии.

"Сотрудник музея старается организовать взаимодействие юного посетителя с экспозицией, таким образом, чтобы он стал активным соучастником происходящего, получил информацию не только от экскурсовода, но и попытался найти ответы на интересующие его вопросы самостоятельно. В этом случае добытые сведенья станут его личным открытием и надолго запомнятся".

На экскурсии " Страна между Гималаями и океаном " участие в ролевой игре позволит ребятам лучше представить жизнь крестьянской общины в Индии и способы взаимодействия разных каст.

Полюбоваться на изделия индийских мастеров из дерева, слоновой кости, металла, узнать о секретах их изготовления можно на экскурсии "Страна сказочных богатств ".

Экскурсия «Китай. Страницы прошлого » посвящена становлению государства и сословий в Китае, развитию письменности, книгопечатанья и традиционных ремёсел.

Важнейшим изобретениям китайской цивилизации посвящена экскурсия "Китайский секрет ".

С повседневными заботами, обрядами, верованиями и правовыми нормами народов тропической Африки познакомит экскурсия "Континент коротких теней".

Увидеть самобытную культуру Страны восходящего солнца глазами европейцев XIX века позволит экскурсия "Открытие Японии европейцами ".

"Не так давно сотрудники экскурсионно-образовательного отдела приступили к созданию экскурсий о путешественниках и исследователях: "Русская Америка ", "Первое российское кругосветное плавание ", "Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток ". Они также адресованы учащимся средних и старших классов и вошли в раздел "Ветер странствий " ."

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Для индивидуальных посетителей в музее ежегодно создаются и проводятся разнообразные программы выходного дня.

"Это отдельное серьёзное направление деятельности экскурсионно-образовательного одела. В двух словах о нём не расскажешь. С архивом этих мероприятий можно ознакомиться на сайте музея. Хочу пригласить на то, что планируется на ближайшее время. 10 сентября в рамках празднования Дня рождения Василеостровского района в музее пройдёт акция "Впервые слышу!". Музей антропологии и этнографии как истинный наследник Кунсткамеры,"Палаты чудес", берёт на себя смелость вас удивить подборкой историй, связанных с музейными экспонатами и предлагает проголосовать за самую удивительную. "Карманный гид" с историями сможет взять на контроле каждый желающий старше 12 лет. Голосование будет происходить в стенах музея. Для детей младше 12 лет предлагаем интерактивный путеводитель. Его задания помогут найти удивительные вещицы в залах музея и узнать о них самое интересное. Этот путеводитель доступен посетителям и в другие дни работы музея – его можно взять на контроле или распечатать с сайта".

Светлана Викторовна уже 13 лет занимается работой с дошкольниками и школьниками.

За 13 лет поменялось ли как-то детское поколение? Что их интересует в большей или меньшей степени?

Безусловно, изменения происходят. Дети стали более информированными, и благодаря интернету, и благодаря тому что сами много путешествуют. Поэтому и коллекции воспринимают иначе. Это не просто экзотика, а возможность сравнить то, что в музей попало давно с тем, что они сами недавно встречали, видели; возможность поразмышлять о том, что происходит опираясь не только на музейную информацию, но и а свой личный опыт.

В современном мире школьники стали уделять огромное значение различным гаджетам: компьютерам, телефонам. Модернизирует ли как-то музей свою работу?

В 2007 году в музее появился мультимедийный гид. Он включает путеводитель по залам, энциклопедию "Страны и народы" и раздел "Музей для детей" с викторинами и тематическими играми. Сенсорные киоски с гидом установлены на всех экспозициях, а в ряде залов имеются и большие экраны для просмотра видеопрограмм.

В 2014 году при поддержке Благотворительного фонда Потанина началась реализация проекта «Кунсткамера III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний». Ставка делается на интернет-ресурсы и на удаленный доступ к музею. Создаётся виртуальный музей позволяющий познакомиться с предметами из фондов музея, многие из которых, может быть, никогда не появятся на музейной экспозиции. Будет обновлён сайт, посетители получат возможность общаться он-лайн с научными сотрудниками, исследователями в области этнографии, этнологии и антропологии, задавать им вопросы и получать ответы. Проект обеспечит качественную трансформацию музейной коммуникации. Он предполагает создание экспериментальной диалоговой медиа среды, которая доступна для понимания, но «академична» по своей сути. Она позволит пользователю быть на связи с музеем повсеместно и при помощи любых гаджетов, а Музею - оставаться востребованным для изучения и понимания современного мультикультурного общества.