Чеканка монет: история и характеристика процесса. Чеканка монет от истоков до современного производства

  • 04.09.2019

Технология монетного производства или, проще говоря, чеканка монет, за время своего существования претерпела огромное количество изменений. Она прошла длинный путь от ручного труда до автоматизированного массового производства. Сегодня я предлагаю Вам совершить небольшой экскурс в историю и ознакомиться с важнейшими этапами эволюции монетного производства в России.

Первые монеты в истории человечества появились в 6 веке до нашей эры. Тогда чеканка монет осуществлялась вручную, древние люди выбивали изображение на куске золота. В средние века начали появляться различные приспособления, призванные облегчить труд человека, однако в целом производство по-прежнему оставалось ручным.
На Руси первые собственные золотые и серебряные монеты появились в X веке при князе Владимире. Это были «златники» и «сребреники», изготовлявшиеся из золота и серебра соответственно. Процесс их производства был полностью ручным. Для этого круглую заготовку из золота или серебра клали под пресс, который сразу наносил изображения на обе стороны монеты. Средний вес серебряных монет тех лет составлял от 2,9 до 3,3 грамма, а золотых – около 4 грамм. Кстати говоря, именно от златника произошла русская единица веса – золотник – равная 4,266 грамма.
Немного позднее, в период феодальной раздробленности, монеты начали изготавливать из серебряной проволоки, в результате чего все экземпляры имели разную форму и вес, а изображения зачастую получались не цельными. Серебряная проволока рубилась на примерно равные части, а затем помещалась под пресс. В народе проволочные монеты получили название «чешуйки».


Массовая чеканка монет в Древней Руси началась в XIV веке. Впервые одержанная Русью победа над Золотой Ордой на Куликовом поле в 1380 году, подтолкнула власти к закреплению успеха выпуском собственных денег. Русские монеты в те годы представляли собой серебряные пластинки неправильной формы весом около 1 грамма и несущие на своем поле различные изображения. Это могли быть всадники, петухи, воины с оружием в руках, фантастические четвероногие животные, изображениями человеческой головы и т. п.

Первые медные русские монеты появились только в середине 17 века. Их называли «пулы». Они чеканились из маленьких кусочков медной проволоки. Примерно в те же годы появились медные копейки, ничем не отличавшиеся от серебряных копеек, а потому приравненные к ним. Народу новые медные монеты пришлись не по душе, и в 1662 году в Москве вспыхнуло восстание, известное сегодня под названием «медный бунт». Правительство, сильно напуганное бунтом, отменило медные деньги. И лишь полвека спустя, Петр I решился снова начать чеканку медных монет.

Чеканка монет при Петре I

Чеканка монет при Петре I осуществлялась с помощью различных машин и приспособлений, но все еще не была автоматизирована. Она носила циклический характер, так называемый монетный передел или полный цикл производства. Партия металла передавалась приходным казначеем минцмейстеру, который по окончании производства, сдавал расходному казначею отчеканенные из этой партии монеты. Оптимальной для такого производственного цикла считалась партия серебра весом 120 пудов (около 7 тонн), которая соответствовала одной полной плавке.
Сам процесс производства осуществлялся следующим образом. В первую очередь минцпробирер определял содержание медных примесей (лигатуры) в серебре. Для этого в процессе плавки производился ряд технологических проб, по результатам которых количество лигатуры доводилось до нужной концентрации в соответствии с установленными нормами. Затем расплавленное серебро разливалось в изложницы (формы для заливки расплавленного металла с целью придания ему нужной формы), устройство которых с годами менялось. Сначала это были горизонтальные противни, со временем превратившиеся в вертикальные разъемные конструкции. Затем, полученные серебряные листы подвергались прокату и вальцовке для достижения нужной толщины. После вальцовки листы поступали на обрезные станы, которые приводились в действие лошадиной тягой или, в некоторых случаях, силой воды, где из них вырубались монетные заготовки.
В дальнейшем, полученные таким образом заготовки для монет проходили весовой контроль. Прошедшие контроль заготовки отжигали, галтовали (очищали поверхность от заусенцев, окалины и т.д.) в барабане, отбеливали в слабом кислотном растворе, а затем промывали и сушили. Слишком легкие заготовки для монет отправляли в переплавку, а слишком тяжелые – в юстировку, с помощью которой заготовки доводились до нужного веса. На готовые монетные кружки на специальных станках наносили гурт, а затем передавали их на финальную операцию – тиснение. Тиснение осуществлялось в винтовых прессах, которые приводились в действие вручную, с помощью коромысла, на концах которого были закреплены две гири.

Чеканкой монет в начале 18 века назывался процесс удара молотом для нанесения изображения на монетную заготовку. Немного позднее, когда проволочные монеты ушли в прошлое, чеканкой стали называть и тиснение монеты.
Таким способом монеты изготавливались вплоть до начала 19 века, когда монетное производство была автоматизировано. В результате автоматизации монетные кружки стали получаться ровными, имеющими одинаковый вес и цельное изображение, а подделывать монеты стало гораздо сложнее.

Чеканка современных монет

Чеканка современных монет представляет собой хорошо оснащенное технически и полностью автоматизированное высокотехнологичное производство. Основная масса изделий монетных дворов России изготавливается на чеканочных прессах с помощью метода холодной объемной штамповки (чеканки). Холодная штамповка позволяет получать изделия из металла сложной формы и очертаний давлением, в результате которого металл в холодном состоянии деформируется пластически с помощью специального инструмента.
По сравнению с горячей холодная штамповка имеет ряд достоинств:
- металл не нужно нагревать;
- металл не окисляется и не образуется окалина;
- получаемые монеты имеют меньшую шероховатость поверхности;
- достигается наиболее точное совпадение размеров.
По сравнению с обработкой резанием холодная штамповка также имеет ряд преимуществ:
- поскольку металл не отделяется в стружку, значительно сокращается его расход;
- уменьшается трудоемкость изготовления монет, и соответственно, повышается производительность труда.
Вместе с тем холодная штамповка упрочняет обрабатываемый материал, а это позволяет использовать меньше металла, делать монеты более легкими и износостойкими.
Компьютерное моделирование и использование современных технологий в монетном производстве, таких как патинирование (искусственное состаривание), золочение, серебрение, чернение, вакуумное напыление, пескоструйная обработка, расчистка, использование многоцветных эмалей позволяет получить монеты высокого качества и реализовать любые замыслы художников. Новейшие технологии производства позволяют наносить на монеты серебряное и золотое покрытия, изготавливать монеты и медали, комбинируя различные металлы и сплавы, в том числе драгоценные.


Сегодня монетные дворы России выпускают памятные и инвестиционные монеты самого высокого качества - «пруф», которое позволяет создать зеркальное поле и матовое изображение. Для изделий качества «пруф» особенно важно избежать повреждений поверхности при производстве и транспортировке. Поэтому монеты качества «пруф» упаковываются в специальную капсулу. В настоящее время выпускаются также монеты и медали качества «антипруф», при котором поле имеет матовую поверхность, а рельеф - зеркальную.
Новейшее оборудование монетных дворов России позволяет осваивать высокие технологии, например, эффект скрытого изображения, использующийся на современных десятирублевых монетах. Или, например, выборочное золочение на монетах качества «пруф», позволяющее выборочно наносить покрытие из золота или серебра на отдельные детали рисунка монет, сохраняя при этом внешний вид.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Технология производства монет и медалей за время существования претерпела много изменений. Этот процесс был довольно долгий и прошел от ручного кропотливого труда до современного автоматизированного производства. Первые монеты появились примерно в 6 веке до н.э.

В те далекие времена люди занимались чеканкой монет в ручную на кусочках металла. Чут позже начали появляться разные приспособления, которые облегчали труд мастера, однако производство монет все равно оставалось тяжелым и ручным.

Первые серебряные и золотые монеты в том виде в котором их привыкли видеть («сребреники» и «златники») на Руси появились в 10 веке в период правления князя Владимира. Чеканка монет была так же ручной. Заготовку помещали под пресс, который и выдавливал изображения на обеих сторонах монеты.

Средний вес, например, серебряных монет тогда составлял приблизительно 2,9 гр. - 3,3 гр., а золотых - около 4-х гр. Именно от златника (весом 4,3 гр) произошла единица веса на Руси.

Во времена феодальной раздробленности чеканка монет производилась из серебряной проволоки. Все экземпляры имели разный вес и форму, при этом изображения как правило оказывалось не цельными. Проволока рубилась на равные части, а затем ее помещали под пресс — по сути это и называется чеканкой серебряных монет). В народе эти монеты получили название «чешуей».

Массовое же производство монет в Древней России началась в 14 в.

Победа Руси над Золотой Ордой (1380 г.), подтолкнула к закреплению успеха выпуском денежных знаков. Монеты Руси в те годы представляли собой пластинки из серебра неправильной формы весом примерно 1 гр. с различными изображениями на поле монеты. Это были всадники, птицы, воины, мифические животные и т. п. Первые Русские медные монеты (пулы) появились лишь в середине 17 в. Они чеканились из маленьких заготовок медной проволоки. Примерно тогда же появились и медные монеты копейки, которые ничем не отличались от серебряных копеек.

Однако медные монеты народу пришлись совсем не по душе, и в 1662 г. в Москве вспыхнул «медный бунт», который очень напугал медные деньги были отметены.

Лишь полвека спустя при Петре 1 возобновилась чеканка монет из меди. При Петре 1 чеканка серебряной монеты (так же как и золотой монеты) осуществлялась уже различными приспособлениями и машинами, но все равно процесс еще не был автоматизирован. Чеканка носила циклический характер — металл направлялся казначеем минцмейстеру, он в свою очередь по окончании производства, передавал расходному казначею отчеканеные монеты. Оптимальной считалась партия серебра 120 пуд. (около 7 т.), — это соответствовала одной плавке.

Процесс производства выглядит следующим образом — изначально минцпробирер определял содержание лигатуры (медных примесей) например в серебре. Для этого в процессе плавления производились несколько технологических проб, в результате лигатура доводилась до нужной концентрации в соответствии с нормами. Затем расплавленный металл разливался в изложницы (специальные формы). Устройство этих приспособлений с годами часто менялось. Изначально это были горизонтальные противни, со временем они превратились в вертикальные разъемные конструкции. Так вот, полученные листы подвергались раскатке и вальцовке для достижения необходимой толщины. После раскатки листы шли на обрезные станы. Станы приводились в действие как правило лошадиной тягой иногда и силой воды. Тут из них вырубались монетные заготовки которые проходили весовой контроль, их отжигали и очищали поверхность от заусенец (галтовали в специальных барабанах), отбеливали, промывали и сушили. Легкие заготовки отправлялись на переплавку, а тяжелые доводились до нужного веса (в юстировку). Далее на гуртильном оборудовании наносили гурт и потом заготовки отправляли на тиснение и осуществлялась чеканка уже гурченой монеты).

Процесс тиснения осуществлялся винтовыми прессами, которые приводились в действие руками, с помощью специального коромысла, на концах которого были две гири. Таким методом чеканка монет производилось до 19 века, позже производство монет уже автоматизировалось. Монетные кружки делались ровными, монеты стали иметь одинаковый вес, а изготавливать монеты стало сложнее.

Монеты копии отчеканенные по старинным в

Современная чеканка монет выглядит как хорошо оснащенное технически и автоматизированное производство.

Основной объем изделий мон. дворов производится на чеканочных станках (прессах) при помощи метода холодной штамповки. Холодная штамповка (чеканка) позволяет получать монеты из металла сложных форм и очертаний давлением, в результате чего металл деформируется с помощью специальных инструментов. В сравнении с горячей штамповкой холодная штамповка имеет несколько преимуществ: нагревать металл нет необходимости, нет окисления и не образуется окалин, на выходе после того как была произведена чеканка этих монет — они имеют малую шероховатость, точность размеров. В сравнении с обработкой резанием процесс холодной штамповки гораздо удобнее и практичнее: поскольку нет стружки металла, значительно сокращается расход и уменьшаются трудозатраты производства, а соответственно, увеличивается производительность труда. Вместе с тем штамповка холодным методом упрочняет материал и это позволяет использовать гораздо меньший объем металла, делать монеты еще более легкими, износостойкими.

Современное компьютерные и другие технологии (патинирование или искусственное старение), серебрение, чернение, золочение, вакуумное напыление, расчистка, пескоструйная обработка, использование эмалей и другие методы позволяет получить монеты высочайшего качества и реализовать любые идеи художников. С доступностью технического оснащения, компьютерных технологий чеканка монет частными мастерскими так же стало значительным. Стали появляться копии монет просто потрясающего качества. Современные производства позволяют осуществлять позолоту и серебряное покрытие монет, чеканить изделия сочетая различные металлы и сплавы. На монетных дворах применяются и высокие технологии (скрытое изображение, который используется например на современных 10 рублях). Современные монетные дворы выпускают в том числе и монеты PROOF, а это монеты самого высокого качества с зеркальным полем и матовым изображением. Изделиям качества PROOF важно избежать повреждений поэтому все подобные монеты упаковываются в специальную капсулу. Так же существует качество АНТИ PROOF. Монеты этого качества имеют матовую поверхность, а выпуклый рельеф является глянцевым.

Теперь практически каждый человек увлеченный нумизматикой может без особых затрат собрать потрясающую коллекцию старинных монет в копиях и изучать прекрасные произведения старины на примере собственных монет.

Чеканка монет – это нанесение рисунка или надписи методом создания рельефа на металлической пластине. Вид прикладного искусства – художественная обработка металла. Чеканку используют при изготовлении металлической посуды, изобразительных панно или ювелирных изделий.

Интересно
Изображение наносится на поверхность при помощи металлических или деревянных молоточков, а также чеканов. Для этого вида искусства наиболее подходят цветные металлы: латунь, медь, алюминий или сталь с толщиной листа до 1 мм. В редких случаях для чеканки используется серебро и золото.

Технология чеканки монет

Чеканка монет отличается от художественной чеканки в более толстом слое используемого металла. Для этого предназначен специальный штемпель (пуансон), на который нанесено переносимое изображение с «обратным» рельефом. Причем удары должны быть намного сильнее и гораздо точнее, чем при художественной чеканке. Этого можно добиться только на специальных станках, которые используются для массового выпуска.

Выпуск металлических денег прошел долгий путь развития и претерпел множество технологических изменений – от примитивного ручного труда до современных производственных линий по изготовлению регулярного чекана.

При ручной чеканке монеты расплавленный металл (медь, золото или серебро) заливался в форму. По мягкому металлу сверху ударяли чеканом с нанесенным на него рисунком. Из-за неточности операции рисунки часто получались неодинаковыми. Такие бракованные монеты подвергались повторному удару молота или переплавлялись заново.

По мере развития процесса монеты стали изготовлять из проволоки определенного диаметра, а боковую поверхность монет (гурт) покрывали насечками, выполнявшими роль защитного рисунка, позволявшего бороться с фальшивомонетчиками.

В современном производстве регулярных тиражей эти процессы автоматизированы, а в качестве материала используются более дешевые и технологичные сплавы.

Чеканка монет в России и ее развитие

Монеты как средство обмена в деловой жизни человека появились в VI веке до н.э. Производились они вручную из кусков золота. К средним векам изготовление монет оснастили нехитрыми приспособлениями, которые облегчали труд мастеров. Но во многом работа оставалась ручной. В X веке первые монеты появились и на Руси.

Интересно
Монеты делали из золота и серебра вручную. Заготовку обжимали прессом сразу с двух сторон. Монеты из серебра весили около 2,9–3,3г, а золотые – 4г. Золотые монеты назывались «златниками». Отсюда пошла мера веса – «золотник» (поговорка: «Мал золотник, да дорог»).

Позднее для производства монет стали использовать проволоку из серебра. Ее нарезали приблизительно на равные части и вкладывали в форму. Размеры и вес таких монет, понятно, сильно колебались.

Массовая чеканка монет началась только в XIV в., когда страна освободилась от монголо-татарского ига. Власти решили закрепить победу над Золотой Ордой выпуском национальных монет. В то время это были пластины неровной формы, весом до 1г. На лицевой стороне и обороте печатались самые разнообразные изображения: животные, люди, воины, мифические существа. Монеты из меди на Руси стали чеканиться только в середине XVII в. Тогда появилась известная медная копейка. «Медяки» имели хождение наряду с серебряными.

Интересно
В годы войны с Речью Посполитой, для пополнения казны было решено увеличить производство медных денег (как более дешевых в производстве). Это привело к их обесцениванию. При том, что налоги собирались серебряными монетами, жалованье платили медью. Избыток медных денег привел к тому, что серебряные деньги оказались в три раза дороже медных. Несмотря на запреты властей, продукты резко подорожали. Это привело в 1662 году к Медному бунту в Москве. Восстание было жестоко подавлено, однако медные деньги в течение года правительство печатать перестало.

Только при Петре Первом спустя полвека выпуск регулярного тиража медных монет был возобновлен. Большой любитель всяких технических инноваций, Петр Первый поспособствовал максимальной механизации процесса чеканки монет. Хотя до автоматизации этого процесса было еще далеко.

Производственный выпуск тогда выглядел следующим образом. Начальник монетного двора получал от казначейства партию металла, за которую потом отчитывался отчеканенными монетами. Для типовой партии чеканки использовалось серебро в количестве примерно 7 тонн – столько его можно было расплавить в печи за один раз. После этого в расплаве измерялось количество примесной меди и ее количество доводилось до технологической нормы. Потом расплав разливался по специальным формам. Первоначально это были горизонтальные поддоны. Со временем их заменили вертикальными разборными конструкциями.

На следующем этапе листы серебра прокатывали и вальцевали. Получались листы нужной толщины, которые затем разрезали на специальных станках, работавших на тягловой силе. Из полученных листов вырубали диски будущих монет. Далее они проверялись на соответствие весовым характеристикам. Заготовки, прошедшие контроль, подвергались отжигу, очищались от шероховатостей, окалины и пр. (процесс галтования) в специальном барабане, затем в слабом растворе кислоты отбеливали, потом промывали и сушили. Заготовки с недостающим весом переплавляли, а с чрезмерным – отправляли на юстировку, чтобы убрать излишки. Далее ребро заготовки (гурт) покрывали насечками и наносили при необходимости надписи. Окончательная штамповка осуществлялась в ручных винтовых прессах.

Таким процесс выпуска монет оставался до начала ХIХ века, пока производственные процессы не были автоматизированы. Технический прогресс привел к тому, что монетные заготовки стали ровными, с одинаковым весом и четким изображением, а их подделка теперь представляется весьма и весьма затруднительной.

Выпуск металлических денег в наши дни

В наши дни выпуск монеты предваряет компьютерная разработка трехмерного макета. Далее по нему формируют главный штамп, используемый для изготовления рабочих мастер-штампов. Они обрабатываются различными методами для придания штампу прочности, позволяющей выполнять до одного миллиона оттисков до его замены.

Диски для монет вырубаются из металлической ленты. В заготовках сначала формируется гурт – специальная машина делает насечки и при необходимости наносит надписи. Потом полученные кружки подвергают химической обработке для полирования поверхностей и придания им блеска, затем сушат и помещают в пресс. Машина проштамповывает обе стороны заготовки одновременно. Готовая партия проверяется на дефектность, и прошедшие контроль монеты, подсчитываются и упаковываются для транспортировки.

Таким образом, выпуск современных монет происходит практически без участия человека. Его роль осталась незаменимой лишь в процессе разработки дизайна, который он создает на компьютере. В результате роботы создают миллионы однотипных, совершенного одинаковых монет с идеальными пропорциями, четким рисунком и гарантией отсутствия отклонения от стандарта.

А вот выпуск старинных монет осуществлялся вручную. Они сохранили в себе специфику работы древнего мастера и представляют особый интерес в век всеобщей стандартизации, компьютеров и робототехники. Поэтому и ценятся очень высоко.

Чеканка монет, а если быть точнее (чтобы вы не подумали, что я предлагаю вам конкурировать с Центробанком России), то чеканка сувенирных монет – есть ли возможность эту бизнес-идею превратить в источник солидного, а самое главное – стабильного дохода? Как вы думаете?

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 60 000 — 90 000 рублей
Актуально для городов с населением: от 70 000
Ситуация в отрасли: сфера развлечений развита
Сложность организации бизнеса: 1/5
Окупаемость: 2-4 месяца

Проекты подобного рода часто выглядят на первый взгляд «однодневками», и даже откровенными «лохотронами». Но пока кто-то находится в поиске более эффектных идей или сидит в раздумье над моральными принципами бизнеса, другие превратили изготовление сувенирных монет в прибыльный бизнес. Многие предприниматели по всей стране доказали, что на торговле сувенирами можно отлично заработать!

Свадебные монеты

Сувенирные монеты можно чеканить на свадьбах, и изображать на них имена молодоженов и свадебную символику. Такую идею можно взять на «вооружение» свадебным агентствам , или компаниям, занимающимся оформлением праздников .

Памятный сувенир + реклама компании

На монетах можно чеканить логотип компании. В качестве примера могу привести одного владельца ресторана, который установил в своем заведении специальное оборудование для чеканки монет. За небольшую символическую плату любой желающий может отчеканить для себя монету с логотипом ресторана.

От «разогретых» крепкими напитками гостей нет отбоя. Мало того, что в результате этой «скромной» платы к концу рабочего дня «набегает» весьма «нескромная» сумма, так владелец еще и получает бесплатную рекламу своего ресторана. Многим из посетителей выбрасывать собственноручно изготовленную монету просто жалко, и поэтому она благополучно хранится где-нибудь в кармашке портмоне. И при каждом удобном случае показывается друзьям и знакомым.

Подобное «ноу-хау» могут внедрить у себя владельцы предприятий общественного питания, отелей и гостиниц, парков развлечений, и т.д.

Креативные «визитки»

Сувенирные монеты могут выступать в роли визитных карточек. На которых будут отчеканены контактные данные компании. В одной из своих прошлых публикаций я рассказывал, как можно организовать бизнес на изготовлении эксклюзивных и креативных визитках . Придумать что-то оригинальнее визитки-монеты можно только если очень постараться. Обыграть ситуацию вручения такой «визитки» посетители можно по-разному.

Один из вариантов может выглядеть примерно так: оборудование для чеканки сувенирных монет можно поставить возле выхода, и, провожая посетителя, необходимо предложить ему забавы ради ударить молотом по наковальне (либо сделать это самому), и – опа! Вот она — готовая визитка вашей компании. Вряд ли кто-то избавится от такого «подарка».

Но чаще всего изготовление монет используется все-таки в качестве аттракционов.

Аттракционы по чеканке сувенирных монет

Санкт-Петербург, Ярославль, Муром, Нижний Новгород, алтайские курорты, многие города в Карелии – это лишь неполный список тех городов, в которых мне посчастливилось побывать, и где я лично видел (и даже принимал участие) в подобных аттракционах. У меня даже скопилась небольшая коллекция сувенирных монет из различных регионов России.

Практически везде чеканка монет представлена в виде красочного представления – шоу, в котором предлагается поучаствовать любому прохожему. На этом и строится тонкий психологический расчет бизнеса – чем азартнее будет предложение, тем больше будет желающих получить свой «приз». Люди, видя толпу вокруг аттракциона, обязательно подойдут и поинтересуются происходящим, некоторые из них захотят принять участие.

Производство сувенирных монет – мобильный бизнес, в этом заключается его несомненное преимущество. Не «идет» дело в одном месте, через 20-30 минут можно попробовать на другом, еще через полчаса – на третьем. Где можно проводить подобные зрелища?

  • в городских парках
  • на площадях
  • в развлекательно-торговых комплексах
  • просто на людных перекрестках

После приобретения некоторого опыта работы и получения первой прибыли, можно задуматься об открытии еще одной точки, в которой будет предлагаться чеканка монет.

Компания «Монетный аттракцион» на Алтае за 6 лет своей деятельности превратилась из 2 мобильных точек, в которых изготовление монет проводилось всего на 3-х клише, в одно из самых крупных предприятий страны в этой сфере, предлагая начинающим чеканное дело предпринимателям свои услуги по приобретению франшизы (о франшизе подробно читайте по этой ссылке — ), оборудования для аттракционов и производства клише, и т.д. – все то, что может понадобится на «старте» бизнеса.

Оборудование для изготовления сувенирных монет

Оборудование и инструмент для организации чеканки монет можно приобрести в компаниях, занимающихся их изготовлением. Спрос породил предложение, и теперь, чтобы получить контакты таких организаций, достаточно просто набрать в любой поисковой системе фразу: «Купить оборудование для производства сувенирных монет».

Кстати, его список невелик, и включает в себя всего несколько предметов:

  • наковальню
  • кувалду
  • специальные крепления
  • клише для чеканки
  • и заготовки для монет из меди или алюминия (как вариант можно рассмотреть использование заготовок из серебра)

Именно с последним пунктом больше всего хлопот. Работать долгое время с одним-двумя дизайнами монет не получиться – это быстро «приесться» посетителям аттракциона. Поэтому периодически потребуется менять дизайн клише для изготовления монет с другим рисунком чеканки.

Изготовление клише можно заказывать «на стороне», а можно, приобретя дополнительно нехитрое оборудование, делать их самостоятельно. Для этого вам потребуется:

  • мини-пресс
  • и штамп для чеканки

Предварительно рисуется эскиз каждого рисунка чеканки, который после утверждения переводится в векторное изображение, после чего производится гравировка по незакаленному металлу (о лазерной гравировке на металле вы можете узнать подробнее ), затем проводится тепловая закалка сделанной матрицы, и ее полировка.

Как видите, процесс довольно кропотливый, но, тем не менее, вполне доступный для начинающего предпринимателя. После 1-2 пробных опытов производства клише, этот процесс уже не будет представлять для вас сложности. Впрочем, повторюсь – вы можете заказывать изготовление монет-клише в сторонних компаниях, благо сейчас таких немало.

Кстати, освоив навыки изготовления клише, вы можете обеспечить себе дополнительный доход , предлагая свои услуги в области разработки дизайна для монет тем, кто еще только делает первые шаги в этом бизнесе, либо предпочитает использовать «покупные» заготовки.