Сценарий урока по алгебре: «Стандартный вид числа»(8 класс). «стандартный» урок: ключевые проблемы внедрения стандартов нового поколения битюков к.о., доц

  • 26.10.2021

Педагогическая наука и практика предлагают достаточно широкий спектр таких форм обучения, которые не только способствуют прочному закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют практические навыки, прививают деловые качества, столь необходимые в реальной жизни. В последнее десятилетие в школе стали необычайно популярны уроки-игры, уроки-викторины, уроки-пресс-конференции, ток-шоу и т.п., в старших классах широко применяются вузовские формы обучения (лекция, семинар, коллоквиум). Однако и возможности стандартного сорокапятиминутного урока далеко не исчерпаны, требуется лишь внести в учебный процесс некоторые коррективы. По мнению А.Н. Леонтьева, чтобы неформально усвоить материал, нужно «не отбыть» учение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся». Этого вполне возможно достичь, если, во-первых, актуализировать тематику урока, говорить на нем о событиях и проблемах сегодняшнего дня; во-вторых, обращаться не только к разуму, но и к чувствам детей; и, в-третьих, рассматривать урок как звено в непрерывной деятельности ученика, используя интеграцию школьных предметов одного цикла (например, гуманитарного) и различных форм внеурочных занятий. Приведу пример подобной работы.

Готовясь к изучению рассказа В. Вересаева «Состязание» в шестом классе, мы с детьми начали разговор о том, что такое красота и каковы ее эталоны. Ученикам было предложено принести на урок репродукции картин, фотографии, плакаты с изображением тех, кого они считают эталоном красоты. Многие девочки с энтузиазмом демонстрировали постеры Алсу, Бритни Спирс, Натальи Орейро, Бреда Питта и других звезд шоу-бизнеса и голливудского кинематографа. Тем удивительнее и приятнее было видеть, что пять-шесть человек в классе сочли эталонами красоты собственных мам (или старших сестер и братьев).

На уроке, после того как дети внимательно рассмотрели и обсудили все принесенное, я попросила их написать сочинение-миниатюру: «Почему (имярек) для меня - идеал красоты?» Получились довольно любопытные ответы. Вот несколько фрагментов.

Яна М.: «Эталоном мужской красоты я считаю Владимира Высоцкого. Может, со мной кто-нибудь не согласится, но я часто пересматриваю старые фильмы с его участием, и мне кажется, что именно он образец мужественности, надежности и силы. У него всегда красивое выражение глаз - грустное, усталое, мудрое. Когда он начинает говорить своим хриплым голосом, мне становится страшно жаль, что он умер так рано».

Саша Ш.: «Идеал красоты для меня моя мама. Она высокая, стройная, с голубыми глазами и волосами, как у куклы. У нее музыкальные пальцы, звонкий смех, очень длинные ресницы. В ней идеально все, кроме, может быть, характера, когда она сердится».

Женя С.: «У меня очень красивая сестра. У нее внешность фотомодели, правда, она не такая высокая, как нужно, и манекенщицей и фотомоделью ей не стать. Но у нее очень стройная фигура, яркие губы, карие глаза и золотистые волосы (свои, она их не красит). И еще у нее очень красивая улыбка и зубы ровные, не как у меня».

В конце урока некоторые сочинения ребят (по их желанию) были зачитаны. При этом в классе царила атмосфера неподдельного интереса и доброжелательности ко вcем рассказчикам. Важно также отметить (и дети это сделали), что очень многие в своих кумирах ценят не только физическую, но и духовную привлекательность. К примеру, девочки, поклонницы Алсу, с гордостью сообщали, что эта певица не курит, не употребляет крепких спиртных напитков, много работает, получает хорошее образование и почти не посещает модных «тусовок». Эти сведения, почерпнутые из журналов и газет, были для учениц не менее важны, чем внешние параметры девушки, которую они сочли своим идеалом.

Домашнее задание было довольно необычным. Детям предстояло ответить на вопрос, считают ли они красивыми себя. При этом заранее обговаривалось условие: пишется «чистая правда», но если ученик не хочет, чтобы его сочинение-миниатюра зачитывалось вслух, он ставит на титульном листе «звездочку» (*). Если же он не возражает против нарушения конфиденциальности, то рисует «плюс» (+) красным или синим фломастером. Результаты превзошли мои ожидания. Сочинения были удивительно искренними и трогательными. Дети не побоялись написать о себе такие вещи, в каких даже взрослый человек очень редко признается кому-либо, кроме самых близких (а может, и не признается никому вообще). Вот лишь несколько отрывков из работ, помеченных знаком «+».

Катя К.: «Я обыкновенная девочка. Нос как нос, рот как рот, руки и ноги на месте. Все же в свободное время я не прочь повертеться перед зеркалом. Люблю примерять разные наряды (в том числе и мамины), ведь у меня неплохая фигура. Люблю делать из своих густых волнистых волос всякие замысловатые прически. У меня необычные восточные глаза, которые я пока не умею подкрашивать. Но зато с формой ногтей на руках мне повезло. Здесь я вовсю проявляю творчество, рисую все, что в голову придет. Это называется «художественный маникюр»... Характер у меня вполне миролюбивый. Я не люблю сплетничать и выдавать чужие секреты. А если я что-то задумаю сделать, то стараюсь всегда довести это до конца».

Виталик А.: «Я добрый и хороший человек. У меня карие глаза, немного вздернутый нос и длинные ноги. Волосы у меня темного цвета, прическа типа «ежик». У меня большие уши, чтобы все слышать на уроках, но они почему-то не работают. Вот такой я».

Соня С.: «Мне в себе ничего не нравится. У меня невыразительное лицо. Мне ничего не нравится».

Саша Р.: «Я крепкого телосложения, плечи у меня широкие, рост высокий. Волосы у меня темные, глаза большие карие... По натуре я человек добрый, отзывчивый, у меня хорошо развито чувство ответственности за порученное дело. Обладаю чувством юмора. Но я не идеален внешне и внутренне, мне необходимо еще много трудиться».

Лена Б.: «Я считаю, что у меня красивые волосы, а также глаза. Мне нравится мое лицо. Я считаю, что соответствую идеалу красоты эпохи Возрождения. Но я слишком полная, у меня слишком большой размер ноги, а волосы никогда нормально не причесываются.

Единственное, что мне нравится в моем характере, - это мой ум. А так я очень вспыльчивая, у меня переменчивое настроение, и я легко могу обидеть человека».

Наташа И.: «Каждый человек по-своему красив и привлекателен. Мне трудно судить о моей внешней красоте, ведь физический облик дается нам от рождения и многое в нем можно совершенствовать. Моя красота, может быть, мой спокойный, уравновешенный характер. «Какие у нее красивые глаза! Какие потрясающие джинсы!» - это очень сомнительные комплименты. Я думаю, что нужно добиваться, чтобы люди говорили: «Какой она приятный и милый человек, какая обаятельная и скромная девушка».

На следующем уроке мы обсудили несколько ученических работ, после чего перед детьми выступил искусствовед из Калининградской художественной галереи. Он рассказал, какие эталоны красоты существовали в древнем мире, в эпоху средневековья, в ХVII и XVIII куртуазных и галантных веках, в эпоху романтизма и т.д. Демонстрируя слайды (портретную живопись Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Кипренского, Серова), лектор наглядно показал ученикам, как с течением времени менялось у людей разных стран и социальных групп представление о красоте. Затем ученики получили возможность познакомиться с фотоальбомом «Русская красота в изгнании» - и были потрясены тем, какие красивые и одухотворенные лица у женщин, запечатленных на фотографиях первой трети ХХ века. В процессе обсуждения дети говорили: «Как странно, что в начале ХХ века у всех фотомоделей были разные лица. А сейчас - почти одинаковые». Завязалась дискуссия о том, нужно ли вообще проводить конкурсы красоты и что такое красота: соответствие определенным стандартам (к примеру, 90-60-90) или, напротив, оригинальность и «необщее выражение» лица. Таким образом, дети естественно подошли к обсуждению темы, что такое красота: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Домашним заданием стало чтение рассказа «Состязание» и ответ на вопросы: в чем состоит идеал Красоты для Дважды Венчанного? А для Единорога? Детям было предложено ответить на эти вопросы письменно (составить таблицу), выписав из текста цитаты, подтверждающие тот или иной тезис. И, наконец, на третьем уроке, посвященном изучению данной темы, дети, работая с фрагментами текста, в ходе дискуссии ответили на вопрос: почему же в состязании двух художников победил не прославленный Дважды Венчанный, а его ученик, нарисовавший простую и скромную Зорьку? (Он показал, что каждый человек красив, если взглянуть на него полными любви глазами).

Система уроков и домашних заданий такова:

1. Первый час - урок-беседа об эталонах красоты; классное сочинение-миниатюра на тему: «Почему... (имярек) для меня является идеалом красоты?». Домашнее задание: письменное рассуждение на тему, считает ли ученик красивым себя.

2. Второй час. Урок развития речи: обсуждение детских работ; лекция искусствоведа. Домашнее задание: чтение рассказа, ответ на вопросы.

3. Третий час. Урок-дискуссия по тексту произведения.

Примечание. Чтобы не перегрузить детей письменными домашними работами, учитель может совместить домашнее задание по литературе с домашним заданием по русскому языку. В результате рассказ, который имел все шансы оказаться непонятым шестиклассниками (в силу отвлеченности сюжета и особенностей творческой манеры Вересаева), стал для них одним из самых понравившихся и запомнившихся произведений в курсе литературы 6-го класса (об этом свидетельствуют читательские анкеты, заполненные детьми в конце IV четверти).

Подобную систему уроков можно выстроить при изучении других произведений: повести Гоголя «Портрет» (проблема, с которой столкнулся художник Чартков: как запечатлеть на холсте красоту и что это такое), романа «Евгений Онегин» Пушкина (Татьяна, которая «не отличалась красотой» своей сестры), «Капитанской дочки» Пушкина (была ли красива Маша Миронова).

Чтобы быть успешным, урок должен стать звеном в непрерывной деятельности учащихся, а его тематика призвана будить познавательный интерес. Подобная система уроков и домашних заданий не только позволяет ученикам получить большой объем информации, но и создает атмосферу неподдельного интереса к изучаемому произведению, внимания и уважения к другому человеку. Дети чувствуют себя свободно, повышается их самооценка, они эмоциональны и искренни.

Использование актуального материала и взаимодействие урочных и внеурочных занятий позволяют полнее реализовать развивающий потенциал учебно-воспитательного процесса и его единицы - урока; помогают решать одну из важнейших задач педагогики - задачу целостного формирования индивидуальности.

Татьяна Птицына

Тема урока:

Стандартный вид числа. 8-й класс

Обучающая цель урока:

    пояснить термины «стандартный вид числа», «порядок числа»;

    научить любое положительное число представлять в стандартном виде;

    с помощью тестовых заданий проверить ЗУН учащихся по предыдущей теме, а также закрепление новой темы;

    продолжить работу по самообучению, самоконтролю, взаимоконтролю,

    уделить внимание межпредметной связи.

Развивающая цель:

    Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты.

    Продолжить развитие логического мышления.

    Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Воспитательная цель:

1. Воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.

    Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание.

    Расширять представление об окружающем мире.

    Тип урока : урок объяснения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: по источнику приобретённых знаний – словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: маршрутный лист (МР); техническое оснащение урока – компьютер,проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока(7мин)

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!

Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте и свою готовность к уроку.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке:

Свойства степеней с целым отрицательным показателем.

Блиц-опрос.МЛ1слайд1

II. Сообщение темы, цели и задач урока(5мин)

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполните задания на первой странице маршрутного листа (проверка на экране). Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово – СТАНДАРТ.
Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает? (ЭКРАН). Стандарт в Энциклопедическом словаре:
Стандарт - (от англ. standard - норма - образец), в широком смысле слова -образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях. Стандарт образования - это официальный документ с перечнем требований, обязательных для исполнения учебными заведениями, аккредитованным государством. Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь. А мы сегодня будем говорить о стандартном виде числа. Итак, это тема сегодняшнего урока. С темой мы определились, а какую цель поставим перед собой?

Ответы уч-ся:

    Какая запись называется стандартным;

    Научиться представлять число в стандартном виде;

    Где применяются такая запись числа;

    Для чего нужна была такая запись.

III.Актуализация знаний учащихся.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока (10мин)

В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа. 5,98·10^24 кг Земли : 5,98.10^21 т

– Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)
– Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации? (Записывать числа с помощью степеней.)

Запишите массу Земли, используя степень числа.598 10 25 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 10 –20 г. А можно ли по другому записать эти числа, используя степени? Попробуйте! 59,8 10 26 , 5,98 10 27 ; 0, 598 10 28 ; 5980 10 24 .
17 10 –20 ; 1,7 10 –19 ; 0,17 10 –18 ; 170 10 –21 ;

– Все результаты правильные. Но можно ли говорить о стандартной записи? Как быть? (Договориться о единой записи чисел.)
– Попробуйте обсудить с соседом, какая же запись должна быть единой, стандартной?
– Каким же должен быть множитель перед степенью числа 10, чтобы было удобно и ЗАПОМНИТЬ число и представить его?

IV. Усвоение новых знаний(7 мин)

– Откройте, пожалуйста, учебники п.35 стр. 187и найдите определение стандартного вида числа и запишите его в маршрутные листы.
– Стандартным видом числа называется запись вида а 10 n , где 1 а

Алгоритм

Перенести запятую так, чтобы в целой части число а было 1≤а

2. Представить 10 в виде положительной степени, если запятую перенесли влево и в виде отрицательной степени, если запятую перенесли вправо.

3. Представить число в виде a ∙ 10 n

О чем говорит порядок числа? Большой положительный порядок дает представление о том насколько велико и большой по модулю отрицательный порядок говорит насколько число мало.Например: если порядок равен 3, то это означает что 1000≤α

МЛ3 Найти из учебника определение стандартного вида числа и записать в маршрутный лист.

Какое число можно записать в стандартном виде?

– В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!
Почему? (По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от }