Органные концерты на грузинской. Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии: описание, история, хор, особенности

  • 14.10.2019

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на сообщества в социальноых сетях:

Музыка и собор

Обычные богослужения в основном сопровождаются органным аккомпанементом пением кантора. Кроме духового органа, есть еще и 2 электронных. Воскресное богослужение сопровождает пение непрофессионального Литургического хора, а вот праздничные торжественные богослужения проходят под сопровождение профессионального Академического хора при соборе.

Кроме того с 2009 года в стенах храма проводится курс «Западноевропейская духовная музыка» из-за проекта музыкально-образовательного благотворительного фонда «Искусство добра». Основная задача:

  • игра на органе,
  • григорианскому хоралу,
  • органной импровизации,
  • вокалу.

Кроме этого, в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии концерты являются достаточно частым явлением. Многие желающие могут посетить их и приятно провести время.

Еще при освящении собора 1999 году было сказано о том, что это сооружение будет не только домом для молитв, но и местом, где будет звучать музыка. Именно с того времени тут стали проводить концерты духовной музыки. Информация о таких событиях начала распространятся в официальных источниках, тем самым давая возможность прочим людям узнать об этом храме.

Те, кто посещал такие мероприятия говорили о том, что эта музыка помогла пробудить в сердце любовь и усилить веру в Господа. Помимо этого концерты являются еще и дополнительным источником доходов для храма.

Как добраться

Адрес Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы следующий: г. Москва, улица Малая Грузинская 27/13. Доехать до храма можно на метро.

Самые близкие станции: Белорусская –кольцевая, Краснопресненская, Улица 1905 года. Выйдя из подземки спросите любого прохожего, как добраться до храма и они Вам покажут правильную дорогу.

Это святое место поражает своей красотой и величеством. Многие туристические агентства включают его в свой экскурсионный маршрут. Большинство отмечает, что смотря на него, они будто переносятся куда-то в другую страну. Данное сооружение является прекрасным показателем того, как можно строить и восстанавливать здания, независимо от вероисповедания и национальности.

Храни Вас Господь!

Его настоящее название "Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии". Но именно по заглавию статьи, этот собор чаще все ищут в поисковых сервисах.
Данная церковь является самым большим католическим собором в России и одним из двух действующих католических соборов в Москве. Своим видом он очень сильно впечатляет, но большинство жителей города, даже и не знают, что в Москве есть нечто подобное. Лично я узнал о нём несколько лет назад, а впервые увидел буквально на днях и это за 30 лет, прожитых в своём родном городе.


Начало строительства собора датировано 1901 годом, и заканчивается в 1911. Освятили его 21 декабря 1911 года. Строительство собора было обусловлено большим количеством католиков в Москве в начале 20 века, на тот момент их община составляла около 35 тысячи человек, а два других действующих собора в то время, уже не могли обслуживать столько прихожан.
После того, как прихожанами были собраны необходимые деньги, был согласован проект строительства с московскими властями и началось строительство самого крупного филиала католической церкви в России. Но уже в 1919 году филиал стал полноценным приходом.


Недолго собор прослужил прихожанам, уже в 1938 году он был закрыт и разграблен. А позже, советские власти организовали в нём общежитие. Но это было ещё не самое ужасное. Во время великой отечественной войны, собор был частично разрушен от бомбёжек. Было потеряно несколько башен, а так же обрушены крыши. Но даже не это самое плачевное, что могло с ним произойти. Позднее, в 1956 году в собор приехала организация НИИ «Мосспецпромпроект». Видимо в этом спецпроекте, работали такие талантливые проектировщики, что они напрочь изменили весь внутренний вид собора. Вместо одного огромного зала, было построено 4 этажа с лестничными пролётами, что окончательно уничтожило первозданные интерьеры церкви. Удивительно, но эта захватническая организация просидела там до 1996 года, и мало того, что за зданием никто не следил, так выдворить организацию НИИ «Мосспецпромпроект», удалось только через скандальные судебные процессы, и если бы не вмешательство президента РФ Бориса Ельцина, то не известно, на сколько ещё затянулись бы судебные разбирательства, а длились они с 1992 года.
Вот как выглядел Собор в 1980 году, как видно, над входом нет ни одного шпиля:

с 1996 до 1999 года, в соборе велись глобальные реставрационные работы и уже 12 декабря того же года собор был повторно освящён Государственным секретарём Ватикана, кардиналом Анджело Содано.
Собор во время реставрации:


В 2011 году отмечалось столетие собора.
На данный момент в соборе проводятся мессы на многих языках, чаще всего на русском польском и английском. А так же выступления и концерты деятелей культуры. Расписание концертов можно найти на официальном сайте собора http://www.catedra.ru

Архитектура собора представляет из себя неоготический стиль со множеством элементов декора. Предлагаю посмотреть на собор с различных ракурсов в дневное и ночное время:
3) Вид на собор с северной стороны днём:


4)


5)


6)


7) Вид на шпили главного входа, с обратной стороны:


8)


9)


10) Северная сторона ночью:


11) Главный вход в Собор:


12) Вход настолько красив, что я сделал несколько различных фотографий:


13)


14)


15) Купол, со световым барабаном, величественно возвышается над всем зданием:


16) С задней стороны, собор имеет меньше окон и тем самым напоминает древний рыцарский замок:


17) Ночью, задняя часть совсем не освещается:


18) Но при большой выдержке можно накопить достаточно света для того, чтобы увидеть огромные стены и выложенный из кирпича крест.


19) Не менее огромные у собора окна, а точнее витражи. Полностью выполненные из мозаичного стекла:

20) Витраж ночью:


21) и изнутри:

Внутри церкви мне понравилось не меньше, чем снаружи. Здесь уже чувствуется другой стиль, с массивными колоннами и очень высокими потолками. Кстати, единственная церковь, в которой мне без проблем разрешили фотографировать внутри.
22) Вид сразу после входа:


Центральная часть собора зрительно поделена на три зоны, так называемые нефы, разделённые колоннами. В центральной части находятся скамейки, а по сторонам проходы, ведущие к молитвенным зонам и алтарю
23)


24)


25) Как я говорил выше, все окна выполнены из мозаичного стекла:


26)


27) На этом фото, запечатлёны краски ночного света, проходящего через световой барабан купола.


28) Главный крест со скульптурой распятого Иисуса Христа:


Территория главного католического собора не большая, но очень ухоженная. Днём здесь играют дети, причём зачастую оставляют игрушки и мячи прям там. А на следующий день приходят и опять играют с ними и никто не трогает эти вещи. Вечером сюда приходят молодые люди и девушки из католических общин и репетируют различные спектакли и постановки. Вся территория выложена брусчаткой и имеет несколько памятников:
29) памятник "Добрый Пастырь":


30) Памятник Деве Марии:


31) И конечно, весь комплекс храма взят под охрану государством. Крайне редкое явление, когда памятник архитектуры действительно охраняется государством и находится в отличном состоянии, правда я не уверен, что в этом есть заслуга государства...


32) Завершающая, сумеречная фотография южной стороны собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии:

В конце хочется сказать, что я всем рекомендую побывать в этом месте. Прекрасное, гостеприимное место в центре Москвы для всех горожан и религий.
Собор так же будет интересен всем фотографам-архитекторам. В фотографическом плане очень трудное здание из-за его геометрии, где законы перспективы играют отнюдь не на руку фотографу, ломая и искажая истинную геометрию здания. Фотографии получаются либо бочками в случае панорам или рыбьего глаза, либо ракетами, суживающимися к верху:) Приходится тратить много времени на выравнивание геометрии в редакторах, но от всех искажений всё равно не уйти. Можно конечно отойти подальше, чтобы немного уменьшить эффект ракеты, но сильно далеко не отойдёшь, город всё-таки. Объектив Tilt-Shift очень помог бы, наверное это будет моим следующим объективом)

В православной Москве немного необычно видеть классический католический собор. Именно таким образцом классического католического собора и является Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве на Малой Грузинской улице. Храм решили построить в 1894 году, когда число католиков в Москве превысило 30 тысяч человек. Деньги на него собирали поляки, которые жили в Москве. А построен собор по проекту московского архитектора Фомы Иосифовича Богдановича-Дворжецкого. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а его купол напоминает купол кафедрального собора в Милане. Строительство собора велось с 1901 по 1911 год. И в декабре 1911 года он был торжественно открыт.

01.


Но в 1937 году храм был закрыт, а его имущество разворовано и уничтожено. За много лет внутренние помещения собора перестраивались различными организациями. А в 1989 году московские католики обратились с просьбой вернуть собор Римско-католической Церкви. В 1991 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о передаче храма, но она затянулась на несколько лет. И вот 12 декабря 1999 года собор был освящён легатом папы Иоанна Павла II, государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

02.

На колокольне храма находится четыре колокола, самый большой из которых - "Фатимская Божья Матерь" весит 900 килограмм и он звонит в 12 часов дня и в 12 ночи, а также за 15 минут до службы. Остальные называются: "Иоанн Павел II", «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «"Юбилей-2000" и "Святой Виктор" (в честь небесного покровителя епископа Скворца).

03.

Иисус и овцы. Господь пасёт своих овец. Овцы - это все верующие, которые пасутся рядом, а Господь даёт им пищу.

04.

05. Мать Тереза - создала множество школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей. В 1979 году ей была присвоена Нобелевская премия мира, а в 2003 году Мать Тереза католической церковью была причислена к лику блаженных.

06. По бокам собора находятся 14 барельефов. Они показывают 14 стояний Крёстного пути Христа

07.

08.

09.

10.

11.

12. Перед входом в собор верующие омывают руки и делают крестное знамение и поклон перед святыми дарами. Сверху находится медаль "Юбилей-2000"

13.

14.

15.

16.

17. Орган электрический

18. "Живой" орган фирмы "Kuhn". Это один из самых больших органов в России. Был принесён в дар Кафедральному собору Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве от Евангелическо-реформатского кафедрального собора "Basel Münster" швейцарского города Базеля. Сам орган изготовлен в 1955 году. А в 2002 году его начали демонтировать и перевозить в Москву. Все работы по установке органа в Москве велись бесплатно. 16 января 2005 года состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством архиепископа-митрополита Тадеуша Кондрусевича

19. Храм трёхнефный. Нефы разделены друг от друга десятью колоннами. Каждая колонна символизирует одну из заповедей Господних.

20. Икона с крестиком, который передал кусочке хлеба на волю, заключённый в 1930-хгодах человек

21.

22.

23.

24. Явление детям Девы Марии в Фатиме. Известно, что она сделала три пророчества. Далее цитирую документ "Третий Мемуар", написанный Люсией, одной из тех детей, по просьбе Жозе да Сильва, епископа города Лейрия:

1. "Богородица показала нам огромное море огня, которое будто бы находится под землёй. В этот огонь были погружены демоны и души в человеческой форме, как прозрачные горящие угли, все почерневшие или как темная бронза. Плавая в пожаре, они то поднимались в воздух языками пламени, исторгающимися изнутри их самих вместе с большими облаками дыма, то падали обратно во все стороны, как искры в огромном пожаре, без веса или равновесия, на фоне визгов и стонов боли и отчаяния, которые потрясли нас и заставили дрожать от страха. Демонов можно было различить по их ужасному и отвратительному подобию со страшными и неизвестными животными, полностью чёрных и прозрачных. Это видение длилось лишь мгновение. Как мы когда-либо можем достаточно возблагодарить нашу добрую Небесную Матерь, которая заранее подготовила нас, обещая, в первом своём явлении, принять нас на небо. Иначе, я думаю, мы бы умерли от страха и ужаса".

2. "Вы видели ад, куда отправляются души бедных грешников. Чтобы спасти их, Бог хочет установить в мире почитание Моего Пренепорочного Сердца. Если то, что я вам скажу, будет исполнено, много душ будет спасено и настанет мирное время. Война скоро закончится. Но если люди не перестанут оскорблять Бога, начнется худшая война при Папе Пии XI. Когда вы увидите ночь, озаренную необычным светом, знайте, что это великий знак Божий того, что Бог готов наказать мир за злодеяния посредством войны, голода, и гонений на Церковь и Святейшего Отца. Чтобы предотвратить это, я пришла просить о посвящении России моему Пренепорочному Сердцу и о причащении в возмещение грехов в первую субботу месяца. Если мои просьбы будут услышаны, Россия обратится и настанет мирное время. Если нет, то она распространит свои ошибки по всему миру, вызывая войны и гонения на Церковь. Добрые будут му́чимы, Святейший Отец будет много страдать, некоторые народы будут уничтожены. В конце моё Пренепорочное Сердце восторжествует. Святейший Отец посвятит Россию мне, и она обратится и некоторое мирное время будет даровано миру"

3. "Я пишу из послушания Тебе, мой Бог, приказавшего мне сделать это через Его Высокопреосвященство епископа Лейрии и Божию Матерь.
После двух частей, которые я уже объяснила, слева от Божией Матери и немного выше, мы увидели Ангела с огненным мечом в левой руке. Пылая, меч извергал языки пламени, которые могли бы сжечь всю Землю, но они затухали, касаясь великолепного сияния, которое Божия Матерь излучала навстречу им из своей правой руки. Указывая на землю своей правой рукой, Ангел закричал громким голосом: «Покайтесь, покайтесь, покайтесь!» Мы увидели в бесконечно ярком свете, что есть Бог, нечто подобное тому, как изображения людей появляются в зеркале, когда они проходят перед ним: епископа, одетого в белое, - нам показалось, что это был Святейший Отец. Там были и другие епископы, священники, верующие мужчины и женщины. Они поднимались вверх по крутой горе, на вершине которой был большой Крест из неотёсанных стволов пробкового дерева. Прежде чем попасть туда, Святейший Отец прошел через большой город, наполовину в руинах, наполовину содрогающийся. Он шёл останавливаясь, страдая от боли и горя, и молясь за души тех, трупы которых он встречал на своём пути. Достигнув вершины горы, на коленях у подножия Креста он был убит группой солдат, которые стреляли в него пулями и стрелами. И таким же образом там умерли один за другим другие епископы, священники и верующие мужчины и женщины, и различные миряне разных чинов и сословий. С обеих сторон Креста стояли два Ангела, каждый с хрустальной кропильницей в руке, в которую они собирали кровь мучеников и ею окропляли души, прокладывающие свой путь к Богу".

25. Святые Иоанн и Доминик

26.

27. Распятие, показывающее умершего Христа

28. Купель, в которой крестят младенцев

29.

30. Колокольчики, в которые звонят перед началом службы

31.

32. Под куполом

33. Подставка для колен во время венчания

34.

35. Солнце - это ниша, в которой находятся Пресвятые дары

36. Икона написана по просьбе Фаустины Ковальской - монахини из Польши, у которой были стигматы. Однажды к ней явился Господь и сказал: "Напиши меня таким, каким меня видишь". Она пошла к художнику и появилась такая икона

37. Матерь Божья

38.

39.

40. Папа Иоанн Павел II

41. Исповедальня

42.

43.

44.

45.

46.

47. Крестный путь Христа

48.

49.

50. Грот Лурдской Божьей Матери.

Лурд - город во Франции. Получил свою известность после того, как в 1858 году 14-летняя девочка Бернадетта Субиру удостоилась многократных чудесных явлений Пресвятой Богородицы

51.

52. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве

53.

54. Памятник жертвам геноцида армян в Османской империи

55.

twinpigs отзывы: 99 оценок: 50 рейтинг: 23

Самый большой католический собор в Москве

В православной Москве католические соборы смотрятся необычно и сразу привлекают к себе взгляды. Данный собор, расположенный в самом центре города, особенно красиво смотрится вечером, когда включают подсветку. Внутри убранство более, чем скромное. Проводятся мессы на различных языках. Также проводятся концерты органной музыки. Орган -- настоящий, духовой (не электро, как в некоторых других местах).

Sangryl отзывы: 770 оценок: 868 рейтинг: 1888

Больше всего, пожалуй, мне понравилась публика - как посетители концерта, так и выходящие со службы прихожане. Еще понравился выходящий со службы священник - с ним так и тянет побеседовать.
Не очень поняла, почему над входом в основное помещение храма висит православная икона Богородицы.
Не очень поняла, почему люди перед концертом набились, словно селедки, в наружный придел/сени/преддверие храма - можно было дать им пройти и сесть.
Не очень поняла, почему стульчики такие шаткие и тонкие - как из спичечных коробков.
Не услышала хорошей акустики.
Не увидела хорошей организации концерта.
Засомневалась в органе - то ли из-за акустики, то ли из-за того, что сидя в боковом нефе 1,5 часа смотришь на колонну (она намертво загораживает оркестр, но смотришь по направлению музыки), полное ощущение, что орган - электрический и звук идет со сцены.
Собор очень хорошо смотрится снаружи в подсветке.

Марк Иванов отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Прочитав отзыв о том, что в храме на Грузинской проходят концерты в не совсем церковном формате, пошел удовлетворить свой интерес, и взял билет на 13 января, на концерт Зинчука с органом. На самом концерте не звучал большой орган, а исполнительница играла на электрическом, причем, не очень чисто. Использование звуковоспроизводящей техники также вносило некоторый дискомфорт в восприятие музыки, поскольку слушатели ходят на концерты в храм прежде всего для того, чтобы услышать большой духовой орган. Засилье техники в «зале» выражалось не только в звуковоспроизводящем оборудовании, но и в постановочном свете, мультимедийниках, проецирующих видео концерта на экране в алтаре. Нужно заметить, что алтарь является местом богослужения, а не дискотекой или клубом…Действительно, завесили алтарь экраном, можно было подумать, что находишься в кинотеатре, а исполнитель на гитаре, Виктор Зинчук вообще находился на смонтированной перед алтарем сцене! Час назад была служба, а сейчас быстренько сцену поставили и исполнители в наполовину расстегнутой рубашке, (а говорят о дресс-коде в соборе) с джаз-гитарами, где о том, что находишься в церкви, напоминают немного звуки электрического органа, а общее ощущение и правда, что в клубе. Как сами католики одобрили такое? или это дань моде и погоня за деньгами? С интересом жду теперь такого же, только в православном храме. В Елоховском соборе, к примеру. Или в Христа Спасителя. Могу предложить организаторам на следующий концерт пригласить С. Трофимова и устроить вечер шансона. Ну или попсовое. Уверен, сборы будут колоссальные, и наконец-то организаторы смогут собрать деньги на ремонт органа, о котором там говорят везде, на проекциях экрана, афишах и т.п. И задействовать его на концертах. А судя по другим отзывам тут, на Афише, там играют еще и Калинку и Подмосковные вечера на церковном органе. Кто подскажет, когда они стали церковной или духовной музыкой? Или у организаторов концертов подход тут что "пипл и так схавает"? Куда катиться мир... Никого обидеть не хочу, просто это мое личное мнение.
А вот как это выглядит наглядно http://www.youtube.com/watch?v=ozoXFlNuoa0

Мария Соловьёва отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 4

Была вчера на концерте Баха "Музыка, слово, время". Никогда раньше не бывала на концертах в соборах - всё как-то не очень серьёзно к ним относилась, т.к. воспитана в советской традиции. Но вчера меня пригласили и я не смогла отказать.
Опыт органных концертов у меня огромный. Родители ещё за руку почти каждый месяц водили в БЗК, а взрослой я часто бывала в Доме Музыки. Но в этом Соборе органный концерт - это что-то невероятное!!! Одновременно и восторг, и желание плакать от счастья - настолько сильные эмоции. Даже до сих пор, когда пишу этот отзыв, мурашки по коже. Всё просто и одновременно возвышенно там!
Идеальная акустика, превосходная атмосфера, очень вежливые люди обслуживают концерт - никакого пафоса, всё с душой! А орган там, однозначно, - для меня теперь самый лучший в Москве.
Концерт проходит прямо в главном здании Собора. Во время того, как звучит музыка, своды красиво подсвечивают, что дополняет естественный отблеск многоцветных витражей - непередаваемо красиво. Приятно, что можно наблюдать за исполнителем со всех сторон: во время трансляции на специальных экранах даже показывают, как органист играет ногами. Это очень впечатляет! Такого нигде не видела!
И ещё приятно, что деньги, которые я оставила за билет - пошли на благотворительность и на содержание этого потрясающего органа.
Посмотрела потом афишу. Программа невероятная, каждый может выбрать что-то для себя (есть и детские концерты, и для молодёжи, и для людей в моём возрасте), и исполнители превосходные. Так как собор католический, там часто играют иностранцы - титулярные органисты, которые ещё и импровизируют (обязательно схожу на ближайший такой концерт!). Ещё там уникальные вещи проходят: недавно выступал Виктор Зинчук и я себя виню, что не обратила свой взор на эту церковь раньше. Но скоро пойду на концерт для двух органов - первый для меня такой опыт будет.
В общем, я всем рекомендую побывать там хоть раз и пережить всё самим!
Я агностик, но католическая церковь вызвала у меня огромное уважение.

Руслан Джафаров отзывы: 25 оценок: 59 рейтинг: 19

Просьба строго не судить, это мой первый отзыв, но написать его придется.
Давно знал о существовании этого красивого храма в Москве, друзья рассказывали, что ходили, и были сильно удивлены тем, что в церкви проводятся концерты, не совсем подобающие этому месту. Но слухи слухами, и решил самостоятельно сходить и посмотреть.
Первый раз перед Новым Годом пришел в Собор на концерт, как раз попал на открытие Рождественского фестиваля. Уже изначально удивило, что концерт хоть и органной музыки, но имеет сопровождение в виде видеоряда и световых эффектов. Когда начался сам концерт, началось световое шоу. Вы были в клубах? Ну вот там можно сказать, что очень похожая ситуация и атмосфера, разве что свет более смягченный. Было дико увидеть, как Распятие Христа в алтаре завешивают экраном, на котором показывают видеотрансляцию самого концерта в реальном времени. Пропадает сразу элемент сакральности, таинства и вслед за этим пропадает желание в тишине без бликов и прочих отвлекающих факторов слушать музыку. Это очень грустно, что в стенах действующего храма происходит такое. Хотя, слышал раньше, что проходили концерты в темноте при зажженных свечах, и очень жалею, что не застал этого, и сложно об этом судить. Но на мой взгляд, это больше соответствовало самой атмосфере таинства, к которому предлагают прикоснуться через орган. Сейчас ощущение просто клуба на "Красном Октябре", где DJ по недоразумению включил органную музыку. На мой взгляд, нельзя превращать действующий храм крупной мировой Католической церкви в такую шоу-площадку. Ведь для концертов такого плана есть тот же Дом Музыки, где это будет смотреться вполне уместно.

Цены тоже необоснованно завышены, как мне показалось, а сервис оставляет желать лучшего.

Я, глубоковерующий человек, мусульманин, уважающий Христианство, и мне обидно, что организация, которая проводит концерты в этом храме ставит храм на уровень не Дома Господнего, а банального концертного зала. Чем-то напомнило выпад Pussy riot в Храме Христа Спасителя. В будущем там ожидаются концерты с гитарой, терменвоксом и многими другими явно не церковными инструментами.

Читал сейчас отзывы тут об этом, и очень жалею, что не попал на концерты раньше, когда они вероятно были действительно храмовыми концертами, а не светошоу.

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.