Сколько братьев запашных в семье. Цирковые династии: от Дуровых до Багдасаровых

  • 04.03.2020

8 декабря 1864 родился Анатолий Дуров - русский клоун и дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии. Всю свою жизнь он посвятил цирку и даже умер во время гастролей. По случаю юбилея артиста мы решили вспомнить самые известные цирковые семьи.

Династия клоунов и дрессировщиков Дуровых

8 декабря 1864 года родился Анатолий Леонидович Дуров, всемирно известный кл оун, младший из братьев Дуровых - основателей большой цирковой династии. Родители будущи х цирковых артистов рано умерли, и братьев на воспитание принял крестный отец. Приемные родители отдали мальчиков в кадетский корпус, однако братья предпочли работу в цирке военной службе и сбежали в один из балаганов, коих в тот период было великое множество. Старшего брата Владимира увлекла дрессура, именно он в 1912 году создал в своем московском доме театр живого уголка, позже он стал называться "Уголок Дурова". А младший, который с раннего детства был ост рым на язык, попробовал себя в качестве клоуна. Его дебют состоялся в 1879 году, и с тех пор выступления Анатолия Дурова шли с неизменным успехом.

Анатолий Дуров был первым из клоунов, кто отказался от грима, начал выступать под собственной фамилией и заговорил на манеже. Он же стал и первым цирковым артистом, обратившимся к политической сатире. Анатолий Дуров смело критиковал власть, иногда его остроты были направлены и в адрес императора. Писатель Степан Скиталец, друживший с клоуном, описал случай, как во время выступления в одном из губернских городов зрители поинтересовались, что значат подвязанные алыми лентами и запечатанные сургучом хвосты его поросят. "Паяц печально ответил: "Губернатор про хвост запретил говорить", - пишет Скиталец. Фамилия того губернатора была Хвостов, и не касаться темы хвостов было единственным условием выступления Анатолия Дурова в городе.

Животные, особенно поросята, были постоянными участниками номеров "Короля шутов", как сам себя называл Дуров, неизменно добавляя: "Но не шут королей". Однако в отличие от старшего брата дрессировка его интересовала мало, звери служили артисту для различных аллегорий. О своих опытах дрессировки Дуров писал: "В случае нужды для номера поросят, я их беру напрокат. Три-четыре дня вполне достаточно, чтобы животное выдрессировать для нужных мне целей".

Мировая известность пришла к клоуну Анатолию Дурову в 1890 году, когда он гастролировал по Европе. Но несмотря на успех, жизнь клоуна была отнюдь не веселой. По воспоминаниям современников, вне манежа Дуров был серьезным, даже грустным человеком. Широко известна история о том, как антрепренер буквально силой заставил клоуна выступать в день смерти его малолетнего сына. Со временем испортились и отношения с братом Владимиром - из близких родственников они стали друг другу чужими людьми, а династия разделилась на две ветви. Однако род Дуровых был известен задолго до рождения Анатолия и Владимира. Первое упоминание о них относится к XVI веку. А кавалерист-девица Надежда Дурова, послужившая прототипом героини фильма "Гусарская баллада", приходится Анатолию и Владимиру прабабушкой. За 150 лет существования в семье Дуровых были воспитаны четыре народных артиста СССР: Юрий Владимирович, Владимир Григорьевич, Наталия Юрьевна и Лев Константинович, народная артистка России Тереза Васильевна, заслуженный деятель искусств РСФСР Анна Владимировна Дурова-Садовская, заслуженные артисты России Юрий Юрьевич и Тереза Ганнибаловна. Все они так или иначе связаны с цирком, за исключением актера Льва Дурова - внучатого племянника Анатолия и Владимира Дуровых.

В 1907 году Анатолий Дуров приобрел в Воронеже усадьбу, там же был создан музей, по которому весной и летом хозяин самостоятельно водил экскурсии. Умер Анатолий Дуров на гастролях в Мариуполе, где подхватил брюшной тиф. Хозяин гостиницы, где жил артист, узнав о болезни, потребовал освободить номер - Дурова перевезли в больницу, где он скончался 7 января 1916 года.

Аттракцион Анатолия Леонидовича Дурова унаследовал его сын - Толя, известный как клоун Толли и Анатолий Дуров-младший. Он погиб от случайного выстрела на охоте в 1925 году.

Династия дрессировщиков Филатовых

Одна из самых старых цирковых династий - Филатовы - насчитывает уже 178 лет. В 1836 году поводырь с медведем Филат и его жена, служительница при обезьянах, получили от губернатора Нижнего Новгорода разрешение на работу на рыночной площади. Однако основоположником этого рода считается Иван Лазаревич Филатов, родившийся в 1873 году, прославившийся как дрессировщик хищных животных и основоположник системы зооцирков в Советском Союзе. Из 13 детей, родившихся в браке Ивана и его жены гротеск-наездницы Таисии, лишь двое продолжили работать в цирке - дочь Мария (в замужестве Корнилова, основоположница династии Корниловых) и сын Валентин. Придуманный Валентином Ивановичем в 1949 году аттракцион "Медвежий цирк" принес семье всемирную известность. Однако, по признанию самого дрессировщика, с раннего детства он работал не только с медведями, но и со львами, слонами и другими животными.

В 1975 году Валентин Филатов выпускает новую программу "Цирк зверей", где вместе с ним работают его дочери Людмила и Татьяна, а также их мужья. Спустя четыре года в аттракцион добавили номер внучки Валентина Филатова - Юлии. В начале 90-х годов из-за экономических проблем сестры поделили программу. В начале 2000-х Юлия Филатова совместно с мужем Андреем Клыковым образовала новый коллектив "Цирк зверей" имени народного артиста СССР Валентина Филатова. Его именем назван также Екатеринбургский цирк.

Династия акробатов-вольтижеров и дрессировщиков Запашных

Настоящим основателем династии вольтижеров, укротителей, акробатов и гимнастов Запашных стал клоун Мильтон (настоящее имя Карл Томсон), гастролировавший в России в конце XIX века. Однако свою фамилию цирковые артисты унаследовали от Михаила Запашного - мужа дочери клоуна Мильтона Лидии. Он родился в 1900 году, к цирку отношения не имел и работал портовым грузчиком в Ейске. В цирк его пригласил легендарный борец Иван Поддубный, отметивший недюжинную силу борца. Но демонстрация физической силы быстро наскучила молодому человеку, и он начал осваивать новые цирковые жанры, в том числе силовую акробатику. Вместе с другом он создал номер в жанре гладиаторов, поначалу на афишах они именовались как "Братья Мильтонс". У Михаила и Лидии Запашных родилось пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь. И хотя отец в нарушение традиции отказался брать их с собой на гастроли, надеясь, что они получат хорошее образование и перестанут скитаться по миру, судьба распорядилась иначе. После того, как дети смогли выбраться из блокадного Ленинграда и воссоединились с матерью в Саратове, из-за материальных затруднений младшему поколению семьи пришлось начать работать на манеже. Вальтер, Мстислав и Игорь пробовали себя в разных жанрах: от акробатики до дрессировки. Но именно в 1954 году появилась цирковая группа "Братья Запашные" - в этом же году дети Михаила Запашного выпустили номер "Акробаты-вольтижеры", равного которому нет до сих пор.

Позже Вальтер и Мстислав Запашные начали выступать отдельно, и династия разделилась. Оба брата со временем пришли к дрессуре. Вальтер еще в середине XX века создал аттракцион "Среди хищников", в котором участвовали тигры, львы, пантеры и рыси. Первым в мире, оседлав льва, совершил прыжок с одного ренского колеса на другое, позднее этот номер повтори его сын Аскольд. Мстислав также создал уникальный номер, где в одной клетке оказались слоны и тигры. Параллельно он закончил ГИТИС и поставил несколько масштабных цирковых спектаклей. С мая 2003 по декабрь 2009 года возглавлял Росгосцирк, однако был уволен из-за многочисленных финансовых и юридических нарушений. Его младший сын Мстислав возглавляет Сочинский цирк. Дети Мстислава-младшего - пятое поколение династии Запашных - пошли по стопам отца.

Но самыми известными продолжателями рода сейчас являются дрессировщики Аскольд и Эдгард - сыновья Вальтера Запашного. Он, в отличие от отца, готовил своих детей к карьере цирковых артистов с раненного детства. Впервые мальчики вошли в клетку к хищникам в семилетнем возрасте. С тех пор они освоили различные цирковые жанры - от акробатики и жонглирования, до вольтижировки и дрессуры. Их старшая сестра Марица, дочь Вальтера Запашного от первого брака, также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Сейчас выступает вместе с сыном Даном. По признанию братьев Запашных, они несколько раз пытались подсчитать, сколько у них двоюродных братьев и сестер, но каждый раз сбивались со счета. Известно, что все Запашные так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже, каждый сам по себе.

Династия иллюзионистов Кио

Основателем династии иллюзионистов Кио был Эмиль Теодорович Гришфельд-Ренард. С раннего детства Эмиль Кио мечтал о сцене, но когда в 26 лет его приняли в Московский театр миниатюр, он уже "заболел" цирком. Первым местом работы для него стал цирк Александра Чинизелли в Варшаве, где он служил и униформистом, и администратором, и берейтором, но истинным призванием Эмиля Кио были фокусы. Он стал первым в Советском Союзе артистом этого жанра, отказавшимся от восточной атрибутики, кроме того в своих представлениях он полностью отказался от каких-либо намеков на мистику и таинственность. Сам иллюзионист говорил, что он загадывает зрителям интеллектуальные загадки.


Впервые псевдоним Кио появился на афишах в 1922 году. О том, откуда он появился и что значит, ходит несколько легенд. Одна из них гласит, что как-то поздно вечером, проходя мимо кинотеатра "Художественный", Эмиль Теодорович обратил внимание на вывеску, в которой не горела буква "Н", и решил, что это "неплохая цирковая фамилия". По другой - он выбрал древнееврейское слово "ткио", которое слышал в варшавской синагоге, рядом с которой когда-то жил. Со временем псевдоним настолько прижился, что все документы Эмиль Теодорович стал получать именно на фамилию Кио.

Эмиль Кио стал первым иллюзионистом с крупной аппаратурой, выступающим на цирковой арене. Именно он впервые ввел в свои номера клоунов, а его наработками до сих пор пользуются иллюзионисты по всему миру.

В 1958 году Эмиль Кио получил звание Народного артиста РСФСР. А в 1960 году был признан лучшим иллюзионистом мира, на следующий год в Дании получил золотую медаль Международной артистической ложи и стал четвертым цирковым артистом, получившим столь высокую награду.

Династию продолжили дети иллюзиониста - Эмиль и Игорь. Однако с самого начала было решено, что выступать они будут по отдельности, так как условия работы сводных братьев сильно отличались. Младший брат - Игорь - впервые вышел на арену в 1959 году, подменяя заболевшего отца, после смерти которого и унаследовал весь аттракцион. Старший брат начал все с нуля. В отличие от младшего брата, он по настоянию отца окончил Московский инженерно-строительный институт и даже несколько лет работал по специальности. Приобретенная профессия впоследствии помогла Эмилю Эмильевичу при конструировании реквизита. С 1992 года Эмиль Кио-младший работает в Японии. Занимает должность председателя "Союза цирковых деятелей России"

Игорь Кио до самой смерти в 2006 году много гастролировал за рубежом, но неизменно возвращался в Россию. По его признанию, он просто не мог допустить, чтобы фамилию Кио забыли на родине. Долгие годы он давал по 500-600 представлений в год, однако принципиально не брал готовые фокусы и выпускал принципиально новые номера. В 1970 году в Бельгии удостоился Международной премии "Оскар", которая вручается "лучшему артисту". С началом перестройки Игорь Кио принял решение уйти из цирка и создал Творческое объединение "Шоу-иллюзион Игоря Кио", которое занималось организацией собственных гастролей и выступлений других коллективов. Продолжателями династии могут стать внуки Игоря Кио - Игорь и Никита, старший из которых впервые вышел на цирковую арену в раннем возрасте в представлении, посвященном 100-летию знаменитого прадеда.

Династия дрессировщиков лошадей Зариповых

Династия наездников и дрессировщиков лошадей Зариповых известна уже более 115 лет. Первым представителем знаменитого рода стал Карим Зарипов, родившийся в 1891 году в Узбекистане. Уже в 9 лет он начал выступать в качестве клоуна, а в 29 - организовал Ташкентский цирк. За длительную цирковую карьеру Карим работал в различных жанрах: воздушный гимнаст, клоун, дрессировщик лошадей, артист-наездник. В цирке же он встречает свою жену - Муборак. Его дети Хаким и Холида начали работать в труппе отца уже в восьмилетнем возрасте. В 1928 году Карим Зарипов всего за шесть месяцев подготовил номер "Красный Восток". А в 1942 году создает первый цирковой коллектив узбекских наездников, через четыре года появляется новый номер "Джигиты Узбекистана", в котором также участвуют жена Хакима и муж Холиды Зариповых. Специально для дочери Карим Зарипов создает номер "Гротеск-наездница", в котором Холида выступает не просто как акробат-вольтижер, но и танцует на спине скачущей лошади.


С 1952 года аттракцион "Джигиты Узбекистана" возглавляет Хаким Каримович. Долгое время вместе с ним выступали его дети - дочь Говхар и сын Анвар.

Однако наибольшей известности добился внук Хакима Зарипова - воздушный гимнаст Эркин (Игорь). Лауреат Международных премий, обладатель международных наград и рекордов с 2003 года работает во всемирно известном Cirque du Soleil. В 2012 году он попал в Книгу рекордов Гиннеса, установив сразу три рекорда.

Династия цирковых артистов Гринье

Родоначальницей известной украинской династии цирковых артистов Гринье является невестка известных в Киеве балалаечников Гурских Елена. "Лапотно-балалаечная" капелла Гурских в конце XIX века была известна на всю Россию, помимо плясовых и песен они исполняли и пародии на итальянские песни и немецкие польки, и разговорные сценки на злободневные темы. Дело родителей продолжил сын создателя капеллы Владимир с женой Еленой, которые взяли себе звучный псевдоним Гринье. Молодые супруги быстро отправились в "свободное плавание", создав разговорно-музыкальный дуэт, который с большим успехом выступал во всех увеселительных заведениях дореволюционной России. С 1920 года Елена Гринье начала выступать со своим вторым мужем коверным клоуном Мишелем - настоящее имя Михаил Пятецкий. Так возник эксцентричный номер "Гринье и Мишель". Артисты пели, танцевали, играли на различных музыкальных инструментах. Параллельно гастролировал и Владимир Гурский, поставивший свой номер "Музыкальная эксцентрика" уже с новой партнершей.


Помимо собственного репертуара "Мишеля и Гринье", который состоял из музыкальных пьес, куплетов, сатирических диалогов, комических танцев, Елена Николаевна и Михаил Иванович занимались постановками программ для Петроградского цирка, которым в течение пяти лет руководил Михаил Пятецкий.

Династию продолжила их дочь Тамара Михайловна Гринье-Мишель. С раннего детства маленькая Тамара выступала вместе с родителями. А после окончания консерватории писала музыку для цирковых артистов. Например, акробаты Писарницкие в течение 20 лет исполняли свою программу "Веселые моряки", музыку для которой написала Тамара Гринье-Мишель. Вышла замуж за циркового артиста Владимира Саргуна, выступавшего в жанрах музыкальная эксцентрика и жонглер-эквилибрист. Дочь и внучка Тамары Михайловны Гринье - Елена и Тамара - также связали свою жизнь с цирковым искусством.

Династия наездников-джигитов Кантемировых

В 2007 году 100-летие отметила династия наездников-джигитов Кантемировых. Эта фамилия до сих пор является синонимом понятия "конный цирк", а также бережного отношения к людям и коням. Родоначальником династии считается Алибек Тузарович Кантемиров, родившийся в 1882 году в Осетии. Впервые на арену цирка он вышел в 1907 году в Батуми с номером "Соло-джигит". "Легкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблескивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда - он опять в седле…", - так описал современник первое выступление легендарного артиста в книге "Джигит Осетии". Успех не вскружил голову Алибеку, а заставил работать еще упорнее. До сих пор его коронный номер, когда всадник на полном ходу пролезал между задних ног лошади с выходом на круп, не смог повторить никто их артистов, выступающих в этом жанре. В общей сложности Алибек Кантемиров подготовил около 150 наездников-джигитов, многие из которых стали народными артистами нашей страны.


В 1924 году исполняется давняя мечта Алибека Кантемирова - он создает первый групповой номер "Джигиты Али-Бека". Труппа одной из первых получила возможность гастролировать за рубежом. В конце 30-х годов в коллектив влились сыновья Алибека - Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек. Старший Хасанбек впервые вышел на манеж в пятилетнем возрасте с номером на скачущем пони.

Самыми сложными стали годы войны - из 12 артистов аттракциона, вернулись только двое, лошади же погибли все. В 1946 году начинать пришлось с нуля. Вскоре же перед Алибеком Кантемировым и его труппой появилась новая задача - постановка конных трюков для кино. В общей сложности Кантемировы поставили и сами снялись более чем в 50 картинах - от "Смелых людей" до "Неуловимых мстителей" и "Не бойся, я с тобой".

Аттракцион при этом не переставал существовать и гастролировать. А в конце 60-х к старшему поколению Кантемировых присоединилось младшее - внуки Алибека Тузаровича, дети старшего сына - Каджана, Алибек-младший и Анатолий.

После смерти отца в 1975 году - Хасанбек, Ирбек и Махтарбек разделились. Хасанбек возглавил цирковое этнографическое обозрение "Картины Кавказа", средний, Ирбек, унаследовал аттракцион отца, а младший - создал собственный конно-акробатический театр "Каскадер", воплотив мечту своего отца.

В настоящее время аттракцион "Джигиты Али-Бека" возглавляет сын Ирбека Маирбек Кантемиров. Его постановка "Авайя" была высоко оценена не только в России, но и далеко за пределами нашей страны.

Династия клоунов Фрателлини

Французская династия Фрателлини также известная как "Династия смеха" зародилась как ни странно в России. Представители этого рода вот уже более 100 лет выступают в жанре клоунады. А первым из семьи Фрателлини на манеж вышел Густаво, приехавший в Российскую Империю в начале XX века. Он выступал в цирках Москвы и Петербурга, но на весь мир прославили семейное дело трое его детей - Франсуа, Поль и Альбер. В 1910 году они создали самостоятельный "Цирк Братьев Фрателлини". После начала Первой Мировой войны семье пришлось вернуться во Францию, однако и там им поначалу не сопутствовала удача. Лишь в 20-х годах прошлого столетия семья Фрателлини добилась успеха - создала свою цирковую школу, которая спустя 10 лет получила официальный статус училища. Его выпускники, одним из которых является известный актер Венсан Кассель, обычно остаются в стенах цирка Фрателлини.


Выступления братьев, известных как Кико, Пополь и Баба, отличались от обычной клоунады - в свою программу они добавили акробатические трюки. Шоу братьев неизменно сопровождалось аншлагами. В период Второй мировой войны "Цирк Братьев Фрателлини" вновь переживал кризис, но после окончания возродился с новыми программами.

По воспоминаниям Ксении Куприной, дочери известного писателя, как-то в Парижском цирке им удалось познакомиться со знаменитыми клоунами. "Когда мы с отцом пришли в уборную Фрателини, они очень ласково нас приняли и между двумя мазками грима на ломаном русском языке вспоминали свою жизнь и приключения в России, которую они изъездили вдоль и поперек. Они считали, что, кроме парижан, русский зритель — самый чудесный ценитель цирка в мире", - пишет она в книге "Куприн - мой отец".

Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли

История всемирно известного американского "Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли" началась в XIX веке. В 1841 году американский шоумен Финеас Барнум основал "Американский музей" своего имени, который очень быстро перерос в "Шоу уродов". Во время представления публике демонстрировали живых людей с различными аномалиями - лилипутов и сиамских близнецов, трехногих танцоров, русалку с острова Фиджи и русского мальчика с песьей мордой. После нескольких пожаров шоу Барнума отправилось на гастроли в Англию, где в 1881 году ему поступило предложение от владельцев лондонского цирка Джеймса Бейли и Джеймса Хатчинсона об объединении. Так к "Шоу уродов" добавились выступления дрессированных зверей и появилось "Величайшее шоу на Земле Барнума и Бейли", гвоздем которого стал слон Джамбо.


Цирк пользовался бешеной популярностью как в Европе, так и за ее пределами. Он прославился благодаря наличию нескольких манежей. Они были расположены так, чтобы зрители могли одновременно наблюдать за несколькими аттракционами.

Параллельно в США в 1884 году пятеро братьев Ринглинг, цирковые артисты-самоучки, основывают передвижной цирк собственного имени. Отличительной особенностью их балагана стало уважительное отношение к публике, они полностью отказались от распространенного в то время мошенничества с билетами, азартных игр и другого надувательства. Вместо этого братья показывали чудеса акробатики и дрессировки.


Долгое время цирки конкурировали между собой и лишь после смерти Барнума в 1891 году они объединились. Хотя фамилия Ринглинг появилась в названии цирка лишь в 1919 году, после того как двое братьев стали его собственниками.

"Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли" существует и сейчас. В 1967 году его приобрела семья Фелд, после чего разросся и зверинец - появились номера с лошадьми, тиграми, львами, леопардами, пантерами и зебрами. В 1986 году в цирке начали выступать китайские цирковые артисты.

По сей день цирк не изменяет традиции, насчитывающей более 100 лет: две его труппы в течение 11 месяцев гастролируют по миру, ни разу не пересекаясь, после чего возвращаются в штаб-квартиру, где готовят новые шоу.

Династия укротителей Багдасаровых

В одном ряду с династией Запашных, как укротителей хищников, стоит и семья Багдасаровых, пожалуй, одна из самых молодых цирковых династий России. Но первым цирковым артистом из рода дрессировщиков стал гимнаст Николай Андреевич Язев. В 1937 году он поступил в Государственное училище циркового искусства и тогда же был принят в труппу цирка. Язев известен как первый гимнаст, совершивший трюк "перелет через турник". Однако он никогда не интересовался дрессурой, в отличие от будущего зятя - Михаила Ашотовича Багдасарова.

Решение стать дрессировщиком пришло к юному Мише еще в Баку, где он посетил деревянный цирк рядом со своим домом. В 12 лет он сбежал из дома с проезжим цирком, однако отец-проводник быстро разыскал сына и вернул обратно в Баку. Воплощению детской мечты помог случай: Михаилу было уже 16 лет, когда на гастролях в Баку из клетки вышли питомцы знаменитой укротительницы Маргариты Назаровой, известной также по главной роли в фильме "Полосатый рейс". На помощь артистке пришли униформисты и Михаил Багдасаров, который постоянно крутился возле цирка. В знак благодарности Назарова пообещал взять его в свою труппу по достижению 18-летия и слово свое сдержала. Однако дебют Михаила Багдасарова как циркового артиста состоялся только спустя девять лет, в 1973 году, с номером "Забавные ослики". Еще шесть лет понадобилось на постановку собственного аттракциона "Давид Сасунский", где участвовали львы, тигры, пантеры, ягуары и пумы.

А в 1991 году Михаил Ашотович выпускает новый аттракцион "Тигры-Шоу", главными героями которого становятся 18 уссурийских тигров, а ассистирует отцу дочь Карина, еще через два года на арену вышел и сын - Артур. Сейчас в аттракционе Багдасаровых помимо Карины с Артуром принимают участие зять и невестка Михаила Ашотовича - Антон и Лариса. Подрастает и третье поколение - внуки Ричард и Никита.

Кто не знает самых сильных и мужественных укротителей тигров и львов - братьев Эдгарда и Аскольда Запашных? Они своим талантом давно завоевали любовь многомиллионной публики и стали одними из самых знаменитых на весь мир потомственных дрессировщиков. У каждого из них есть своя личная и семейная жизнь, которую они, в общем-то, тщательно скрывают от посторонних глаз.

Аскольд

Аскольд Запашный, о жене которого дальше пойдет речь, родился в Харькове в 1977 году. В клетку с тиграми он вошел впервые в 10 лет. Он начинал цирковую карьеру вместе с братом Эдгардом в качестве жонглера на лошадях и дрессировщика обезьян. В 1998 году отец их - народный артист России Вальтер Запашный - на праздновании своего 70-летия передал им аттракцион «Среди хищников». Аскольд Запашный вошел в Книгу рекордов Гиннеса с трюком за самый длинный прыжок верхом на льве. Вместе с братом они создали «Цирк братьев Запашных».

Жена Аскольда запашного Элен

Свадьба Аскольда и Элен прошла втайне от посторонних глаз, без особой огласки на телевидении и в прессе. Накануне этого события его назначили главным художественным руководителем Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

Его женой сегодня является Элен Запашная. Биография ее говорит о том, что она родилась в Святой земле Израиля, в городе Хайфа, расположенном на берегу Средиземного моря. Она всем сердцем и душою привязана к этой стране, ведь здесь живут ее родители, которые их всегда ждут. В браке с Аскольдом у них родились две девочки, которых зовут Ева и Эльза.

Со слов самой Элен, родители ее и Аскольда были против их отношений. Его мама, как мудрая женщина, хотела, чтобы он женился на цирковой девушке, так как та будет лояльнее относиться к его постоянным командировкам, всяким лишениям и связанным с этим неудобствам. И главное - будет всегда и везде следовать за мужем. А родители Элен боялись, что их дочь в связи с этим забросит Минский медицинский институт.

Знакомство

Однажды будущая Элен Запашная еще во время учебы в институте пошла с друзьями на цирковое представление братьев Запашных. Вечер они провели весело, но потом к ней через пару дней звонит их общий с Аскольдом друг и говорит, что ее номер телефона просит Аскольд. Но тогда она не знала дрессировщика Аскольда и не видела особо его афиш. Она ответила, что ей это совсем не нужно, ведь у нее уже есть парень, да и гастролеры скоро уедут.

Элен подумала, что если это артист известный, значит, он избалован женским вниманием. Друг повозмущался, но все-таки добился получения ее телефона. Потом на лекции она получила сообщение на телефон, где Аскольд пригласил ее на свидание, и они встретились. Первый их вечер прошел шикарно, но потом Аскольд пропал на четверо суток. Оказывается, это был приемчик, чтобы влюбить ее в себя. Со своим парнем она рассталась. Потом цирк уехал и гастролировал 2 месяца. Но влюбленные использовали для общения телефон в любое время дня и ночи, как получалось.

Предложение

Элен до последнего не понимала всего, что с ней происходит, она тормозила себя, чтобы полностью не уйти в отношения и чувства. Но Аскольд, хоть и нелегко это ему далось, объяснил ей, что их отношения вышли уже на другой уровень. Через три месяца после знакомства Запашный признался ей в любви. Они стали мечтать о свадьбе, о детях, в общем полным ходом строили планы на будущее, и пусть хоть весь мир будет против них.

С этого момента они объявили себя парой. Аскольд поехал к родителям Элен в Израиль. Все волновались. Затем там на Святой земле он сделал ей предложение, подарил как своей будущей жене колечко и произнес те самые важные и главные слова и она, конечно же, ответила «да».

Эдгард

Однако Эдгард не поддержал в этом вопросе своего брата, и Аскольд очень был удивлен, ведь когда тот привел и показал маме свою девушку, и она пришлась ей не по вкусу, Эдгард ушел из дома с рюкзаком, и Аскольд ушел с ним. Правда, возраст тогда у них был совсем юношеский. Аскольд ждал поддержки брата, но потом все быстро утихомирилось, и сегодня все семейство объяли приятные отношения. Эдгард стал крестным их первой дочери Евы, у него тоже подрастают две дочки.

Элен Запашная родила двух девочек, однако они с мужем еще очень сильно хотят сына, чтобы он продолжил династию дрессировщиков Запашных. Правда, в вопросе обрезания у них имеются некоторые разногласия. Ведь если родится сын, то по еврейским традициям этот процесс просто необходим. Элен считает, что и с точки зрения гигиены это очень правильно, но Аскольд совсем не разделяет мнения жены и пока стоит на своем.

Ева и Эльза

Имена дочкам выбирал сам Аскольд, Элен посчитала, что он имеет на это полное право, так как женщина вынашивает ребенка, а мужчина, давая ребенку имя, должен чувствовать свою сопричастность, что он стал папой. Имя Ева - еврейское, и Аскольду оно пришлось по душе, а также стало приятным для родителей Элен. Это была первая девочка. А вот вторую дочку они назвали Эльзой просто потому, что это очень красивое имя.

Мама Аскольда была против этого имени и даже звонила по этому поводу молодым, чтобы они не называли ребенка именами успешных людей. Но когда возникают какие-то сложные и спорные вопросы, Запашные начинают искать знак, и они его получили. Когда после звонка мамы молодые родители остановились у светофора, вдруг рядом увидели грузовик, на котором крупными буквами было написано «Эльза». А потом случилось еще одно знаковое событие в день рождения маленькой Эльзы умерла известная мировая актриса Элизабет Тейлор.

Родители Запашные решили, что их дочки должны носить красивые броские и яркие запоминающиеся имена. Аскольд и Элен уже мечтают, чтобы они были артистками цирка. Ева очень похожа на маму, а младшая Эльза - точная копия папы, и поэтому ее шутя называют Аскольда Аскольдовна.

Элен Запашная: национальность

Элен по национальности еврейка, и иногда Запашные подолгу живут в Израиле, однако они считают свою семью современной и не соблюдают еврейских традиций. Элен Запашная (Райхлин) сначала обижалась на мужа, который не помогал ей по кухне. Но Аскольд ей объяснил очень просто свою позицию, мол, что ему смешно, например, когда парень несет маленькую дамскую сумочку своей девушки.

Элен после замужества изменила свои взгляды насчет настоящих мужчин, она смирилась с тем, что ее муж не умеет жарить даже яичницу и не приносит кофе в постель.

Гастроли

Элен Запашная старается следовать с детьми за мужем везде. Цирк братьев Запашных постоянно гастролирует по всему миру, и Аскольд иногда месяцами не бывает дома. По опыту других семей Аскольд знает, что в долгой разлуке чувства остывают, и супруги друг от друга отвыкают, поэтому Аскольд и Элен с детьми путешествуют почти всегда вместе. Элен сама признается, что готова следовать за мужем всегда и терпеть все неудобства, тем более что они уже хорошо приспособились и возят с собой всю необходимую мебель, бытовую технику, белье и даже шторы.

Элен уже успела привыкнуть к кочевому образу жизни, и если муж уезжает один, то через время, сильно соскучившись, она спешит к нему. Да и дети должны чаще видеться с отцом и со своим дядей Эдгардом, который уже владеет достаточными навыками воспитания, имея своих собственных дочек.

Аскольд считает, что с детьми лучше всего срабатывает за хороший поступок нужно поощрять, а за плохое - наказывать, и границы лучше не путать. Из-за воспитания детей у Запашных возникают разногласия, так как, по словам Аскольда, балует их детей Элен Запашная. Дети ведь сразу чувствуют уступки и начинают манипулировать и капризами добиваться желаемого.

Ревность

У молодых супругов Запашных иногда возникают разногласия из-за ревности. Особенно в первое время Элен Запашная сильно ревновала мужа к женщинам, но потом постаралась разобраться, где стоит ревновать, а где нет. В свою очередь Аскольд тоже не приемлет возле своей жены присутствие мужского пола.

Однако Запашный в семье своей совсем не тиран, он разрешил жене учиться в ординатуре, чтобы она, наконец-то, завершила свое медицинское образование. Немного глупо отучиться семь лет, чтобы потом все забросить. Элен - красивая и умная женщина, она хочет быть независимой. Когда пройдет много лет, она не хочет жалеть об упущенных возможностях, тем более что современные браки перестали быть крепкими.

Сегодня родители супругов уже не осуждают их выбор, главное для них теперь, чтобы их дети любили и уважали друг друга. Дрессировщику прочили в жены артистку цирка, а ей - израильского врача. Но сейчас все замечательно, и родители только радуются за молодых и за любимых внучек.

Жена и дети Аскольда Запашного занимают все его время, остающееся от работы на манеже. Он - представитель одной из знаменитейших российских цирковых династий вместе со своим братом Эдгардом организовал собственный цирк, гастроли которого не только в нашей стране, но и за рубежом пользуются огромным успехом. Старшую дочку Ева супруга артиста Элен родила в 2010 году, а через год Запашный во второй раз стал отцом, и снова маленькой дочки, которую они назвали Эльзой.

Со своей будущей женой Аскольд Запашный познакомился во время гастролей в Минске. Элен была лучшей подругой жены одного из его цирковых друзей. Элен - гражданка Израиля, а потому была студенткой факультета для иностранцев. Их роман развивался стремительно, и сразу после свадьбы они решили, что в их семье обязательно должно быть много детей.

На фото - Аскольд Запашный с женой и детьми

Первая дочка Ева родилась в 2010 году, когда Аскольду было тридцать три года, и он был уже достаточно взрослым, чтобы ответственно отнестись к этому важному событию. Решение родить второго ребенка через год тоже было осмысленным - разница в возрасте у Аскольда и его брата Эдгарда тоже составляет год, и это, по мнению артиста, оптимальный вариант для детей.

Обе дочки Аскольда появились на свет, когда он выступал на арене, а сообщение от жены каждый раз получал по смс, и это было для него очень трогательно. Имена для дочек Запашный выбрал сам, и подошел к этому очень ответственно - Аскольду хотелось, чтобы они были красивыми, и в то же время не вычурными.

Элен по образованию врач, закончила консерваторию по классу фортепиано, отслужила в израильской армии, а в настоящее время занимается только семьей. Аскольд, как мог, старался помогать жене, когда дочки были совсем маленькими - вставал по ночам, менял подгузники, однако супруга, по возможности, старалась освободить мужа от этих забот, понимая, как он устает на работе.

Сегодня дети Аскольда Запашного Ева и Эльза уже подросли, и уже выступают на манеже. С самого их рождения он говорил, что дочки обязательно станут цирковыми артистками и продолжат династию Запашных, и им для этого даже не придется учиться в цирковом училище - всем премудростям он научит их сам, ведь у него богатый опыт выступлений на цирковой арене.

Внешне старшая дочь больше похожа на маму, а младшая Эльза - копия Аскольда, и близкие в шутку называют ее Аскольда Аскольдовна. Ева и Эльза с самого рождения путешествуют вместе с цирком, знают всех артистов и животных, и в этом их жизнь очень похожа на жизнь Аскольда и его брата.

Впервые старшая дочь Аскольда Запашного вышла на арену, когда ей исполнилось три года, и после этого отец начал выводить ее на поклоны после каждого своего выступления. Когда жена Аскольда Запашного собиралась родить второго ребенка, он мечтал, что у него будет сын, а оказалось, что родилась снова дочка. Но Элен уверена, что дети у них будут еще, и она обязательно родит еще и мальчика. Аскольд не против, но на вопрос «сколько детей у Аскольда Запашного может родиться в будущем?» отвечает, что не больше четверых, и даже если это снова будут девочки, на большее количество он не согласен.

Элен, понимая, что частые разлуки могут негативно сказаться на отношениях супругов, готова терпеть все неудобства и трудности, чтобы всегда быть рядом с мужем, поэтому почти на все гастроли они отправляются всей семьей. Она привыкла к такому образу жизни, и даже когда остается дома, через несколько недель просит Аскольда забрать ее с дочками к себе. Элен понимает, что постоянное общение необходимо не только ей с мужем, но и их детям - с папой. Кроме того, они очень любят своего дядю - старшего брата Аскольда Эдгарда, который тоже обожает своих племянниц.

На фотосессию, которая проходила в Большом Мос­ковском цирке, мы пригласили дочек Эдгарда - 6-летнюю Стефанию и 4-летнюю Глорию. Стоило им впорхнуть в кабинет отца, как тот буквально растаял на глазах. «Папочка, папулечка!» - защебетали сестры Запашные, залезая на руки к отцу. С детей мы и начали разговор.

Признаюсь честно: когда на свет появилась старшая дочь, я не изменился, не повзрослел, не ощутил себя мгновенно в новом статусе: «Я отец!» Нет… Возросла, конечно, ответственность, но глобальных перемен не заметил. Я ведь не хотел дочек, предполагал, что со временем женюсь, родятся сыновья. Но вышло иначе. Когда Ольга, мама моих детей, была беременна Стешей, нашей старшей дочерью, я разговорился со своим другом Камилом Гаджиевым и пожаловался, что, блин, будет девочка, а хотелось сына… Он посмотрел на меня с большим удивлением и сказал: «Эдгард, ты не представляешь, о чем говоришь. Дочки - это то, что надо сильному мужику». Он как раз воспитывает дочерей. Заговорил про них и расплылся в широкой улыбке. Я поразился такому преображению брутального мужчины. И вот когда Стеша чуть подросла и первый раз потянулась ко мне осознанно, обняла, прижалась, я тоже растаял. Теперь, как вижу своих девчонок, становлюсь нежным и ласковым. Если это только не касается их выхода на манеж, общения с животными, тогда я собран и строг.

Мы произвели ребрендинг - и вместо братьев Запашных теперь сестры Запашные (у Аскольда, как и у Эдгарда, тоже две дочери. - Прим. «ТН»).


- Отец девочек - я. Никто меня не упрекнет в том, что я как-то не так к ним отношусь. Фото: Андрея Салова


- Эдгард, много времени вам удается проводить с детьми?

У нас особая ситуация. Никогда не было традиционной семьи - мама, папа и дети, живущие под одной крышей. Мы с Олей не расписаны, но дочери, конечно же, носят мою фамилию, свое отцовство я сразу признал. Недавно их мама вышла замуж и родила еще одного ребенка. Поэтому видимся мы тогда, когда Оле удобно привести девочек ко мне, чаще всего сюда, в цирк. Хотя живу в цейтноте, гуляю с ними, вожу в парки, в кино, езжу к ним на тренировки по художественной гимнастике.

Мои дети в таком возрасте, что без мамы пока трудно обходиться. Особенно младшей, Глории, она очень скучает по Ольге. Со Стешей мне проще, она уже постарше и, думаю, с удовольствием поехала бы со мной даже в отпуск - мы с ней идеально ладим, - но не хочется разлучать сестер. Жду осени, Оля обещала перебраться с детьми в мою трехкомнатную квартиру недалеко от цирка, и тогда буду их чаще видеть. Пока они живут в Краснознаменске, в 40 км от Москвы.


- Вы подарите бывшей девушке квартиру?

Да. Она же мать моих детей. Не понимаю, как люди, некогда любившие друг друга, могут расставаться врагами и не общаться. Это же трагедия!

У нас отличные отношения с Олей, так же как и с ее мужем Димой. Как только они объявили себя парой, мы встретились с ним и поговорили с глазу на глаз. Мне было важно убедиться в адекватности человека, взявшего на себя ответственность…

- Когда Стеша чуть подрос­ла и первый раз потянулась ко мне осознанно, обняла, прижалась, я растаял… Фото: Андрея Салова


- За чужих детей.

Да, но лишь моральную. Кормить моих дочерей ему не придется. Мы сразу договорились, что для Стефании и Глории он друг, а не папа. Я сразу обговорил этот деликатный вопрос, дабы не провоцировать ненужный конфликт. Отец девочек - я. Никто меня не упрекнет в том, что я как-то не так к ним отношусь. Полностью обеспечиваю и их, и Олю, она же не работает и не работала с тех пор, как мы стали встречаться.


- Вы не женились на Ольге, несмотря на наличие двоих детей. Почему? Наверняка девушка планировала создать с вами семью.

Так и я не предполагал, что у меня появятся внебрачные дети. Оля искренне меня любила и не понимала, что кое с чем я справиться не могу. Она по гороскопу - Овен. Упрямство Овнов - тяжелое качество. Плюс Оля ревнива. А я - свободолюбив. Ребенок не может исправить характеры родителей. Когда она сказала, что в положении, добавила: «Буду рожать». А я и не возражал, обеспечил ее всем необходимым, встречал их со Стешей из роддома. Но вместе мы так и не стали жить.

Через год пригласил Олю отдох­нуть в Венецию, чтобы она пришла в себя, восстановилась, ведь все заботы о дочери лежали на ней. А когда вернулись, узнали, что станем родителями еще раз. Оля была счастлива больше, чем я, она мечтала о том, чтобы иметь детей от одного мужчины, пусть он и не муж.



С дочерьми Стефанией и Глорией. Фото: Андрея Салова


- Эдгард, вы можете назвать дни рождения дочек? Или вам для этого надо позвонить Оле?

Могу! Стеша родилась 24 февраля, Глория - 2 мая. Хотя мне эти знания тяжело дались (смеется), я с трудом запоминаю даты. Спросите меня, когда мы с Ольгой познакомились и когда разошлись, не скажу, потому что не помню даже приблизительно. А вот она, уверен, точно ответит на этот вопрос. Я не помню, не потому что тупой и цифры не в состоянии удержать в голове, а потому что не вижу в этой информации необходимости. Для меня история еще продолжается, мы же с Ольгой растим детей. И пусть у каждого из нас своя личная жизнь, мы - близкие люди и не теряем друг друга из виду. А даты… Я помню лишь одну: день, когда умер отец. Это понятно - история закончилась навсегда. Мы с Аскольдом в тот день стали другими.


- Хочется еще поговорить о ваших прекрасных детях. Кто из них больше похож на вас?

Стефания, старшая, мягкая, женственная, коммуникабельная, мне с ней очень легко. И внешне в нашу породу. Война пока идет с младшей. (С улыбкой.) Глория растет девочкой упрямой, к ней надо подобрать ключик.

С другой стороны, упертость может привести к успехам в профессии. Моей младшей важно отвоевать личное пространство, настоять на своем. В такие моменты я жалею, что она не мальчик, потому что огребла бы по полной программе.


Девочки подарили отцу рисунки, где изобразили свою семью: мама, папа и дети - все вместе. Фото: Андрея Салова


- Могли бы и шлепнуть?!

А почему нет? Папа, Вальтер Запашный, жестко наказывал нас с братом, и всегда за дело, за что мы с Аскольдом безумно ему благодарны. Выросли нормальными мужиками, а не мажорами. Нам не дозволялось даже тройку из школы принести, не то что двойку, запрещалось повысить голос на кого-то из старших в семье. К Аскольду это в меньшей степени относилось, он и учился хорошо, и с рождения более терпим и дипломатичен, чем я. Папа великолепный дрессировщик, мог морально задавить не только тигра, но и любого человека. Когда отчитывал, вдалбливая каждое слово, становилось дурно. Хотелось сказать: «Батя, да ударь уже наконец, хватит мучить!» Своих дочерей я все равно наказываю. Не так строго, как мой папа, конечно, но они знают, что такое угол, к примеру.


- Дочери - это любовь и нежность, а еще что?

Сильная головная боль. Стефании сейчас шесть, еще десять лет, и появятся парни. Мне на тот момент будет 51 год, значит, надо себя держать в хорошей физической форме, чтобы этим козлам бошки откручивать. (Смеется.) Нет, конечно, я еще не начал ревновать к семилетним мальчишкам, которые Стеше нравятся, но уже в предвкушении.


- Растите цирковых? Предполагаю, что девчонкам не избежать артистической карьеры.

Для меня главное, чтобы они полюбили цирк так же, как я люблю его, чтобы росли трудягами и я ими гордился.


- Между вашими детьми разница в два года, как у вас с братом. Они так же дружны, как вы, или есть проблемы?



- Главное, чтобы дочки полюбили цирк так же, как я люблю его, чтобы росли трудягами и я ими гордился. Фото: Андрея Салова

Они привязаны друг к другу. Хотя и дерутся. Глория может ни с того ни с сего стукнуть Стешу. Та крупнее физически, по идее, должна дать сдачу. Но нет, лишь с непониманием смотрит. Потом говорит мне: «Папа, вот зачем она так?» Призываю мелкую к ответу, заставляю извиниться перед сестрой. Очень не хочется, чтобы в семье повторилась страшная ситуация вражды между родными людьми. Папа с нашим дядей, своим родным братом, 15 лет не разговаривал. Потом вроде помирились, но общение было вялое, ругались и ссорились, так ни к чему хорошему и не пришли. У нас с Аскольдом иные отношения. Родители сумели внушить, что мы единое целое и отвечаем друг за друга. Брата отдали в школу в неполные шесть лет, чтобы нас не разлучать. Можете представить, как ему было тяжело!

Первые тройки или неуды, которые он получал в начальных классах, деморализовали его, мне приходилось помогать, успокаивать, я всегда чувствовал ответственность. Мы с Аскольдом действительно самые близкие люди.


- Ревнуют не только дети, но и взрослые. Как ваши девушки воспринимают ваших детей? Не борются за внимание?

Мне кажется, это глупые женщины так делают. Моя девушка - адекватная и доброжелательная и понимает ситуацию, в которой я живу. У меня уже есть дети, и это обстоятельство надо принять, а не бороться. А принять может только любящий человек.


- Стефания мягкая, женственная, мне с ней очень легко. А к Глории еще надо подобрать ключик. Фото: Андрея Салова

С ней я собираюсь переехать в дом, который достраиваю. И там есть большая детская спальня с четырьмя кроватями. Мне хочется, чтобы мои дочери приезжали ко мне в гости и жили вместе с моими новыми детьми. Надеюсь, они у меня когда-нибудь будут. Мальчика хочется. И не одного. Я вполне могу обеспечить всех своих детей.

Ну а если наследников больше не появится, пусть дочки приходят ко мне с подружками и бесятся в этой комнате - на здоровье.


- Эдгард, до Ольги у вас был серьезный опыт совместной жизни: с артисткой вашего цирка Еленой Петриковой вы прожили 13 лет. Но тоже не женились. Дело в вашем характере, в страхе перед браком?

С Леной у нас была семья, но без штампа в паспорте. Я был молод, мне все время чего-то не хватало, я эгоистично занимался карьерой. И считал, что для популярности мне нужен статус завидного жениха, это придавало интерес. Лена, надо отдать ей должное, с пониманием к этому относилась. В нашем окружении все знали, что мы - пара. Другое дело, что про это не догадывались люди со стороны. О том, что был гражданский брак, я объявил, когда мы с Леной расстались. Кстати, и с ней у нас также сохранились замечательные отношения, чем безумно горжусь. Меня пытаются упрекнуть: вот, развел вокруг себя гарем. А я считаю, что оставаться друзьями - это признак мудрости. У Лены, как и у Ольги, все хорошо в личной жизни, нет причин для обид и вражды. Она встречается с одним из ведущих клоунов мира, итальянцем Дэвидом Ларибле. Когда он прилетает в Москву, мы часто ужинаем втроем, и ни он, ни я не ревнуем. (С улыбкой.)



Со своей девушкой Любовью на отдыхе в Шри-Ланке (Зима 2017). Фото: Из личного архива Эдгарда Запашного


- Вы упомянули, что скоро справите новоселье вместе со своей новой девушкой. Кто она? И готовы ли вы к браку или статус холостяка по-прежнему для вас важен?

Психологически именно теперь, в 41 год, я хочу жениться и любить свою жену до конца жизни. Я созрел для моногамии, меня больше не привлекают романы на стороне. Я искал такую женщину, с которой мне захочется проводить вместе все вечера. Чтобы больше не искать приключений на свою голову, не заводить любовниц. Я хочу иметь дом, где мне уютно, комфортно, где меня ждет и отдых, и секс, и теплый ужин.

К чему приведут наши отношения, не готов ответить прямо сейчас. Но обещаю: как только мы определимся, дам вам эксклюзивное интервью.


- Ловлю на слове. Что вам важно видеть в женщине? Может быть, кого-то это заставит задуматься.


- Шучу, что мы с братом произвели ребрендинг - и вместо братьев За­пашных теперь сестры Запашные. С дочерьми и племянницами Эльзой и Евой. Фото: Андрея Салова

Мне неинтересны лентяйки, которые садятся на головы обеспеченных мужчин и считают, что их работа - тратить на себя деньги своего возлюбленного. Нет, я таких ни капли не уважаю, даже если они красивы, как богини. Меня интересуют трудолюбивые женщины, те, кто в жизни делает что-то полезное и нужное и при этом успевает заботиться о муже, детях да еще и прекрасно выглядеть.

И еще женщина должна осознавать, что главный в доме - мужчина. И тогда одиночество ей не грозит.

Семейство Запашных всегда славилось большим количеством недоразумений и конфликтов. Дни.Ру решили разобраться, почему самые близкие не только по крови, но и по делу всей жизни люди не всегда могут жить в согласии.

Династия цирковых артистов берет свое начало в 1900 году. Тогда на свет появился Михаил Запашный, а спустя пять лет – его будущая супруга Лида, которая, к слову, также являлась дочерью известного в те времена циркового артиста – клоуна Карла Томпсона.

Михаил же не имел никакого отношения к цирку и на манеж попал совершенно случайно, сразу после окончания гражданской войны. Будущий великий артист работал портовым грузчиком, попробовать силы в цирке его пригласил известный борец Иван Поддубный. Судя по письменным воспоминаниям современников, Поддубный сразу заметил небывалую мощь и силу Запашного.

Уже к 30 годам у Михаила было несколько громких номеров, с некоторыми из них он позже выступал и с сыновьями – Вальтером, Мстиславом, Сергеем и Игорем. Практически всю Вторую мировую войну три младших сына Запашного и дочь Анна находились в блокадном Ленинграде под присмотром бабушки. Жена артиста не успела вернуться с гастролей до того, как город был окружен.

В 1954 году братья Запашные в полном составе выпустили номер "Акробаты-вольтижеры". Он и по сей день признается наиболее ярким и талантливым цирковым выступлением в мире.

Первый публичный скандал, связанный с семейством Запашных, прогремел во время развода Мстислава с Долорес. Супруги были вместе более 25 лет. Позже Долорес дала несколько интервью, в которых призналась, что не жалеет о прожитых с великим артистом годах, но в их семейной жизни все было не так радужно. А начиналось все весьма трогательно: Запашный, как мог, поддерживал Долорес после смерти ее мужа и предложил участие в своем номере. Разумеется, вскоре дружеские отношения переросли в романтические. Запашный ушел ради Долорес от своей первой жены Инны Абакаровой.

После расставания Долорес и Мстислава злые языки говорили, что он ушел из семьи ради своей следующей жены – Ирины. Но как выяснилось, изначально причиной разрыва стала не столько другая женщина, сколько банальная ревность. Как рассказала Долорес, Мстислав-старший ревновал ее всегда, едва ли не с первого дня знакомства. А ведь тогда они оба не были свободными.

Тем не менее после развода Мстислав и Долорес сохранили дружеские отношения. Ведь за плечами у них была не только многолетняя совместная работа, но и семейная жизнь с двумя общими детьми – Мстиславом-младшим и Элен.

В 2008-2009 годах раскрылись и сложные отношения младшего поколения династии. Сыновья Вальтера и Мстислава по сей день не ладят между собой. Эдгард с Аскольдом и Мстислав, конечно, вынуждены время от времени встречаться. Но все чаще каждый из них признается, что считает противоположную сторону слишком заносчивой. В интервью семилетней давности Эдгард Запашный неоднозначно высказался в адрес Мстислава-младшего.

"Он – сын своего отца. Мы виделись несколько раз, и я знаю, как пренебрежительно он отзывается о нас"

В настоящее время Эдгард и Аскольд выступают в Цирке братьев Запашных, который они и основали. Мстислав же занимается собственной карьерой, никак не пересекаясь с двоюродными братьями. Идея знаменитого номера, в котором тигры вальсируют на шарах, принадлежит его отцу, Мстиславу-старшему.

Непростая личная история и у Мстислава-младшего. По официальной информации, у Мстислава Мстиславовича – восемь детей. Троих из них он с малых лет приучает к манежу. Так, в 2007 году Мстислав выступал со своим десятимесячным сыном, а старший сын в это время уже начинал карьеру акробата. Кстати, со старшим сыном связан еще один громкий скандал: после развода мальчик остался с матерью, но спустя какое-то время сбежал, решительно заявив, что он будет жить только с отцом.

Конечно, очень и очень жаль, что члены столь талантливой и известной семьи не всегда ладят между собой, а то и вовсе не желают общаться друг с другом. Однако были времена, когда все было по-другому. По информации источников, близких к Запашным, ранее всю семью любил собирать основатель династии – Михаил Сергеевич. После его смерти эта миссия перешла к Мстиславу Михайловичу, но, к сожалению, артисту не удавалось должным образом всех сплотить. А тем более – помирить.

Последние годы жизни Мстислав Михайлович провел на курорте вместе с женой Ириной. Смерть маэстро – большая утрата для всех светил циркового искусства. Придуманные Мстиславом гениальные номера "Слоны и тигры", "Полет к звездам", а также пантомима "Спартак" надолго останутся не только в памяти зрителей, но и в цирковых программах всего мира.