Rome 2 отзывы. Удалось ли The Creative Assembly выпустить игру, претендующую на звание лучшей в серии? Военная машина на гужевом ходу

  • 20.07.2019
МИХАИЛ ‘XIRURG’ ХРОМОВ

Для человека, искренне и глубоко любящего историю, игры серии Total War всегда были бальзамом на душу. Не перегруженные деталями, они, тем не менее, рисовали яркую, целостную и удивительно живую картину эпохи. не исключение, но за 40 с лишним часов, проведённых в древнем мире, я не сумел прогнать гнетущую мысль: разработчики сознательно не желают двигаться вперёд. Всё, что их интересует - это разнообразие, бо́льшая (по сравнению с предыдущими частями) простота и… деньги.

Ex parvis saepe magnarum rerum momenta pendent

(Исход крупных дел часто зависит от мелочей)

Полгода назад я , что самыми ожидаемыми премьерами 2013-го для меня станут и . Какую свинью нам подложили «друзья»-канадцы, известно, но и англичане, как оказалось, держали фигу в кармане.

Взять хотя бы «улучшенную» глобальную карту. Здешняя провинция, скорее, походит на отдельную страну со столицей и несколькими сателлитами. В часть ключевых объектов инфраструктуры перекочевала за границы поселения, что способствовало более активной игре. В прогресс пошел вспять. Научные, религиозные и производственные центры деградировали до уровня безликих деревушек, лишённых защитных сооружений, а значит, вся надежда на гарнизон. Усилить оборону при помощи регулярных войск нельзя. Каждую армию теперь в обязательном порядке возглавляет генерал, а их количество определяют размеры империи. Собрались подогнать на фронт подкрепления? Наймите «ослика», как в Heroes of Might and Magic , нормальных вариантов нет.

Бедолаге, которому выпала незавидная роль, предстоит изрядно побродить. Здесь разжились мечниками, там - лучниками, а ещё нужна кавалерия, копейщики, баллисты. Купить всё в одном месте не удастся. Игра предлагает неприлично мало слотов для строительства, и потому в районах процветает специализация. Пытаясь решить, какой домик куда воткнуть, испытываешь почти физические муки. Невольничий рынок или кузница? Лавка с деликатесами или школа гладиаторов?..

А как они жрут! Иногда боишься апгрейдить город, потому что потребление пищи подскочит до небес. Голод - худшая из бед, ведь больше всего от нехватки калорий страдают солдаты. Больно смотреть, как элитные подразделения буквально тают на глазах. Другая проблема - мусор. Изнеженные граждане патологически не выносят грязи. Апельсиновая корка на тротуаре вызывает негодование, а если почтенный отец семейства, совершая променад, поскользнулся на чьих-то фекалиях, бунта не миновать (чистоплюйство присуще не только цивилизованным грекам и римлянам, но и каким-нибудь вонючим галлам). Глупости обыкновенные чередуются с глупостями историческими. Например, нам запрещено прокладывать дороги - отныне их качество зависит лишь от экономического развития региона.

Весь этот вагон условностей потихоньку разрушает атмосферу. Не помогают ни шаблонные миссии, ни редкие видеорепортажи (подавление восстания рабов, триумф и т.п.), ни примитивная стилизация. Помните уродливые значки отрядов из ? В псевдохудожества, наконец, исчезли… чтобы наверстать в .

Честное слово, вместо вазописи лучше бы довели до ума политическую систему. В республике главное - баланс; «партия власти» не должна быть чересчур популярна. В монархии наоборот - любое проявление слабости приводит к перевороту. Рычаги давления на истеблишмент традиционные: взятки, слухи, кровопускания… Увы, влияние подковёрной борьбы на геймплей стремится к нулю. Если верховный главнокомандующий не просиживает тогу в столице, то всё у него будет хорошо. Козни соперников и вовсе походят на ворчание старых бабок. Я постоянно получал сообщения о покушениях, но ни разу - ни разу! - кинжал убийцы не задел важных органов. не наказывает всерьёз. В крайнем случае - может слегка пожурить.

Общение с соседями тоже отвечает принципу всепрощения. Исходя из наших действий, игра высчитывает «рейтинг доверия», но особо переживать не стоит - обманы и махинации постепенно забываются. Главное, как обычно, торговые соглашения. Достаточно пожать руки, и в казну потечёт очередной золотой ручеёк (количество маршрутов бесконечно). В остальном, всё стандартно и даже аскетично. Ни заложников, ни матримониальных связей - чистый функционал. Некоторые элементы, правда, не совсем продуманы — я так и не смог заставить своих вассалов заключить мир друг с другом.

Non progredi est regredi

(Не идти вперёд - значит идти назад)

Дипломатия в Total War априори вторична. Размер армии ограничен 20 отрядами, зато под нашим непосредственным руководством может находиться до 40 юнитов (справедливости ради отмечу, что в последней версии это уже было). Десант в реальном времени - вот настоящая новинка! Подплыл, пришвартовался, выгрузил бойцов… Прибрежные поселения беззащитны при атаке с воды - пока основная часть войска с шумом и помпой штурмует каменные укрепления, диверсанты коварно зайдут с тыла.

Звучит потрясающе, только в схватке с компьютером хитрости излишни. Если на стратегическом уровне AI создает видимость разумной деятельности, то в тактике он профан. Враги готовы безропотно терпеть обстрел и гнать собственные баллисты врукопашную, бесцельно бегать туда-сюда и водить хороводы. Верх идиотизма - атаковать город и… ровно час («time limit» на битву) стоять не шелохнувшись.

На YouTube хватает роликов, живописующих бесчисленные «баги», но проблема гораздо серьезнее. Даже после второго патча AI попросту не понимает , что такое стены (в и солдаты самостоятельно, без лестниц, карабкались наверх). Хотя в чистом поле ситуация не столь плачевна. «Туман войны» позволяет наносить неожиданные удары в тыл и фланги. Разобраться в батальной суете тяжело - вышколенная пехота моментально ломает строй, что уж говорить о варварах. Однако ещё сложнее не заплутать среди десятков «близнецов». Легионеры, легионеры-ветераны, первая когорта, преторианцы… Различия в стоимости и кое-каких параметрах, спецумения - и те одинаковые. Порой доходит до абсурда: преторианцы - личная гвардия римских полководцев и императоров - идут в бой под свист кнута!

Такое обращение не всякий стерпит. Немудрено, что мы вынуждены платить наёмникам и набирать нечёсаных дикарей «союзные войска» из жителей оккупированных земель. Вникать в их особенности нет ни малейшего желания, да и не нужно. Будь то туманная Британия, жаркая Африка, загадочная Азия - в любом уголке мира вы сколотите стандартную римскую казарму и наштампуете стандартных римских легионеров.

Кстати, любой отряд можно погрузить на корабль — «сухопутные крысы» запросто превращаются в бывалых мореходов. А полноценный флот тут без надобности. Стремясь к мнимой реалистичности, разработчики загнали себя в тупик. Таран, абордаж, таран, абордаж… В и (да и в ) было повеселее.

Сами корабли выглядят шикарно. А кто откажется посмотреть на боевых слонов, полуголых гладиаторов или чернокожих нумидийцев? Однако лишь обладатели топового «железа» получат истинное удовольствие от зрелища; на средних и высоких настройках картинка не красивее, чем в . Кстати, настраивая качество графики, оставляйте запас мощности, иначе внезапные проседания fps и бесконечные загрузки доведут до белого каления. Вообще, - игра для терпеливых. Ближе к середине кампании, когда империя вырастет и соседи подкачают мускулы, обсчёт каждого хода будет длиться 2-3 минуты.

Искать утешение в объятиях случайных интернет-знакомых бесполезно - сделанный «для порядка» мультиплеер не конкурент великолепной . Вместо глобальной карты, «прокачки» и прочих новомодных радостей - список игр и кнопка «quickmatch». Исчезли «drop-in battles»; раньше мы ставили галочку, и место AI занимал доброволец. Воевать с реальным противником всегда интереснее, при условии, что он не «жульничает», ведь с балансом пока труба. Незачем подбирать идеальное сочетание пехоты, конницы и стрелков, если можно взять толпу «супертяжей» и задавить массой.

Dum spiro, spero

(Пока дышу - надеюсь)

Одна из самых масштабных стратегий современности, но в нынешнем состоянии тратить на неё деньги и нервы нерационально. Технические недоделки, худший за всю историю серии AI, сомнительные дизайнерские решения, контуженный мультиплеер… Что-то исправят патчи, что-то - моды. Увы, это долгий процесс. Если ничего нигде не свербит, лучше вернуться к игре через полгода-год.


Северное побережье Африки. 146 год до н.э. Войска Римской республики уже три года осаждают Карфаген, и защитники города начинают отчаиваться. Тем временем судьба города решается в римском сенате: одна фракция требует заключить с Карфагеном мир и отступить, другая - взять город любой ценой. «Так закончилась Третья Пуническая война. - рассказывает нам Ал Бикам из The Creative Assembly. - Ганнибал, генерал карфагенцев. имел наглость захватить Италию и напасть на сам Рим. Сципион Африканский остановил вражескую армию только у самых ворот Вечного города. Такого унижения Рим еще не испытывал, он должен был ответить». В последней фразе - болееменее вся суть Total War: Rome 2 .


Цезарь с курицей
Пока Бикам говорил, на экране появился город, а перед ним - великая армада Рима, десятки и сотни кораблей, простирающиеся до горизонта, а на каждом корабле располагается манипула (отряд) солдат - должно быть, целый легион, а с ними войска сопровождения, конница, закаленные в боях ветераны, и все ждут приказа своего командующего Сципиона Эмилиана. племянника Сципиона Африканского и будущего героя всей Римской республики. Наконец, он дает сигнал кнаступлению, и армия, по размеру не сравнимая ни с чем, что мы доселе видели в серии Total War, срывается с места.

Карфаген великолепен. Он настолько огромен, что с нашей точки обзора мы не видели его конца, скрывающегося гдето за горизонтом; он гораздо больше, чем любой город в любой игре серии Total War. Откровенно говоря, он больше похож на города из ролевых игр. В нем явно живут люди. Пока. Вы сможете посетить (и сжечь) каждую из узких улочек давно забытого города. «Стены Карфагена простирались на 37 километров, - продолжает Бикам. - а гигантский залив помог городу стать центром торговли. Город был в осаде около трех лет, в течение которых некомпетентные генералы раз за разом штурмовали его стены и раз за разом ггерпели неудачу». В дымке раскаленного солнцем воздуха мы видим и улицы, и дома, и гигантский залив, и легендарную цитадель на холме - Бирсу.

С точки зрения истории и археологии невероятен сам факт того, что The Creative Assembly вообще смогли воссоздать город. Когда римляне все таки захватили Карфаген, они не посадили на его трон лояльного римской власти царька, они стерли город с лица Земли. Разрушили величественные стены, сожгли дома, продали все пяти десятитысячное население в рабство. Если верить летописям, они даже засыпали сожженный город солью, чтобы эта земля никогда уже не стала плодородной. Римляне стерли историю целой цивилизации, уничтожили все упоминания о городе, осквернили наследие карфагенян. Римская пропаганда была настолько сильна, что на Западе карфагенский бог Ваал до сих пор ассоциируется с дьяволом.

Но разработчикам это удалось только после бесконечно дорогих и долгих исследований. Главный дизайнер игры Джеймс Рассел честно признался: «Цена некоторых антикварных томов впечатляет. Некоторые книги обходились нам в несколько сот фунтов за штуку. Зато теперь вся команда по очереди ими пользуется. У нас есть книги о боевых стилях, о войнах, о карфагенском сенате и т.д.» Немногие разработчики решились бы на такое.

И все же разработчики столкнулись с некоторыми проблемами, как признался нам главный художник Кевин Макдауэл; «Было сложно. Римляне сожгли город более 2000 лет назад, а затем еще построили сверху свое посепение. Остатки Карфагена все еще можно найти - вы, например, можете посмотреть на залив в Google Maps, но по большей части нам приходилось гадать. судить по архитектуре других городов того времени и руинам, дожившим до наших дней. По большей части это были захоронения и мавзолеи, облик которых зачастую копировали с реальных зданий, а расположение улиц - исключительно наши предположения на цару с нашими, скажем так, пожеланиями по игровому процессу.


Куда ведут дороги
Тем временем на экране римские войска, возглавляемые Эмилианом, высадились на побережье Карфагена и направились в сторону города. Бикам комментирует «Теперь в игре остался только один режим сражений, в котором объединены морские и наземные баталии вместе с осадами. Вы можете посадить ваши легионы на корабли, подплыть к городу, высадиться и сформировать береговой плацдарм».

Между легионом, укрывшимся, за частоколами, оставшимися от прошлых попыток штурма, и стенами Карфагена находятся сожженные руины прибрежного городка. В море римская армада старалась оказать десанту поддержку и не попасть под стрелы и горящие булыжники защитников. «Это самая эпическая битва, за реконструкцию которой когда то бралась наша студия, впервые мы решились на такой размах и детализацию, - утверждает Бикам. Игра работает на новом графическом движке с новой системой освещения. Она не только реалистична, но и стилизует изображение под античные картины».

Легионеры бросаются к заброшенным осадным башням, а Бикам показывает нам новые режимы камеры. Во первых, у нас осталась классическая камера, при которой мы смотрим на битву свысока, ею можно легко управлять. Во вторых, появилась камера отряда, которая покажет вам каждую схватку каждого солдата на поле боя. «Она добавляет в игру немного простой человеческой драмы. Если я был бы солдатом, а в моего приятеля, стоящего ря дом со мной, попала стрела, я на это точно бы отреагировал». Третья камера показывает нам карту в максимальном удалении, армии и цели становятся в игре настолько велики, что иногда без вида с высоты птичьего полета не обойтись.

Как и в Supreme Commander, при максимальном зуме отряды превращаются в иконки, дающие вам возможность почувствовать себя настоящим генералом, передвигающим фишкиотряды по столу. При таком увеличении мы разглядели, что легионы Рима заполонили весь пляж, а защитники Карфагена компактно разместились на стенах города.

Осадные башни, как и все остальное в игре, смоделированы с невиданными доселе деталями. Солдаты гдуппками залазят по лестницам на башни, часть из них остается внизу и толкает осадные машины к стенам. Тем временем катапульты на кораблях обстреливают стены с моря. Звучит боевая, яростная музыка. Total War: Rome 2 - вообще игра крайне шумная. Вы можете услышать командиров, выкрикивающих приказы, тогда как их солдаты толкают башни, и даже отдаленный гул сотен катапульт.

Мы же следим за Эмилианом, стоящим в первых рядах на вершине одной из осадных башен, подползающих к стенам. Массивный трап башни опускается на стену, давя защитников своим весом. «Мы хотим воссоздать войны древности именно такими, какими они были на самом деле, при этом сделав игру максимально разнообразной как в плане игрового процесса, так и в плане культуры и боевых стилей, а эти войны были жестоки. Если Shogun 2 был про то, как два самурая сходятся в прекрасной схватке на мечах, здесь вы увидите только неприкрытую жестокость». - говорит Рассел.

На востоке, неподалеку от гавани, начинается настоящая битва: римляне сумели разрушить часть стены и теперь пытаются пробиться внутрь города. На стенах же легионерыветераны отбрасывают карфагенские войска, занимают ворота и пропускают в город римскую кавалерию. Бои идут быстро и крайне жестоко, в The Creative Assembly не зря так тщательно исследовали боевые стили того времени.

«Один генерал того времени писал о гладиусе, коротком римском мече: «Не выпендривайся, есть не так уж много способов протыкания противника, - делится Макдауэл. - Гладиус, по своей сути, всего лишь кинжал с громким именем. И на самом деле, поразному врага на чтонибудь острое не насадишь».

Бой переходит за стены, где легкая пехота Карфагена разбивается на мелкие группки; их слишком мало, чтобы защищать такой большой город от такой большой армии, поэтому они сосредотачиваются на ключевых позициях, где они могут дать хоть какой то отпор. Разобраться, что происходит на горящих улицах, становится совершенно невозможно, поэтому к нам на помощь приходит режим максимального удаления камеры, в котором мы сразу разбираемся, кто, где и с кем воюет.

Детализация города поражает: на многих домах есть роспись. легко можно отличить, где живут зажиточные граждане, а где - люди попроще. Даже богатая торговая гавань, выполненная циклопической кладкой, отличается от древних деревянных рыбацких мостиков. «Мы стараемся придать городам ощущение «обжитости», а конкретно Карфагену - ощущение того, что он бып в осаде три года. В предыдущих играх города выглядели нетронутыми человеком, на этот раз мы, хотим этой стерильности избежать. Повсюду горы мусора, рисунки на стенах. все здания уже немного разрушены. Битвы больше не будут похожи на утренник в летнем лагере».


Рыцари Старой республики
В самой гуще битвы мы снова видим Сципиона Эмилиана, и то, что он делает, похоже на смесь заранее записанного сюжетного ролика и заставки на движке игры. В Total War: Rome 2 персонажи и герои будут очень важны. В серии Total War такое внимание к историческим персоналиям было только в Napoleon, и то исключительно в сюжетном режиме. Тут же история пишется заново прямо на ваших глазах. SEGA позвопила The Creative Assembly потратиться на аренду самой большой в Европе студии захвата движений (размером с немаленький склад и оснащенную 40 камерами), которую используют в Total War: Rome 2 и неанонсированной ролевой игре во вселенной Чужих (только мы вам этого не рассказывали), так что ждите много роликов.

Однако разработчикам еще надо понять, как выглядели эти исторические фигуры. Макдауэл шутит: «Ладно, с Цезарем благодаря Астериксу и Обеликсу все просто, а вот с Клеопатрой пришлось попотеть, чтобы она не быпа похожа на Софи Лорен, а то ведь нас и засудить могут! Похорошему, я бы ее сделал похожей на Нефертити, но без накладки на подбородок. Хотя я видел результаты реконструкции лица Клеопатры по ее останкам, и выглядела она довольно обыденно. Менее известных исторических фигур студии пришлось моделировать с нуля.

Эмилиан ведет свою тяжелую пехоту (с подкреплением из легкобронированных пехотинцев) к одной из ключевых позиций. Таких позиций теперь будет несколько, что позволит избежать постоянных повторов одних и тех же действий, как было в предыдущих играх. На Эмилиана бросается пехота карфагенян, но... на нее падает подкошенное катапультами здание. Однако не думайте, что генерал легко отделался, - теперь за него берутся знаменитые боевые слоны Карфагена...

Демонстрация перескакивает к концу битвы. Город, горит. Эмилиан стоит на вершине Бирсы и дает приказ сровнять город с землей. Это не единственный город, который вы сожжете в Total War: Rome 2 , в игре будут и другие большие города, хотя сравнимых размером и величием с Карфагеном - единицы. Разве что сам Рим, который, по заверениям разработчиков, будет впервые смоделирован целиком.

Хотя добраться до Вечного города теперь будет гораздо труднее. Карта значительно больше, чем в предыдущих играх, а провинции разделены на регионы, благодаря чему игра не превратится в бесконечные осады.

«Мы стараемся связать стратегическую карту с картами боев, - говорит Макдауэл. - Города и провинции состоят из кусочков, которые мы можем менять в зависимости от местности и культуры страны, но все важные локации вроде Карфагена целиком сделаны вручную». Иными словами, Рим тоже будет сиять рукотворными деталями. «Рим будет выглядеть таким, каким он и был, - с семью холмами, форумом и прочими достопримечательностями».


Облик городов будет мейяться, если вы будете развивать их, и все они будут соответствовать их культурной принадлежности. Карфаген, например, сочетает в себе классический, восточный и африканский стили архитектуры. Бюджет Total War: Rome 2 на 40% больше, чем у Shogun 2, и дополнительные деньги явно пущены в дело.

Фракции, скорее всего, будут те же, что и в оригинальном Rome, но с некоторыми отличиями. В частности, в The Creative Assembly настаивают, что «культура» и «фракция» - понятия разные, поэтому можете ожидать, например, различные фракции внутри Римской респубпики. Различаться они будут не только войсками и внешним видом, но и организацией провинций и административными порядками, а также военными тактиками: некоторые генерапы персов предпочитают командовать из тыла, некоторые римляне - вести войска личным примером, а некоторые египетские воеводы - стоя на боевой колеснице.

Я смотрю на скриншоты игры, и мне кажется, что они нарисованы - слишком уж много на них деталей, слишком сложны сцены. И чем дольше я смотрю, тем больше деталей замечаю. Корабли римлян слегка отличаются друг от друга, лодки, в которых попали из катапульты, тонут, горят осадные башни, боевые слоны сносят все на своем пути, а на крышах домов идут отчаянные бои. За пятнадцать минут я увидел совершенно новый Рим - Рим как мою республику или. возможно, Рим как мою империю.

Любители компьютерных стратегий прекрасно знакомы с серией Total War. И когда состоялся анонс Total War: Rome 2 заволновались не только они, но и вся остальная игровая общественность. Как-никак переосмысление оригинальной Rome: Total War было сложной задачей, и ожидания от новой игры были очень велики. Что же получилось у разработчиков из The Creative Assembly? Читайте об этом в нашем обзоре!

С первых минут и до самого конца Total War: Rome 2 полностью погружает игрока в мир античных городов и рослых легионеров. Интересный и захватывающий пролог - только начало, далее игрока ждет длительная и сложная одиночная кампания, а после еще много обещанных разработчиками приключений.

Однако какую бы вы не выбрали цивилизацию для покорения мира, вас не оставит ощущение дежа-вю, как будто бы все это мы уже видели в Rome: Total War . В сиквеле разработчики действительно постарались на славу, но, как это часто бывает, игра все еще нуждается в некоторой доработке.

Удалось ли The Creative Assembly удержать марку качества?

Скорее да, чем нет. Существенно улучшены как мелкие детали игрового процесса, так и его более крупные части. Начать, пожалуй, стоит с того, что карта в игре просто колоссального размера. И хотя городов стало чуточку меньше, это практически не чувствуется - настолько масштабна игра.

Развитие идеи с регионами также оказалось очень удачным решением. Вам потребуется некоторое время на то, чтобы освоить все тонкости работы с новой территориальной единицей, но как только промежуточный этап будет пройден, вы оцените, насколько это мощное решение.

Важно, чтобы в регионе вы могли обучить основных и вспомогательных юнитов, а также обладали всеми типами зданий. Больше не обязательно строить в каждом городе одни и те же здания, более того, разработчики даже зарезали такую возможность на корню. От вас просто требуется подбирать постройки, подходящие под другие условия, например, строить рудники в горах, или совмещать казармы основных войск с храмом Марса, дабы воины получали дополнительный опыт.

Мало отхватить у врага один город - важен полный контроль над всем регионом. До тех пор, пока вы не завладеете им целиком, население в городах будет бунтовать и пытаться свергнуть вашу власть.

Радует и система дипломатии. Она подчерпнула идеи из Civilization, так что вы можете вести переговоры по целому ряду вопросов, а также предлагать свои условия, денежное вознаграждение или ресурсы. Агенты тоже играют намного более важную роль. Во-первых, они насаждают вашу власть в захваченных провинциях и добиваются лояльного отношения населения, а во-вторых, уничтожают вражеских агентов и предводителей. Все свои функции они выполняют за немалые деньги, так что нужно внимательно выбирать из доступных вариантов. В случае провала операции деньги вам никто не вернет, а агента могут поймать или убить.

Очень удобным получился и интерфейс на тактической карте. Как бы диковинно не выглядели пиктограммы юнитов, впервые можно получить такую подробную информацию о каждой боевой единице, быстро отдать нужный приказ или применить специальную способность. Поскольку все выполнено в минималистическом стиле, у вас не должно возникнуть проблем.

Как показала практика, удобнее управлять 40 юнитами единолично, чем поочередно пропускать армии по 20 единиц. Большие карты этому только способствуют: с их помощью вы легко объедините две армии в армаду и устроите «зерграш» врагу. Но самым грандиозным улучшением, пожалуй, можно назвать систему традиций легиона и прокачки генерала.

Теперь вы решаете, какие способности и бонусы получат все ваши легионеры. Тяжелые пехотные подразделения могут получить серьезную прибавку к рукопашному бою, в то время как войска поддержки и конница - бонус к восстановлению отряда или к урону. Именно теперь ваших бойцов можно назвать закаленными в сражениях ветеранами, проверенными временем и жизненными трудностями. В дополнение к этому генерал, главное лицо в армии, получает за каждую битву очки опыта, распределяемые как на него лично, так и на весь легион.

Система технологий тоже претерпела ряд изменений. Разработчики сгруппировали открытия античности и попытались так вплести их в геймплей, чтобы они оказывали определенное влияние. Например, мало просто вкачивать военную мощь, нужно уделять внимание и другим ветвям развития. Особенно общественному порядку и развитию культуры. Лучше захватить город с близкой культурой слабыми юнитами и не иметь проблем, чем пройтись по городам врага огненным смерчем, а затем бегать через всю карту и подавлять восстания, потому что местное население не готово принять блага Римской цивилизации.

Удалось ли The Creative Assembly выпустить игру, претендующую на звание лучшей в серии?

Скорее нет, чем да. По крайней мере, на текущий момент. Можно констатировать, что в Total War: Rome 2 не обошлось без спорных решений в геймплее и негативных изменений. Так, например, отсутствуют сезоны года. Эта важная черта всей серии была убрана, поскольку разработчики решили, что слишком большое количество ходов мешает игрокам получать удовольствие.

Возможно, смена сезонов появится через фундаментальное обновление, с фанатской модификацией или с очередным платным дополнением, однако их отсутствие в основной игре не делает чести разработчикам. Как бы то ни было, это серьезное упрощение не дает возможности прочувствовать все тяготы солдатско-командирской жизни. Сказывается и количество ходов, которое ограничено тремя сотнями. Дальше играть не получится.

Проблемы затронули и интерфейс на глобальной карте, а именно строительство зданий. Пиктограммы, которые заменили традиционные изображения зданий, не дают никакого представления о том, что же будет построено на самом деле, поэтому приходится обращаться к справочным материалам, причем требуется читать не только описание самого здания, но и его последующих улучшений. Проблема в том, что справочная информация доступна только через Интернет, так что начинать играть в Total War: Rome 2 без него просто бессмысленно. Вам в любом случае потребуется помощь.

Лохолизация

Очень большие проблемы испытывает локализация. Как бы не заверяли специалисты «1С-СофтКлаб», но им еще предстоит много работы. Мало того, что качество русской локализации просто хромает, так еще и перевод подчас не несет совершенно никакой нагрузки.

Как видно на скриншоте выше, английский текст просто не успели перевести! Все вышеперечисленные проблемы затрагивают не только названия зданий и сооружений, но и энциклопедию игры. Перевод вводит в заблуждение, особенно это касается характеристик юнитов.

Совет в такой ситуации может быть только один - играйте в английскую версию игры, или подождите, когда локализаторы исправят перевод.

Игровой процесс как он есть

Удивительно, но геймплей в Total War: Rome 2 не претерпел каких-то серьезных изменений. Можно сказать, что перед нами оригинальная первая часть с рядом отличных улучшений. Хотели командовать большим количеством юнитов - пожалуйста, высадить морской десант - на здоровье, использовать больше техники на поле боя - милости просим.

Искусственный интеллект (ИИ) также подвергся немалым улучшениям. Он старается зайти в тыл с помощью конницы, учитывает особенности тех или иных юнитов (фаланга, например, ставится вперед, а по бокам ее прикрывает пехота), занимает более выгодную диспозицию и больше не бросает своего генерала в самую гущу боя.

В мультиплеере дела обстоят не так однозначно. Если в дуэли все решают пинг и количество боевых единиц в вашей армии, то в битве союзных фракций имеет смысл сначала вдвоем завалить одного соперника, а затем общими усилиями уничтожить второго. Ну а пока особой тактикой в мультиплеере похвастаться не получается - просто числом задавят.

Оптимизация, графика и дизайн локаций

Еще один плюс в копилку Total War: Rome 2 они стали намного более холмистыми, а локации в горах так и вовсе представляют из себя сплошные ухабы.

Заключение

Total War: Rome 2 сделала шаг в первую очередь как глобальная стратегия. Теперь мало просто строить всё подряд. Приходится внимательно изучать экономику и ресурсы региона, чтобы строить действительно полезные здания. Перекочевало и разделение городов по типу набираемых юнитов. В конкретном городе можно создавать или основные, или вспомогательные войска, но зато в рамках одного региона у вас будет полный спектр воинов.

Важно хоть иногда заходить в окно дипломатии и просматривать ситуацию о важнейших политических событиях в мире. Авось вы увидите ослабленного войнами соседа, которого можно быстро разгромить или же помочь, дабы забыть о сложных границах на некоторое время.

Что касается тактической части, то она не растеряла черты, делающие ее очень похожей на оригинальную составляющую Rome: Total War . С уверенностью можно сказать, что разработчики отполировали классический геймплей до блеска и даже расширили игру с помощью новых юнитов и интересных дизайнерских решений. В итоге у сиквела имеется практически всё, чтобы называться лучшей частью серии.

Rome: Total War вышла в далеком 2004 году, но до сих пор у нее остаются поклонники, которые предпочитают побыть виртуально в античных временах и завоевать Рим больше, нежели в другие игры серии. Total War давно стала одной из лучших стратегических серий, которая не ушла на консоли и продолжает радовать геймеров.

Rome: Total War вышел после Medieval: Total War . Первая особенность - новый графический движок, отличная карта мира, которая напоминает старую добрую Цивилизацию. Для того, чтобы играть в Кампании, надо пройти обучение, которое научит основным аспектам игры. При этом не обязательно выполнить все условия, можно через пару ходов приступить непосредственно к Главной Кампании.

Начинаем мы с римских фракций: Дом Брутов, Дом Юлиев и Дом Сципионов. На карте мира вы можете увидеть свои города, также соседние страны, и по мере завоевания городов увидеть всю карту. Иногда случается проблема, когда хочешь завоевать поселение, а приходиться его долго искать и отправляешь туда своих агентов или полководцев на разведку. У каждого персонажа есть свой определенный уровень обозрения территории.

Кроме этого, на карте показаны войска, различные агенты - шпионы, убийцы, дипломаты, ну и речки, вулканы, леса горы. Также на море вы видите вражеские корабли и торговые пути. В игре очень простой интерфейс и разобраться можно буквально за несколько минут. Кроме того нам подсказывают советники, что правильно строить и как поступать и обучат азам игры.

Для того, чтобы играть за другие фракции, кроме римских вам стоит пройти всю кампанию или уничтожить фракцию. Главное преимущество в начале игры это то, что у вас будут союзники, которые мечтают уничтожить вашу фракцию, но пока не обладают такой мощью и помогают вам. Задача любой фракции завоевать определенное количество городов (в зависимости от короткой или длинной кампании), ну и Рим. При игре за другие фракции, Рим можно завоевать в любое время, а вот Юлии, Бруты и Сципионы могут сделать это, только достигнув определенного уровня развития, а именно - расширить свои границы, стать сильной страной и таким образом запугать сенаторов, у которых вы потеряете доверие.

Про Сенат можно сказать отдельно, ведь на первых порах приходиться выполнять его задание и прислушиваться к нему. Когда за завоевание города дают деньги это хорошо, особенно в начале игры, но когда за это вы получаете отряд или в вашу честь проводят игры- то большой выгоды вы не получите. Кроме того, задания часто бывают для вас трудными и ненужными, например, завоевать город в глубине другой фракции. Хорошо, что делать задания не обязательно, но чтобы окончательно не потерять доверие, стоит иногда их выполнять.

Часовые рамки игры достигают падение Республики и прихода к власти Августа т.е. 14 год н.э. В игре произойдёт много событий, связанных и с извержением вулкана и различных изобретений. Особо стоил выделить реформы Гая Мария, после чего римская армия станет гораздо сильней. Если вы играете за другие фракции, то стоит позаботиться, чтобы до этого времени завоевать Рим и дружеские фракции.

В стратегическом режиме (т.е. на карте) главными событиями будет ведение экономики и дипломатии. Собственно, на этих двух китах и третьем войне и строится управление страной. Экономика зависит от количества отрядов в вашем городе, ведь именно на нее идут огромные расходы, а также количества построек. Стоит отметить, что в больших городах тяжело получить доход, ведь там много жителей и приходиться тратить строить всякие учебные заведения, места для развлечений и прочее. А чем больше людей- тем больше недовольство и приходится снижать налоги. Выходов из этой ситуации несколько самый хороший вывести всю армию из города, дождаться захвата города повстанцами, потом снова захватить власть и вырезать часть населения. С любым захваченным городом можно обойтись по-разному - или оставить в живых четверть населения, или половину, а половину отправить в другие города в качестве рабов, ну или просто захватить город и никого не трогать. Самым эффектным считается первый способ, ведь при этом можно контролировать протесты, задрать высокие налоги и получить больше всего денег при убийстве. Главный минус - городу придётся долго расти, чтобы построить новые здания. Но если, поселение разросшиеся, то даже после вырезания людей все равно останутся доступным постройки.

Дипломатия - вещь тоже очень хорошая, хотя во многом бесполезная. Мирные договоры спокойно разрываются, подкупить генерала или город - дорого, да и поселение могут снова захватить. А вот, кто действительно полезен убийцы. Их стоит заказывать в городах, потом убить парочку дипломатов или капитанов ну и перейти на генералов. Перед важной битвой, убить 10-ти звёздочного полководца очень хорошо и принесет вам большую пользу. Вообще, в войне можно победить убийцами, оставляя страну без присмотра.

Каждый генерал имеет от одной до десяти звезд, которые достигаются по мере побед. Также, очень хорошо и кровная наследственность, ведь молодой полководец с 2-3 звездами очень хорошая вещь. Десяти звёзд мало кто достигает и этих генералов очень тяжело убить. Во время боя сильный полководец влияет на моральный дух войска и даже в тяжелом положении может обыграть противника.

Кроме генералов есть и адмиралы, которые добывают победы на море. Вообще, морских сражений нет, они просчитываются автоматически. В Total War сражения на море появились только со времен Empire: Total War . Морские победы не приносят много радости, хотя можно заблокировать чужой порт. Главное, для чего нужны корабли отправление армий на другой континент или остров.

Генералы кроме того, что воюют на поел битвы в дальнейшем могут стать правителями страны. Каждый из них кроме военной славы может хорошо руководить в городе, ну или достойно представлять страну.

В игре все происходит с помощью ходов и каждый ход длиться 6 месяцев.За это время, армия может пройти определенное расстояние, ну а вы совершаете действия, которые помогут победить соперника.

После того, как вы совершили необходимые действия - ход заканчивается. Но, кроме стратегического режима, будет и тактический, т.е. сражения. Самыми эффектными отрядами стоит считать коннице и слонов. Последние, вообще очень сильны и могут выиграть битву, но у них есть один минус - неповоротливость и слабая скорость. Конница, наоборот, может врезаться в пехоту, а особенно классно, когда во время сражения пару отрядов врываются в тыл и убивают противников. Такая тактика очень эффектна, поэтому стоит задумываться об засаде.

Пехота также очень хороша, особенно фаланги, ну или легионеры. В британской и германской армии отряды пехоты огромны, но против сильной конницы они бессильны. Ну а те же онгары отлично стреляют издалека и во время битвы очень часто мешают.

Любое сражения фактически сводиться к тому, чтобы одна армия убежала с поле боя. Для этого, надо победить ее морально - лучший способ убить полководца. Поэтому, часто приходиться выманить генерала и прибить его, чтобы обеспечить себе победу.

Отряды в игре набираются в течении 1-2 ходов, но также можно воспользоваться услугами наёмников. С ними много проблем - дорогие, и с поля боя легко убегают. Поэтому, куда важнее попробовать победить своими силами.

После завоевания города, при наличии специальных строений, отряд может пройти переобучение и улучшить свой опыт. Каждый отряд после удачного сражения становится лучше, опытнее.

Но и в сражениях есть немало багов. Например, ваша армия может застрять или во время осады города не может взять ворота и просто стоит на месте. Если приблизиться близко к стенам - понесет потери, а противник тоже не высовываться. Автоматическое сражение часто происходит не в вашу пользу и даже при громадном преимуществ вы можете потерпеть огромные потери.

ИИ противников тоже редко блещет умом, особенно интересно, когда на большую армию с опытным генералом идут небольшие соперники, которых спокойно можно убить. Вот та к и выходит, что вместо того, чтобы собрать огромную армию и дат бой, можно выиграть в двух трех сражениях. С дипломатией тоже кирдык, часто страны объявляют вам войну, понимая, что они намного слабее.

Графика в Rome: Total War приятная, модели хорошо прорисованы, а на карте дак вообще картинка отличная. Хотя, нынешние игры серии ушли далеко вперед, но и Rome дает привлекательную картинку.

Звук также отличный, некоторые композиции стоит прослушать отдельно от игры. Теперь пару слов про саму Капманию, а точнее как все происходит. Играя за Юлиев стоит завоевать пару мятежных городов- Сегесту, Сегестику и Ювавум. Они принесут неплохие деньги и возможность построить большую армию. Галлы рано или поздно нападут на вас, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы быть готовым к этому. Строим сильную армию и идем на Патавий. Можно, убить нескольких генералов и завоевать Каралис, который находится на острове. Это карфагенский город, но снова-таки, лишние деньги не помешают.

Затем идем вглубь материка и захватываем города галлов. С вами в войну вступит Британиия и Испания, может и Германия. Их стоит завоевать и смотреть, как идут дела у ваших друзей. Римские фракции потом будут воевать против вас и к этому нужно быть готовым. Можно в середине игры начать воевать против Карфагена, Македонии, Греции или Египта. Также следите за экономикой, чтобы у вас не было проблем с деньгами, и в казне была пятизначная сумма динариев.

Rome: Total War вышла давно. Но од сих пор дух античности заставляет снова и снова вернуться к игре. Рано или поздно стоит ждать сиквела, ведь остальные игры серии ими обзавелись, кроме Empire . Несмотря на устаревшую графику, часто лагающий ИИ Rome: Total War все равно остается одной из лучших серии, которая показывает как Римская Империя смогла достичь такой власти в Европе.

"The Creative Assembly... О, The Creative Assembly... Верни мне мои легионы!" – страдал я каждый раз, когда узнавал, что следующая игра в серии Total War не будет посвящена Риму. Но до отчаяния дело никогда не доходило. Уверенность, что продолжение Rome: Total War все же увидит свет в будущем, присутствовала всегда, была непоколебима и грела душу в любых ситуациях. Вопрос был только в том, когда произойдет столь радостное событие. Увы, ждать пришлось долго – все девять лет, но ведь правду говорят, что чем дольше расставание, тем сильнее радость от встречи.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

То, что Total War: Rome II будет хитом, сомнений не было. "Рим" от 2004 года являлся, да и по сей день является одной из лучших, если не лучшей игрой серии, и пусть меня закидают помидорами, если я говорю неправду. Разработчики просто-напросто не имели права на ошибку, ведь ставки были как никогда высоки. Игроки могли бы пережить потенциальный провал Empire или Napoleon – эксперименты не всегда бывают удачными, на то они и эксперименты. Можно было бы принять и заведомо простить "креативщикам" осечку с Shogun 2 , если сия оказия действительно бы случилась – возвращение к истокам частенько оборачивается фиаско, и это прекрасно все понимают.

А вот если бы провалился второй "Рим" , это был бы крах, конец, апокалипсис локального масштаба. Как так – Rome II , на который возлагались огромные надежды, который все ждали почти десять, и вдруг получился ужасным? Прямой наследник "Рима" , ставшего когда-то тем самым "волшебным пенделем", благодаря которому франшиза получила мощный толчок к развитию, и вдруг – говно? Такое разве бывает? К счастью, не бывает, и The Creative Assembly в очередной раз доказала, что она – одна из немногих компаний-разработчиков в мире, которая всегда оправдывает возложенные на нее ожидания.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Да, кое-что "Креативщики" могли сделать и лучше – например, морские сражения до ума довести. Да, некоторые игровые моменты, представленные в Rome II , вызывают недоумение – зачем, спрашивается, вырезали речи генералов? Почему сэкономили на видеовставках на стратегической карте? Кое с какими решениями можно и вовсе спорить до бесконечности – например, с решением "сбрить" стены у большей части городов. А ведь я очень, очень любил осады в Total War , какими бы кривыми они подчас не казались. Но все это частности, погрешности. Когда перед тобой океан пряного меда, то в него хоть всю бочку дёгтя вылей – на вкусовые качества продукта это никак не повлияет.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Кампания, представленная в Total War: Rome II , с нами не церемонится, а сразу берет за шкиряк и окунает в гущу событий, что радует. С первых же ходов городское население начинает проявлять признаки недовольства, доходы по необъяснимым причинам перестают течь в казну, запасы еды исчезают в мгновения ока, войска с какого-то перепуга теряют личный состав на союзной территории. Нам сообщают, что заседающие в верхах власти гос. деятели – коррумпированные сволочи, и народ их ненавидит. На наши земли вторгаются какие-то варвары, не объявив войны. Неподалеку шастают прямые оппоненты, которые пока что не атакуют, но засылают агентов – пакостить, гадить и всячески портить нам жизнь. Какие там быстрые и беспощадные захваты окружающих земель – свои бы сохранить, пока разбираешься в тонкостях игры, совершая ошибку за ошибкой.

Вот решил ты, не подумав, вместо фермы город несколько расширить – ну так получай же мгновенный бунт от изголодавшихся плебсов и черни. Сделал все наоборот – низшие слои населения порадовал, зато на гарнизоне поставил крест на пару-тройку ходов. Проигнорировал военные технологии, занявшись мирным бытом – пожалел об этом в первом же крупном бою. Как все непросто, оказывается. Тут даже войска просто так, с бухты-барахты, в рейд по вражеским землям не отправишь, так как, простите, Империй еще не вырос. Империй – это власть фракции. Чем выше параметр, тем больше войск, флотилий и агентов мы можем нанимать на стратегической карте. В самом начале нам доступны максимум три сухопутные армии, и даже если учесть, что некоторые смежные функции выполняет флот, устроить блицкриг с такими "мощностями" все равно нельзя. Таким образом, наша задача существенно усложнилась, но играть при этом стало гораздо интереснее – когда ты трезво оцениваешь силы, смотреть на стратегическую карту начинаешь совсем иначе.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Возиться с уже подконтрольными нам территориями можно долго, упорно, но скучно все равно не будет. Нужно и проблемы всяческие решать, и города потихоньку отстраивать, и экономику развивать, и специальные указы (эдикты) издавать, и внутриполитическими дрязгами заниматься – пропихивать персонажей на вершину власти, распускать слухи, по-тихому убивать конкурентов, следить, сколько сенаторов или вождей тебя поддерживает, а если надо, то и родниться с конкурирующим Домом через сведебку. Кстати, если вы захотите поиграть за Рим или Карфаген, готовьтесь к мукам выбора – первая фракция разбита на три Дома, вторая – на три Рода. Все, естественно, со своими уникальными особенностями, достоинствами и недостатками.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Конечно, внутреннюю политику не нужно пускать на самотек – это может привести к разного рода неприятностям вплоть до преждевременной гражданской войны. Но и про внешнюю политику забывать не стоит, особенно на первых порах, когда наше государство еще слабенькое – нужно и торговые соглашения заключить, и союзника найти, и с врагами, если они сопят под боком, примириться на время. Собственно, ничего плохого про дипломатию сказать нельзя, все на уровне. Послы реагируют адекватно, глупостей не допускают, на встречные предложения соглашаются, договоренности соблюдают в большинстве случаев. В перечне возможных действий появились новые дипломатические инструменты (создание конфедерации или оборонительного союза, пакт о ненападении и т.д) , а также функция координации военных действий – для этого нужно открыть окно дипломатии и пометить провинцию, на которую союзники должны напасть. И нападают, что самое интересное!

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Технологии в Total War: Rome II разделены на две составляющие: военную и общественную/мирную. Разделы, в свою очередь, разбиты на три подраздела, где и сгруппированы те самые прогрессивные веяния – в виде не слишком ветвистых "деревьев". Подразделы, в зависимости от того, за какую фракцию идет игра, называются по-разному. У варваров, к примеру, нет "Тактики", зато есть вкладка "Порядок в войсках". У римлян имеется подраздел "Философия", а у патлатых кельтов – "Cовет друидов", и эти самые друиды, явно с дуба рухнув, сразу же предлагают изучить прогрессивную и светоносную технологию "Мудрость дуба" +5% к эффекту от потребления мухоморов. Технологии у варваров/эллинов/римлян/народов Востока отличны друг до друга, и разница ощущается даже на уровне фракций, принадлежащих к одной культуре. Наличествуют и схожие технологии, но добираться до них, как правило, нужно разными путями. Так, ицены учатся строить таран буквально за три хода, тогда как римлянам придется потратить на это больше 10 ходов, а заодно перепрыгнуть через два знания. Но дисбаланса нет. Механика изучения технологий работает по принципу "где-то прибудет – откуда-то убудет", так что если на определенном этапе игры мы начинаем отставать от других фракций, то это сугубо наша вина – либо делали упор на что-то одно, либо ленились и вообще ничего не изучали.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Миру мир, но война войной. Сидя на одном месте, победы не добьешься ни в одном из условий победы, так что расширять свои владения все-таки нужно. Да, стало чуточку труднее – ограничение по найму армий действует сурово и непреклонно, так что запрудить всю карту отрядами не получится. С другой стороны, компьютерные противники оказываются ровно в такой же ситуации, так что вы не увидите, как они с минуту передвигают по 10-15 стеков по одному подразделению в каждом – вспомните, какие "добрые, ласковые и нежные" чувства у вас это вызывало раньше. Есть и еще один важный момент – рядовые юниты (как пешие, так и морские) не способны путешествовать сами по себе, а передвигаются исключительно под опекой командира. Это тоже слегка стесняет. Зато перемещать войска по морям стало очень удобно – теперь достаточно указать путь, а дальше армия все сделает самостоятельно: дойдет до берега, сядет в грузовые корабли, которые сама же мгновенно построит, и поплывет себе по выбранному маршруту.

С корабликами в стратегическом плане вообще все хорошо сделали. С их помощью можно подстраховывать прибрежные города при атаках с земли и моря (достаточно лишь разместить флот возле поселения) – в первом случае мы можем высадить боевой десант и помочь гарнизону, во втором – воспрепятствовать десантированию вражеских войск. Боевые корабли позволяется группировать с грузовыми лоханками-самобранками в рамках одной флотилии, и тогда первые, в случае штурма вражеского поселения, могут спокойно гонять вражеские корабли и поддерживать наступление с моря, а вторые – давить крабов и прочую живность, сумасшедшими китами выбрасываясь на пляжи, чтобы с облегчением "разродиться" войсками. Еще флоту можно задавать те или иные режимы – например, "удвоенный темп" позволит кораблям быстрее передвигаться из точки "А" в точку "Б", а режим налета разрешит им грабить приморские города и морские торговые пути. Прим: свои режимы имеются и у сухопутных войск. Так, помимо грабежа окрестных территорий и возможности быстро передвигаться, армии могут устанавливать укрепления и прятаться в засадах.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Я не считал, сколько регионов присутствует на стратегической карте, но и невооруженным взглядом видно, что мир увеличился в размерах в сравнении с Rome – он значительно расширился на восток и юго-восток, а также сам по себе как-то разбух, раздулся, стал большее. Собственно, выражение "раздулся" можно применить и в отношении городов – это уже не условные два-три домика, обнесенные или же не обнесенные стеной, а самые настоящие полисы, занимающие обширную по своей площади территорию. Многие из них поистине огромны и окружены по периметру укреплениями – это столицы провинций. Также присутствуют совершенно незащищенные городки меньших размеров, являющиеся столицами регионов – территориальных единиц, входящих в провинции в количестве от двух до четырех штук.

Благодаря такому административному делению подконтрольными землями стало значительно легче управлять – теперь не нужно переключаться между отдельно взятыми поселениями, чтобы понять, что уже построено, а что еще нет – текущая информация об объектах предоставляется в рамках единого меню. Помимо удобства, тут есть и чисто игровые преимущества. Например, если возвести мастерскую осадных орудий в столице, то баллисты и прочие катапульты будут доступны для найма по всей провинции. Но и минусы тоже есть. Так, если разгорится всенародный гнев, то бушевать он будет не в отдельно взятом регионе, а повсеместно в пределах области.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Если в регионах на пустом месте возникают неприятности, то там, скорее всего, засели вражеские агенты. Всего их три вида: соглядатаи, сановники и воители. Вроде и не так много, но каждый из них производит столько пакостей врагам, что шиноби и гейшам из Shogun 2 и не снилось. Хотя и для относительно мирных дел они могут сгодиться – тот же соглядатай, попав на дружественную территорию, в мгновение ока перевоплотится в контрразведчика и начнет выявлять вражеских лазутчиков. Сановник, в свою очередь, уменьшит административные издержки и позволит сэкономить денежку, а воитель одним своим видом будет мотивировать жителей восхвалять императора/фараона/царя и радоваться жизни вообще. Чем лучше ребята справляются со своими задачами, тем быстрее растут в ранге и тем больше навыков – с нашей, разумеется, помощью – получают в свою копилку. Также в процессе своей деятельности они обзаводятся и дополнительными особенностями, и так называемыми домочадцами (например, женой +4% к усердию) , и предметами, дающими разные бонусы.

Прокачка полководцев и флотоводцев – всяких благородных вельмож или попросту вояк с высоким социальным статусом – осуществляется по схожему принципу. При этом армии и флотилии, которые персонажи водят за собой, тоже поддаются улучшению за счет так называемых традиций. Если говорить просто, это те же бонусы а-ля +5% к лихой кавалерийской атаке или +10% к абордажу, вот только они никуда не исчезают после смерти командующего, а закрепляются за армией. Если выбирать традиции не абы как, а с выдумкой, то можно создавать этакие военизированные бригады, специализирующиеся на осадах, обороне, безудержном наступлении в лоб или же на чем-то еще.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Искусственный интеллект на просторах стратегической карты ведет себя вполне разумно, хотя есть и странности. Так, противники иногда любят оставлять свои города и столицы без присмотра. Играя за Рим, я захватил Карфаген с первых же ходов армией из 7 пеших отрядов, не встретив сопротивления (возня с плебсами из гарнизона не считается) ни на море, ни на земле. К чести ИИ, он сразу стягивает войска к местам прорыва, но это уже постфактум. Также раздражают попытки удрученного компьютерными мозгами врага взять штурмом уже наши укрепления, но расстраивает не сам факт атаки, а то, какими силами располагает враг. Позвольте, но это смешно, как стек с двумя отрядами гопников-варваров старается взять огромный и величественный Рим, причем не раз и не два – пока полностью их не уничтожишь, они не прекратят корчить из себя камикадзе. По счастью, такой идиотизм встречается редко.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Ну, раз уж речь зашла о мордобитии. Как и во всех прошлых играх серии Total War , можем задействовать функцию автобоя, если не желаем участвовать в сражении. При этом нам разрешают выбрать тактику, которой будут следовать войска. Можно дать им указание идти в атаку, приказать отплясывать от обороны или же заставить сражаться в самом что ни на есть обычном режиме. Система заранее предугадывает результат и показывает, каков будет исход боя и сколько примерно людей у нас останется по итогу. Ключевое слово "примерно". Даже если на экране написано, что нас ожидает чуть ли не стопроцентное поражение, это всего лишь прогноз, а прогнозам свойственно не подтверждаться. Хотя испытывать судьбу все равно не стоит – лучше откатиться на шаг назад и вступить на поле боя в личном, так сказать, порядке, дабы своим примером доказать, что безвыходных ситуаций не бывает.

Если бог Марс к нам благосклонен, мы побеждаем в сражении и, разумеется, захватываем пленных. Их можно либо отпустить, либо убить, либо продать в рабство. В последнем случае мы получаем рост экономических показателей, но это палка о двух концах – даже Рим, любовь к рабам которого понятна, не может до бесконечности переваривать поток античных гастарбайтеров.

С захватом городов все более-менее ясно. Мы можем либо оккупировать поселение, либо разрушить, либо разграбить. Но разные культуры слово "грабеж" понимают по-разному. Если приказать сделать это римлянам, те не только все ценности реквизируют, но и в городе на ПМЖ останутся. А вот варвары, получив свое, занимать поселение не станут, а по доброте своей оставят его законному владельцу. Последнему, правда, от этого будет не легче.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Прекрасно, сногсшибательно, красиво, сногсшибательно – какими хорошими словами эту важнейшую часть Total War: Rome II не называй, в любом случае попадаешь в точку. Да, сейчас речь идет уже не о стратегии, а о тактике. Черт возьми, как же долго я ждал этого момента. Как же я хотел нанять пару стеков легионеров, выстроить их всех в боевом порядке, потом медленно, единым фронтом, отправить эту огромную армию на позиции врага. Чтобы печатали шаг, чтоб рожок дудел, чтобы пыль из-под тысяч стоп вздымалась на многометровую высоту. А потом, когда они подойдут на близкое расстояния к противнику и некоторые из них уже будут падать замертво под градом стрел, применить построение "черепаха" и смотреть, как четко и слаженно действует адская машина под названием "римская армия", которая не останавливается, но продолжает идти по трупам варваров, работая по принципу гигантского катка – страшного, безжалостного и беспощадного.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Бравые виртуальные воины еще меньше стали напоминать деревянных солдат Урфина Джуса, хотя куда уж дальше, казалось бы. Движения, мимика, индивидуальные и даже совместные действия на поле боя – все, буквально все вышло на новый уровень качества. За повторяющиеся элементы, будь то внешность, экипировка или вооружение, глазу зацепиться трудно, и всегда, даже если боец походит на своего рядом стоящего "коллегу" как одна капля воды на другую, он хотя бы пятнышком на одежде, царапиной на щите или грязью на ногах, но будет отличаться от оного.

Конечно, когда в одной куче смешиваются тысячи людей, тебе уже как-то все равно, кто как выглядит и какие у них эмоции отображаются на лице, но частенько игра сама подкидывает интересные сцены. Вот варвар мощным броском перекидывает через себя римского пехотинца, наступает ему одной на грудь и тут же вонзает копье в сердце, провернув его несколько раз, а через секунду сам погибает от предательского удара спину. Вот легионер, оказавшись в окружении, крутится из стороны в сторону, скалясь и размахивая высоко поднятым над головой гладиусом. Вот спартанец поднимает щит, принимая в него два метко кинутых дротика, но следующий снаряд все же достигает цели, после чего бородатый герой сначала падает на колени, а вслед за этим медленно заваливается на бок. Красота!

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Но и это еще не все – специально для любителей острых ощущений в игре имеется специальный режим, который приближает камеру на максимально близкое к выбранному отряду расстояние с последующей возможностью крутить ею в разные стороны – для достижения кинематографического эффекта. Для клепания скриншотов и услады глаз – просто замечательный инструмент. Если, конечно, система позволяет выставить более-менее высокий уровень графики. Я не скажу, что Total War: Rome II – это развлечение исключительно для богатеньких Буратино с мощными компьютерами "кому за пятьдесят", но системы среднего и чуть выше уровней все же едва справляются со своей задачей, подчас выдавая нереально малый уровень FPS. И это на весьма божеских (не путать с божественными) настройках.

Конечно, свою роль играет и кривоватая оптимизация, но надеюсь, что в будущем эту проблему исправят, так как в момент той же осады, когда противоборствующие армии традиционно для серии Total War образуют "пингвинячий базар" у ворот, играть становится ну просто невозможно. Или когда триремы и прочие биремы в количестве двадцати и более штук начинают веслами размахивать одновременно – вот тут просто вешайся. Не спасает и опциональное выключение всех "картиночных" наворотов.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

На поле могут находиться до 80 отрядов одновременно, то есть по 2 стека с каждой стороны конфликта и по 20 юнитов в каждом стеке. Во время сражения один из двух стеков появляется на поле боя не сразу, а через несколько секунд – в виде подкрепления. Дополнительные отряды, если таковые имеются, начинают поступать в наше распоряжение после уничтожения или же бегства одного из подразделений. Проще говоря, масштабы остались теми же, что и в Fall of the Samurai .

Многие виды войск располагают специальными способностями. Например, пехотинцы Спарты могут создавать фаланги и даже какие-то подобия построения "каре". Варвары умеют смыкать щиты и подбадривать себя криками, римляне – превращаться в "черепашек", и так далее. Искусственный интеллект не стесняется задействовать в нужный момент скиллы своих отрядов, да и вообще – ведет себя адекватно и благоразумно. Но и глупости иногда совершает, и действия его зачастую предсказуемы донельзя, и в лобовую атакую пойти может – не без этого. Если честно, заявленного разработчиками кардинального улучшения виртуальных мозгов я не заметил – оно вроде и есть, но под категорию "кардинального" явно не подпадает. Глубокие обходы по флангам мы как бы и раньше видели.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Осады в Total War: Rome II бодры и веселы, но общее их число в количественном соотношении уменьшилось, и все из-за нежелания "Креативщиков" опоясывать стенами города, которые не подпадают под статус столицы провинции. Спорное решение, очень спорное, и я уже об этом говорил. По сути, захват "кастрированных" городов – это то же самое сражение в чистом поле, но с возможностью забега в город. И даже в таких "осадах" нужно захватывать ключевые точки, контроль над которыми приводит нас (или нашего врага) к победе. В малых городах "поинт", как правило, один, тогда как в столицах их уже три. И там есть стены. И башни с защитными катапультами да баллистами. И осадные орудия: лестницы на колесиках, "скорпионы" и онагры разных видов, тараны, передвижные щиты – полный набор развлечений для игры в "Царя горы".

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Чтобы победить в столице, нужно либо перебить всех оппонентов, либо захватить большую часть контрольных точек и удержать их в течение некоторого времени, пока численное значение очков победы, которыми располагают защитники, не снизится до нулевой отметки. Подобная система захвата привносит в процесс осады куда больше разнообразия, чем это было раньше – вечеринка" ведь идет не на одном участке, а зачастую на нескольких сразу. Контрольные точки всегда находятся в разных частях города, так что, хочешь ты этого или нет, но войска разделять приходится. А кто знает, какие вражеские силы сконцентрированы возле вон той или вот этой площади? Может, там добрая половина армии собралась, а мы туда отряд рваных плебсов отправили. Это ведь не сразу можно понять, ведь противника мы зачастую просто не видим. Прим: Да, в Rome II есть такая тема – если супостат не находится в поле зрения нашей армии, то до поры до времени он тусуется в режиме "инвизибл". Правда, иногда система работает странно, а бывает, что и просто не работает.

Полноценные осады, если до них все же добираешься, радуют не меньше, чем обычные сражения, хотя хаоса в них, из-за обилия вокруг сотен разных объектов, бывает гораздо больше. Но спасибо разработчикам за то, что они придумали тактическую карту, развернув которую, мы можем окинуть взором всю местность, определить, где находятся вражеские и союзные подразделения, а заодно и раздать указания, причем последнее действо отнимает обычно раза в три меньше времени и сил, как если бы мы пытались проделать эту операцию в обычном режиме. Да и схематичность радует – все просто, доступно и понятно.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Сражения и штурмы поселений в Total War: Rome II – это увлекательно и задорно, спору нет, но с морскими сражениями дела обстоят чуть хуже. Война на море в большей степени напоминает поединки старых и неповоротливых калош, которые совершают неестественные, резкие движения, стукаются, прилипают друг к другу да время от времени обмениваются "таракашками". В чистом виде "блюдо" весьма пресное, но если разбавить его наземными сражениями, то вкус получается уже совершенно иной. Высадка десанта, обстрел города и вражеских войск, сражения с другими кораблями в прибрежной зоне, поддержка союзников – вот это да, гармонично смотрится. Хотя и тут есть минус – корабли соперника в большинстве случаев категорически не хотят вступать в бой с нашими судами, а сразу разворачиваются в сторону берега и высаживают с них войска. Боятся, что ли?

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Исторических сражений пока что маловато – их аж четыре штуки, среди которых есть и приснопамятная зарисовка под названием "Штурм Карфагена". Честно, когда Джеймс Рассел показывал мне рабочий билд Rome II с этой самой миссией, масштаб происходившего тогда впечатлил меня чуть больше. А вот "Битва при Тевтобургском лесу" срежиссированна и выполнена на отличненько. Римлян действительно жалко. Побольше бы таких миссий, да не в рамках DLC, а просто так – нам на радость.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Я бы с большим удовольствием рассказал вам и о сетевом режиме, но моя ревью-версия, к сожалению, его не поддерживает, так что дело за вами! Если судить по отзывам, мультиплеер Rome II очень даже хорош. Однако, каков итог? А каким он может быть, например, на международных соревнованиях по синхронному плаванию? Наши девушки всегда побеждают, мы давно к этому привыкли. Так и с Total War – что не игра, то победа, и к Rome II это относится в полной мере. Впрочем, привычка – дело дурное. Когда-нибудь и тысячелетняя секвойя от старости упадет, и наши синхронистки медали не завоюют, и Солнце потухнет, и нефть закончится – все случится в этом мире, и мы не сможем этому никак помешать, хоть и "привыкли". Но пока этого не произошло, нам следует радоваться тому, что имеем. Rome II , несмотря на малую толику спорных моментов и сугубо субъективных недостатков, держит планку качества на недосягаемом для большинства современных стратегий уровне. Масштабный, красивый, разносторонний и по-хорошему пафосный, он является достойным потомком великолепного и венценосного "Рима" , и не только Rome , но и вся знаменитая серия может им по праву гордиться. Как говорится, два убо "Рима" не падоша, а третьему, надеюсь, быти.