Лепка из полимерной глины – увлекательное занятие для начинающих скульпторов. Лепка из полимерной глины

  • 25.09.2019

Сегодня термопластика – весьма популярный материал в мире рукоделия. Лепка из полимерной глины применяется для изготовления украшений и небольших сувениров.
Предлагаем в нынешней статье рассмотреть несколько самых распространенных техник лепки из термоплоастики, основанных на использовании двух и более цветов.

1. Техника создания плавного перехода цвета. Настоящая техника достигается путем смешивания в разных пропорциях двух или нескольких цветов глины.

Так называемая, акварельная техника дает возможность добиться особенно плавного перехода цвета. При лепке из термопластика, к примеру, бусин в этой технике необходимо раскатать три листа разных цветов. Эти листы следует наложить друг на друга и слегка прикатать. Когда пластика полностью остынет, нарвите ее на небольшие кусочки и облепите кусочками заготовки бусин.

2. Техника лепки цветов.

3. Четырёхугольник с полосатым узором.

4. При работе с пластикой в технике филигрань на заготовку наклеивают мельчайшие кусочки глины, которые и образуют ажурный узор. Вам потребуются много терпения и аккуратности, дабы создать нужный узор.

5. Ромб из треугольников.

6. Выдавливание из шприца.

7. Колбасная техника также может встречаться под названиями трость, millefiori, сane, колбаса. Из кусочков выложенных слоями в разных сочетаниях пластики скатывается рулет, при разрезании которого на срезе получается составленный из разных элементов рисунок. При некоторой сноровке, используя настоящую технику, можно получить довольно-таки сложные узоры из большого количества элементов.

8. Техника калейдоскоп на колбасную технику — готовому рулету из пластики путем прижимания придается различная геометрическая форма.

Полимерная глина получила свою популярность благодаря универсальности. Действительно, именно из пластики вы сможете создать практически все: от уникальной бижутерии до оригинального декора, например, обуви, сумки и прочее. Такое широкое поле деятельности вовлекает все больше людей. В связи с такой популярностью расширяются и техники. Данная статья будет полезна для начинающих. Конечно, будут представлены далеко не все возможности пластики, а только их часть.

Градиент или плавный переход цвета

Данная техника помогает создавать интересные переходы и игру цвета. Очень популярна в изготовлении украшений. Выполняется градиент путем смешивания разных цветов пластики. Для того, чтобы получился более плавные переход, смешанную пластику не один раз стоит пропустить через паста-машину.

Соляная техника

Чтобы предать своим изделиям интересной фактурности, можно использовать обычную соль. Для этого детали, изготовленные из пластики, нужно хорошо обкатать солью, после чего отправляем все запекаться в духовку, а после солевые кристаллы вымываем водой. В результате вы получите интересные эффект шероховатости и рельефности.


Миллефиори или колбасная техника

Данная техника позволяет быстро получить элементы с одинаковым рисунком. Все заключается в создании рулетиков из пластики, которые нарезаются на более мелкие детали, а срез этих деталей имеет одинаковый рисунок.


Филигрань

Одна из самых сложных техник, так как требует усидчивости и терпения. Для создания изделий в этой техники необходимо на заготовку наносить мелкие кусочки из пластики, создавая узоры. В основном филигранью пользуются мастера, которые создают бижутерию из пластики.


Техника акварели

Данная техника позволяет повторить живописные переходы акварели. Для создания изделия в данной технике достаточно сделать три пласта полупрозрачной глины разных цветов, наложить их друг на друга и хорошенько прижать. После того, как пластика остынет, она рвется на мелкие части, которыми обклеивается изделие.


Калейдоскоп

Практически идентична с техникой миллефиори. Только в калейдоскопной техники колбаскам придаются различные формы (квадрат, треугольник, цветок и пр.)


Главное в творчестве не ограничиваться чем-то одним, всегда искать новое или же создавать его самому.

Эта техника очень схожа с предыдущей, только она предполагает придание колбаскам из пластики различной формы, прижимая их тем или иным образом (квадратная форма, треугольная и т.д.). В итоге на срезе получается симметричный рисунок, чаще всего геометрический.

Работы мастера Яны Робертс Бензон в технике «калейдоскоп». Фото с официального сайта: http://janarobertsbenzon.com

Техника «Мокуме Гане»

Эта техника всегда с элементом неожиданности! Пласты глины укладываются друг на друга, чередуя контрастные цвета. Получившийся пласт раскатывают, разрезают пополам, складывают одну половину сверху другой и снова раскатывают. Затем в ход идут различные штампы, инструменты и формочки для вырезания или текстурные коврики: давим на пластику штампами, оставляем порезы лезвием, а также формочками, следы насилия можно оставлять как сквозные, так и не до конца. В итоге на кусочке пластики остается определенный рисунок. Затем лезвием необходимо срезать сверху листы глины. Каждый новый срез открывает новый рисунок.

Работа Мелани Мур в технике «Мокуме Гане». Официальный сайт: http://www.melaniemuir.com/

Техника «филигрань»

На основе из пластики тоненькими колбасками выкладывается узор.

Техника «филигрань» в работе Дженифер Моррис. Ее магазин на Etsy: https://www.etsy.com/shop/jennifermorrisbeads

Техника «объемной живописи»

Так же на основе из пластики маленькими кусочками разных цветов выкладывается нужный рисунок, будь то пейзаж или портрет.

На этой фотографии представлены мои работы в технике «объемной живописи».

В следующей статье я проведу мастер-класс по созданию кулона с элементами техники «филигрань». Оставайтесь с нами!

Об авторе

Приглашаю вас заглянуть ко мне в мастерскую! Я — Таня Емельянова , мастер и творец, мама трех прекрасных девочек, социолог, мечтающий стать ювелиром. Живу я в Подмосковье, в городе Видное. В свободное время я создаю украшения из полимерной глины. В своих работах мне хочется отразить чудо момента, хочется показать вот тут, прямо сейчас! Показать всю прелесть каждой секунды, ценности этого мгновения. Отсюда и название моей мастерской

Глина широко распространена в природе, она залегает на небольшой глубине, служит дешевым видом минерального сырья во многих видах промышленности, применяется в народном хозяйстве. Используется она и в искусстве. С ее помощью при создании скульптуры делаются макеты. Инструменты для лепки из глины в первую очередь должны быть удобны при работе и полностью удовлетворять требованиям по обработке этого пластичного и податливого материала.

Применение

В старину из специальных сортов глины мастера делали крынки, горшки, кувшины и другие предметы кухонной утвари. После обжига такая посуда сохраняла форму, не пропускала воду и была довольно крепкой.

Самые подходящие виды глины для лепки - это пластичные разновидности серых, серо-зеленых и зеленых сортов. Именно их применяют в моделировании и создании скульптур. Мастера первоначально изготавливают из этого материала объемные модели с последующей отливкой в гипсе или бронзе.

Если глиняная скульптура подвергается обжигу, то такая работа называется терракотой, а если ее дополнительно покрывают глазурью, то это уже будет майолика.

Сорта

Огнеупорные глины при обжиге выдерживают без размягчения температуру выше 1500 градусов. Их применяют в производстве кислотоупорных фарфорово-фаянсовых изделий и при изготовлении форм для металлургического литья.

Легкоплавкие сорта применяют в производстве кирпича и в процессе получения портландцемента. Бентонитовые виды глины для лепки подходят меньше всего. Их используют при очистке нефтепродуктов, растительных и смазочных масел, а также при бурении скважин.

Полимерная глина

Искусственно созданный материал, в основе которого заложен поливинилхлорид с добавлением пластификаторов, пигментов и наполнителей, называют термопластикой.

Материал внешне и по свойствам похож на пластилин в процессе лепки, но меньше пачкает руки, не растекивается от избыточного тепла ладоней. Некоторые инструменты для лепки из глины такого типа используются только в этом виде прикладного искусства. К примеру, для раскатывания пластов и смешивания разных оттенков материала применяется специальная паста-машина.

Полимерная глина выпускается разными производителями и подразделяется по способу твердения на два вида:

  1. Самотвердеющая.
  2. Запекаемая (термопластика).

Самотвердеющая полимерная глина

Характерная особенность такого материала в том, что после лепки он набирает прочность при комнатной температуре за сутки без дополнительной термообработки. Самотвердеющая полимерная глина (пластика) после высыхания имеет достаточную крепость, хорошо держит форму, подвергается обработке, если нужно подправить некоторые детали. Поверхность в таком случае размачивается водой, после чего вносятся нужные коррективы.

Такой вид полимерной глины идеален в процессе создания кукол, особенно элементов их одежды и аксессуаров. Другое важное направление его применения - создание цветочных композиций. Тонкие листья, и особенно лепестки цветов с истонченными до минимума краями, смотрятся как живые после придания изделию характерной текстурной поверхности.

Необходимый минимальный для лепки должен включать скалку, чтобы можно было раскатывать пласты, и удобный для раскроя из тонких слоев деталей композиции. Также могут пригодиться приспособления для оттиска форм и выдавливания текстурных элементов. При работе с мелкими деталями удобно использовать стеки.

Запекаемая полимерная глина

Такой материал при нагревании до температуры 110-130 градусов приобретает свойства пластика. Готовые изделия не боятся воздействия влаги, их можно согнуть без боязни сломать.

Работать с термопластикой удобно. Это мягкий материал, пластичный, хорошо смешивается. После термообработки поверхность приобретает бархатистый вид. Набор инструментов для лепки из термопластики такой же, как и для самотвердеющей глины. Используется материал для изготовления кукол, сувениров, небольших скульптур, цветочных композиций, всевозможной бижутерии.

Некоторые производители выпускают термопластику двух видов: одна - мягкая, которая больше подходит для детского творчества; другая - более жесткий материал, требующий тщательного разминания перед моделированием, но и отличающийся повышенной прочностью готового изделия.

Лепка из полимерной глины: инструменты и материалы

Рабочая поверхность подбирается из керамики или стекла. Для раскатывания исходного материала в пласты пользуются скалкой, роллерами или специальной паста-машиной. Экструдером со сменными насадками выдавливают простые или фигурные «колбаски».

Для придания поверхности особого вида пользуются штампами, текстурными листами и щеточками. Материалы и инструменты для лепки подбираются индивидуально каждым мастером. Молды нужны для формовки повторяющихся Для вырезания из пласта пользуются катерами. Стеки с различным профилем незаменимы при лепке мелких деталей. Для проделывания отверстий пользуются иглами.

В отдельных случаях может пригодиться фольга для создания облегченного каркаса и экономии материала. Наждачной бумагой можно шлифовать готовые изделия после термообработки. хорошо сохраняет материал от высыхания.

Нужны и вспомогательные инструменты для лепки из глины. Пассатижи, круглогубцы и кусачки незаменимы при работе с проволокой для создания фурнитуры будущих изделий. Для разрезания сформированных пластов подходят канцелярские резаки и острые ножницы.

Самодельные приспособления и формы

Необходимые инструменты для лепки своими руками может изготовить любой желающий. В отдельных случаях не нужно даже ничего делать, можно просто приспособить подходящий по форме предмет для лепки, формовки, выдавливания или фигурной обработки.

Так, кухонная лапшерезка может быть использована для создания ровных полосок из раскатанного пласта. можно выдавливать тонкие нити. Головками шурупов с пазами под фигурную отвертку можно создавать на поверхности декоративные элементы. Ситом удобно делать текстуру в виде решетки. Можно применять для выдавливания кусочек пемзы, эффект «соляной текстуры» можно достичь, использую жесткую зубную щетку.

Подходящие инструменты для лепки из глины находятся повсюду, нужно просто их заметить. Формочки для печенья, крышки от бутылок, фигурные пуговицы - все можно использовать для формовки, выдавливания или штампования. Для раскатывания материала можно использовать простую стеклянную бутылку, а вместо стеки для тонкой работы можно взять зубочистку.

Перед началом работы стоит позаботиться о защите поверхности стола, на котором планируется заняться творчеством. Отделив кусочек пластики, его следует немного размять в руках, чтобы он прогрелся и приобрел необходимую мягкость.

Чтобы познакомиться с материалом, получить первые навыки работы с новым видом сырья, а также освоить инструменты, для лепки из глины лучше выбрать простую модель. Раскатав размятый кусочек пластики по рабочей поверхности, можно попробовать вырезать что-то из него, придать заготовке различную фактуру с помощью молдов, трафаретов или специальных текстурных листов.

Можно слепить небольшую скульптуру, попробовать сделать простую композицию в виде цветка или другой объемной формы. Первый пробный урок желательно довести до логического завершения. Самотвердеющая глина просто высушивается, а термопластику следует запечь.

Для этого изделие выкладывается на фольгу, пергамент, или тарелку и ставится в разогретую до 110 градусов духовку на необходимое для запекания время, указанное в инструкции к глине. После термообработки модель остывает в духовке, извлекается, красится и покрывается лаком.

Как называется лепка из глины?

Предприимчивые люди с творческим потенциалом легко могут реализовать свой талант с практической выгодой, изготавливая и реализуя оригинальные бусы, серьги, браслеты, а также всевозможные сувениры и разнообразные приятные мелочи. Название этого вида творчества определяется техникой исполнения готового изделия.

Существующие техники лепки из полимерной глины настолько разнообразны, что дают возможность новичку выбрать себе занятие для любого уровня сложности. Название того или иного вида лепки определяется приемами и методами, применяемыми при изготовлении декоративных элементов. Для простого цветочка или несложной скульптуры используется одна технология, многослойная филигрань или миллифиори в создании авторских украшений - совсем другая специфика работы.

Техники работы с полимерной глиной

Сколько хороших мастеров, сколько уникальных изделий, столько и техник существует на данный момент. Некоторые пользуются особой популярностью и могут быть взяты за основу начинающими лепщиками.

Техника «акварель» предполагает использование контрастных слоев цветной пластики, раскатанных в паста-машине. В «переходе цвета» - наоборот, используются плавные и размытые границы.

Техника «баргелло» имитирует флорентийскую вышивку, «сдвиг слюды» создает объемные эффекты на плоской поверхности. Позаимствованная у японских оружейников техника «мокуме-гене» сочетает текстуру дерева и металл, а «имитация» создает подобие природных минералов, натуральных и драгоценных камней.

«Филигрань» и «миллифиори» - техники составления сложного рисунка из тонких пластов, нитей или шариков. Это происходит в процессе ужимки, вытягивания и раскатывания на поверхности тонкого среза сложной композиции.

Удивительные по красоте украшения получают в результате применения техник: «калейдоскоп», «многослойная», «сквозная», «соляная», «шприцевая», «мозговая», «перевод изображения».

Кроме перечисленных видов? существует еще кукольная, скульптурная и цветочная технологии. Они, в свою очередь, имеют свои особенности и разновидности приемов лепки и формовки, тонкости монтажа составных элементов. Инструменты для лепки из глины для каждого конкретного случая выбираются мастером индивидуально.