Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Касательная к графику функции. 10 класс
Касательная к графику функции х y 0 A Касательная Прямая, проходящая через точку (х 0 ; f (х 0)), с отрезком которой практически сливается график функции f при значениях близких к х 0 , называется касательной к графику функции f в точке (х 0 ; f (х 0)).
Касательная есть предельное положение секущей при ∆х →0 х y 0 k – угловой коэффициент прямой(секущей) Угловой коэффициент касательной равен f ˈ(х 0). В этом состоит геометрический смысл производной. Касательная Секущая Автоматический показ. Щелкните 1 раз. Секущая k → f’(x 0)
Касательная к графику дифференцируемой в точке х о функции f – это прямая, проходящая через точку (х о; f (х о)) и имеющая угловой коэффициент f ˈ (х о). Выведем уравнение касательной к графику функции f в точке А (х о; f (х о)). k = f ˈ (х о) => y = fˈ (х о) х + b Найдем b: f (х о) = f ˈ (х о) х о + b => b = f (х о) - f ˈ (х о) х о y = fˈ (х о) х + f (х о) - f ˈ (х о) х о y = f (х о) – f ˈ (х о)(х - х о)
Формула Лагранжа. Если функция дифференцируема, то на интервале (a ; b) найдется такая точка с Є (a ; b) , что f‘ (с) = f (b) – f (a) b - a х y 0 A B a b c l o α C f‘ (c) = tg α l o ll AB
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...
Презентация к уроку "Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".
В данной презентации показаны способы построения графиков функций с использованием алгоритмов параллельного переноса графиков основных функций....
Конспект урока с презентацией «Функции. Графики функции и их свойства» 10 класс
Конспект урока по теме «Функции. Графики функции и их свойства» в 10 классе. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. К учебнику Алимова и др.Основная работа на уроке идет по презентации, т...
Разделы: Математика
Цели.
- Обобщить и систематизировать правила дифференциирования;
- Повторить алгоритм построение касательной к графику функции, схему исследования функции;
- Решение задач на применение наибольшего и наименьшего значения функции.
Оборудование. Плакат “Производная. Правила вычисления производных. Применения производной”.
Ход урока
По картам у учащихся повторение теоретического материала.
1. Дайте определение производной функции в точке. Что называется дифференциированием? Какую функцию называют дифференциируемой в точке?
(Производной функции f в точке х называется число, к которому стремится отношение
Функцию, имеющую производную в точке х 0 , называют дифференциируемой в этой точке. Нахождение производной f называется дифференциированием.)
2. Сформулируйте правила нахождения производной.
(1. Производная суммы (u + v)"=u"+v";
2. О постоянном множителе (Cu)"=Cu";
3. Производная произведения (uv)"=u"v+uv";
4. Производная дроби (u/v)"=(u"v-uv")/v 2 ;
5. Производная степенной функции (x n)"=nx n+1 .)
3. Чему равны производные следующих функций:
4. Как найти производную сложной функции?
(Надо последовательно представить ее в виде элементарных функций и взять производную по известным правилам).
5. Чему равны производные следующих функций:
6. В чем заключается геометрический смысл производной?
(Существование производной в точке эквивалентно существованию невертикальной касательной в точке (х 0 ,f(x 0)) графика функции, причем угловой коэффициент этой касательной равен f "(x 0)).
7. Какой вид имеет уравнение касательной к графику функции в точке (x 0 ,f(x 0))?
(Уравнение касательной имеет вид у=f(x 0)+f"(x 0)(x-х 0))
8. Сформулируете алгоритм построения графика функции с помощью производной.
(1. Найти ООФ.
2. Исследовать на четность.
3. Исследовать на периодичность.
4. Найти точки пересечения графика с осями координат.
5. Найти производную функции и ее критические точки.
6. Найти промежутки монотонности и экстремумы функции.
7. Построить таблицу по результатам исследования.
8. Построить график функции.)
9. Сформулировать теоремы, с помощью которых модно построить график функции.
(1. Признак возрастания (убывания).
2. Необходимый признак экстремума.
3. Признак максимума (минимума).)
10. Какие формулы существуют для приближенных вычислений функций?
Индивидуальная работа.
Уровень А (три варианта), уровень Б (один вариант).
Уровень А.
Вариант 1.
1. Запишите уравнение касательной к графику функции
f(x)=(x -1) 2 (x -3) 3 параллельной прямой у=5-24х.
2. Число 18 педставьте в виде суммы трех положительных слагаемых так, чтобы одно слагаемое было в два раза больше другого, а произведение всех трех слагаемых было наибольшим.
4. Найдите промежутки возрастания и убывания функции f(x)=(x-1) e х+1 .
Вариант 2.
1. Под каким углом к оси абсцисс наклонена касательная к графику функции f(x)=0,x 2 +x-1,5 в точке с абсциссой х 0 = - 2? Напишите уравнение этой касательной и выполните рисунок к этой задаче.
2. Как в В. 1.
3. Найдите производную функции:
Уровень Б.
1. Найдите производную функции:
а) f(x) = e -5х;
б) f(x) = log 3 (2x 2 -3x+1).
2. Напишите уравение касательной к графику функции в точке с абсциссой х 0 , если f(x)=e -х, х 0 = 1.
3. Найдите промежутки возрастания и убывания функции f(x)=x·e 2х.
Итог урока.
Проверяется работа, выставляется отметка за теорию и практику.
Домашнее задание дается индивидуально:
а)повторить производные тригонометрических функций;
б)метод интервалов;
в)механический смысл производной.
2. А: №138, №142, Б: №137(а,б), №140(а).
3. Возмите производную функций:
а) f(x)=x 4 -3x 2 -7;
б) f(x)=4x 3 -6x;
в) f(x)=-2sin(2x-4);
г) f(x)=cos(2x-4).
4. Назовите схему исследования функции.
Дата:__________________
Тема: Уравнение касательной к графику функции.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: наглядный, частично поисковый.
Цель урока.
Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить в чем состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
Развивать логическое мышление, математическую речь.
Воспитывать волю и упорство для достижения конечных результатов.
“Человек лишь там чего–то добивается, где он верит в свои силы”
Л. Фейербах
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока и целей.
II. Актуализация знаний.
(Вспомнить с учащимися геометрическое определение касательной к графику функции. Привести примеры, показывающие, что данное утверждение не полно.)
Вспомним, что же такое касательная?
“Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку”.
Обсуждение правильности данного определения. (После обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что данное определение неверно.) Для наглядного доказательства их умозаключения приводим следующий пример.
Рассмотрим пример.
Пусть дана парабола и две прямые , имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1). Проводится обсуждение, почему первая прямая не является к данной параболе касательной, а вторая является.
На данном уроке, мы с вами должны выяснить, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной?
Рассмотреть основные задачи на составление уравнения касательной.
Для этого, вспомнить общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной и правила дифференцирования.
III. Подготовительная работа к изучению нового материала.
Сформулировать определение производной.
Заполнить таблицу произвольных элементарных функций.
Вспомнить правила дифференцирования.
Какие из указанных прямых параллельны и почему? (Убедиться наглядно)
IV Изучение нового материала.
Чтобы задать уравнение прямой на плоскости нам достаточно знать угловой коэффициент и координаты одной точки.
Пусть дан график функции . На нем выбрана точка , в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.
Дадим аргументу приращение и рассмотрим на графике (Рис. 3) точку P с абсциссой . Угловой коэффициент секущей MP, т.е. тангенс угла между секущей и осью x, вычисляется по формуле .
Если мы теперь устремим к нулю, то точка Р начнет приближаться по кривой к точке М. Касательную мы охарактеризовали как предельное положение секущей при этом приближении. Значит, естественно считать, что угловой коэффициент касательной будет вычисляться по формуле .
Следовательно, .
Если к графику функции y = f (x) в точке х = а можно провести касательную, непараллельную оси у , то выражает угловой коэффициент касательной.
Или по другому. Производная в точке х = а равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке .
Это и есть геометрический смысл производной.
Причем, если:
Выясним общий вид уравнения касательной.
Пусть прямая задана уравнением . Мы знаем, что . Для вычисления m воспользуемся тем, что прямая проходит через точку . Подставим в уравнение. Получим , т.е. . Подставим найденные значения k и m в уравнение прямой:
– уравнение касательной к графику функции.
Рассмотрим примеры:
Составим уравнение касательной:
Решая эти примеры, мы воспользовались очень простым алгоритмом, который заключается в следующем:
Рассмотрим типичные задания и их решение.
№1. Составить уравнение касательной к графику функции в точке .
Решение. Воспользуемся алгоритмом, учитывая, что в данном примере .
2)
3) ;
4) Подставим найденные числа ,, в формулу.
Ответ:
№2. К графику функции провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой .
Решение. Уточним формулировку задачи. Требование “провести касательную” обычно означает “составить уравнение касательной”. Воспользуемся алгоритмом составления касательной, учитывая, что в данном примере .
Искомая касательная должна быть параллельна прямой . Две прямые параллельны, тогда и только тогда, когда равны их угловые коэффициенты. Значит угловой коэффициент касательной должен быть равен угловому коэффициенту заданной прямой: .Но . Следовательно: ; .
Из уравнения ,т.е. , находим, что и . Значит, имеются две касательные, удовлетворяющие условию задачи: одна в точке с абсциссой 2, другая в точке с абсциссой -2.
Действуем по алгоритму.
4) Подставив значения ,, , получим , т.е. .
Подставив значения ,, , получим , т.е.
Ответ: , .
V. Решение задач.
1. Решение задач на готовых чертежах
VI. Подведение итогов.
1. Ответьте на вопросы:
Что называется касательной к графику функции в точке?
В чем заключается геометрический смысл производной?
Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?
2. В чем были трудности на уроке, какие моменты урока наиболее понравились?
3. Выставление оценок.
Цель урока: Формирование навыков составления уравнения касательной к графику функции и рассмотреть основные типы заданий ЕГЭ, связанных с пониманием геометрического смысла производной.
Задачи урока:
Обучающие:
Систематизировать навыки применения геометрического смысла производной.
Закрепить такие понятия, как «угловой коэффициент касательной», «тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ», значение производной в точке касания».
Продолжить развивать навыки вычисления производных с использованием формул и правил дифференцирования.
отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции».
Развивающие:
способствовать развитию внимания;
интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
организовывать себя на работу, пользоваться умением самопроверки;
развивать познавательный интерес;
способствовать развитию логического мышления, математической интуиции;
способствовать развитию и пониманию у учащихся межпредметных связей;
Воспитательные:
воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели;
развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, умение аргументировать свою точку зрения);
показать красоту математики;
эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание в тетради, через наглядные и дидактические пособия.
создавать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;
осознавать большую практическую и историческую значимость производной.
Тип урока урок закрепления изучаемого материала
Планируемый результат урока:
1.Учащиеся знают правила нахождения производных и готовы к выполнению заданий ЕГЭ.
2.Учащиеся почуствовали ответственность за качество и результат выполняемой работы на уроке.
Формы учебной работы :
индивидуальная;
индивидуально - коллективная (парами, в группе).
Оснащение: интерактивная доска, меловая доска, листы с заданиями из тренировочных вариантов ЕГЭ и из открытого банка заданий ЕГЭ, оценочный лист, презентация.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть, надеюсь, что это взаимно, и в доказательство оного улыбнемся, друг другу и начнём урок.
Эпиграфом к уроку служат слова французского философа-материалиста Дени Дидро (1713 - 1784) - современника Декарта, Лейбница, личного библиотекаря Екатерины Великой. «Начинать исследования можно по-разному... Все равно начало почти всегда оказывается весьма несовершенной, нередко безуспешной попыткой. Есть истины, как страны, наиболее удобный путь, к которым становится известным лишь после того, как мы испробуем все пути. Кому-то приходится, рискуя собой, сходить с проторенной дороги, чтобы указать другим правильный путь... На пути к истине мы почти всегда обречены, совершать ошибки» (Дени Дидро) (слайд).
2) Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.
В первом полугодии мы исследовали функцию по её графику. На данный момент стоим на пути исследования функция по её формуле. Три шага уже сделали.
Какие это шаги? (Высказывания учащихся: изучили определение производной, правила нахождения производных, уравнение касательной)
Какую тему мы начали рассматривать на предыдущем уроке? (Высказывания учащихся: Уравнение касательной)
Какие цели ставите вы перед собой на этом уроке? (Высказывания учащихся: отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции»).
Сегодня мы закрепим материал на тему «Уравнение касательной» решением ключевых или опорных задач, проверим усвоение техники нахождения производной и исследуем связь уравнения касательной с исследованием свойств графика функции, что в дальнейшем нам даст аппарат для построения практически графика любой функции и нахождения ее свойств.
Настройтесь на то, что сегодня на уроке вы будете много работать самостоятельно. В центре внимания на уроке будет «Оценочный лист» (приложение 1). Она находится у каждого из вас. Впишите фамилию и имя. После каждого этапа урока оцените себя и внесите результат в оценочный лист. Просмотрите критерии оценивания каждого этапа урока. В конце урока сами подведёте итог своей работы и поставите оценку за усвоение темы.
3. Повторение опорных знаний.
3.1. Выполнение заданий из открытого банка ЕГЭ 2 мин (УЭ-1) (Приложение № 2)
В начале урока выполним задание из открытого банка заданий ЕГЭ на движение. Перед вами лежат карточки.
3.2. Выполнение теста. (УЭ-2)
- Для того, чтобы исследовать в дальнейшем функцию, нужно уметь находить производные функции. Какие существуют правила вычисления производных? (Ответы учащихся).
Повторим их применение. Выполним тест. (Приложение № 3). Зашифровано, как Исаак Ньютон называл производную функции. Для этого вы должны найти производные функции и записать в тетрадь букву, соответствующую правильному ответу. (Выполнение теста).
Итак, как Исаак Ньютон называл производную?
Самопроверка теста. Ответ: флюксия (на слайде).
3.3. Мини проект. (УЭ-3)
Работа по созданию мини-проекта прошла следующие этапы:
Постановка проблемы;
планирование работы,;
исследование, на котором учащийся выполнил задания, согласно правилу, алгоритму и сделал вывод по результатам работы.
представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Он дал возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность.
- О методе флюксий расскажет учащийся. (Приложение № 4).
Представление мини-проекта.
Заносим результат в оценочный лист.
3.4. Фронтальный опрос. (УЭ-4)
1.Что называется секущей для графика функции y=f(x)?
2. Какая прямая называется касательной к графику функции?
3.В чем состоит геометрический смысл производной?
4. Когда касательная наклонена к под тупым углом к положительному направлению оси Ох?
5. Когда касательная наклонена к под острым углом к положительному направлению оси Ох?
6. Назвать уравнение касательной к графику функции в заданной точке в общем виде.
7. Рассказать алгоритм составления уравнения касательной к графику функции.
Заносим результат в оценочный лист.
4. Решение задач.
4.1. Работа в парах. (УЭ-5)
- Вам выданы карточки на нахождение значения производной в заданной точке на чертеже, выполняете совместно задания на партах. (Приложение № 5). Далее правильные ответы появятся на экране. Самостоятельно проверите правильность выполнения задания. Занесете результат в оценочный лист.
Выполнение заданий. Самопроверка по слайду.
4.2. Самостоятельная работа по вариантам . (УЭ-6)Задания подготовлены на карточках. (Приложение № 5).
Выполним индивидуальную самостоятельную работу по вариантам на составление уравнения касательной. Приглашаются двое учащихся, от каждого варианта для работы на закрытой от класса плоскости меловой доски. Для тех, кто справится с самостоятельной работой быстрее, чем появится готовое решение на доске, выполняет дополнительное задание.
По мере выполнения учитель проверяет работу учащихся у доски. Остальные проверяют правильность своих решений по решениям на доске, так как они уже выверены учителем.
Самопроверка.
Заносим результат в оценочный лист.
4.3. Работа в группах . (УЭ-7)Формируются группы, учитывая математические способности ребят, каждой группе предлагаются карточки с разными видами заданий. С карточкой работают вчетвером. В группе идет совместное решение задания и один учащийся от группы отчитывается о проделанной работе. Проверка выполнения заданий учителем.
Работаем в группах постоянного состава. Выполняем задание на применение геометрического смысла производной. Совместно решаем и один учащийся от группы отчитается о проделанной работе.
Выполнение заданий.
Проверяем. Заносим результат в оценочный лист.
5. Домашнее задание: Пункт 19(уравнение касательной, геометрический смысл производной), стр. 134 № 256 (в,г), № 257 (а,б) , стр. 171 №4(3(а)) . Практическая задача на карточке:
6. Рефлексия. Итоги урок.
Подсчитайте, пожалуйста, сумму баллов за сегодняшний урок и поставьте себе отметку в соответствии с критериями в оценочном листе, подчеркните на ваш взгляд верные высказывания в таблице «Итоги урока»
Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!
Список литературы:
1. Учебник- Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; Под ред. А.Н.Колмогорова -М..: Просвещение, 2011
2. Возняк Г.М. Взаимосвязь теории с практикой в процессе изучения математики. - К.: Радянська школа, 1989.
3. Энциклопедический словарь юного математика/Сост. Савин А.П. - М.: Педагогика, 1985.
Электронные издания:
Большая Российская энциклопедия. - «Кирилл и Мефодий», 2002.
Приложение № 1
Урок по теме «Уравнение касательной»
Цель урока:
Отрабатывать умения и навыки в составлении уравнения касательной для различных функций и применения геометрического смысла производной.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Советы учителя | Примечание |
УЭ-1 | Выполнение заданий из открытого банка ЕГЭ Цель : Подготовка к ЕГЭ Время выполнения: 3 минуты. | Критерии оценки: 4 верных ответа- «5» 3 верных ответов- «4» 2 верных ответа- «3» | Оценка:______ |
УЭ-2 | Выполнение теста. Цель : проверить знание основных правил дифференцирования. Время выполнения: 5 минуты. Самопроверка теста. | Критерии оценки: 7 верных ответов- «5» 6,5 верных ответов- «4» 4,3 верных ответа- «3» | Оценка:______ |
УЭ-3 | Историческая справка. Цель : расширение кругозора. | Запомните новые термины. | Подчеркните своё отношение к услышанному: Запомнил Принял к сведению Заинтересовался. |
УЭ-4 | Проверка основных теоретических сведений. | Подчеркните Знаю твёрдо Могу ответить с подсказкой Плохо знаю |
|
УЭ-5 | Работа в парах Цель : Отрабатывать умения и навыки применения геометрического смысла производной Время выполнения: 3 минуты. | Критерии оценки: Выполнили 2 зад. верно- «5» Выполнили 1 зад верно и начали выполнять 2-е верно-«4» Выполнили 1 зад. - «3» | Оценка:______ |
УЭ-6 | Самостоятельная работа . Записать решение в тетрадь Время выполнения: Время выполнения: 5 минут. | Подчеркните Верно решил задание неверно решил задание |
|
УЭ-7 | Работа в группе Записать решение в тетрадь Время выполнения: 5 минут. | Подчеркните решил задание неверно решил задание. |
Итог урока:
Я считаю, что сегодня на уроке работал на ______(оценка)
Приложение № 2
Вариант 1
1.На графике изображена зависимость скорости движения рейсового автобуса от времени. На вертикальной оси отмечена скорость автобуса в км/ч, на горизонтальной — время в минутах, прошедшее с начала движения автобуса.
графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу времени характеристику движения автобуса на этом интервале.
ИНТЕРВАЛЫ ВРЕМЕНИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) 4-8 мин. | 1) была остановка длительностью 2 минуты |
Б) 8--12 мин | 2) скорость не меньше 20 км/ч на всём интервале |
В) 12-16 мин. | 3) скорость не больше 60 км/ч |
Г) 18-22 мин. | 4) была остановка длительностью ровно 1 минута |
В таблице напротив каждой буквой укажите соответствующий номер.
Вариант 2
На графике изображена зависимость скорости движения легкового автомобиля от времени. На вертикальной оси отмечена скорость легкового автомобиля в км/ч, на горизонтальной -время в секундах, прошедшее с начала движения автомобиля
Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу времени характеристику движения автомобиля на этом интервале.
ИНТЕРВАЛЫ ВРЕМЕНИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) 0-30 c | 1) скорость автомобиля достигла максимума за всё время движения автомобиля |
Б) 30-60 c | 2) скорость автомобиля не уменьшалась и не превышала 40 км/ч |
В) 60-90 c | 3) автомобиль сделал остановку на 15 секунд |
Г) 90-120 c | 4) скорость автомобиля не увеличивалась на всём интервале |
В таблице напротив каждой буквой укажите соответствующий номер
Приложение № 3
Тест
Найдите производную функции:
y=x2+3sinx 2) y= 3) y= 4) y=cos3x 5)y= 6)y=cos(4x-1) 7)y=sin2x
С- y’= Ф- y’=2х+3cosх Я- y’=sin2х Л- y’=3х5 И- y’=-4 sin(4x-1)
Ю- y’= К- y’=-3 sin3х
Приложение №4
История появления производной.
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу.
Английский поэт Александр Поуп так охарактеризовал то время:
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач - метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой. Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 - 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления. Метод флюксий применяется здесь к большому числу геометрических вопросов (задачи на касательные, кривизну, экстремумы, квадратуры, спрямления и др.
Это открытие Ньютона стало поворотным пунктом в истории естествознания.
Честь открытия основных законов математического анализа наравне с Ньютоном принадлежит немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу.
К этим законам Лейбниц пришел, решая задачу проведения касательной к произвольной кривой, т.е. сформулировал геометрический смысл производной, что значение производной в точке касания есть угловой коэффициент касательной или tg угла наклона касательной с положительным направлением оси ОX.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 - 1557гг.) - здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.
Термин производная и современные обозначения y’ , f ’ ввёл Ж.Лагранж в 1797г.
Приложение № 5
Приложение № 6
Вариант 1
Вариант 2
Составить уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой
Дополнительное задание: Составьте уравнение касательной к графику
функции y=f(x) в точке с абсциссой х0. х0=2
Приложение № 7
Прямая y = 6x +9 является касательной к графику функции
у=х3 -4х2 +9х+14. Найдите абсциссу точки касания.
Прямая y = 6x + 8 параллельна касательной к графику функции
у = х² +7х - 6. Найдите абсциссу точки касания
При каком значении а прямая у = 3х + а является касательной к графику функции у = 2х² - 5х + 1?
Уроки 70-71. Уравнение касательной к графику функции
09.07.2015 5132 0Цель: получить уравнение касательной к графику функции.
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (тест).
Вариант 1
1. Найдите производную функции у = 3х4 – 2 cos x .
Ответ:
в точке х = π.
Ответ:
3. Решите уравнение y ’(x ) = 0, если
Ответ:
Вариант 2
1. Найдите производную функции у = 5хб + 3 sin x .
Ответ:
2. Вычислите значение производной функции в точке х = π.
Ответ:
3. Решите уравнение y ’(х) = 0, если
Ответ:
III. Изучение нового материала
Наконец перейдем к заключительному этапу изучения производной и рассмотрим на оставшихся занятиях применение производной. На этом занятии обсудим касательную к графику функции.
Понятие касательной уже рассматривалось ранее. Было показано, что график дифференцируемой в точке а функции f (х) вблизи а практически не отличается от графика касательной, а значит, он близок к секущей, проходящей через точки (а; f (а)) и (а + Δх; f (а + Δх)). Любая из таких секущих проходит через точку М(а; f (а)). Чтобы написать уравнение касательной, надо задать ее угловой коэффициент. Угловой коэффициент секущей Δ f /Δ x при Δх → 0 стремится к числу f "(а), которое является угловым коэффициентом касательной. Поэтому говорят, что касательная есть предельное положение секущей при Δх → 0.
Теперь получим уравнение касательной к графику функции f (х). Так как касательная является прямой и ее угловой коэффициент f "(а), то можно записать ее уравнение у = f "(a ) · x + b . Найдем коэффициент b из условия, что касательная проходит через точку М(а; f (а)). Подставим координаты этой точки в уравнение касательной и получим: f (а) = f "(a ) · a + b , откуда b = f (а) - f "(а) · а. Теперь подставим найденное значение b в уравнение касательной и получим: или Это и есть уравнение касательной. Обсудим применение уравнения касательной.
Пример 1
Под каким углом синусоида пересекает ось абсцисс в начале координат?
Угол, под которым график данной функции пересекает ось абсцисс, равен углу наклона а касательной, проведенной к графику функции f (x ) в этой точке. Найдем производную: Учитывая геометрический смысл производной, имеем: и a = 60°.
Пример 2
Напишем уравнение касательной графику функции f (х) = -х2 + 4х в точке a = 1.
f "(х) и самой функции f (x ) в точке a = 1 и получим: f "(a ) = f "(1) = -2 · 1 + 4 = 2 и f (a ) = f (1) = -12 + 4 · 1 = 3. Подставим эти величины в уравнение касательной. Имеем: у = 2(х - 1) + 3 или у = 2х + 1.
Для наглядности на рисунке приведены график функции f (x ) и касательная к этой функции. Касание происходит в точке M (1; 3).
На основе примеров 1 и 2 можно сформулировать алгоритм получения уравнения касательной к графику функции у = f (x ):
1) обозначить абсциссу точки касания буквой а;
2) вычислить f (а);
3) найти f "(x ) и вычислить f "(a );
4) подставить найденные числа a , f (a ), f "(a ) в формулу y = f ’(a )(x - a ) + f (a ).
Заметим, что изначально точка а может быть неизвестна и ее приходится искать из условий задачи. Тогда в алгоритме в п. 2 и 3 слово «вычислить» надо заменить словом «записать» (что иллюстрирует пример 3).
В примере 2 абсцисса а точки касания была задана напрямую. Во многих случаях точка касания определяется различными дополнительными условиями.
Пример 3
Напишем уравнения касательных, проведенных из точки A (0; 4) к графику функции f (x ) = - x 2 + 2х.
Легко проверить, что точка А не лежит на параболе. Вместе с тем неизвестны точки касания параболы и касательных, поэтому для нахождения этих точек будет использовано дополнительное условие - прохождение касательных через точку А.
Предположим, что касание происходит в точке а. Найдем производную функции: Вычислим значения производной f "(x ) и самой функции f (х) в точке касания а и получим: f ’(а) = -2а + 2 и f (a ) = -а2 + 2а. Подставим эти величины в уравнение касательной. Имеем: или Это уравнение касательной.
Запишем условие прохождения касательной через точку А, подставив координаты этой точки. Получим: 4 или 4 = а2, откуда а = ±2. Таким образом, касание происходит в двух точках В(-2; -8) и С(2; 0). Поэтому таких касательных будет две. Найдем их уравнения. Подставим значения а = ±2 в уравнение касательной. Получим: при a = 2 или ух = -2х + 4; при a = -2 или у2 = 6х + 4. Итак, уравнения касательных у1 = -2х + 4 и у2 = 6х + 4.
Пример 4
Найдем угол между касательными, используя условия предыдущей задачи.
Проведенные касательные у1 = -2х + 4 и у2 = 6х + 4 составляют с положительным направлением оси абсцисс углы а1 и а2 (причем tg a 1 = -2 и tg a 2 = 6) и между собой угол φ = a 1 - а2. Найдем, используя известную формулу, откуда φ = arctg 8/11.
Пример 5
Напишем уравнение касательной к графику функции параллельной прямой у = -х + 2.
Две прямые параллельны друг другу, если они имеют равные угловые коэффициенты. Угловой коэффициент прямой у = -х + 2 равен -1, угловой коэффициент искомой касательной равен f ’(a ), где a - абсцисса точки касания. Поэтому для определения а имеем дополнительное условие f ’(a ) = -1.
Используя формулу для производной частного функций, найдем производную: Найдем значение производной в точке a и получим:
Получим уравнение или (а - 2)2 = 4, или а - 2 = ±2, откуда а = 4 и а = 0. Таким образом, существуют две касательные, удовлетворяющие условию задачи. Подставим значения а = 4 и а = 0 в уравнение касательной у = f ’(a )(x - а) + f (а). При а = 4 имеем: и касательная у1 = -(х - 4) + 3 или у1 = -х + 7. При а = 0 получим: и касательная у2 = -(х - 0) – 1 или у2 = -х - 1. Итак, уравнения касательных у1 = -х + 7 и у2 = -х - 1.
Заметим, что если f "(a ) не существует, то касательная или не существует (как у функции f (х) = |х| в точке (0; 0) - рис. а, или вертикальна (как у функции в точке (0; 0) - рис. б.
Итак, существование производной функции f (х) в точке а эквивалентно существованию невертикальной касательной в точке (а; f (а)) графика. При этом угловой коэффициент касательной равен f "(а). В этом заключается геометрический смысл производной.
Понятие производной позволяет проводить приближенные вычисления. Уже неоднократно отмечалось, что при Δх → 0 значения функции f (x ) и касательной к ней у(х) практически совпадают. Поэтому при Δх → 0 поведение функции f (х) в окрестности точки х0 приближенно можно описать формулой (фактически уравнение касательной). Эта формула с успехом используется для приближенных вычислений.
Пример 6
Вычислим значение функции в точке х = 2,03.
Найдем производную данной функции: f "(х) = 12х2 - 4х + 3. Будем считать, что х = а + Δх, где а = 2 и Δх = 0,03. Вычислим значения функции и ее производной в точке а и получим: и Теперь определим значение функции в заданной точке х = 2,03. Имеем:
Разумеется, приведенную формулу удобно использовать, если значения f (а) и f "(a ) легко вычислить.
Пример 7
Вычислим
Рассмотрим функцию Найдем производную: Будем считать, что х = а + Δх, где а = 8 и Δх = 0,03. Вычислим значения функции и ее производной в точке а и получим: Теперь определим значение функции в заданной точке х = 8,03. Имеем:
Пример 8
Обобщим полученный результат. Рассмотрим степенную функцию f (х) = х n и будем считать, что х = а + Δх и Δх → 0. Найдем f "(х) = n х n -1 и вычислим значения функции и ее производной в точке а, получим: f (a ) = an и f ’(a ) = nan -1 . Теперь имеем формулу f (х) = а n + nan -1 Δх. Применим ее для вычисления числа 0,98-20. Будем считать, что a = 1, Δх = -0,02 и n = -20. Тогда получим:
Разумеется, приведенную формулу можно использовать и для любых других функций, в частности тригонометрических.
Пример 9
Вычислим tg 48°.
Рассмотрим функцию f (x ) = tg x и найдем производную: Будем считать, что х = a + Δ х, где a = 45° = π/4 и (еще раз обратим внимание на то, что в тригонометрии углы обычно измеряют в радианах). Найдем значения функции и ее производной в точке а и получим: Теперь вычислим (учтено, что π = 3,14).
IV. Контрольные вопросы
1. Уравнение касательной к графику функции.
2. Алгоритм выведения уравнения касательной.
3. Геометрический смысл производной.
4. Применение уравнения касательной для приближенных вычислений.
V. Задание на уроках
§ 29, № 1 (а); 2 (б); 5 (а, б); 6 (в, г); 9 (а); 10 (б); 12 (г); 14 (а); 17; 21 (а); 22 (а, в); 24 (а, б); 25 (а); 26.
VI. Задание на дом
§ 29, № 1 (б); 2 (в); 5 (в, г); 6 (а, б); 9 (б); 10 (а); 12 (б); 14 (б); 18; 21 (в); 22 (б, г); 24 (в, г); 25 (б); 27.
VII. Творческие задания
1. В каких точках х касательные к графикам функций параллельны?
Ответ: х = -1, х = 3.
2. При каких х касательные к графикам функций у = 3 cos 5 x - 7 и у = 5 cos 3 x + 4 параллельны?
Ответ:
3. Под какими углами пересекаются кривые у = х2 и
Ответ: π/2 и arctg 3/5.
4. Под какими углами пересекаются кривые у = cos x и у = sin х?
Ответ:
5. К параболе у = 4 - х2 в точке с абсциссой х = 1 проведена касательная. Найдите точку пересечения этой касательной с осью ординат.
Ответ: (0; 5).
6. К параболе у = 4х - х2 в точке с абсциссой х = 3 проведена касательная. Найдите точку пересечения этой касательной с осью абсцисс.
Ответ: (9/2; 0).
7. Найдите угол между двумя касательными, проведенными из точки (0; -2) к параболе у = х2.
Ответ:
8. К графику функции у = 3х2 + 3х + 2 проведены касательные с угловыми коэффициентами k 1 = 0 и k 2 = 15. Напишите уравнение прямой, проходящей через точки касания.
Ответ: у = 12х - 4.
9. Найдите уравнения прямых, касающихся одновременно парабол у = х2 + х - 2 и у = -х2 + 7х - 11.
Ответ: у = 7х - 11 и у = х - 2.
10. Напишите уравнение общей касательной к параболам у = -3х2 + 4х + 4 и у = -3х2 + 16х - 20.
Ответ: у = -2х + 7.
11. Касательная к графику функции у = х2 - 4х - 3 проведена в точке х = 0. Найдите площадь треугольника, образованного касательной и осями координат.
Ответ: 9/8.
12. Найдите площадь треугольника, ограниченного осями координат и касательной к графику функции в точке х = 2.
Ответ: 1.
VIII. Подведение итогов уроков
Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены Богини красоты у разных народов имена
«плюсы» и«минусы» демократии
Геодезист. Кто такой геодезист? Описание профессии. Профессия геодезист Геодезист обучение
Магеллановы облака: кто они?
Перечный соус для стейка Сливочный перечный соус