Праздники в сентябре: Народный календарь. Народный календарь на сентябрь месяц

  • 23.06.2020

Сентябрь — листопад, груден, вересень, ревун (из начала холодных ветров, дождей), хмурень (солнечных дней становится все меньше и меньше), рюин (олени начинают реветь), руен, желтень, жовтень (все покрывается желтым цветом).

Сентябрь это Золотая пора. Именно сентябрь нам дарит теплую пору Бабьего Лета. В старину именно по Бабьему лету предсказывали осеннюю погоду. С 22 на 23 сентября наступает день осеннего равноденствия. Именно в это время наше солнце уходит из Северного полушария в Южное полушарие, т.е. пересекает экватор. В Северном полушарии наступает астрономическая осень, которая будет длиться 90 дней. В сентябре великое множество различных работ, как в поле, так и по хозяйству. В деревнях это было пахота и, молотьба, выкапывали картофель и различные корнеплоды, расстилали лен, хлев приготавливали к зиме, женщины занимались засолкой овощей. Конец жатвы приходится на дни Наталии и Адриана, этот праздник называется Дежень, в этом празднике сошлись христианские и языческие обряды: люди с поля несли последний сноп, с песнями, который необходимо надо было поставить в доме под образа, на сутки. Потом все садились за общий стол, и ели дежень – толокно, которое было замешено или на воде или на кислом молоке. Также после окончания уборки зерновых, из соломы делалсь кукла, которую одевали в яркий красный сарафан, одевали бусы, различные украшения, а затем эту куклу носили по деревне и с песнями. По обычаю сентябрь делился на четыре «именные» недели – первая неделя это Семеновская, вторая неделя это Михайловская, третья неделя это Никитская, четвертая неделя это Дмитриевская. В старину, народ придерживался православной веры и церковным канонам и, следуя им, приспосабливали свои обычаи именно к этому. Но на сентябрь приходятся еще и два христианских праздника Рождество Богородицы и Воздвижение. Сентябрь полон праздниками и практически все они были посвящены сбору нового урожая – в поле, на огороде, в лесу и т.д. Также сентябрь известен своими первыми заморозками – Лупповские – 5 сентября и Михайловские – 19 сентября. В сентябре бывают и поздние грозы – 14 сентября, которые по преданиям обещают осенью теплую погоду. Сентябрь изменяет окраску деревьев, так во 2-ой половине сентября начинается листопад у клена, березы, дуба, липы и др.

Народные поверья, приметы, пословицы и поговорки сентября

  • Сентябрь – это вечер года.
  • В сентябре холодно, да сытно.
  • Сентябрь без плодов, что зима без снега.
  • Если на Бабье Лето стоит хорошая погода, то осень будет мокрая, а если Бабье Лето с ненастьями, то осень будет сухая.
  • Если на Бабье Лето много тенетника, то это сулило ясную, теплую осень и холодную зиму.
  • Если в сентябре прогремит гром, то это сулит долгую и теплую осень.
  • Если в сентябре утром туманы стоят густые, то это означает начало грибного сезона.
  • Если шиповник поспел, значит, осень уже пришла.
  • Облака на небе стали перистые, это означает, что вскоре птицы будут улетать в жаркие страны.
  • Синица в сентябре, кличет осень в гости.
  • В сентябре лишь одна ягода, — рябина.
  • Если в сентябре много желудей, то значит, зима будет суровая.
  • В сентябре месяце и листья на деревьях не держатся.
  • В сентябре огонь и в хате и на поле.
  • В сентябре и лист реже становится, и птицы тише поют.
  • Сентябрь пришел и дождь за собой привел.
  • Дождь в сентябре на радость мужику.
  • В сентябре любое семя из колосков плывет.
  • В сентябре у людей, полны и закрома и карманы.

Народный календарь погоды и примет на сентябрь

День Андрея Стратилата – тепляка и Феклы. Бабье лето. Начало осени.
Если в этот день ветер дует с юга, то это означало, что будет хороший урожай овса. Батюшка юг, на овес пустил ветер. Овсы наспех пошли.
Стратилат приспел, значит, овес поспел.

День Самойлина. День Самуила.
На день Самойлина Бога о мужике молит.

День Фаддея.
Примечали, что если в этот день стояла хорошая погода, то в течение четырех недель будет хорошая погода.

День Агафона Огуменника.
В ночь на Агафона Огуменника, в старину люди сторожили свои гумна, люди одевали тулупы наизнанку, брали кочергу, для того чтобы не смог подойти к изгороди – На Агафона Огуменника из леса в поля леший выходит, бегает по деревням и селам и разбрасывает снопы по гумнам.
Но, при этом, если человек лешия чем-либо уважил, то леший мог в этот день помочь человеку.

День Луппы-Брусничника. Луп Брусничник. Созревает брусника, клюква. Созревает овес и лен.
Если в этот день не будет утреннего заморозка (утренника), то и сентябрь будет без заморозков.
На день Святого Луппы – начинает мороз овсы лупить. Если сейчас не соберешь овес, то вскоре наглотаешься слез.
С этого дня, начинаются утренние заморозки (утренники), которые были вредны для льна, оса, и поэтому люди спешили убрать овес и лен, именно до этого дня.
Лен 2 недели цветет, 4 недели спеет, а на 7-ю недели начинает семя летать.
Если к этому дню созревает брусника, то люди спешили убрать овес.
Примечали, если в день Луппы журавли свои клины на юг потянули, означало приход ранней зимы.
Также смотрели, как летят журавли – низко – зима будет теплая, а если высоко – то зима будет холодная.
А если журавли летят очень низко, и к тому же быстро, и молча, то скоро будет ненастья.

День Евтихия.
Если день на Евтихия тихий и без ветра, то семя льяное будет на корню.

День Святого Тита и Варфоломея. Тит Листопадник.
Если пришел Варфоломей, значит, жито следует на золу сеять.
Святой Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, тот больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

День Натальи Овсяницы и Андриана. День Павла Рябинника.
Если в этот день утренник (утренние заморозки), то это означало холодную и раннюю зиму.
В этот день варят кисель из овсянки и пекут блины.
Пришел день Натальи Овсяницы, значит в лесу пошли грибы.
Этот день посвящали рябине. Именно в этот день начинали собирать рябину и калину. Если много рябины, значит, скоро будет мороз, а осенью будет много дождей.

День Анны и Саввы Скирдников. День Анны Пророчицы. День Саввы Псковского.
Снопы, хлеб в этот день начинали складывать в кладушки, скирды, так как скоро начнутся дожди.

День Ивана Постного. День Ивана Полетнего. День Ивана Полетовщика. День Ивана Предтеча. День Ивана Крестителя. Праздник «Репы». Репный праздник.
В этот день вспоминают о погибших на полях сражений солдатах.
Иван Постный пришел, и за собой лето увел.
День Ивана Постного – крестный отец осени.
Со дня Ивана, мужик даже во двор не выходит без кафтана.
На день Ивана Предтеча, птица улетает далече.
Если на Ивана Крестителя журавли на юг полетели, значит, будет ранняя зима.
Начиная со дня Ивана Постного, начинают убирать репу.
Праздник «Репы» праздновался без песен, но обязательно должна быть на стол много разнообразной еды, которой после угощали нищих и бедных.
В день Ивана Постного, начинали собирать различный коренья.
В этот день нельзя было петь, плясать, и кушать все, что имело круглую форму. Люди в этот день соблюдают строгий пост. Нельзя употреблять в пищу, яблоки, капусту, лук, все то, что напоминает голову человека, также в этот день нельзя брать в руки нож.
Со дня Ивана Поста, мужик осень встречает, а баба свое лето бабье начинает.

День Куприяна.
На Куприянов день начинают капать картошку. Убирают морковь, свеклу.
Журавли улетают в жаркие страны. На день Куприяна, журавли собираются на болоте, и решают, каким путем им в теплые страны лететь.

День Симеона Столпника. День Семена Летопроводца. Семен День. День Марфы. Начало Бабьего Лета.
Если на день Семена Летопроводца стоит теплая погода, тогда и зима будет теплой.
Если на день Семена Летопроводца ветер южный дует, то зима будет теплая.
Сухо на день Семена Столпника, будет осень сухая.
Гуси улетели на Семена, будет ранняя зима.
В день Сема Столпника ужи на берег выходят, и ходят на три версты по лугам и полям.
Если день Марфы грязный и мокрый, то и осень будет такая же.
В этот день воробьев нельзя увидеть, так как черт собирает всех воробьев, и решает, сколько себе оставить, а сколько выпустить.
С этого дня у баб начинался праздник.
Все яровые до дня Семена Летопроводца, необходимо было убрать, считалось, если не убрали, то урожай гибнет, зерно на землю падает. На Семена, семена из колосьев выпадают.
На день Семена Летопроводца, последний день посева ржи.
После Семена Летопроводца, хлеб грех сеять.
До обеда на Семена пахать можно, а после обеда нет.
Начиная со дня Семена начинают мять и сушить лен.
Начинают капать картофель на Семена.
На Семена отворяют ворота и пускают в поля скот.
На Семена Столпника засаливают огурцы.
В старые времена на Семена Летопроводца, заканчивают все договоры и сделки.
По обычаю, мальчику которому исполнилось четыре года, было принято посадить на коня, таким способом считалось, что мальчик выходил из младенчества.
На Семенов день стригли детей.
Праздник псарных охотников.
В этот день охотники, начинали притравливали зайцев.
С этого дня начиналась свадебные недели.
Новоселье в этот день принесет счастье и веселье.
На день Семена Летопроводца, хоронят блох, муж, тараканов и других домашних насекомых, чтобы в доме не водились.

День Мамонта Овчарника. День Федота и Руфина.
На день Федота и Руфина нельзя выгонять скотину утром, если скотину выгоняли – беду нагоняли.
Мамонт в старину починался как покровитель коз и овец.

День Василисы. День Домна
Пришла Василиса, со льном надо торопится.
В день Домны, бабы в деревнях собирали в доме всякую рухлядь, для того, чтобы осень была благополучная.

Луков день. Богородица Неопалимая Купина.
Именно Неопалимая Купина охраняет дом от пожаров и молний. В этот день люди молились Неопалимой Купине о защите дома, скота, хлевов от пожаров.
На Луков день, начинается сбор лука.
Если на луке много шелухи, будет зима холодная.

Михайловские утренники. Михайловские морозцы. День Михаила.
День становится на пять часов короче.
На день Михаила работать нельзя, иначе Бог накажет.
Убирают лук.

День Созонта.
В этот день собирают лук.
С этого дня можно торговать репчатым луком.

Рождество Богородицы. Осеницы. Оспожинки. Вторая встреча весны. Пассиков день. Апасов день.
Со дня Пассикова – начинают убить пчел с пасек.
Начинался луковая неделя.
Начинается Оспожинки – праздник урожая. Чем больше урожая, тем дольше будет идти праздник (может идти почти неделю). На Оспожинки ходили по гостям.
Рождество Борогодицы, в народе Малая Пречистая – конец лету.

День Петра Павла Рябинника.
На день Петра Павла Рябинника срывали ягоды рябины кистями, и вешали под крышу. Обязательно надо было на дереве оставить ягод для птиц.
Много рябины, осень будет много дождей, а зима будет суровой, если мало рябины, осень будет сухая.
Заготавливали ягоды рябины для рябинового кваса.
Рябина на Петра Павла Рябинника становится более вкусной, именно в эту пору, рябину начинали собирать для употребления в пищу.

День Федора Обдера. Осеннее равноденствие.
Не всякое лето до Федоры дотянет.
Если пчелу завели во второй раз летку, то осень будет долгой.
На Федору обвивается последний хлеб, который остался на полях.
Нельзя на Федору начинать новые дела. Всякому делу – аминь.
На Федору люди ходят на поля, смотреть всходы озимых.

День Артамона.
На день Артамона всякая змея уходит в лес и прячется до весны.

День Корнилия.
Начиная со дня Корнилия корень более не растет, а только гибнет.
Убирают корневые овощи, все кроме репы.

Воздвиженье. Воздвижение честного и животворящего креста господня. Капустники.
На Воздвиженье последняя копна с поля убирается.
На Воздвиженье тулуп кафтан сдвигает.
На Воздвиженье птицы улетают в теплые края.
На Воздвиженье медведь уходит в спячку.
Если на Воздвиженье гуси высоко летят, будет большое половодье, а если низко летят, то низкое.
Змеи уходят в спячку.
Начиная с Воздвиженья начинают рубать капусту.
На день Воздвиженья в лес ходить нельзя.
В этот день нельзя начинать никакие важные дела.
В этот день принято готовить пироги с капустой.
Начинаются капустники (вечерние посиделки) и длятся две недели.

День Никиты Гусепролета. День Гусаря. День Гусятника. Репорез.
Начиная с этого дня, начинают резать репу.
Обязательно в этот день должна на столе быть репа. Готовили яства из репы.
На день Гусятника, начинают бить гусей.
Дикие гуси в этот день начинают отлетать в теплые края. Гуси летят, зиму на хвосте тащат.

02.09.2017 | Посетителей: 8813

КАКОЙ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК?

День Андрея Стратилата-тепляка.

Тепляком назывался ветер, дующий в это время с юга. Считалось, что он способствует скорейшему созреванию овса.

В этот день проводился обряд, когда именинница (или родившаяся в этот день женщина) приносила в дом первый (или последний, если овес был уже собран) сноп овса и ставила его в бабий кут (место у печи, где хранилась домашняя утварь). Считалось, что такой сноп охраняет дом от нечистой силы и приносит достаток. Ставили сноп овса и в конюшню, чтобы леший, который любил конскую сбрую пугать, к крестьянскому двору не подходил. Также овсяные снопы ставились в сенях и горнице.

Ветер-тепляк в паутину одет - ушедшему лету кланяется вслед.

Если луна висит на небе вниз рогами и вверх спиной (пос­ледняя четверть) - долго будет пасмурно и ненастно.

Предосенний день бывает жарче июльского.

Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется. Если осенью будет много туманов - зимой будет много снега.

Считается, что в этот день начинается бабье лето. Поспевает овес. Южный ветер - к большому урожаю овса. Обычно 1 сентября стоит ясная и солнечная погода.

День пророка Самуила.

В народе верили, что пророк Самуил выспрашивает у Господа хорошую погоду, которая была очень важна в сентябре. Потому что «должна земля успеть одеться в зеленя», овес-долгорост до полной зрелости дойти, да и лен с коноплей еще надо успеть убрать.

Наступала пора убирать свеклу.

Дергали ее девушки; ни мужики, ни бабы к свекольным грядкам не подходили. Отсюда и появилась присказка: «Свекольница - девкам невольница». Тяжелой была работа по уборке свеклы, но в народе считалось, что чем ниже кланяешься свекольной грядке, тем больше здоровья она тебе дает. Хочешь румяное личико да красоту не потерять - надо овекольнице понравиться.

Если у кротов норы выходят на север - зима будет теплая. Кроты с осени в свои норы натаскивают много жнивья (колосков) и соломы - к холодной зиме.

Полевые мыши перебираются ближе к деревне - к холод­ной зиме.

Соединяются в первые перелетные стаи грачи.

Красноватый контур Луны - к ветру.

День святого Фаддея прововедника, апостола от семидесяти.

Если в этот день стояла хорошая погода, то весь сентябрь будет хорошая погода.

Если при заходе солнца небо затягивается облаками с севера - к ветрам.

Если ветер меняет направление с юго-западного на северо-западное - к вёдру, температура постепенно повысится на протяжении 2 дней.

Южный ветер - к теплу, восточный - к вёдру, западный - к дождю, северный - к стуже.

День Агафона Огуменника. По старинному поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешится над соломкой» - перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и растащить солому по всей округе. Поэтому хозяева выходили в дозор - караулить свои припасы. Собираясь в ночь, мужики надевали тулуп наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали кочергу. Этой кочергой вокруг гумна очерчивали круг и садились внутрь него. Говорили, что в этом случае леший не сможет подойти к гумну.

Обилие грибов в лесу предвещает бесклевье рыбы.

Хищные рыбы лучше клюют перед похолоданием.

День Луппы-Брусничника. Созревает брусника, клюква. Созревает овес и лен. Если в этот день не будет утреннего заморозка, то и сентябрь будет без заморозков. На день Святого Луппы – начинает мороз овсы лупить. Если сейчас не соберешь овес, то вскоре наглотаешься слез.

Если к этому дню созревала брусника, то люди спешили убрать овес. Примечали, если в день Луппы журавли свои клины на юг потянули, зима будет ранней. Если журавли летят низко – зима будет теплая, если высоко – холодная. А если журавли летят очень низко, и к тому же быстро, и молча, то жди скоро ненастья.

День Евтихия. Евтихий тихий. Ерема.

Согласно народным поверьям, в этот день нельзя смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Считалось, что 6 сентября по полям и лугам катается то ли волшебный красный цветок, то ли колдовской огонь , который заманивает путника в лесную чащу. Встреча с таким «огоньком» считалась дурным предзнаменованием. Да и опалить такой «цветок», согласно поверьям, мог не на шутку, долго потом придется лечиться. Верили, что блуждающие огоньки - это души людей, умерших нехорошей смертью: удавленников, погибших от несчастных случаев или от запоя и т. д.

Плохой приметой в этот день считался ветер, который, если налетит, обязательно льны побьет и все семена развеет.

Но чаще всего погода на 6 сентября стояла тихая, отсюда и одно из названий этого дня - Евтихий тихий.

Дождь на Евтихия обещает сухую осень и хороший урожай на будущий год.

Хорошо, если Евтихий будет тихим, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

День Святого Тита и Варфоломея. Тит Листопадник. Если пришел Варфоломей, значит, жито следует на золу сеять. Святой Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, тот больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

Послеобеденный дождь - продолжительный.

Щелканье и треск деревьев - к сухой погоде.

Вороны каркают отрывисто, чаще обычного и хрипло - перед дождем.

Ручка ковша созвездия Большой Медведицы направлена вверх, звезды сверкают - к заморозкам.

8 сентября день День Натальи Овсяницы и Андриана. День Павла Рябинника. Если в этот день утренник (утренние заморозки), то это означало холодную и раннюю зиму. В этот день варят кисель из овсянки и пекут блины. Пришел день Натальи Овсяницы, значит в лесу пошли грибы. Этот день посвящали рябине. Именно в этот день начинали собирать рябину и калину . Если много рябины, значит, скоро будет мороз, а осенью будет много дождей.

Кукша, Кукша-рябинник, Анфиса.

К этому дню созревала рябина, и крестьяне молились святому Кукше, чтобы урожай ягод был хорошим. Издревле существовала легенда, что святой Кукша ходит по земле с рябиновой веткой в руках и крестит ею язычников.

Рябину в деревнях ценили как прекрасное средство от простуды. Считалось, что тот, кто каждый день будет пить рябиновый сок, того никакая хворь не одолеет, вери­ли, что при различных болезнях очень хорошо пролезть сквозь рябину, расколотую пополам и связанную по краям. Над корнями рябины читали заговор от лихорадки, а потом, вырыв их из земли, клали на постель больного человека.

Крестьяне верили, что гроздья рябины - это сильный оберег, поэтому ягоды сыпали за голенища жениху, чтобы на свадьбе порчу не навели. Чтобы покойник не тревожил живых, возвращаясь с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья. На Руси запрещалось ломать рябину, рубить ее на дрова, обрывать с дерева цветы. Этот запрет возник потому, что знахари обычно переносили все счи­тываемые болезни на это дерево. И если кто возьмет себе частичку от такого дерева, то сам скоро заболеет и умрет.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.

День Анны и Саввы Скирдников. День Анны Пророчицы. День Саввы Псковского.

ринято было 10 сентября убирать последние снопы в скирды. Отсюда и название этого дня - скирдницы. Дело это было нелегким, поэтому на помощь призывали святых Анну, Савву и Моисея. Согласно преданиям, святая Анна осматривала скирды, помогая тем самым крестьянам. После этого дня начинали готовиться к осенним ярмаркам, потому что основные сельскохозяйственные работы были уже сделаны.

Если не выберешь конопли до Ивана Постного (11 сентября), то весь пост просидишь без конопляного масла.

С осени вспахано, весной лучше засеяно.

Гром в сентябре предвещает долгую и теплую осень.

Если листья у осины и березы опадают чисто - следующий год будет легким и урожайным.

Зажелтели первые листья у берез, собирайся за опятами.

День Ивана Постного. День Ивана Полетнего. День Ивана Полетовщика. День Ивана Предтеча. День Ивана Крестителя . Праздник «Репы». Репный праздник. В этот день вспоминают о погибших на полях сражений солдатах. Иван Постный пришел, и за собой лето увел. День Ивана Постного – крестный отец осени. Со дня Ивана, мужик даже во двор не выходит без кафтана. На день Ивана Предтеча, птица улетает далече. Если на Ивана Крестителя журавли на юг полетели, значит, будет ранняя зима. Начиная со дня Ивана Постного, начинают убирать репу. Праздник «Репы» праздновался без песен, но обязательно должна быть на стол много разнообразной еды, которой после угощали нищих и бедных. В день Ивана Постного, начинали собирать различный коренья. В этот день нельзя было петь, плясать, и кушать все, что имело круглую форму. Люди в этот день соблюдают строгий пост. Нельзя употреблять в пищу, яблоки, капусту, лук, все то, что напоминает голову человека, также в этот день нельзя брать в руки нож . Со дня Ивана Поста, мужик осень встречает, а баба свое лето бабье начинает.

День Александра, Александра-сытника; сытник, свытник.

В этот день существовал обычай завивать вместе ячменные, льняные и овсяные стебли, заговаривая ниву на будущий богатый урожай.

Свытником прозвали этот день за то, что варили свытную (ячменную) кашу. Само слово «свытно» означало что-то привычное, то, что уже стало укладом жизни.

Теплый вечер и звездная ночь - к урожаю.

Если еж устроил нору на опушке - зима будет теплой, если в глубине чащи - жди крепких морозовх. , а ветры будут дуть чаще со стороны, противоположной от входа в нору.

Киприан, Куприан, Куприян, Куприянов день, день Киприана, журавлиное вече.

В старину верили, что в этот день собираются на болоте журавли и держат совет, какой дорогой лететь в теплые края. Отсюда название дня - «журавлиное вече». А рядом с птицами садятся болотные духи - кикиморы - и считают кости тех, кого они смогли летом в трясину затянуть.

На Куприяна на болотах всегда сизое марево стоит, и ясно слышатся странные звуки, напоминающие стоны утопленников, чьи кости потревожили злые духи.

С Куприяна можно было клюкву собирать. Раньше на болото идти боялись, потому что существовало поверье: брать неспелую клюкву - нечистой силе угождать. Девушка станет бесплодной, парень потеряет силу и тронется умом, а старика злые духи и вовсе в топь уведут , поманив яркими огоньками. Поэтому приговаривали в старину: «Ягоду - клюкву не тронь, покуда не полыхнет она (не поспеет), не отгонит зло в зыбучую топь». Если журавли осенью летят низко - зима ожидается теплая, если высоко - холодная.

Журавли громко курлычут - к дождю.

Лебедь летит - к снегу.

Лебедь улетает на юг поздно - осень будет продолжительная и теплая.

Птица нахохлилась - к непогоде.

Сентябрь птицу в дорогу торопит.

День Симеона Столпника. День Семена Летопроводца. Семен День. День Марфы.

Много поверий и обрядов было связано с этим днем, 14 сентября в деревнях хоронили тараканов и мух. Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога - повелителя всех насекомых.

Важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год.

Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если шишки на ели выросли низко - быть ранним морозам, а если на верхушке - настоящие холода наступят лишь в конце зимы.

Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно - осень сухая, а бабье лето сухое - осень мокрая.

Первые Осенины (15 сентября) - начало великого 2-недельного солнечного праздника Вересень.

Начало последней недели астрономического лета (недели "бабьего лета"), которая окончится в день осеннего равноденствия (22 сентября), и на планете настанет астрономическая осень.

В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая.

В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год.

Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана).

Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье - то большое, мужики богаты!

Что мужики - то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

День Василисы. День Домна. Дорофей

Отмечали 16 сентября именины Домны, которая олицетворяла домашний порядок и уют . В этот день было принято наводить в избе порядок: мешки из-под картошки и старую обувь ополаскивали в реке, мыли полы вересковой водой и выстилали их половиками. В огороде сжигали всю рухлядь вместе с картофельной ботвой.

Надо сказать, что в огонь бросали даже те вещи, которые сгореть не могли, потому что такой костер не только помогал избавиться от старья, но и символизировал полное очищение дома от всего дурного. Но в некоторых местах, наоборот, было принято тащить в дом на Дорофея всякую рухлядь, чтобы осень прошла благополучно.

Особое внимание уделялось старым лаптям, которые считались верным средством от сглаза.

день Вавилы, Вавила, праздник острых вил, Неопалимая Купина , луков день.

В этот день, помолившись святому Вавиле, который на Руси почитался как покровитель домашнего хозяйства, крестьяне проверяли стога и сеновал. Считалось, что если стог кругом пошевелить вилами, то разбегутся нечистая сила, гнетуха и трясуха (лихорадки), которые зимой стали бы скотине вредить. А если выйти во двор с вилами в руках, то все бесы разбегутся кто куда.

Существовало поверье, что если наткнутся вилы на что-то твердое, то это кумоха спряталась в сене подальше от людских глаз.

На Вавилу молились о защите от пожаров. Для этого шли на заре в церковь и кланялись иконе «Неопалимая Купина».

"Вавила, сохрани мой дом и меня от несчастий и огня".

На Вавилу чинят грабли, косы, вилы.

Если бабье лето ненастно - осень суха, как черная ольха.

Большие муравьиные кучи осенью - к суровой зиме.

День Захария, Захара, Афанасия, Раисі, кумоха осенняя.

Согласно поверьям, в этот день выходила из лесу кумоха (лихорадка) и нападала на деревенских женщин. Злой дух оборачивался в старушку - странницу, которая просила подать на хлеб и пустить ее переночевать. Но, переступив порог, кумоха приносила в дом различные болезни. Не зря она считалась сестрой двенадцати лихорадок: аввареуши, глазей, глухеи, желтей, каркуши, ледеи, немей, огней, отпей, пухлей, трясеи, храпуши.

Всем лихорадкам, также как и кумохе, приписывались человеческие черты: они представлялись как уродливые простоволосые женщины.

Вообще на Руси распущенные волосы считались характерным признаком женской нечистой силы. Да и число двенадцать тоже было не случайным. Вера в 12 злых сестер-трясовиц уходит корнями в библейские тексты и связана с дочерями царя Ирода.

Чтобы избавиться от кумохи, полагалось 18 сентября убрать дом, затопить баню и попариться березовым веником, ведь береза способна исцелить многие болезни.

Михайлов день, Михаил, Михайла, Михайловские морозы, Михайловские утренники, Михайловские заморозки, Михаил архистратиг.

С 19 сентября начинаются утренние заморозки, и не за горами то гнилое время, когда к человеку начнут цепляться всякие недуги. Но заморозки в этот день считались добрым предзнаменованием, потому что это архистратиг Михаил со своим воинством спускался с неба и вымораживал нечистую силу. Верили, что архангела Михаила боятся не только злые духи и ведьмы, но и нечестивые люди, ведь от архистратига невозможно скрыть ни один грех.

Устраивали в этот день первую братчину, начинавшуюся со всеобщего собрания-примирения. На нем старались полюбовно решить семейные и общественные дела . Покончив с делами, шли в церковь, где ставили мирскую (общую) свечу, а потом садились за накрытый в складчину стол.

Михаил заморозком прихватил.

Если после Михайловских морозов на деревьях появлялся иней, нужно было ждать обильного снега зимой.

Наблюдали, как падают листья с осины: если «лицом» вверх - к студеной зиме, если «изнанкой» - к теплой.

Созонт, Лука, луков день, луковница.

Издревле на Руси луков день считался праздничным. Лук, заплетенный в косицы, развешивали в комнатах во времена морового поветрия. Настоем из луковой шелухи обычно ополаскивали волосы, чтобы они были крепкими и блестящими. Девушки, заплетая лук в гирлянды, просили святого Луку послать им блестящие тугие косы.

В этот день нельзя:

Занимать хлеб, воду и деньги.

Свататься.

Поминать усопших по именам.

Покупать девочкам кукол, иначе они будут бесплодны.

Хвастать своим здоровьем, иначе тут же его потеряете.

Ставить обувь на стул или стол, иначе в доме будет самоубийца-висельник.

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут - будет стоять холодная осень.

Рождество Богородицы, ма­лая Пречистая, аспожки, оспожин день, осенины, вторая встреча осени, праздник урожая, госпожинки, Спасов день, аспасов день, пасекин день, день луковой слезинки.

Во времена язычества в этот день отмечали праздник урожая и поклонялись богиням плодородия, любви и брака Ладе и Лели, матери и дочери. После крещения Руси древняя традиция не забылась. Праздник Рождества Богородицы отмечался с размахом, так как в народном представлении соединился с праздни­ком урожая, который получил название оспожинки. В этот день крестьяне обычно шли с утра на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве .

В деревнях в этот день родственники ходили в гости к новобрачным. Хозяин угощал родню пивом, символизирующим щедрость природы, и хвастался добром, нажитым со времени женитьбы. Хозяйка накрывала на стол, где центральное место снова отводилось караваям - главному обрядовому угощению на оспожинки. Также считалось обязательным приглашение молодых к родителям.

Если погода в этот день хорошая - осень будет хорошая.

Пасекин день - убирают пчел.

Раннее опадание листвы - к ранней зиме.

Если паутина ложится на растения - к теплой погоде.

Зайцы роют осенью глубокие лежки - будет холодная зима.

Красное небо - к ветру и дождю.

РОД и РОЖЕНИЦА

Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на 22 сентября по новому стилю.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух» .

Пойманную осеннюю муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» начинается обрядовая «охота на лосих».

Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают.

Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить.

Первую пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила добрых молодцев долго бегать.

Праздник заканчивается Рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и народными игрищами.

Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин .

Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный).

По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных.

Особый статус Лады - великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб , брачной жизни - обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.

Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа-сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего солнцестояния. (8-9 сентября по старому стилю) и 22 сентября по новому.

Петр-Павел - рябинники, именины рябины, осеннее равноденствие.

23 сентября - это осеннее равноденствие, когда день равняется с ночью. Согласно поверьям, солнце ложилось спать до наступления весны. Осеннее равноденствие на Руси отмечалось как большой праздник.

В деревнях устраивали гулянья, накрывали столы, где центральное место занимали пироги с различной начинкой: мясо, капуста, грибы, брусника. Крестьяне обращались с молитвами к Петру и Павлу, прося их помочь перезимовать и дожить до следующей весны.

23 сентября было днем именин рябины, которая считалась олицетворением солнца. После первых осенних заморозков ягоды становились мягкими и сладкими. Такие ягоды служили прекрасным оберегом. Кисти рябины вешали под крышу дома, чтобы привлечь в избу счастье и благополучие. С этой же целью клали рябиновые гроздья на поветь - сеновал, расположенный над конюшней и хлевом. Надо сказать, что, отправляясь за рябиной, с деревьев никогда не собирали ягоды подчистую - обязательно оставляли лесным обитателям для прокорма.

Рябина сладка на свои именины.

Нет рябины, и осень - не осень.

Петр и Павел рябинники зовут покислиться рябиной да впрок запастись.

Солнце начинает занавешивать окна своего терема звездами, чтобы уснуть.

Федорин день, Федора, Федора - замочи хвосты, Федора осенняя, третья встреча осени.

К этому времени уже за­канчивалось бабье лето и наступала настоящая осень, с дождями и слякотью. В древности считалось, что если в этот день идет дождь, то это небеса плачут по солнцу, уснувшему до весны.

С принятием христианства в народной традиции произошли изменения. Теперь крестьяне верили, что это Федора слезы проливает, оплакивая некогда совершенный грех прелюбодеяния.

Женщины в Федорин день надевали на голову платки, расшитые голубыми и золотыми нитями. Такой головной убор символизировал яркое солнце на ясном небе и должен был воздействовать на небеса, чтобы они много дождей на землю не проливали.

От пролившихся дождей дороги становились грязными, и, чтобы пройти по ним, надо было повыше подоткнуть подол. Отсюда еще одно прозвище Федоры - «замочи хвосты». С Федоры наступает пора капустных вечерок , которые продлятся еще две недели, когда женщины рубили капусту и пекли яблоки с брусникой.

На Федору всякое тепло кончается.

На Федору черные грязи все пути-дороги расквасили.

Если пчелу завели во второй раз летку, то осень будет долгой. На Федору обвивается последний хлеб, который остался на полях. Нельзя на Федору начинать новые дела. Всякому делу – аминь. На Федору люди ходят на поля, смотреть всходы озимых.

Автоном, Артамон, Артамо­нов день, змеиный день.

Змеиный праздник бывает два раза в году. Первый - на день Исаакия-змеевика (12 июня), когда все змеи из нор выползают. Второй - 25 сентября, когда змеи последний раз по земле ползают, ведь, согласно преданиям, они в этот день замирают, спрятавшись в своем подземном царстве.

Считалось, что 25 сентября змеи вереницей ползут по лесу, так как их созывает святой Артамон, который затворяет змеиные норы на замок. Верили, что змеи слушаются Артамона, поэтому к нему обращались с просьбой защитить от змеиного укуса. В этот день старались в лес и на болото не ходить, не тревожить змей. Иначе может разгневаться змеиный царь василиск и утащить человека с собой под землю.

Если видишь много змей - зима будет суровая.

Поравняется день с ночью, да и пойдет на убыль.

Как с осени заморозит наголе (холода без снега) – лучше рожь будет, а когда на талую землю напало - рожь подопреет.

Длинные сумерки - к ненастью, короткие - к хорошей погоде.

Быстрое окончание листопада - к суровой зиме.

Корней, Корнилий, Корнилов День, корнилье.

Хорошие хозяева старались ко Дню Корнилия убрать с огородов оставшиеся корнеплоды , потому что после 26 сентября «корень в земле не растет, а зябнет». Убирали все: картофель, брюкву, морковь... Только репу не трогали, ждали дня Никиты-репореза (28 сентября). За помощью в уборке было принято обра­щаться к святому Корнилию.

Если вечером будет густой туман - ночью будет дождь.

Если осень ненастная - весна будет дождливая.

Если изморозь случится поутру два дня подряд - на третий день непременно пойдет дождь.

В ясную осень ветер быстрее зиму принесет.

Ветви ели и сосны опускают вниз - к дождю.

Если рано с осени куры начнут линять, то зима будет теплая.

В канавах на воде возникли пузырьки и слышно бульканье - к непогоде.

Ветер поменял направление с восточного на западное - к скорому дождю.

Воздвижение, задвиженье, сдвиженье, ставров день.

В старинных летописях 27 сентября называли «ставров день» (от stauros - крест). В глубокой древности в этот день было принято рисовать кресты на дверях, притолоках и матицах (толстое бревно-балка, врубленное поперек здания).

Такие кресты ставились мелом, углем, чесноком, кровью жертвенного животного или тестом, вырезались на домашней утвари. Деревянные небольшие крестики клали в ясли к коровам и лошадям. (Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть). Таким образом, крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы.

Согласно поверьям, на Воздвижение птицы, змеи и насекомые уходят в волшебную страну Ирий, которая находилась на теплом море, на западе или юго-западе земли. Море в народном сознании связано со смертью, с которой связано и понятие запада, где каждый вечер садится, умирает солнце.

С давних времен, русские люди стараются отдыхать у теплого моря, соответствующего их традиционным представлениям о славянском Рае.

В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших.

Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила Богов, и ключи передали ласточке.

По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей.

Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.

Никита, Никита-репорез, гусятник, гусепролет, гусарь, разлучник, скучник.

28 сентября начинали убирать репу. До появления в начале XVIII века картофеля репа была основным продуктом питания крестьян. Ели этот овощ свежим, пареным, вяленым, вареным; пекли пироги с репой, сушили, варили кашу-репницу, готовили репный квас.

Отвар репы обладает обезболивающим, ранозаживляющим и противовоспалительным свойствами. Такой отвар полезно пить при простуде, особенно при сильном кашле. А еще он улучшает сон и успокаивает сердцебиение. Теплый отвар помогает при зубной боли (полоскание).

28 сентября было принято резать гусей. По традиции одну птицу жертвовали водяному, который в этот день закатывал последний пир перед тем, как отправиться спать до 1 апреля следующей весны.

Высоко гуси летят - к дружному и высокому весеннему половодью, низко - к малой вешней воде.

Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу.

Гуси на хвосте зиму тащат.

Гусь и утка часто ныряют - к дождю.

День Людмилы. Птичья костка, птичье голошение.

Дичь (глухарь, перепелка, дикий гусь) была обрядовой пищей в этот день, так как в это время птицы улетали в теплые края. В древности считалось, что перелетные птицы следуют за солнцем. Не случайно появился обычай подавать на Рождество жареного гуся, олицетворяющего убывающую и возрастающую силу солнца.

Перепел на Руси также символизировал солнце, являлся эмблемой русских царей и символом весны.

Птичье голошение - еще одно название 29 сентября, связанное с птицами. Птичье голошение - это пение перелетных птиц, покидающих родные земли. Возможно, именно с этими песнями связано поверье - родившаяся в этот день обладает певучим голосом. Такая девушка будет первой запевницей на посиделках и на свадьбах , которые начинались в это время.

Девочек, родившихся 29 сентября, часто называли Людмилами. Имя это славянского происхождения и означает «милая», «отзывчивая».

В какую сторону животные ложатся спиной - с той и жди ветра.

Галки собираются стаями и кричат - будет ясная погода.

Если к утру ярко мерцают звезды, усиливается слышимость, дым стелется понизу - погода ухудшится.

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья, девичий праздник, бабьи именины, всес­ветный бабий праздник, всесветная бабья выть.

В этот день справлялся один из так называемых женских праздников. Вот только начинался он не с веселья, а с плача. Отсюда и пошло название «всесветная бабья выть».

Действительно, по обычаю полагалось плакать даже тем, кому на судьбу грех было жаловаться. Плакали если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких, ведь «бабья судьба не бывает одна». Традиция такого плача появилась не случайно, потому что 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и плакавшую о своих дочерях.

Вообще слезы в народной традиции - это не только выражение естественного горя или печали, но и форма ритуального поведения. Так, например, невеста всегда «плакала» перед свадьбой, прощаясь с родным Домом.

Было принято 30 сентября угощать именинниц пирогами. Именинницы праздновали день ангела целых три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели.

Пора снимать последние яблоки.

Сентябрь - первый осенний месяц. Маленькая, но все-таки точка перехода. Кто-то первый раз пойдет в школу, кто-то в институт. Да и сама по себе осень - время перемен: мы распрощались с летом, отдохнули и набрались сил, и теперь можно с новыми идеями и свежей головой двигаться дальше.

В народе сентябрь называют «хмурень» или «листопад». И действительно, уже не так греет солнце, дни значительно короче, ночи свежее, прохлада раннего утра уже не такая ласковая. Одним словом, осень.

Народный календарь на сентябрь

Конечно, в народе примечали осенние приметы, продолжали уборку урожая, заготовки на зиму и многое другое. В этой статье мы рассмотрим народный календарь на сентябрь. Как и чем примечателен каждый день этого месяца? Все тут, и приметы, и поговорки, и интересные факты.

1-е Фекла Свекольница

В этот день начиналась уборка свеклы, которая издревле на Руси была весьма популярна. Из нее готовили многие блюда, квасили на зиму, и многое другое. Так что этот овощ был «королевой бала».

Но помимо этого, крестьяне почитали теплый ветер с юга. Его называли «тепляк». Это отражено в других названиях праздника: Андрей-тепляк или просто Тепляк. Существовала примета - если 1 сентября дует южный ветер - будет большой урожай овса.

2-е Самойлов день

2 сентября почитали пророка Самуила, его считали покровителем мужчин. Поэтому, Самойлов день вполне можно считать мужским праздником. В народе считалось, что чем лучше в этот день настроение у главы семьи, тем больше будет в семье благополучия. Поэтому мужчин баловали: жена накрывала богатый сытный стол, дочь утром преподносила новую расшитую рубаху.

3-е Фаддей Проповедник

3 сентября обычно начинали убирать лен, а он имел огромное значение в жизни крестьян на Руси - почти вся одежда шилась из льняных полотен. И это далеко не все применение льну.

А потому, совсем неудивительно, что многие обряды были связаны именно с ним. Например, чтобы лен стал магким и гибким, его сушили, раскладывая на полях. Все это нужно было делать с определенным заговором.

У этого дня народного календаря есть и другие названия:

  • Фаддеев день
  • Льняница
  • Василиса

4-е Агафон Огуменник

Крайне примечательный день, так как посвящен лешему, второе название дня - «Потехи лешего», что уже о многом говорит. В народном календаре есть несколько дней, отведенных этому духу и в каждый из этих дней очень нежелательно было ходить в лес и показываться лесному хозяину на глаза.

На Руси верили, что:

На Агафона леший из лесу в поле выходит, бегает по сёлам и деревням, раскидывает снопы по гумнам

Поэтому крестьяне выходили охранять огуменники ночью, чтобы леший ничего там не сломал и не раскидал. Выходили не просто так, существовал особый обряд:

  • во-первых, надо было заручиться поддержкой святого Агафона;
  • потом - надеть тулуп шиворот-навыворот;
  • обмотать голову полотенцем;
  • прихватить с собой кочергу.

Этой кочергой чертили круг вокруг гумна и садились где-нибудь внутри него. Только такие действия могли гарантировать безопасность припасов и их хозяина.

5-е Луп Брусничник

С этого дня все, кто не был занят серьезными работами, отправлялись в лес за брусникой. А хозяйки начинали печь брусничные пирожки и заготавливать ягоду на зиму.

Продолжалась уборка льна.

6-е Евтихий Тихий

Весьма страшный день народного календаря сентября. Существовало поверье, что те, кто ходят в лес поодиночке могут и не вернуться оттуда. Неведомый голос сентябрьской зари мог заманить в самую чащу. Опасность угрожала и тем, кто гулял в поле и на лугу. 6-го сентября, вообще, было не желательно далеко от дома уходить.

Не только голос заманивал путников в дальние дали, это делал и колдовской огонь (или красный цветок). Вообще, наши предки верили, что подобные блуждающие огоньки - души умерших не своей смертью (убиенные, погибшие при несчастном случае или самоубийцы). Он них нужно было защищаться, а потому крестьяне читали специальные заговоры-обереги.

7-е Тит Листопадник

Этот день называют также «Гриборост» или «Тит Грибник». Названия говорят сами за себя - в этот день ходили за грибами, а так же ставили угощения из грибов на стол. Конечно, их и впрок заготавливали.

Однако, уборку зерна не прекращали.

8-е Наталья Овсяница и Адриян Осенний

На Руси к этому дню очень старались завершить уборку овса и отпраздновать это событие так называемым «овсяном обедом». Все (и хозяин и работники) садились за стол, а хозяйка угощала их кушаньями с овсом:

  • блинами,
  • кашей,
  • киселем.

Важно было пить много толокна, наши предки верили, что его запах способен предотвращать пожары и оберегать овины от гнили.

В этот день не забывали и про лошадей, их тоже нужно было угостить овсом.

9-е Два Пимена

В этот день народного календаря сентября особое внимание уделялось рябине. На Руси верили, что она способна отпугнуть всякое зло. Ну, а еще - это плод истинной любви. Кроме того, существовало поверье, что рябина способна сама за себя отомстить. Так что с ней нужно быть осторожнее.

9-го сентября начинали ее заготовку. Хозяйки ставили рябиновый квас, делали вино и пекли пироги.

10-е Анна и Савва Скирдники

В этот народный праздник хлеб начинали укладывать в скирды и кладушки. После уборки и укладки урожая уже можно было им похвалиться. До 10-го сентября этого делать было категорически нельзя, а то он пропадет.

Также в этот день нужно было ходить в церковь, к заутрене, и просить святого Моисея о помощи. Он мог помочь в избавлении от блуда и пьянства.

По приметам судили о весне. Например, если березовые листья желтые на верхушке - весна будет долгой и поздней.

11-е Иван Постный

Этот народный праздник имеет другие названия:

  • Полетовщик,
  • Головосек,
  • Репный праздник.

Репный праздник - действительно, праздник. Только скромный, без широких гуляний. Главная его цель - накормить нищих и бродяг.

В деревнях начиналась уборка репы. Вообще, до 11 сентября было запрещено употреблять в пищу этот овощ. Те, кого ловили в поле репы, могли быть раздеты до гола.

Работы в поле постепенно заканчивались. А в воздухе уже отчетливо чувствовалась осень.

12-е Александр Сытник

На Сытника на Руси было принято пировать и собирать гостей. Главным украшением стола в этот день была каша из ячменя на молоке, «свытная каша». Иногда в нее добавляли мед и другие сладости.

С ячменем был связан один обряд на урожай. Оставленные на корню с последней жатвы стебли ячменя в поле, перевивали вместе со стеблями овса, читая специальный заговор для будущего урожая.

  • сушить подушки;
  • трогать карты;
  • делать новую ограду;
  • здороваться с первым гостем;
  • брать котят, такое животное будет приносить одни несчастья.

13-е Куприянов день, Журавлиное вече

На Журавлинку или Журавлиное вече журавли собираются на болоте и решают, как и когда лететь в теплые края. А вместе с журавлями там собираются и всякие болотные духи, но со своими целями. А потому, нечего было в этот народный праздник делать рядом с болотами. Там опасно и страшно: сизое марево, крики и стоны утопленников.

С этого числа уже можно начинать сбор клюквы. Трогать ее до Журавлинки нельзя - последствия нарушения запрета страшные. От одержимость до потери рассудка.

Вообще, за клюквой на Куприяна отправляли только тех, кто родился 13-го числа. Он и дорогу знает к заветному ягодному месту, и духи ему не так страшны.

В огородах продолжалась уборка корнеплодов: картофеля, репы и так далее.

14-е Семин день

Новолетие, Летопроводец или Первые осенины. Это весьма значимая дата в народном календаре наших предков. В этот день совершалось множество осенних обрядов.

Плюс ко всему это начало:

  • бабьего лета и «бабьих забот» (женщины мяли и мыли лен, пряли и многое другое);
  • вечерних хороводов и веселья;
  • свадебных недель.

А еще, в этот день все воробьи слетались к черту. Поэтому их нигде не было видно.

15-е День Мамонтия

День Мамонтия в народе называли «Козий род» и «Мамонт-овчарник». Старики строго-настрого запрещали до обеда выгонять из хлева овец и коров:

Выгонишь - беду нагонишь

В этот праздник было принято наводить порядок в хлевах: чистить их, чинить и так далее. А вечером можно было погулять, повеселиться, поплясать и попеть.

16-е Домна Доброродная

Уборка льна все еще продолжалась.

А еще, очень важно было в этот день вынести из дома всю рухлядь (особенно старые лапти). Обычно их вешали на забор. Такой обряд мог защитить от сглаза и порчи скот, урожай, двор и сам дом.

К вечеру весь этот хлам сжигали или выбрасывали (кроме лаптей).

17-е Неопалимая Купина

В этот день почитают икону «Неопалимая Купина» - образ, который в народе считается сильным оберегом от пожаров. Пожары - страшная трагедия, и сейчас и раньше, а потому люди всячески стараются защититься от них. Считается, что если 17 сентября молиться о защите от огня - просьба обязательно будет услышана.

Также в этот день начиналась уборка лука, а потому этот праздник именовали еще и Луковым.

18-е Захарий и Елизавета

Этот день в народе еще именовали «Кумоха осенняя» или «Изгнание Кумахи». Кумоха - это одна из сестер Лихорадок, а потому ее прогоняли.

Этот день хорош для предсказаний, крестьяне наблюдали за погодой и судили о том, какая будет зима.

19-е Михайлов день

19-е сентября день, в которой чтили архангела Михаила. Работать в Михайлов день нельзя - Бог накажет.

В народе это еще один удачный день, чтобы изгнать Лихорадку или Кумаху, потому как Михаила боится всякая нечисть. Также к архангелу можно было обратиться с просьбой об исцелении.

В деревнях 19-го сентября часто устраивались общие сборы - мирские братчины, на которых решались важные вопросы. После этого мероприятия устраивались пиры.

20-е Луков день

День массовой продажи лука. А вообще Луков день - печальный праздник. Он заканчивал бабье лето. Ну а еще, «девки над луком плакали», когда готовили его для различных разносолов. Но это было полезно, в народе ходила поговорка:

Наплачешься над луком - легче с долей девичьей расставаться, замуж выходить.

Из лука в этот день готовили много угощений - его фаршировали, запекали, добавляли в оладьи и так далее.

По луку гадали, судили о будущем урожае и погоде. А еще с Лукова праздника начиналась свадебная пора.

21-е Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество Богородицы

Осенины - традиционно женский праздник, который принято было встречать у воды. Женщины выходили на берега рек и озер с киселем и хлебом, читали молитву Богородице, разламывали караваи по числу пришедших, а затем каждая из них уносила свой кусочек домой и отдавала его скотине.

В печах разжигали новый огонь, обязательно дедовским методом - высеканием искры или при помощи трения палочек.

Это достаточно большой праздник в народе. Праздник урожая, его широко и весело отмечали целую неделю. Пели, плясали, танцевали и славили урожай, ведь это день осеннего равноденствия.

22-е Аким и Анна

В этот день было принято собирать дома гостей, соседей и знакомых. С чем, собственно, и были связаны различные обряды.

Этот день в народе называли еще и Днем рожениц, а потому с праздником поздравляли повитух и молодых матерей.

Готовили специальную обрядовую кашу - мирскую. Она очень хорошо подходила для различных магических ритуалов.

23-е Петр и Павел Рябинники

Рябиновые именины. После осенних ночных морозов рябина становилась особенно сладкой, из нее готовили различные угощения.

А еще эта ягода отличное средство в борьбе с различной нечистью, поэтому ее гроздьями украшали окна и развешивали под крышей дома.

24-е Федорины вечерки

Время подводить итоги летнего сезона и подготовка к зиме. С Федоры начинались капустники. Это слово живо и по сей день, почти в том же смысле. Но только раньше, подобные «вечеринки», действительно, были связаны с капустой. Бабы собирались вместе, заготавливая этот овощ. Рассказывали друг другу различные истории, пели песни, а вечером усаживались за стол.

В этот день было принято помогать в церкви.

25-е Артамон Змеевик

В Змеиный день к зиме готовились все, включая лесных обитателей. По народным поверьям, змеи в этот праздник уползали в свои норы для зимней спячки.

Крестьяне продолжали собирать рябину и делать из нее различные заготовки на зиму.

26-е Корнилье

Последний день осеннего тепла, так говорили в народе. На огородах продолжали уборку корнеплодов, заручившись помощью Святого Корнилия. Хозяйки готовили кушанья из овощей (картофеля, свеклы, моркови).

27-е Воздвиженье

«Вырий» или «Третьи осенины». В это день народного календаря очень важно было закончить все полевые работы. Девичьи посиделки продолжались.

Важным обрядом, призванным защитить дом от нечисти, был рисование крестов в доме, хлеву и иных, важных местах. Крестики чертили сажей, мелом, чесноком или углем. Также их мастерили из рябиновых веточек.

28-е Никита Гусятник

В этот день начинали забивать гусей, а потому и основным угощением в этот день был гусь. Его даже преподносили в дар водяному, чтобы хозяин рек и озер был благосклоннее.

Продолжалась уборка репы, и стрижка овец.

29-е Ефимия, Птичья костка

Очень удачный день для гадания по костям птиц и наблюдениям за погодой.

В деревнях продолжалась заготовка капусты на зиму.

Примечательно, в народе существовало поверье, что девушки, родившиеся на Ефимию, обладают чудесным голосом. Как у птички.

30-е Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь

В этот день праздновали именины Вера, Надежда и Любовь, эти имена являлись одними из самых распространенных имен. Женщины часто плакали 30-го сентября, это один из обрядов, призванный защитить от слез в будущем. А молодежь собиралась на вечерние посиделки.

Тут очень кратко перечислены приметы на каждый день сентября. И только самое основное про каждый народный праздник.

Народный календарь сентября - аграрные народные праздники, обряды, обычаи, приметы. Ими отмечались все трудовые циклы - пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина и др.. Народный календарь примет сентября отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь примет сентября вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его народными праздниками и буднями.

Русский народный календарь сентября: Народные приметы в Сентябре, пословицы и поговорки сентября.

Сентябрь - первый месяц осени. Первый осенний месяц сентябрь назывался на Руси «листопадом». Другие народные названия: Листопроводец, Задумчивый, Ревун, Рябинник, Вересень, Зоревник, Хмурень, Сентемарий, Руен, Рюин. Название месяца отражают осенний сезон: Ревун - идут дожди, непогода; Хмурень - угасание солнечного света, хмурое небо; Руен - желтый цвет осени; Рюин - рев оленей.
В сентябре начинались осенние холодные ветры, но в середине - конце сентября ждали наступления тихого и солнечного «бабьего лета», когда солнце греет еще по-летнему, но утренние холода уже дают о себе знать.
В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая, приступали к сбору урожая корневых овощей. Сентябрь – пора бабьего лета. По нему делали приметы и предсказывали будущую погоду. А поговорками и приметами он не беднее других.

Сентябрь (хмурень). Зовется месяц еще желтнем, жовтнем - по цвету растений в это время года. Сентябрь – зачин осени, ее запевала Сентябрь – ночь длинна, вода холодна. В сентябре синица осень в гости просит. Много паутины в «бабье лето» – к ясной осени и холодной зиме. Гром в сентябре предвещает долгую осень. Береза желтеет с вершины – весна будет ранняя, а снизу – поздняя. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы сентября будет полезны и познавательны - ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы в сентябре, по которым жили наши деды и прадеды.

Приметы сентября

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Третья встреча осени. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. К этому дню рубят капусту. "Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день". О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.
Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.
Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды - будет дождь.
Пиявка спокойно лежит на дне - к хорошей, ясной погоде.
При северном ветре рыба клюет плохо, другое дело - ветер южный или юго-западный.
Перистые облака - предвестники близких перелетов птичьих стай.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Задождит сентябрь - на радость мужику.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь - вечер года.
Август варит, сентябрь - к столу подает.
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
В сентябре если паутина стелится по растениям - к теплу.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В сентябре мужика не изба греет, а цепь (обмолот хлеба).
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
Много желудей на дубу в сентябре - к лютой зиме. Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
Сентябрь - вечер года.
Сентябрь - листопадник.
Сентябрь - пора мокропогодна и сверх прочих- плодородна.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь побагрил болота - иней овес молотят.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
Холоден сентябрь, да сыт.
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Астрономическое начало осени - 22 (23) сентября - день осеннего равноденствия, окончание - 21 (22) декабря - день зимнего солнцестояния. Синоптики и агрономы начало осени считают со срока устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха ниже 10 °C тепла - в среднем с 15 сентября. Фенологи начало осени относят ко времени появления первых заморозков и началу листопада - 26 августа, конец связывают с установлением прочного снегового покрова. Первыми начинают ронять лист липа, береза, вяз, черемуха, осина.

Состоит из четырех фенологических сезонов.

О предстоящей осени судили так:

  • Коли спелый овес в другой раз зазеленеет - осень будет ненастная.
  • Безвременно на деревьях появляются желтые листья - к ранней осени.
  • Если мало тенетника, дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают - осень будет протяжная и сухая. (Тенитник - перелетающие на паутине небольшие паучки)
  • Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
  • Паутина стелется по растениям - к теплу.
  • Осенний тенетник - на ясную погоду, на ведро.
  • В лесу много рябины - осень будет дождливая, если же мало — сухая.
  • Если журавли летят высоко, не спеша, и «разговаривают» - будет стоять хорошая осень.
  • Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Много дождей:

  • Осень идет и дождь за собой ведет.
  • Весенний дождь из тучки, осенний из - ясени.
  • Вешний дождь растит, осенний - гноит.
  • Весенний дождь парит, а осенью мочит.

По приметам осени судили о зиме:

  • Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.
  • Много желудей на дубу - к лютой зиме.
  • Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.
  • Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
  • Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
  • Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.
  • Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
  • Большие муравьиные кучи с осени - на суровую зиму.
  • Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
  • Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша.
  • Кроты и мыши делают большие запасы - к суровой и снежной зиме.
  • Если мышь во льну гнездо совьет, то в зиму большие снега будут.
  • Если мыши отрывают норы на теплую сторону (юг) - то зима будет суровая.
  • Куры начинают линять рано осенью - к теплой зиме.
  • Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют - на холодную зиму, оставляют его открытым - к теплой зиме.

Сентябрь

У древних римлян сентябрь был седьмым месяцем в году н назывался септем, что значит семь. После календарной реформы, проведенной Юлием Цезарем в 46 г. до н. э., сентябрь стад девятым месяцем, но названия своего не изменил.

Древнерусское название сентября - ревун (от рева во время гона лосей, оленей). Другое прозвище - вересень (в это время цветет вереск). В украинском, белорусском и польском языках сентябрь и сейчас называется вересень. В народе этот месяц называют по-разному: листопадник, златоцвет, румянец осени, вечер года, хмурень (раннее наступление сумерек).

Средняя температура воздуха 10°, с колебаниями от 32° (1890 г.) до минус 8,5° (1881 г.). Средний сентябрь имеет 15 дней с температурой 18°, пять дней 15°, девять дней 11°, один день свыше 25°. Осенью погожая летняя пора держится около 40 дней. Норма осадков - 57 мм с колебаниями от 7 мм (1882 г.) до 171 мм (1885 г.).

В сентябре - бабье лето с 14 по 21 сентября. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Календарь сезонных явлений сентября

Явления Срок
средний самый ранний поздний
Грачи собираются в стаи 3 сентября 26 июля (1905 г.) 26 сентября (1904 г.)
Первый заморозок на почве 4 сентября 14 августа (1897 г.) 8 октября (1890 г.)
Начинается лет осенней паутины 4 сентября 2 августа (1937 г.) 15 октября (1953 г.)
Последняя гроза 12 сентября 20 августа (1931 г.) 13 октября (1970 г.)
Переход температуры воздуха ниже 10° 15 сентября
Начинается листопад:
клена 14 сентября 23 августа (1928 г.) 26 сентября (1936 г.)
орешника (лещины) 15 сентября 1 сентября (1921 г.) 25 сентября (1929 г.)
осины 19 сентября 5 сентября (1923 г.) 1 октября (1938 г.)
Полный листопад:
черемухи 22 сентября 15 сентября (1923 г.) 4 октября (1938 г.)
липы 24 сентября 31 августа (1938 г.) 14 октября (1940 г.)
Первый заморозок в воздухе 24 сентября 31 августа (1885 г.) 21 октября (1923 г.)
Осенний пролет журавлей 27 сентября 14 августа (1912 г.) 21 октября (1964 г.)

Народные пословицы и приметы сентября

  • Сентябрь - заревник, хмурень: холодно и сиверко.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • В сентябре лес реже и птичий голос тише.
  • В сентябре одна ягода, и то горькая рябина.
  • В сентябре шуба за кафтаном тянется.
  • Холоденек батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
  • В сентябре земля наряжается в зеленя.
  • В сентябре синица просит осень в гости.
  • Сентябрь - время боровиков, груздей, рыжиков.
  • Гром в сентябре предвещает теплую осень.
  • Много паутины на бабье лето - к ясной осени, к холодной зиме.
  • Листопад проходит скоро - зима будет холодная.
  • Пока лист с вишен не опал, выпавший снег растает.

Подробный народный календарь на сентябрь

  • Батюшка-юг пустил ветер на овсы.

5 сентября - день Луппа-брусничника. Дозревает брусника, поспевают льны, наступают серьезные заморозки.

  • Коли брусника поспела — и овес «отбронел» (поспел).

6 сентября - Евтихиев день. День должен быть тихим, безветренным, иначе льняное семя обсыплется.

  • Тит последний гриб растит.
  • Грибы грибами, а молотьба не за плечами, потому в этот день и приговаривают: «Тит, пошел молотить».

8 сентября - Наталья-овсяница, осенний Петр и Павел-рябинник. Косят овсы: «Не вырастет овес - намотаешься до слез». Срывали рябину и кисти вешали под крышу.

11 сентября - Иван постный, полетовщик. Окончательно заканчивается настоящее лето и начинается бабье (старое) лето - с 12-14 сентября. В этот день не ели скоромного.

  • Иван постный пришел, лето красное увел.
  • Иван постный - осени отец крестный.
  • С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
  • Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
  • Через день после Ивана (13 сентября) начинают копать поздний картофель.
  • На Куприянов день журавли собираются на болотник уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь.

14 сентября - Семен-летопроводец. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14 сентября) в Семен-день. К этому дню приурочивали завершение многих полевых работ: «на Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши». Не убрали колосовые - считай пропали. Начало настоящего (старого) бабьего лета. Продолжается оно всего одну неделю - с 14 до 21 сентября.

  • Семен-летопроводец молодое бабье лето провожает, а старое - наводит.
  • На Семен-день ясно - бабье лето теплое.
  • Если первый день бабьего лета ясен, то осень будет теплая.
  • Бабье лето ненастно - осень будет сухая.
  • На Семеновы осенины много тенетника - осень будет долгая и сухая.
  • Сухая осень, коли на Семен-день сухо.

20 сентября - Луков день. Вторая встреча осени. С этого дня в селах начиналась торговля репчатым луком.

  • Лук да баня все правят.

24 сентября - Корнилий, Федора. Всякое лето кончилось. С этого дня «корень в земле не растет, а зябнет».

27 сентября - Воздвижение, третья встреча осени. Первые зазимки. Срубают капусту. На Воздвижение первая барыня - капуста. Молодежь по такому случаю затевала вечеринку - капустник, в деревнях начинались посиделки.

  • Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет.
  • Воздвиженье - последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла.
  • Воздвиженье - шуба с зипуном сдвинулись. С этого дня медведь залегает в берлогу, а змеи впадают в спячку.
  • Не дремли бабы на репорезов день.
  • Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.

Сентябрь - это начало осени. Багрянцем оделись деревья, желтеют березы и липы, покраснели осины и лишь дуб стоит, покрытый зелеными, немного побуревшими листьями. После первого заморозка, обычно во второй декаде, начинается листопад.

Продолжается отцветание растений и созревание плодов. У водяных растений - образование зимних почек.

Желтеет трава, но все еще продолжают цвести цикорий, полевая рябина - пижма, на полях - анютины глазки, гречиха вьюнковая.

Встречаются маслята, грузди, опята, белые и другие грибы. Опали орехи и желуди - праздник для белок, соек, водяных крыс, мышей, которые готовят запасы на зиму; ими же лакомятся медведь, кабаны, лоси.

Продолжается отлет на юг городских ласточек, уток, куликов. Начинается перелет на юг скопа. В половине сентября отлет кроншнепов, чибисов, перепелов, турухтанов. Отлет журавлей обычно задерживается до первых заморозков. Высоко в ясном небе у них тренировочные облеты.

Использованные материалы:

  • В.Д. Грошев. Календарь российского земледельца (Народные приметы)