Топографические карты и работа с ними. Некоторые колоды карт

  • 20.09.2019

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
  • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

Стандартная изначальная техника:

Человек вслепую вытягивает из колоды одну или несколько карт, и поразмыслив над ними отвечает на следующие вопросы:

Что изображено на карте?
Кто на карте – главный действующий герой?
Чем началась и как закончилась эта история?
Кто я на этой карте?
Что эта карта означает для меня?

Техника работы с открытыми картами «Визитка»

Разложить карты перед клиентом или группой в открытую, вверх изображениями. Попросить выбрать свою карту-визитку или создать визитку из нескольких карт, и представить ее вам или группе.

Дополнительные вопросы могут быть:

Есть ли среди оставшихся карт еще какая-то, которая дополнит твой рассказ о себе?

Если бы ты мог нарисовать на пустой карте что-либо, чего тебе не хватает для представления себя, то что бы это было?

Техника работы с закрытыми метафорическими картами «Сходство»

Разложить карточки перед клиентом картинками вниз. Вытаскивая карточку не глядя, клиент должен рассказать о сходстве между собой и изображением. Например, «Я такая же верная, как эта собака».

Эту технику можно предложить группе (например, на этапе знакомства), где каждый участник вытягивает свою карту и рассказывает что-то о себе группе через сходство с изображением.

Можно сузить задачу, дать задание в рамках одной темы – на работе. Например, «на работе я злой, как эта змея».

Работа с картинкой и со словом на карте одновременно

При таком подходе включаются в работу сразу 2 полушария мозга, развиваются межполушарные связи.

Техника «Соотнесение со словом»

Предложить клиенту выбрать карточку-картинку, представляющую его проблему. Затем предложить выбрать словесную карточку, наиболее полно отражающую суть проблемы. Затем поставить клиенту задачу найти и описать связь между этими картами. Какую часть проблемы (представлена карточкой) выражает это слово? И какую – не выражает? И наоборот – что из написанного больше всего отражено на карте, а что – нет?

Замечено, что такой подход часто порождает напряжение, раздражение клиента, т.к. он чувствует себя открывающимся, менее защищенным. Поэтому более мягкий вариант этой техники –

Закрытый выбор слова и открытый выбор изображения, т.к. клиент выбирает картинку осознанно, а слово – наугад. Так снижается напряжение. Вопросы к клиенту при этом остаются теми же – о связи между словом и изображением.

Возможен ответ, что слово совсем не подходит к картинке. Этот ответ тоже принимается, ведь его надо аргументировать.

Можно предложить к открыто выбранной картинке подобрать несколько слов (в открытую или закрытую) – в какой степени по шкале от 1 до 10 подходят эти слова к проблеме?

Техника «Очеловечивание»

Здесь работает принцип отделения человека от проблемы, возможность клиента посмотреть на проблему со стороны

Попросите клиента выбрать карту, олицетворяющую его проблему. Дайте ему задание поговорить со своей проблемой, расспросить, как ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? Что ее ослабляет и что усиливает? Чего проблема боится?

Другой подход – подойти к картинке как к мудрому советчику. «Что говорит тебе эта кошка/птица/окно и т.д. на картинке? Что она может и хочет сделать? А ты что можешь и хочешь сделать сейчас?» так клиент получает доступ к своим же собственным ресурсам.

Техника «Режиссура»

Пусть клиент срежиссирует ситуацию с помощью метафорических карт – убирает и добавляет персонажей, оживляет и озвучивает картинки, добавляет музыку. «Что бы ты сюда добавил?» и т.д. После всех изменений следует привязать это к реальности: «Как эти метафорические изменения выглядели бы в реальности?», «Что ты можешь сделать, чтобы это произошло в твоей жизни?»

Техника «Зум»

Как на фотоаппарате – приближать и удалять изображение на карте. Пусть клиент выберет основную карту. Затем попросить его выбрать дополнительные карты (с картинками или словами) и разложить их вокруг основной на различном расстоянии – на том, которое отражает их реальную близость к центральной картинке. Так складывается целостная картина. Или наоборот – вокруг основной карты разложить ее более мелкие детали, ее составные части – на расстоянии по важности. Обязательно нужно обсудить, что скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что приносит, например, радость и удовольствие?

Техника «Очки»

Клиент выбирает карточку, символизирующую проблему. Теперь пусть посмотрит на нее с помощью разных очков. «Что об этом сказал бы твой папа? А что мама/ коллеги на работе/дети? Какое бы впечатление эта картинка произвела бы на них? Чье мнение ты хочешь узнать?»

Техника «Раскрашивание»

Клиент выбирает метафорическую карту, представляющую для него проблему. Скажите клиенту «Представьте, что эта картинка нарисована простым карандашом. Какими бы цветами вы ее раскрасили?». Об этом можно поговорить, а можно и не обсуждать: иногда достаточно просто увидеть ситуацию по-новому.

Техника работы с метафорическими ассоциативными картами «Римский мост»

В основе техники – яркий образ арочного моста. Все получаемые от клиента карты раскладываем так, что «камни прошлого» ложатся слева, а «камни желаний, целей, намеченного будущего, планов» – справа. Все, что касается настоящего, – в середине. Настоящее поддерживается с одной стороны прошлым, а с другой – будущим. Жизнь представляется как надежная арка, где все взаимосвязано. Можно выстроить второй слой арки – информационно-энергетический, поддерживающий его внешнюю оболочку. Важно, чтобы к окончанию встречи у клиента выстроилась надежная структура, поддерживающая его уверенность в преодолении проблемы, дающая силы.

По пособию Кац Г., Мухаматулина Е. «Метафорические карты. Руководство для психолога»

В чём уникальность метафорических карт?

Психодиагностические карты (метафорические карты) - это новый метод изучения и коррекции личности. Плюс считывание информации из пространства

Дают реальную картину событий на данный момент жизни
Дают ответ: Что делать?
Любая тема клиента становится очевидной за один сеанс!
Предсказывают будущее
Дают веру в светлое будущее
​Карты — это язык бессознательного, посредник между материальным миром и Высшим подсознанием

Для кого?

Для специалистов, работающих с людьми: психологов, коучей, воспитателей, тренеров, медиков, целителей… Также курс полезен для проработки личных профессиональных «затыков».

Для простых людей (непрофессионалов в области коррекции личности): кто хочет проработать свой внутренний мир: узнать причины болезней, неудач, конфликтов, страхов, неуверенности… перевести эти проблемы в задачи и решить их. После курса вы станете для своих близких и родных домашним врачом и психологом!

Чем тренинг уникален?

На тренинге вы освоите два метода работы по Метафорическим картам:

1. стандартный, по средствам обычных метафорических карт;

2. работа с электронными картами по интернету (на удалёнке)!

КРОМЕ СТОИМОСТИ ТРЕНИГА НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ на приобретение программ и прочее!!!

  • Для специалиста — эта методика — НАХОДКА , она окупится за НЕСКОЛЬКО сеансов работы!
  • Для человека-обывателя – БЕЗГРАНИЧНЫЙ ДИАЛОГ СО СВОИМ ПОДСОЗНАНИЕМ и ВСЕЛЕННОЙ

Новый метод работы с клиентом расширит ваши возможности!

На тренинге вы получите:

Кроме обычного метода работы с клиентом, методику диагностики через электронные карты в интернете.
Базовый набор электронных карт — восемь калод: 4 шт. Персона и 4шт. Внутренний мир. В том числе карты для работы с детьми.
Освоите метод составления своих колод под разные запросы.
Базовые методики диагностики под разные запросы клиента (программу смотри ниже).
Стандартные вопросы к сеансу с картами.
Мастер-классы с тренером. Вы можете проработать свой запрос с Полиной Суховой.
Рекомендации к методике проведения сеанса диагностики клиента.

Программа тренинга

1 день

Знакомство с картами. Теория. Рекомендации оператору.

Этапы сеанса
Самоидентифекация. Поиск своей уникальности и

предназначения

Налаживание связи со своим глубинным «Я» и

ангелом-хранителем через карты

Сложные отношения и конфликты личности

Мастер-класс с участником тренинга и отработка

техники группой

2 день

Перепрошивка негативных программ и ограничивающих установок

Работа со страхами и фобий всех видов

Низкая самооценка и неуверенность

Сложный жизненный выбор

Работа с целями

Заглядывание в будущее

Мастер-класс с участником тренинга.

Как происходит обучение?

1. Всего 2 дня.

Время обучения: с 11.00 до 18.00

2. Выдаются бесплатно все нужные материалы для

работы: карты, электроннные карты, ручки, блокноты.

3. Участники тренинга отрабатывают друг с другом

техники и упражнения после моего мастер-класса

с одним участником.

4. Ведётся запись тренинга, выдаётся безоплатно, позже, в свободное время, можно просмотреть и отработать материал.

Пример работы с картами

Выдаются сертификаты об обучении!

Стоимость двухдневного тренинга — 6500р.

Для студентов онлайн-курса МАК Полины Суховой вход 500р. за один день

(стоимость аренды помещения)

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ [email protected]

ОЛЬГА СОРОКИНА

*Помощь в подборе жилья!


Автор и ведущая тренинга

Полина Сухова, эксперт по метафорическим картам, парапсихолог, гипнолог, астролог.

«Мой талант сжимать информацию и делать из неё сухой остаток и в этом виде преподносить людям, именно поэтому за короткий срок вы получите качественный и эффективный ящик с инструментами для работы с любым запросом клиента. А также проработаете свои внутренние блоки, страхи, конфликты личности. Вы будете чувствовать себя «Монстром» знаний для посвящённых!

Моё состояние Души на ДАННЫЙ этап времени дошло до такой ступени Развития, что всё, что со мной происходит — любой опыт — это всё — успех. А раньше было — чёрная и белая полоса, потом перешло в успех и опыт, а теперь — т только успех.

В моей душе полная гармония и согласованность с окружающим миром. Это потрясающее чувство свободы и радости, если я достигла такого внутреннего состояния Души, то могу показать дорогу вам к этому оазису. Ваш выбор остаётся за вами — идти по той дороге, что я покажу, или двигаться к совершенству своим путём. Рано или поздно мы встретимся на одной вершине:)».

Приглашайте на онлайн-курс своих друзей и знакомых

За каждого приведённого человека Вы получите НАЛИЧНЫМИ 20% от стоимости тренинга.

!Чем больше друзей, тем меньше Ваша стоимость!