Как развивать аналитическое мышление. Как развить аналитические способности

  • 11.10.2019

Современный мир переполнен информацией. Каждый предмет или явление могут быть названы (а у названия окажется масса синонимов и связанных с ним по смыслу понятий), измерены (по ряду принципов, в разных шкалах) и учтены (многократно). А потом предмет или явление могут быть по этому многообразию признаков и измерений сравнены с другими…

В результате, не умножая сущности (число предметов и явлений велико, но конечно), мы можем наблюдать бесконечную волну информации, порождаемую ими. Если ты считаешь, что решение проблемы избытка информации - это игнорировать все неинтересное и второстепенное, то аналитические способности, вероятно, не являются самой сильной твоей стороной. Если же обилие сведений тебя вдохновляет и интригует, ты полагаешь, что информация не бывает лишней, надо только привести ее в систему и всё тут же придет в гармонию, более того, у тебя уже есть пара идей, как систематизировать то, что окружающим кажется клубком бессвязных сведений - похоже, ты природный аналитик, и работа с информацией - это твое.

В свое время человек вырвался из природной среды, продублировав ее в своем сознании. Изобретение речи как уникального способа сохранения опыта и передачи впечатлений выделило человека среди других млекопитающих и позволило ему сделать рывок вперед в своем развитии, обогнать всех соседей по планете раз и навсегда. Сегодняшний день уникален тем, что мы переживаем новую ступень развития человечества в накоплении, передаче и обработке информации, и главенствующую роль в этом процессе занимают люди, обладающие способностями аналитического типа.

Задумайтесь: до недавнего времени любое действие человека было шагом в неизведанное, и все, на что он мог опираться - на небольшой собственный опыт и на традицию, сложившуюся в его местности.

Устное народное творчество пыталось передавать опыт поколений с помощью легенд и сказок, но сведения в них давались в настолько закодированном виде и настолько искаженными от многовекового пересказывания с переиначиваниями, что понять, что именно рекомендуется делать в каждом конкретном случае, могли только мудрые и посвященные (или те, кто ищет глубинный смысл даже там, где автор его не задумывал). Книгопечатание изобретено сравнительно недавно (впервые в X веке в Китае, потом в средневековой Европе), массово приобщаться к чтению (а тем самым к опыту человечества) люди начали гораздо позже (на начало XIX века в России грамотными были около 21% мужчин и не более 13% женщин, притом что под грамотностью понималось умение читать по складам). Теперь в кармане каждого школьника лежит телефон, мощность которого превышает возможности NASA времен отправки человека на Луну, и любой ученик может воспользоваться этой возможностью узнать всё обо всём посредством справочных и информационных ресурсов интернета (или проигнорировать это преимущество и продолжать "постить" "сМИшные картинки").

Именно аккуратность, точность и скрупулезность людей аналитического типа позволяет большинству из нас пользоваться компьютерными программами и интернет-браузерами, не задумываясь, как именно это работает. Если ты один из тех, кому интересны скрытые стороны движения информации, вероятно, аналитические способности перешли в разряд склонностей и оказывают влияние на твой выбор деятельности.

Аналитическому типу присущи способность воспринимать и удерживать в памяти значительные объемы информации, выраженной словах, знаках или символах, умение сосредоточить свое внимание на знаковом материале. Особый взгляд аналитического типа на знаковый материал предполагает, что он видит закодированную информацию предельно отчетливо, критично, он лучше других улавливает систему и смысл материала.

Исписанный нотный лист для него является музыкой, которую он может оценить и с «бумаги», огромные бланки бухгалтерской отчетности, плотно забитые цифрами, не заставляют его глаза разбежаться, а внимание рассеяться - он видит взаимосвязи и противоречия, способен не только быстро найти ошибку, но и понять, какого рода случайность ее вызвала, географическая карта для аналитического типа - это ключ к пониманию местности, для него не составит труда запомнить маршрут, потому что для него это не набор знаков, которые нужно запомнить и удерживать в памяти усилием, а связная информация, естественным и логическим образом сцепляющаяся с тем, что ему уже было известно.

В детском возрасте учащегося аналитического типа можно узнать по его особому, серьезному отношению к правилам и инструкциям. Он, в отличие от своих более легкомысленных сверстников, не только запоминает все упомянутые взрослыми "можно" и "нельзя", но и может обосновать каждый запрет или побуждение. Сам он нарушает правила крайне редко, поскольку испытывает при проверке системы на прочность значительно больше дискомфорта и тревоги, чем веселья и азарта.

Большинство людей, наделенных способностями аналитического типа, сохраняют свою приверженность правилам и будучи взрослыми. Многие из них не только крайне законопослушны сами, но и призывают к этому своих друзей, занимая в компании товарищей позицию "голоса здравого смысла". Некоторые из представителей данного типа находят себя в профессиональной деятельности, связанной с соблюдением правил, протоколов и инструкций, например, таким людям отлично дается делопроизводство, поиск и систематизация юридической информации, работа с важной документацией.

Обладатели аналитических способностей нередко много читают, их развлечения каким-то образом связаны с потреблением и переработкой информации. Например, многие из них любят кроссворды и головоломки. Если представителю аналитического типа нравится кино или музыка определенного направления, он смотрит или слушает огромные количества художественного материала, делается специалистом по излюбленному жанру, нередко систематизирует свои впечатления (составляет рейтинги и каталоги, разрабатывает системы сравнительных характеристик), также такие люди склонны к систематическому коллекционированию.

В работе со знаковыми системами находится место и юмору, и творчеству, но они, как правило, носят узкопрофессиональный характер. Переводчики создают игру слов, заставляющую улыбнуться коллег-переводчиков, программисты оставляют в коде специальные послания для коллег - программистов. В сущности, обладатели аналитических способностей представляют собой авангард современного человечества, и между представителями этого типа больше взаимопонимания, нежели между аналитиками и представителями других типов.

Проводя аналогию, можно сказать, что обладателю аналитических способностей и соответствующих развитых навыков общаться с людьми несведущими в знаковых системах и не интересующимися ими так же нелегко, как человеку, любящему чтение, находиться в среде людей неграмотных, не задумывающихся о том, чтобы выучить хотя бы алфавит. Это противоречие, а также глубокое непонимание того, почему окружающие ведут себя иррационально, нередко создает у людей, наделенных аналитическими способностями, затруднения с коммуникацией и социальной самореализацией.

Если ты задумываешься о карьере в области сбора, анализа, обработки и передачи информации, задай себе ряд вопросов:

  • Естественно ли для тебя длительное сосредоточение внимания, или ты человек живой и подвижный?
  • Если ты написал сочинение, велики ли шансы, что ты найдешь в нем все свои ошибки и недочеты с первого прочтения и исправишь их раньше, чем за проверку возьмется учитель?
  • Можешь ли ты кратко и точно, с указанием ориентиров, рассказать человеку, как добраться до места, в котором он никогда не был, или после твоих объяснений надежнее спросить дорогу еще у кого-нибудь?
  • Есть ли у тебя собственная система хранения личных вещей, книг, дисков, или ты предпочитаешь господствовать над хаосом?
  • Всегда ли ты можешь быстро вспомнить, каким образом решил задачу и восстановить ход своей мысли, если ты не зафиксировал ход решения письменно?

Занятия, которые помогут тебе развить аналитические способности: освоение языков программирования, изучение иностранных языков, систематизация интересной информации (создание расширенного каталога коллекции книг, фильмов, музыкальных альбомов и т.д), работа с базами данных, освоение различных компьютерных программ, решение нетривиальных математических задач, криптография.

Для того чтобы анализировать знаковые системы, необходимо не только обладать соответствующими способностями, это требует особых психофизиологических и личностных черт. Но, как бы то ни было, решающую роль в том, будешь ли ты успешен в этой сфере, играет мотивация. Если это твой путь, развивайся в нужном направлении и достигай профессиональных высот. Человек может добиться очень многого, если делает именно то, к чему лежит душа.


С.О. Кропивянская

Приходилось ли вам задумываться над тем, в чем состоит отличие аналитического и критического мышления? К сожалению, большинство людей не видят здесь большой разницы и потому не используют на полную мощность ни возможность критического отношения к действительности, ни потенциал анализа, лежащего в основе логики.

Между тем, разбираясь в этих интеллектуальных инструментах и развивая их, мы обретаем способность не только глубже узнавать мир, но и эффективнее его преобразовывать! Как именно помогают нашему мозгу эти интеллектуальные процессы?

Критика VS Аналитика

Критическое мышление помогает нам:

  • оценить, действительно ли данное событие имело место,
  • убедиться, можно ли доверять полученной информации, и в какой степени,
  • выяснить, полезны или нет для нас данные явление, объект, предмет или ситуация,
  • сделать заключение, вывод и дать свою оценку.

Другими словами, критическое мышление помогает нам сформировать свое мнение или убеждение по поводу той или иной информации . Критическое мышление вполне можно условно назвать оценочным.

В свою очередь, мыслить аналитически значит:

  • понимать суть явления;
  • разбираться в причинно-следственных отношениях;
  • уметь разложить на составные части сложную проблему;
  • сравнить вероятные решения задачи и выбрать из них оптимальное.

Мы используем нашу способность к аналитическому мышлению, когда от нас требуется разложить объемную информацию на отдельные «кусочки» и, продвигаясь шаг за шагом, понять ее суть и логику. Аналитическое мышление условно можно назвать рациональным, логическим.

Но как развить аналитическое мышление?

Развитые аналитические способности полезны нам как в обыденной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Высококвалифицированный специалист, независимо от того, в какой именно области он трудится, должен уметь:

  • быстро определять в поступающей информации главное и второстепенное,
  • решать сложные проблемы,
  • находить сильные и слабые стороны в случившемся событии,
  • выявлять возможности и ограничения,
  • делать обоснованные выводы и заключения,
  • принимать решения, опираясь на статистические данные,
  • проектировать свою деятельность в соответствии с целями,
  • делить процесс на этапы.

Давайте поиграем!

Давайте рассмотрим специальные игры на развитие аналитического мышления.

  1. Паззлы . Обычно для умственных тренировок рекомендуют собирать паззлы. Но, если вы действительно стремитесь развивать свое внимание и способность к мысленному анализу, лучше не собирать паззлы, а… самому делать их. Такой творческий способ тренировки намного более сложный и потому более продуктивный для умственного развития человека.
  2. Квест . Если ваша семья любит проводить время вместе, то отличным развивающим упражнением для всех станет поиск сокровищ по карте. Если эта игра будет предназначена только для детей, то следует сделать карту, понятную для ребенка. Но все же наилучшим решением будет совместный квест, в котором дети и их родители объединят свои усилия, читая карту и шаг за шагом двигаясь к месту, где спрятан заветный клад. Чтение карт требует мысленного перевода реальных объектов в символы, которые их обозначают, и наоборот. Вот почему такая игра одинаково полезна и тем, кто рисует и размечает карту, и тем, кто впоследствии будет пытаться эту карту прочесть и расшифровать.
  3. Шифры и коды . Кстати, любые шифры тоже вполне могут выступать в роли тренажеров для аналитического мышления. Сопоставление шифра и ключа к нему, перевод с одного условного языка на другой – замечательные игровые способы умственного развития.
  4. Головоломки . Пусть это будет даже обычный «Кубик Рубика». Но давно уже появились разные его вариации. Головоломка хороша тем, что заставляет нас просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.
  5. Настольные игры . Возможно, кому-то это и покажется архаичным, но весьма действенное средство развития способности к анализу – это традиционные настольные игры. Однако, речь не идет о тех играх, где успех определяется исключительно везением, как, например, в детских играх с бросанием кубика, указывающего число разрешенных игроку ходов. По-настоящему полезны лишь те игры, где от игроков требуется тщательное обдумывание каждого своего следующего шага с учетом действий противника и, по возможности, предвидением или даже провоцированием противника на определенные ходы. В таких играх оттачиваются умение:
  • распознавать мотивы действий других,
  • понимать логику действий других людей,
  • предвидеть вероятные решения других,
  • выбирать точные способы реагирования на действия других.

С Викиум вы сможете развивать аналитическое мышление онлайн

Онлайн-игры типа «Эрудит» способствуют развитию навыка быстрого анализа и оценки информации, а также выбора правильной формулировки или подходящего слова.

И, конечно же, не следует забывать про такую проверенную веками игру, как шахматы! Шахматы относятся к тем видам игр, которые требуют от игрока умения провести анализ сложившейся на доске ситуации и выработать стратегию своих действий, стремясь при этом раскрыть замысел противника. Так, в добавление к аналитической мысли здесь требуется еще и стратегическое видение.

Но, пожалуй, самые эффективные тренировки мозг получает благодаря нашей склонности к мысленному экспериментированию . Этот тревожащий мозг вопрос «А что, если…?» увлекает не только ученых, но и всех тех, кто любит побаловать свой ум необычными заданиями. Их накоплено довольно много, на любой вкус и разного уровня сложности.

Самая известная из таких игр-загадок – это «Дилемма узника ».

Однако не менее увлекательно попробовать разобраться, например, с экспериментом под названием «Комната Марии». Мария – ученый исследователь, весьма талантливый и способный. Она сидит в специальной комнате или камере и наблюдает за окружающим миром через особенные окна, которые устроены таким образом, что Мария видит мир только в черно-белых красках. Она знает все про световые волны и про то, как возникает и меняется цвет. Но, увы, ее знания исключительно теоретические. Она еще ни разу в жизни не выходила из своей комнаты. Что произойдет, когда Мария выйдет из комнаты и увидит реальный мир во всех его красках? Сможет ли она опознавать цвета? Например, отличить красное яблоко от серого? Суть этого мысленного эксперимента в том, чтобы, проанализировав ситуацию, выработать и обосновать все возможные стратегии познания Марией мира красок.

А эксперимент-игра «Идеологический тест Тьюринга» не только развлечет игроков, но и послужит достойным тренажером для развития навыков анализа позиции своего оппонента. Для того чтобы победить, первому участнику дискуссии надо внимательно проанализировать аргументацию своего оппонента в споре и применить ее в своей речи так, чтобы судьи не догадались, кто автор данных аргументов — первый участник или его оппонент.

Более изысканных эрудитов могут привлечь неразрешенные научные проблемы. До сих пор существуют остающиеся без ответов вопросы философского плана, которые продолжают будоражить наш разум. Попытка просто осознать всю глубину вопроса и насладиться игрой своего ума, пытающегося найти ответ, стимулируют нашу мозговую активность.

К таким вопросам относят, например:

  • Почему всегда есть «что-то», но никогда не бывает «ничего»?
  • Почему наш мозг состоит из атомов, а сознание, которое есть продукт мозга, из атомов не состоит?
  • Что дает нам право утверждать, что мы и весь наш мир действительно реальны, а не являемся симулякром, иллюзией?
  • Обладаем ли мы свободой воли или являемся кем-то вроде зомби, сами того при этом не подозревая?
  • Способны ли мы быть объективными и, если да, то, в каких ситуациях?

Талантливых аналитиков не так уж много. Но регулярные занятия, пусть даже это будут всего лишь игры, вполне возможно помогут вам стать просто хорошим аналитиком. Что, в принципе, не так уж и мало.

Аналитические способности - это умение анализировать различные жизненные явления, причем не вольно, а строго используя логические методы, абстрагируясь от мелких, незначащих деталей. Нередко люди, наделенные талантами, абсолютно не используют их в своей реальной жизни, в то время как менее талантливые, но более настойчивые, как правило, добиваются успеха. Аналитические способности – это тоже своего рода талант, и его можно развивать, давая себе пищу для ума.

Как проверить аналитические способности?

Для того чтобы проверить, насколько вы способны к самостоятельному анализу, зачастую требуется только пройти тест на аналитические способности – любой из тех, что вы можете найти в сети. Проверить себя можно и более легким путем.

В обычной жизни, анализируя действительность, человеку нужно рассматривать все обстоятельства по частям, отдельно друг от друга, сравнить варианты, их плюсы и минусы, и только после этого сделать общий вывод. Проверить себя можно, взяв любой учебный текст и поработав с ним 10-15 минут.

Главный прием понимания учебного текста – это способность задавать к нему вопросы. Если развитие аналитических способностей у вас на высоком уровне, то вы легко сможете: разбить текст на смысловые части, сформулировать его общую главную мысль и получить из него некие новые знания. Если это вам удалось легко, значит, аналитической деятельностью вы владеете, а если возникли сложности, значит, эту область стоит развивать.

Как развить аналитические способности?

Сейчас можно запросто выбрать один из тренинг-центров, где вас готовы обучать не только аналитическим способностям, но и успешности, предпринимательскому искусству и согласию с собой. На таком тренинге вам, скорее всего, предложат задачи на аналитические способности, причем в виде ситуации, на которую вам нужно быстро отреагировать. Обучение в таком ключе проходит интересно, легко и дает отличные результаты.

Впрочем, не в каждом населенном пункте можно найти такой центр. Можно и самостоятельно придумывать различные спорные ситуации и находить из них выходы, а также представлять себе, как они скорее всего будут развиваться дальше. Это лучше всего делать в паре с единомышленником, так и эффект будет лучше, и заниматься интереснее.

Кроме этого можно пойти совсем простым путем и решать логические задачки, которые также хорошо способствуют развитию аналитических способностей. Например:

Решая таки задачи регулярно, вы легко разовьете в себе желаемое качество личности.

Мы часто сталкиваемся со словами «анализ», «аналитик», «анализировать ситуацию», но все ли хорошо понимают, что значит аналитическое мышление? Чем оно отличается от логического? Можно ли его развивать? Для чего это нужно?

С аналитическим мышлением однозначно ассоциируется что-то хорошее. Человеком с развитыми аналитическими способностями мы обычно восхищаемся, считаем его очень умным, способным раскусить любую загадку. Легко вспоминается в данном контексте герой книг К. Дойля Шерлок Холмс. Он мастерски использовал оба вида анализа: индуктивное (от частого к общему), а также дедуктивное (от общего к частному). Именно благодаря умению схватывать мелочи, улавливать причинно-следственную связь он достигал успеха.

Многие любят разгадывать кроссворды, кто-то играет в шахматы, есть любители почитать детективы. Бесспорно, все это развивает аналитику вашего мышления, но кому это умение жизненно необходимо?

Потребность в аналитическом мышлении

Любой человек, работающий с большими объемами информации, должен уметь вычленять смысл, отбрасывая второстепенные детали. Периодически мы сталкиваемся с необходимостью построить прогноз, оценить вероятность появления внештатных ситуацией. Важно также обладать способностью структурировать информацию, а также оценивать ее. Данные навыки высоко ценятся в логистике, экономике, программировании, в сфере продаж. Именно поэтому в условиях кризиса работодатели особенно тщательно проверяют кандидатов, обращая внимание не только на резюме и опыт работы, но проверяя гибкость ума, а также другие аналитические способности претендентов на должность.

Получается, что умение мыслить аналитически может быть полезным любому человеку, стремящемуся добиться успехов в жизни и карьере. Любая задача будет решена более качественно, эффективно, а на ее выполнение будет уходить меньше времени, что тоже немаловажно в увеличивающемся цейтноте времени. Рассмотреть проблему с разных сторон, не спешить с выводами, не дать захлестнуть себя эмоциям – вот те качества, которыми обладает человек с хорошим аналитическим мышлением.

В чем разница между аналитическим и логическим мышлением?

Под аналитическим мышлением понимается умение человека применять логику для анализа информации и заключения выводов. Как выглядит процесс аналитического образа мыслей на практике?

  1. Необходимо разбить сложную информацию на более простые части.
  2. Проанализировать все части по отдельности, а также изначальную информацию целиком.
  3. Недостающую информацию восстановить с помощью суждений и умозаключений.
  4. Наметить несколько вариантов решения проблемы на основании предыдущих пунктов.
  5. Каждый вариант подвергнуть анализу, рассмотреть его минусы, плюсы.
  6. Выбрать оптимальное решение.

В ходе данных операций, безусловно, применяется логика. Но для анализа важен сам процесс решения задачи и результат.

Можно ли развить свои способности к анализу?

Конечно, можно. Аналитическая способность состоит из двух компонентов: прирожденная одаренность и целенаправленное развитие.

Скорее всего, именно естественным талантом к анализу или его отсутствием объясняется традиционное деление на «гуманитариев» и «технарей». Это разделение упрощает жизнь учителям: кто станет грузить гуманитарный класс сложными логарифмами и задачами? Или в физико-математическом коллективе снижают роль литературы, изучения языков, уделяя внимание профильным предметам. Это облегчает жизнь также и подросткам. Ведь гораздо проще сказать: «Я не могу решать математические задачи, потому что у меня гуманитарный склад ума» - чем корпеть над сложной задачкой.

Однако такой подход впоследствии не становится полезным для детей. Получается, что гуманитарии будут обделены аналитическими способностями только потому, что их развитием не занимались в школе. А ведь школа – благодатное место и время для изучения наук. Как раз здесь знакомятся с понятийным аппаратом, учатся выполнять логические операции. Именно до 15 лет наиболее эффективно развивается умение анализировать.

Конечно, это не значит, что взрослым уже нельзя тренироваться в улучшении своих способностей. Начинать никогда не поздно! Почитайте о том, как заниматься развитием аналитического мышления.

Десять способов для разработки аналитических качеств:

  1. Изучать математику и физику, читать научно-популярную, учебно-научную литературу.
  2. Решать логические задачки, головоломки и др.
  3. Играть в интеллектуально развивающие игры (шахматы, квесты и стратегии – любые, где понадобится умение просчитывать на несколько ходов вперед).
  4. Занимайтесь творчеством. Помните пристрастие Шерлока Холмса к скрипке?
  5. Общайтесь с людьми. Пусть они будут разными: те, у которых развито мышление, и те, у кого не очень. Будет прекрасная возможность сопоставлять.
  6. Не пренебрегайте качественной художественной литературой. Книга – лучшая пища для мозга.
  7. Как бы банально это ни звучало: анализируйте. Свое поведение, поведение других людей. Почему так поступают? К каким последствиям это приводит?
  8. Сомневайтесь во всем, даже в самых очевидных, казалось бы, вещах.
  9. Занимайтесь планированием вашей жизни. Чем вы будете заниматься завтра? А что нужно сделать за неделю? Чего вы хотите достигнуть в этом году? Каким вы хотите быть через 10 лет? Обрабатывайте эту информацию, анализируйте. Это поможет развить не только аналитические качества, но сделает жизнь более упорядоченной.
  10. Вступайте в дискуссии. Будьте любопытны, старайтесь понять мнение оппонента, доказывайте свое. Этот прием отлично тренирует логику.

Не концентрируйтесь на развитии только одного полушария. Наш мозг должен работать гармонично. Признайтесь, что быть разносторонней личностью гораздо приятнее, чем сухим аналитиком. Оба полушария взаимосвязаны: развитие одного ускоряет улучшение второго, а переутомление ведет к умственной пассивности. Не забывайте также о здоровом режиме питания и отдыха.

А теперь предлагаю потренировать свое мышление на жизненном примере (реальном, кстати).

1. Склад высылает клиентке не тот товар, что она бронировала. 2. Она отправляет его обратно, но по адресу не службы возврата, а по адресу службы доставки, которые не должны получать такие возвраты. 3. Служба доставки получает товар и отправляет его на склад, но при этом теряет подтверждающий это документ. 4. Склад ничего не получает, но доказательств не имеет. Вопрос: кто виноват и что делать?

Жду ваших ответов в комментариях. Будьте благоразумны и тренируйте мозги!

Если понравилась статья, жмите на репост, поделитесь с друзьями.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.