Умер как рафаэль. Семен Брилиант Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность

  • 17.07.2019
История любви =МАРГАРИТА ЛУТИ - РАФАЭЛЬ САНТИ=


На самой прославленной картине великого Рафаэля Санти (1483–1520) запечатлён образ молодой и очень красивой женщины с огромными чёрными миндалевидными глазами. Прообразом «Сикстинской Мадонны» стала Маргарита Лути - самая сильная и отчаянная любовь прекрасного гения.

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер. Рафаэлю тогда было одиннадцать лет. Мать его умерла ещё раньше, и мальчик остался на попечении своих дядюшек - Бартоломео и Симона Чиарла. Ещё пять лет Рафаэль учился под присмотром нового придворного живописца герцогов урбинских Тимотео Вити, который передал ему все традиции умбрийской школы живописи. Затем в 1500 году юноша переехал в Перуджу и поступил на обучение к одному из самых знаменитых художников Высокого Возрождения Перуджино. Ранний период творчества Рафаэля так и называется - «перуджинский». В двадцать лет гений живописи написал знаменитую «Мадонну Конестабиле». А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний период его творчества. Миру явился великий Рафаэль, шедеврам которого весь мир поклоняется вот уже которое столетие.

В 1504 году молодой человек перебрался во Флоренцию, куда годом раньше переехала вся мастерская Перуджино. Здесь он создал ряд восхитительных живописных полотен с «Мадоннами». Под впечатлением этих шедевров в 1508 г. папа римский Юлий II (правил в 1503–1513 годах) пригласил художника в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце.

Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля - этап славы и всеобщего преклонения. Это было время пап-меценатов, когда в мире ватиканской курии царили, с одной стороны, величайший разврат и глумление над всем честным и благонравным, а с другой - преклонение перед искусством. Ватикан по сей день не смог полностью очиститься от пятен злодеяний, совершённых папами-меценатами под прикрытием папской тиары, а философы и искусствоведы оказались не в состоянии объяснить, почему именно в эпоху вопиющей развращённости, в самом эпицентре разврата изобразительное искусство, архитектура и литература поднялись на недосягаемые высоты.

После кончины развратного старика Юлия II папский трон занял ещё более развратный Лев X (правил в 1513–1521 годах). Одновременно он прекрасно разбирался в искусстве и являлся одним из самых прославленных в истории покровителей поэтов, художников и артистов. Особо благоволил папа доставшемуся ему по наследству от предшественника Рафаэлю, который расписывал здания и дворцы, писал восхитительные картины.

В это же время в Вечном городе жил знатный и богатый человек - Агостино Чиги, владелец множества поместий и земель, хозяин огромного дворца Фарнезино в Риме. Следуя традициям папского двора, где было принято всемерно подражать вкусам понтифика, Чиги пригласил Рафаэля расписать стены центральной галереи дворца Фарнезино. Вскоре художник создал здесь великолепные фрески «Три грации» и «Галатея», но для третьей фрески «Амур и Психея» Рафаэль никак не мог найти натурщицу.

Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение. Говорят, что художник мгновенно забыл всех девиц, вниманием которых он никогда не был обделён. Девушка затмила всех. Очарованный её неземной красотой, Рафаэль воскликнул: «Я нашёл свою Психею!» Живописец спросил девушку: кто она и откуда? Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец - хлебопёк. Девушке было семнадцать лет, и звали её Маргаритой Лути.

Рафаэль пригласил Маргариту к себе в мастерскую и попросил, чтобы она позировала ему для портрета. Та, немного смутившись, ответила, что должна спросить разрешения у отца и у своего жениха, деревенского пастуха, за которого вскоре должна была выйти замуж.

Расставаясь, Рафаэль дал Маргарите золотое колье и попросил принять его в знак благодарности за чудесно проведённый день. Девушка отказалась от подарка. Тогда художник предложил ей маленькую сделку - десять поцелуев за дорогое колье. Сделка состоялась.

Окрылённый и счастливый Рафаэль едва дождался следующего утра и поспешил к хлебопёку. Отец девушки, получив от художника несколько золотых монет, разрешил дочери позировать для картины.

Рафаэль писал Маргариту в мастерской. Статный и красивый мужчина с утончёнными чертами лица и тёмными, кудрявыми волосами не мог не понравиться пылкой девушке. Художнику было за тридцать, но он по-прежнему был очень красив. Им восхищались римские красавицы, знатные женщины становились его любовницами, но только «маленькая Форнарина», как прозвал девушку художник, заставила трепетать его сердце.

Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования. Он стал ревновать Маргариту, не спал ночами, рисуя в воображении картины встреч девушки с её женихом - пастухом Томазо. Наконец, художник не выдержал. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим. Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца. Художник выполнял все её желания: покупал ей дорогие наряды и драгоценности, окружал роскошью и богатством, приставлял к ней многочисленных слуг, которые исполняли каждое желание юной красавицы. А вот коварную и расчётливую Форнарину интересовали преимущественно деньги неожиданного покровителя. Она постоянно изматывала художника, оставалась неудовлетворённой и с каждым днём требовала большего. Юному созданию было мало ласк и восхищения. Она требовала не только новых богатств, но и хотела, чтобы Рафаэль ни на миг не отходил от неё и предавался любовным усладам только в её обществе. И художник покорно выполнял эти прихоти, буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы.

Настал час, и Агостино Чиги настоятельно попросил художника закончить заказанную работу в Фарнезино. Понимая ситуацию, Чиги обещал предоставить влюблённой паре особые апартаменты во дворце, где Маргарита могла бы скрываться от знакомых.

Влюблённые вынуждены были вернуться. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. Он проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить. Опасаясь, что угрозы его - не пустые слова, хитрая женщина позвала Чиги и рассказала ему об угрозах бывшего жениха. Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. И неожиданно она пообещала растерявшемуся Агостино всё, что он пожелает, но при одном условии: если могучий синьор заточит своего пастуха Томазо в монастырь. В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги.

Вскоре стало известно о другом любовном романе прекрасной Форнарины. Она затащила к себе в постель совсем молоденького юношу из Болоньи Карло Тирабоччи, бравшего уроки у великого мастера. Ученики Рафаэля посчитали эту измену оскорбительной для себя и вызвали юношу на дуэль. Злосчастный Карло был поражён ударом шпаги и вскоре скончался от потери крови. Но Маргариту уже ничто не могло остановить, вскоре у неё опять появился юный любовник.

Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. И только безмолвные творения его кисти знали о том, какие муки терзали сердце их создателя. Рафаэль столь страдал от сложившейся ситуации, что иногда даже не мог по утрам подняться с кровати. Он обратился к врачам, и ему поставили диагноз - резкое истощение организма. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения.

Рафаэля похоронили в Пантеоне, где покоятся останки самых великих людей Италии. Ученики художника обвинили неверную Маргариту в смерти их учителя и поклялись отомстить за то, что чередой бессчётных измен она разбила сердце великого человека.

Испуганная Маргарита бежала к отцу, в доме которого скрывалась некоторое время. Здесь она однажды столкнулась нос к носу с бывшим женихом Томазо, который по её милости пять лет провёл в монастырском заточении. Маргарита не нашла ничего лучше, как попытаться соблазнить его, и оголила перед пастухом свои пышные плечи. Тот, схватив горсть земли, бросил её в лицо бывшей невесте и ушёл, чтобы никогда больше не видеть женщину, поломавшую ему жизнь.

Оставленного Рафаэлем наследства хватило бы легкомысленной Форнарине на то, чтобы изменить жизнь и стать порядочной женщиной. Но, почувствовав вкус плотской любви и беспечной жизни, познав самых известных мужчин Рима, она не пожелала что-то менять. До конца дней Маргарита Лути оставалась куртизанкой. Умерла она в монастыре, но причина её смерти неизвестна.

Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира. Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи. Они с умилением смотрят на прекрасную, неземную женщину, протягивающую им с небес доверчивого младенца… Но мало кто знает, что земная плоть женщины, изображённой на картине, некогда принадлежала самой сладострастной и распутной куртизанке Италии - той, которая погубила гения в расцвете его сил и таланта.

Впрочем, в литературе встречается и иная версия описанных событий. Рафаэль с самого начала влюбился в развратную римскую девицу, отлично знал ей цену, но в безнравственной атмосфере двора пап-меценатов не смущался использовать её в качестве модели при написании ликов Божьей Матери. К ранней же смерти художника Маргарита Лути не имела никакого отношения.

Когда хотят сказать, что мужчина до последнего своего мгновения оставался мужчиной, то произносят фразу: "Умер как Рафаэль".
Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (1483-1520) - один из трех величайших художников Возрождения. Родился в небольшом городке Урбино, в семье местного художника Джованни Санти. В 11 лет остался круглым сиротой. Учился у известного художника Перуджино, многое взял у более старших Микеланджело и Леонардо да Винчи. С 1508 г. жил в Риме, писал портреты местной знати и картины с Мадоннами, самой известной из них стала "Сикстинская мадонна". Расписал фресками станцы Ватикана - одной из самых знаменитых стала его "Афинская школа".
Юная Форнарина

Исследователи жизни Рафаэля до сих пор не могут понять, как этот учтивый красавчик с томным лицом, длинными ресницами и черными вьющимися волосами смог остаться верен своей мужской природе и не стал любовником кого-нибудь из своих учителей или богатых покровителей. Наоборот, именно покровители заботились о том, чтобы рядом с Рафаэлем всегда были женщины - иначе он просто отказывался работать. Римский банкир Биндо Альтовиди, чей портрет Рафаэль согласился написать, на полгода, пока художник работал над картиной, превратил свой дворец в изысканный римский бордель. Многочисленные куртизанки гуляли по саду, купались в фонтанах, возлежали на бархатных диванах - все ради того, чтобы отложивший на полчаса кисть Рафаэль мог тут же получить наслаждение.


Форнарина
Он был любовником донны Аталанты Бальони, по заказу которой расписывал капеллу в церкви Сан-Франческо в Перудже. Всемогущий кардинал Биббиена мечтал выдать за Рафаэля свою племянницу Марию Довицци. Знатная римская матрона Андреа Мосиньо часами сидела у двери мастерской Рафаэля в ожидании, когда тот прервет работу, чтобы заключить его в свои объятия. Так продолжалось до 1513 года, пока он случайно не встретился с 17-летней простолюдинкой Маргаритой Лути.
Он прозвал ее Форнариной, то есть "юной булочницей" - девушка была дочерью пекаря, которую он выкупил у отца за 3000 золотых дукатов и еще около 1000 дукатов отдал ее жениху, чтобы тот навсегда позабыл бывшую невесту.Рафаэль забрал ее с собой в Рим, купил ей роскошную виллу, наряды, драгоценности, карету. В ее гостиной ежедневно собиралось не меньше сотни гостей. И почти 7 лет - до конца своей жизни - оставался ее рабом. Он боготворил Форнарину - это подтверждают лики "Сикстинской мадонны", "Донны Велаты", "Мадонны в кресле", другие работы, для которых моделью служила Маргарита. На полотнах Рафаэля она светится безмятежной небесной красотой. И это взгляд обожавшего ее Рафаэля. Но стоит посмотреть и на портреты Форнарины, выполненные учениками Рафаэля - Джулио Романо или Себастьяно дель Пьомбо. На них изображена более чем заурядная женщина - хитрая и алчная. Вот что значит взгляд влюбленного художника! Рафаэль не замечал, что Маргарита изменяет ему с его приятелями, знакомыми, покровителями, даже с его учениками. Одного такого, Карло Тирабоччи, другие его ученики вызвали на дуэль и убили. Так было обидно за мастера!


Синдром Адели

Жан Огюст Доминик
Энгр. Рафаэль
и Форнарина
Недавно в итальянской печати были опубликованы исследования искусствоведа Донато Бергамино, который попытался объяснить безоглядную и всепоглощающую любовь Рафаэля к Маргарите. И почему она ему изменяла?
Отношение Рафаэля к Маргарите Лути - типичный пример любовной зависимости. Значительно позднее его назовут синдромом Адели - по имени дочери Гюго, которая своей любовью буквально преследовала одного английского офицера. Ни в чем не смея ему отказать, она поставляла ему проституток и терпеливо ожидала в соседней комнате, когда у возлюбленного закончится любовный сеанс. Синдромом Адели страдал и Рафаэль. У Форнарины же было другое заболевание - нимфомания. Ею страдали знаменитая Мессалина, российская императрица Екатерина Великая, французская королева Марго... Форнарина - в их ряду. Рафаэль, никогда не страдавший недостатком тестостерона, все же не мог до конца удовлетворить Маргариту. Он как-то признался: "В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава". Любовный марафон, который у него с Форнариной мог продолжаться по много часов, выматывал художника. Из-за этих любовных подвигов его здоровье вконец истощилось. Так что если к кому и применимо выражение "умер от любви", то это к Рафаэлю.


Рафаэль Санти.

Сикстинская
мадонна
Скончался Рафаэль в день, когда ему исполнилось 37 лет. Ночью в полубредовом состоянии он отправился искать Маргариту и нашел ее в постели своего ученика. Выгнав того из комнаты, он тут же сам овладел Маргаритой. Она же, в пылу страсти, не сразу заметила, что обожавший ее художник вскоре умер.
Отпевали его в церкви Св. Сикста, под той самой "Сикстинской мадонной", за которую через два века заплатят почти 100 кг золота и увезут в Германию. Но Маргариту на отпевание не пустили - никто не поверил, что она уже давно была тайно венчанной женой гения. Рафаэль оставил ей огромное наследство, на которое она могла бы долго и безбедно жить. Но Форнарина стала самой дорогой и, пожалуй, самой развратной римской куртизанкой. Лишь перед смертью ушла в обитель Св. Урсулы, где записалась как "вдова Рафаэля".

Рафаэль Санти считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина». Об истории создания портретов «Донна Велата» и «Форнарина» читайте в нашей статье.

В последние годы своей жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы. Его талант стал ценным призом для пап Юлия II и Льва Х и был поставлен прежде всего на службу Ватикану. В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 - 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, совершенно не считаясь с ограниченностью сил художника. Уже в 1514 году папа Лев поручил Рафаэлю продолжение реконструкции собора Св. Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» - руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях. В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы. Рафаэль оказался в крайне трудном положении. Художник был молодым, выносливым и сильным, но, безусловно, не клише на маниакального трудоголика Микеланджело. Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. Недостаток своих сил и времени он старался восполнить энтузиазмом своих учеников, в особенности, Джованни Пенни и Джулио Романо, которым часто принадлежит уже не только исполнение кистью, но и изготовление картонов поздних фресок Рафаэля. К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь. Рафаэль был очень востребован, его предпочитали Леонардо, который редко заканчивал работы, и Микеланджело, отличавшегося взрывным характером. Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой.

Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Своей внешностью и характером мать Рафаэля отвечала представлениям своего мужа, художника Джованни Санти, об идеальной женщине - Мадонне. Такой и изобразил он её с любовью на одной из стен дома во дворе семьи Санти - в образе Святой Девы с младенцем на руках. Прекрасное композиционное решение, нежный профиль Мадонны и тонкое выражение грусти долгое время давали повод сомневаться в авторстве Джованни Санти, а картину вместо отца приписывали его знаменитому сыну - Рафаэлю. Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её.

«Мадонна с младенцем», Джованни Санти

С большой вероятностью можно предположить, что мать Рафаэля внесла свою лепту в образование художника. Новое гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения предоставило женщине право на формирование своей индивидуальности. В родительском доме женщина теперь получала такое же образование, как и мужчина, а часто - даже более широкое. Это дало женщине эпохи Возрождения возможность вносить в дом свой личный вкус, взгляды и влияние.

По свидетельству современников, Рафаэль был наделён мягким и женственным характером, чуткой восприимчивостью и милосердием. Своей мачехе Бернардине, у которой вскоре после смерти Джованни Санти родилась дочь Елизавета и приложившей немало сил, чтобы отсудить у Рафаэля оставленное отцом наследство, художник назначил содержание из своего наследства. В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни, и поэтому умер в бедности». Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой, именем Рафаэль из Урбино; это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый».

Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера - «Донна Велата» и «Форнарина». Объединяет портреты не только высокое мастерство исполнения, но и проступающая индивидуальность модели. На главный вопрос - кто изображён на портретах, ответ пока не найден, так как мнения искусствоведов разделились. Некоторые исследователи пришли к соглашению, что на знаменитых картинах изображена Форнарина - легендарная возлюбленная Рафаэля. Настоящее имя Форнарины - Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере. Род деятельности её отца-булочника (итал. fornarino - булочник) определил её прозвище - Форнарина. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII - XIX веках. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Это было начало романа 30-ти летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл её своей Психеей -«своей душой». Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты.

«И кисть моя смела, и краски живы,

Но как они мертвы перед тобой!

Как этих нежных лилий, роз отливы

Изобразить с такой красотой?»

Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». Но Вазари грешил тем, что, не представляя кроме интригующих намёков бесспорных доказательств, иногда с ловкостью переплетал факты и вымыслы. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. В 2005 году итальянский учёный Маурицио Бернарделли Куруз попытался открыть человека за завесой легенды. Он предоставил свои доказательства того, что Рафаэль Санти тайно женился на своей возлюбленной Маргарите Лути, хотя официально был помолвлен с племянницей влиятельного кардинала Биббиены - Марией. Имя безвременно умершей в 1514 году Марии упоминается на памятной доске рядом с захоронением великого художника в римском Пантеоне. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах -«Донна Велата» и «Форнарина». Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками», и их носили замужние женщины. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым, именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Противникам версии существования Форнарины эти доказательства представляются сомнительными. Они убеждены, что Форнарина - не более, чем красивый миф, мистификация, и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». В качестве действительно убедительного аргумента используется период создания картин: ко времени своего знакомства с Форнариной, Рафаэль уже завершал эти две итоговые в его творчестве картины. А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» - это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Ведь сам художник говорил, что для того, чтобы написать красавицу, ему нужно было видеть много красавиц. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. О личной жизни художника, о его отношениях с друзьями, коллегами, помощниками и заказчиками известно мало, легенд гораздо больше. Поэтому, суть событий на протяжении веков была и останется тайной, а некоторые вопросы останутся без ответов.

«Донна Велата», Рафаэль Санти

В 1514 - 1515 годах Рафаэль написал картину, которая демонстрирует его блестящее мастерство, и по праву признана одной из лучших в живописи. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») - воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. О судьбе портрета известно крайне мало. Интересный факт: долгое время авторство картины не было установлено, и только в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Но это не более, чем предположение. Сам Рафаэль признавался, что все его живописные символы идеальной женской красоты складываются из множества жизненных впечатлений. В качестве цветовой доминанты художник использовал белый тон одежды, чем подчеркнул молодость, красоту и гармоничное состояние духа портретируемой. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II . В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции.

В 1518 - 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины, имя которой до сих пор будоражит воображение - «Форнарина». Легендарная натурщица и возлюбленная художника, чьё существование до сих пор не подтверждено окончательно, хоть эта история длиной в полтысячи лет. Настоящее имя Форнарины - Маргарита Лути, было установлено исследователем Антонио Валери только в XIX веке. Валери нашёл его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря Святой Урсулы, где послушница была записана как вдова художника Рафаэля. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах.

«Форнарина», Рафаэль Санти

Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур, изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника.

Впервые портрет обнажённой женщины упоминается со слов человека, который видел его в коллекции Сфорца Санта Фьора, а с 1642 года картина находится в фондах римской галереи Барберини. После недавно проведённого рентгеновского исследования выяснилось, что изначально Рафаэль изобразил пейзажный фон, который позже был заменён миртовым деревом. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно. Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее, и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них - роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина».

«Форнарина» Джулио Романо

Но это ещё не конец истории загадочной «Форнарины»: прекрасный рафаэлевский образ прослеживается и в позднем искусстве. Его использовал французский художник XIX века Жан Огюст Энгр в своей картине «Рафаэль и Форнарина» и художник Франсуа Пико в своей картине с таким же названием.


«Рафаэль и Форнарина», Энгр

Фото из открытых источников

Биографический очерк С. М. Брилианта

С портретом Рафаэля, гравированным в Петербурге К. Адтом

Введение

Рафаэль и Микеланджело, не уживавшиеся вместе в свое время, существуют неразрывно один от другого в памяти потомства. Биографии их – это история золотого века, история Возрождения. Оба вместе – двуликий Янус. Один весь – протест и борьба, другой – мир и сияние красоты. Один отражает в себе целый мир с его заоблачными сферами, в каждой капле росы видит образ божества, в каждом дуновении ветра слышит небесную гармонию; другой чувствует мощь лишь в самом себе, каждым своим движением хотел бы повелевать миру и богам. Отсюда несходство их личной жизни. Микеланджело интересен весь, с его критическим умом и поэтическим талантом, с его злой иронией, презрением к человечеству, непримиримый и одинокий. Рафаэль, напротив, в личной жизни не интересен. «Он занят небом, не землей». Он добр, любезен, ни с кем не ссорится и никого не защищает. Он погружен от юных лет в свои рисунки и картоны. Ему почти некогда говорить, некогда написать письмо. Политика его не интересует, философия занимает только как предмет изображения. Взамен всего у него одна сила, но зато сила необъятная, – это сила воображения. И еще чувство, подсказывающее ему любовь к красоте, стремление к идеалу. Вся его жизнь – одно стремление, но не бесплодное: «Он умел делать то, что хотели делать другие». И знакомиться с ним – значит знакомиться с тем, что он делал.

История великого человека бывает историей его времени. Таковы биографии Наполеона, Галилея. Напротив, биография Рафаэля заключается в истории его времени, в одном снимке эпохи Возрождения, которая произвела его гений. В сказании о докторе Фаусте, чернокнижнике и ученом, астрономе, математике и медике, выразился весь внутренний смысл Возрождения. Фауст хотел познать все тайны земли и неба. С этой целью он пробовал, при помощи дьявола, совершить воздушный полет, но дьявол уронил его, говорит сказание, и, наказанный за гордость, он очутился снова во прахе. Рафаэль тоже предпринял такой полет, но не с помощью дьявола, а с помощью религиозного вдохновения красотой, и он достиг своей цели и принес миру новые вести и светлые видения.

Рафаэль – избранник судьбы, и счастливый избранник. От колыбели ведет она его к цели как опытный воспитатель, рассчитавший все шансы успеха. Гений его развивается правильно: ничто и никто не становится на его пути, ему не нужно бороться, не приходится испытывать участи непризнанного, а зависть и злоба бессильны против его доброты, ласки, гения. Нигде и никогда ни малейшей ломки характера, никаких сомнений; он идет всегда спокойный и ясный, как св. Маргарита, которой змея не смеет коснуться на его картине.

Родившись в темной Умбрии, будучи сыном скромного художника, он завершает свою царственную деятельность в Риме, и его творчество – эпоха в искусстве.

На пути его между Умбрией и Римом стоит Флоренция, где изучает он человека и природу. Уже первый учитель его, Перуджино, соученик по мастерской знаменитого да Винчи, облегчает ему переход от старой школы к новой.

Леонардо да Винчи и Микеланджело старше его, он берет у них все, что касается техники и знаний, – это фундамент его успеха.

Папы Юлий II и Лев X – его современники, причем единственные в своем роде, ибо смогли дать полный простор его кисти, создать пространство, которое ему оставалось наполнить, не думая о средствах. Наконец, успех, любовь, дружба, богатство, поклонение – все это знал он при жизни, а после смерти имя его венчает вечная слава.

Его смерть – преображение, и о нем можно сказать с полным правом: «Не будем искать его среди мертвых».

Пройти с ним вместе его жизненный путь, хотя бы в небольшом очерке, – это значит жить некоторое время в мире Возрождения и не только познать этот мир, но увидеть зачатие, развитие и расцвет прекраснейшей поры в жизни человечества.

Рафаэль не вышел, подобно Минерве, во всеоружии из головы Юпитера, говорит о нем один поэт. Но добрые феи одарили его богатой восприимчивостью, и с помощью последней гений его достиг такой высоты, что человечество признало его царем в живописи. Этого титула еще никто у него не оспаривал, мало того, мы даже не ждем второго Рафаэля, как ни сильно изменились с того времени взгляды, понятия, идеалы. Рафаэль учился от колыбели до могилы. Он учился у отца, у Перуджино, у Мазаччо и других старых мастеров по оставленным ими произведениям, у Леонардо да Винчи и Микеланджело. И при всем том он остался Рафаэлем. Он брал у каждого, но он знал больше их всех. Он учился, но не заимствовал, не подражал, а во все приобретенное вносил свой собственный стройный порядок. Чувство меры и красоты было в нем необычайно сильно.

Все великие мастера, у которых он учился, оставались каждый в своем очерченном круге. Рафаэль творчески возвышался над всякой условностью, никакие рамки не могли ограничить свободы его воображения, его гения. В нем сочетались умеренность, вдохновение, тонкий вкус, здравое понимание, мудрость и поэзия.

Глава I. Детство

Празднество в Урбино и маленький Рафаэль. – Отец. – Имя Санти. – Урбино. – «Хроника». – Мать. – Влияние отца. – Мадонна Джованни Санти. – Талант отрока .

В средней части восточной полосы Италии, недалеко от берегов Адриатического моря, на скалистой горе высится замок небольшого, но древнего города Урбино, окруженного старинными крепостными стенами.

Ровно четыреста лет тому назад для жителей города, а также окрестных сел и деревень выдался особенно торжественный день. Молодой герцог Урбинский Гвидобальдо, семнадцатилетний юноша, уже успевший покрыть себя воинской славой в рядах папского войска, на этот раз возвращался в родной город мирным победителем; Елизавета Гонзаго, прекрасная и высокообразованная дочь герцога Мантуанского, была трофеем этой победы и стала отныне украшением и славой герцогского двора. В XV веке итальянцы без труда находили предлоги для празднеств, публичных церемоний, маскарадов и процессий. Город Урбино не мог равняться с Флоренцией и Римом в их баснословном великолепии, но жители города, подданные герцога, не уступали никому в усердной службе и преданности своему повелителю. Не только молодость и щедрость герцога вместе с красотою герцогини возбуждали общую радость. Ей способствовала и память об отце Гвидобальдо, знаменитом герцоге Федериго да Монтефельтро, отличавшемся любовью к наукам и искусству, любезностью и покровительством ученым и художникам, что покрыло его имя даже большей славой, чем воинская честь и рыцарская доблесть.

Весь город, как и замок, украшен был пестрыми коврами и гирляндами цветов. Поперек улицы, ведущей к замку, возвышались триумфальные арки, украшенные живописью лучших художников того времени. Не было недостатка ни в музыке, ни в пении, ни в процессиях аллегорических и шутовских, в роскошных нарядах.

Молодой герцог платил гражданам гостеприимством в своем роскошном замке. В стенах последнего находился обширный двор, окруженный, наподобие древнего цирка, амфитеатром, возведенным, по замыслу покойного герцога, для того, чтобы наблюдать за общественными играми. Здесь городские юноши участвовали в игре, называвшейся «Аита». Она заключалась в том, что вся молодежь делилась на две партии, нападавшие одна на другую, причем каждый старался, поборов соперника, перетащить его на свою сторону. На какой стороне оказывалось потом больше таких «пленных», та и считалась победительницей. Отличавшиеся особенной ловкостью и смелостью получали богатые подарки от щедрого герцога, одобрение толпы и своих избранниц.

Всегда ли великие люди выбирали себе достойные объекты любви? Всели возлюбленные великих осознавали в полной мере, с кем их свела судьба? К сожалению, нет. Маргарита Луги, прекрасная дочь пекаря и любовница гениального итальянского художника Рафаэля Санти, вряд ли понимала масштаб личности человека, рядом с которым провела лучшие годы своей жизни.

Говорят, косвенной причиной болезни титана Возрождения Рафаэля Санти и его смерти в возрасте 37 лет стали многочисленные измены его любовницы - Маргариты Пути. Но можно ли винить в чем-либо прекрасную простолюдинку, если именно её чарующий образ мы видим на бессмертных полотнах живописца?

Стремительный взлёт

Великому художнику Рафаэлю Санти изначально повезло. Он родился в 1483 году в Урбино в семье Джованни Санти, придворного живописца местного герцога и ученика выдающегося мастера Пьеро делла Франческа. Так что рано проявившийся у мальчика талант к рисованию в семье всячески поощряли. Рафаэль рано потерял родителей, но талантливого ребёнка взяли на попечение любящие родственники.

Уже в возрасте 20 лет Санти прославился на всю Италию. Он писал сюжеты с Мадонной как никто другой. Заказы сыпались на молодого живописца со всех сторон. А когда ему исполнилось 24 года, его работы заметил сам папа римский Юлий II. И заказал ему роспись стен в старом Ватиканском дворце.

Нравы Ватикана в то время отличались большой противоречивостью. С одной стороны, папский двор погряз в разврате, алчности, лжи и всех прочих смертных грехах. С другой - понтифики слыли тонкими ценителями всевозможных искусств и меценатами. Они не жалели денег на оплату труда лучших живописцев, скульпторов и архитекторов со всей Италии.

Поэтому в 1508 году Санти по приглашению главы Католической церкви переехал в Рим. Папа был не единственным заказчиком художника. Богатые представители итальянской знати всячески подражали правителям Ватикана. Им нравилось делать заказы тем же мастерам, что украшали своими творениями интерьеры папских дворцов. Так что у Рафаэля вскоре появился ещё один состоятельный клиент. Богача звали Агостино Киджи, он был хозяином виллы Фарнезина. Римлянин заказал художнику несколько фресок для своего владения.

Модель для Психеи

Однажды мечтательный молодой человек прогуливался в парке, размышляя о том, где взять натурщицу для полотна «Амур и Психея». Неожиданно он заметил отдыхающую в тени прекрасную девушку. Таких чистых черт, такого ангельского лица он ещё никогда не видел! «Психея» с интересом посмотрела на ослепленного её красотой Рафаэля.

Её звали Маргарита Лути. Она жила в Трастевере, на западном берегу реки Тибр. Ей было 17 лет. Рафаэль сразу же предложил ей стать натурщицей для образа Психеи. Робкая девушка сказала, что сама-то она готова. Вот только нужно спросить разрешения у отца-пекаря и жениха - пастуха Томазо…

Рафаэль совсем потерял голову от страсти. Ему было глубоко безразлично мнение отца и жениха прекрасной Форнарины - так он стал звать красавицу («форнарина» в вольном переводе с итальянского означает «булочница»). Живописец предложил ей золотое кольцо за десять поцелуев. Девица благосклонно согласилась…

Вопрос с папашей также решили деньги. 3000 золотых монет заставили высоконравственного пекаря закрыть глаза на то, что его сокровище будет позировать живописцу Так Маргарита и стала Форнариной. Рафаэль сходил с ума от прекрасной булочницы. Её нежное лицо с выразительными карими глазами, шёлковая кожа и пышные плечи заставляли его дыхание сбиваться. Вот только Форнарина оказалась далеко не так проста. Нет, конечно, ей льстило внимание состоятельного, преуспевающего мужчины столь высокого положения. Но Лути быстренько осмотрелась и поняла: в тех кругах, куда её ввёл Рафаэль, таких красивых и состоятельных - пруд пруди. И чем, спрашивается, этот Санти лучше остальных? С её точки зрения - ничем.

В искусстве прекрасная Форнарина не разбиралась. Зато она отлично понимала: есть мужчины и познатнее, и побогаче. И без всяких охов-вздохов и пустых, малопонятных разговоров о красоте и гармонии. Так что юная любовница Рафаэля начала поглядывать по сторонам. Художник, охваченный страстью, тем временем задерживал выполнение заказа Киджи, ради которого, собственно, и была приглашена Лути.

Ветреная натура

Агостино торопил. Чтобы создать художнику идеальные условия для работы, он выделили Санти и его натурщице-любовнице специальные апартаменты на своей вилле. Теперь Форнарина систематически мелькала перед глазами самого Агостино. Богач сам не заметил, как воспылал страстью к кокетливой простушке. Маргарита отлично представляла себе, сколько денег у Киджи. Тут она твёрдо решила не продешевить. И сама судьба дала ей повод хорошенько поторговаться. Томазо, её жених-пастух, стал упорно интересоваться, чем же его прекрасная возлюбленная занимается в обществе живописца во дворце Агостино Киджи.

Лути бросилась к Агостино и в слезах призналась ему в любви: мол, только одно мешает взаимности - её преследует обезумевший от страсти Томазо. Как же ей, беззащитной девице, избавиться от наглеца? Киджи вышел из себя. Богач, недолго думая, приказал своим людям устранить пастуха. Несчастного Томазо схватили и водворили в монастырь.

Маргарита, спасшаяся от своего преследователя, расплатилась с Агостино сполна в его же спальне. Киджи был в восторге от своей новой любовницы. Уж чем-чем, а умением ублажать мужчин Лути владела.

А что Рафаэль Санти? Он делал своё дело - писал картины, которые позже вошли в золотой фонд мирового искусства. Конечно, он понимал, чем занимается Форнарина в спальне его покровителя. Но что делать? Такой уж ветреной натурой оказалась эта Маргарита, прекрасная столь невинной прелестью.

Но и объятия богача вскоре наскучили красавице, алчной не только до денег, но и до разнообразия. От скуки Лути соблазнила одного из учеников Рафаэля. Другие ученики живописца вызвали этого любовника на дуэль - молоденький дурачок скончался от потери крови… Но и смерть не остановила зарвавшуюся простолюдинку. Любовь Санти, признанного великим при жизни, совершенно окрылила её.

Во все тяжкие

Рафаэль сходил с ума от бесчисленных измен Маргариты. Утешение он находил в творчестве. Самым знаменитым его творением стала написанная в 1512-1513 годах «Сикстинская Мадонна». Летящая в облаках Богоматерь с младенцем и сегодня трогает до глубины души. Моделью для образа Марии стала именно Маргарита Лути. Художник придал её лицу выражение, которое он хотел бы на нём видеть: материнскую любовь, страх перед утратой ребёнка, нежность. На самом деле ни одно из этих чувств очаровательная булочница испытывать оказалась не способна.

Малышка Форнарина, хоть и по-прежнему жила с Рафаэлем, крутила романы с римскими богачами направо и налево. Она буквально поработила Санти. Ценители искусства трепетали перед ним. Но только не Лути - она обнаглела до того, что частенько позволяла себе возвращаться домой лишь утром. Рафаэль страдал невыразимо, выплёскивая свои скрытые переживания на холст или сырую штукатурку. Возможно, его произведения не были бы столь проникновенны, если бы его жизнь с Форнариной складывалась счастливо.

Рафаэль умер в свой день рождения - 6 апреля 1520 года. О причине смерти исследователи спорят до сих пор. Но, в любом случае, не последнюю роль сыграло абсолютное нервное истощение, до которого дошёл живописец в конце жизни.

Маргариту ученики не пустили к угасающему гению: он сам на своём смертном одре отказывался видеть её. Лути вошла в комнату, чтобы сказать последнее слово уже скончавшемуся художнику.

Боясь гнева поклонников Рафаэля, Форнарина быстренько сбежала в дом отца. Там она столкнулась с Томазо, бывшим женихом, которому только-только удалось вырваться из монастыря, куда его заточил Киджи. Пастух даже не посмотрел на предательницу, которая как ни в чём не бывало стала с ним заигрывать…

Впрочем, Лути скоро опомнилась. Она поняла, что смерть Рафаэля не истончила кошельки богатых римлян и их объятия по-прежнему открыты для неё. И пустилась во все тяжкие.

Маргариту Лути помнят не только как возлюбленную и музу Рафаэля, но и как успешную римскую куртизанку. Скончалась она в монастыре. Дату её смерти никто точно назвать не может.