Общепризнанное международно правовое определение космического пространства. Космическое право в современном международном праве

  • 23.06.2020

Тема №9.

1. Понятие, источники и принципы МКП.

2. правовой режим космического пространства и небесных тел.

3. правовой режим космических объектов.

4. правовой режим космонавтов.

МКП - одна из новейших отраслей современного МП.

МКП представляет собой совокупность норм и принципов МП, регулирующих отношения государств по использованию и исследованию космического пространства и небесных тел.

источниками МКП преимущественно являются международные договоры. к основным МД в этой области можно отнести такие, как:

· договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела. (1967г. - договор по космосу).

· соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968г.

· конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972г.

· конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975г.

· соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979г. (договор о Луне).

Принципы МКП:

· свобода использования космического пространства, Луны и других небесных тел без какой-либо дискриминации

· свобода исследования космического пространства, Луны и других небесных тел без какой-либо дискриминации

· запрет на распространение государственного суверенитета на космическое пространство, Луну и другие небесные тела

· запрет на частное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел

· правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел устанавливается и регулируется только МП

· частичная демилитаризация космического пространства (частичная демилитаризация - военная техника может использоваться в космическом пространстве, но только в мирных целях)

· полная демилитаризация космического пространства, Луны и других небесных тел (в космическом пространстве и на небесных телах запрещаются испытания каких-либо видов оружия).

за нарушение этих принципов государства несут международно-правовую ответственность.

КП и НТ являются территорией с м-п режимом. т.е. любое государство обладает правом использования и исследования этих объектов в мирных целях.

КП начинается на высоте 100-110 км над уровнем моря. там, где заканчивается воздушное пространство.

Небесные тела – это любые объекты естественного происхождения, находящиеся в КП.

Государства не могут распространять свой суверенитет на космическое пространство и небесные тела.

Государства имеют право размещать различные объекты на поверхности небесных тел. Эти объекты являются собственностью государств, но могут использоваться космонавтами в случае необходимости (космонавты любого гражданства).


Ни КП, ни НТ не могут находиться в какой-либо собственности. Не могут быть собственностью государства, ФЛ или ЮЛ.

Космические объекты (КО) - это объекты искусственного происхождения, которые запускаются в космическое пространство для его исследования.

·спутники

·космические корабли и их части

КО находятся в собственности тех государств, на территории которых они были зарегистрированы. Они используются только в мирных целях. Частной собственности на КО не существует.

Государства обязаны регистрировать все КО, которые запускаются в космос с его территории.

Общий реестр всех КО ведет ООН.

На КО, находящийся в космическом пространстве, распространяется юрисдикция того государства, в котором он был зарегистрирован.

Если КО находится в собственности нескольких государств, то на его борту действуют нормы МД.

Государство несет ответственность за техническим состоянием КО. если КО наносят ущерб каким-либо объектам в КП, или на поверхности Земли, то ответственность за этот ущерб несет то государство, которому принадлежит данный КО.

Космонавты - члены экипажей космических кораблей.

Космонавты - посланцы человечества в космосе.

Космонавты обладают иммунитетом. иммунитет сопряжен только с выполнением космонавтами их должностных обязанностей.

В космическом пространстве космонавты имеют право использовать объекты, принадлежащие любому государству, но только в мирных целях и не нанося этим объектам ущерба.

считается, что космонавты находятся к КП в экстремальной ситуации. Космонавты не несут ответственности в случае, если при посадке они нарушают воздушную границу иностранного государства.

В принципе существуют правила осуществления посадки космического объекта на территории Земли. МП предусматривает, что если они приземлились в другом государстве, это не является нарушением национального или международного права.

Зарождение международного космического права совпадает с началом практической деятельности госу­дарств в космическом пространстве. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый искусствен­ный спутник Земли. Сейчас их ежегодно во всем мире запускается около ста двадцати,

Освоение космоса представляет собой совершенно но­вую специфическую сферу человеческой деятельности, которая регламентируется нормами международного космического права.

Международное космическое право - отрасль меж­дународного права, регулирующая отношения по иссле­дованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.

Первый договор по космосу был заключен в 1967 году. До этого нормы, регулирующие отдельные аспек­ты деятельности, входили в разные международные ре­золюции. Договор по космосу 1967 года устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы кос­мической деятельности, такие, например, положения, как

Исследование и использование космического про­странства должно осуществляться только на благо всего человечества;

Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;

На космос и небесные тела распространяется меж­дународное право.

Извлечения: Договор о принципах деятельности госу­дарств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 10 октября 1967 года

Статья 4

Государства-участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничто­жения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространст­ве каким-либо иным способом.

Луна и другие небесные тела используются всеми госу­дарствами-участниками Договора исключительно в мир­ных целях. Запрещается создание на небесных телах воен­ных баз, сооружений и укреплений, испытание любых ти­пов оружия и проведение военных маневров. Использова­ние военного персонала для научных исследований или ка­ких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запреща­ется также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других не­бесных тел.

Статья 5

Государства-участники Договора рассматривают кос­монавтов как посланцев человечества в космос и оказыва­ют им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государст­ва-участника Договора или в открытом море.

Статья 7

Каждое государство-участник Договора, которое осу­ществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник Договора, с террито­рии или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причи­ненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, вклю­чая Луну и другие небесные тела, другому государст­ву-участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Статья 10

Для содействия международному сотрудничеству в иссле­довании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства-участники Дого­вора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств-участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов...

Статья 11

Для содействия международному сотрудничеству в мир­ном исследовании и использовании космического простран­ства государства-участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально воз­можной и практически осуществимой степени информиро­вать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Помимо этого документа существует и ряд других международных соглашений, например Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запу­щенных в космическое пространство (1968 год), Согла­шение о деятельности государств на Луне и других не­бесных телах (1979 год) и другие.

Международные правовые акты определяют правовое положение космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов и космических объек­тов, ответственность в международном космическом праве.

Извлечения: Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 18 декабря 1979 года

Статья 2

Вся деятельность на Луне, включая ее исследование и ис­пользование, осуществляется в соответствии с международ­ным правом, в частности с Уставом Организации Объеди­ненных Наций, и с учетом Декларации о принципах ме­ждународного права, касающихся дружественных отноше­ний и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом Организации Объединенных Наций...

Статья 3

1.Луна используется всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях.

2. На Луне запрещается угроза силой или применение силы, или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий. Запрещается также ис­пользование Луны для совершения любых подобных дейст­вий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космиче­ских кораблей или искусственных космических объектов.

3. Государства-участники обязуются не выводить на орби­ту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Лу­не или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любы­ми другими видами оружия массового уничтожения, а так­же не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или ее недрах.

4. Запрещается создание на Луне военных баз, сооруже­ний и укреплений, испытание любых типов оружия и про­ведение военных маневров. Использование военного персо­нала для научных исследований или каких-либо мирных целей не запрещается...

Статья 6

1.На Луне провозглашается свобода научных исследо­ваний, проводимых всеми государствами-участниками, без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенст­ва и в соответствии с международным правом.

2. При проведении научных исследований в соответст­вии с положениями настоящего Соглашения государства-уча­стники имеют право собирать на Луне образцы минераль­ных и других веществ и вывозить их с Луны...

Статья 8

1. Государства-участники могут осуществлять свою дея­тельность по исследованию и использованию Луны в лю­бом месте ее поверхности или недр при условии соблюде­ния положений настоящего Соглашения.

2. В этих целях государства-участники могут, в частности:

а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны;

б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.

Статья 10

2. Государства-участники предоставляют терпящим бедст­вие лицам, находящимся на Луне, право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках.

На космическое пространство не распространяется су­веренитет какого-либо государства. Это пространство открытое, свободное для исследования и использования всеми государствами. Государства должны избегать вредного загрязнения космического пространства и небес­ных тел.

В международном космическом праве нет договор­ных норм, устанавливающих границу между воздушным и космическим пространством. В результате оста­ется нерешенным вопрос о той части надземного про­странства, в отношении которого государство осущест­вляет полный и исключительный суверенитет. Однако общепринята точка зрения о существовании обычной нормы международного космического права, согласно которой спутники с минимально низкими орбитами на­ходятся за пределами воздушной территории государств.

Ряд государств-членов Комитета ООН по космосу выступает с предложением установить в договорном порядке, что космическое пространство на­чинается на высоте, не превышающей 110 километров над уровнем Океана. Это мнение опирается на совре­менные научные представления об атмосфере и воздуш­ном пространстве.

Согласно этим представлениям воздушное простран­ство - это та часть атмосферы, которая включает ос­новную массу атмосферы (99,25%), в которой химиче­ский состав и молекулярный вес воздуха остаются по­стоянными независимо от изменения высоты. Верхний предел этой части воздушной сферы равен 90 - 100 километров.

К космическим объектам относятся космические аппа­раты различного назначения, созданные человеком. Это могут быть искусственные спутники Земли, автомати­ческие и пилотируемые корабли и станции, ракеты-но­сители. Международным космическим правом преду­смотрена регистрация космического объекта, с которой связаны определенные юридические последствия.

Регистрация запущенных космических объектов в ООН ведется с 1961 года. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объ­ектов и их экипажей во время их пребывания в косми­ческом пространстве и на небесных телах. Космонавты, несмотря на положение Договора по космосу, называю­щее их «посланцами человечества в космосе», не по­лучают какого-либо наднационального статуса. Они ос­таются гражданами своих государств.

Международное космическое право предусматривает ответственность государств за деятельность в космосе. Материальная ответственность наступает при фактиче­ском причинении ущерба космическим объектам. В понятие ущерба входят случаи лишения жизни, телесные повреждения, уничтожение имущества.

Международное космическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.

Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли, осуществленного СССР в 1957 г. Открылась совершенно новая сфера деятельности человека, имеющая большое значение для его жизни на Земле. Стало необходимым соответствующее правовое регулирование, в котором главная роль, естественно, должна быть отведена международному праву1. Создание международного космического права интересно в том отношении, что демонстрирует способность международного сообщества быстро откликаться на потребности жизни, используя широкий арсенал нормотворческих процессов.

Начало было положено обычной нормой, появившейся сразу же после запуска первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права мирного пролета над территорией не только в космосе, но и на соответствующем участке воздушного пространства при запуске и приземлении космических аппаратов. На этом основании появился термин «моментальное право».

На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом «быстрого правового реагирования» явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.

Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), закрепивший принципы международного космического права. Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.

За этим последовал целый ряд соглашений :

  • о спасении космонавтов - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;
  • об ответственности за ущерб - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г.;
  • о регистрации космических объектов - Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
  • о деятельности на небесных телах - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).

Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе. Еще одно направление в формировании международного космического права - учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению профессора В.С. Верещагина, происходит основной процесс разработки норм международного космического права2. Созданы организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.

В рамках СНГ в 1991 г. было принято Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. На основе Соглашения создан Межгосударственный совет для руководства этой деятельностью. Соглашение призвано регулировать совместные усилия сторон по исследованию и использованию космоса. Ряд положений посвящен космическим комплексам, финансированию и др. Ответственность за межгосударственные программы, имеющие военное или двойное (т.е. как военное, так и гражданское) значение, возложена на Объединенные стратегические вооруженные силы.

Международное космическое право создается международным сообществом в целом, но решающая роль принадлежит космическим державам, которые взяли на себя обязательства делиться результатами с другими странами.

Субъектами космического права, как и иных отраслей международного права, являются государства и международные организации. Вместе с тем в космической деятельности участвуют также физические и юридические лица. Международное право возлагает всю ответственность за их деятельность на соответствующие государства. Эта деятельность регулируется внутренним правом.

В ряде государств, например в США, Великобритании, Франции, изданы специальные законы относительно космической деятельности. В других странах ей посвящены нормы иных законов. Законами регулируется деятельность как государственных органов, так и частных лиц. Наиболее развито в этом плане законодательство США. Еще в 1958 г. был принят Закон США об аэронавтике и исследовании космического пространства, за ним последовал Закон США о спутниках связи 1962 г., Закон США о коммерческих космических запусках 1982 г. с последующими дополнениями и др.

В России с 1993 г. был издан Закон о космической деятельности. Им определены цели, задачи и принципы этой деятельности, а также организационные и экономические основы. Учреждено Российское космическое агентство. Ряд положений посвящен космонавтам, международному сотрудничеству, ответственности за ущерб, причиненный космической деятельностью.

Космическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, направленных на регулирование использование космического пространства, правовой статус космических объектов и космонавтов.

Космическое пространство

Субъекты международного космического права

  • Суверенные государства;
  • Международные межправительственные организации;
  • Международное право допускает осуществление космической деятельности юридическими лицами, но при этом они все же не являются субъектами космического права, так как их деятельность строго регулируется государствами.

Объекты космического права

  • Космическое пространство;
  • Небесные тела;
  • Искусственные космические объекты;
  • Космонавты;
  • Результаты практической космической деятельности.

Источники космического права

  • Устав ООН;
  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
    и др.

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:

  • На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
  • Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
  • При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
  • Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
  • Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.

Международно-правовой режим космических объектов. Правовое положение космонавтов

Государство, за которым зарегистрирован космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем.

Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:

  • внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;
  • нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации.

Космонавты рассматриваются как посланники человечества в космосе и им оказывается помощь при аварии, бедствии или вынужденной посадке на территории государства приземления, а также возвращать космонавтов в государство их гражданства.

Особенности международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам

Государства несут абсолютную международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и небесных телах, включая Луну. Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.

В случае причинения ущерба, государство его причинившее должно полностью выплатить компенсацию за причиненный ущерб его космическим объектом другим космическим объектам или поверхности Земли.

Если одним космическим объектом причиняется ущерб другому космическому объекту, то ответственность несет тот субъект, по вине которого это произошло.

Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.

Ответственность реализуется с помощью претензии. Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.

По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства. В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.

Международное космическое право - одна из новых отраслей современного международного права , сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства.

Исследование и использование космического пространства служит интересам не только того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего человечества. Международное космическое право можно определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.

Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве.

Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, 30 декабря 1991 г. заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, а позднее создали Межгосударственный совет по космосу.

Широко применяются двусторонние соглашения о сотрудничестве в космосе. Такие документы Российская Федерация имеет с США, КНР, Мексикой, Францией, Австралией, многими другими странами, а также с Европейским космическим агентством.

До заключения Договора 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.

На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. Можно также отметить резолюцию Генеральной Ассамблеи 1982 г. "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания", а также резолюцию 1966 г. "Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран".

Существенное значение для реализации норм международного космического права имеет Закон РФ "О космической деятельности", принятый 20 августа 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы международного сотрудничества.

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства - участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны. других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111). Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное - космическое - пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества.

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Это означает, что достоянием всего человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса. В соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Содержание понятия "общее наследие человечества" в контексте содержания международных норм позволяет сделать вывод, согласно которому космос и небесные тела не могут рассматриваться в качестве "общей вещи " или "общей собственности " человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества, недопустимо. Такие объекты должны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего "наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.

Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы , как не добытые, так и добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами" (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: "Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица ".

Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Целями данного режима, в частности, будут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны".

Вопрос о границе между воздушным и космическим пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100-110 км над уровнем океана. Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников не подпадает под суверенитет государств, находящихся под этим пространством и считается открытым космосом.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.

Это означает, что государства - участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демилитаризованным.

Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Следовательно, на Луне и других небесных телах установлен режим полной демилитаризации. Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности.

К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство - участник Договора имеет основание полагать, что запланированные им или его гражданами деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консультации. Подобные консультации могут запросить любые другие участники Договора. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами . Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства - участника Договора и под его постоянным наблюдением. В случае деятельности в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней государства.

Правовой режим космических объектов

Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеками запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли - транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов , транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.

Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.

Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны. Для того чтобы каждое, государство-участник могло убедиться в том, что другие государства-участники действуют в соответствии с Соглашением 1979 г. о Луне, все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства - участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. Более детально этот вопрос решен в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Каждое государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда и в том случае, если государство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Термин "власти, осуществившие запуск" относится как к ответственным за запуск государствам, так и к международным межправительственным организациям.

Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность причинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компенсацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.

Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъектами выступают государства. Именно государство несет ответственность за космическую деятельность не только государственных учреждений, но и физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией.

Основаниями ответственности являются:

  • во-первых, космическая деятельность государства, соответствующая международному праву, но причинившая вред другому государству. Это - ответственность за правомерную деятельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;
  • во-вторых, космическая деятельность государства, причинившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государствам, то оно совершает международное правонарушение .

Для предъявления претензии о компенсации за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.

Космические экипажи

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Правовые формы сотрудничества государств в космосе

Согласно ст. IX Договора 1967 г., при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи с должным учетом соответствующих интересов друг друга. В частности, это проявляется в обязанности не допускать потенциально вредных помех деятельности других государств, на равных основаниях рассматривать их просьбы о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов, оказывать возможную помощь космонавтам других государств и т. д. Международными договорами, как двусторонними, так и многосторонними, регламентируются такие конкретные формы сотрудничества, как изучение космического пространства, космическая метеорология, космическая связь, космические биология и медицина. По каждому из направлений сотрудничества создаются смешанные рабочие группы.

В ряде договоров предусматриваются проведение совместных экспериментов, создание станций оптических наблюдений искусственных спутников Земли, осуществление совместных пилотируемых полетов.

Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, подписанное государствами СНГ 30 декабря 1991 г., закрепило важные принципы сотрудничества: объединение усилий для эффективного исследования и использования космоса в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности государств - участников Содружества; подтверждение необходимости строгого соблюдения ранее принятых на себя СССР международных обязательств в области исследования и использования космического пространства; осуществление совместной деятельности в сфере космоса на основе межгосударственных программ, финансирование этих программ за счет долевых вкладов государств - участников Соглашения; координация усилий по решению международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.

Согласно Закону РФ "О космической деятельности" Россия содействует развитию международного сотрудничества, а также поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники. Применительно к иностранным гражданам, осуществляющим космическую деятельность под юрисдикцией РФ, предусмотрено, что они пользуются правовым режимом, установленным для организаций и граждан РФ, в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством организациям и гражданам РФ. Организации и граждане РФ, принимающие участие в осуществлении международных проектов, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено этими договорами. Космическая деятельность, запрещенная международными договорами РФ, не допускается. /Наиболее широкое сотрудничество по вопросам космоса. осуществляется в международных организациях. ООН призвана рассматривать наиболее общие, преимущественно политические по своей значимости вопросы, связанные с исследованием и использованием космического пространства в мирных целях. Так, Генеральная Ассамблея ООН в 1986 г. сформулировала принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса.

Генеральная Ассамблея ООН определяет задачи по разработке правовых проблем космоса, одобряет проекты соглашений по космосу, разработанные Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях, решает ряд других вопросов.

Существенную роль в развитии международного сотрудничества по космосу играют многие специализированные учреждения ООН. Так, Международный союз электросвязи разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи; вопросами применения искусственных спутников в метеорологии занимается Всемирная метеорологическая организация.

Имеются также международные межправительственные организации, которые созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним, в частности, относятся Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация космической связи "Интерспутник", Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).

ИНМАРСАТ призвана обеспечить космический сегмент, необходимый для улучшения морской связи и содействия тем самым улучшению связи для оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море.

"Интерспутник" координирует усилия государств-членов по проектированию, созданию, эксплуатации и развитию системы связи через искусственные спутники Земли.

Целями ИНТЕЛСАТ являются коммерческое проектирование, сооружение, эксплуатация и техническое обслуживание глобальной системы международной спутниковой связи

Литература

  • Василевская Э. Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М.,1978.
  • Верещетин В. С. Международное космическое право и внутригосударственное право: проблемы взаимосвязи // Сов. государство и право. 1981. № 12.
  • Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.
  • Каменецкая Е. П. Космос и международные организации: международно-правовые- проблемы. М., 1980.
  • Колосов Ю. М ., Сташевский С. Г. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. М., 1984.
  • Международное космическое право / Отв. ред. А. С. Пирадов. М., 1985.
  • Постышев В. М. Концепция общего наследия человечества применительно к Луне и ее природным ресурсам // Сов. ежегодник международного права. 1987. М., 1988.
  • Правовые проблемы полетов человека в космос // Отв. ред. В. С. Верещетин. М., 1986.
  • Рудев А. И. Международно-правовой статус космических станций. М, 1982.