Окружающий мир план описание реки. Характеристика климатической диаграммы. І. Организационный момент

  • 28.07.2019

1. Докажите на примере реки Замбези и озер Танганьика и Чад, что реки и озера зависят от рель­ефа и климата.

Для того чтобы доказать зависимость, существующую между внутренними вода­ми и рельефом, нужно проследить характер течения рек и форму озер. Горные реки отличаются от равнинных быстрым течени­ем, высокими берегами, наличием порогов и водопадов. Озеро Танганьика, располо­женное по линии Великого Африканского разлома, имеет вытянутую в меридио­нальном направлении форму. Длина озера почти в 10 раз превышает его ширину.

От характера климата зависит полноводность рек и озер, режим их наполне­ния водой. Одним из основных источни­ков питания рек и озер являются атмо­сферные осадки. Поэтому можно смело утверждать, что реки и озера, располо­женные в области экваториального кли­мата, более полноводны по сравнению с реками и озерами, расположенными в пре­делах тропического пустынного климата.

Мелководное озеро Чад, расположенное в пределах субэкваториального климати­ческого пояса, периодически меняет свою форму, увеличиваясь и уменьшаясь в два раза. Такая трансформация связана с пе­риодичностью поступающей воды из впа­дающих в озеро рек. Таким образом, мы видим явную зависимость, существую­щую между рельефом, климатом и внут­ренними водами.

2. Дайте характеристику реки Замбези (план см. в приложении).

Последовательность действий при вы­полнении этого задания следующая:

1) определите, в какой части материка протекает река;

2) определите, где расположены ее ис­ток и устье;

3) определите направление течения ре­ки и ее притоки;

4) определите зависимость характера течения от рельефа;

5) определите источники питания и ре­жим реки;

6) определите формы хозяйственного использования реки.

3. Какие карты вы используете при описании реки?

Для выполнения этого задания вам по­требуются физическая и климатическая карты, а также карта природных зон (при условии, если вы дополните свою характе­ристику таким пунктом, которого нет в плане из приложения, — о хозяйственном использовании реки. Хозяйственное ис­пользование реки в значительной степени зависит от природной зоны, по которой эта река протекает).

На этой странице искали:

  • докажите на примере реки замбези и озер танганьика и чад
  • докажите на примере реки Замбези и озер Танганьика и Чад что реки и озера зависят от рельефа и климата
  • докажите на примере реки замбези и озер танганьика
  • план описания реки замбези
  • дайте характеристику реки замбези

Данный раздел содержит примеры типовых планов, которыми пользуются учащиеся с 6 по 11 класс при составлении описания тех или иных географических объектов не только на уроках географии, но и при выполнении домашнего задания.

План описания географического положения материка

1. Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярные кругов) и нулевого меридиана.
2. Крайние точки материка, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк?
4. Океаны и моря, омывающие материк.
5. Расположение материка относительно других материков.

План описания рельефа территории

1. Общий характер поверхности. Чем его объяснить?

2. Положение разных форм рельефа на изучаемой территории.

3. Преобладающие и наибольшая высота.

План описания климата

1. В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?

2. Средние температуры июля и января. Направление и причины их изменения.

3. Господствующие ветры (по сезонам).

4. Годовое количество осадков и их режим. Причины различий в количестве осадков по территории.

Характеристика климатической диаграммы

1. Описание годового хода температур. Средняя температура января, июля, годовая амплитуда.

2. Годовое количество осадков, их сезонных режим.

3. Вывод о типе климата.

План описания реки

1. Географическое положение реки.

2. Где берет начало, куда впадает?

3. Длина реки, площадь бассейна, крупные притоки.

5. Зависимость характера течения от рельефа. Падение, уклон реки.

6. Источники питания реки.

7. Режим реки, его зависимость от климата.

8. Использование реки человеком.

План описания природной зоны

1. Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Внутренние воды.

4. Почвы.

5. Растительность.

6. Животный мир.

План характеристики страны (района)

1. ЭГП страны (районы).

2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

3. Население и трудовые ресурсы. Возможности их использования.

4. Исторические предпосылки развития хозяйства.

5. Специализация хозяйства; основные черты его размещения.

6. Основные черты географии транспорта.

7. Взаимосвязи отраслей и территорий внутри района, страны, города.

8. Общий вывод: перспективы развития.

План характеристики ЭГП страны (района)

1. Положение объекта на территории материка (государства).

2. Положение по отношению к соседним странам, районам.

3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4. Положение по отношению к главным транспортным магистралям.

5. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

6. Изменение ЭГП во времени.

7. Вывод о возможности влияния ЭГП на развитие хозяйства страны (региона).

План характеристики населения страны

1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.

2. Возрастно-половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами.

3. Национальный (этнический) состав населения.

4. Социально-классовый состав населения.

5. Основные черты размещения населения. Влияние миграций на это размещение.

6. Уровень, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации.

7. Сельское расселение.

8. Вывод: перспективы роста населения и трудовых ресурсов.

План характеристики отрасли Мирового хозяйства

1. Значение отрасли, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.

2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли, их размещение.

3. Размеры производства с распределением по главным географическим регионам.

4. Главные страны-производители.

5. Факторы, обусловившие размещение отрасли в этих районах.

6. Природоохранные и экологические проблемы отрасли.

7. Главные страны экспорта и импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.

8. Вывод: перспективы развития и размещения отрасли. 

Конспект урока

Тема урока: Составление комплексной характеристики одной из рек материка (по типовому плану)

Цель:

  • образовательная - сформировать умение составлять комплексную характеристику рек;
  • развивающая - закрепить знания о составных частях реки, питании и режиме рек; совершенствовать практические умения и навыки составлять комплексную характеристику реки по картам атласа и тексту учебника;
  • воспитательная - воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: физическая и климатическая карта Северной Америки, учебники, атласы, контурные карты.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

Блицопрос.

Самой длинной рекой материка является….

Самое большое озеро в Северной Америке…

Большой Каньон расположен на реке…

Ниагарский водопад находится на реке между озерами…

Назовите самый крупный приток Миссисипи…

В какой залив впадает река Миссисипи?

Какое озеро расположено в центральной части плато Большой Бассейн?

Прием «экспресс-тест»

1. В реках бассейна Северного Ледовитого океана преобладает питание:

а) снежное

б) дождевое

в) ледниковое

г) подземное.

2. Каньоно подобные долины характерны, в основном, для рек бассейна

…. океана.

а) Тихого

б) Индийского

в) Атлантического

г) Северного Ледовитого.

3. Река Миссисипи:

а) замерзает в верхнем течении;

б) замерзает в нижнем течении;

в) замерзает на всем протяжении течения;

г) не замерзает.

4. В Северной Америке расположены такие уникальные природные объекты, как:

а) река Амазонка и залив Фанди;

б) каньон Колорадо и вулкан Орисаба;

в) долина Смерти, пустыня Сахара и каньон Колорадо;

г) река Конго и залив Фанди.

5. Опасные природные явления в Канаде:

а) ледяных заторов на реках в период наводнения;

б) землетрясения;

в) торнадо;

г) засухи.

IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Северная Америка богата поверхностными и подземными водами. По территории материка протекает множество крупных рек, много озер различного происхождения, в том числе всемирно известная система Великих озер - наибольшего сосредоточения пресной воды на Земле, есть и ледники - горные и покровные, значительные площади заняты многолетней мерзлотой.

Вам уже известно, что особенности внутренних вод материка зависят от климата и рельефа. Для того, чтобы доказать эту зависимость, нужно провести подробное исследование особенностей ее внутренних вод.

IV . Анализ содержания и последовательности исполнения практических действий.

Сейчас, открываем практические тетради на странице 31. Практическая работа №14. В первом задании заполняем схему. Во втором разбираете схему рисунка. Третье задание выбираете одну из рек Северной Америки и делаете характеристику по плану. В конце практической работы делаете вывод.

V. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и помощью учителя (при необходимости).

1. Заполните схему.

2. Укажите на рисунке соответствующими цифрами источники поступления воды в реки при: дождевом (1), подземном (2), ледниковом (3), снеговом (4) и смешанном (5) питании (по образцу).

3. Выберите (согласовав с учителем) одну из крупных рек Северной Америки. Используя различные карты, учебник, дополнительные источники информации, охарактеризуйте реку по предложенному типовому плану.

Характеристика

В какой части материка протекает.

Исток (отметьте его на контурной карте -)

_____________________________________________________________________________

Где протекает (укажите название формы рельефа и надпишите его на контурной карте).

Направление течения, его характер. Длина реки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устье (отметьте его на контурной карте). К бассейну какого океана относится река?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Главные притоки (надпишите их на контурной карте).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Питание и режим рек.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использование реки человеком (обратитесь к комплексной карте).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Укажите основные особенности охарактеризованной реки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Обобщение и систематизация знаний.

А теперь давайте ответим на вопросы.

Река - это…

Озеро - это…

Какие питания могут иметь реки?

Как различают реки по характеру течения?

Какие бывают озера по происхождению?

Как используются реки и озера в хозяйстве?

Что относится к водам суши?

Блицопрос.

В пределах каких климатических поясов расположена северная Америка?

Какие основные факторы влияют на климат?

Какие факторы влияют на формирование климата Северной Америки?

Какого климатического пояса нет в Северной Америке, но он есть в Южной Америке?

VIII. Отчет учеников.

Дети говорят, что получилось, а что нет и сдают тетради.

IХ. Итог урока.

Прием «Микрофон»

Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?

Северная Америка богата внутренними водами, по водности она уступает только Южной Америке и Евразии.

Реки Северной Америки относятся к бассейнам Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана.

На материке протекает одна из крупнейших рек мира - Миссисипи, расположена гигантская система Великих озер, территория современного оледенения достигает 2 мл.км2.

В целом Северная Америка хорошо обеспечена водными ресурсами, водными транспортными путями, имеет значительные запасы гидроэнергии.

Х. Домашнее задание.

Сообщение на тему: «Животные Северной Америки»