Презентация по курсу истории России на тему: «Культура Руси в IХ — начале ХIII в. (домонгольский период)» (10 класс, история)

  • 04.07.2020

Cлайд 1

Слюсарь Светлана Александровна учитель истории МКОУ «Косолаповская СОШ» Целинного района

Cлайд 2

Cлайд 3

Изучить особенности культуры Древней Руси. Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством.

Cлайд 4

Проект – это научно-исследовательская работа по какой-либо теме. Творческий проект – это объединение обучающихся для исследования какой-то темы на основе нескольких источников

Cлайд 5

Под влиянием каких факторов формировалась самобытная культура Руси? Каковы были особенности культуры Древнерусского государства? Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? О каких событиях повествуют былины? Кто является их героями? Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

Cлайд 6

В одной из хроник под 1132 годом, когда после смерти великого киевского князя Мстислава все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, записано – «И раздрася вся Русская земля». Наступил период, именуемый феодальная раздроблённость.

Cлайд 7

Состояние раздроблённости Руси, когда каждое княжество-государство в своей повседневной жизни могло рассчитывать, прежде всего, на собственные возможности и силы, оказывало решающее воздействие на культуру и искусство каждого из регионов. Что же происходит в это время? Растут и укрепляются города - экономические и административные центры сельскохозяйственных округов, усиливается социальное расслоение,

Cлайд 8

Растёт ряд местных очагов культуры, возникают художественные школы - новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало всё ещё общими чертами, той единой, но уходящей Киевской Руси. Иначе говоря, единство художественной культуры сохранялось. Ведь у него было общее прошлое... После распада Киевского государства и до монголо-татарского нашествия литература продолжала следовать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках - писались летописи, жития, поучения.

Cлайд 9

Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Появились на Руси и свои врачи - «лечцы», находившиеся в ведении духовных властей. Развивалось шитье, плетение, вышивание.

Руси домонгольского времени, культуру ХШ -XV вв. - времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти ХУШ в., середины - второй половины XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.



Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византии. Традиции Византии - одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира - оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.


Во второй половине Х II - начале Х III в. русская культура стала испытала определенное влияние западноевропейской романской традиции. Монголо - татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.



Особенности развития русской культуры IX-XVII вв. Это время господства средневековой культуры. Для нее, во - первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.


Во - вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ - земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам


В - третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. " рацио " разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.


В - четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили. Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально - экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.


К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. монголы осаждали Москву, ее жители снесли книги в Кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список " Слова о полку Игореве ". Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по " идейным " соображениям.


1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image 1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image html

Слайд 2: Словарь по теме: Культура домонгольской Руси

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей Летопись – запись событий по годам Крестово-купольный храм - архитектурный стиль христианского храма, сформировавшийся в Византии. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбам. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом Хождение - жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

Слайд 3

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве - фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания. Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, Бабе-яге, Змее Горыныче, т. п. Фольклер Ночь на Ивана Купалу К. В. Лебедев

Слайд 4

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральные фигуры которого князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы. Фольклер Богатыри Васнецов В. М. Гусляры Васнецов В. М. Витязь на распутье Васнецов В. М.


Слайд 5: Письменность и литература

Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь. Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

Слайд 6: Новгородские берестяные грамоты

Берестяная грамота мальчика Онфима

Слайд 7: Жанры Древне-Русской литературы

Слайд 8: Летопись «Повесть временных лет»

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - « Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора который иногда выставил события в выгодным ему свете. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя. Нестор Летописец М. М. Антокольский

Слайд 9: Слово «Слово о законе и благодати»

После крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После войны с Византией Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских. Первым митрополитом русской православной церкви был митрополит Иларион. «Слово о законе и благодати митрополита Илариона, написанное во второй трети XI в., посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних {написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

10

Слайд 10: Житие «Житие Бориса и Глеба»

Нестор был одним из первых создателей житий - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба. «Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. В основе этого произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

11

Слайд 11: Поучение «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение Владимира Мономаха» -литературный памятник XII века. Это произведение называют первой светской проповедью. «Поучение детям» Владимира Мономаха содержало требования соблюдения христианской морали: Соблюдать законы государственные и семейные, Жить правильно, помогать нищим и обездоленным, Чтить старших, Честно выполнять военный долг. Кроме того, Владимир Мономах в поучении описывал события, свидетелем которых был сам.

12

Слайд 12: «Слово о полку Игореве»

В основу «Слово о полку Игореве» положены события неудачного похода новгородского князя Игоря Святославовича весной 1185 на половцев. Автор в произведении задает вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения? Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц». Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри. Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.

13

Слайд 13: "Хождение игумена Даниила"

Жанр описания путешествий на Христианский Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Главная цель таких путешествий - поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. X. - "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, написанное в начале 12 в.

14

Слайд 14: Кр естово-купольный тип храмов

Как отличить и не перепутать Если перед вами «классическая церковь» - скорее всего, она крестово-купольная. Главная примета - большой купол на высоком барабане (башенке). Вопросы об этом типе задают по отношению к церквям до XVII века, хотя крестово-купольные строились и позднее. Например. Исаакиевский собор и Храм Христа Спасителя. История типа Крестово-купольный тип пришел из Византии и стал основным для православного храма. В его основании лежит «крест», над центром которого возвышается купол. Поэтому он и называется «крестово - купольным». Кроме центрального купола над центром храма, у крестово-купольных церквей бывает еще несколько глав. Успенский собор. Москва Успенкий собор. Владимир Церковь Покрова на Нсрли. Боголюбова Архангельский собор. Москва Успенский собор во Владимир*. 1158 г. Церковь Бориса и Птебе в Кидекие, 1152 г. Церковь Спаса на Нередиче. 1198 г. Дмитериееский собор. 1194 г Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. Архангельский собор. 1508 г. Церковь Федора Стратипатз на Ру^ко. 1361 г. Благовещенский собор в Москве. 1489 г. Софийский собор о Киеве. 1037 г. Георгиевский собор Юрьева Монастыре, 1119г. Церковь покрова Покрова на Нсрли. 1165 г. Георгиевский собор в Юрьеве-польском. 1234 г. Успенский собор в Москве. 1479 г. воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.

15

Слайд 15: Десятинная церковь в Киеве 989 г

Сразу же после Крещения Руси, в 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство храма он отдал десятую часть княжеских доходов - отсюда и его название. Это было мощное сооружение из тонкого кирпича с вкраплениями природного камня, богато украшенное резным мрамором В 1240 г. Орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь, последний оплот киевлян

16

Слайд 16: Софийский собор в Киеве

В честь победы над печенегами в 1036 Ярослав Мудрый построил великолепный Софийский собор в столице Руси - Киеве. Этот храм сочетал в себе славянские и византийские традиции Внутреннее убранство отличалось изысканностью и богатством: стены покрыты фресками, центральный купол переливался разноцветной мозаикой. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого

17

Слайд 17: Софийский собор в Великом Новгороде

СОФИЙСКИЙ СОБОР (Собор Святой Софии) Город: Великий Новгород Строительство: 1045 - 1050 гг. Правитель: Ярослав Мудрый Авторы и строители: греческие и новгородские мастера Дополнительно: на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван IV жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидев оттуда страшное побоище, голубь окаменел от

18

Слайд 18: Церковь святого Георгия в Ладоге

Как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 гг. после того, как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов. Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси. Главная драгоценность храма -настенные фрески, выполненные в середине XII в.

19

Слайд 19: Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода

В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

20

Слайд 20: Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Построенный в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в 1185-1189 годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного. В то время Успенский собор во Владимире, по образцу которого был позднее построен Успенский собор Московского Кремля, считался на Руси эталоном в архитектуре.

С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками. Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе (Киев) фресками были покрыты практически все стены. В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская, созданная в начале Х II в. Изобразительное искусство XII-XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественными, зато изображаемые фигуры - более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески - роспись в церкви Спаса па Передние.

23

Последний слайд презентации: Культура до монгольской Руси: Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия

Назовите основные направления культуры до монгольской Руси Назовите основные произведения литературы древней Руси В чем заключалось основное значение произведение «Слово о полку Игоревым» Назовите не менее 5 главных архитектурных сооружений домонгольской Руси Как называлась самая популярная икона на Руси

Культура Руси домонгольского периода

Фуртай А.Л.


  • Религия восточных славян.
  • Культура: а)литература;

б) архитектура;

в) ремесло.

  • Костюмы.

Религия восточных славян

Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог

  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
  • Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.

(славянский бог огня и Луны)


Перун (бог грозы)

Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славят в дни победы и ему приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.

Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома.

В Весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна.

Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога.

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой.

Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьет», «разящий».

Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Перун (бог грозы)


Сварог (бог семейного очага)

Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и, потому его связывают с огнем.

Сварог - хозяин и хранитель священного огня и его творец. Сварог очень способствовал развитию знаний. Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину.

Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост .

Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом».

(бог семейного очага)


Стрибог (бог ветра)

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.

Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».

Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.

Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

Стрибог (бог ветра)


Культура

К моменту принятия христианства на Руси уже существовала своя самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Образование Древнерусского государства было связано с процессом складывания единой древнерусской народности и единого русского литературного языка .

Русская культура домонгольского периода в целом стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала.


Литература

В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному в устном народном творчестве русского народа, как и у народов Западной Европы, создается былинный эпос . Его сюжеты наиболее прочно сохранились в народной памяти и были записаны учеными много веков спустя. К IX - X вв. относится появление сюжетов былин "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - период правления Владимира Святославича . Сам "Владимир Красное Солнышко" стал обобщенным образом правителя Руси, а его княжение - "эпическим временем" русских былин. Главные герои былин - Илья Муромец и Добрыня Никитич (его прообразом был дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, наставник и советник князя)

Илья Муромец


ЛИТЕРАТУРА

житие славян

летописи

берестяные грамоты

граффити (надписи на стенах)


Кирилл и Мефодий – создатели славянского алфавита

Не позднее конца IX - начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица . Созданные во второй половине IX в. Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально имевшие распространение в западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь.

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ, братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка.

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

Кирилл и Мефодий


Берестяные грамоты

Появление на Руси литературы на славянском языке, с одной стороны, и оживление и усложнение общественной жизни в условиях развития феодальных отношений и становления государственной структуры - с другой, способствовали широкому распространению грамотности . Ярким свидетельством этому являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Авторами берестяных писем были люди из самых разных слоев древнерусского общества.

Наиболее ранние грамоты датируются XI веком. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах, но основная масса находок - из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности берестяных грамот.

Берестяная грамота

Летописание

Важнейшим жанром светской древнерусской литературы являлось летописание . Предметом спора исследователей остается время его возникновения (от конца X до второй половины XI вв.). Вероятнее всего, первому летописному своду предшествовали какие-то летописные записи. А первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в., который вошел в состав Новгородской первой летописи.

В начале XII века в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы "Повесть временных лет" (около 1113 г.). Автором ее первоначальной редакции принято считать монаха Нестора . Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы ("Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть"), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как часть истории всемирной. (В то время всемирной считалась история библейская и римско-византийская). При написании "Повести" использованы многочисленные отечественные и переводные исторические и литературные произведения - Начальный свод, "Хроника" Григория Амартола и Симеона Логофета, библейские сказания, устные легенды и др.

монах Нестор


Русский эпос XI-XIII вв.

Во второй половине XII века помимо Киева и Новгорода летописание развивается в центрах большинства образовавшихся феодальных княжеств: Чернигове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Переяславле и др., при этом сохраняя свой общерусский характер. Русский эпос XI - начала XII вв. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половецкими набегами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они названы татарами), слился с образом Владимира Святославича. Были не только героические былины, но и такие, в которых описана мирная жизнь.

К середине XII - началу XIII вв. относится появление новгородских былин о Садко. Их ещё называют новеллы. Известны две былины о Садко – гусляре. В летописях есть упоминание о богатом купце Сотко Сытиниче, который славился своей щедростью. В Новгороде есть церковь Бориса и Глеба, которая, по преданию, построена на деньги богатого купца. Сотко и стал прототипом Садко – гусляра.


"Слово о полку Игореве"

В конце XII в. было создано самое поэтичное из произведений древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве" , ставшее вершиной литературного творчества на Руси этого периода. Основа его сюжета - описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича , совершенного в 1185 г. Главной идеей "Слова" стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не является сторонником государственного объединения: его призыв направлен к согласию в действиях, против междоусобиц и княжеских распрей. Неизвестный автор "Слова" принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств и обладал глубоким знанием русской действительности.

Изображение эпизода

из "Слово о полку Игореве"


Архитектура

В X - XII вв. развивается строительство из камня, в основном храмовое, и церковная живопись . До наших дней сохранились (правда, не в своем первозданном виде) выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде , Спасский собор в Чернигове.

Собор св. Софии в Киеве

собор св. Софии в Новгороде


На рубеже XI и XII вв. начинается подъем монументального искусства Владимиро-Суздальской земли, а в период княжения Андрея Богалюбского и Всеволода Большое Гнездо оно переживает пышный расцвет. Возводится множество храмов, княжеских дворов и замков. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры второй половины XII века относятся Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Церковь Покрова на Нерли.

Дмитриевский собор во Владимире


Новый архитектурный стиль, отличающийся простотой сооружений и скромностью внутреннего убранства храмов, формируется в Новгороде в течение XII в. (Церковь Спаса на Нередице , 1198 г.). В архитектуре конца XII - начала XIII вв. преобладает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Памятники древнерусской живописи почти не сохранились, но из письменных источников известно о богатых росписях храмов и теремов, а по отдельным уцелевшим фрагментам можно судить о высоком мастерстве художников.

Церковь Спаса на Нередице


Виды ремесел

гончарное

стекольное

деревообработка

изготовление

одежды, обуви,

обработка кожи,

меха, прядение

льна, шерсти


Виды ремесел

Ювелирное дело


Сельское ремесло домонгольского периода характеризуется наличием разных форм ремесленного производства: вотчинного (феодально-владельческого), слободского типа (или типа русского "рядка" XV-XVI вв.), кустарного и домашнего. Для первых двух типична специализация производства и ориентация его на рынок. Происходит стандартизация ряда типов изделий, которые по технологии и качеству мало уступали продукции городского ремесла; формируются узкоспециализированные мастерские (оружейников, замочников и др.), возможно, с использованием организационных элементов ученичества, в рамках слободского и, возможно, вотчинного ремесла.

В Х в. основным материалом для строительства стационарного дома были сосна и камыш. Археологически зафиксирован тип наземного дома без подпола с открытыми очагами, обложенными известняковыми камнями. Жилища состояли из двух половин, одна из которых была жилой (Измерское селище). Вероятно, существовали и дома с подполом, в нем находились цилиндрические ямы - кладовки. Можно предполагать наличие полуземлянок, пол которых был заглублен в землю, а стенки обложены деревянными досками.

Около дома располагались хозяйственные постройки. Это были цилиндрические ямы с прокаленным дном и стенками, иногда с песчаной подсыпкой на дне. Сверху они, скорее всего, имели деревянное перекрытие или крышку. Служили они для хранения зерновых продуктов. Имелись и специальные погреба для хранения скоропортящихся продуктов. Они были с деревянным перекрытием и нередко со специальными ступеньками для удобства у дна. Расположение построек и характер булгарской усадьбы пока еще остается неясным. Скорее всего, хозяйственные постройки не составляли с жилыми единой системы, хотя ямы-хранилища были упорядоченно сконцентрированы у края усадьбы в один ряд в шахматном порядке.


Реконструкция наземных жилищ славян X-XIII вв.

Реконструкция

славянского жилища по В.В. Седову

Славянское жилище X-XIII вв.


Интерьер

В юрте мебели практически не было. Сидели на коврах, войлоке или шкурах, разостланных на полу. Для еды могли использоваться маленькие деревянные столики. В стационарном жилище интерьер дома был достаточно прост. Лавки, полочки на стенах, вероятно, сундуки и небольшие ларцы составляли домашнюю обстановку. Могли использоваться и небольшие столики для еды на одну персону.

Более состоятельные сельчане могли позволить себе использовать в хозяйстве металлическую посуду, в частности, котлы, подвешивавшиеся на металлических цепях к потолочной балке или на специальных распорках у очага.

Стены занавешивались тканью. Из ткани были сделаны и занавеси, отделявшие "мужскую" часть от "женской". У состоятельных и знатных господ ткань была шелковой - китайской или византийской. Определенные отличия, скорее всего, были в размерах и оформлении жилой юрты и той, что предназначалась для приемов.


Материал, из которого изготавливалась одежда в VIII - XIII вв., был следующим: шерстяные и шелковые ткани, а также материя из растительных волокон. Не исключено, что в какой-то мере использовалась и кожа. Хотя археологически следы ее в этом плане не зафиксированы. Это, кстати, отличает средневековый костюм от более ранних кочевнических костюмов, в изготовлении которых применялась в основном кожа и тонкий войлок. Одежда шилась из домотканой материи - грубого сукна или полотняной ткани; часть ее изготавливалась из более толстого льняного волокна. Вероятно, использовалась и более тонкая шерстяная ткань. Состоятельные люди могли себе позволить шить одежду из шелка. Широко использовалась меховая одежда. Скорее всего, наиболее распространенным был мех лисицы, белки, зайца, бобра. Для изготовления обуви применялась кожа. Выделывались кожи домашних животных - коров, лошадей, коз, овец. Использовалась кожа диких животных - лося и оленя. Для большинства небогатых людей наиболее доступной была обувь из лыка.


Женские костюмы

Верхней одеждой была запона - накладная одежда типа нарамника из полотна, не сшитая по бокам. Запона также была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу. Нагрудник - более короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее также носили поверх рубахи.

В женском костюме феодальной знати, кроме рубашки, были византийские формы одежды: туники, далматики, драпирующиеся плащи. Верхней женской одеждой были свиты с более широкими, чем в мужских, рукавами, из которых виднелись украшенные зарукавья сорочки. Головные уборы играли в женском костюме большую роль. Девушки носили распущенные длинные волосы или косу, заплетенную плоско, низко на затылке.

женские костюмы

женский костюм

феодальной знати


Мужские костюмы

Начиная с XI в. шапки были неотъемлемой частью русского мужского костюма и у знати, и у бедноты. Крестьяне носили круглые колпаки из войлока, грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди состоятельные - из тонкого сукна или бархата, знать - бархатные или парчовые с украшениями из серебра, золота, драгоценных камней и с меховым околышем. Парадной княжеской одеждой были и туники из дорогих византийских паволок с длинными рукавами и боковыми разрезами внизу. Верхней одеждой является новгородская шуба - распашное прямое изделие из яркой шелковой или бархатной ткани с отложным воротником и длинными вшивными рукавами. Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен были рубахи и порты. Крестьянскую рубаху шили из холста, пестряди с подкладкой на груди и спине, которую пришивали красными нитками. Русские воины поверх одежды надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, а на голову - шолом с бармицей.

парадная мужская

княжеская одежда

одежда русских воинов


Русская культура домонгольского периода по всем своим компонентам стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и активно с ней взаимодействовала.

Памятники, сохранившиеся до настоящего времени, позволяют сделать вывод о высоком уровне развития культуры Руси и поставить ее в один ряд с наиболее развитыми государствами того времени. Свидетельством тому является высокий уровень грамотности среди русского населения, широкое распространение переводной литературы и создание оригинальных памятников русской литературы; развитие всех видов искусства.

Синтетический характер русской культуры X начала XIII вв.; базировавшейся на языческой культуре восточных славян и христианской традиции Византии, создал условия для дальнейшего развития самобытной национальной культуры


  • Древнерусская архитектура / Раппопорт П.А. – С.-Петербург, 2004.
  • Искусство Древней Руси / Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. – М.: Издательство Эксмо, 2003.
  • Культура Древней Руси: домонгольский период / Колпакова Г.С., 2007.

Я КУЛЬТУ РЫ КУЛЬТУРА РУСИ В IХ - НАЧАЛЕ ХIII В. (ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД)

Письменность  По сообщению средневековых автором письменность у славян существовала до принятия христианства.  Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения.  Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит (глаголицу), который был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром г.). Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском. затем в 1918 I, Памятник святым равноапостольным братьям Мефодию и Кириллу в Москве на Славянской площади

Где учили грамоте? (богословие,  Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени диалектику, риторику и т. п.). грамматику,  Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Материалы для письма харатья, заставки В то время писали на пергамене (иначе его называли кожа, мех). Пергамен изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы - пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). обтягивали (до сих Книги часто которые

Литература  Самый ранний памятник письменности – «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. 1073 и 1076 рукописная  «Изборники» годов ­ древнерусская книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьяк по имени Иоанн, имя второго неизвестно.

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ  летописание  житие (агиография)  слово (поучение)  торжественное красноречие  нравоучительное красноречие  хождения (хожения)

 Л топись ее Летописание (или летоп сецие древнерусской) - это исторический жанр литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись.  Крупнейший летописный свод – «Повесть временных лет», составленная монахом Киево­ Печерского монастыря Нестором в начале XII в.  Главный вопрос, поставленный в начале летописи: «Откуда есть пошла русская земля и кто в Киеве начал первым княжити?»

ЖИТИЯ СВЯТЫХ  Важными для древнерусского человека были жития святых.  Начала создаваться житейская литература. Среди них – «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево­Печорского монастыря Феодосия. Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове Псковская икона XIV век (Русский музей)

СЛОВО (ПОУЧЕНИЕ)  Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия.  На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость и христианства прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное – Мономаха» «Поучения (политическое и нравственное завещание великого князя). красноречие Владимира принятия

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ  «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород­ князя Игоря северского Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор видит в распрях между их неподчинении великому киевскому князю.  князьями в Н. К. Рерих «Поход Игоря». 1942 г. Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г.

ХОЖДЕНИЯ (ХОЖЕНИЯ)  Хождения (хожения) – о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»). рассказывают христианских  Паломничество игумена Даниила сформировало понимание человеком мира и своей души. в Палестину средневековым русским

МУЗЫКА 2 направления:  народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;  христианское строго пение богослужебное – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного осуждала инструментальную музыку. христианства службах участвовали греческие

АРХИТЕКТУРА  С принятием христианства стали возводиться храмы. Первые – деревянные, они не сохранились. В X в. был построен 1­й каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.) Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года

 Самым ранним из сохранившихся памятников является 13­ купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30­е гг. XI в.). Колокольня Софийского собора на Софийской площади Апсиды собора. Открытая древняя кладка Вид на Софийский собор (современный вид)

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В НОВГОРОДЕ  Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является одним из древнейших сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Софийский собор (южная сторона) до реставрации 1893-1900 гг. Софийский собор (современный вид)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками.  Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке.  Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора в Киеве, XI век Фреска Софийского собора в Киеве. 1040­ые ­ начало 1050­ых гг.

РЕМЕСЛО  Археологические раскопки показали, что на Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла.  Была освоена сложнейшая техника обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи.  Развивалось оружейное дело: мечи, топоры боевые, шлемы и т.д.  Появилось ювелирное производство кресты, перстни). (кольца, браслеты,  Изделия украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен.  Также научились делать стеклянные украшения, овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

ЛИТЕРАТУРА  Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников поступающих в вузы: полный курс подготовки в выпускным и вступительным экзаменам / Л.А. Кацва, под ред. В.Р. Лещинера. М., 2001. - С. 35­44.  Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. 10 класс / Н. С. Борисов. М., 2009. – С. 43­55. Электронные ресурсы http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_ rusi/ http://russia.rin.ru/guides/5813.html