Движение таборитов берет название от. Табориты

  • 08.06.2021

Создание союза против таборитов. Католики поняли, что силой гуситов не взять. Тогда они решили привлечь на свою сторону хотя бы часть гуситов. Скажем, тех, которые боролись против привилегий и богатств церкви и уже своего добились. И теперь сами побаивались крестьян и бедняков. В 1434 г. католики и часть панов-гуситов договорились о совместных действиях против таборитов. Был создан панский союз, основной задачей которого была борьба с таборитами. 30 мая 1434 г. у деревни Липаны состоялась решающая битва между войсками этого союза и таборитами.

Армия панского союза. Почти все чешские паны вошли в союз, и именно их личные дружины составили ядро войска.

Особенно крупные силы пришли из западной Чехии. Ими командовали паны Ян Швиговский из Ризмберка, Зденко Дршков, Ян из Швамберка, братья Ян и Буриан из Гутштейна. Вместе с ними шли отряды панов-чашников Пржибика из Кленова и Алеша из Жеберка. К панской армии присоединился и сильный гарнизон замка Карлштейн, которым командовали Вилем из Ярославиц и Кунеш Тлукса из Буржениц.

Сильную дружину прислал из Южной Чехии пан Ольдржих из Рожмберка. Численность его отряда составляла 800 пеших и 200 конных воинов. Сам Ольдржих из Рожмберка лично участия в боевых действиях не принимал, и командовать дружиной поручил своим верным рыцарям Микулашу Крхлебецу и Хвалу из Хмелнего. Вместе с рожмберкскими отрядами пришли воины страконицкого великого магистра Вацлава из Михаловиц.

К армии панского союза присоединились отряды из Праги и Мельника. Общая численность войск панского союза составила 660-720 боевых возов, около 13 тысяч человек пехоты и 1200 всадников. Верховным гетманом был избран рыцарь Дивиш Боржек из Милетина, храбрый воин и искусный полководец.

Армия таборитов. На тот момент ей командовал священник Прокоп Великий, выходец их богатой семьи горожан. Именно он после смерти прославленного гуситского гетмана Яна Жижки из Троцнова возглавил таборитские войска. Из других командиров таборитов наиболее видными и прославленными были Прокупек и Ян Чапек из Сан.

Прокоп Великий понимал всю важность предстоящего столкновения с войсками панского союза и постарался собрать всех, кого можно. Поддержку таборитам оказали 16 городов: Табор, Бероун, Сланы, Жатец, Лоуны, Коуржим, Нимбурк, Градец Краловы, Яромерж, Трутнов, Двор Краловы, Высокий Мит, Клатов, Прахатицы, Домажлицы и Литомерж. По оценкам чешских историков, в распоряжении Прокопа имелось около 480 боевых возов, от 9 до 10,5 тысяч пеших воинов и 700 конников.

Табориты готовятся к обороне. Как мы видим, табориты немного уступали в численности панскому войску. Небольшое неравенство сил с лихвой искупалось великолепной оборонительной позицией, которую занял Прокоп Великий. Табориты укрепились на склонах Липской горы. Они тщательно подготовились к битве. Возовая оборона была усилена земляными укреплениями. Перед возами был выкопан ров, глубиной в полтора метра. Кроме того, фланг таборитов был надежно прикрыт рыбником, который не только серьезно затруднял действия атакующих, но и давал питьевую воду обороняющимся. Позиция на холме позволяла таборитам, лучше чем противники, использовать свою артиллерию. Наконец паны были вынуждены предпринимать атаку снизу вверх, что в сочетании с заранее подготовленной обороной делало несущественным их численное превосходство.

Читайте также другие темы части X "Сражения в Центральной Европе XV в." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

  • 49. Грюнвальдская битва

, Богуслав из Швамберка , Ян Рогач из Дубы , Прокоп Голый и др.

Идейная основа

Движение было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль. Чехи страдали от немецкой экспансии, связанной с влиянием католической церкви. Многие из вожаков гуситов считали себя мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда , которого ещё на сейме в Чаславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин , - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов ». Идеалом таборитов была демократическая республика . Они отрицали всякую иерархию , как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента.

Социальная основа

Низший класс чешского народа - крестьяне , мелкие мещане , составившие главный контингент таборитизма, - были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству , например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении. Неудивительно, что в 1419 году, при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании . Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия. «Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситизма, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем. Вандализм , с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т. п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, бароны , богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь , пышность при богослужении.

Практика

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе они воплощали следующим образом: приходящие со знамёнами толпы на Табор встречались с одушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочерёдно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и т. п., придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе . Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение.

Хронология

В ходе развертывания вооруженной борьбы радикальные гуситы не имели преимущества в Праге и нуждались в собственной укрепленной базе. В начале 1420 гуситский гетман Петр Громада нашел подходящее место - гору Табор в южной Богемии , и сообщил об этом лидеру радикалов Яну Жижке. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор .

В течение 1420 года табориты действуя самостоятельно и совместно с умеренными добились военной победы над католическими силами, организовавшими первый крестовый поход против гуситов. Это оформило таборитов как основу военной силы Чехии.

К 1421 году Жижка становится признанным лидером таборитов. В ходе внутренней борьбы было уничтожено крайне левое крыло - пикарты , вместе с их вождями (Мартин Гуска ,Петр Каниш, Мартин Локвис и др.).

В 1423-24 гг. Жижка разошелся с руководством умеренных таборитов и основал Новый Табор в Кралов Градец. После его смерти его войска стали носить прозвище «сиротки» и в случае военных акций действовали совместно с таборитами, забыв о идеологических разногласиях.

Противоречия таборитов с умеренными гуситами (утраквисты, чашники) привели к открытой войне между ними. В ряде битв (1423, 1424) чашники были разбиты.

В 1433 сложилась ситуация, когда непосредственная внешняя угроза была снята чередой побед гуситов, переговоры по достижению компромисса между таборитами и базельским собором провалились, население устало от войны и экономической блокады. В этой ситуации умеренное крыло гуситов, чашники, пошли на уступки (Пражские компактаты) и достигли соглашения с католической церковью. Это встретило сопротивление таборитов. Противостояние закончилось 30 мая 1434, когда табориты потерпели поражение от объединённых сил чашников и католиков в сражении при Липанах . Отдельные отряды таборитов действовали до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

Учение таборитов, однако, пустило глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья» , деятельность которых в противоположность таборитам отличалась полным спокойствием и миролюбием.

Напишите отзыв о статье "Табориты"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Табориты

– Но особенно хорошо, – говорил один, рассказывая неудачу товарища дипломата, – особенно хорошо то, что канцлер прямо сказал ему, что назначение его в Лондон есть повышение, и чтоб он так и смотрел на это. Видите вы его фигуру при этом?…
– Но что всего хуже, господа, я вам выдаю Курагина: человек в несчастии, и этим то пользуется этот Дон Жуан, этот ужасный человек!
Князь Ипполит лежал в вольтеровском кресле, положив ноги через ручку. Он засмеялся.
– Parlez moi de ca, [Ну ка, ну ка,] – сказал он.
– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n"ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l"intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d"or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.

Сожжение Яна Гуса в 1415 г. дало толчок антикатолическому движению гуситов в Богемии. Более радикальная часть гуситов – табориты – сделала своим центром хорошо защищенный городок близ Праги, который они по имени библейской горы называли Табор (Фавор). Сюда стекались проповедники из еретических сект всей Европы: иоахимиты (последователи средневекового мистика Иоахима Флорского ), вальденсы , беггарды . Среди таборитов были широко распространены хилиастические и социалистические учения. Были и попытки практического их осуществления.

Ян Гус - основоположник учений гуситов и таборитов. Портрет кисти неизвестного художника XVI века

Приведем краткую характеристику взглядов таборитов на основании сочинений их современников: будущего папы Энея Сильвия Пикколомини , Пшибрама, Вавржинеца, (Лаврентия из Бжезина).

Табориты считали, что в 1420 г. наступит конец мира – consumatio saeculi. Однако этот термин выражает лишь конец «старого мира», «господства зла». Произойдет немедленное устранение всех «злых». Наступит «день мщения и год возмездия», во время которого, по мнению таборитов:

«должно всех возвышенных и властвующих согнуть, как ветви деревьев, и срубить, сжечь в печи, как солому, не оставив ни корней, ни отростков, измолотить, как снопы, кровь из них выцедить, скорпионами, змеями и дикими зверями их истребить, смерти предать.

«Отменяется» и прекращается Христов закон милосердия, «поскольку его разумение и письменные положения во многих случаях противоречат указанным выше суждениям».

Наоборот, надо действовать «ревностно, жестоко и справедливым возмездием».

Необходимо, чтобы «каждый, верный омывал руки в крови врагов Христа».

Кто воспрепятствует пролитию крови недругов Христа, будет проклят и наказан так же, как и они. Все крестьяне, не присоединившиеся к таборитам, «сами вместе со своим имуществом должны быть уничтожены».

Установится Царство Божие на земле – но не для всех, а только для «избранных». «Зло» не устранится из мира, но будет подчинено «добрым». Все верные (т. е. сторонники учения таборитов) должны сосредоточиться в пяти городах, тому же, что вне этих городов, не будет пощады при Cтрашном суде. Из этих городов табориты должны править всей землей, а те города, которые будут им сопротивляться, «разрушать и сжигать, как Содом».

В частности, «в году мщения город Прага должен быть разрушен и сожжен верными, как Вавилон».

Согласно учению таборитов, закончится этот период пришествием Христа. Тогда «избранники Божии будут с Господом Богом видимо и ощутимо тысячу лет царствовать».

Когда Христос с ангелами спустятся на землю, тогда воскреснут праведники, умершие за Христа, и вместе с ним начнут судить грешников. Жены будут зачинать, не зная мужчин, и рожать без мук. Никто не будет ни сеять, ни жать.

«Никаких плодов уже не будет потребляться».

Проповедники таборитов призывали «ничего не делать, деревья ломать, а дома, церкви и монастыри разрушать».

«Все установления и людские решения должны быть отменены, так как всех их не создал Отец Небесный».

Табориты учили – что существующая «церковь еретическая и неправедная и что у нее все богатство должно быть отнято и отдано мирянам».

«Дома священников, все церковное имущество должно быть уничтожено, церкви, алтари и монастыри разрушены».

«Церковные колокола табориты снимали и разбивали, а затем продавали на чужбину. Церковную утварь, подсвечники, золото и серебро разбивали».

«Алтари везде разбили, Святые Дары из них выбросили, храмы Божии оскверняли, превращая их в хлевы и конюшни».

«Святые Дары топтали ногами».

«Кровь Христову выливали, чаши крали и продавали».

Один из проповедников-таборитов говорил, что «предпочел бы дьяволу молится, чем преклонить колена перед Святым причастием».

«Великое множество священников убили, сожгли и погубили, и не было для них ничего радостнее, чем схватить кого-нибудь, чтобы убить».

Любимой песней таборитов было: «А ну-ка, монахи, попрыгайте».

Когда начнется царство праведников, «не нужно будет, чтобы один другого учил. Не нужно будет ни книг, ни письменности, и вся мирская мудрость погибнет».

В монастырях табориты неизменно уничтожали библиотеки.

«У врагов Божиих все имущество должно быть отнято и сожжено или уничтожено».

«Этой зимой и летом проповедники и старшие гетманы таборитов настойчиво одурачивали крестьян, чтобы они ссыпали деньги в кадки». Таким образом, были обобществлены деньги в общине. Были выделены «смотрители за кадками», которые следили за неукоснительной сдачей денег и распределяли общественные средства.

«В Городище или Таборе нет ничего моего или твоего, а все вместе одинаково пользуются: у всех все должно быть общим, и никто не должен ничего иметь отдельно, тот, кто имеет отдельно, тот грешит».

Один из пунктов учения таборитов гласил: «Никто не должен ничем владеть, но все должно быть общим».

Таборитские проповедники учили: «Все будет общим, в том числе и жены: будут свободные сыновья и дочери Божии, и не будет брака как союза двух – мужа и жены».

Бегград из Бельгии основал среди таборитов секту адамитов, которая обосновалась на островке на р. Лужнице. Сам он называл себя Адамом и сыном Божиим, призванным воскресить мертвых и осуществить предначертания Апокалипсиса. Адамиты считали себя воплощением вездесущего Бога. Скоро, учили они, кровь затопит мир по уздечку коня. Они в этой земле – коса Божия, они посланы для отмщения и уничтожения всей скверны на земле. Прощение – грех. Члены этой секты таборитов убивали всех подряд, по ночам сжигали села, города и людей, ссылаясь на то, что в Библии сказано: «В полночь раздался крик». Так, в городе Прчице они «перебили всех людей – молодых и старых, а городок сожгли».

На собраниях адамиты ходили без одежды, считая, что только так они становятся чистыми. Брака у них не было – каждый мог выбирать женщин, как вздумается. Стоило кому-либо сказать: «для этой дух мой воспламенился» – и Адам благословлял их: «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». По другим источникам у них господствовало ничем не ограниченное смешение полов.

«Небо они называют крышей и говорят, что нет Бога на земле, как нет и чертей в аду».

По приказу Яна Жижки адамиты были истреблены более умеренно настроенными таборитами.

Долгое время рассказы об адамитах (как и многие сведения о таборитах) считались выдумкой их врагов. Начало такому взгляду положил французский просветитель, гугенот Исаак де Бособр, а в наиболее крайней форме он выражен в книгах марксистского чешского историка Мацека. Однако уже Энгельс отметил:

«Любопытный факт: в каждом крупном революционном движении вопрос о «свободной любви» выступает на передний план».

Интересно, что недавно вопрос о таборитах-адамитах подвергся обстоятельному критическому разбору со стороны марксистских же историков Е. Вернера и Эрбштоссера. Они показали существование давней традиции «адамитства», культа имени Адама, в движении «Братьев свободного духа ». Сведения о богемских «адамитах», если учесть естественные искажения, объясняющиеся замкнутым, эзотерическим характером их учения, вполне согласуются с картиной общеевропейского движения «свободных духов».

Например, Мацек считает «верхом грязной клеветы» на учение таборитов приведенное нами выше место из «Старой летописи»: «Все будет общим, в том числе и жены...» По его мнению, это высказывание опровергается другим местом у Пшибрама, где говорится, что в Таборе запрещалась близость между мужем и женой: «если же увидят или проведают о встречах супругов, их избивали до смерти, иных бросали в реку». Однако именно оба эти места вполне согласуются с традицией «свободных духов», проповедовавших неограниченную сексуальную свободу и в то же время – греховность брака, что, например, имело место в группе «Homines intelligentales», действовавшей в Брюсселе почти одновременно с чешским адамитами.

Император и папа призвали к крестовому походу против таборитов, но те не только разбили крестоносцев, но и перенесли войну в соседние страны. Их набеги, получившие в гуситской традиции название «Прекрасных походов», производились ежегодно в 1427-1434 гг. Некоторые страны табориты опустошали, унося с собой добычу, в других, например, в Силезии, оставляли гарнизоны. В одной песне того времени говорится:

«Мейсен и Саксония погублены, Силезия и Лужицы в развалинах, Бавария превращена в пустыню, Австрия разорена, Моравия истощена, Богемия перевернута вверх дном».

Отряды таборитов доходили до Балтийского моря, до стен Вены, Лейпцига и Берлина, им уплатил контрибуцию Нюренберг. Чехия была разорена. В «Хронике старого коллегиата» говорится:

«ведь в вышеуказанных походных войсках были по большей части чужеземцы, не чувствовавшие никакой любви к королевству».

«на их совести пожары, грабежи, убийства, насилия».

Но и вся Центральная Европа в ходе гуситских войн подвергалась страшному опустошению. Папа вынужден был пойти на уступки. На Базельском соборе в 1433 г. было достигнуто соглашение с гуситами, в результате которого они возвращались в католическую церковь. Но табориты – наиболее радикальная часть гуситов – не признала соглашения и была уничтожена в бою под Липанами в 1434 г.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Гуситские войны (рус.) История средних веков.

    Табориты

    Под предводительством Яна Жижки

    Субтитры

Идейная основа

Движение было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль. Чехи страдали от немецкой экспансии, связанной с влиянием католической церкви. Многие из вожаков гуситов считали себя мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда , которого ещё на сейме в Чаславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин , - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов ». Идеалом таборитов была демократическая республика . Они отрицали всякую иерархию , как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента.

Социальная основа

Низший класс чешского народа - крестьяне , мелкие мещане , составившие главный контингент таборитизма, - были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству , например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении. Неудивительно, что в 1419 году, при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании . Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия. «Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситизма, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем. Вандализм , с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т. п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, бароны , богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку [ ] , латынь , пышность при богослужении.

Практика

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе они воплощали следующим образом: приходящие со знамёнами толпы на Табор встречались с одушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочерёдно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и т. п., придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе . Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение.

Хронология

В ходе развертывания вооруженной борьбы радикальные гуситы не имели преимущества в Праге и нуждались в собственной укрепленной базе. В начале 1420 гуситский гетман Петр Громада нашел подходящее место - гору Табор в южной Богемии , и сообщил об этом лидеру радикалов Яну Жижке. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор .

В течение 1420 года табориты действуя самостоятельно и совместно с умеренными добились военной победы над католическими силами, организовавшими первый крестовый поход против гуситов. Это оформило таборитов как основу военной силы Чехии.

К 1421 году Жижка становится признанным лидером таборитов. В ходе внутренней борьбы было уничтожено крайне левое крыло - пикарты , вместе с их вождями (Мартин Гуска,Петр Каниш, Мартин Локвис и др.).

В 1423-24 гг. Жижка разошелся с руководством умеренных таборитов и основал Новый Табор в Кралов Градец. После его смерти его войска стали носить прозвище «сиротки» и в случае военных акций действовали совместно с таборитами, забыв о идеологических разногласиях.

Противоречия таборитов с умеренными гуситами (утраквисты, чашники) привели к открытой войне между ними. В ряде битв (1423, 1424) чашники были разбиты.

В 1433 сложилась ситуация, когда непосредственная внешняя угроза была снята чередой побед гуситов, переговоры по достижению компромисса между таборитами и базельским собором провалились, население устало от войны и экономической блокады. В этой ситуации умеренное крыло гуситов, чашники, пошли на уступки (Пражские компактаты) и достигли соглашения с католической церковью. Это встретило сопротивление таборитов. Противостояние закончилось 30 мая 1434, когда табориты потерпели поражение от объединённых сил чашников и католиков в сражении при Липанах . Отдельные отряды таборитов действовали до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

Учение таборитов, однако, пустило глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья» , деятельность которых в противоположность таборитам отличалась полным спокойствием и миролюбием.