Усадьба высокие горы как добраться. Усадьба усачевых - высокие горы на земляном валу

  • 30.08.2021

В прошлые выходные я побывала на экскурсии в Центральных Хлудовских банях и была просто поражена их красивейшими интерьерами. Оказалось, что создатель этих бань купец первой гильдии Герасим Иванович Хлудов в Москве жил в прекраснейшей усадьбе Высокие горки на берегу Яузы. Мне удалось прогуляться по территории его бывшего имения в самом начале золотой осени. Находится оно недалеко от метро «Курская» по адресу Земляной Вал д.53.

Мой отзыв о посещении Китайских бань и много фотографий красивейших интерьеров

С одной стороны ворот мы видим, как бурлит городская жизнь, и проносятся по проспекту десятки машин, но стоит пройти внутрь, и мы попадаем в совсем другую Москву, тихую и неторопливую.


Кстати попасть на территорию приусадебного парка можно абсолютно свободно, сейчас в здании размещается восстановительны й медицинский центр для спортсменов. Посторонних никто не выгоняет, здесь гуляют как жители близлежащих районов, так и любители старой Москвы, нередки в парке и экскурсионные группы.

Место для усадьбы было выбрано очень удачное: на пригорке возле Яузы с видом на Кремль. Владельцев имения было очень много, но настоящий расцвет усадебного комплекса Высокие горки пришелся на XIX век. При князе Н.С. Гагарине знаменитый архитектор Д. Жилярди спроектировал и начал строительство замечательного архитектурного ансамбля, включающего барский дом, конюшни, хозяйственные постройки и увеселительные павильоны. В 20-е гг. XIX века усадьбой владели чаеторговцы братья Усачевы. Они также приглашали Д. Жилярди и его коллегу архитектора А.Г. Григорьева для обустройства имения. Один из братьев – Петр Николаевич увлекался садоводством. Он создал в Высоких горках регулярный парк с оранжереями, в которых выращивались экзотические растения.


Усачевы были настолько популярны в округе, что расположенный неподалеку Высокояузский мост стали называть «усачевским». После смерти владельцев с 1848 г. великолепный усадебный комплекс стал приходить в упадок. Тут то его и купил знаменитый благотворитель, купец первой гильдии и владелец миллионов Герасим Иванович Хлудов. У него уже был дом на другом берегу Яузы и он часто любовался усадьбой Высокие горы, поэтому приобрел ее сразу же, как представилась такая возможность. Случилось это в 1854 г., после чего Хлудов с новыми силами принялся обустраивать усадьбу уже по своему вкусу. В быту были сделаны такие усовершенствован ия, как подключение дома к Мытищинскому водопроводу и оснащение его современной системой отопления. В парке появился птичник и зверинец. Особой страстью владельца усадьбы было коллекционирован ие предметов искусства. Хлудов собрал внушительную коллекцию произведений таких художников, как В. Перов, П. Федотов, В. Тропинин и И. Айвазовский. В доме была обустроена настоящая картинная галерея. Но и сама усадьба пользовалась популярностью у людей искусства, в качестве натуры, с которой они писали свои замечательные картины, или места, откуда хорошо были видны московские улочки. Так, например, А. Боголюбов нарисовал здесь свою картину «Вид на Москву из Хлудовского сада». В Высокие горы на приемы приезжали банкиры, чиновники и другие государственные деятели. Об усадьбе писали восторженные отзывы. Однако в 1885 г. Герасим Иванович Хлудов скончался. Имение досталось в наследство дочерям купца. Одна из них, Александра, выкупила усадьбу у сестер. Сама она здесь не жила, но всячески поддерживала и следила за состоянием имения. Так как по мужу она носила фамилию Найденова, то эта фамилия, вместе с Усачевыми стала стойко ассоциироваться с Высокими горками. Сейчас на воротах висит табличка, указывающая на то, что это бывшее имение Усачевых-Найдено вых. Очень странно, что фамилия Хлудовы, которые действительно сильно преобразили Высокие горки, даже не упоминается. После революции в усадьбе размещался туберкулезный санаторий, а сейчас центр реабилитации спортсменов. Возможно, это способствовало довольно хорошей сохранности архитектурных объектов. В парке Высокие горки снимали такие фильмы, как «Покровские ворота», «Интердевочка» и «Гостья из будущего».


Высокие горки были последней крупной работой в России известного архитектора Д. Жилярди. До этого он работал над усадьбой Кузьминки, поэтому можно легко заметить сходство стилей павильонов этих двух усадеб. Также и здесь, и там мы видим львов и грифонов, чугунные ворота и многие другие схожие элементы декора.


В Высоких горках главный дом, каретный сарай и конюшня образуют единый внутренний двор.


Крыльцо главного дома украшают характерные для работ Жилярди статуи грифонов и сфинксов.


За конным двором размещались сады и оранжереи.


Затем идут хозяйственные постройки.




За кладовыми проходила уютная липовая аллея.


Здесь сохранились четыре скульптуры «Времена года».


Я вспомнила, что очень похожие статуи я видела на экскурсии в Тимирязевском парке. Оказалось, что не случайно, я заметила их сходство: скульптуры эти отливались на Демидовских заводах в XVIII веке, а потом долго путешествовали из одного имения в другое. Так, одни попали в исторический парк Тимирязевской академии, а другие в усадьбу Усачевых-Найденовых.


Раньше аллею украшал фонтан и чайный домик. Сейчас они, к сожалению, утрачены. Зато сохранились две беседки-ротонды на крутом холме.


У главного дома мы видим грот, который засветился в конце фильма «Покровские ворота», когда главные герои отплясывали в этом чудесном парке.


Рядом пандус, плавно поднимающий гостей к парадному входу в усадьбу. usadba-visokii-gorki-11-of-27


Интересно, что при Хлудовых имение примыкало к усадьбе Найденовых, на месте которой сейчас стоит центр Сахарова. После свадьбы Александры Герасимовны Хлудовой и Александра Александровича Найденова эти два усадьбы объединились. К сожалению, дом Найденовых был разрушен и сейчас на его месте мы ничего, кроме клумбы не увидим.


Много тайн и легенд связано с усадьбой Высокие горки, некоторые из них только предстоит разгадать. Я же рекомендую ее, как отличное место для прогулок в самом центре Москвы.

По всей России бывшие купеческие и дворянские дома превращены были в учреждения, больницы и культурные заведения. Большинство особняков и усадеб подверглись этой участи в советские годы. Однако некоторые из них, преимущественно дворянские, превратились в таковые ещё в конце 19 века из-за значительного снижения значения дворянства и разорения многих представителей блистательных фамилий прежнего света. Этой статьёй мы начинаем цикл статей, посвящённых такому превращению.

Сейчас эту усадьбу на Зе мляном валу дом 53 занимает Клиника Спортивной Медицины . Там лечатся спортсмены, разгуливают по тропинкам великолепного сада выздоравливающие и изредка забредают случайные посетители, пожелавшие полюбопытствовать в этом поистине красивейший уголок старой Москвы, сохранивший уют и тишину московской усадьбы. Посетить эту усадьбу с подробной экскурсией по парку, его окрестностям и узнать о судьбах владельцем можно нашей .

Со стороны Земляного вала проносятся с рёвом автомобили, звенят троллейбусы, а за чугунной оградой – тишина, зелень, некошеная трава, благодать и красота. Роскошный пандус со стерегущими львами и вазонами поджидал когда-то многочисленных хозяйских гостей, под сенью старинных деревьев можно и ныне укрыться от жаркого солнца, в маленьких беседках-ротондах приятно любоваться видами Яузы с высокой кручи или поиграть в прятки за широкими колоннами. Со старинными тёмными скульптурами, потерявшими со временем руки, можно сделать хорошую фотографию.

Главная постройка этой усадьбы – особняк, выходящий на фасадную сторону Земляного вала — считается самой лучшей постройкой знаменитого Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди , созданной им в 1829 –1831 гг. Вход в дом по традиции 18 века выполнен со двора. Это истинный образец архитектуры позднего классицизма. Войдите через чугунные ворота, наверху которых красуются две буквы «Б» и «У» , свидетельствующие о прежних владельцах братьев Усачёвых, и на пороге дома, у парадного входа под уникальным кованым зонтом, вас будут ожидать чугунные львы и грифоны .

Пройдитесь неспешно по чудесному парку с великолепными видами, вдохните свежесть и тишину, и зайдите чуть дальше за бывшую конюшню (сейчас 4-й корпус клиники). А там увидите накрытый огромный старый погреб и деревенский жилой домишко с палисадником и дымящейся трубой. Оказавшись здесь, поистине забываешь, что находишься в центре Москвы. Правда будьте аккуратны — деревья здесь старые и скрипучие, ветки могут отвалиться, особенно при сильном ветре!

В середине 19 века в этом парке было много сооружений – и Концертный павильон и Чайный домик. Последний являлся шедевром Жилярди, в 1950-е был отреставрирован, а затем полностью сгорел. Остались две колонные беседки, построенные учеником Жилярди Григорьевым и грот, в котором снимали сцены в больнице, куда поместили с аппендицитом Льва Евгеньевича Хоботова, героя фильма «Покровские ворота».

История этого местечка такова. В 1828 году купеческие братья Василий Николаевич и Петр Николаевич Усачёвы , успешно занимавшиеся продажей чая, купили у купеческой вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы. Участок находился прямо у срытого земляного вала, ещё одной московской границы, прекратившей своё существование в начале 19 века. Ров, находившийся возле вала, засыпали, за счет чего образовалась очень широкая полоса земли, которую и отдали местным землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых–Найдёновых располагалась как раз возле земляного вала и вошла в границы Москвы, так что его хозяева получили приличный кусок московской земли под палисадник. Усадьбы получилась настолько роскошной, что её хотела даже купить Великая Княгиня Елена Павловна, супруга младшего сына Павла Первого.

В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе, что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским» . Заезд для гостей сделан в виде крутого пандуса, на котором вас встречают львы и вазоны. Этот необычный приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве встречается только в этом месте. На территории усадьбы находилась конюшня, хозяйственные здания и огороды. Пётр Николаевич очень любил заниматься садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, куда мог прийти и полюбоваться растениями любой человек. После смерти Петра Николаевича в 1848 году за усадьбой перестали следить, и она постепенно пришла в упадок.

В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. Покупка была особенной, так сказать семейной. Его отец Иван, родоначальник текстильной династии Хлудовых, впервые приехал в Москву в 1817, где поселился у дяди Афанасия Щекина. Дядя выделяет ему небольшую хижину на берегу Яузы у Швивой горки, и Хлудов с семьей на нескольких ручных станках начинает выпускать тесемочный товар - пояса и кушаки, а затем нанку. Иван Хлудов сам был и ткач, и красильщик, сам ходил на Яузу смывать бумагу. Так что можно сказать сын его Герасим Иванович купил себе эту усадьбу на родовом месте. В саду и главном доме провели мытищинский водопровод, подключили калориферное отопление. Герасим Иванович занимался коллекционированием картин и при нём в главном доме появляется картинная галерея, которую художественный и музыкальный критик В. В. Стасов отметил как первую в России, а художник Боголюбов даже создал картину «Вид на Москву из Хлудовского сада». Герасим Иванович всю свою жизнь прожил вместе семьёй в этом доме. Вот что писал о доме «Исторический Вестник» : «…дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец. Прожил Герасим Иванович более полжизни в этом доме безмятежно и благополучно, приумножая богатство, возвышая свою коммерческую репутацию…». Здесь был своего рода дом приемов. Семейные торжества устраивались с ранней весны, когда липовый парк был усыпан подснежниками.

После смерти Герасима Хлудова в 1885 году его имение досталось четырём дочерям . Одна из них Александра Герасимовна, вышедшая замуж за Александра Александровича Найдёнова, выкупает у сестёр их доли и становится полноправной владелицей усадьбы. Александра Герасимовна, продолжая многочисленные благотворительные дела и духовное завещание отца, основывает недалеко от усадьбы Яузское попечительство о бедных, которое так и называлось «Найденовским». А в усадьбе устраивает небольшой музей фарфора, собирательством которого она увлекалась . В усадьбе, до этого именовавшейся «Высокие горы» или «Высокие горки», а после «Найдёновская», Александра Герасимовна сама не живет, но поддерживает её в изумительном состоянии вплоть до революции 1917-го года, когда в ней разместился туберкулезный санаторий «Высокие горы» или «Высокие холмы» . Местные жители обходили усадьбу стороной, боясь этой страшной болезни, от которой умерло огромное количество, в том числе и знаменитых людей. На базе этого санатория был основан в 1921 году Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза РАМН . После санатория усадьбу занял туберкулезный диспансер. Уже позднее в 1970-х годах вместо туберкулезного диспансера сюда въехал московский врачебно-физкультурный диспансер, ныне это Московский научно–практический центр спортивной медицины .

Так что, Идите и Смотрите, необычно красивую и уютную Москву!!! Смотрите и наслаждайтесь!

История
В 1828 году братья Усачёвы – Василий Николаевич и Петр Николаевич, купцы, успешно занимающиеся продажей чая, купили у вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы и занялись его обустройством.
Надо сказать, что в 1820-1830-х годах границу Москвы расширили, земляной вал снесли, а ров засыпали. Поскольку на месте образовалась очень широкая полоса земли, для дороги и тротуара оставили 25 метров, а остальное отдали местным землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых-Найдёновых располагался как раз возле земляного вала и вошёл в границы Москвы, так что его хозяева получили приличный кусок земли под палисадник.
Поскольку территория уже вошла в черту Москвы, несмотря на свой вид, усадьба считается городской.
Для обустройства усадьбы пригласили известного архитектора Доменико Жилярди. По его проекту главный дом, каретный сарай и конюшни образовывали внутренний двор. Парадных вход в главным дом находился во дворе. С южный стороны от дома в парк спускается закруглённый пандус, украшенный вазами и львами. Интересно, что приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве использован только в этом месте.
За конюшней находились хозяйственные здания и огороды. В парке, существовавшем ещё до строительства усадьбы установили несколько павильонов, в том числе музыкальный и Чайный домик. Возле дома построили грот. На краю холма, предположительно, по проекту ученика Жилярди А.Г. Григорьева установили две восьми-колонные беседки-ротонды.
Пётр Николаевич очень любил заниматься садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, пользующиеся популярностью среди москвичей.
При Усачёвых усадьба стала не менее роскошной, чем владения дворян. Её даже хотела купить Великая Княгиня Елена Павловна, но не сложилось.
В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе, что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским».
После смерти Петра Николаевича в 1848 году за усадьбой перестали следить и она постепенно пришла в упадок. В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. Он занялся усадьбой, преобразил парк на английский манер, модный в те времена. В парке появились птичий двор, зверинец, а так же редкие виды растений, а оранжереях гости могли увидеть южные растения. В саду и главном доме провели водопровод, подключили калориферное отопление.
Герасим Иванович занимался коллекционированием картин и при нём в усадьбе появляется картинная галерея.
При нём дом часто посещали важные люди, чья деятельность связана с финансами.
После смерти Хлудова в 1885 году, его имение делят между собой четыре дочери, уже имеющие свои семьи. Позже Александра Герасимовна Найдёнова выкупает у сестёр усадьбу. Продолжая дело отца-благотворителя, Александра Герасимовна в 1888 году недалеко от усадьбы открывает дом призрения с храмом преподобного Герасима. Там была богадельня на 80 человек и дом бесплатных квартир на 150 вдов с сиротами.
По одним данным Найдёновы не живут в усадьбе, по другим, вместе с ними там поселяется и брат мужа Александры Герасимовны – Николай Александрович Найдёнов, предприниматель, 39 лет избиравшийся гласным городской думы, и увлекавшийся архитектурой старой Москвы.
Возможно, Найдёновы там жили только время от времени или приезжали на время приёмов. А приходили к ним в гости, как и купеческая элита, так и профессора.
Александра Герасимовна поддерживала усадьбу в отличном состоянии до самой революции. После чего в усадьбе разместился туберкулёзный санаторий «Высокие холмы». Название, по все видимости, произошло от месторасположения санатория.
В 1950-х годах по проекту реставрации И. Рубен и Г. Солодкой служебным постройкам и части декора был возвращён изначальных архитектурный облик. Немногим позже почти полностью отреставрированный Чайный домик сгорел, а концертный павильон просто полностью исчез с территории парка.
До нашего времени дожили главный дом, каретный сарай, конюшни, некоторые хозяйственные постройки, пандус, грот, две беседки-ротонды.
Парк иногда использовали для съёмок фильмов, например, встречается он в фильме «Покровские ворота».
После санатория на территории усадьбы располагался городской врачебно-физкультурный диспансер. С 1999 года на территории находится Московский научно-практический центр спортивной медицины.

Настоящее
Давайте прогуляемся по современной усадьбе Усачёвых-Найдёновых.
Расположена она совсем недалеко от метро «Чкаловская» и «Курская»-кольцевая. В первом случае нужно выбрать выход с переходом на кольцевую, во втором с переходом на Люблинскую линию. Недалеко от выхода будет широкая улица Земляной вал. Подходим к ней и смотрим на дома с другой стороны. Теперь надо повернуть налево и идти вдоль улицы прямо, не сворачивая. На пути попадётся один подземный переход, воспользуемся им, чтобы пересечь Верхнюю Сыромятническую улицу, что идёт перпендикулярно Земляному валу. Если позже на другой стороне вы увидите между двух домом интересную ограду в виде арок, а за ней лестнице – значит путь выбран верно, и скоро слева от вас появятся ворота в усадьбу.
Ворота в усадьбу находится выше тротуара, а перед ними находятся пандус и лестница. На одной колонне висит зелёный крест, а на другой таблички. Они сообщают нам, что этот объект охраняется государством и что здесь находится центр спортивной медицины. Поднимаемся наверх и видим ещё одну табличку – часы приёма больных, посетителей и запрет на спиртное.
Входим через старинные ворота на территорию. Справа располагается главный дом, он же здание администрации, слева спортивная аптека.
Сразу бросается в глаза, что окна главного здания украшены барельефами в виде львиных голов. Вход в дом находится за углом. Над входом большой козырёк, украшенный ажурным орнаментом, по бокам крыльца сидят львы и грифоны. Возле последних стоят зелёные скамейки.
Напротив входа располагается небольшой сквер с ёлочками, скамейкой, дорожками в три стороны. Слева от него – здание поликлиники, бывший каретный сарай. На нём тоже найти барельефы, псевдо-колонны.
Напротив главного дома находится бывшая конюшня, ныне травматологическое отделение, выполненное, как и остальные здания в одном стиле – таком простом, но в тоже время красивом. На первом этаже конюшни где-то посередине окон между ними находятся кольца, а чуть выше кое-где штырьки. Интересно, для чего они служат?
От травматологического отделения поворачиваем налево и идёт к хозяйственным постройкам. Там видно много деревянных домиков, современный съезд на территорию. Сразу на бывшей конюшней поворачиваем направо и идём к парку. Аллея, которую мы выбрали выводит к восточной беседке ротонде. За домом на газоне справа видим статую – мужчина с виноградом, а у его ног ребёнок.
По дороге беседке на дереве висит предупреждение о падающих ветках. Да и по виду деревья здесь древние, скрипучие, того гляди на тебя что-нибудь свалится.
Подходим к беседке, она сама и восемь колонн украшены повторяющимся рисунком. Сразу за беседкой начинается склон холма. Осмотревшись, идём ко второй по дорожке. Когда проходим половину, видим слева ступеньки – спуск низ.
Вторая беседка почти копия первой. Почти потому что кое-где более разрушенная. От неё поворачиваем направо – к зданиям центра. По пути нам встречаются три статуи и оболочка дерева, скреплённая железными полосками. Сначала склонившая голову девушка, потом дерево, а за ним справа юноша, слева женщина без правой руки.
Идём до конца дорожки и почти у самых ворот поворачиваем налево. Дорога приводит нас к гроту и пандусу. Часть грота облагорожена, там часто можно видеть как люди отдыхают и перекуривают.
Бортики пандуса украшены вазами, а у самого спуска на них сидят такие же львы как и на входе. Часть краски от стены главного дома и пандуса здесь отвалилась, так что видны кирпичи. Можно подняться туда и пройтись до самого здания.
Дальше идём по дорожке, перпендикулярно пандусу и плавно спускаемся вниз с холма. Над нами оказывается одна из беседок. Дальше наш путь лежит по прямой аллее вдоль холма.
Из интересного, что встретилось мне, это стул возле тополя (вроде бы), к которому идёт тропинка, а потом дальше идёт дорожка из одиночных следов. А дальше на заборе неожиданно начинается колючая проволока и убегает до самого конца с этой стороны.
Аллея постепенно заворачивает и поднимается на холм, выводя нас к административным корпусам, один из которых сейчас реконструируется. Идём мимо них дальше и доходим до старого фонтанчика. Пройдём от него до скульптур и повернём к выходу. Поднимемся по небольшой лесенке и окажемся во внутреннем дворе усадьбы. Повернувшись к воротам, увидим дула двух пушек, будто застрявших в фундаменте.
На этом наша прогулка по усадьбе заканчивается. Напоследок, можно уже за территорией пройтись немного в сторону Яузы и посмотреть на фасад дома со стороны дороги.

Спасибо за внимание!

Ещё фотографии:










Как ни прекрасна природа-мать в своем первозданном виде, но время от времени возникает желание побродить по окультуренным её ипостасям. Чаще всего этими ипостасями становятся парки, скверы. И наверняка у каждого из нас есть свой любимый уголок, а может и не один, где мы можем удовлетворить эту потребность.

Этот парк в усадьбе Высокие горы для себя я открыл года два назад. Когда первый раз шел туда, не был уверен, что удастся попасть на его территорию, потому что обычно в подобных местах располагаются учреждения и территория в большинстве случаев оказывается закрытой. К счастью, мои опасения не подтвердились: в усадьбе сейчас расположены ряд медицинских учреждений, аптека и, видимо, поэтому вход практически свободен.

Несмотря на то, что усадьба находится почти в самом центре, Москвы, на Садовом кольце (Земляной вал, дом 53), парк скорее можно назвать безлюдным: молодая мама с коляской, видимо, из близлежащих домов, две дамы зрелого возраста, прогуливающиеся по аллее, группа цигунистов… Вот, пожалуй и все посетители. Нет, вон еще мелькает одинокий фотограф, обуянный азартом съемки на пленэре.

Но, пожалуй, настало время показать, о чем идет речь.













В завершение, несколько слов об усадьбе. И здесь я позволю себе цитату историка и искусствоведа В. А. Никольского, потому что более ёмко и образно сказать невозможно: «Одна из жемчужин московского зодчества XIX века — дом и сад... созданные Жилярди. Это городская усадьба, новый тип другой такой же усадьбы Москвы — Румянцевского музея, это вторая итальянская вилла, каким-то волшебством перенесенная на берега грязной и узкой Яузы. Густо разрослись деревья сада, разбитого по плану того же Жилярди, и за ними прячутся чарующие архитектурные замыслы. Самый дом выходит фасадом на Садовую и не поражает с первого взгляда. Его близость к зданию Опекунского совета того же мастера была уже отмечена в литературе, но дом несравненно музыкальнее, скульптурнее. Единая, по существу, архитектурная концепция в одном случае торжественна, официальна, строга, в другом — нарядна, гостеприимна, интимна. Но совершенно исключителен по замыслу пологий спуск из второго этажа дома в сад, обставленный по бокам вазами с цветами и завершающийся двумя львами. Этот боковой фасад дома задуман и обработан как самостоятельное архитектурное сооружение, и по общим формам в нем нетрудно угадать мастера знаменитого Конного двора в подмосковных Кузьминках. В рамке из пиний и кипарисов, на фоне лиловеющего южного неба, среди цветов магнолий и роз, а не в окружении московской зелени хотелось бы видеть этот чудесный уголок Италии, по счастью устоявший без искажений в столь роковых для многих памятников "реставрациях ".
Замечателен на склонах парка и ансамбль из Чайного павильона и двух круглых беседок, дышащих какой-то одухотворенностью, античною радостью бытия. Если про античные статуи говорят нередко, что их мрамор живет, то здесь дышит и поет прозаический кирпич под забеленною штукатуркой; здесь зодчество становится скульптурой, не знающей парадных, фасадных и непарадных частей: павильон и беседки, как статуи, равно красивы со всех сторон, а общую концепцию бокового паркового входа в большой дом можно сравнивать с каким-нибудь барельефом. В орнаментальных декорациях, в узорах решеток — всюду встречаются характерные для Жилярди любимые им лебеди и лиры, в извивах которых повторяются те же линии лебединой шеи. И самое зодчество Жилярди — лебединая песнь стиля империи, последнее его слово, высочайшее достижение »

В дополнение: чайный домик не сохранился, лепными барельефами Жилярди и на усадебном доме, и на беседках в парке можно любоваться и сейчас. Чугунные парковые скульптуры были привезены из Франции.

Усадьба была построена в 1829-1836 годах по заказу богатых чаеторговцев братьев Усачевых. Затем ею владели купец и меценат Хлудов и, наконец, Николай Александрович Найденов - личность незаурядная. Он оставил яркий след в истории московского краеведения. Именно ему мы обязаны сейчас тем, что можем видеть старую Москву и многие ее исчезнувшие постройки на фотографиях.

Большое спасибо нынешним обитателям усадьбы за то, что они смогли сохранить это замечательный уголок старой Москвы - старинный парк.

От усадьбы Высокие горы буквально два шага до Андронникова монастыря, где творил Андрей Рублев. Так что, прогулку можно продолжить.

В начале июня 1865 г., Д.И.Менделеев был командирован от Санкт-Петербургского университета в Москву, на Международную мануфактурную выставку. В поезде вместе с ним ехал его приятель Н.П.Ильин, профессор Технологического института. Узнав от случайных попутчиков о продаже в Клинском уезде имения Боблово, Менделеев и Ильин осмотрели его и уже 14 июня оформили купчую на совместное владение имением. В августе в Боблово была проведена межевая съемка, согласно которой общая площадь имения равнялась 667 десятинам. По условиям купчей на долю Менделеева пришлось 397 десятин земли и дом с садом.


Сельцо Боблово находится в 25 километрах от г. Клин, Московской области, в здоровой, красивой холмистой местности с зелеными лугами и полями, перелесками, лесами, преимущественно лиственными.

Эти привольные места издавна привлекали к себе многих известных наших деятелей. Здесь жили: академик [М. И.] Веревкин, писатель и переводчик времен Екатерины II, романист Загоскин, писатель Фонвизин, здесь, в усадьбе Яковлева, воспитывались писательница Татьяна Пассек и ее двоюродный брат А.И.Герцен.
Сельцо Боблово стоит на реке Лутосня, а через Бобловскую усадьбу протекал Белореченский ручей. Усадьба была расположена на высокой Бобловской горе (около 130 м над уровнем моря), по которой раскинулся старинный тенистый парк. (...) При крепостном праве Бобловым владел мингрельский князь Дадьан (Дадиани. – авт.), которому оно было пожаловано правительством как выморочное. В год освобождения крестьян Дадьан умер, и имение перешло к земельному скупщику – спекулянту Богенгардту. У него и купили Боблово Д.И. [Менделеев] с Ильиным.

Проездом в Москву на Всеобщую выставку они и заезжали осмотреть Боблово. Здесь Д.И. нашел то, что искал: здоровое и красивое местоположение, достаточный простор, чтобы развернуть хозяйство, близость к уездному городу Клин и к Москве, удобное сообщение с Петербургом. Но цена имения была не под силу ни Менделееву, ни Ильину в отдельности. Поэтому они купили Боблово вместе и полюбовно разделили. [...]

Купив Боблово, Д.И. не сделал ошибки. Боблово стало играть огромную роль в жизни Менделеевых. Оно давало такие здоровые условия для отдыха, для воспитания детей, доставляло столько удовольствия всей семье , что Д.И. не жалел для Боблова ни денег, ни трудов, ни забот.”

(Из биографии Менделеева)

Менделеев сразу окунулся в хозяйственные заботы: покупал сельскохозяйственный инвентарь, зерно, семена, планировал обустройство и развитие бобловского имения. 3 апреля 1866 г. Менделеев выступил на заседании Вольного экономического общества, членом которого он состоял, с подробнейшей программой сельскохозяйственных опытов по изучению влияния почвенно-климатических условий, действия удобрений и агротехнических приемов на урожайность основных сельскохозяйственных культур России – зерновых. В программе, рассчитанной на три года, было заявлено о проведении аналогичных опытов еще в трех губерниях – Петербургской, Смоленской и Симбирской, но только Менделеев в Боблово осуществил ее во всей полноте: здесь четко соблюдались все пункты программы – системы делянок, вариации удобрений и способов обработки почвы, севооборот; учитывались и такие факторы, как “направление делянок с юга на север, что полезно для равномерности развития растений в бороздах”, “точность разбивки поля” и др. При проведении опытов регистрировались метеоусловия и “отделка почвы”, изучались ее механические свойства, проводились анализы химического состава почв и урожая. Отчеты о полученных результатах обсуждались на заседаниях и печатались в Трудах Вольного экономического общества. Программа исследований, предложенная Менделеевым, по обширности поставленных задач и научному подходу к их решению долгие годы оставалась образцовым научным экспериментом.

К 1870 г. Менделеев перестроил старый дадиановский дом и организовал хозяйство – “целое”, в котором рационально сочетались полеводство, скотоводство, садоводство и огородничество, в том числе и парниковое. В июле его жена, Феозва Никитична, пишет родственникам: “Часто приезжают соседи и даже незнакомые, чтобы взглянуть на наше хозяйство, устройство и постройки”. Посмотреть в самом деле стоило: в несколько лет Менделеев поднял рентабельность заброшенной усадьбы и доказал возможность ведения прибыльного хозяйства в нечерноземной зоне. Спустя пять лет прежде запущенное хозяйство давало в сезон до 1000 рублей (примерно треть годовой профессорской зарплаты), и в дальнейшем прибыль возрастала. На результаты своих трудов в Боблово Менделеев опирался в экономических работах , посвященных развитию сельского хозяйства страны. В первой главе “Заветных мыслей”, написанной в 1903 г., он ссылается на личный опыт как на источник его экономических взглядов: “В самую эпоху освобождения крестьян, то есть в начале 60-х годов, когда земля сильно подешевела и господствовало убеждение в невозможности выгодно вести помещичье хозяйство, я купил в Московской губернии, в Клинском уезде, около 400 десятин земли, главная масса которой была занята лесом и лугами, но где было около 60 десятин пахотной земли, отчасти обрабатываемой, но без выгод, отчасти запущенной, как запущены были земли почти всех окружающих помещиков. Меня, тогда еще молодого, глубоко занимала мысль о возможности выгодно вести хозяйство при помощи улучшений и вкладов в землю свободного труда и капитала. Тогда я мог поступать последовательно , сил было много, и хотя капиталов было мало, но все же они были вкладываемы охотно и с интересом, а знаний и требований рациональности было достаточно для того времени. Мне предрекали великий неуспех, тщету усилий, но меня это не смущало, а, напротив того, только возбуждало. Лет 6 или 7 затрачено мною на эту деятельность, и в такой короткий срок, при сравнительно малых денежных затратах был получен результат несомненной выгодности... Успех хозяйства виден был потому, что такие профессора , как И.А.Стебут и Людоговский, привозили студентов Петровской с.-х. академии осматривать мое хозяйство”.

Шли годы. Налаженное хозяйство развивалось уже под присмотром управляющих; к середине 1880-х гг. по проекту Менделеева построен новый просторный дом. Боблово постепенно становится “родовым гнездом” большого семейства Менделеевых: в старом доме гостят приглашенные на лето родственники, по соседству с главной усадьбой поселились сестра Дмитрия Ивановича Мария Ивановна Попова с мужем и семью детьми и племянница Анна Яковлевна Смирнова с семьей. “Менделеевская молодежь” устраивала летом спектакли в приспособленном под “театр” сенном сарае. Ставились пьесы Шекспира, Пушкина, Грибоедова, Чехова, устраивались вечера с “живыми картинами”, шарадами и декламацией. Для спектаклей готовились специальные декорации и шились костюмы. К юго-западу от Боблова находилось имение Шахматово, купленное по совету Менделеева его другом, известным ученым-ботаником и ректором Санкт-Петербургского университета А.Н.Бекетовым и известное в истории русской культуры как место, связанное с жизнью Александра Блока, внука Бекетова. С 1898 г. Блок присоединился к бобловскому театральному кружку и стал главным исполнителем мужских ролей в любительских спектаклях. “Театр” просуществовал до 1903 г.: в этом году Александр Блок и Любовь Менделеева стали мужем и женой.

Со временем Менделеев стал проводить в Боблово гораздо меньше времени: длительные командировки, перемена места работы (в 1890 г. он вышел в отставку в университете и принял заведование Главной палатой мер и весов), множество общественных и правительственных поручений, требующих присутствия в Петербурге, не позволяли ему подолгу отдыхать.

“Отец также уезжал отдохнуть летом недели на две – на месяц в свою усадьбу, близ деревни Боблово тогдашнего Клинского уезда Московской губернии, где по собственному оригинальному плану им был выстроен дом с большими верандами, просторным кабинетом, библиотекой и лабораторией , – вспоминал его сын Иван. – Он любил отдохнуть в прекрасном, полном цветами, сиренью, жасмином и редкими растениями саду, разведенном под присмотром моей матери нашим артистом-садовником Ефимом Христонычем (Хрисанфовичем) Лавровым, рязанским крестьянином, накопившим за свою жизнь, посвященную садоводству, удивительные познания по практической ботанике и фитокультуре. Но отдыхал здесь отец только наполовину, потому что тотчас засаживался за труд и по обыкновению безудержно в него втягивался. Действительно, бобловское имение было для Менделеева не только экспериментальной базой для разработки и изучения способов рационального ведения сельского хозяйства, не только источником значительного дополнительного дохода для семьи, не только местом отдыха. Анализ трудов ученого и архивных документов показывает, что бобловское имение являлось для него своего рода творческой лабораторией , поскольку его научная деятельность в Боблово была не менее насыщенной и многогранной, чем в Петербурге.

В период летних вакаций в Боблово Менделеев написал многие страницы и главы своих фундаментальных работ. Уезжая из Петербурга, он брал с собой лабораторные тетради и необходимую литературу для завершения проводимых исследований. В бобловском кабинете на втором этаже были написаны главы из отчета “Об упругости газов” (1874), из монографии “Исследование водных растворов по удельному весу” (1884) и из книги “Заветные мысли” (1903-1904), статьи “Письма о заводах” (1885), “Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца” (1888), “Оправдание протекционизма” (1897), “Общеобразовательные гимназии” (1901) и другие работы.

Для Менделеева Боблово – это еще и природная лаборатория для изучения научных и прикладных вопросов естествознания, свидетельства чему можно найти в различных трудах ученого. Так, в отчете об исследовании упругости газов (1875) он описал применение в Боблово сконструированного им дифференциального барометра для нивелирования (измерения высот); в предисловии к переводной монографии Г.Мона “Метеорология или учение о погоде” (1876) он пишет о необходимости исследовать скорость движения облаков, что и делает позже в Боблово, используя “вращающийся зеркальный шар”. В 1878 г. Менделеев опробовал способ транспортировки зерна током воздуха; в 1884 вместе с сыном Володей проводил испытания различных конструкций воздушных винтов и построил ветряной двигатель для орошения земель (в Боблово вода подавалась из пруда в резервуар для полива огорода) – подобный двигатель демонстрировался на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.

Менделеев владел имением до конца жизни. До 1917 г. Боблово принадлежало его семье, позднее Иван Дмитриевич Менделеев организовал на базе имения коммуну и Товарищество по обработке земли. К настоящему времени от образцового имения мало что сохранилось. Сгорели дома, утрачены все элементы целого хозяйства, не видно с бобловского холма “простым глазом 20, а с помощью зрительной трубы 35 церквей”. Эти места в советское время по разным причинам не застраивались. Однако сегодня приходят тревожные известия о начале частного строительства прямо на территории менделеевской усадьбы в непосредственной близости (всего несколько метров) от фундамента дома, где жил ученый. Обращения научной общественности ничего пока не дали. Юридически вопрос, действительно, сложен – территория усадьбы не была в свое время оформлена как охраняемая зона. Однако пока еще не поздно сохранить хотя бы часть мемориала. Если, конечно, научное сообщество проявит солидарность и настойчивость.

Просветительское же значение этого исторического памятника трудно переоценить. Это будет прежде всего зримая и осязаемая иллюстрация различных аспектов феномена Менделеева: во-первых, энциклопедического характера его творчества, во-вторых , глубины и широты конкретных направлений его деятельности и, в-третьих, его таланта трудиться, что составляло его жизнь и мировоззрение, согласно которому только в труде и только трудом может быть достигнуто благосостояние каждого и всей страны в целом.


"Можно с уверенностью сказать, что в отечественной кинологии до революции лучшим экспертом по легавым была М.Д.Менделеева."

Мария Дмитриевна Менделеева-Кузьмина (1886 – 1952)

Видный кинолог и эксперт. Член Общества Любителей Породистых Собак (ОЛПС) с 1914 года. Любитель и заводчик английских сеттеров.

Родилась в Петербурге в семье великого русского ученого Д.И.Менделеева. В 1905 г. окончила гимназию Эмилии Карловны Шаффе. С детства серьезно изучала отечественную и зарубежную охотничью литературу и образцовые труды по кровному собаководству.

С 1904 года начинает самостоятельно охотиться, причем впоследствии довела умение стрелять до совершенства – била без промаха. Закончив Высшие женские сельскохозяйственные (Стебутовские) курсы, набиралась личного опыта в судейской практике, начала публиковаться в солидных охотничьих изданиях.

Только в 1911 г. в журнале "Наша охота" было напечатано семь крупных материалов М.Д.Менделеевой. Мнения Менделеевой как кинолога подкреплялись исключительным знанием физиологии и поведенческих реакций легавых собак, состояния селекционного дела в стране и за рубежом и путей его улучшения, этических требований к ружейному охотнику.

Самое непосредственное участие Менделеева принимала в послереволюционном восстановлении кровного собаководства. В 30-е годы М.Д.Менделеева публикует в сборнике "Полвека работы с легавой собакой" (Л., 1938 г.) большую статью о полевых испытаниях до революции. Мария Дмитриевна писала, что полевое дело до революции клонилось к английскому образцу, что следует благодарить людей , которые, любя собак и не жалея денег, "приобретали лучшее в самом источнике", что при полевых испытаниях легавых следует ценить чутье, стойку, поиск, манеру поиска, стиль и красоту работы, потяжку, подводку и отход от стойки.


Таблица 1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЭЛЕМЕНТОВ, ОПУБЛИКОВАННАЯ МЕНДЕЛЕЕВЫМ В 1869
(ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ)


Ti = 50

Zr = 90

? = 180

V = 51

Nb = 94

Ta = 182

Cr = 52

Mo = 96

W = 186

Mn = 55

Rh = 104,4

Pt = 197,4

Fe = 56

Ru = 104,4

Ir = 198

Ni =

Co = 59

Pd = 106,6

Os = 199

H = 1

Cu = 63,4

Ag = 108

Be = 9,4

Mg = 24

Zn = 65,2

Cd = 112

B = 11

Al = 27,4

? = 68

Ur = 116

Au = 197?

C = 12

Si = 28

? = 70

Sn = 118

N = 14

P = 31

As = 75

Sb = 122

Bi = 210?

O = 16

S = 32

Se = 79,4

Te = 128?

F = 19

Cl = 35,5

Br = 80

I = 127

Li = 7

Na = 23

K = 39

Rb = 85,4

Cs = 133

Tl = 204

Ca = 40

Sr = 87,6
Ba = 137
Pb = 207

? = 45

Ce = 92

?Er = 56

La = 94

?Yt = 60

Di = 95

?In = 75,6

Th = 118