Самый мощный взрыв на корабле. Неядерная катастрофа в галифаксе

  • 30.09.2021

Михайлов Андрей 06.12.2014 в 16:00

Шестого декабря 1917 года в гавани канадского Галифакса произошел взрыв, который считают мощнейшим в доядерной эпохе. Шла Первая мировая, но катастрофа случилась вдали от полей сражений Европы, хотя взрывчатку везли именно туда. Только по официальной информации в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, еще столько же формально признаны пропавшими.

12 тысяч зданий в результате взрыва в Галифаксе было сильно повреждено. В трех городских школах из 500 учеников выжили 11. Северная часть города, район Ричмонд, практически полностью исчезла. Общий ущерб составил 35 миллионов канадских долларов по курсу на тот момент .

Приблизительно 9 тысяч человек получили тяжкие ранения, 400 лишились зрения. Всего один взрыв в Галифаксе - и планета в шоке… Конечно, в 1945 году эту трагедию превзошли атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, но взрыв же в Галифаксе "устроила" исключительно людская безалаберность .

В 2003 году в Голливуде сняли блокбастер об этой трагедии. В фильме "Разрушенный город" фигурируют некие немецкие шпионы (все-таки с Германией в 1917 году шла война), которые якобы и устроили диверсию.

Но серьезные историки на Западе считают, что главным "диверсантом" в Галифаксе 6 декабря 1917 года была преступная небрежность должностных лиц. В англоязычных текстах про взрыв в Галифаксе применительно к его персонажам чаще всего употребляется слово cowardice - малодушие, трусость…

Французский военный корабль "Монблан", загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином, бензолом и пикриновой кислотой), пришел в Галифакс из Нью-Йорка, чтобы подождать формирования очередного конвоя через Атлантику и идти в Бордо. Важный нюанс: лишь капитан знал, что загружает на борт, поскольку деревянные ящики и железные бочки были без маркировки....

Около 7 часов утра 6 декабря "Монблан", чей экипаж провел бессонную ночь на внешнем рейде, пошел в порт, откуда в то же время выходил норвежский пароход "Имо". Когда суда сблизились, их капитаны, невыспавшиеся и усталые, засуетились и начали совершать бестолковые маневры. Растерялись оба, не оставив шансов на благополучный исход событий.

"Имо" протаранил правый борт "Монблана", от удара было разбито несколько бочек, и огнеопасный бензол разлился по палубам "Монблана". Норвежцы дали задний ход и, видимо, окончательно утратив самообладание, двинулись прочь, нарушив при этом морской закон - помогать терпящему бедствие. При расцеплении судов трение металла о металл вызвало сноп искр, от которых вспыхнул растекшийся бензол и начался пожар.

Капитан Ле Медек спешно дал команду покинуть судно. Хотя, как отмечают канадские первоисточники, французский экипаж, около 40 человек, и так без всякой команды уже спускал шлюпки. К чести капитана, он все-таки покинул борт последним (и, кстати, при взрыве выжил). Все благополучно добрались на сушу, бросив горящий корабль на произвол судьбы.

Опустевший "Монблан" дрейфовал к берегу и в результате навалился носом на деревянный пирс. Зрелище было пугающее, но привлекло много зевак: они собрались в порту и стояли, глазея на судно. Прошло около двух часов с момента столкновения, и тут напичканный взрывчаткой "Монблан" взлетел на воздух.

Взрывная волна настигла и норвежский "Имо", который не успел отойти слишком далеко. Его выбросило на мель, большинство моряков из команды погибли. Год спустя судно отремонтировали, переименовали в "Гивернорен" и спустили на воду, но его словно преследовал злой рок: в 1921 году во время рейса в Антарктику пароход наскочил на камни и затонул...

Лишь потом, после Второй мировой, историки раскопали накладные, в которых перечислялся взятый "Монбланом" на борт в Нью-Йорке опасный груз - около 4 тысяч тонн взрывчатки, в том числе тротила.

100-килограммовый кусок шпангоута "Монблана" был найден в лесу в 19 километрах от места взрыва. Пожары тушили несколько дней. Как назло, на город обрушились метель и мороз, из-за которых многие оказавшиеся под обломками рухнувших при взрыве зданий люди скончались от переохлаждения.

13 декабря 1917 года в здании городского суда Галифакса (одном из немногих уцелевших) началось разбирательство по делу о взрыве. Через полтора месяца виновными во взрыве в Галифаксе были признаны французский капитан Ле Медек и местный лоцман Маккей. Их арестовали, но через год с небольшим дело пересмотрел Верховный суд Канады, и оба фигуранта не только вышли на волю, но и вернули свои лицензии судоводителей.

Ле Медек продолжал служить в своей морской фирме до 1922 года, а в 1931 году после выхода на пенсию был награжден орденом Почетного легиона. Что интересно, в снятом через 90 лет фильме он предстает чуть ли не героем…

Напоследок - о том, как хранится память о взрыве в Галифаксе на Западе (в частности, о фильме "Разрушенный город", по мотивам которого впоследствии сняли и сериал).

Создатели картины удостоились похвалы за искусное использование спецэффектов для воссоздания взрыва и действия ударной волны. Но почти сразу же после выхода этого блокбастера, задуманного как "почти документальный", потомки жертв трагедии и историки официально возразили против искажений и многочисленных фальсификаций. Например, возмущались добавлением в сюжет заговора с участием "немецких шпионов" (а ведь немцы занимались шпионажем где угодно в Северной Америке, но только не в Галифаксе).

В сериале показано, что самое необходимое жителям разрушенного города поступило лишь с прибытием спасательных поездов из США. Хотя на самом деле канадские власти на протяжении двух суток справлялись сами, насколько это возможно.

И еще любопытнее, что во Франции во время мероприятий, связанных со 100-летием с начала Первой мировой, экипаж парохода "Монблан" фигурировал как "понесший потери во время боевых действий".

98 лет назад в бухте канадского города Галифакс произошел самый мощный неядерный взрыв в истории человечества — большая часть города была сметена с лица земли, одномоментно погибли почти 2000 человек, 9000 были ранены, 500 навсегда ослепли, 25 тыс. человек лишились крова
6 декабря 1917 г. в порту канадского города Галифакс взорвался французский корабль "Мон Блан", на борту которого находилось 3 000 тонн взрывчатых веществ. Взрыв стал страшнейшей техногенной катастрофой XX века и самым крупным неатомным взрывом в истории человечества. В тот день в Галифаксе погибли 2000 человек и еще 9 000 были ранены и искалечены.


1917 г. Мир охвачен Первой мировой войной. Порт Галифакс играет роль нервного центра канадских ВМС. Через Галифакс в Европу идут корабли с оружием, боеприпасами и продовольствием, отсюда отходят транспортные суда с солдатами. В порту сконцентрированы десятки военных кораблей и кораблей снабжения.

6 декабря в порт должны были зайти два корабля - норвежский пароход с бельгийским гумманитарным грузом "Имо" (водоизмещение 5043 тонн) и французское грузовое судно "Мон Блан" (водоизмещение 3121 тонн). В нарушение всех правил судоходства капитан "Мон Блана" не оповестил портовые власти о грузе на борту и не вывесил на мачту положенный в таких случаях красный флаг ("осторожно, взрывчатка"). А должен был. В трюмах и на палубе корабля находилось в общей сложности 3 000 тонн взрывчатых веществ - 200 тонн динамита, 2300 тонн пикриновой кислоты, 61 тонну пироксилина и 35 тонн бенизла. Легко-воспламеняющийся бензил был складирован в бочках прямо на палубе корабля.

Вход в порт Галифакса достаточно узок и, хотя два корабля могут в нем безопасно разойтись, ни один моряк не рискнул бы проходить его вместе с плавучей бомбой. Но капитан "Имо", как уже говорилось выше, не знал и не подозревал о грузе "Мон Блана". Два корабля столкнулись в самом узком месте пролива. Тяжелый "Имо" пропорол обшивку французского корабля. От мощного удар металла о металл в воздух подянлся сноп искр, от которых загорлся разлившийся по палубе бензил. Команда "Мон Блана" сразу же после столкновения бросилась вплавь к берегу. Брошенный горящий корабль начал дрейфовать к 6-му пирсу порта Галифакса.

Столкновение кораблей и пожар не могли не привлечь внимания жителей города. На набережных и причалах стали собираться толпы зевак, с интересом наблюдавшие за пожаром. Когда моряки добрались до берега некоторые из них попытались предупредить людей об опасности, но большинство бросилось бежать без оглядки. Бессвязные вопли ошалевших от ужаса французских моряков поняли единицы. Одним из них был железнодорожный диспетчер Винс Коулман, который бросился бежать подальше от набережной. Мы никогда не узнаем о чем именно думал Коулман, пока бежал. Но мы знаем, что он сделал. Он бросился на станцию (а она располагалась прямо рядом с портом) и передал телеграмму ближайшему приближающемуся поезду: "К ПИРСУ №6 ПЛЫВАЕТ ГОРЯЩИЙ КОРАБЛЬ С БОЕПРИПАСАМИ. ДО СВИДАНЬЯ". телеграмма Коулмана спасла жизни 700 пассажирам поезда. Но не ему.

Спустя 20 минут после столкновения в 9:04:35 корабль "Мон Блан" взорвался. По оценкам экспертов, мощность взрыва составила 3 килотонны в тротиловом эквиваленте. Корабль "Мон-Блан" превратился в облако раскаленных металлических осколков, которые дождем пролились на Галифакс и пригороды. Над местом взрыва на 1,6 км. вверх поднялся гигантский огненный шар. По словам немногих выживших очевидцев (из тысяч людей на набережных чудом выжили единицы), в момент взрыва под кораблем испарилась вся вода и стало видно морское дно. Взрывная волна стерла с лица земли все строения и убила почти все живое на 2 квадратных километрах вокруг. Взрыв мнгновенно вызвал цунами и на город обрушились 18-метровые волны. Волны выкинули на берег выжившее судно "Имо". Невероятная температура взрыва в холодном зимнем воздухе привела к образованию десятков маленьких торнадо.

Сила взрыва была такова, что в радиусе 16 км. не осталось ни одного целого стекла. Взрыв ощущался в 350 км. от города. Полутонный кусок якоря "Мон Блана" был найден за 4 км. от Галифакса, а одна из стоявших на нем пушек - в 5,5 км. у озера Альборо.

"Когда волна спала я увидел что осталось от города. Это было чудовищное зрелище. Тела людей были разбросаны по улицам. Безголовые, разорванные трупы свисали с крыш и из окон зданий, с телеграфных проводов", - вспоминает единственный выживший пожарный с пожарного судна "Патриция".


По данным канадских историков, на месте взрыва сразу же погибли 1600 человек. Еще 400 погибли в течение следующег дня под завалами разрушенных зданий и в пожарах, вспыхнувших по всему городу. Утром следующего дня на Галифакс обрушилась метель, которая засыпала город 40 см. снега. Под снегом и от мороза погибли оставашиеся под обломками люди. Но снег же и помог потушить пожары.

6 декабря 1917 года при входе в гавань порта Галифакс, находящегося на Атлантическом побережье Канады в провинции Новая Шотландия, французский военный транспорт "Монблан" (водоизмещение 3121 т.), нагруженный взрывчатыми веществами общей массой 2 510 тонн, столкнулся с норвежским пароходом "Имо", как раз покидавшим порт.

Облако взрыва "Монблана". Высота 3600 метров. Снимок сделан с расстояния более 20 километров.

"Монблан" был загружен в Нью-Йорке и 5 числа встал на внешнем рейде Галифакса, чтобы присоединиться к формирующемуся конвою в Великобританию. Помимо взрывчатки, которая находилась в трюме судна, на палубе стояли бочки с 35 тоннами огнеопасного бензола. Когда корабли столкнулись, бочки получили повреждения и часть бензола вылилась на палубу. Повреждения корабля не были особо опасными и капитан "норвежца" дав задний ход разошелся с "Монбланом". Однако, когда нос "Имо" выходил из борта французского судна в результате трения были высечены искры, которые привели к пожару на палубе "Монблана", после чего капитан приказал покинуть судно. Лишившись управления "Монблан" отдрейфовал к берегу, где навалился носом на деревянную пристань остановился. Пожар разгорался и в 9.06 утра прогремел страшный взрыв, самый сильный из всех рукотворных взрывов, произошедших к тому времени в мире. Самое страшное, что практически никто не знал, что на борту "Монблана" находится страшный груз и множество зевак стояли на берегу, наблюдая редкое зрелище - горящий пароход. Эти люди и стали первыми жертвами взрыва. Следом за зеваками пострадали жители города, наблюдавшие за произошедшим в окна своих домов. Галифакс не был маленькой рыбацкой деревушкой. Его население составляло на тот момент 90 тысяч человек (сейчас с пригородами свыше 400 тысяч), что по канадским масштабам было совсем не мало.

Руины Галифакса

Сила взрыва в пересчете на тротиловый эквивалент составило 2,3 кТ (1/6 от сила взрыва в Хиросиме и 1/10 от силы взрыва в Нагасаки). В городе и окрестностях погибло 1963 человек, но это только количество найденных трупов. Еще 2 тысячи просто исчезло. 9 тысяч человек получили ранения, 400 ослепли (таким образом, в городе пострадал каждый седьмой). Из 500 школьников, находившихся в тот день на уроках, уцелело 11 детей. Северная часть города была просто снесена с лица земли. Всего было уничтожено 1600 зданий, еще 12 тысяч получили повреждения. Сила взрыва была такова, что фрагменты "Монблана" были находили в 12 километрах от эпицентра.

"Имо", отброшенный на другую сторону гавани Галифакса. Впоследствии, его восстановили и он затонул в Антарктике в 1922

Через неделю после взрыва в уцелевшем городском суде началось разбирательство, которое признало виновными капитана "Монблана" Ле Медека и местного лоцмана МакКея, однако, впоследствии они были признаны невиновными. Верховный Суд Канада разделил ответственность за произошедшее между погибшим во время взрыва капитаном "Имо" и Ле Медеком, однако французы вообще отвергли всякие претензии к капитану "Монблану". До 1922 он продолжал командовать различными судами, а в 1931 по выходу на пенсию, был награжден Орденом Почетного Легиона.

В 2003 канадская телекомпания CBC сняла двухсерийный мини-сериал "Разорванный город: Взрыв в Галифаксе".

В этом фильме канадские телевизионщики постарались с максимальной точностью восстановить кошмарные события 6 декабря 1917 года.

........................................ ..............................
Самая достойная область применения интернет-торговли - детские товары. Ведь это же здорово: не надо отвлекаться от забот о маленьком ребенке. Просто выбрал товар и ждешь когда тебе его привезут.

Галифакс – административный центр в провинции Новая Шотландия и порт на атлантическом побережье. Узкий пролив отделяет его от Дартмута, расположенного на восточном берегу гавани. В 1917 году вблизи акватории порта проживало 65 000 человек. Город был важнейшим морским портом в годы Первой мировой войны.

6 декабря 1917 года, ускорив ход, чтобы нагнать упущенное время, из городского порта выходил норвежский корабль «Имо», который направлялся с гуманитарным грузом в Бельгию. Тем временем французское судно «Монблан» заплывало в гавань, где формировались конвои для перехода через Атлантику.

Французский корабль шёл из Нью-йоркского порта, где был загружен тротилом, пироксилином, пикриновой кислотой и бензольным топливом.

Ок. 1900 год. Вид на Дартмут через гавань Галифакса.
Фото: Fox Photos.

Кораблям нужно было придерживаться правил, как и в любом другом виде транспортного движения. Капитан «Имо», обнаруживший, что навстречу движется корабль, начал уклоняться в противоположную сторону. Но в середине канала оказался буксир, который заблокировал часть прохода.

Капитан «Монблана» увидел на встречном курсе «Имо», когда корабли находились на расстоянии около полутора километров. Оба капитана сигналили друг другу, отключили двигатели, чтобы сбавить обороты, но инерция несла их навстречу.

Чтобы не посадить на мель полный взрывоопасного груза корабль, капитан «Монблана» свернул ближе к середине канала и оказался на пути встречного корабля. Тем временем капитан «Имо», разворачивая машину, врезался в правый борт «Монблана».

Это был скользящий удар, но его хватило, чтобы опрокинуть и раздавить бочки с бензолом. Горючее быстро воспламенилось от искр, которые возникли при трении корпуса одного судна об другое. На «Монблане» вспыхнул пожар.

Зная о том, что груз может взорваться в любую секунду, экипаж «Монблана» оперативно покинул судно, добравшись до берега Дартмута. Корабль остался дрейфовать и сел на мель возле пирса №6 в Галифаксе.

Жители Галифакса и Дартмута, не слышавшие отчаянные предупреждения бегущих матросов, стекались к окнам, чтобы посмотреть на редкое зрелище – горящий корабль.

Спустя 19 минут после столкновения на «Монблане» раздался взрыв мощностью 2,9 килотонны в тротиловом эквиваленте.

6 декабря 1917 года. Массивное облако дыма поднимается в небо после мощного взрыва.
Фото: Виктор Магнус.

6 декабря 1917 года. Дым поднимается над Галифаксом после взрыва.
Фото: Архивы Новой Шотландии.

Сила взрыва была эквивалентна одной пятой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. «Монблан» просто исчез. На короткое мгновение показалось дно гавани. Ударная волна снесла практически все строения в радиусе 2,5 километров. По официальным данным, погибло 1963 человека.

Облако дыма поднялось на высоту почти 3700 метров, с неба сыпались горячие металлические осколки. 18-метровая волна отбросила «Имо» в сторону Дартмута.

Люди, которые наблюдали за пожаром, ослепли или погибли от осколков стёкол. В Галифаксе и Дартмуте распространились сотни пожаров. Прибывающий пассажирский поезд был остановлен вне радиуса действия взрыва благодаря железнодорожному диспетчеру, который остался на своём посту, чтобы отправить предупреждение.

В течение трёх часов после взрыва местные власти сформировали комиссию по оказанию помощи в чрезвычайной ситуации из солдат, матросов и горожан, чтобы спасать пострадавших из-под завалов разрушенных зданий и тушить пожары.

На следующий день после взрыва поднявшаяся метель, накрыла город 40-сантиметровым слоем снега, погасив последние пожары. Спасательные операции при сложившихся погодных условиях сорвались.

В результате самого чудовищного взрыва до разработки ядерного оружия погибло 1963 человека, пропало без вести около 2000 человек, ранения получили 9000 человек.

1918 год. Норвежское судно «Имо» откинуто к берегу Дартмута мощной волной, порождённой взрывом на «Монблане».

11 декабря 1917 года. Жители Галифакса разбирают завалы на пятый дней после взрыва.
Фото: Bettmann/CORBIS

11 декабря 1917 года. Жители Галифакса идут через район, полностью уничтоженный взрывной волной.
Фото: CORBIS

11 декабря 1917 года. Сортировочная станция, разрушенная и опустошённая взрывом.
Фото: Bettmann/CORBIS

Декабрь 1917 года. Пивоварня «The Army and Navy Brewery» в руинах.
Фото: Фотоархив Новой Шотландии.

Задержите поезд. В гавани загорелся корабль с боеприпасами и вот-вот взорвётся у пирса №6. Думаю, это моё последнее сообщение. Прощайте, мальчики.
Последнее сообщение железнодорожного диспетчера Патрика Винсента Коулмэна.

Декабрь 1917 года. Американские спасатели перед больницей с пострадавшими в Галифаксе.
Фото: Архив Новой Шотландии.

10 января 1918 года. Разрушенные дома на Кэмпбелл-Роуд.
Фото: Gauvin & Gentzel/Фотоархив Новой Шотландии.

11 декабря 1917 года. Палатки в качестве временного жилища для пострадавших от катастрофы.
Фото: Bettmann/CORBIS.

11 февраля 1918 года. Люди разбирают руины автомобильного завода в Галифаксе.

26 января 1918 года. Монастырь Св. Иосифа с рухнувшей крышей и повреждённой стеной.
Фото: Чарльз Воган/Архивы Новой Шотландии.

Декабрь 1917 года. Женщины в Галифаксе среди развалин на Кэмпбелл-Роуд.
Фото: James & Son/Фотоархив Новой Шотландии.

Декабрь 1917 года. Солдаты на фоне разрушенных домов на Кей-стрит в Галифаксе.
Фото: Архивы Новой Шотландии.

Декабрь 1917 года. Люди в очереди за продовольствием в пункте оказания помощи.
Фото: Натаниэль Н. Морзе/Архивы Новой Шотландии.

6 декабря 1917 года канадский город Галифакс содрогнулся от чудовищного по своей силе взрыва. Огненная стихия смела большую часть города и порт. По мнению экспертов, это был сильнейший взрыв в доядерной истории человечества – по мощности равна 1/5 мощности взрыва в Хиросиме.

Чудовищная катастрофа произошла в результате взрыва французского военного транспорта «Монблан» в гавани города. Судно прибыло в Галифакс для дальнейшего следования через Атлантику, в составе конвоя. Взрыв произошел из-за пожара, возникшего после столкновения с норвежским судном «Имо». Учитывая, что «Монблан» был буквально напичкан взрывчаткой, мощность взрыва оценивается в 3кТ. О силе взрыва говорит тот факт, что деталь «Монблана» весом в центнер была в дальнейшем найдена в 19 километрах от города.

Всего на момент взрыва на борту военного сухогруза находилось: пикриновой кислоты - 2300 тонн; тротила - 200 тонн, пироксилина - 10 тонн, бензола в бочках - 35 тонн.

Результаты взрыва были ужасающими. Северная часть города просто пропала в огненном горниле со всеми жителями. Полностью разрушены были более полутора тысяч зданий, 12 тысяч было сильно повреждено.

Смертоносность взрыва усилил тот факт, что характер груза военного транспорта был засекречен и пожар на судне привлек множество любопытствующих. Так, несколько сотен работников сахарного завода "Акадиа", собравшихся на крыше предприятия, чтобы поглазеть на пожар, погибли на месте.

Многие жители наблюдали за кораблекрушением, прильнув к окнам, – в результате, как минимум 500 из них ослепли, пораженные осколками стекол.

В результате разрушения трех городских школ из всех учащихся (500 учеников) в живых осталось лишь одиннадцать счастливчиков.

Разрушения были ужасными. Развалины города охватил пожар. Раненых добивал снежный буран и мороз, обрушившийся на Галифакс на следующий день. Рухнувшее здание протестантского приюта сирот погребло под своими обломками всех своих обитателей. Погибли практически все рабочие текстильной фабрики.

В результате трагедии погибло около двух тысяч человек. Столько же пропало без вести. Около 9 тысяч человек было ранено, 25 тысяч осталось без крова.

Виновными в трагедии были признаны капитан «Монблана» Ле Медек (капитан «Имо» погиб при взрыве) и местный лоцман Маккей. Оба были арестованы. Однако через год оба были освобождены решением Верховного суда Канады. Им вернули лицензии судоводителей. Ле Медек продолжил службу на флоте и через 14 лет был награжден орденом Почетного легиона.