Когда перед паской можно исповедоваться. О причащении на пасху

  • 22.07.2019

Вопросы о Таинстве Причащения

Ч то такое Причащение?

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евха ристией, что значит «благодаре­ние».

К ак и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

П очему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

К ак подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

К акими молитвами надо готовиться к Причащению?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

К ак подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

К ак часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Д остойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литур­гия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.

В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовк е ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных ослабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней великих церковных праздников.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют... потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

Православная церковь не признает причастие на Пасху без покаяния в грехах. Однако это не говорит о том, что пасхальное причащение должны посещать случайные прихожане храма. Многие священники опасаются встретить неподготовленных к нему людей. Ведь прежде чем идти причащаться, человек должен подготовиться: пройти Великий пост (центральный пост во всех исторических церквях) и исповедоваться. О лицах, не принадлежащих к Православной церкви, речь и вовсе не идет.

О недопустимости к причастию неподготовленных людей было известно еще с давних времен. Вопрос сводился к решению духовником того, является ли человек вообще достойным соединиться с Христом. Однако, согласно историческим данным, исповедование было привязано к причащению не так давно и скорее стало вынужденной мерой. Это произошло из-за того, что охладел христианский дух: люди прежде причащались каждый выходной, а затем стали делать это всего лишь по 4 раза в год во время многодневных постов.

Чтобы причащаться могли и редко посещающие храм люди, в православной религии решили в обязательном порядке сначала исповедовать человека. На данный момент эта мера все еще себя оправдывает, однако, не всегда. Это происходит по причине того, что люди идут исповедоваться не с целью покаяния, а скорее как на необходимое мероприятие, без прохождения которого священник не допустит их к церковному таинству.

Многие духовные наставники категорически против причащения без исповеди.

Приводит в храм не только крещенных, но и некрещеных людей. Также в церкви можно встретить и тех, кто понятия не имеет о церковных канонах, но при этом хочет причаститься. На светлый праздник приходится ужесточать контроль, чтобы не допустить неподготовленных людей к Чаше (сосуду для христианского богослужения, используемому при принятии Святого Причастия). Часто на этот великий праздник происходит неприятное зрелище, когда находящиеся в алкогольном опьянении прихожане приходят освящать куличи во время ночной службы.

Как готовиться к исповеди накануне Пасхи

Под исповедью понимается покаяние человека в совершенных грехах, где проводником между кающимся и Богом выступает священник в роли свидетеля. Важно уметь отличать это таинство от доверительного разговора с духовным наставником. Во время него, конечно, тоже можно получить ответы на волнующие вопросы, однако это займет много времени. Именно поэтому лучше будет обратиться к священнику с просьбой назначить другое время для длительной беседы.

Для подготовки к исповедованию нужно знать следующее.

Подготовка

Разъяснение

Покаяние начинается с осознания грехов. Человек, задумывающийся об исповедании, признает, что что-то не так делал или продолжает делать в своей жизни.
Не нужно заранее подготавливать «список грехов». Общение с Господом должно идти от сердца.
Нужно говорить только о своих собственных поступках, а не о том, что они были совершены из-за родственника или соседа. Каждый грех - результат личного выбора человека.
При обращении к Богу не следует беспокоиться о правильности выбранных слов. Нужно говорить простым доступным языком, а не придумывать сложные термины.
Не говорить о таких мелочах, как «смотрел телевизор» или «носил не ту одежду». Темы разговора должна быть серьезными: о Господе и ближних (речь идет не только о семье, родственниках, но и людях, встречающихся на протяжении жизни).
Покаяние не должно быть просто рассказом о своих поступках. Оно должно изменить разум человека и не возвращать его к прошлым поступкам.
Нужно научиться прощать людей. А не только просить прощения у Бога.
Для выражения «покаянного» состояния нужно читать Покаянный Канон Господу Иисусу Христу. Один из величайших богослужебных текстов, который можно найти почти в каждом молитвослове.

Священник может на некоторое время попросить воздержаться от чтения особых молитв или от причащения. Этот процесс называется епитимией и осуществляется не с целью наказания, а для изжития греха и его полного прощения. После исповедования верующим необходимо причащаться.

Как подготовиться к пасхальному причащению

Несмотря на то, что исповедь и причастие являются разными таинствами церкви, всё же готовиться к ним следует одновременно. Причащение в Пасху предполагает, что на таинство пришел верующий человек, покаявшийся в своих грехах. Прихожане, пришедшие после исповеди на причастие, в первую очередь должны осознать смысл таинства: исполняется не просто религиозный обряд, а причастник воссоединяется с Богом.

Помимо этого, важны следующие моменты:

  • человек должен без лицемерия искренне идти на соединение с Богом;
  • душевный мир человека должен быть чист (никакой злобы, ненависти, вражды);
  • недопустимо нарушение свода церковных правил (Канона Церкви);
  • обязательное исповедование перед причастием;
  • причащаться можно только после литургического поста;
  • говение (пост) в течение нескольких дней, воздержание от молочной и мясной пищи;
  • молитвы на богослужении и дома.

Неотъемлемой частью праздничной утрени является пение молитвы Иоанна Дамаскина (). Помимо обычных утренних и вечерних молитв, верующим необходимо читать «Последования ко Святому Причастию». Также, согласно древним церковным традициям, на таинство следует идти натощак (накануне причащения на Пасху с полуночи не пьют и не едят). Однако больным, к примеру, людям с сахарным диабетом, пост запрещен: больному человеку необходимо принимать лекарства и питаться по повседневному рациону.

При причащении перед Пасхой нужно помнить, что достойное таинство всегда связано с состоянием души и сердца верующего человека. При этом пост и исповедь являются подготовкой к причастию, а не препятствием на пути к нему.

По графику выпал рабочий день, будет ли это означать, что человек согрешил?

Для нас очень важна Пасхальная радость, почитание Господа. Поэтому нужно в суете будней найти для этого время, как бы ни было сложно. Посвятить какое-то жизненное пространство Творцу. Если человек будет правильно планировать дела, то найдет для этого время в Светлое Воскресение. Хотя, безусловно, если профессия сопряжена с ответственностью (как у врача, медсестры, пожарного, милиционера), то такая работа не будет грехом, поскольку она для общего блага, ради поддержки, помощи ближнему.

Фото: orthodox-church.kiev.ua

Если человек не придерживался правил , но в Страстную седмицу хочет покаяться и попоститься, в этом будет смысл?

Господь принимает всех в любое время, если есть чувство покаяния. Есть такое высказывание: когда человек делает шаг навстречу Богу, то Бог делает десять шагов навстречу человеку. Если есть желание покаяться, попоститься в последнюю неделю перед Пасхой, это приветствуется. Человек должен прийти к празднику со своими плодами, со своим усердием, со своим подвигом.

Можно ли в Страстную седмицу заниматься любовью с мужем?

Интимные отношения между супругами - это их сокровенная тайна. Если люди истинно верующие, то есть воцерковленные, то для них время Великого поста - это время воздержания не только от пищи, но и от интимных отношений.

Но эти вопросы всегда регулируют только муж и жена. Если с воздержанием не согласен один из пары, им надо искать компромисс. И не во вред, конечно же, семье. Хотя, в принципе, церковь призывает к воздержанию.

Какие службы обязательно нужно посетить за неделю перед Пасхой?

Время Страстной седмицы - это время особого периода духовного созерцания тайн Божиих, когда каждый православный христианин размышляет над библейской историей, над жизнью Христа Спасителя, над его искупительным подвигом во имя людей. Самые важные службы во время Страстной седмицы - это службы в Чистый четверг, Великую пятницу, Благословенную субботу, когда церковь воспоминает, как Господь своею силою сокрушил оковы ада. Для каждого верующего очень важна служба в четверг, когда проходят чтения 12 отрывков из Евангелия. Люди стоят с зажженными свечами и думают о страданиях Христа, о том, что он для рода человеческого сделал.

Правда ли, что в Чистый четверг обязательно нужно убрать в квартире и постирать вещи?

Самое главное - всегда помнить о чистоте сердца. Для человека нет ничего более важного в духовной жизни, как принимать Таинство причащения. В эти минуты мы очищаемся духовно, а духовная чистота символизирует и телесную. Очень многие святые отцы говорили: если у человека чистые помыслы, если у него порядок в душе и сердце, то тот порядок выражается и во внешнем облике, убранстве квартиры. Но если не успеете сделать всю работу, это не будет грехом. Нужно в первую очередь прилагать усилия для очищения сердца и разума от греха, беззакония, от порочных страстей, от ненависти. Библия гласит: "Блаженны чистые сердцем. Ибо они узрят Бога".

Что можно освящать, кроме куличей и яиц, и когда это лучше делать?

Как правило, мы освящаем то, что указано в церковных молитвах. В них священник призывает благодать на творожные куличи, яйца и мясо. Вино не обязательно, молитву на него в этот день не произносят. Можно принести в церковь и другую еду, греха в этом не будет - мы трапезу благословляем. Но молитва читается только на куличи, мясо и яйца.


Фото: thinkstockphotos

Можно ли на Пасху посетить могилу родного человека?

Это отчасти наследие советского периода, когда люди хотели почтить память усопших, засвидетельствовать перед ними, что Христос Воскрес. Но если человек верующий, православный, то в пасхальный день он пойдет в храм Божий, будет делиться радостью Воскресения Христова с родными и близкими. А для усопших через неделю после Страстной седмицы есть Радоница - день поминовения.

Если выпадает семейный праздник (день рождения, приезд старого друга), можно ли выпить алкоголь?

Если мы люди истинно верующие, для нас день ангела, именины - это не застолье, а молитва в первую очередь. Но я бы сказал так: всего должно быть в меру. Есть хорошие слова святителя Иоанна Златоуста: "Вино - дело божье. Пьянство - бесовское". Если человек выпьет 50 грамм за встречу, а потом посидит с родными и близкими, побеседует по душам, в этом ничего плохого нет. А если повод используют для услады, для чревоугодия, зло­употребления алкоголем, то это грех.

Как правильно исповедоваться перед Пасхой? Когда это лучше делать?

Правильно посещать богослужения в понедельник, вторник, среду. А в четверг утром исповедоваться и причаститься.

Говорят, что пасхальный стол должен ломиться от яств. Если у человека скромный достаток и он не может позволить себе излишества, какие блюда нужно приготовить обязательно?

Пасхальный стол не должен ломиться от лакомств. Когда церковь говорит, что надо накрывать стол, - предполагается, что люди будут делиться друг с другом радостью, делить свою трапезу с нуждающимися, неимущими. Друзьями и родными. Но трапеза не самое важное. Главное - получить духовное просветление, благодать от молитвы и общения с ближними. А накрывать на стол принято то, от чего отказывались во время поста и что святили в церкви - мясо, творожные куличи, пасхи, яйца. Ни к чему большему, чем эта простая пища, праздник не обязывает.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Экологи призывают не носить на могилы пластиковые цветы

Ближе к Пасхе грекокатолическая церковь планирует установить щиты, с которых будет призывать не нести в поминальные дни на могилы пластиковые цветы. А только живые.

Этой темой мы активно начали заниматься два года назад, и это долгосрочная акция. Были обращения нашего Бюро, обращения епархиальных владык, - передает Религиозно-информационная служба слова руководителя Бюро УГКЦ по вопросам экологии, доктора богословских наук Владимира Шеремета.

Возложение пластиковых венков и цветов, по словам Шеремета, это традиция, которая распространилась в советские времена. В Европе подобной нет. Большая часть пластиковых цветов не попадает на мусорные полигоны. Зато их жгут, они выделяют токсичные вещества, в частности диоксины, что загрязняет природу.

В первую очередь стоит понимать, что больше всего души умерших родных, близких, друзей требуют от нас молитвы, - подчеркнул Шеремета.

Количество записей: 238

Добрый день! Хотела спросить у Вас. Моя мама - староверка. И я, следовательно, тоже. В силу своего возраста (мне 16), я не полностью осознаю всю суть духовного приобщения. Но в последнее время у меня появляется сильное желание посетит церковь, просто постоять в ней, послушать чтение. Но в нашем городе нет староверских храмов. И что же мне делать? Мама говорит, что можно ходить, но молиться по-своему. И еще я хотела узнать: можно ли в моем возрасте исповедоваться? На мне висит груз моих грехов (может быть, это покажется смешным, но и у меня - ребенка - они есть). Спасибо!

Анастасия

Если Вы желаете посещать православный храм, то Вам этого никто не запретит. Если Вы признаете благодатность православного духовенства, то пойдите на исповедь. Но, в таком случае, что мешает Вам присоединиться к Православной Церкви, кроме семейных традиций? Я знаю священника, который, предпочитая древний обряд, все же, понимая необходимость таинств в своей жизни (он был из поморского толка) принял Православие. Ему было разрешено дома молиться по древним книгам, но служит в храме он по современной никоновской традиции, так как единоверческого прихода (принадлежащего к Православной Церкви при совершении службы по старым обрядам) в его епархии нет.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Пожалуйста, помогите разобраться! Хочу стать доброй христианкой. Несколько лет слушаю лекции А. И. Осипова, стала читать душеполезную литературу. Недавно я решилась на первую исповедь и первое причастие. До дня исповеди хотела побеседовать с батюшкой. Но в храме мне посоветовали прийти утром в будний день сразу на исповедь (батюшки, как я поняла, очень заняты). Готовилась, подробно описала свои грехи, опираясь на "Опыт построения исповеди" о. И. Крестьянкина. Во время исповеди я очень сильно разволновалась (вплоть до озноба), да и батюшка немного торопил, и поэтому некоторые грехи описывала кратко. Последнее, о чем я сказала, был грех осуждения родителей за их пагубные пристрастия (у мамы - увлечение эзотерической литературой, у папы - игромания и др.). По-моему, именно это произвело на батюшку тягостное впечатление (причем, как я почувствовала, не мой грех осуждения, а духовное состояние моей семьи). Среди прочих я назвала один свой тяжкий грех: 10 лет назад мы с мамой ходили к целительнице (о. И. Крестьянкин пишет: "Святая Церковь отлучает от Святого Причащения таких людей на пять-шесть лет"). Батюшка отпустил грехи, и я спросила позволения к таинству причастия. Батюшка с тяжким вздохом дал разрешение, и я причастилась. Уже потом, выйдя из храма, когда стало проходить волнение, я вспомнила, что описала не все грехи. Я искренне раскаиваюсь в своих грехах, но очистилась ли я от них на исповеди, учитывая, что рассказала не все и, по крайней мере, один грех - тяжкий (посещение целительницы)? Не согрешила ли я, приняв Святое Причащение, ведь Святые Таинства могут и опалять человека, недостойно принявшего их?

Елена

Елена, если Вы назвали все грехи и искренне в них раскаялись, то – будем верить – Господь их простил. Не нужно подробно описывать грех, нужно в нем раскаяться, и более не о чем не беспокоиться и себя не пугать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня зовут Ольга. Батюшка, простите, я даже не знаю, как сформулировать свой вопрос. Я много лет назад, обращалась к женщине, как мне сказали, которая видит прошлое и будущее (я в этом раскаялась на исповеди). Я всегда верила в Бога, но в церковь в то время не ходила. Я не знаю, кто она была, при мне не читала никаких заклинаний, в комнате были иконы, она просто сидела передо мной на стуле, пыталась сказать, что у меня было в жизни раньше и что-то про будущее. Эта женщина и направила меня в церковь, сказала, сходить в монастырь, заказать неусыпаемый псалтырь, посоветовала съездить к Матронушке в Москву, что я и сделала. Вот с того времени я и стала ходить в храм. То, что я обращалась к ней, я говорила на исповеди, но только несколько дней назад я поняла, что я не сказала, что писала раньше в записках о здравии эту женщину. Простите, батюшка, помогите, как мне это сформулировать на исповеди? Спаси Господи! Если можно ответ на электронный адрес. Спасибо

Ольга

Ольга, я думаю, не надо ничего особенного формулировать, просто вот так, в простоте, и скажите. Господь и так все о нас знает, наше дело – осознать грех и покаяться, поэтому так и говорите: "записывала в синодики женщину, которая, вероятнее всего, колдунья".

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте и благословите батюшка. Хоть я Крещена в младенчестве, но начала глубоко вникать в свою веру к годам 30. Всю свое детство и юность ни чего не знала о Боге и о моей вере, да и неоткуда было узнать. Когда я исповедовалась первый раз, мне было лет 19, священнику пришлось мне объяснять, что есть заповеди, и каков их смысл. Я признала себя виновной в нарушении всех заповедей, но я не рассказала конкретно о тех греховных поступках, которые я совершила, да и не видела я тогда своих грехов. Сейчас, к 40 годам, я понимаю всю грязь и мерзость своих грехов юности. И нападает иногда какое-то отчаяние за то, что я вела безбожную жизнь, и что на моей первой исповеди я не могла назвать грех своим именем, не смогла от всего сердца раскается в своих грехах и рассказать все, что я успела натворить. Сейчас мне очень часто на ум приходят все те грехи. Конечно я уже давно раскаялась в них в сердце своем и изменила свою жизнь, но нужно ли мне исповедоваться в них перед священником? Или не стоит терзать себя грехами прошлого, а стараться думать о настоящем? Ведь тогда я признала себя виновной в нарушении всех заповедей и священник отпустил мне мои грехи. Помогите, пожалуйста, советом. Наталья.

Наталья

Знаете, лучше все же выбрать день, когда священник сможет уделить Вам побольше времени (можете попросить его поисповедовать Вас после службы) и уже с полным осознанием того, о чем говорите, исповедаться за всю свою жизнь, а вот уже после этого не вспоминать об ошибках прошлого, как о чем-то отжившем и неактуальном.

диакон Илия Кокин

Добрый день! Священник наложил епитимью до Великого поста. Когда он будет читать разрешительную молитву на исповеди или подойдет и разрешит подготовиться к исповеди, и, если Богу угодно, причаститься?

Елена

Елена, Вам надо самой подойти к этому священнику на исповедь и сказать, что Вы епитимию выполнили. После этого священник прочтет над Вашей головой разрешительную молитву.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я сегодня была на исповеди и священник мне сказал читать молитву к Пресвятой Богородице об убиенных младенцах, где можно найти эту молитву, но именно молитву, или подскажите текст, так как нигде не могу ее найти. Спасибо. Храни Вас Господь!

Инна

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом о личной жизни. Читала многое, искала ответ, но нигде не нашла, очень надеюсь на помощь! Совсем недавно обратилась к Богу, впервые совершила Таинство Исповеди и Причастия. Полгода была в отношениях с женатым мужчиной (он верующий). При подготовке к Исповеди я общались с ним про греховность наших отношений, и он убеждал, что раз Бог даровал любовь, то нельзя от нее отказываться. На днях он сказал, что хочет уйти из семьи (а у них двое детей!), предлагает мне вступить в брак, и говорит, что впервые ощутил любовь и без меня не сможет жить. Я его тоже люблю, но мучаюсь, ведь это ужасный грех и причинение боли невинным людям (его жене и детишкам). Я, правда, терзаюсь, и не знаю как поступить, не согрешив! Подскажите, пожалуйста, что делать? Как прояснить эту сложную ситуацию с точки зрения Церкви и Бога? Заранее благодарю за ответ и помощь советом.

Виктория

Виктория, Если Бог даровал любовь, которая стала началом семьи, то от нее, действительно, нельзя отказываться. А оправдание измены "первой истинной любовью" - шаг, который будет впоследствии повторен. Брак, когда ради него брошена семья, удачным не бывает. Причем последствия валятся, в основном, на женщину (часто в сфере чадорождения). Это не правило, просто народ подметил, но пренебрегать не стоит. Да укрепит Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Доброго здоровья! Я год назад начал ходить в церковь. И только пару недель назад решился на исповедь. Но грехи написал на бумаге. Батюшка, не читая бумагу, порвал, прочитав молитву. После я причастился. Действительна ли такая исповедь? Ведь Батюшка не знал, о каких я написал грехах. Еще вопрос про Крещение. Не вредно ли окунаться в прорубь, ни разу до этого не пробовав? Как Вы относитесь к Неусыпаемой Псалтыри? Я заказал через интернет на сайте Оптиной пустыни, о здравии. Спасибо.

Алексий

Алексей, то, что Вы решились на исповедь, это очень хорошо. Я считаю, что священник неправильно поступил, не прочитав вашу исповедь. Но Вы не смущайтесь, это не Ваш грех. Я Вам советую еще раз написать все те же грехи, которые Вы писали в прошлый раз, и придти на исповедь к другому священнику. И сами прочитайте свою бумажку. В прорубь на Крещение лучше окунаться, только если Вы абсолютно уверены в своем здоровье, это не является обязательным, это народная а не церковная традиция. Мы должны больше закалять свою душу, а не тело, хотя, конечно, мы должны беречь свое здоровье. Но и чрезмерная забота о нем - тоже грех. Псалтирь - это молитва, и, конечно, когда за нас молятся, это очень хорошо. К Неусыпаемой Псалтири я отношусь хорошо и приветствую эту форму молитвы, но сами не пытайтесь этого делать. Если есть желание, то можете читать одну- две кафизмы в день, так как мы обязаны и другие молитвы читать каждый день - утренние и вечерние.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я постилась в Великий пост 2 года назад, но мной не были соблюдены все правила подготовки к посту, в результате на исповеди перед Пасхой батюшка сделал мне замечание, сказав, что бессмысленно было мне поститься, если мной не были соблюдены все правила подготовки к Великому посту... Подскажите, пожалуйста, как правильно подготовить себя к Великому Посту, когда именно нужно исповедаться и причаститься перед постом (и нужно ли это делать), когда просить благословение у батюшки и какие еще процедуры нужно соблюсти? Очень хочется все сделать правильно, как положено, чтобы пост не обернулся формальной диетой. Спасибо!

Юлия

Юлия, надо жить вместе с Церковью, жизнью церковной, и вместе с Церковью подходить к подвигу Великого поста. Посту предшествуют несколько подготовительных недель, в течение которых совершаются воспоминания тех назидательных моментов истории человечества, которые более всего могут расположить душу к покаянию и духовному труду. Параллельно с этим верующие постепенно готовятся к посту, исключая из своего питания сначала мясо, а затем уже и остальные скоромные продукты. Очень полезно быть вместе со всей Церковью в эти дни. Можно и исповедоваться, и причаститься в эти дни, если этого просит душа. Но самое главное событие происходит, пожалуй, в прощенное воскресенье, когда верующие просят друг у друга прощения и принимают благословение духовенства на пост. В это воскресенье надо постараться обязательно быть в храме.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Пишет раб Божий Илья. Подскажите, пожалуйста, что делать, если есть грехи прелюбодеяния, которые очень стыдно рассказать священнику на исповеди? Попытался исповедать их в общем, но чувствую, что недостаточно. Помогите, пожалуйста. Жду ответа. Спасибо.

Илья

Илья, нет необходимости рассказывать на исповеди все в подробностях. Когда Вы еще только задумались, что измена - это грех, уже началось Ваше покаяние. На исповеди священник читает разрешительную молитву, но это не значит, что всегда Вы будете чувствовать окрыляющую свободу. После тяжкого греха могут остаться воспоминания, которые могут вводить в уныние, если Вы не примете их с сердечным сокрушением, ставшим продолжением покаянного труда. Посочувствуйте себе, что так поразили душу свою, и воздохните: "Господи, прости и помилуй мя, грешного". Со временем придет облегчение. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Уважаемый батюшка Викторин! Так сложилась жизнь, что мой крестник в восьмилетнем возрасте переехал с родителями в другой город. Я интересовалась его жизнью, передавала для него подарки ко дню рождения, но 10 лет назад неудачно упала и оказалась на операционном столе, затем на 3 месяца в гипсе. В эти дни мой крестник, уже 18 летний парень, будучи в моем городе не только не проведал меня, но ни разу не позвонил мне, хотя знал, что я в больнице. Я в тихой надежде на его внимание передала ему очередные подарки. Внимания его я не дождалась и сильно обиделась. Через пару месяцев его мама умерла, и общение с его семьей прекратилось. Несколько лет назад узнала о его неблаговидном поступке, афишировать который не хочу. Теперь он взрослый человек, офицер. Нуждается ли он в моем внимании, узнать я не могу, да и не хочу. Это меня очень мучает, т. к. понимаю, что как крестная должна что-то делать, а что? Понимаю, что совершила большой грех. В чем мне каяться на исповеди?

Елена

Елена, когда мы берем на себя ответственность стать крестными, это не значит, что мы будем просто дарить подарки. Прежде всего это должно выражаться в молитве Богу за крестника. Вы сами, по всей видимости, не вполне церковный человек, а крестный должен быть верующим и церковным человеком, и учить своего крестника Православию - вот основная обязанность крестных, а только не подарки дарить, хотя и они тоже нужны. Ваша большая ошибка в том, что Вы ни сами себе, ни Вашему крестнику не привили веру, не привели его к Богу, к церкви. Вот в этом Вам нужно каяться, а за крестника Вы обязаны молиться до конца жизни, это Ваш долг, и не ждать никакой от него награды или внимания. Старайтесь сами жить церковной жизнью, исповедоваться, причащаться, и изучайте Православие.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вашего ответа на мои вопросы. Я все время мучаюсь, что каюсь не так, как положено. Не могу понять, насколько конкретно надо называть свои грехи, вроде бы, надо говорить сжато, но тогда исповедь получается какой-то небрежной. Зашла на сайт посмотреть пример исповеди, а там 473 пункта грехов, и очень многие можно к своим причислить. Как быть? Есть совсем детские, о которых я даже и не задумывалась ранее, считала просто детскими шалостями или поступками по недопониманию, а теперь вот и их надо называть. Надо ли? Так я могу занять все время у священника.

Маргарита

Маргарита, что и как надо делать на исповеди – дело очень индивидуальное, поэтому такого понятия, как "положено" здесь не может быть. Для одного нужна подробная исповедь, для другого – краткая. Вы же следуйте за своей душой: если требует подробной исповеди, найдите священника, которому можно поисповедаться, и желательно, в грехах, совершенных от возраста семи лет и позже.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, часто захожу на Ваш сайт и читаю вопросы и Ваши ответы. Очень благодарна Вам за то, что находите время, понимание и сочувствие к нашим проблемам. У меня такой вопрос: я крестилась 23 года назад в г. Омске, а жила в Новосибирской области. Крестились мы вместе с сестрой и ее 2-летней дочкой. Про крещение узнавала сестра. Перед крещением мы не исповедались (никто не подсказал), а вот недавно услышала, что если есть смертные грехи, то перед крещением надо исповедоваться. Как теперь быть, как исправить? И еще, нам при крещении не давали свидетельства, а мы не помним дату. Проводилась ли ранее регистрация крещаемых, чтобы уточнить дату? Сестра не помнит, говорила ли какие либо сведения о нас. Спасибо за ответ, храни Вас Бог.

Наталья

Наталья, действительно, есть такой обычай, когда крещение принимает взрослый человек, перед самим Таинством его исповедовать, но эта исповедь носит скорее воспитательный или педагогический характер, так как все равно в Таинстве крещения все грехи прощаются, и сейчас Вам вновь исповедоваться в тех грехах не нужно. Напротив, благодарите Бога, что они прощены. Запись крещений в то время, когда крестились Вы, проводиться должна была, и чтобы уточнить дату, попробуйте справиться по этому вопросу в том храме, где крестились.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я замужем, венчана, с мужем как-то все плохо было одно время, каждый день ссоры, драки, разъехались, хотели разводиться. Я начала общаться с молодым человеком по интернету и по телефону, разговоры были прелюбодейные, мы, казалось, влюбились друг в друга, я думала о нем всегда, хотела быть с ним, представляла его своим мужем и т. д. Позже мы со своим мужем решили опять жить, не ругаясь, но я еще общалась с тем человеком, я понимала, что грешу очень, и прекратила с ним общение. Я сейчас хочу пойти на исповедь и хотела спросить совета, как правильно мне назвать грех этот? Одним словом, прелюбодействовала? С тем человеком я не виделась, но думала о нем, и разговоры и все такое было, или как-то отдельно сказать? Как сказать правильно? Спасибо, извините.

Мария

Мария, Вы венчаны. Вас церковь благословила на совместную супружескую жизнь. Вы обещались Богу, и за верность или неверность будете отвечать перед Богом. Вы не имеете права разводиться, венчание - на всю жизнь. Ваш грех не считается тяжким грехом, и благодарите за это Бога, что Он отвел вас от этого греха, Вы чуть все не разрушили. Вы это счастье потеряли бы, и другого не построили бы. Отрадно, что у Вас все хорошо закончилось, без последствий. Вы согрешили в мыслях, и хотели уже согрешить делом, но не получилось, - такой грех легко прощается. На исповеди так и скажите, что хотели изменить мужу, и что были такие разговоры по телефону (прелюбодеяние на словах и в мыслях). Того человека надо забыть совсем, покаяться на исповеди и причаститься. Больше не допускайте таких мыслей, и Бог вас простит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я собираюсь скоро пойти в церковь на исповедь. Подскажите, пожалуйста, есть ли такие грехи, при которых церковь нельзя посещать и как это исправить?

Анастасия

Нет, Анастасия, никакой грех не может быть препятствием к тому, чтобы прийти в церковь, к Богу, на исповедь. Ступайте смело, и да поможет Вам Христос!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте,батюшки! Скажите, надо ли говорить духовнику своему о прошлых грехах, в которых я исповедовалась в другом храме и другому батюшке? Ведь исповедованные грехи прощены, и ему можно не упоминать о них? Или он все равно должен знать? Спаси Вас Господь!

Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra.

Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника. Есть на этот предмет и прямые постановления Вселенских Соборов.

Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени – Великий пост. Но как причащаться на Светлой седмице и в период Пятидесятницы?
Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них всё. Так говорит апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чём свидетельствуют акты мученичества.

Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.

В Четвероевангелии не регламентируется причастная дисциплина. У евангелистов-синоптиков говорится не только о совершённой на Тайной Вечере в Сионской горнице Евхаристии, но и о тех случаях, которые явились прообразами Евхаристии. На пути в Эммаус, на берегу Геннисаретского озера, во время чудесного улова рыб… В частности, при умножении хлебов Иисус говорит: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф. 15, 32). В какой дороге? Не только ведущей домой, но и на жизненном пути. Не хочу оставить их без Причащения – вот о чём слова Спасителя. Мы думаем иногда: «Этот человек недостаточно чист, ему нельзя причащаться». Но именно ему по Евангелию и предлагает Господь Себя в Таинстве Евхаристии, чтобы этот человек не ослабел в дороге. Тело и Кровь Христовы нам необходимы. Без этого нам будет намного хуже.

Евангелист Марк, рассказывая о приумножении хлебов, подчеркнул, что Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился (Мк. 6, 34). Господь сжалился над нами, потому что мы были как овцы, не имеющие пастыря. Иисус, приумножая хлебы, поступает как добрый пастырь, отдающий душу свою за овцы. И апостол Павел напоминает нам, что всякий раз, вкушая Евхаристический Хлеб, мы возвещаем смерть Господню (1 Кор. 11, 26). Именно 10-я глава Евангелия от Иоанна, глава о добром пастыре, была древним пасхальным чтением, когда все причащались в храме. Но как часто нужно причащаться, в Евангелии не говорится.

Постовые требования появились только с IV–V веков. Современная церковная практика основана на Церковном Предании.

Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился или молился? Нет. Причастие – это То Тело, это Та Кровь Господа, без Которых ты, если погибнешь, то погибнешь окончательно.
Василий Великий отвечает в одном из своих писем женщине по имени Кесария Патриция: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?» (то есть жить всеми душевными и телесными силами и чувствами). Таким образом, Василий Великий, которому мы часто приписываем многие епитимии, отлучающие от Причастия по грехам, очень высоко ценил достойное Причащение каждый день.

Иоанн Златоуст также разрешал частое Причащение, тем более на Пасху и на Светлой седмице. Он пишет, что следует непрестанно прибегать к Таинству Евхаристии, причащаться с должной подготовкой и тогда можно насладиться тем, чего желаем. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве. Четыредесятница, то есть пост Великий, один раз в год бывает, а Пасха трижды в неделю, когда причащаешься. А иногда и четыре, точнее же, столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост, но Причастие. Подготовка не в том, чтобы вычитывать три канона неделю или сорок дней говения, а в очищении совести.

Благоразумному разбойнику потребовались считанные секунды на кресте, чтобы очистить свою совесть, признать в Распятом Мессию и первым войти в Царство Небесное. Некоторым требуется год и больше, иногда вся жизнь, как Марии Египетской, чтобы приобщиться Пречистому Телу и Крови. Если сердце требует Причастия, то должно причащаться и в Великий Четверток, и в Великую Субботу, на которую в этом году приходится Благовещение, и на Пасху. Исповеди же достаточно одной накануне, если только человек не совершил греха, который надо исповедовать.

«Кого нам похвалить, – говорит Иоанн Златоуст, – тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью».
А подтверждение тому, что Причащение возможно и на Светлой седмице, есть во всех древнейших анафорах. В молитве перед Причащением сказано: «Сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям». Эти слова мы читаем и на Пасхальной литургии Иоанна Златоуста, что свидетельствует об общем Причащении мирян. После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостаиваются.

Проблема причастной дисциплины стала дискуссионной только в Средние века. После падения в 1453 году Константинополя Греческая Церковь переживала глубокий упадок богословского образования. Со 2-й половины XVIII века начинается оживление духовной жизни в Греции.

Вопрос о том, когда и как часто следует причащаться, был поднят так называемыми коливадами, монахами с Афона. Они получили свое прозвище из-за несогласия совершать поминальную службу над коливом в воскресные дни. Сейчас, 250 лет спустя, когда первые коливады, такие как Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский, стали прославленными святыми, это прозвище звучит очень достойно. «Поминальная служба, – говорили они, – искажает радостный характер воскресного дня, в который христиане должны причащаться, а не поминать усопших». Спор о коливе продолжался более 60 лет, многие коливады претерпевали жестокие гонения, некоторые были удалены с Афона, лишены священнического сана. Однако этот спор послужил началом богословской дискуссии на Афоне. Коливады всеми признавались традиционалистами, а действия их противников выглядели как попытки приспособить Предание Церкви к нуждам времени. Они, например, утверждали, что на Светлой седмице могут причащаться только священнослужители. Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский, тоже защитник частого Причащения, писал, что тот священник, который причащается на Пасху и на Светлой седмице один, а своих прихожан не причащает, подобен пастырю, пасущему только себя самого.

Не стоит ссылаться на некоторые греческие часословы, где указано, что христиане должны причащаться 3 раза в год. Подобное предписание перекочевало в Россию, и до начала ХХ века причащались в нашей стране редко, в основном в Великий пост, иногда в День Ангела, но не больше 5 раз в году. Однако данное указание в Греции было связано с налагаемыми епитимиями, а не с запрещением частого Причащения.

Если вы хотите причаститься на Светлой седмице, нужно понимать, что достойное Причащение связано с состоянием сердца, а не желудка. Пост является подготовкой, но отнюдь не условием, которое может препятствовать Причастию. Главное, чтобы сердце было очищено. И тогда можно причащаться и на Светлой седмице, стараясь накануне не объедаться и воздержаться от скоромной пищи хотя бы один день.

В наши дни многим болящим запрещается поститься вообще, а людям, которые страдают диабетом, разрешается вкушать даже перед Причастием, не говоря уже о тех, кому жизненно необходимо принимать лекарства утром. Сущностное условие поста – это жизнь во Христе. Когда человек хочет причаститься, пусть знает, что как бы он ни подготовился, он не достоин Причастия, но Господь хочет, желает и отдает Себя в Жертву, чтобы человек стал причастником Божественного естества, чтобы он обратился и был спасен.