Черчение поэтапно. Введение в предмет «Черчение»

  • 08.07.2020

Для того, чтобы выполнить даже самый простой чертеж на бумаге, крайне важно соблюдать установленные нормы и требования, касающиеся чертежей, делать рисунки в установленных масштабах, с использованием определенного чертежного шрифта.

Первое, с чего стоит начать, это с оформления специальной чертежной рамки. Для нее стоит сделать отступы по 5 миллиметров сверху, снизу и справа, и 20 миллиметров слева для удобного подшивания готового чертежа.

В правом нижнем углу листа располагается основная надпись, для нее расчерчивают специальную таблицу высотой 55 миллиметров и 185 миллиметров в ширину. Основная таблица в обязательном порядке заполняется шрифтом по ГОСТ 2.304-81.


Перед тем, как приступить к работам, необходимо подготовить инструменты, среди которых:

Карандаши разной твердости;
- мерительная линейка;
- угольники;
- готовальню;
- стирательную резинку;
- прочие инструменты.

Бумага выбирается подходящего формата, обратите внимание на то, что от качества бумаги зависит качество нанесенного на нее чертежа. Приобрести подходящие листы можно в любом канцелярском магазине.

Прежде чем приступать к черчению, стоит обучиться написанию цифр и букв по ГОСТу. Желательно потренироваться на отдельном листе, где предварительно стоит начертить специальную вспомогательную сетку. Со временем у вас выработается глазомер, и чертежные буквы будут одинаковыми.

В требования ГОСТа указано, что чертежный шрифт, как буквы, так и цифры, должен быть наклонен на 75 градусов.

Самыми распространенными ошибками при выполнении чертежного шрифта принято считать:

Буквы не соответствуют размерам, указанным в ГОСТе;
- все буквы разного размера и «прыгают» в строке;
- у букв разный наклон.

Чтобы научиться правильному написанию чертежного шрифта, первое время можно с помощью циркуля проводить две линии по высоте букв. Так шрифт будет ровным и буквы не будут разной высоты.

Новичкам рекомендуется выбирать чертить линии оптимальной шириной от 0,8 до 1 миллиметра. Обратите внимание на то, что рамка и основная надпись в чертежном рисунке должны быть сделаны непрерывной толстой линией. Тонкая сплошная линия поможет сделать изображение сечения детали, а также сделать выносные размеры.

В черчении используются и другие линии:
- сплошная неровная линия – предназначена для обозначения линии разграничения на рисунке. Часто проводится в случае, когда деталь слишком объемная и ее нет смысла помещать целиком;
- штриховка – обозначаются невидимые линии;
- штриховка с пунктиром – обозначение центра детали либо оси.

Все основные линии на рисунке выполняются толщиной до 0,3 миллиметров на формате до А1, при этом толщина штриховки подбирается в соответствии с размерами детали. При выполнении процедуры проекционного черчения чаще всего допускаются следующие ошибки и неточности:
- неправильная штриховка деталей;
- в аксонометрических проекциях неправильно строится изображение круговых и элипсовидных деталей;
- неправильно выбирается секущая площадь детали, в связи с чем не удается рассмотреть все особенности детали.

Изображаемый предмет располагают таким образом, чтобы все его грани соответствовали шести плоскостям проекций. При этом вид спереди (фронтальная плоскость) является основным изображением.


Лучше всего расположить деталь к наблюдателю таким образом, чтобы создавалось полное представление о размерах, форме и других характеристиках изображаемого изделия.

Обычно на чертежах деталь схематически разрезают, это делается для того, чтобы понять строение детали изнутри. Это дает полное представление о разрезах, выемках и прочих особенностях, которые не видно на фронтальной плоскости.

Желательно первоначально выполнять изображение тонкими линиями, которые будет легко убрать. Толстыми линиями чертеж лучше обвести на последнем этапе.

И т. д.) докумен-ты, которые в отдельности или в совокупности определяют со-став, устройство изделия, содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

Для того чтобы изготовить детали и собрать из них сборочную единицу, необходимо тщательно разработать конструкторскую документацию. Она должна однозначно определять, что должно быть изготовлено: наименование изделия, величина, форма, внешний вид, материалы, способы изготовления и др. Конструкторская документация должна обеспечить идентичность одноименных изделий при их изготовлении и в случае необходимости - их взаимозаменяемость.

Чертежи, схемы и другие конструкторские документы выполняют по единым правилам и нормам, установленным государственными стандартами - . Государственные стандарты сведены в единую систему конструкторской документации (ЕСКД).

Единая система конструкторской документации (ЕСКД ) - комплекс государственных стандартов, устанавливающий взаимосвязанные правила и положения по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой организациями, предприятиями и учебными заведениями. ЕСКД учитывает рекомендации Международной организации по стандартизации (ИСО), постоянной комиссии по стандартизации.

Соблюдение государственных стандартов обязательно для всех отраслей промышленности, проектных организаций, научных учреждений и т. д. Все чертежи должны выполняться в соответствии со стандартами ЕСКД, отличаться четким и аккуратным оформлением.

Стандарт имеет буквенное и цифровое обозначение.

Форматы

Чертежи выполняют на листах бумаги определен-ного размера, называемых форматами .

Размеры формата и его обозначения установлены (рис. 1, 2).

Рис. 1. Вертикальные форматы


Рис. 2. Горизонтальные форматы

Площадь формата А0 примерно равна 1 м 2 . Другие основные форматы могут быть получены последовательным делением формата А0 на две равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата. На уроках черчения используют , размеры ко-торого равны 210 x 297 мм. Размер формата А4 (210х297) принят за единицу измерения остальных форматов.

В таблице 1 представлены размеры форматов:

Обозначение формата

Размеры сторон формата, мм

А0

841 × 1189

А1

594 × 841

А2

420 × 594

А3

297 × 420

А4

210 × 297

Форматы оформляются внутренней рамкой чертежа, которая наносится по ГОСТу. Проводят её сплошной толстой основной линией. Сверху, справа и снизу расстояние между линиями ограничивающими внутреннюю и внешнюю рамки принимают равными - 5 мм. С левой стороны для подшивки и брошюровки чертежей оставляют полосу шириной 20 мм (рис. 3). Это облегчает их хранение, создаёт другие удобства.


Рис. 3. Оформление формата

Основная надпись чертежа

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной и вдоль короткой стороны.

В правом нижнем углу распола-гается основная надпись чертежа, содержащая сведения об изображённом изделии. В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной стороны, так и вдоль короткой (рис. 4).

Рис. 4. Расположение рамки и основной надписи на чертеже.

ГОСТ 2.104—68 устанавлива-ет форму и размеры основной надписи. На учебных школьных чертежах основную надпись выполняют в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм. Каждая графа надписи имеет определенные размеры. В основной надписи указывают название изображенной детали, материал, из которого она сделана, масштаб, кто чертил, кто проверил чертеж, когда выполнена работа (дата), название школы, класс и номер чертежа.

Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 5.


Рис. 5. Основная надпись учебного чертежа

Каждый чертёжно-графический документ необходимо выполнять технически грамотно и графически чётко. Чертёж должен соответствовать требованиям стандартов, и содержать все подробно описанные сведения, необходимые для изготовления деталей.

Любовь Митюхляева
Введение в предмет «Черчение». Урок с применением презентации

Конспект урока №1

ТЕМА : Введение . История развития черчения . Значение черчения в практической деятельности человека. Инструменты и принадлежности. Правила оформления чертежей.

ТИП урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

ФОРМА урока : Урок с использованием презентации , беседа.

Области применения графики и ее виды . Основные виды графических изображений. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей.

Специальные умения и способы деятельности : Знать краткую история графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.

Общеучебные умения и способы деятельности : Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания.

ВИД контрольно-оценочной деятельности : текущий.

ФОРМА контрольно-оценочной деятельности : УО.

Цель урока : Содействовать в осознании учащимися значения и места курса черчения в жизни и профессиональной деятельности человека, заинтересовать учащихся предметом .

Оборудование для учащихся : тетрадь, учебник «Черчение »

План урока .

1. Вступительное слово учителя.

4. Сообщение новой темы урока . История развития чертежа.

5. Формирование новых знаний.

6. Первичное усвоение и применение новых знаний .

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о курсе черчения .

СЛАЙД 1 Презентация «Введение в предмет . Урок №1 » .

Черчение - учебная дисциплина, обеспечивающая изучение различной графической информации об объектах и явлениях предметного мира (запись в тетради)

Черчение в IX классе - обобщающая дисциплина, систематизирующая полученную ранее информацию о графических изображениях. Вместе с тем его изучение позволяет сформировать целостную систему знаний о правилах выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков, овладеть способами чтения графической информации, встречающейся во многих сферах деятельности человека.

Учебная дисциплина «Черчение » позволяет учащимся легче адаптироваться к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, к овладению в будущем инженерно-техническими, технологическими, экономическими, педагогическими и другими специальностями, к участию в практической работе, в изучении основ графического языка как средства человеческого общения.

Знания и умения, полученные на уроках черчения , необходимы также при изучении геометрии, географии и других школьных дисциплин.

Количество часов. Количество графических (работа на форматах, практических работ (работа в тетрадях, тестирований (по разделам и итоговая промежуточная аттестация, контрольные работы (2 части : теоретическая и практическая) .Оценивание работ : критерии видов работ. Оценивание по полугодиям (с учетом четвертных) . Электронный журнал. Итоговые оценки в аттестат (протоколы) .

2. Организация рабочего места.

Принадлежности : тетрадь в клетку (подписать карандашом, использование условных обозначений, альбом или папка для черчения , учебник. Инструменты (циркуль, карандаши разной твердости и мягкости – курс изобразительного искусства, линейка, транспортир, 2 треугольника).

Все перечисленные инструменты и принадлежности необходимы для выполнения и передачи графической информации.

3. Актуализация опорных знаний.

Виды информации. Дома, в школе, на улице человека окружают различные предметы , которые можно описать словами, сфотографировать, нарисовать.

Сведения об окружающих нас предметах и явлениях , их свойствах, состоянии называют информацией.

Информация, воспринимаемая зрением - тексты, фотографии, рисунки, знаки - называется визуальной, т. е. зрительной. Информация, воспринимаемая слухом, - речь, музыка, различные сигналы - называется звуковой. Существуют и другие виды информации, которые человек получает благодаря чувствам восприятия (обоняние, осязание, тактильное) .

Визуальную информацию, представленную в форме графиков , чертежей, рисунков, схем и т. п., называют графическими изображениями.

4. Сообщение новой темы урока . История развития чертежа.

Изображения сопровождали человека на всех этапах его исторического развития.

Попытки людей изобразить окружающие предметы предшествовали письменности . Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота. Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре. На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.

Позднее, когда людям потребовалось изобразить предмет не только с натуры , но и создать что-то новое,когда стали строить большие сооружения : крепости, жилища появились первые чертежи, которые назывались «планами» . Эти чертежи обычно выполнялись прямо на земле на месте будущего сооружения в натуральную величину. В дальнейшем такие планы-чертежи стали делать на пергаменте, дереве, холсте в уменьшенном виде. Вначале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно лишь приблизительно. Этот чертеж нуждается в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.

История чертежей и других графических изображений уходит в глубокую древность. Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к XV в. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - великий итальянский ученый и художник - в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Однако дошедшие до нас выдающиеся памятники материальной культуры

свидетельствуют о более раннем применении чертежей как строительных документов. Такие сооружения, как древнеегипетский храм Луксор (XV-XIII вв. до н. э., древнегреческий храм Парфенон в Афинах (447-438 гг. до н. э., амфитеатр Колизей в Риме (75-80 гг. н. э.) не могли быть построены без заранее подготовленных проектов.

Значительное развитие строительные чертежи получили в XVI в. Известный итальянский архитектор Андреа Палладио в 1570 г. опубликовал разработанный им трактат "Четыре книги об архитектуре". Огромная заслуга принадлежит французскому инженеру Гаспару Монжу, опубликовавшему в 1798 году свой труд «Начертательная геометрия» , который лёг в основу проекционного черчения , используемого и в настоящее время.

Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержится в описи царского архива, по которой самый древний чертеж относится к 1517 году.

Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени. Некоторые из них выполнены Петром I по правилам проецирования.

В эпоху Петра I были предприняты первые шаги в области обучения черчению в горнозаводских школах. Первая такая школа была открыта в 1721 году в Екатеринбурге. В горнозаводских школах черчение считалось одним из основных предметов . Такую школу окончили И. И. Ползунов, ставший впоследствии знаменитым механиком и изобретателем универсальной паровой машины. К. Д. Фролов – знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.

Чертежом пользовались многие выдающиеся изобретатели и инженеры. Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель XVII в. И. П. Кулибин только для выполнения одного из своих шедевров - часов в форме куриного яйца - изготовил несколько десятков чертежей. Другим примером его деятельности служат чертежи моста через реку Неву.Интересны машиностроительные чертежи : паровоза отца и сына Черепановых; первого в мире самолета, построенного А. Ф. Можайским (1881 г.)

Черчение изучалось в гимназиях в курсе геометрии. В этот период в России были открыты гимназии в Петербурге, в Москве и Казани. В 1828 году были объединены общей программой рисование и черчение . 1828 год считается годом введения преподавания черчения в средней школе .

Изобразительное искусство, черчение - учебные предметы , которые используют возможности для реального развития творческих способностей личности человека, его творческой индивидуальности.

В XX веке продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые - схематические или, короче,схемы : электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. Большая трудоемкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать средства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертежные приборы, разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей , эллипсов,надписей и условных знаков для схем : создаются приборы для нанесения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нанесения на чертежи цифр, знаков и букв. Механизация чертежных работ несколько повышает производительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени.

Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создается автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ) . На основе АРМ создаются системы автоматического проектирования (САПР) . Составной частью САПР является также машинная графика (МГ, включающая различные технические, языковые, программные, математические, информационные и организационные средства. САПР позволяет решать сложные расчетно-конструкторские и графические задачи и значительно ускорять разработку технической документации в самых сложных областях современной науки,техники и производства : космической, электронной, авиационной и др.

Индустриализация нашей страны, создание отечественного машиностроения и других производств, сооружение новых фабрик, заводов и городов привели к более широкому использованию чертежей, к разработке конструкторских проектов.

Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу (для изучения медицинской техники, модельеру (для конструирования одежды и обуви, многим другим специалистам.

Чертежи как вид графической информации пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если он умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать основы графической информации.

Чертеж - это еще и своеобразный графический интернациональный язык. Он понятен любому специалисту независимо от того, на каком языке он говорит. Чертеж является лаконичным средством выражения технической мысли.

В. - Проследив историю развития чертежа, мы столкнулись с такими данными, которые были для вас уже известны. Разные графические изображения вы изучали на других школьных предметах . Кто может их назвать?

О. - География, геометрия, технология, физика, изобразительное искусство.

СЛАЙД 10, 11

5. Формирование новых знаний.

5.1. Виды графических и наглядных изображений.

На уроках черчения мы будем изучать другие графические изображения.

Чертеж – это документ, содержащий изображение предмета , а также данные для его изготовления и контроля (запись в тетради)

Чертеж сборочный - чертеж, содержащий изображения изделия (сборочной единицы) в соединении.

Эскиз – это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций детали.

Развертка - плоская фигура, полученная совмещением всех точек какой-либо поверхности с плоскостью.

Наглядное изображение предмета – это изображение , на котором мы видим предмет сразу с трёх сторон . Наглядное изображение предмета может быть выполнено в виде аксонометрической проекции и в виде технического рисунка.

Аксонометрическая проекция – это наглядное изображение предмета , выполненное по правилам построения аксонометрических осей.

Технический рисунок – это наглядное изображение предмета , выполненное от руки и в глазомерном масштабе.

5.2. Правила оформления чертежей.

Стандарты ЕСКД. Представьте , что было бы, если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил. Такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы этого избежать, во многих странах приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) .

Стандарты ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности и производства.

Государственные стандарты (сокращенно ГОСТ) обязательны для всех предприятий и организаций .

Каждый стандарт имеет соответствующее обозначение. Например , ГОСТ 2.301-68. Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием теории практики графических изображений.

Чертежи и другие конструкторские документы нельзя выполнять на листах произвольных размеров.

Для экономного расходования бумаги, удобства копирования, хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает строго определенные размеры листов - форматы.

В школе вы будете пользоваться листами чертежной бумаги, размеры сторон которых 210x297 мм. Такой формат обозначают А4 (запись в тетради) Т – на полях в тетради уловное обозначение вопроса тестирования.

Каждый формат должен иметь рамку, которая ограничивает его рабочее поле, т. е. поле для выполнения чертежей. Линии рамки - сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от границы формата, а с левой стороны - на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей (запись в тетради) Т

Основная надпись чертежа.

На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм. Т.

6. Первичное усвоение и применение новых знаний .

Задание – оформить формат А4.

7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.

Вопросы по новому материалу для анализа усвоения материала урока .

(на усмотрение учителя, по наличию времени)

1. Какой рисунок стал прародителем чертежа? Что способствовало развитию чертежа?

2. В каком веке стали применять чертежи в России ? В каких областях хозяйства?

3. В каких сферах современного производства применяют чертежи ?

4. Почему чертеж получил название – наглядное изображение?

5. Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются ?

6. С какими учебными предметами взаимосвязан предмет Черчение ? Докажи.

7. С какой целью изучается Черчение в школе ?

8. Что именно понравилось или не понравилось на уроке ?

9. Что нового для себя взяли с урока ? Какие выводы сделали по дальнейшей учёбе?

Современное общество в своем развитии и хозяйственной деятельности активно использует графический язык, которому на сегодняшний день альтернативы нет (голографические технологии пока что находятся на стадии разработки). Графический язык находит свое технологическое применение путем черчения проекций трехмерных объектов в двухмерной плоскости. Этот метод имеет интересную историю, но не она - предмет данной статьи. Наша цель - представить читателю обзор черчения как точного и универсального инструмента инженера и архитектора, с точки зрения его общей нормативной регламентации.

Специалист, знающий правила оформления чертежей, должен также компетентно руководствоваться в своей работе соответствующими ГОСТами, определяющими основные обязательные требования к чертежам. Также важна его квалификация, позволяющая даже для сложных по форме деталей с оптимальной наглядностью представлять геометрические построения на чертежах.

Что нужно знать и уметь для выполнения чертежей

Во-первых, подразумевается, что в багаж знаний архитектора или инженера - исполнителя чертежей входят ЕСКД - правила оформления чертежей и практические навыки оптимальных геометрических представлений проекций детали для ее отображения на чертежах.

В настоящее время современные производительные специализированные программы - системы автоматизированного проектирования пришли на смену традиционному "ручному" черчению. Однако автоматизация по-прежнему предполагает твердые знания по следующим ГОСТам:

2.301-68 - устанавливающем форматы листов чертежей в бумажной или электронной формах;

2.302-68 - определяющем отношение размеров предмета, изображенного на чертеже, к его реальным размерам (масштаб);

2.303-68 - регламентирующем начертание линий на чертежах, рекомендованных действующими отраслевыми стандартами;

2.304-81 - устанавливающем актуальные чертежные шрифты;

2.307-68 - определяющем нанесение на чертеж как размеров, так и предельных отклонений.

Важными квалификационными требованиями к исполнителю чертежей являются:

Практическое умение использовать ЕСКД - правила оформления чертежей применительно к прикладным задачам;

Навыки геометрических построений для оптимального выполнения чертежей, которые затем удобно использовать в разметке при изготовлении конкретных деталей.

Основы создания чертежей

Разработка конструкторской которой регламентируют ЕСКД - правила оформления чертежей) является обязательным этапом, предшествующим непосредственному производству детали.

При этом принципиально важна конкретика: что и для чего изготавливается; каково стандартное наименование изделия; его точные размеры, форма, из каких материалов оно изготавливается. Все это важно, поскольку впоследствии конструкторская документация станет основным гарантом идентичности изготовления детали, а также при необходимости - ее взаимозаменяемости с аналогом, выпущенным другими производителями. С точки зрения использования единого инструментария (правил и норм) разными производителями, важны выдержанные ими ЕСКД - правила оформления чертежей.

ГОСТы, регламентирующие черчение

Мы уже в данной статье упоминали термины ЕСКД, ГОСТы в контексте их нормативной роли для инженера. Определим их соотношение.

Роль нормативного регулятора при оформлении различных чертежей и схем для конструкторских документов играют специально разработанные на уровне государства единообразные технологические стандарты - ГОСТы. Эти стандарты организационно объединяются единой системой конструкторской документации, или ЕСКД.

Правила ЕСКД осуществляют регулирование исполнения чертежей, актуальное на стадиях создания, конечного оформления и организации надлежащего их документооборота как вида документации в рамках специализированных предприятий и организаций, равно как и в учреждениях министерства образования. ЕСКД - правила оформления чертежей - сообразованы с действующими международными стандартами ИСО (т. е. утвержденными Международной стандартизующей организацией), а также соответствуют требованиям постоянной международной комиссии стандартизации.

Заметим, что соблюдение государственных стандартов обязательны к исполнению во всех областях промышленности, а также в научных и проектных учреждениях. Соответственно, ГОСТ - правила оформления чертежей - обязательны и при изучении инженерной графики в учреждениях системы образования.

Таким образом, несмотря на прогресс автоматизации в деле создания чертежей, ГОСТы знать следует. Впрочем, мы предчувствуем основное направление возражений наших компьютерно-грамотных оппонентов, заключающееся в том, что все правила уже соблюдены в чертежах, которые следует просто разыскать в Интернете.

Можно ли, занимаясь черчением, не знать ГОСТов? Нет!

Однако мы сработаем на опережение, заметив, что да, действительно в настоящее время в Интернете любой пользователь ПК может выбрать из тысяч и тысяч фото чертежей нужное. А затем он, используя специальную программу для распознавания, получает требуемый чертеж.

Однако здесь наши оппоненты лукавят. На самом деле программы распознавания чертежей несовершенны, соответственно, полученный с их помощью чертеж заведомо содержит существенные ошибки. Их, конечно же, далее придется править, пользуясь знанием ГОСТов.

Гораздо разумнее в такой ситуации творчески использовать фото чертежей как образец, реально воссоздавая их с помощью специализированной программы - системы автоматизированного проектирования. Ведущим представителем САПР уже на протяжении нескольких десятилетий является AutoCAD разработки компании с мировым рейтингом «Autodesk». Эта программа сегодня активно используется ведущими конструкторскими бюро. Кульманы ушли в историю!

Форматы. Государственный стандарт 2.301-68

Чертежи выполняются на бумажном листе, имеющем определенные, четко установленные текущим ГОСТОМ размеры, причем измеряется рамка для чертежа (А4 имеет размеры 210 на 297 мм, см. таблицу 1).

Таблица 1. Форматы.

Формат А4

меньшая сторона 210 мм

большая сторона 297 мм

Формат А3

меньшая сторона 297 мм

большая сторона 420 мм

Формат А2

меньшая сторона 420 мм

большая сторона 594 мм

Формат А1

меньшая сторона 594 мм

большая сторона 841 мм

Формат А0

меньшая сторона 841 мм

большая сторона 1189 мм

Заметим, что иногда рамка для чертежа А4 ограничивает заведомо избыточное пространство, превышающее размер изображения. В таком случае уместен меньший формат - А5 , размеры сторон которого 148 на 210 мм.

Наглядное отображение востребованных форматов, которые определяют основные правила оформления чертежей, приведено на рис.1:

Рис. 1. Соотношение форматов

Основная надпись

Основная надпись размещается на всех чертежах, за исключением А4, как вдоль длинной стороны, так и вдоль короткой. Для А4 она изображается исключительно вдоль короткой стороны, поскольку данный формат является вертикальным.

Дополнительную графу (также за исключением А4) размещают по длинной стороне

(Размещение основной надписи показано нами на рис 2.)

Рис.2. Размещение основной надписи

Оформление рамки чертежа регламентируется ее расстоянием от края листа: со всех его сторон (кроме левой) - по 5 мм. Слева же расстояние от рамки до края листа составляет 20 мм. При этом линия, которая обрамляет рамку чертежа, не должна быть уже 0,7 мм.

Основные надписи выполняются согласно ГОСТу № 2.104-68, который определяет размеры, форму, а также порядок заполнения. Характерно, что она является непременным элементом любых видов чертежей и схем. Как пример приведем основную надпись, рекомендованную для использования на учебных чертежах (см рис. 3).

Цифрами на рисунке обозначены следующие графы основной надписи:

1 - название изделия;

2 - как документ обозначается;

3 - какой выбран материал для изготовления детали;

4 - реквизит предприятия - индекс.

Зачастую чертеж выполняется на нескольких листах. В этом случае на втором и всех последующих основная надпись выполняется в отличном от первого виде. Ее изображение представлено на рис 4.

Рис 4. Основная надпись для второго и последующих листов чертежа

Графы ее (на рисунке они пронумерованы) заполняются согласно вышеприведенной расшифровке этих цифр для основной надписи первого листа.

Обозначения на чертежах

По определению, чертежом называют масштабированное графическое изображение изделия, где указаны размеры и Информация, которую содержит чертеж, достаточна для изготовления упомянутого в определении изделия.

Правила нанесения размерных значений на чертежи в промышленности регламентированы ГОСТом № 2.307-68. Это достаточно тонкий момент в оформлении чертежей. Ведь всего один пропущенный размер превращает сложный чертеж в невостребованный пустой труд.

Сами размеры в черчении подразделяются на несколько видов. Первая группа - размеры рабочие. Это та информация, которая используется непосредственно при изготовлении. Вторая - размеры справочные (они обозначены символом (*)). Они используются в инженерной работе с чертежом.

Наносят размеры на чертеж с помощью размерных линий. Обозначения наносятся на чертеж с соблюдением принятого масштаба. Его значение находится в основной надписи - в отдельной графе. Определим понятие масштаба: его идентифицируют с соотношением реальных размеров предмета к размерам его изображения. При возможности предпочтительным является масштаб один к одному, однако, как вы понимаете, для разных размеров детали приходится либо уменьшать, либо увеличивать. Приемлемые масштабы изображения определены ГОСТом 2.302-68 см (см. таблицу 2).

Таблица 2. Масштабы, применяемые в черчении

Критерием выбора масштаба является дальнейшее удобство работы с чертежом.

Линии

На чертежах представлены различные типы линий, каждый из которых имеет определенное предназначение. Применение линий на чертежах определяется ГОСТом 2.303-68.

Линия сплошная толстая основная служит для начертания видимых контуров отображаемого объекта. Толщина для нее определена в пределах 0,5-1,4 мм и в дальнейшем выбранное значение обозначается буквой S. Почему же это значение присваивают условной переменной? Дело в том, что в дальнейшем толщины всех остальных линий будут соизмерять с толщиной основной.