www.amorlatinoamericano.3bb.ru

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СЕРИАЛЫ - любовь по-латиноамерикански

Объявление

Добро пожаловать на форум!
Наш Дом - Internet Map
Путеводитель по форуму





Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рената Литвинова

Сообщений 101 страница 120 из 258

101

Нинлиль написал(а):

Нинлиль

а вот в полном размере
http://i036.radikal.ru/0803/f3/cdc87bab3f29.bmp

0

102

Из журнала "Glamour":

http://i032.radikal.ru/0806/a2/b1696e944703.jpg

Отредактировано ♥Рената♥ (22.06.2008 19:50)

+1

103

http://i005.radikal.ru/0803/a3/64ca744de511.jpg

+1

104

http://i028.radikal.ru/0803/64/188582e4e960.jpg

+1

105

Деконструкция как один из признаков постмодернистского текста
(на примере текстов Ренаты Литвиновой)

Никогда еще, по сравнению со второй половиной ХХ века, понятие текста не было столь значимым. Роль, функции и способ организации текста достаточно длительное время оставались неизменными, но пришедшая постмодернистская парадигма принципиально изменила все атрибуты текста. Помимо прочих (отсутствие авторства, интертекстуальность, повышение значимости контекста и т.д.) теоретики постмодернизма, в первую очередь, Ж. Деррида выделяют такой признак, как деконструкция.

Несмотря на то, что четкого определения этого понятия его автор не дает, мы можем выделить несколько основных черт, присущих деконструкции:

1.             Так, общую стратегию деконструкции автор определяет, как стремление опрокинуть или перевернуть существовавшую иерархию, гегемонию, которая, так или иначе, задается бинарной оппозицией. Задача здесь заключается в том, чтобы снять саму структуру оппозиции, чтобы построить, заново создать новую концепцию письма и новую концепцию текста;

2.             всякий застывший, остановившийся смысл, по мнению Ж. Деррида, требует немедленной деконструкции;

3.             «темноту», непонятность Ж. Деррида вообще считает имманентным свойством письма, связанным с невозможностью абсолютно прозрачного значения: всегда остается некая зона мерцания непроявленных смыслов. И в этой связи довольно естественно, что письмо у Ж. Деррида стремится обрести магическую силу.

В данной работе мы бы хотели рассмотреть с точки зрения деконструкции некоторые тексты Ренаты Литвиновой: монологи из ее сценариев («Увлеченья», «Три истории»: «Офелия», «Богиня: как я полюбила») и ее опубликованную прозу («Обладать и принадлежать», «Четвертый человек»).

Деконструкция характеризует текст Ренаты Литвиновой в грамматическом смысле: очень часто устоявшиеся формы – семантические, синтаксические или лексические – разрушаются инверсией, окказионализмом или при помощи иного стилистического приема. В «Увлеченьях» ее героиня говорит: «В тот день патологоанатомом был такой парень… Он всегда мне был похабен. У него были маслянистые волосы – черные прожиренные пряди»[i]. В новелле «Офелия» (киноальманах «Три истории») можно найти такие фразы, как «я пока тебе друг и не превращай меня в обратное», «невинно утонувшая Офелия», «все закрючковано, имеет свои заделы и запросы», «А какая такая у вас судьба, чтобы вы не хотели, чтобы они ее повторили?». Подобные же примеры разрушения устойчивых языковых структур можно найти и в фильме «Богиня: как я полюбила»: «Все неслучайно, и неслучайно вы прислались в тот день ко мне в околоток», и в рассказах Литвиновой: «Мой Четвертый человек уже три года как… по могилам» [ii], «вытрачивание денег»[iii].

Деконструированный текст оказывается информационно избыточным: для того, чтобы донести до адресата смысл сказанного (или написанного) необходимо неоднократное повторение: героиня «Увлечений» вспоминает о покончившем с собой возлюбленном, которого «желали выкрасть и захоронить, но только теоретически, только теоретически, только теоретически». Офа из «Трех историй» постоянно повторяет уже сказанное: «Доктор, сюда идут. Идут сюда», «Я не хочу, чтобы ты видел моего лица: оно такое разгоряченное – просто я у цели, доктор. Иди! Значит, я у цели, доктор… Оно такое разгоряченное, мое лицо… Иди!», «Так–так–так–так…».

Ж. Деррида отмечает, что деконструкция сопровождается снятием оппозиций. Тексты Литвиновой наглядно это демонстрируют: в них соединяются несоединимые, казалось бы, понятия, смешиваются «высокие» и «низкие» категории. Лиля из «Увлечений» долго вспоминает об умершей подруге Рите Готье, но заканчивает монолог следующим образом: «А мы с сослуживицей в тот день ходили искать Рите белое платье, потому как если девушка невинна, то ее непременно кладут в белом. Ну нигде мы не могли ей найти этого белого платья, а вместо этого купили отчего–то в тот день красного карпа. В полиэтиленовом пакете…»[iv], одна из Потусторонних в фильме «Богиня: как я полюбила» сравнивает любовь с мясом: «В общем, любовь – это что–то такое… ну, не мясо… но что–то кровавое».

До сих пор мы говорили о тексте только в его лингвистическом смысле, но принципы постмодернизма позволяют нам говорить о любом явлении жизни как о тексте, и мы можем здесь перейти от уровня речи персонажей Ренаты Литвиновой к образам этих персонажей, они также оказываются деконструированными.

В первую очередь, Литвинова деконструирует такую категорию, как материнство. В новелле «Офелия», полностью посвященной этой проблеме, мы не увидим счастливых матерей и их детей – всего того, с чем мы можем ассоциировать материнство. Напротив: работница регистратуры роддома Офа выслеживает матерей, отказавшихся от своих детей, и убивает их, ее главная цель – найти таким же образом свою собственную мать и отомстить ей. При этом после свидания с Доктором (Иван Охлобыстин) она оговорит: «Наверное, сегодня я сделалась беременной. И это что, я должна вынашивать твоего зародыша? Тьфу! Тьфу!».

Отношение к жизни и отношение к смерти также подвергаются деконструкции: героини Литвиновой отдают предпочтение последней (неважно, их это смерть или смерть другого человека), отношение к ней разительно отличается от традиционного, основанного на христианской идеологии. Смерть либо рассматривается в своем физиологическом проявлении: «он знал и поэтому–то в конце вскрытия закурил и, сделав разве что для вида две–три затяжки, бросил окурок прямо в живот Риты Готье, и тут же его ассистенты так и зашили»[v] («Увлеченья»), либо эстетизируется, демонстрируется как красивое и даже желанное (возможно, более желанное, чем жизнь) явление. В повести «Обладать и принадлежать» Рената Литвинова пишет: «Ты согласишься на смерть, только если она будет красива. Вот если она будет некрасива, ты спасешь себя, а если все будет окрашено благородными красками, тогда ты согласишься…», «Но ты знаешь, такая смерть, я ее себе сейчас представляю, не страшит меня. Мне не страшно. Она как подруга мне, улыбающаяся, сестра, вся в белом» [vi], в фильме «Богиня: как я полюбила» присутствует следующий диалог: «Мать–призрак: Слушай: тут многие хотят с тобой познакомиться, выражают свое почтение и просили передать, чтобы ты не боялась умереть. – Фаина: Умереть? – Мать–призрак: Не бойся: так надо. – Потусторонние: Соглашайся! Соглашайся!», в определенной степени «зеркальной» по отношению к предыдущему примеру оказывается реплика из «Трех историй»: «Мама, ну это же хорошая смерть. Ты же сама мечтала и грезила о ней, а я воплотила ее в жизнь».

Деконструкции в итоге подвергается вся система моральных норм, принципов человеческих отношений. Здесь также снимаются оппозиции: не существует ни добра, ни зла, любой поступок – каким бы ужасным он ни казался обычному человеку – возможен, и для него найдется оправдание. Неудивительно, что самой запоминающейся из всех фразой в новелле «Офелия» оказывается следующая: «Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, я не люблю детей. Мне не нравятся люди. Этой планете я поставила бы ноль». Постмодернистские принципы распространяются не только на процесс создания текста, но и на процесс его восприятия: здесь также снимаются бинарные оппозиции, и ничто уже не обладает единственным значением. Отношение читателя или зрителя к текстам Ренаты Литвиновой тоже не может быть однозначным, и даже в рамках данной работы нельзя дать конечную оценку этим текстам. Оценку даст каждый читатель самостоятельно.

0

106

Кому интересно,тут можно скачать ее книгу "обладать и принадлежать"
в книгу вошли её сценарии и новеллы.

http://lib.aldebaran.ru/author/litvinov … at__0.html

0

107

Талантливый кинорежиссер и популярная актриса Рената Литвинова предстваляет свою новую работу. Картина стала видеопроектом, запечатлевшим на пленку недавнее мегауспешное выступление певицы Земфиры в Москве.

"Зеленый театр" в Земфире" - первый опыт Литвиновой в музыкальном кино. Актриса и режиссер создала не просто фильм-концерт, но рельефный, неравнодушный портрет главной российской певицы последнего десятилетия. Помимо филигранно четко смонтированных музыкальных номеров, в фильме звучат монологи певицы. Никогда еще Земфира не была перед объективом такой откровенной и одновременно амбициозной.

Фильм Ренаты Литвиновой - фактически, хроника двух часов, полных музыки, без которой невозможно представить себе нашу жизнь. Песни, сыгранные Земфирой Рамазановой 8 июня 2007 года в переполненном "Зеленом театре", к моменту концерта уже стали историей. Но певица переписала эту историю заново. Переписала для новой группы, в сотрудничестве с которой создавала альбом "Спасибо". Все песни были исполнены в новых версиях, получили новое, свежее дыхание. "Зеленый театр" в Земфире" - первый в истории отечественного кинопроката полнометражный музыкальный фильм, построенный на видеоматериале одного концерта.

Девушка в черном с большим зонтом в руках пересекает на лодке Москву-реку и сходит на берег у Нескучного сада. Через несколько минут она поднимается на сцену легендарного "Зеленого театра" и исполняет дюжину своих лучших песен. Начинает с "Почему?", взрывающейся фантастическим фейерверком, и заканчивает песней "Арривидерчи", во время которой выпускает в московское небо ворон-москвичек.

Земфира красива и счастлива на сцене – и наблюдать за этим одно удовольствие: она улыбается, кривляется, носится, танцует – и все это выглядит очень уместным. В этом, конечно, заслуга не только певицы, но и Ренаты Литвиновой, которая смонтировала все с невероятной любовью. Первые минуты, когда певица картинно подплывает к парку Горького на катере и общается с фониатром, забываются, как только она начинает петь. Голос звучит, слышно каждое слово, шкалят датчики, и Литвинова сдержанными спецэффектами добавляет правильных мазков. Главный спецэффект здесь – это отсутствие клипового монтажа с судорожной сменой планов, почти убившего жанр телеконцерта. Но и остальные ненавязчивые режиссерские ходы усиливают впечатление – будь то вовремя сделанный стоп-кадр, смена резкости или льющийся прямо в камеру дождь.

0

108

28 марта в 18.30 в магазине "Букбери" по адресу 1-ая Тверская-Ямская, 10 2-й этаж состоится встреча и афтограф-сессия с Ренатой Литвиновой, которая представит свой новый музыкальный фильм "Зеленый театр в Земфире".

Девочки,я плачу  :(
хоть в Москву едь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!бляяяя

0

109

http://i007.radikal.ru/0803/72/c723d8fa3cc0.jpg
Мастерица эпатажа Рената Литвинова обидела зрителей после премьеры спектакля «Вишневый сад» в театре МХАТ им. Чехова, где она играет Людмилу Андреевну Раневскую. Как выяснил LIFE.RU, вчера артистка приехала в театр с высокой температурой и была крайне раздражительна. У Литвиновой было настолько плохое настроение, что она отказалась принимать цветы у благодарных зрителей.

- Рената даже не взяла цветы, которые ей хотели подарить, - рассказал LIFE.RU сотрудник театра. - Она после спектакля сразу же заперлась у себя.

Напомним, совсем недавно из-за сильного гриппа сорвала гастрольные выступления близкая подруга Литвиновой - певица Земфира.

+1

110

ФОТОСЕССИЯ ДЛЯ РУСКИНО
http://i044.radikal.ru/0803/87/578e46310406.jpg
http://i028.radikal.ru/0803/73/d34e82caf6bd.jpg

0

111

http://i035.radikal.ru/0803/83/282ab79d134a.jpg
http://i013.radikal.ru/0803/c9/3aaae486a1c9.jpg

0

112

http://i016.radikal.ru/0803/85/ffa7f36a1dde.jpg
http://i049.radikal.ru/0803/fb/0f07fd24c55a.jpg
http://i038.radikal.ru/0803/cf/2314c272a23e.jpg

0

113

Рената Литвинова любит городских сумасшедших
Кажется, что действие фильма «Настройщик» происходит лет десять назад. Однако Рената Литвинова, сыгравшая в новой работе Киры Муратовой главную роль, с этим не согласна. О настоящей России, абортах и концепции мщения с Ренатой Литвиновой беседовал корреспондент Time Out Москва.

У Ренаты разные глаза. Один молодой, другой — старый. Она сидит за столиком в кафе, не узнаваемая официантками, потягивает крошечный эспрессо: «Абсолютный шедевр у Киры вышел, прорыв. Она сняла черно-белый фильм-загадку, полный пронзительной жалости, которая не унижает, а совсем наоборот„.

Фильм „Настройщик“ на первый взгляд анахроничен. В нем рассказывается о жизни, какой она была десять лет назад: непонятно откуда взявшиеся обеспеченные тетушки преклонных лет и обкрадывающие их проходимцы, брачные авантюристы, работающие по газете „Из рук в руки“, и девушки, поющие авторские песни в трамваях. “Все это осталось в провинции, — говорит Рената. — Всего 20 км от Москвы — и попадаешь в такую жизнь. Я проехала с туром по стране и поняла, что Москва не есть наша родина. У нас тут отдельное государство, а в России совсем другие отношения, другие реалии. Я ехала вдоль унылых полей, любую армию забрось в них, и она исчезнет. Слегка прибило меня, конечно„.

Героиня Ренаты в „Настройщике“ из хорошей семьи, с деньгами и понятиями. А влюбилась она в умника без копейки и ушла к нему жить на чердак. Умник умеет и вязать, и рояли починять, но как-то не вписывается в привычный мир девушки, и тогда она решает ему помочь. Влюбленные становятся Лисой Алисой и Котом Базилио. Их трехчасовое путешествие в стране богатеньких дураков — зрелище трудное и назидательное.

“Такие девушки есть. Их полно, я их постоянно встречаю, — Рената уверенно кивает головой. — Мы подобными вещами не занимаемся уже в силу своего возраста, но я бы с удовольствием вернулась в те времена, к тому авантюрному состоянию души. Когда я ходила беременная, у меня произошло 70-процентное оглупление организма, прикрытое красивым материнским инстинктом. Примерно то же происходит в периоды благополучия: все покрывается жиром. Я склонна от этого уходить, подвергать себя жизненным тренировкам и постоянно меняться„.

Героиня Ренаты придумала себе концепцию мщения. Она будет грабить и убивать тех, кто сделал много абортов. Много — это сколько? Сама героиня пережила три, значит, виновны перед Богом те, у кого на счету больше трех. “Я к роли легкомысленно относилась, даже не задумывалась, текст учила накануне съемки. Была в хроническом недосыпе, только что сняла „Богиню“ и еще ее не смонтировала. Но роль получилась веселая.

Кира читала сценарий „Богини“, и в „Настройщике“ были некоторые ответы на мой текст. Возник диалог. Когда у нас шли переговоры с Венецианским фестивалем, говорили, что наши фильмы очень близки. Я вообще Киру воспринимаю как родственника, так давно мы вместе. Жаль, я ее не сняла в „Богине“. Было бы гениально, если бы у меня играла Кира Муратова„.

И Кира, и Рената любят непрофессиональных актеров: “Практика показывает, что не всегда актеры с образованием — яркие личности. А на экране должны появляться персонажи„. В „Настройщике“ лиц странных и притягательных пруд пруди. Интрига, выстроенная Муратовой, была бы насквозь искусственной, если бы не все эти продавцы и случайно попадающие в русло повествования люди.

Лучшая сцена фильма показывает несколько минут из жизни бомжихи. Вот она роется в помойке на заднем дворе ресторана, находит косметичку с почти целой помадой, красит губы. В ресторане героиня Ренаты не знает, как справиться с заказанной порцией рыбы и бутылкой вина. Она манит бедную женщину к себе, терпеливо объясняет, что та может есть и не бояться. Сытая и пьяная, та выказывает незнакомой дамочке высшее доверие — задирает свою старую вязаную кофту и демонстрирует несуществующие красивые синие полосочки на рубашке.

“Вы думаете, хороший эпизод? А на стадии монтажа все вокруг ходили и говорили: „Это лишнее, это надо вырезать“. Мне нравятся городские сумасшедшие. Они как укор — мы по сравнению с ними защищены, а вот они беззащитные. Непонятно, где на самом деле кроется сила… Я еще пять лет назад говорила, что городские сумасшедшие — источник дизайнерских идей. Их нельзя обижать, так же, как музыкантов нельзя обманывать на деньги„.

Но в настоящей жизни вымогатели не щадят никого, неужели Рената никогда с ними не сталкивалась? “Я не настолько зациклена на деньгах. Даже если что-то и происходит, меня это не очень травмирует. Понимаю, что деньги важны, но они не приносят любви. За ваши деньги вас не полюбят. А так как смысл жизни в любви… Смысл жизни мы назначаем себе сами, и правильно было бы этим смыслом назначить себе любовь„. А смысл фильма „Настройщик“? “Учеба. Я не могу сказать, что моя героиня — злодейка, а богатые женщины, ее жертвы, — святые. Очевидного зла нет„.

Минутная задумчивость, пара звонков по телефону, и Рената возвращается к теме Киры Муратовой. Если бы все девушки так хвалили своих подруг, на земле воцарился бы рай. “Я ей удивляюсь, ее кино моложе и моложе год от года. Повезло мне, что я встретила Киру. У нас с ней сейчас в работе проект про стареющего плейбоя. Его будет играть Богдан Ступка, он встречает девушку мечты — меня, то есть. И сценарий тоже мой, достаточно старый„. Cюжет? Рената пожимает плечами, смотрит своими волшебными глазами сначала молодым, потом старым: “Мужчина — женщина, встречи — расставания, отличный бодрый сценарий».

0

114

Рената Литвинова – девушка, которая сделала себя сама.
Наверное, она одна такая. Она использует во благо себе всех встречаемых ею людей и все посланные жизнью обстоятельства. И это не упрек, а комплимент. Потому что Рената Литвинова – девушка умная. Если бы она была американкой, она бы была Мадонной. Если бы у нас в стране было развито феминистское движение, она бы стала его знаменем.

Она с одинаковым тщанием относится к тому, что говорит и во что одета. Для настоящей девушки это комплимент. Ее не назовешь беззащитной, но всем хочется ее опекать. А она? Она просто всегда делает то, что хочет. Она так устроена. По крайней мере так кажется со стороны. А в душу она никого не пускает, даже саму себя. Дневников, например, не ведет, что меня крайне удивило.

И вот недавно девушка, не побоявшаяся после доронинских вздохов-выдохов («Еще раз про любовь») сыграть по-своему одну из лучших киноисторий о любви («Небо. Самолет. Девушка»), обмолвилась, что хочет уединения, тишины, актерский путь ей не интересен... Но встретились мы как раз в том месте, которого она, как сама же и говорит, сторонится, на съемочной площадке. В фильме Алексея Балабанова «Мне не больно» Рената Литвинова играет главную героиню, чье главное содержание – любовь.

Место съемок – Санкт-Петербург. Балабанов подчеркивает, что история петербургская, со всеми приметами города и времени, которое в нем сейчас стоит. В кадре будет много воды – каналы, мосты, Нева. Вода будет за всеми окнами, которые окажутся в кадре. Но если для режиссера Питер – город, дающий силу, то в актрисе он порождает только тоску и отнимает силы. Это Рената мне уже в самом конце разговора сказала: «Питер такой депрессивный город. Я здесь после третьего дня уже начинаю печалиться». «Как же вы с этим боретесь?» – спросила я. «Как же можно бороться с печалью?.. – ответила она. – Можно ей только отдаваться. Но сознательно печалиться мне не хочется. Мне кажется, в этом есть какой-то демонизм и это неправильно для человека. Человек не создан для печали... Хотя печаль – тоже очень красивое чувство...»

– Да, я сейчас снимаюсь только в одном проекте у Леши и не склонна углублять свою актерскую биографию, – подтвердила Рената слухи.

– А что тогда для вас первично?

– Вы имеете в виду в профессии?

– Да нет, в общем, в жизни.

– Мне нужно какое-то время, чтобы я принадлежала сама себе. Превращаться в популярную актрису мне не хочется. И моя профессия (напомним, что Литвинова окончила сценарный факультет ВГИКа. – Е. К.), и я сама предполагают какой-то момент уединения. Уединения с людьми, которых я люблю. На которых у меня ввиду занятости физически не хватает времени. И есть такое чувство вины колоссальное...

– Недавно в одной телепередаче вы немножко выдали печальную судьбу вашей героини в фильме, где вы сейчас снимаетесь, случайно или специально? Балабанов же наверняка просил этого не делать...

– Выдала, да?.. На самом деле я пытаюсь это скрыть, но вот, видите, вырывается наружу. Но с другой стороны, все эти истории про любовь достаточно банальны. Может, в этом и нет никакого запрета... Ведь они все кончаются более-менее грустно.

– Все ваши героини, по крайней мере последние, умирали. Вам не страшно их играть?

– Ну в конце концов мы все умрем. Это же вопрос времени. Как таковая меня эта тема не пугает. Я к ней более-менее готова. Просто это страшно не для того, кто умирает. А для того, кто остается. И это большая боль не мне. И я это очень-очень учитываю... Но это уже какие-то такие дебри...

– Вернемся к кино и любви. Говорят, если нет «химии» между актерами, то и в кадре любви не будет видно...

– Если ты себе придумал какой-то второй слой, то гораздо легче играть.

– Прежде чем играть с Сашей Яценко, по сценарию с которым у вас здесь любовь, вы как-то изучали его? Смотрели спектакли в «Табакерке», где он играет, или его последний фильм «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина?

– Нет. Может быть, даже иногда и не нужно этого делать – смотреть на роли актера. Я в данном случае иду за режиссером и принимаю предельно его позицию. Я вообще считаю, что это разрушительно – слишком вдумываться и анализировать то, что тебе предлагает режиссер.

– А как вы входите в роль? Вот Натали Бай мне рассказывала в интервью, что она читает сценарий, потом запирается на месяц в доме – ни с кем не видится, но и к сценарию больше не подходит. Через месяц в голове все само собой складывается, и роль готова.

– Я бы не хотела жить жизнью артистки, которая существует от образа к образу и запирается в домах. Да я себя и не считаю столь большой величиной, как Натали Бай.

– В одном вашем интервью я прочитала: «Я люблю хороших людей и не люблю плохих». Кто плохой? Кто хороший? Для вас?

– У меня все время спрашивают: любите ли вы людей? Я все время отвечаю: ну как я могу не любить людей? Я люблю тех, кто мне кажется хорошим. В принципе я не верю, что бывают абсолютно плохие или абсолютно хорошие люди. Я верю в то, что есть святые люди. Хочется в это верить. Ну а все остальные не могут подпадать под чисто хороших или плохих. В данном случае я говорю о людях, которых я люблю и которые могут во мне вызывать нечто...

А чтобы кого-то ненавидеть, во мне такого нет. Если иногда и возникает, то очень спонтанно...

– Знаете, как говорят, когда ты начинаешь анализировать человека, которого любишь, то это разрушает любовь. Поэтому не нужно этого делать. Получается, любовь – это все-таки всепрощение?

– Когда ты любишь другого человека по-настоящему?.. Да, тогда другие законы работают. Я знаю, у людей были моменты страсти, а потом они друг друга ненавидят.

Но настоящая любовь подразумевает именно момент жертвенности. Мне кажется, это и отличает настоящую любовь от ненастоящей.

– А вы жертвовали в своей жизни чем-то ради любви?

– Ну конечно. Это непреложный закон, я думаю. Если ты любишь, то все-таки готов на все и эта жертва приносит тебе счастье. Любовь человека питает, делает более качественным. Бывает разрушительная любовь, но тогда это не любовь. Значит, кто-то из двоих не любит.

– Мне кажется, на одном позитиве ничего не бывает...

– У вас, наверное, такой опыт. Ну да, конечно. Значит, вы в своей жизни должны были пройти через такой опыт. Вас это, значит, куда-то двигало. Я в принципе люблю воспринимать жизнь как какую-то череду уроков.

– То есть вы все-таки анализируете?

– Да, мне не хочется рассматривать происходящее со мной с точки зрения негатива. Просто как урок какой-то. Но я не склонна к анализу. Мне все время говорят, что у меня нет логики. И меня подвергают критике люди, которые обладают более логическим складом мышления. Я же предчувствую, выбираю на интуиции... Хотя, наверное, и логику надо развивать.

– Вы дневник ведете?

– Вот никогда не вела. Что-то в этом есть...

– Мне показалось, в «Богине» много дневникового.

– В данном случае да, в этом есть какие-то мои мысли... Я потом все-таки анализировала и поняла, что было какое-то безумие с этим сценарием. Это же дебют, и я хотела сразу снять много фильмов. И он состоит из многих. Начинается как реалистический детектив, потом как триллер, потом вообще какая-то мелодрама. Потом мистика. Заканчивается стихотворным образом. От какой-то творческой жадности попыталась все собрать.

– Жалеете?

– Нет.

– Вообще жалеете о чем-то в жизни?

– Да нет. Даже если эти чувства появляются в какой-то момент, потом понимаю, что это необходимо было сделать. А потом это деструктивно – сожалеть. Я могу сожалеть только о том, чего нельзя вернуть. Об ушедших людях. А все остальное... Если это не кончается смертью, то в принципе... Это должно скорее тебя учить.

– Вернемся к кино. Если вы решили закончить актерскую карьеру, все-таки зачем же согласились здесь сниматься?

– Мне интересен в этом Леша как режиссер. Потому что кино про любовь – для него достаточно неожиданный и парадоксальный опыт. Он же у нас числится в брутальных режиссерах. Он открыл тему бандитских историй, разработал ее и закрыл сам для себя. И мне даже кажется, к этому не вернется.

– А как же после этого всего у него такая романтическая любовная история получается?

– Ну, я не знаю. Наверное, что-то произошло с Лешей. В данном случае я просто в его руках инструмент, который он взял и пользуется. И сам рисует систему ценностей, что такое для него любовь.

– То есть вы целиком подчиняетесь ему?

– Абсолютно. Мне кажется, если ты выбираешь режиссера и соглашаешься быть артистом, то ты даришь свое тело, свой голос, свою органику, все свои чувства...

– На вас не влияет то, что вы были по другую сторону камеры, снимая «Богиню»?

– Нет. А тогда иначе не надо было соглашаться. Если я понимаю, что не буду подчиняться режиссеру, то я и не работаю с ним.

0

115

Трактат
Рассуждение первое. О ранней славе и ранней смерти

Рената Литвинова

Впервые я узнала о Ренате Литвиновой из статьи Д.Горелова (журнал "Столица", 1992, N. 44). Статья начиналась словами: "Она умрет скоро". Поскольку автор текста описывал далее некий образ, ему, очевидно, драгоценный, фраза эта становилась все более загадочной. "Все женщины половинки, а она целая. Ей ничего не надо" (с. 53). Казалось бы, плачевна именно участь "половинок", вечно ищущих и вечно разочарованных, а этой, единственной на белом свете "целой", которой "ничего не надо", жить бы в свое удовольствие припеваючи. Нет, автор с самого начала заявляет (или заклинает?) о ее скорой смерти. Прямо-таки иллюстрация к уайльдовской "Балладе Рэдингской тюрьмы": "Ведь каждый, кто на свете жил, любимых убивал, один -- жестокостью, другой -- отравою похвал, коварным поцелуем -- трус, а смелый -- наповал"...

Поскольку на момент 1992 года мне решительно ничего не было известно о Литвиновой, я запомнила лишь эту удивившую меня странность: никакими излишествами поэтического воображения нельзя было извинить подобное заявление в журналистской статье, посвященной реальному современнику. Раздавать жизнь и смерть позволительно разве что писателям, придумывающим своих героев. Однако первый теплый ветерок грядущей литвиновской славы уже повеял. Перефразируя известный афоризм из рязановского "Зигзага удачи", можно сказать: ранняя слава, конечно, портит человека, но отсутствие славы портит его еще больше: "В согласье с веком жить не так уж мелко. Восторги поколенья -- не безделка" (И.В.Гете); обоюдоострый и эмоционально подвижный контакт с современниками -- главное зерно всякой славы -- выращивает на почве индивидуального существования образцы общепонятные и общезначимые. И Литвинова, сама по себе живущая, уже принята в общее сознание -- любя, презирая, восхищаясь, недоумевая, смеясь, отвергая, но мы этот образ признали и с ним живем.

Рената Литвинова мифологически наследовала, конечно, роль Беллы Ахмадулиной -- соединение таланта, красоты, присутствия в свете, бурной личной жизни и ранней славы -- с поправкой на времена и индивидуальность. Ахмадулину, кстати, порывались снимать в кино1 -- у Ларисы Шепитько, в частности, были такие идеи -- и не случайно: современники жаждали запечатлеть свой идеал осознанной женственности, Femina sapiens. Зачарованный взгляд, ломкие жесты, удивленная певучая интонация, повадки мнимой беззащитности, даже раскосые татарские глаза -- все совпадает; существенная разница не в том, что одна писала и пишет стихи, другая -- киносценарии, это можно вынести за скобки под заглавием "Некий дар слова", разница в том, что никто из друзей и приятелей Ахмадулиной никогда -- в страшном сне не приснится! -- не начал бы свою статью о ней словами "она умрет скоро"...

В этом смысле шестидесятников смело называю молодцами: свою Фемину сапиенс они более-менее уберегли; проклятья разочарованной любви и обвинения в связи оной Фемины с нечистой силой доходят до нас уже с того света -- я имею в виду, разумеется, дневники Юрия Нагибина, где Ахмадулина фигурирует под красноречивым псевдонимом Гелла. А так дружеская порука была крепка и дожила до наших дней (в виде дружеских премий хотя бы).

Литвинова вроде бы тоже появилась в составе некоей когорты, призванной осуществлять новое кино новой России; когорта, однако, не была объединена ни общим противостоянием, ни общим вместестоянием, не имела ни этических, ни эстетических общих идей: почти что сразу сказка начала сказываться про индивидуальные подвиги. По-настоящему "открыла" Литвинову Кира Муратова, а не друзья по ВГИКу. На товарищескую солидарность сверстников Литвиновой рассчитывать не приходится: более чем кто бы то ни было из них она нуждается в "удочерении", в том, чтобы из своего космически-космополитического пространства попасть в лоно традиции, и намечающийся союз с Муратовой и Хамдамовым (он пригласил ее участвовать в совместном проекте) здесь закономерен и понятен.

Странное время нашло не менее странную героиню для своих забав: для кино, которое никто не видит, красивых толстых журналов, которым не о чем писать, фестивалей, где некому давать призы за женские роли, презентации, где не о чем говорить... Для существования в подобном "городе Зеро" таланта, в общем, не требуется, да он там и есть редкий гость. Блюдя имидж "хорошо сделанной женщины", Литвинова и так была бы видным персонажем московской тусовки; но она не персонаж, а автор -- это уже слишком, чересчур! Хороший современник -- мертвый современник; а живые вечно путаются под ногами, опровергая сочиненные о них красивые схемы.

"Она будет жить долго", -- написала бы я с удовольствием, но истина в том, что она будет жить столько, сколько ей отпущено Провидением.

Рассуждение второе. О действующих лицах

Рената Литвинова пишет сценарии, населенные почти что одними только женщинами, описанными также по-женски. Вот, к примеру, отрывок из сценария "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.", письмо Али к какому-то Мише: "Сейчас я опять бегала на почту и звонила тебе, но там никто не подходил, тогда я поговорила с бабушкой, но это неинтересно. Да, я по тебе очень скучаю и тоскую, что ты там один или делаешь что-то не так, плохо ешь или грустишь и, не дай Бог, заболел. А сегодня я не спала полночи, был страшный ветер, а мы живем в просторной хорошей комнате на самом берегу. И, представь себе, по крыше кто-то быстро-быстро пробегал, легко, как черт". Обыкновенное женское дело ожидания любовных писем, тоски и скуки на тему "что ты там один", вдруг, ни с того ни с сего, озвучено легкими шагами бегающего по крыше черта. Естественно, только женщины могут знать, как бегает черт! Смутный, печальный, жалкий мир Али К., созданный бесконечной слабостью, полным неумением что-либо додумать или доделать до конца, таит все-таки свою жалкую прелесть. В нем нет тяжелой материальной пошлости деловитого и самоуверенного мужского мира, все как-то течет, льется, сквозит, неизвестно, что делать, где правда, за что уцепиться в обманчивом неверном свете мира, безразличного к слабым и неделовым. Священник в церкви, перед причастием, злобно шепчет Але К.: "Губы сотри!" -- и стирает тыльной стороной руки помаду с ее губ; Судьба в образе старика, гадающего по руке, хладнокровно предсказывает близкую смерть -- что чистая сила, что нечистая, все едино. Житейская некрасивость (вспомним Достоевского: "некрасивость убьет") преследует и обволакивает Алю К., будь то равнодушное идолище -- мать, убогий Анрик -- кавалер, нелепые подруги, неказистость нищей обстановки и скудной одежды. Какой-то тотальный "кенозис" (философский термин, обозначающий оскудение, истаивание материи). "И какой смысл всего? То есть я его не могу уловить, -- говорит уже умирающая Аля. -- У меня такая апатия. Но ночью мне стали сниться платья, которые я хотела бы приобрести. То я иду по солнечной улице на тонких высоких каблуках и вся обтянутая красивым черным платьем. То я на каком-то приеме, и у меня в руках бокал с чем-то вкусным, и я в длинном платье до полу, а плечи и спина открыты. И столько вариаций!"

Сочинение про Алю К. датировано 1987 годом. Стало быть, героине Литвиновой снится далекое будущее. Ей снится сама Рената Литвинова. Такая вариация.

Но каким же образом из жалкого некрасивого мира, подвластного кенозису, прорваться в иной, может, и бессмысленный, но соблюдающий хотя бы внешнюю красивость? Тот, где бриллианты -- лучшие друзья девушек, а джентльмены предпочитают блондинок. Где злобное шипение церкви в адрес женщины -- "губы сотри!" -- уже неразличимо и неопасно.

Так, после Али К., мы переводим взгляд на безымянную медсестру из "Увлечений". Надо заметить, типажно Рената здесь -- идеальная медсестра, прекрасно передающая стерильную холодную чистоту, равнодушную деловитость, самоуглубленную сосредоточенность многих представительниц данной профессии. Ирония, слегка окрашивающая детали рассказа про бедную Алю К., звучит куда громче. "Здесь в горах нашли одного повесившегося мальчика... восемнадцати лет. Говорили, что он умер из-за несчастной любви. А на солнце он не испортился, а, наоборот, сохранился -- замумифицировался, долго вися. Ну, потому что пока еще нежирный был... И теперь он у нас -- на кафедре патологоанатомии, в шкафу. Так странно видеть такой насмешливый финал любви". Нежирный мальчик (жирные мальчики, конечно, не вешаются от несчастной любви), насмешливо висящий на кафедре патологоанатомии, вырисовывается в речах отрешенной меланхолической красавицы в качестве очередного звена трагикомической гирлянды жутких и тем не менее отчасти комических образов. Рита Готье, в разрезанный живот которой мерзкий патологоанатом бросает окурок, неимоверное количество пистолетов и автоматов, которые приносит мифический "возлюбленный", процарапанная на живой руке линия жизни, человеческие органы в банках и ведрах... Это уже не кенозис, а гран-гиньоль. В смерти, по крайней мере, самый ничтожный человек обретает некоторую выразительность. Нелепица жизни превращается в законченную историю, которую уже можно рассказать до точки. Смысла по-прежнему нет, но есть, по крайней мере, законченность. Недоуменное лицо Литвиновой, помещенное между прохладой морга и горячкой скачек, ни в какую минуту не имеет выражения радости или довольства. Свободы еще нет, героиня ничего не делает, ничем не занята, она только говорит.

Свободу и действие женщины Литвиновой обретают в последующих новеллах -- "Третий путь" (фильм по ней назывался "Мужские откровения"), "Офелия", "О мужчине". В первой героиня убивает любовника, во второй -- мать, в третьей -- отца. Все три новеллы имеют не описательно-бытовой, а явно иносказательный характер. К этим убийствам не стоит относиться с тяжеловесной серьезностью. Ирония царит в этих новеллах уже полновластно. Жалкий и смутный мир женской слабости преодолен, и некрасивость перестает убивать. Убивает как раз красота, освобождаясь от мучительных привязанностей. "Когда он спокойно погружается в себя, кажется, что она сейчас крикнет так, что он умрет от разрыва сердца... Она устала, хочет принадлежать самой себе, освободиться (это слово выделено крупными буквами в сценарии. -- Т.М.), она уже не чувствует своего "Я", -- пишет о себе героиня новеллы "Третий путь", уготовившая "ему" смерть. Освободившись от любви, героиня получает как бы в награду красивое античное пространство новеллы "Офелия", где привязанность к мужчине, раз и навсегда уничтоженная, уже не актуальна даже в предположении. "И это что, я должна вынашивать твоего зародыша? -- говорит она партнеру. -- Но я не хочу вынашивать твоего зародыша в себе... У меня отдельный большой план жизни". Обратившись из человека в орудие рока и ангела смерти, героиня литвиновских сценариев, наконец, счастлива.

Эта эволюция женского образа невольно напоминает мне судьбу Женщины-Кошки из "Бэтмен возвращается", сыгранную Мишель Пфайффер: когда милая нелепая секретарша, убитая своим боссом, получает от друзей-кошек новую жизнь и обращается в ловкое, хищное, безжалостное существо. Романтическое упоение от разрыва прежних связей с миром, счастье обезумевшего Монте-Кристо и свихнувшейся Жорж Санд процитировано в "Бэтмене" с веселой, игривой лихостью, включающей, правда, некоторую фантастическую мрачность в качестве дополнительной краски. Бунт же литвиновской героини отчего-то был воспринят многими как явление "правды жизни" и вызвал некий укор по вопросу о том, что убивать нехорошо, даже если тебя сильно обидели. А ведь между Женщиной-Кошкой и, скажем, литвиновской Офелией большой разницы нет. Офелия точно такое же фантастическое существо, созданное горячечной женской мечтой об Отмщении: "Аз воздам".

Сумасшедшая Офелия, оказавшаяся в мире, лишенном всякого намека на принца Гамлета, решает отомстить за всех брошенных на земле детей и за себя лично, вместо того чтобы тихо плыть в воде и цветах с улыбкой всепрощения на мертвом лице. Что ж, из адского круга женского несчастья, хорошо и крепко очерченного в творчестве Людмилы Петрушевской, нашелся какой-то выход. Мир становится четким, сюжетным, лишенным мелких деталей, законченным, внятным и довольно-таки эстетически выразительным. Офелия, задумавшая себе "отдельный большой план жизни", переходит из страдательных лиц в действительные.

И что же дальше? -- спросим мы не без тревоги. Литвиновские героини обрели, кажется, полную свободу от привязанностей, потеряли почву под ногами и зависли в абсолютной пустоте. Фаине-киллеру из новеллы "Ждать женщину", к примеру, мужчины настолько ненавистны, что ей даже убивать их противно, -- она страстно надеется убить, наконец, женщину. И все? И весь "большой план жизни"?

Далее по этому пути, как кажется, идти некуда -- только в жанровое кино, мистику и ужасы. Там охотно принимают мистических монстров со всеми перипетиями их перманентной мести человечеству. Туда, туда, где вечно молчат ягнята, а нож для колки льда -- лучшее дополнение к сексуальным забавам. Последняя свобода в цепи полного освобождения -- это свобода от действительности. Хотя и жаль было бы терять в Литвиновой реалистического писателя, с ее наблюдательностью и способностями к характерологии, но если ее героини так решительно рвутся к совершенной свободе, обрести ее они смогут в области чистого фантазирования. Может быть, этим новым литвиновским героиням удастся сублимировать реальную тоску женщин 1990-х годов по "фантому свободы", ибо жизнь подавляющему большинству из них принесла лишь тяжести и сложности несколько нового образца. Ежели Рената Литвинова там, в пространстве своего воображения, поубивает всех мешающих нам жить гадов, мы еще, может быть, и повоюем.

Итак, мы слегка пробежались по старинным песенкам о жизни, смерти, любви, воле, женской доле и ловушках рока, немного задумались о цене, которую приходится платить за избавление от душевных мучений, что является, наверное, избавлением от души вообще, заинтересовались вопросом, не пустотой ли оборачивается вожделенная свобода и что делать "действующему лицу", когда оно не знает, что делать.

Рассуждение третье. О личном впечатлении

Надо признаться, по своему мировоззрению я где-то совпадаю с махровым субъективным идеалистом епископом Беркли. Беркли полагал, что истинное существование возможно лишь в восприятии -- все существует постольку, поскольку нами воспринято; но наш мир в целом тоже, конечно, существует -- поскольку его воспринимает Создатель. Оговариваюсь для того, чтобы пояснить читателю: мое восприятие Литвиновой не есть сама Литвинова, а есть сложная конфигурация между мной, Литвиновой и Создателем. Да и вообще все наши индивидуальности -- только маски, с помощью которых Создатель выясняет отношения с самим собой. На естественный возникающий у читателя вопрос: "А не запутался ли Он?" -- отвечаю: по-моему, запутался...

Проще всего было бы написать что-нибудь такое: видела я вашу таинственную Ренату Литвинову -- хорошая, способная девушка, кушает с большим аппетитом, прекрасно поддерживает разговор и ведет свой корабль уверенной рукой. Тоже какая-то правда в этом была бы, особенно на фоне невыносимых мифотворческих красивостей "новой" журналистики и того печального обстоятельства, что нынче каждый жэк норовит вывести свой список секс-символов.

Но правда-то в том, что, как говорится в одном старом фильме, "Иоганн Себастьян Бах был веселый толстый человек", и хороший аппетит вкупе с умением внятно поддержать разговор нисколько не противоречит настоящей человеческой оригинальности.

А там, где оригинальность, необычность, -- там, вестимо, тайна. В оригинальных людях, как бы они ни были расположены к миру, всегда есть некая плотность, упругость экзистенции, они не поддаются хаосу, а преломляют все упрямо на свой, им одним известный лад. Литвинова, очевидно, тверда в симпатиях и антипатиях и ничуть не колеблется в оценках, что отвратительно в глупцах и прелестно в умных. "А потом я ему ужасную вещь сказала, -- говорит она, по обыкновению как бы сама удивляясь сказанному. -- Я ему сказала: только на фоне полного мужского оскудения могут процветать такие, как ты. Ужасно, да? Но он сам меня довел". Это Литвинова так охарактеризовала известнейшего персонажа московской богемы. Я тихо смеюсь от удовольствия, ибо не нахожу ничего ужасного в данной -- абсолютно точной -- характеристике. Так вот и во всем: не понравится фильм -- уйдет с первых минут, включая фильмы, сделанные по ее сценариям; не по нраву человек -- скажет пару слов, негромких и убийственных; а личность ведь и складывается из этого "принимаю -- не принимаю". Но это, конечно, самые общие основания человеческой индивидуальности.

Литвинова любопытна к жизни, но не жизнерадостна: тому причиной некая постоянная тревожность. Скажем, в узкой компании речь зашла о драгоценностях, кто что носит. "А вы, Рената, -- шутливо спрашивает А.Т., -- конечно, "бриллианты -- лучшие друзья девушек?" Действительно, на Ренате оказывается пара колец, и компания с интересом их рассматривает. "Я вот думаю, -- серьезно замечает Рената, -- если вдруг... на черный день... можно будет продать".

Страшная картина: Рената Литвинова в черный день, кутаясь в драдедамовый платок, пытается продать свои последние бриллиантовые кольца... Но это мы сейчас вправе улыбнуться. В бесконечности есть своя правота, но есть она и в тревоге. "Какая житейская сладость печали мирской непричастна? Какая же слава стоит на земле непреложно?" -- да, собственно, никакая. И самые блистательные существования приходят к черным дням, и никто не защищен от ледяных ветров судьбы -- тем более если речь идет о трагикомедии публичного существования. Все может случиться с человеком, да все и случается. "И жизнь вроде бы неистребима, -- заканчивает рассказ "Смотровая площадка" Людмила Петрушевская, -- неистребима, вот в чем дело". Истребимо, беззащитно все -- талант, любовь, вера, надежда, слава, жизнь, -- и тревога за собственную судьбу как-то сливается в Литвиновой с этой, мировой, что ли, тревожностью. "Ржавеет золото и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле -- печаль. И долговечней -- царственное слово" (А.Ахматова). Литвиновская тревожность и печальность ей к лицу, как и рассказы о тревожных, печальных или просто страшных происшествиях. В них можно верить, можно не верить: лично я думаю, что ко всякому беспричинно и бескорыстно вдумывающемуся в жизнь и смерть страшные происшествия прямо-таки льнут. В свое время я, будучи студенткой Ленинградского театрального института, прилежно изучала теорию драмы, задаваясь следующим беспричинным и бескорыстным вопросом: а может ли жизнь подчиняться -- и насколько -- законам теории драмы? Всем этим перипетиям, завязкам и кульминациям. Ответ, обретенный мною, был прост: жизнь может идти по законам драмы в том случае, если находится согласный на это герой.

Я, пожалуй, верю, что когда Литвинова шла на пляж в Одессе, сочиняя историю про Офелию, невинно утонувшую, на пляже в этот день обязательно кто-нибудь тонул. Если наша героиня расположена видеть в жизни художественное произведение -- что ж, матушке-жизни ничего не стоит иногда подыгрывать своей смелой дочери. Иногда. И с неизвестной целью.

Она, кажется, никуда и никогда не спешит, не имеет между собой и действительностью защитного слоя "дел", "работы", а потому ввергнута в опасную и пленительную игру с материей жизни, которая в наше время -- прошу вспомнить, что я стою на платформе субъективного идеализма, -- более чем когда бы то ни было отзывчива на посылы человеческого сознания. Хотя бы потому, что этого сознания количественно стало заметно больше, чем в прошедшие времена. И действительности простой и, так сказать, первозданной мы уже не имеем, а имеем сложносочиненный продукт бесчисленного множества психических и духовных влияний. Потому наша Femina sapiens с такой опаской смотрит на "действительность", вступившую с ней в сложные игровые взаимоотношения. С ней в самом деле могут и должны случаться престранные происшествия, о которых ей лучше не рассказывать тем, кто поверил в строгую непрозрачную детерминированную причинами и следствиями "реальность". Впрочем, опасности большой нет: в товарно-денежном мире все странности Ренаты Литвиновой лишь хорошая приправа к хорошо продающемуся "товару" -- образу эксцентричной, загадочной красавицы "с безуминкой".

"Как хорошо, как холодно! -- пропела-прошептала Рената, выходя из ресторана ТРАМ (дело было в октябре). -- Но где же снег? Я так люблю снег, зиму, зима в Москве..." -- "Вы, Рената, просто Снежная королева". -- "Ах, это мой любимый образ".

До Снежной королевы, конечно, еще дожить надо, дослужиться, так сказать, из Снегурочки, не растаять невзначай.

По природе Литвинова человек не слишком сильный и, чтобы защитить себя и свой талант, всегда будет обречена на разного рода "маленькие хитрости", поскольку всякую, тем более женскую, оригинальность общество готово употреблять только в гомеопатических дозах. Это не потому, что оно, общество, плохое, -- просто, Господи Боже мой, все заняты своими делами и недосуг вдумываться в чье бы то ни было существование, пусть и сотканное из драгоценной материи.

Короче говоря, на дружный вопрос петербургских друзей: "Ну и как Рената?" -- я уверенно отвечала: "Понравилась мне Рената".

Рассуждение четвертое. О понятии "художественная личность"

В данном рассуждении я предлагаю, как мне кажется, достаточно новое определение, предназначенное для уловления смыслов, ранее не вполне уловимых.

Для того чтобы сделать творчество своей профессией, человек, разумеется, должен изначально обладать зарядом артистизма. Но наступающая затем "профессиональная деформация личности" приводит зачастую к поглощению личности профессией. Замечательно точно сказал об этом в дневниках Евгений Шварц: "Лошадь на скачках -- прекрасна. И после скачек исчезает из глаз толпы. Я видел много людей, прекрасных в работе своей, но не исчезающих в минуты бездействия. И многие из них, когда просто жили, а не мчались изо всех сил к цели, были в общежитии так же неудобны, как лошади, позови ты их после скачек домой -- поужинать, поболтать"2. Тип профессионалов искусства, живущих, как "лошади на скачках, неудобные в общежитии", вполне хорош и плодовит. Свобода самовыражения может быть ими использована лишь в строго очерченных, профессионально определенных формах. Вне этих форм они по-настоящему не живут, а как-то пребывают, готовясь к новым "скачкам".

Другой вид творческих людей, собственно, и есть тот, к которому я прилагаю определение "художественная личность".

Художественная личность есть личность, эстетически выразительная во всех личностных проявлениях. Никакими конкретными занятиями эта личность не исчерпывается. Ее жизнь и является "произведением искусства".

Здесь мы имеем, конечно, целую шкалу подобного рода "художественности": на нижнем полюсе -- масса вдохновенных дилетантов и так называемых "неудачников", людей способных, но, как принято говорить, "ничего не сделавших и не добившихся", хотя абсолютно ведь не ясно, строго говоря, чего мы вообще должны добиваться-то. Эти неудачники-дилетанты обычно сильно запечатлеваются в памяти друзей своим энтузиазмом, оригинальностью, бескорыстным способом жизни и т.д. На верхнем полюсе -- личности исключительной яркости, мощно облучающие современников. В ХХ веке были, к примеру, две исключительные "художественные личности" -- Анна Ахматова и Фаина Раневская.

Об Ахматовой и Раневской существует огромная литература, но вовсе не искусствоведческая. Мало кто задавался целью анализировать стихи Ахматовой или роли Раневской -- отдельно от личностей этих женщин. Последователи чаще всего описывали их самих, стремясь целокупно воскресить их существо, поражавшее современников. С кем дружили, что говорили, где жили, как общались, даже что ели -- а Фаина Раневская ведь и тут была оригинальна, и существует, например, целый рассказ о том, как она жарила фисташки.

Разумеется, если бы Ахматова не была великим поэтом, а Раневская великой актрисой, этих воспоминаний тоже не было бы. Однако великих поэтов и великих актеров было в нашем уходящем веке немало -- тем не менее никто, пожалуй, не вызвал столь могучего и дружного желания запечатлеть все движения их личностей в общежизненном, а не сугубо творческом пространстве.

Тут у нас назревает вопрос об оригинальности, естественности подобного поведения. Разумеется, ни Ахматова, ни Раневская не ставили себе нарочно и специально такой цели -- художественного проживания жизни. В этом их отличие от людей, надевших маску "имиджа" и бесконечно вычисляющих, что этому имиджу соответствует, а что нет. Надо заметить, подделку обнаружить нетрудно, это живо чувствуется. Как бы удачно ни была изобретена маска, беспрерывно в ней жить невозможно, и в зияющие прорехи всегда проглянет спрятанная суть. Органический же, естественно сотворенный образ самого себя ничего не прячет, а только преображает.

"Художественной личностью" нельзя стать вдруг и нарочно. Если какой-нибудь "юноша, обдумывающий житье" решит в одночасье достигнуть эстетической выразительности всех личностных проявлений и с этой целью начнет изобретать их, ничего, кроме смеха, не выйдет. Лучше вообще об этом не думать, а читать книг побольше да общаться с умными людьми...

Вернусь, разворачивая рассуждение, ближе к нашим временам. Никогда не забуду, как в 1987 году на очередном рок-фестивале по Дворцу молодежи ходил Виктор Цой. Звериная грация черной пантеры как-то удивительно соединялась в нем с высоким человеческим достоинством, невесть откуда взявшимся в обыкновенном советском мальчике. Мы даже, помню, посмеялись -- дескать, надо за погляд деньги брать... Говорю к тому, что, наверное, можно попытаться буквально изобразить подобную походку, а к чему? Так ходил тот, кто написал песню про звезду по имени Солнце, а другим придется ходить иначе. Всякое конкретное личностное проявление столь крепко связано с самой личностью, что заимствование тут бесполезно.

Правда, заимствование может быть и творческим.

Вот мы вернулись к нашей героине и спрашиваем: образ Ренаты Литвиновой является ли сделанной маской или органично сотворенной личностью? Автор рассуждения склоняется ко второй версии.

Итак, однажды Литвинова решилась на великий шаг: она стала блондинкой. Быть блондинкой -- это, в известной мере, выбрать себе судьбу. Как известно, джентльмены предпочитают блондинок. Всякая ставшая блондинкой тем самым извещает джентльменов о том, что ей известно об их предпочтениях и она с ними согласна. Более того, она именно что хочет быть предпочтенной.

Таким образом, Рената Литвинова покидает маленький, но исключительно внятный круг Женщин, Которые Пишут (среди них, как правило, нет блондинок, если не пришло время закрашивать седину), и вступает на цирковую арену, где рычат тигры, несмешно шутят клоуны, а блестящие гимнасты вертят сальто-мортале. Здесь работают блондинки и, казалось бы, можно выбрать свое амплуа.

Лучшим выходом для нее было бы пойти в клоунессы, но она, кажется, колеблется между дрессурой и воздушной акробатикой. Потом, клоуны все-таки рыжие и веселые...

Быть блондинкой есть добровольное превращение в цитату из текста, написанного Дитрих, Монро, Орловой, Ладыниной и tutti quanti. Блондинка, сама по себе пишущая текст, -- парадокс, оксюморон, какое-то ненужное чудо, вроде говорящей лошади.

Героический шаг Литвиновой был, предполагаю, продиктован обретающейся в ней женской стихией, желающей полного осуществления в слове и деле. Это осуществление в заимствованных, но творчески преображенных формах и привело к литвиновскому парадоксу, ибо полного осуществления женственность сама по себе достигнуть не может, в мире бинарных оппозиций, во всяком случае. Я имею в виду метафизическую женственность, а не определенных женщин, которые могут достичь какого угодно жизненного успеха.

Чрезмерная, гипертрофированная женственность, идя логическим путем, вообще по обыкновению превращается в демонизм. Самый простой пример: в любой женской газете, идущей навстречу такому естественному для женщины желанию любви, публикуются рецепты колдовства, ворожбы и т.д. и т.п. И, собственно говоря, почему же нет? Если возможно завлекать с помощью грима и костюма, отчего не зарыть в полночь на перекрестке скелет жабы с левой ногой серого волка? Оно даже и экономней выходит.

В художественной литературе можно сослаться на великолепно изображенный процесс женской демонизации, описанный Т.Манном в романе "Иосиф и его братья", когда царица Мут-эм-энет униженно ползет на крышу с жуткими жертвоприношениями, дабы вымолить у темного божества под именем Госпожа Сука тело прекрасного Иосифа. Великий гуманист Манн сострадает такому горестному падению, но и явно отвращается от него.

Существует и другой вид женского демонизма. Как говорится, "так вонзай же, мой ангел вчерашний, в сердце острый французский каблук" (А.Блок). Тоже ничего хорошего. Полагаю, что мужское оскудение никак не может способствовать женскому процветанию. Полагаю, что всякое слишком яркое женское цветение -- явление, расположенное ближе к болезни, чем к здоровью.

В российском публичном цирке 1990-х годов, более всего ценящем неустанную деловитость и показной оптимизм, под дружные крики о гибели культуры оказывается странная фигурка на высоких каблуках, говорящая лошадь, пишущая блондинка Литвинова, с охапкой странных же сценариев об убитых женщинах и женщинах-убийцах. Нет, здесь не могло быть расчета. Парадоксальная, цитатная, пародийная женственность Литвиновой ей органична, поскольку ею создана или, точнее, ею в самой себе опознана и выявлена.

Литвинова эстетически оформила бытующий в жизни отважный женский типаж -- это вечно одинокая и вечно при кавалерах полупомешанная провинциальная "королева Марго" в платьях "от портнихи" и с кастрюлькой бигуди на коммунальной кухне; но наша "королева Марго" искупалась в волнах мировой культуры и получила от небес искру настоящего дара: оттого ее судьба в "нашем цирке" захватывающе интересна, а ее личное поведение -- эстетически значимо. Femina sapiens, пошедшая в блондинки, может своей судьбой ответить на вопрос, что делать женщине, не желающей ни равенства, ни подчинения, с неудовольствием отворачивающейся от набора слишком пошлых ролей и пытающейся изобрести какую-то одну-единственную верную тропинку на почве, столь зыбкой и неверной, что дальше-то и некуда.

Опыт литвиновского художественного самосознания и художественного перевоплощения имеет определенную ценность, правда, на мой взгляд, ее возможности куда больше и разнообразней уже сделанного.

В ее писательском даре есть ноты забавного юмора, иной раз отчаянно блещущего среди сумрачного текста (сошлюсь на ужасно смешную новеллу "О мужчине"); а артистизм бывает натурально и великолепно комичен. Юмор вообще прекрасно уравновешивает любые демонические соблазны (как действительные, так и воображаемые)...

Рассуждение пятое. О неизвестности

Конечно, рассуждать о неизвестности -- занятие повышенного комизма; неизвестность она и есть неизвестность. Всегда удивлялась людям, которые без запинки и с ходу отвечают на любой вопрос. Я прибегла к методу кругового хождения вокруг избранного объекта, ибо живущее в Ренате Литвиновой недоумение и удивление перед миром мне представляется более важным и ценным, нежели чеканные формулы. Когда человек спрашивает там, где все хором отвечают, у него есть шанс додуматься-достучаться до неявного, потаенного смысла вещей. "Темный лик" литвиновского мира написан неплотно, небезнадежно: есть в нем и паузы, провалы, зоны умолчания, в которых неизвестно что, а потому оставляю читателя рассуждать далее самостоятельно.

0

116

http://i.piccy.kiev.ua/i2/cd/df/ba1f3e03ac580481afbbd421f9d0.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/c3/6e/eb8ab7b16263e146ea805808f57f.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/d7/6e/356cc6e90127e9261f383705834e.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/26/9f/4fe92fa433525a205fcd5f9054b3.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/d6/a1/350585710d9cc631b78cc7bddd13.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/75/d6/3d3091441e899b5782a5a0a5995e.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/3a/39/3d5d8efa259698fe4c85f0a80370.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/dc/d2/4bab33797a2233b379afa62fb20c.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/0c/f3/199cdb71e2aa42f716fd0b2d881c.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/62/e8/1628a21dfdd84c92c39134a92ba0.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/77/6e/e6f517ae6ef3185a73fa6a21deba.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/0d/91/7214bf7dabb2d12abec1ddf3e981.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/86/e4/e4e70b301faa5b0146e900b9f229.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/e2/9d/6d2c3eff47fc5a62b335bd32d0e1.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/a9/1a/2c87ab8df60c0be1edec72c0e827.jpeg

Отредактировано Morgana (18.04.2008 03:04)

+1

117

Morgana
СПАСИБО,СПАСИБО.
МОЛОДЕЦ...

0

118

Не за что :flag: У тебя (ничего что на ты?) уже наверное приличная коллекция ее фотографий собралась. Кстати, Ре Ли, ты смотрела выпуски программы "Синемания", ведущей которой была Рената? Любопытно было посмотреть, когда к ней в гости приходили интересные люди, я никогда не забуду как у нее в гостях была Милла Йовович :D Хорошо так девчонки посидели, поговорили за жисТь 8-) , словесно отжигали просто не по-детски :cool:  :rofl:

http://i.piccy.kiev.ua/i2/0e/8c/dda95225adaafc41ed644eded8c7.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/4d/03/c04f732461de898ebe6a4f9642da.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/c1/4a/cf3fec3a1ad200d2a64714234c20.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/c9/c6/4976bfd609adb5a34c7cb8d0fe50.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/f2/62/09e4a29272d1bc93a3422bda3d5e.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/69/47/6c8a47dd418e00651ceeaff9f22c.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/c8/91/9300d815efdda97d3e90fa532fd1.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/d0/27/e5f9cca7b93443aabbef55d7d737.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/d6/3f/cae5a0391bc821ac264e3b1d92c7.jpeg
http://i.piccy.kiev.ua/i2/d8/82/5531274923031388f6f51e036734.jpeg

0

119

Morgana написал(а):

(ничего что на ты?)

Всё нормально,не бери в голову...

Morgana написал(а):

У тебя уже наверное приличная коллекция ее фотографий собралась.

735 штук )))))
и еще много новых скаченных....(время пока нет)

Morgana написал(а):

Кстати, Ре Ли, ты смотрела выпуски программы "Синемания", ведущей которой была Рената? Любопытно было посмотреть, когда к ней в гости приходили интересные люди, я никогда не забуду как у нее в гостях была Милла Йовович  Хорошо так девчонки посидели, поговорили за жисТь  , словесно отжигали просто не по-детски

Да,смотрела ,почти все.
С Милкой это было жесть  :D Рената такая "А что заметно,что я выпиваю..."
И Йовович,там была на таком дозняке.....просто отпад!

0

120

БОЖЕ!!!!
ГОЛОСУЕМ ЗА РЕНАТУ!!!!!ПОЖАЛУЙСТА !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

http://www.ruskino.ru/acter/forum.php?c … amp;aid=20

У НЕЁ ВСЕГО СЕМЬ ГОЛОСОВ
И 105 место В РЕЙТИНГЕ!!!!!!
БЫСТРО!!!!!!
ГОЛОСУЕМ!!!!!
УБЬЁМ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ!!!

0